Армянский дудук как выбрать


Дудук: описание, краткое руководство игры на инструменте

История инструмента

Дудук, реже «циранапох»(арм.), что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева» — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. В русле данной гипотезы, мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет. Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95—55 гг. до н. э.). Считается, что дудук под именем «циранапох» упоминается в трудах историка V в. Мовсеса Хоренаци. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.

Возможно, вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т. д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т. д., дудук распространялся и на этих территориях. Также дудук мог проникать за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим в соответствующее время торговым путям, часть из которых проходила в том числе и через Армению. Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, он в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготавливался инструмент.

В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию и, вероятно, являющиеся его вариациями музыкальные инструменты имеются также у многих народов:
в Азербайджане - тютяк, также употребляется название балабан;
в Грузии - дудуки;
в Турции - мей;
в Китае - гуан или гуанзи;
в Японии - хичирики или хитирики

Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах — зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.

Описание

Дудук состоит из игровой трубки, традиционно изготовленной из абрикосового дерева, и съёмной трости, из тростника. Длина армянского дудука составляет от 28 до 40 см. На лицевой стороне имеется 8 игровых отверстий и два отверстия на обратной стороне, одно игровое для большого пальца, а второе используется для настройки инструмента. Длина трости, известной как «рамиш» (арм.), обычно равна 9—14 см.

Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.

В начале XX в. дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несморя на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.

Изготавливается дудук в тональностях G, A, Bb, H, C, D, E, Eb и F. Существуют так же разновидности: альт, тенор, бас-дудук и пикколо.
Для начинающих рекомендуется инструмент в тональности A(ля).

Основы игры

При игре на дудуке необходимо следить за положением вашего тела и инструмента. Вы должны быть расслаблены, держать голову прямо и не изгибать спину. Дудук держите под углом 50 гр. относительно тела. Локти немного приподняты, для свободного дыхания. При игре сидя, не скрещивайте ноги, так как это излишне напрягает брюшной пресс, что напрямую сказывается на дыхании. При игре стоя, правая нога немного впереди.

Не менее важно, при игре на дудуке, правильное дыхание. Вдох должен быть быстрым и глубоким, а выдох долгим и ровным. Существует три вида дыхания:

  • грудное или реберное
  • брюшное или диафрагментальное
  • смешанное или грудно-брюшное
Начинающим рекомендуется практиковать смешанный вид дыхания. Этот вид выгодно отличается от остальным тем, что позволяет достигать лучшего звука и легкости при игре. Во время глубокого вдоха, грудная клетка расширяется и диафрагма опускается вниз. При спокойном выдохе, грудь и диафрагма плавно возвращаются в изначальное состояние. Глубина вдоха должна соответствовать длительности музыкальной фразы. Частая смена дыхательного ритма не рекомендуется, по причине скорого утомления дыхательных мышц.

Перед началом занятий, убедитесь, что инструмент готов к игре. Трость должна быть раскрыта, то есть иметь небольшой зазор между пластин. Если же она закрыта, капните вовнутрь немного воды. Вылейте и надев колпачок подождите минут 15-20, после чего можете приступать к игре на дудуке.

Далее несильно зажмите трость губами за самый конец. Надуйте щёки, так чтобы губы немного отошли от дёсен, и сделайте плавный и медленный выдох.
Для достижение правильного звукоизвлечения рекомендуется начинать с простых упражнений.
Постановка рук при игре на дудуке бывает двух типов: упрощенная, когда не используется мизинец на левой руке, и полная, при которой задействованны все пальцы. Для начинающих рекомендуется упрощенная.

Уход за инструментом

Дудук нуждается в периодическом уходе, заключающемся в смазывании трубки. Лучше всего для этих целей подходит масло грецких орехов. Трубка смазывается снаружи, но ни в коем случае не внутри.

После игры трость необходимо вытащить из трубки, ослабить на ней регулятор, надеть колпачок и дать ей просохнуть. Хранить трости рекомендуется в вентилируемых футлярах.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Мой дудук не играет, что делать?

1. Ознакомьтесь с основами игры
2. Проверьте трость. Если она не раскрылась, такое случается при редком ее использовании, то опустите трость в небольшое количество воды, приблизительно на 1-1,5 см. Периодические проверяйте и как только трость раскроется, вытрите ее и можете приступать к игре. Если же получилось так, что трость раскрылась слишком сильно, то наденьте колпачок и отложите ее минут на 15-20, дав тем самым подсохнуть. После чего можете приступать к игре.
3. Проверьте правильность постановки пальцев при игре. Отверстия должны быть плотно закрыты первой фалангой. Возможно какое то из отверстий неплотно зажато.
4. Возможно при игре вы сильно сжимаете трость губами.
5. Следите за дыханием. Достаточно небольшого напора воздуха для того, чтобы трость завибрировала и появился звук.

Мой дудук не строит

1. Ознакомьтесь с основами игры
2. Переместите регулятор на трости ниже или выше, и тем самым добейтесь нужного звучания.
3. Для повышения общего строя можно смотать нитки с основания трости. Аналогично для понижения нитки наматываются.

duduk.msk.ru

Армянский Дудук | Статьи

01-08-2014

Дудук – духовой инструмент, звукоизвлечение производится с помощью трости. Аппликатура похожа на аппликатуру продольной флейты. Дудук изготавливается из особых пород абрикосового дерева. Трость из специальных пород тростника.

Посмотреть какие модели имеются в наличии можно в разделе Армянские дудуки.

Так как все дудуки изготавливаются вручную, они требуют настройки у мастера-музыканта. Настройка производится путем изменения диаметра отверстий. По трудоемкости процедура настройки сопоставима с изготовлением инструмента. Этим объясняется то, что дудуки прошедшие настройку – дороже других инструментов. В продажу поступают и дудуки не прошедшие настройку. Они подходят для музыкантов, которые хотят подстроить инструмент под себя. Это также распространено среди любителей губной гармоники, которые подстраивают гармошки путем подпиливания язычков, тем самым добиваясь нужного оттенка звучания. Главное, при настройке помнить, что диаметр напрямую влияет на высоту тона, поэтому главное не перестараться!  

Аппликатура наиболее распространенной модели представлена на следующей схеме:

Трость

  •     изготовлена из специальных пород тростника
  •     снабжена колпачком
  •     имеет регулятор тона для подстройки

Рекомендации по использованию

Если Вы не используете трость продолжительное время, она высыхает и ее края сжимаются. В этом случае необходимо залить простую воду в трость, встряхнуть, вылить воду и подождать. Через 10-15 минут края трости отделятся друг от друга, и трость можно будет использовать. Если у Вас нет опыта игры на дудуке, то обратите внимание, что достаточно лишь касания Ваших губ с краями трости (нет необходимости помещать всю трость в рот). После этого Вы слегка надуваете щеки, так чтобы внутренние части губ отделились бы от десен и зубов, формируя щель. Затем выдохните с усилием, но не напрягая губ. Практика позволит Вам добиться правильного звукоизвлечения.

Трость должна храниться при плотно надетом колпачке, а регулятор тона - ослаблен. При хранении трость должна находиться в упаковке, не задерживающей влагу.

Подстройка тона

При игре на дудуке можно регулировать его настройку регулятором тона: когда Вы прижимаете его, тон повышается; при ослаблении – понижается.

Дудук – древний армянский инструмент

Дудук – древний армянский язычковый духовой инструмент, изготовляемый из абрикосового дерева. Звук образуется от вибрации двух тростниковых пластин. На лицевой стороне инструмента имеется 7-8 звуковых отверстий и ещё одно или два – на обратной стороне. В процессе эволюции инструмента мастера перепробовали десятки пород древесины. Однако подлинное звучание инструменту давал только абрикос, растущий в Армении. Недаром в своем латинском названии "фруктус Аргденика" он считается действительно армянским фруктом.

Фильм Ридли Скотта "Гладиатор" по сути открыл миру дудук. После церемонии присуждения "Оскара" картине, "Нью-Йорк таймс" заметила: "как странно, что в этом безбожно жестоком мире еще есть сокровенные звуки". Светлым звучанием, бархатным тембром и эмоциональностью отличается этот любимый в народе духовой инструмент. В некоторых районах Армении его называют “най”, что в переводе означает тростник. Отличительной чертой звучания дудка является лиричность.

Дудук широко используется в оркестрах армянских народных инструментов. Его голос звучит и на свадьбах, и на застольях. В радости и горе дудук пользуется особой любовью и уважением в народе. Обычно выступают два дудукиста. Один – солист, он играет мелодию песни или танца, а другой – дамкаш. ”Дам” в переводе означает дыхание, подпевание, в восточной музыке – “созвучность мелодии”. Дамкаш, используя особый способ беспрерывного звукоизвлечения, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада, создавая своеобразный колористический фон солисту-дудукисту или певцу. Возникает неповторимое ощущение покоя, умиротворённости, высокого духовного начала. Для исполнения танцевальной музыки к дудукам присоединяется ударный инструмент доол.

В числе лучших дудукистов Армении: Дживан Гаспарян, Мкртыч Малхасян и Сергей Карапетян. Они исполняют народные и гусанские песни, а также произведения армянских композиторов. Эти замечательные музыканты известны и уважаемы не только в своей отчизне, но и в других странах мира.

dynatone.ru

Армянский дудук – магия музыки

Вероятно, не  найдется ни одного  человека, который, услышав необыкновенный звук армянского дудука, остался бы равнодушным. Для того чтобы понять и прочувствовать эту музыку, совсем необязательно быть профессионалом. Мелодии настолько трогательны и проникновенны, что сразу достигают глубины души.

Божественный дудук (Дживан Гаспарян)

Дудук – самый древний армянский музыкальный инструмент, его история насчитывает 1900 лет. Дудук изображался на многочисленных армянских летописях средних веков. Этот незамысловатый с виду музыкальный инструмент особенно любим еще и потому, что своими глубокими и лиричными звуками прекрасно отражает чувства и эмоции жителей Армении. И хотя играют на дудуке и в других странах Закавказья, родиной его считается Армения.Музыкальные инструменты, близкие дудуку по конструкции и звучанию имеются у многих народов, например, в Азербайджане – балабан (кстати, его иногда тоже называют дудук), в Турции – мей, в Китае – гуань, в Японии – Хитирики.

Абрикосовое дерево - лучший материал для изготовления дудука

В Армении этот духовой инструмент изготавливается из абрикосового дерева (его еще называют абрикосовой трубой). Неподражаемый теплый и душевный звук обеспечивается вибрацией двух тростниковых пластин, которая возникает под воздействием вдуваемого воздуха. На инструменте находится всего восемь отверстий: семь – на лицевой стороне, и одно – на обратной. Несмотря на кажущуюся простоту, инструмент позволяет играть в разных тональностях.

Кстати, по мнению специалистов, звук армянского дудука очень отличается от звуков дудука, изготовленного из других материалов. По звучанию армянский дудук достаточно мягкий и бархатистый, чем напоминает человеческий голос, в противоположность ему звук других дудуков несколько резковат.

Аппликатура (пальцовки) на дудук

Обычно выступают два музыканта – дудукиста, один из них солирует, а другой, благодаря особой технике беспрерывного звучания, обеспечивает своеобразный тон для солиста.

Дживан Гаспарян-пожалуй самый известный композитор и исполнитель на дудуке.

На сегодняшний день, армянский дудук является достаточно востребованным не только у себя на родине. Сегодня можно услышать дудук во множестве всемирно известных кинофильмов, таких как  «Гладиатор», «Код да Винчи», «Пираты Карибского моря. На краю света». Безусловно, необычные звуки дудука только усиливают впечатление от сюжета.

Многие музыканты с мировым именем приглашают профессиональных дудукистов для исполнения своих композиций. Удивительные звуки армянского дудука позволяют сделать любую мелодию завораживающей.

planetaarmenia.ru

Дудук — Википедия

Дуду́к (тур. düdük[1][2][3][4][5]) — музыкальный духовой язычковой инструмент. Дудук представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён среди народов Кавказа[6], Ближнего Востока и Балканского полуострова.

Варианты распространены среди народов Кавказа[7], Ближнего Востока и Балканского полуострова.

В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО[8][9].

В Армении дудук также известен как циранапох (арм. ծիրանափող), что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева»[10].

Этимология

Различают дудук как разновидность свистковой или мундштучной флейты в разных странах (Турция, у курдов, юго-запад Боснии, Восточная и Южная Сербия, Албания, Болгария) и как армянский духовой инструмент с двойной тростью[11]. Название дудука-флейты происходит от слова тур. duduk[12], düdük[13][7][14], которое в свою очередь произошло от перс. тутак‎[12].

Армянская народная этимология связывает «дудук» с имитацией слогов, произносимых во время игры на инструменте при атаке: ду, фу, туй. Отсюда же произошло и более раннее название армянского дудука туйтуй[12].

История

Про дудук под названием «циранапох» упоминал ещё армянский историк V века Мовсес Хоренаци[15].

Инструмент дудук и музыка дудука являются неотъемлемой частью культурной жизни и общественной идентичности армянского народа. На протяжении многих веков она сопровождала все важные социальные события в жизни армян: народные празднования, торжества, песни и танцы, свадебные и похоронные церемонии и другое[8].

Согласно исследованию этномузыковеда доктора Джонатана Макколама (Dr. Jonathan McCollum), дудук изображен на многочисленных армянских рукописях Средневековья, символизируя армянскую национальную идентичность. Как отмечает Макколман, наиболее важным качеством дудука является его способность выражать диалектику и настроение армянского языка[16][неавторитетный источник?].

Большая российская энциклопедия называет дудук армянским инструментом[11].

Общая информация

Дудук состоит из трубки и съёмного двойного язычка (трости). Средняя длина трубки составляет 32 см, трости — 12 см. На передней поверхности дудука имеется восемь отверстий, на задней — одно[17].

Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.

В начале XX века дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несмотря на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий[18].

Музыка на дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах — зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент дхол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов.

Похожие инструменты

В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию музыкальные инструменты имеются у многих народов:

Материалы для изготовления

Наиболее ранние инструменты, подобные дудуку, делались из костей животных и тростника. Дудук изготавливается из тутового[17], абрикосового, сливового и орехового дерева. Язычок делается из двух кусков тростника. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука — достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание.

Изготовление армянского дудука

Армянский дудук (циранапох) делается из абрикосового дерева из-за его характерной способности резонировать. Армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на голос, в отличие от дудука, изготовленного из других материалов, для которых характерен довольно резкий звук. B 1920—1930-x годах армянский дудук был усовершенствован B. Г. Буни, который, сохранив в основном тип народного инструмента, создал три разновидности дудука разных регистров. Последний из них, более низкого, баритонового регистра получил название по имени конструктора — «бунифон»[23]. Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см.

На лицевой стороне инструмента имеется 7 (либо 8) игровых отверстий и одно (или два), для большого пальца, — на обратной стороне. Длина двойного язычка, известного как «ехе́г» (арм. եղեգ), обычно равна 9—14 см.

Звучание

На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, несмотря на двойную трость, похожим не на гобой, а на саксофон (альт и сопрано) или кларнет, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.

Популяризация

Дудук можно услышать во множестве кинофильмов. Первым фильмом с мировым именем, в котором прозвучал дудук, стало «Последнее искушение Христа». Затем последовали другие фильмы и телесериалы:

«Арарат» ; «Гладиатор» ; «Халк» ; «Александр» ; «Страсти Христовы» ; «Код да Винчи» ; «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф»[24] ; «Пираты Карибского моря: На краю света»[25] ; «Мюнхен» ; «Сириана» ; «Зена — королева воинов» ; «Пепел и снег» ; «Дом. История путешествия» ; «Онегин» ; «Игра Престолов» (тема Дэйнерис)[26] и другие.

Исполнение

Одним из самых известных исполнителей музыки на дудуке является музыкант и композитор Дживан Гаспарян, прозванный мастером дудука[27], автор саундтреков многих голливудских фильмов, таких как, например, «Последнее искушение Христа» (1988) и «Гладиатор» (2000) (за которую получил премию «Золотой Глобус»[28])[29][30][31][32][33]. Работал со многими известными музыкантами, среди которых Андреас Фолленвайдер, Лайонел Ричи, Стинг, Питер Гэбриел, Ханс Циммер, Брайан Мэй, Борис Гребенщиков, Ирина Аллегрова, Владимир Пресняков, Игорь Крутой, Майкл Брук и Дерек Шериньян[28].

В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых являются Людвиг Гарибян (Լյուդվիգ Ղարիբյան), Дживан Гаспарян-младший (внук Дживана Гаспаряна) (Ջիվան Գասպարյան), Геворг Дабагян (Գեվորգ Դաբաղյան), Сергей Карапетян (Սերգեյ Կարապետյան), Мкртич Малхасян (Մկրտիչ Մալխասյան), Ваче Овсепян (Վաչե Հովսեփյան). Следует назвать и выдающегося дудукиста Ованеса Касьяна (Հովհաննես Կասյան), который сыграл важную роль в развитии этого искусства в Грузии[34].

См. также

Примечания

  1. ↑ Дудук // Словарь русского языка в 4-х томах. Т. 1. — 1999 (текст)
  2. Дудук — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  3. ↑ http://www.ksu.ru/uni/sank/db/filebase/files/360.doc
  4. ↑ Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  5. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — 2-е изд. — М.: Русский язык, 1994. — Т. 1. — С. 273. — ISBN 5-200-02283-5.
  6. ↑ БСЭ (недоступная ссылка)
  7. 1 2 3 Дудук // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  8. 1 2 Duduk and its music (англ.) // UNESCO
  9. ↑ Игра на дудуке // Шедевры устного и нематериального наследия человечества (неопр.). unesco.ru (2005). Дата обращения 21 декабря 2018.
  10. Армянские музыковеды утверждают о существовании дудука ещё в 1200 году до н. э., западные же оценивают его возраст в 1.500 лет (англ.)
  11. 1 2 Большая российская энциклопедия, 2016.
  12. 1 2 3 Музыкальные инструменты. Энциклопедия, 2008.
  13. ↑ Дудук // Словарь русского языка в 4-х томах. Т. 1. — 1999
  14. С. А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. Дудук. — И:Норинт, 1998
  15. ↑ Журнал/Энциклопедия «Вокруг Света». Статья: «Армения. Дудук» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 апреля 2012. Архивировано 21 января 2011 года.
  16. ↑ Turpin, Andy. Nothing Sounds Armenian Like a Duduk: ALMA Lecture (неопр.). The Armenian Weekly (12 февраля 2010). Дата обращения 22 февраля 2010. Архивировано 22 февраля 2012 года.
  17. 1 2 The World of music, Том 21;Том 21,Выпуск 1
  18. ↑ Схема игры на дудуке.
  19. ↑ Олег Цыганов «Имеющий уши да услышит…». Известия. Ру, 30.07.08
  20. ↑ Encyclopedia Iranica (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 25 марта 2012. Архивировано 8 апреля 2015 года.
  21. ↑ [dic.academic.ru/dic.nsf/kuznetsov/1958/балабан С. А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. Балабан. — И:Норинт, 1998]
  22. ↑ Turkish Wind Instruments. Mey.Exoticmusicshop.com
  23. ↑ Музыкальная энциклопедия. Дудук. Под ред. Ю. В. Келдыш. Т 1. А — М.: Советская энциклопедия, 1973.
  24. ↑ Soundtrack.net — трек A Narnia Lullaby
  25. ↑ Chris Bleth Movie Credits
  26. ↑ Victoria Ellison «'Game of Thrones' Composer Ramin Djawadi: 'I’m Just Trying to Create Something Magical' (Q&A)». Hollywood Reporter, 4/15/2013
  27. ↑ В торжественной церемонии принял участие всемирно известный музыкант, мастер дудука Дживан Гаспарян
  28. 1 2 Дживан Гаспарян поддержит Еву Ривас на «Евровидении-2010»
  29. ↑ Биография Дживана Гаспаряна (на английском) (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 2 июня 2012. Архивировано 25 мая 2012 года.
  30. ↑ Борис Тарасов, «Дживан Гаспарян: Ничто так не звучит, как дикий абрикос» (интервью). Новые Известия (4 декабря 2006).
  31. ↑ Биография Дживана Гаспаряна (на русском)
  32. ↑ Элеонора Мандалян: Дудук Дживана на саундтреках Голливуда, журнал «Чайка»
  33. ↑ 10 самых успешных этнических музыкантов
  34. ↑ Искусство России: Статья про Дудук (недоступная ссылка)

Литература

  • Дудук // Большая российская энциклопедия (электронная версия). — М., 2016.
  • Дудук // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 185. — 672 с.
  • Дудук // Музыкальная энциклопедия. Том 2. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Стб. 327—328. — 960 стб.
  • Дудук (свистковая флейта и язычковый духовой инструмент) // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 207—209. — 786 с.

Ссылки

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты, либо библиографическими ссылками на печатные источники, либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных доменов

ru.wikipedia.org

Дудук- «душа абрикосового дерева» - Арт


Фото musicofarmenia.com

Этой музыке полторы тысячи лет. Нежные, обволакивающие мелодии, сыгранные на флейте дудук, называют «голосом вечности». В Армении, где люди чтят народные мотивы, верят, что в дудук вселилась душа абрикосового дерева — и заставила дерево зазвучать.


Заглавное фото nurwind.соm

Духовые музыкальные инструменты Востока похожи друг на друга. Грузинский дудуки, азербайджанский ясти баламан, турецкий мей, армянская флейта дудук… Они вписываются в композиции протяжным и пронизывающим звучанием, пробуждающим легкую ностальгию. Один из мастеров перкуссии, который часто задавал ритм для соло флейты, называл дудук самым задушевным инструментом и рассказывал, что его музыка способна вызвать у слушателей магическое чувство любви.

Фото crystalelephant.ru

По легенде, один музыкант, живший у тихой заводи, путешествовал по близлежащим селам и играл на дудуке. В одном селении жила красавица, прославившаяся в округе тем, что никто не мог произвести на нее впечатление. Однако, услышав дудук, девушка была настолько очарована, что полюбила музыканта…


Мало передать нежность лирических мелодий – дудук еще нужно правильно смастерить. Так, Дживан Гаспарян, всемирно известный армянский музыкант, популяризировавший дудук, рассказывал, что самое красивое звучание дает инструмент, сделанный из дикого абрикоса. Пристальное внимание к материалу тоже передает любовь, с которой мастера своего дела вкладывали душу в изготовление музыкальных инструментов. Им тщетно пытались подражать, делая дудук из сливового и орехового деревьев. Подделки годились лишь для того, чтобы воспроизвести мелодию по нотам, но не передавали мелодичности «абрикосового» инструмента. Так путем проб и ошибок мастера и музыканты поняли, что из любого другого дерева, кроме абрикоса, извлекаются грубые, гнусавые звуки. А также осознали, что дудук нужно делать с широкой тростью, чтобы звук был прекрасным — и немного печальным.

Дживан Гаспарян - армянский музыкант и композитор, знаток армянской национальной музыки, мастер игры на дудуке. Народный артист Республики Армения. Профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса.

Историки спорят, сколько лет музыке дудука. Некоторые называют цифру 1500, другие, убежденные, что именно дудук изображен в летописях государства Урарту, отсчитывают 3000 лет. Да и сам дудук в тех или иных вариациях путешествовал по всему миру, кочуя от Болгарии, Сербии и Хорватии, где его знали под названием кавал, до Китая (инструмент гуань), Кореи (музыка пири) и Японии (композиции хирикири).



В Армении верят, что дудук нужно передавать из поколения в поколение, чтобы память предков не стиралась. Прикосновение к этому музыкальному инструменту напоминает ритуал обращения к духам родственников, которых музыкант никогда не встречал. Таинственность звучания, секреты мастерства, поддерживающие ореол мистерии, — все это послужило причиной тому, что в 2005 году ЮНЕСКО признала армянский дудук шедевром Всемирного нематериального культурного наследия.

Традиционно музыку на нем исполняли соло, однако с приходом Советской власти в Армении появилась манера аккомпанировать на барабане дхол, воссоздавая народные ритмы. Тем не менее, современные ученые, такие как Энди Нэрсессиан, утверждают, что музыка дудука не имела ничего общего с сельской местностью. Хотя и напоминала фолк-мотивы. Более того, ранние записи, которые дошли до наших дней, напоминали мелодии турецкой флейты мей. И это неудивительно: восточную Турцию населяло множество выходцев из Армении.

Дживан Гаспарян так описывал ранние эпизоды из истории инструмента: «Вначале дудук ничем не отличался от свирели, называемой гхамиш. Я имею в виду не тот музыкальный инструмент, который мы знаем сегодня, а более длинную свирель, что стала основой для дудука."

В период, описанный известным исполнителем, среди широкой аудитории резко вырос интерес к этой необычной музыке. Это было связано с выступлениями музыканта Маргара Маргаряна, который решил сделать инструмент более удобным для настройки на нужную тональность и придал входной части коническую форму.

Для того, чтобы исполнять музыку на флейте дудук, рекомендуется использовать грудно-брюшное дыхание, чтобы нужный звук достигался с завидной легкостью. Среди прочих советов экспертов начинающим музыкантам – нужно держать дудук под углом пятьдесят градусов, проследить, чтобы трость была немного раскрыта, набирать дыхание лишь по окончании музыкальной фразы


Люди, осведомленные в теории музыки, знали, что ведущая партия исполняется флейтой дудук, а аккомпанемент исполняется на ее разновидности под названием «дам». Возвращаясь к впечатлению от музыки, обнаруживаем, что первая мелодия напоминала грустную, протяжную песню, и достигалось это атмосферное звучание стараниями музыканта, извлекавшего из инструмента «дам» звуки, похожие на бас волынки. Затем эта печальная музыка переходила в другое состояние, приближаясь к ритму медленного танца. Видимо, тогда появилась традиция, нынче свойственная исполнителям армянской народной музыки – играть повторяющиеся эпизоды тихо, пианиссимо, создавая контраст с ведущей линией мелодии.

по материалам

справка

Дудук-

армянский язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с 7—9 игровыми отверстиями, в которую вставлена трость.

В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

В Армении дудук также известен как циранапох что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева»

li-ga2014.livejournal.com

Дудукисты мира. исполнители дудук. Смотреть Слушать дудук.

Исполнители, Армянский дудук,  Лучшие дудукисты, Смотреть Слушать дудук. Дживан Гаспарян, Геворг Дабагян, Камо Серянян, Левон Мадоян, Каро Чарчоглян, Георгий Минасов, Ваче Овсепян, Мкртич Малхасян, Владимир Арутюнян, Мукуч Карапетян, Сергей Карапетян, Норик  Ленинаканский. и т…

Джива́н Арамаи́сович Гаспаря́н (арм. Ջիվան Գասպարյան; род. 12 октября 1928, деревня Солак, Армения) — всемирно известный армянский музыкант и композитор. Живёт и работает в столице Армении, Ереване. Профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Всемирно известный знаток армянской национальной музыки, мастер игры на дудуке. Даёт концерты по всему миру.

Дживан Гаспарян – живая легенда мировой музыкальной сцены, человек, которому удалось в печальном и страстном звучании дудука выразить подлинную душу армянского народа. Благодаря этому феноменальному виртуозу весь мир узнал о фольклоре и традициях Армении. Джон Парелес из New York Times называет концерты Гаспаряна «захватывающими, грустными, ностальгическими и благоговейными драмами». Дядя Дживан, как ласково называют его на родине, без сомнения, один из самых эмоциональных и искренних музыкантов мира.

Геворг Дабагян

Геворг Дабагян Г. является известным дудукистом и преподавателем Ереванской государственной консерватории.
Он родился в 1965 году в Ереване, Армения.

В 1984 году окончил музыкальное училище имени Романа Меликяна. В 1989 году окончил Ереванскую консерваторию, факультет дудука. В 1992 году он получил степень магистра в Ереванской государственной консерватории. Его преподавателем был Хачатур Аветисян.

В 1990 году Геворг Дабагян выиграл Гран-при в номинации “Лучшие Восточные Национальные Инструменты”  в Душанбе.
В 1991-1992 годах в Ереване он получил главный приз Саят-Новы. В 1994 компакт-диск Геворга Дабагяна был сделан американским фильмом » небесные гармонии». В 1995 году этот диск был награжден международной премией «INDI».
В 2002 году специально для иранского фильма «Мисс Мария», посвященного Иисусу Христу, была записана композиция для симфонического оркестра, хора и дудука от иранского композитора Meget Entezami.
Также Геворг Дабагян сотрудничает со всемирно известными музыкантами, такими как Yo — Yo Ma и Yan Garbarek.

Камо Серянян

Камо Сейранян, широко популярный дудукист среди армян, получил начальное музыкальное образование в своем родном городе, Чаренцаване. В 1997 году он закончил музыкальное училище Арно Бабаджаняна.
На протяжении Камо 1997-2004 учился в Ереванской государственной консерватории, украшая его музыкальное образование историю Мастер и докторские степени по музыке. С 2003 года Камо был инструктором дудук в государственной консерватории имени Комитаса, передавая его ловкий исполнительское мастерство своим ученикам.
Камо была с концертами во многих странах мира — США, Австралия, Австрия, Франция, Греция, несколько арабских стран, России и т.д.

Камо не только выполнять чисто народной музыки, но он также эксперименты по включению абстрактные элементы в его исполнении. Среди выполнения, Камо также преподает в Ереванской государственной консерватории.

 

Минасов (Минасян) Георгий Вартанович

  Минасов (Минасян) Георгий Вартанович заслуженный артист Республики Армении, один из признанных сегодня знатоков искусства мугамата в Закавказье, музыкант, педагог, исследователь и изобретатель новых разновидностей инструмента дудук (национальный армянский духовой инструмент), имеющего многовековую историю.
Георгий Минасов родился в 1933 г. в Баку в семье потомственных музыкантов. Учился в армянской и русской школах, окончил музыкальное училище им. Асафа Зейнали. С 7 лет Георгий играл на мандолине, с 16 лет — на кяманче. Первым учителем Георгия был родной дядя, брат отца, Агалар Минасов – известный в свое время дудукист. Формирование личности музыканта происходило под воздействием исполнительского искусства крупных мастеров дудука Каро Чарчогляна и Левона Мадояна.
В 1983 г. Георгий Минасов с семьей переехал в Ереван и поступил в руководимый Рубеном Алтуняном Государственный ансамбль гусанской и народной песни в качестве солиста-дудукиста. Он продолжил преподавательскую деятельность в Ереванском музыкальном училище им. Романоса Меликяна, где работает по сей день. Георгий Минасов выступал на сценах многих стран мира: США, Канады, России, Греции, Бельгии, Сирии, Ливана, Ирака, ОАЭ и др.
Педро Евстафия. Pedro Eustache

 Педро Евстафия (Каракас родился 18 августа 1959 г.), является творческим флейтист соло — «Мир музыки» деревянные духовые инструменты, камыша ветра синтезаторов и композитор с большим научных исследований и более 35 лет профессионального опыта.  Он обладает более чем семь лет симфонический опыт и коллекции около 600 инструментов со всего мира, многие из которых он был основан, построен, предназначенные и / или изменения им самим.    Он был признакам флейты, дудук, Короля бансури и пикколо солистом в 2005 году Грэмми наградами Концерт для Джорджа мемориальный концерт. Он выиграл в 2007 году фильм и премию ТЭФИ за лучшую музыку Инструментальное исполнительство на солистка в фильм или категории телевидения Оценка за работу в Пираты Hans Zimmer о Карибского моря: На краю Света.
Мукуч Карапетян

Норик  Ленинаканский

 Ваче Овсепян

 Ваче Овсепян (Vache Hovsepyan) (1925-1978) — родился в Ереване, Армения. Его первоклассным исполнением на дудуке восхищались во всем мире.
Считается одним из величайших дудукистов XX столетия.

Ваче Овсепян. Имя этого воистину Великого сына армянского народа, сегодня мало кому известно среди нашей молодежи.
Перед его мастерством склонялись многие головы, и не только амбициозных армян, но и грузин, и кавказских турок. Безоговорочное признание! Не каждый дудукист нашего времени может похвастаться в таком признании со стороны соседних Закавказских республик. А точнее никто.
Он был не только гениальным музыкантом, виртуозно играющий на дудуке, зурне и кларнете, но и являлся ярким представителем армянской интеллигенции. В те советские годы, где был хорошо развит культурный национализм, дудук, как исконно армянский музыкальный инструмент сыграл консолидирующую роль в армянском обществе.
Его квартира в Ереване превратился местом паломничества, куда шли как армяне, так и представители разных народов, в том числе и звёзды Азербайджана, чтобы услышать волшебную мелодию дудука, и увидеть воочию Варпета. Под мелодию благозвучного дудука Варпета мечтали спеть многие народные артисты Армении, Грузии и Азербайджана. К сожалению, его скоропостижная смерть прервала славный творческий полет великого мастера.

Левон Мадоян
Левон Мадоян (Гюмри,1909- Ереван,1964), Levon Madoyan

Родоначальник современного армянского стиля игры на дудуке, Мадоян противопоставил вычурной восточной мелизматике, принятой в то время, более строгий, но не менее выразительный стиль армянской народной песни. Он расширил репертуар дудука, исполняя и народные песни, и мугамат, и танцевальные мелодии. Мадоян подчеркивал, что дудук прекрасно подходит для исполнения танцевальной музыки, а не только для музыки траурной. Одна из самых прекрасных армянских мелодий «Сиреци ярес таран» написана им. Будучи солистом оркестра народных инструментов при Ереванской филармонии, работая на радио,  гастролируя по Союзу и за рубежом, Мадоян много записывался, и где-то эти записи есть, и надеюсь, мы их когда-нибудь услышим.

Мкртич Малхасян

Владимир Арутюнян

Сергей Карапетян


Где купить армянский дудук
Красивые мелодии на дудуке

Легендарные музыканты
Рок-музыканты
Знаменитые рэперы
Знаменитые диджеи
Детские песни
Красивая музыка
Сборники минусовок
Главная страница Tvarit.ru

tvarit.ru

Дудук аппликатура для обучения игре на дудуках любого строя

Дудук аппликатура показывает какие игровые отверстия на инструменте надо закрыть/открыть для извлечения нот мелодии. Как известно, дудуки изготавлявают в разном строе. То есть при одинаковом наборе закрытых,открытых отверстий дудуки разного строй будут извлекать разные ноты.

Строй дудука  определяется нотой, которая звучит при всех открытых игровых отверстиях инструмента. На картинках с аппликатурой дудука, представленных ниже это крайний правый ряд в таблице аппликатуры. Этаже нота, только на октаву ниже должна звучать при закрытых шести верхних отверстиях на лицевой стороне ствола и закрытом отверстии на тыльной стороне дудука.

Дудук аппликатура. Дудук в строе Ля.

Этот дудук используется для обучения игре. Он самый распространенный и общедоступный.

Скачать аппликатуру дудук строй ля с яндекс-диска.

Дудук аппликатура. Дудук в строе До.

Дудук в строе до также достаточно распространен. Многие народные музыканты выбирают этот инструмент.

Скачать аппликатуру дудук строй до с яндекс-диска.

Дудук аппликатура. Дудук в строе Си бемоль.

Дудук в строе си бемоль имеет, наверное, самый низкий звук из классических дудуков без клапанов.

Скачать аппликатуру дудук строй си бемоль с яндекс-диска.

В связи с тем, что дудук изготавливается ручным способом мастерами-умельцами и нет фабричного производства этого музыкального инструмента у некоторых дудуков возможные отклонения от указанной аппликатуры.

Так часто в рекомендациях изготовителей дудуков можно встретить указания играть отдельные ноты с «сжатыми губами».

Кроме того, музыканты-практики при игре верхних нот часто используют прием закрытия третьего отверстия на стволе дудука. В учебной литературе такой прием не встречается, однако в обучающих роликах на youtube и в видеозаписях выступлений дудукистов видно, что он широко распространен. Поэтому в аппликатуре дудука на этом сайте имеются отметки в виде серых кругов, которые обозначают закрытие третьего отверстия на стволе дудука на верхних нотах по желанию музыканта. На высоту ноты этот прием влияния не оказывает. В то же время, он позволяет более уверенно держать дудук при игре нот, когда инструмент удерживает минимальное количество пальцев. И раз дудук получает более устойчивое и надежное положение, то играть становится проще и ноты извлекаются качественнее.

Для расширения диапазона дудуки изготавливаются с дополнительными игровыми отверстиями. Для управления такими отверстиями применяются клапаны и рычаги наподобие кларнетовых. Аппликатуру этих инструментов можно узнать у мастеров изготовителей дудуков.

Возьмите обучающую программу Свирелька, потому что с ней вы быстрее и легче освоите аппликатуру дудука любого строя:

Также вы можете посмотреть видео уроки игры на дудуке в плейлисте дудук самоучитель от Олега Переверзева.

Дудук аппликатура

urokimuz.ru

Национальное достояние: секреты армянского дудука

Из Армении, например, в подарок можно привезти – дудук. У национального духового инструмента, которому более трех тысяч лет,волнующее звучание. В преддверии Московского фестиваля дудука корреспондент телеканала «МИР 24» Нона Оганесян узнала секреты создания инструмента.

Не музыкальный инструмент, а собеседник. У армянского дудука теплое и бархатное звучание, очень похожее на человеческий голос. Поэтому для каждого исполнителя мастер делает индивидуальный инструмент. Сначала подбирают материал.

«Абрикосовое дерево идеально для дудука. Оно очень плотное и не деформируется. Древесину сушат как минимум год в темном помещении, где нет сквозняков. Чем старше древесина, тем лучше из нее получится инструмент», - говорит мастер по изготовлению народных музыкальных инструментов Михаил Садоев.

Михаилу Садоеву почти семьдесят. Тонкости создания дудука в детстве ему передал дед. Сначала заготовку вытачивают и «достают» сердцевину. Дальше идет шлифовка и самый ответственный шаг высверливание игровых отверстий: семь-восемь сверху и два снизу. От них зависит тональность инструмента.

«Я изготавливаю тринадцать видов дудука. Следует заметить, что чем короче горло инструмента, тем выше будет звук. Проверим, хороший ли у нас получился дудук», - призвал Садоев.

В Армении дудук - любимый народный инструмент. Игре на нем обучают даже в государственной консерватории имени Комитаса в Ереване. Тигран и его преподаватель разучивают свадебный напев «Калоси пркен».

«Чтобы стать хорошим дудукистом, нужно обязательно иметь красивый внутренний мир, ведь наше искусство это наше отображение изнутри», - считает преподаватель консерватории Эммануэль Оганесян.

Уже три тысячелетия дудук занимает особое место в сердце каждого армянина. Его мелодию заставляет плакать и одновременно быть счастливым.

«Дудук - самый армянский и самый «чистый» музыкальный инструмент. Каждая его нота рассказывает о светлых и печальных событиях армянской истории», - считает студент консерватории Тигран Дашян.

Живая легенда дудука маэстро Дживан Гаспарян на сцене более семидесяти лет. Благодаря ему о

mir24.tv

Дудук: история, видео, интересные факты

Музыкальный инструмент: Дудук

 

Армения – удивительная древняя страна. Кому посчастливилось побывать там хоть один раз, впечатлений и приятных воспоминаний останется на всю жизнь. Армения славится необычайной красоты пейзажной природой с горными вершинами Арарата, добрыми людьми, национальной кухней, самыми вкусными в мире абрикосами и интересными традициями. Но есть еще одна достопримечательность, к которой армянский народ относится с особым трепетом, его гордость - этнический музыкальный инструмент - дудук. Его называют инструментом с душой абрикосового дерева. Культурная жизнь Армении и дудук неотделимы друг от друга, он отражает общественную идентичность, присущую колоритному и разнообразному армянскому народу. Армяне уверяют, что дудук выражает все душевные тонкости и переживания, боль их сердец. Все важные события в жизни народа: свадьбы, похороны, различные торжества и государственные праздники сопровождаются похожим на молитву звуком этого уникального инструмента.

Историю дудука и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

 

 

Звук

Слушая дудук невозможно оставаться равнодушным к его мягкому и теплому, похожему на человеческий голос, бархатному выразительному звучанию. Отличающийся лирической эмоциональностью тембр инструмента способен передавать тонкие душевные переживания и оттенки человеческой скорби.

Для более красочного исполнения музыки на дудуке характерно парное исполнение двумя музыкантами: один  исполняет основную тему, а другой, которого называют дам или дамкаш, создает непрерывное фоновое звучание. Именно в подобном исполнении музыка несет ощущение умиротворённости, высокой духовности и дает возможность почувствовать дыхание времени.

Весьма небольшой диапазон дудука составляет чуть больше октавы. При диатоническом строе инструмента, но при не полном перекрытии звуковых отверстий на нем допустимо извлечение хроматических звуков. Поэтому на дудуке возможно исполнить музыку, написанную в разных тональностях.

Звук дудука появляется в результате вибрирования тростникового язычка и колебания в инструменте воздушной струи, создающей исполнителем.

 

Фото:

 

 

 

Интересные факты

  • Дудук на сегодняшний день имеет три названия: циранапох (в переводе с армянского «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева»), дудук (название перешло от турок чуть более 100 лет назад) и армянский кларнет.
  • У многих народов имеется инструменты по своему строению напоминающие дудук. Македонский, сербский, болгарский, хорватский ковал; грузинский дудуки; дагестанский, азербайджанский, иранский  балабан; китайский гуань; японский хичирики; корейский пири; русская, украинская и белорусская дудка; молдавский, румынский, узбекский, таджикский най; турецкий  мей – это только небольшой перечень инструментов, которые по конструкции похожи на дудук. 
  • Дудукист – так называется музыкант-исполнитель на дудуке.
  • Мастера, изготавливающие дудук, чтобы добиться красивого звука очень много экспериментировали с материалом, применяя различные сорта деревьев и даже хрусталь.
  • В Армении дудук изготавливается из абрикосовых деревьев, которые произрастают в этой стране, и по убеждению её жителей символизируют силу духа и верную долгую любовь.
  • Выдающийся армянский композитор А. Хачатурян говорил, что из инструментов один лишь дудук может заставить его плакать.
  • В Армении дудук является очень известным и любимым инструментом, а исполнители на нем очень уважаемы и почитаемы. Однако это было не всегда, в прошлом дудукистов считали несерьезными и несостоятельными людьми, презрительно называя «зурначами». В семьях даже отказывали им в сватовстве своих дочерей.
  • Варпет - это слово в Армении означает не просто большой мастер, а творец. Великим варпетом и королем дудука армяне до сих пор называют Ваче Овсепяна.
  • В Армении существуют уникальный ансамбль, в котором исполнители играют только на армянских дудуках. Данный музыкальный коллектив имеет соответствующее название – «Дудукнер». Общий диапазон ансамбля, составляющий три октавы, позволяет исполнять музыку различных музыкальных направлений, от классики до джаза.
  • Кинорежиссеры из Голливуда с большим интересом относятся к животрепещущему голосу дудука, включая его звук в музыкальное сопровождение своих фильмов. «Гладиатор», «Последнее искушение Христа», «Мюнхен», «Страсти Христовы», «Код да Винчи», «Пепел и снег», «Онегин», «Сириана», «Ворон», «Александр», «Халк», «Зена - королева воинов», «Арарат», «Игра престолов» - это только небольшой перечень из 60 известных кинофильмов, саунтреки которых украшены звуком дудука.
  • Международная организация ЮНЕСКО в 2005 году признало музыку, исполняемую на армянском дудуке, шедевром нематериального культурного наследия человечества.

  • В феврале 2015 года по оригинальной задумке режиссера-постановщика А. Тителя в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко на премьере оперы "Хованщина" дудук впервые в составе ансамбля армянских народных инструментов прозвучал в русской опере.
  • В Москве в 2006 году в Шемиловском переулке был установлен памятник армянскому дудуку. Памятник, символизирующий неразрывность поколений и верность национальным традициям, называется «Песня Родины».

 

 

Конструкция

Дудук , являясь язычковым деревянным духовым инструментов, за время своей многовековой истории практически не изменил свою внешнюю форму. Его весьма простое устройство включает в себя трубку и трость, представляющую собой двойной язычок.

  • На трубке, имеющей цилиндрическую форму, длина которой варьируется от 28 до 40 см (28, 33, 40), располагаются звуковые отверстия: 7, иногда 8, на передней и 1 или 2 на оборотной стороне. В качестве материала для изготовления трубки традиционно применяется особый сорт абрикосового дерева, произрастающего только в Армении. Считается, что именно его древесина имеет особенные резонирующие свойства, которые придают звучанию инструмента такой душевный и эмоциональный звук.
  • Трость, длина которой составляет от 9 до 14 см, обычно имеет колпачок, а также она снабжена регулятором тона, который дает возможность подстраивать звук инструмента.

Разновидности

Семейство дудука можно условно разделить на солирующие и ансамблевые инструменты.Солирующие различаются между собой размерами и строем.

  • Дудук в строе G. Диапазон - ми малой октавы - ля первой октавы Длина - 38 см. Имеет самый низкий звук. Тембр бархатистый, но пронизывающий.
  • Дудук в строе A. Диапазон - фа-диез малой октавы - си первой октавы. Длина - 36 см. Самый распространенный инструмент.
  • Дудук в строе B. Диапазон - соль малой октавы - до первой октавы. Длина - 34 см. Также весьма распространен.
  • Дудук в строе H. Диапазон - соль-диез малой октавы - до-диез второй октавы. Длина - 33 см. Окрас звучания светлый и яркий. Применяется в исполнении танцевальных мелодий.
  • Дудук в строе C. Диапазон - ля малой октавы - ре второй октавы. Длина - 30 см. Звучит ярко, высоко и пронзительно. Используется в ансамблях как солирующий и аккомпанирующий инструмент.
  • Дудук в строе D. Диапазон - си-бемоль малой октавы - ре-диез второй октавы. Длина - 29 см. Звук светлый и чистый. Довольно часто применяется  в качестве и солирующего и аккомпанирующего инструмента.

К ансамблевым инструментам относятся дудук-тенор, дудук-баритон и дудук-бас. Их сконструировали сравнительно недавно для создания уникального ансамбля, который состоит из инструментов только этого вида.

 

 

Применение

Дудук за всю свою многовековую историю стал неотъемлемой частью культуры Армении. Все жизненно важные события жителей страны сопровождаются звуком этого уникального инструмента. Его тихий философский плач сопровождает человека в «последний путь». Он эмоционально поет на различных праздниках: свадьбах, днях рождениях, государственных торжествах. Кроме этого, привлекая звучанием исполнителей в различных современных музыкальных жанрах, на сегодняшний день спектр его применения весьма обширен. Помимо участия в народных ансамблях голос дудука очень часто украшает своим тембральным окрасом саундтреки к различным кинофильмам, а также композиции в таких музыкальных направлениях, как джаз, рок, блюз, поп музыка, рок-н-ролл и классическая музыка.

Репертуар для дудука из-за небольшого диапазона весьма ограничен и в основном базируется на народной армянской музыке.  В последнее время, с появлением новых разновидностей инструмента таких как дудук-тенор, дудук-баритон и дудук-бас,  диапазон его звучания  значительно расширился. В ансамблевом исполнении на этих инструментах стало возможным услышать произведения классической музыки И.С.  Баха, В.А. Моцарта, С. Рахманинова, Д. Гершвина, а также армянских композиторов А.Хачатуряна, А. Спендиарова, Комитаса, Г. Нарекаци, Н. Шнорали, М. Екмаляна.

 

Исполнители

В Армении считают, что по настоящему красиво играть на дудуке могут только музыканты, имеющие в роду армянские корни, так как это у них заложено генетически.

Одним из  величайших дудукистов XX века, которого никто не мог превзойти в виртуозности игры на инструменте, доныне считается Ваче Овсепян.

 В нынешнее время выдающимся исполнителем, хорошо известным во всем мире и много сделавшим для популяризации инструмента и его международного признания, является Дживан Гаспарян. Его концерты, проходящие в лучших концертных залах, расписаны на многие месяцы вперед.

Особо следует отметить вклад в развитие инструмента одаренного музыканта–исполнителя, педагога Георгия Минасова. Расширив диапазон и исполнительские возможности инструмента, он создал уникальный в своем роде ансамбль дудукистов.

Среди талантливых исполнителей, которые в нынешнее время достойно представляют дудук на концертных сценах и восхищают слушателей звучанием уникального инструмента, хочется отметить О. Касьяна, Г. Малхасяна, Л. Гарибяна, С. Карапетяна, Г. Дабагяна, А. Мартиросяна, К. Сейраняна, О. Казаряна, Н. Барсегяна, Р. Мкртчяна, А. Аведикяна, Аргишти́. 

Испокон веков дудук в Армении считался исключительно мужским инструментом. Однако первой женщиной - дудукисткой, нарушившей этот стереотип, стала лауреат Всесоюзного музыкального фестиваля Армине Симонян.

 

 

История

Когда появился дудук и кто первым вырезал инструмент из абрикосового дерева, сейчас точно сказать никто не может. Но то, что он существует с давних времен, с этим никто не спорит. Еще в древних рукописях государства Урарту, существовавшем в третьем тысячелетии до нашей эры на территории, которое сейчас частично принадлежит Армении, историки нашли сведения об инструменте чрезвычайно похожим на дудук. Затем инструмент вновь косвенно упоминается в старинных источниках первого тысячелетия до Рождества Христова, времен царствования правителя Тиграна Великого. И лишь армянский историк Мовсес Хоренаци, живший в V веке нашей эры, дает более достоверные сведения об инструменте, называя его «циранапохом», то есть трубкой из абрикосового дерева.

А вот благодаря дошедшим до нас изображениям в старинных рукописях Средних веков мы узнаем, что дудук был весьма популярным инструментом не только на территории Армении, но и в странах Ближнего Востока, в Крыму и на Балканах.

За годы своего долгого существования дудук фактически не изменился, но в Армении с древних времен существует поверье, что инструмент будет звучать только тогда, если он будет сделан самим музыкантом, чтобы дудук и душа исполнителя могли слиться в одно целое. В настоящее время этой традиции уже никто не придерживается, и изготовлением инструментов занимаются умельцы, которые знают потаенные секреты этого тонкого дела.

Одним из инициаторов усовершенствования дудука, который тысячелетиями оставался неизменным, является энтузиаст и одаренный музыкан-исполнитель Георгий Минасов. В содружестве с талантливым мастером музыкальных инструментов Сергеем Аванесовым ими был создан комплект инструментов: дудук-тенор, дудук-баритон и дудук-бас. Суммарный диапазон инструментов теперь стал составлять три октавы и позволил исполнителям значительно расширить репертуар.

 

 

Дудук – это древнейший инструмент, всегда пользовавшийся уважением и любовью. Исполнительское искусство на нем процветает и привлекает к себе все большее количество музыкантов и просто любителей музыки. Дудук своим страстным и глубоким голосом, доходит до каждого сердца в независимости от национальности и вероисповедания, тем самым покоряя города и страны.

 

 

Видео: слушать дудук

soundtimes.ru

афиша 2020-2021 с участием Армянского дудука, билеты

Уже V веке в исторической литературе упоминается дудук – музыкальный инструмент, неотделимый от всех важнейших событий в судьбе армянского народа. Инструмент, воплотивший в себе его суть. Душа абрикосового дерева – так, в переводе, звучит название инструмента. И это символично. Срубленное дерево живёт, если превращается в музыкальный инструмент. Ведь поющая душа – вечна. Вырезанный из ствола абрикосового дерева, дудук вобрал в себя сладость плода и горечь косточки. Многомерность мира, его философские противоречия, непредсказуемая парадоксальность – всё гармонично объединил в себе тембр этого удивительного инструмента. Подобно человеческому голосу, дудук радуется и страдает, раздражается и смущается, плачет и смеётся. А ещё он идеально воспроизводит интонацию армянской речи. Или, может быть… совсем наоборот – армянская речь воспроизводит тембр дудука? Как знать… Но одно бесспорно – армянские песни удивительны.

Среди многообразия духовых инструментов, звучащих в современном концертном пространстве, дудук выделяется глубиной звучания и, одновременно, органичностью простоты. Быть может, потому, что не рвёт связь с народной традицией? Дудук не боится оставаться национальным инструментом – и эта честность открывает ему сердца слушателей. Великий инструмент великого народа – воплощённый голос истории.

У дудука – десять дырочек в корпусе, сделанном из абрикосового дерева. Порой, даже меньше. И многовековая жизнь, неотделимая от жизни армян. В голосе дудука – покой, умиротворённость и высочайшая духовность. Под пение его рождались и умирали, танцевали и праздновали, огорчались и… побеждали. Как правило, побеждали. Потому, что нельзя сломить поющий народ.

Все те, кто хоть однажды услышал неповторимый голос дудука – безоговорочно и навсегда влюблены в него. Возможно, разгадка в магии музыкального тембра – мягком, приглушённо-бархатистом, знойно поющем о судьбе человечества. Судьбе нелёгкой, но славной. А, может быть… дело в душе? Ведь мастер, срезавший абрикосовое дерево для того, чтобы сделать из него дудук – подарил ему вечность.

В наши дни, помимо концертной эстрады, дудук можно услышать во множестве кинофильмов. Первым фильмом с мировым именем, в котором прозвучал дудук, стало «Последнее искушение Христа». Автором и исполнителем саундтрека стал обладатель четырёх золотых медалей ЮНЕСКО великий дудукист Дживан Гаспарян. Вклад этого легендарного музыканта в популяризацию дудука невозможно переоценить.

www.belcantofund.com

Дудук (циранапох) — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Дудук (циранапох)

Духовые деревянные

Основные сведения



Дудук (циранапох) — духовой деревянный музыкальный инструмент, представляет из себя трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён у народов Кавказа. Наиболее популярен в Армении, а также среди армян, проживающих за её пределами.

Традиционное название армянского дудука — циранапох, что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева».

Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада.

Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно армянские дудукисты во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах — зурне и шви.

При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает армянские народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.

Уникальное звучание дудука

Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.

Считается, что дудук, как ни один другой инструмент, способен выразить душу армянского народа. Известный композитор Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук — это единственный инструмент, который заставляет его заплакать.

На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. К примеру, 40-сантиметровый дудук считается наиболее подходящим для исполнения любовных песен, в то время как более короткий чаще аккомпанирует танцам.

Армянский дудук на протяжении своей многовековой истории остался практически неизменным — изменялась лишь манера игры. Несмотря на то, что его диапазон составляет одну октаву, для игры на дудуке требуется немалое умение.

Знаменитый армянский дудукист Дживан Гаспарян отмечает: «Американцы и японцы пытались воспроизвести звучание дудука на синтезаторе, но всякий раз это им не удавалось. Это означает, что дудук подарен нам Богом».

Устройство

Дудук состоит из трубки и съёмного двойного язычка (трости). Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см. На лицевой стороне имеется 7 или 8 игровых отверстий и одно-два для большого пальца — на обратной стороне. Длина двойного язычка, известного как «ехег», обычно равна 9-14 см.



Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.

В начале XX века дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несморя на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.

Наиболее ранние инструменты, подобные дудуку, делались из костей животных и тростника. В настоящее время дудук делается исключительно из дерева. А армянский дудук — из абрикосового дерева, плоды которого впервые были привезены в Европу именно из Армении. Абрикосовое дерево обладает уникальной способностью резонировать.

Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на голос.

Язычок делается из двух кусков тростника, который в больших количествах произрастает по берегам реки Аракс. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука — достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание.

Происхождение, история дудука

Дудук — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. В русле данной гипотезы, мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет.

Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Армянский историк V века н. э. Мовсес Хоренаци в своих трудах говорит об инструменте «циранапох» (Трубке из абрикосового дерева), что является одним из древнейших письменных упоминании о данном инструменте. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.

Возможно, вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т. д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т. д., дудук распространялся и на этих территориях.

Также дудук мог проникать за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим в соответствующее время торговым путям, часть из которых проходила в том числе и через Армению.

Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, дудук в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготовляется инструмент.

Дудук в наше время

Сег

eomi.ru


Смотрите также