Как помочь выпускнику выбрать профессию


Как помочь выпускнику в выборе профессии

Как помочь старшекласснику определиться с выбором профессии?

Информация для родителей.

Сегодня на вопрос: «Кем ты хочешь быть?» редкий старшеклассник ответит уверенно и четко. Да ему и не до этого пока. Школа закончится только через год-два, но родителям уже самое время подключиться к решению этой задачи.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжать образование или куда пойти работать, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни молодого человека. Для выбора профессии подростку необходима информация о мире профессий в целом, о возможностях и требованиях каждой из них и о себе самом, своих способностях, интересах. Мир профессий часто кажется подростку черно-белым: в «хорошей» профессии все хорошо, в «плохой» - все плохо. Категоричность подросткового выбора и нежелание рассмотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний. В будущем это может привести к разочарованию.

В вопросе о выборе профессии недопустимы со стороны родителей нажим на молодого человека, нежелание считаться с его интересами. Чтобы иметь возможность корректировать их, нужны авторитет, терпение и такт.

Как же сделать так, чтобы ребенок остался с хорошим ремеслом в руках и при этом не навязывать ему совершенно чуждую профессию?

В настоящее время в интернете можно получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях, изучить свои личностные особенности, профессиональные склонности и интересы с помощью доступных тестов, которые указывают направление, в котором стоит двигаться вашему ребенку.

В школе открыты кружки, секции, курсы по интересам для всех возрастных групп школьников, где помимо получения информации о мире профессий, происходит личностное развитие учащихся, формируются способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Это полезный и основательный подход к делу, но не единственный.

Чем ближе окончание школы, тем чаще родителям следует заводить со своим чадом разговоры о его профессиональном будущем. Самое главное – не навязывать готового решения: «ты должен пройти семейную династию» или «бухгалтеры и врачи нужны будут обществу всегда». Пусть ребенок почувствует сам, к чему лежит его душа, и тогда подготовка к поступлению в учебное заведение будет сопровождаться уже не ленью и скукой, а азартом и интересом.

Основное условие для правильного выбора профессии – самостоятельность подростка. Нельзя решать этот вопрос вместо него, главное, чтобы он сознательно относился к выбору профессии, чувствовал ответственность за свое решение. Однако из этого не следует, что можно пустить дело на самотек, надо как можно больше помогать подростку в этом вопросе, его нужно готовить к выбору профессии. При выборе профессии родителям необходимо знать состояние здоровья ребенка, иметь представление о способностях, индивидуальных особенностях характера, знать каковы черты личности подростка, соответствуют ли они той или иной профессии и т.п.

Профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью ребенка может наносить существенный ущерб растущему организму. Родители должны знать состояние здоровья своего ребенка и при заболевании или отклонении в состоянии здоровья психологически готовить его к тому, что ряд профессий будут для него вредны.

Очень многое зависит от семьи. В семье ребенок включается в полезную трудовую деятельность, что формирует его положительное отношение к труду. Родители существенно влияют на содержание планов подростка. Вначале подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Затем с возрастом представляет будущее общественное положение, не задумываясь, что для этого надо сделать.

Выбор профессии – важное и ответственное дело. Необходимо расширение кругозора и интересов ребенка, ознакомление с разными видами деятельности, практическое приобщение к труду.

Юношеский возраст сложен, при всей тяге к независимости подросток нуждается в родительском совете и помощи. Но совет и убеждение нельзя заменить приказами и криками. В силу возрастных, ролевых различий родители почти никогда не в состоянии целиком принять и одобрить поведение, стиль жизни, вкусы своих взрослеющих детей. Многих это раздражает, но уверенность в своей правоте не должна превращаться в чувство своей непогрешимости. Нетерпимость - плохой советчик.

Романтизируя профессию, не следует терять чувства реальности. Необходимо наряду с положительными сторонами профессии отмечать трудности в овладении ею, определенные неудобства, если они есть.

Сделать правильный выбор- значит найти профессию, которая:

  • интересна и привлекательна («хочу»). Это те занятия, которые ребенок делает с интересом, с желанием.

  • доступна и посильна («могу»). Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.

  • имеет спрос на рынке труда («надо»). Это знание о том, какие специальности пользуются на рынке труда.

Наше время – время быстрых изменений, на наших глазах отмирают и рождаются новые профессии. Нет человека, который был бы ни к чему не пригоден. У каждого человека есть своя, наиболее подходящая для него область деятельности.

Педагог-психолог МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» Хажеева Р.А.

infourok.ru

Дело мастера. Как выпускнику помочь выбрать профессию | ОБЩЕСТВО

На этот непростой для родителей вопрос отвечает Лариса Журавлева, начальник отдела профессионального обучения и профориентации Альметьевского центра занятости. В 2015 году министерство труда, занятости и социальной защиты Татарстана наградило это учреждение званием  «Лучший центр занятости  населения РТ-2015».

– Когда должна начаться профориентационная работа со школьником, чтобы заложить основы для успешного профессионального пути?

– Многие папы и мамы считают, что за пару лет до выпускного. Но не всегда этого времени бывает достаточно для подготовки к поступлению. Совсем не редкость, когда 11-классники не знают, куда пойдут после окончания школы, а это для них большой стресс. Как выясняется, детям не хватает знаний о профессиях, и потому работу нужно проводить и в младшей, и в средней, и в старшей школе, и даже с дошкольниками.

– Каких специалистов не хватает сегодня на рынке труда, а кому сложнее найти работу?

– Инженеров и квалифицированных рабочих, это тенденция последних лет. Открыто множество вакансий электрогазосварщиков, электромонтеров, слесарей контрольно-измерительных приборов и автоматики, машинистов спецтехники.

Слова, что в стране перепроизводство юристов и экономистов, уже стали банальностью, но ситуация в корне не изменилась  – родители по-прежнему отправляют учиться по этим направлениям. Папы и мамы мечтают о «корочке» – высшем образовании. А при избытке тех же юристов работодатель начинает капризничать, искать претендентов с опытом, и  многие выпускники просто не могут начать работать по специальности. Кроме выбора невостребованных специальностей, еще одна распространенная ошибка родителей – желание обучать тому, к чему у школьника совершенно не лежит душа. Обучение – дорогая вещь, и тем более обидно, когда эти деньги оказываются выброшенными на ветер.

– С каким предубеждением самих ребят приходиться сталкиваться?

– Сегодня  многие школьники ориентированы на высокую зарплату и только на нее. Но они не понимают, что если работа совершенно не по душе, раздражает, то высокий оклад часто не помогает удержаться на рабочем месте.

Фото: министерство труда и соцзащиты РТ

- Какие мифы о рабочих специальностях существуют?

- Атмосфера на рабочем месте и характер труда: сегодня они далеки от традиционных представлений. Чистые цеха, хорошо оборудованные рабочие места, и, конечно, интеллектуализация труда. Чтобы управлять станками с программным управлением, нужны и креативные способности.

– А если выпускник честолюбив?

– Легче преуспеть в отрасли, изучая профессию с азов. Если человеку интересно, он «горит», то карьерный рост не заставит себя долго ждать. Кстати, многие вузы одновременно с высшим образованием дают вторую специальность – рабочую, как, например, Альметьевский нефтяной институт.

Кроме того, центры занятости  бесплатно обучают  рабочим и инженерным специальностям тех, кто не может трудоустроиться. К примеру, у нашего  центра договор с Центром подготовки кадров «Татнефти».

 - В прошлом году ваш центр занятости охватил профориентационной работой больше 6 тысяч детей Альметьевска и Альметьевского района, а в 2014 году – около 10 тысяч. Цифры впечатляют. А каковы методы?

 - Это психологические тесты, выявляющие интересы, способности, и информирование о рынке труда, конкурсы творческих работ, мультфильмы, игровые программы  с пользованием современных средств. Центр располагает мобильным центром занятости - микроавтобусом  с двумя рабочими местами, компьютерами, принтером. Это позволяет выявить склонность к той или иной профессии и получить результат на руки.

 

Планируем закупить пока еще только разрабатываемую новую компьютеризированную игру, которая рассказывает о профессиях, а в конце проводит скрытое тестирование.

Но основная форма работы – групповая. По опыту мы видим, что дети на слух хуже воспринимают информацию, чем на практике, во взаимодействии друг с другом. Разумеется, дети любят новые, неожиданные методы.

С профориентационной работой сотрудники нашего центра выезжают в школы. Но  ее цель – еще и пробудить интерес, стимулировать ребят самостоятельно искать информацию о профессии.

- Знакомство ребят с рабочими  и инженерными специальностями - одна из главных задач Альметьевского центра занятости. Какие мероприятия особенно запомнились школьникам?

- В прошлом году центр выиграл конкурс на создание антикафе «Профориентация от А до Я». На занятия в нем приглашали Сергея Самгина, сварщика труб на стане АО «Альметьевский трубный завод». Он обладатель медали-ордена 2 степени «За заслуги перед Отечеством» и человек, который и на пенсии продолжает трудиться, потому что ему по-прежнему интересно.  Он рассказывал ребятам о своей работе.

А на мастер-класс по робототехнике приезжали специалисты КНИТУ-КАИ. Детей поразило, что они своими руками могут собрать радиоуправляемого робота, запрограммировать его работу и даже устроить гонки.

Центр подготовки кадров «Татнефть» демонстрирует труд специалистов вживую. К примеру, привезли электрогазосварочное оборудование (тренажер) и продемонстрировали, как все это работает.

- Какой совет напоследок хочется дать мамам и папам?

- Если вы сомневаетесь в  разумности выбора профессии вашим ребенком или не можете выяснить его предпочтения, можете прийти  к школьному психологу – вместе или отдельно. И, разумеется, к профориентатору своего центра занятости. Здесь всегда вас ждут.

Подготовлено при поддержке Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ

Смотрите также:

kazan.aif.ru

Как помочь выпускнику определиться с выбором профессии — Сахалин и Курилы — SKR.SU

Оканчивая школу, многие выпускники не могут сделать однозначный выбор в пользу той сфере профессиональной деятельности, которой возможно придется посвятить всю сознательную жизнь. Разумеется, родители не остаются в стороне и пытаются всеми силами помочь определиться своему хоть уже и повзрослевшему, но все же еще ребенку. Тем не менее, не у всех получается это сделать корректно и убедительно. Как правильно сориентировать и выявить склонности своих чад в направлении профмастерства, поможет разобраться начальник управления профориентации, профессионального обучения и информационного обеспечения агентства по труду и занятости населения Сахалинской области Вера Дмитриевна Петрова.

– Как родителям определить истинные предпочтения своего ребенка? Существует ли какой-то на 100% действенный способ?

– Необходимость в выборе профессии может возникнуть в любом возрасте. Но потребность в правильном выборе жизненного пути с наибольшей остротой встает перед ребенком, завершающим обучение в школе. Как же не ошибиться и найти себя в мире безграничных профессиональных возможностей?

Чтобы правильно выбрать профессию, разумеется, необходимо оценить свои природные способности, склонности, интересы и предпочтения. Сделать это можно, обратившись за консультацией в центр занятости населения по месту жительства или к психологу, специализирующемуся на профориентации. Пройдя тестирование, ребенок сможет узнать свой психологический тип и получит рекомендации специалиста.

Но одной предрасположенности к какой-то специальности мало, чтобы сделать успешной свою карьеру. Необходимо учитывать ситуацию на рынке труда в перспективе. Обидно будет, если выбранная вами сегодня профессиональная стезя окажется невостребованной на рынке труда через несколько лет после окончания учебного заведения. Кроме того, мы рекомендуем познакомиться с профессиями поближе на экскурсиях, выставках-инсталляциях профессий, беседах с профессионалами своего дела.

– На что стоит обратить внимания подростку при выборе им профессии? Какие из них наиболее востребованы в нашем регионе? Где можно найти эту информацию? Существуют ли какие-нибудь тесты на профориентацию?

- Профориентация школьников, безусловно, является нужным мероприятием. Можно ли ее пройти самому? Из каких этапов состоит процесс?

– Незадолго до окончания школы у ученика возникают закономерные вопросы: Куда пойти учиться? Какую выбрать профессию? Как ею овладеть? Какова возможность трудоустройства по этой профессии? Каковы материальные возможности этой профессии? В этот переходный критический момент огромная ответственность за будущее лежит на педагогах, психологах, родителях и, прежде всего, на самих подростках. Чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, мечты, интересы, способности, темперамент, состояние здоровья и др.

В основу профессионального самоопределения положена трехфакторная модель профориентации Парсона. Она основана на трех китах: ХОЧУ, МОГУ, НАДО. И их необходимо учитывать в первую очередь при выборе профессии. «Хочу» – это желание подростка, его интерес, стремление. Это ведущий мотив личности. «Могу» – это знания и умения, с учетом физического здоровья.

«Надо» – это то, какие профессии востребованы в данный момент на рынке труда.

Для самоопределения подростка существует ряд методик. Знакомство подростка с профессиограммой интересующей профессии, где дается характеристика важных для нее качеств. Диагностика отдельных профессиональных качеств. Развивающая групповая консультация, предусматривающая применение активных методов работы в группе. К ним относятся имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов социально-психологического тренинга и т.д.

Более подробную информацию по профессиональной ориентации подростков, востребованных на рынке труда вакансиях, а также прогнозах потребности в кадрах можно получить в центрах занятости населения региона или на официальном сайте агентства по труду и занятости населения Сахалинской области в разделах «Профориентационный компас» и «Законодательство по вопросам труда и занятости».

– Сын зациклился на профессии водителя, а нам, родителям, хотелось бы, чтобы ребенок имел высшее образование. Как донести до него эту мысль? Ведь и учится без троек, уже восьмой класс закончил, боимся, что после девятого класса пойдет в колледж.

– На сегодняшний день рынок труда Сахалинской области испытывает переизбыток кадров, имеющих высшее гуманитарное образование. При этом крайне востребованными остаются высококвалифицированные рабочие и специалисты, имеющие среднее профессиональное и высшее техническое, инженерное образование.

Будущую профессию необходимо выбирать с учетом только личных качеств и способностей. Групповое чувство, ориентация на друзей или советы родителей не помогут в формировании собственной самооценки. У каждой профессии существуют свои преимущества и недостатки. За легкостью, которую мы видим на сцене, стоит ежедневный напряженный труд артиста. А, например, журналисты не только выступают в эфире, они прорабатывают массу информации, работают с архивными данными и берут интервью у десятка людей. Поэтому поверхностное мнение о профессии чаще всего является ошибочным.

Кроме того, при анализе ситуации на рынке труда видно, что ежегодно появляются новейшие специальности, вследствие чего усугубляется проблема выбора профессии. Необходимо быть готовым к тому, что в будущем вашему ребенку нужно будет регулярно повышать квалификационный уровень и осваивать смежные специальности. А первая полученная профессия всегда пригодится при неожиданных обстоятельствах.

Если рассматривать профессию водителя, то она является актуальной в любое время. Даже сегодня, когда быстрыми темпами развиваются другие виды транспорта, без автомобильных перевозок трудно обойтись. Об этом свидетельствует наличие большого количества вакансий водителя в Сахалинской области.

Помимо этого, имея профессию водителя, в будущем можно освоить смежные специальности: машинист тепловоза (в железнодорожных колледжах и техникумах), техник-механик по эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (в Сахалинском промышленно-экономическом техникуме), а при желании можно получить высшее образование по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

– Какие профориентационные мероприятия проводит ваша служба? Насколько они эффективны? Куда конкретно можно обращаться за помощью?

– В первую очередь профессиональная ориентация важна для молодых людей, так как именно им вскоре придется выбирать себе специальность, которой они будут обучаться в техникуме или вузе. Но перед выбором вида профессиональной деятельности могут оказаться и студенты, и те, кто решил сменить профессию. Профориентация может проводиться как в самом центре занятости, так и на ярмарках вакансий или учебных местах, а также в школах и вузах, куда могут прийти соответствующие специалисты центра.

Как правило, работники центра занятости, посещая учебные заведения, проводят с учащимися беседы, читают лекции о состоянии рынка труда в регионе и о самых востребованных профессиях. Кроме того, для школьников актуальными темами являются деятельность центра занятости по трудоустройству, обзор учебных заведений и предлагаемые ими направления подготовки и др. После бесед проводится тестирование для выявления профессиональных качеств и индивидуальных предпочтений, а затем обсуждаются его результаты. Часто школьники и студенты получают на руки перечень профессий, соответствующих их склонностям.

Еще одной формой занятий по профессиональной ориентации являются мастер-классы, выставки-инсталляции профессий, экскурсии на ведущие предприятия области, тренинги, семинары, круглые столы, ролевые игры, участники которых знакомятся с особенностями различных профессий, обсуждают перспективы трудоустройства различных специалистов.

Услуга по профориентации может оказываться и в самом центре занятости. Важно отметить, что она предоставляется бесплатно и воспользоваться ею можно несколько раз. Для этого необходимо взять паспорт, индивидуальную программу реабилитации инвалида, у кого таковая имеется, и прийти в центр занятости. Там вам потребуется заполнить заявление-анкету или согласие на предоставление услуги по организации профессиональной ориентации.

Сначала вы отправитесь на беседу со специалистом службы занятости для выявления ваших представлений о профессиональной деятельности и трудовом успехе. В свою очередь, сотрудник службы занятости ознакомит вас с методиками и технологиями, применяемыми в определении вашего профессионального соответствия. Затем пройдете тестирование, целью которого является выявление ваших пожеланий, склонностей, предпочтений и профессионально важных качеств.

На основании результатов теста подбираются индивидуальные рекомендации по направлениям профессиональной деятельности, видам занятости.

Из составленного для вас перечня подходящих профессий следует выбрать те, которые интересуют вас больше всего. Работник центра занятости проконсультирует вас о ситуации на рынке труда, о востребованности выбранных профессий, о средней заработной плате, ознакомит с медицинскими противопоказаниями и ограничениями по состоянию здоровья, образованию, квалификации по данному направлению профессиональной деятельности и ответит на все интересующие вопросы. Здесь же вас ознакомят с возможностями обучения или переобучения по выбранной специальности, а также перспективами трудоустройства.

– Раньше были УПК, которые худо-бедно давали школьникам представление о рабочих профессиях. Сейчас в школе профориентация как таковая не представлена. Как бы ни хаяли советский период, но уже к восьмому классу многие ученики представляли себе, как будет складываться их жизнь. Или в ПТУ, если не тянешь, или в девятый класс, если нацелен на вуз. А уж к десятому классу практически все понимали, кем хотят быть. Может, стоит вводить УПК заново?

– Вопрос организации работы учебно-производственных комбинатов для школьников не входит в компетенцию агентства по труду и занятости населения Сахалинской области.

– Ребенок после школы сразу же хочет открыть свое дело, заниматься ремонтом автомобилей. Как уговорить его куда-нибудь поступить, чтобы получить хоть какое-то профессиональное образование?

– Чтобы открыть свое дело и заниматься ремонтом автомобилей, нужно самому хорошо разбираться в машинах. Умение разбираться в машинах – понятие довольно широкое. Для кого-то достаточно отличить одну модель от другой. Те же люди, профессия которых связана с автомобилями и их ремонтом, вкладывают в это понятие гораздо более широкий смысл.

Ведь необходимо знать модельный ряд того или иного автопроизводителя, разницу между различными двигателями, их объем, технические особенности различных агрегатов, конструкций и многое другое.

И чтобы иметь подобные знания, необходима профессиональная подготовка и соответствующий опыт. Профессиональную подготовку можно получить, поступив в профессиональные образовательные учреждения Сахалинской области, которые ведут подготовку специалистов среднего звена по специальностям «техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», «техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования». И затем, получив соответствующий опыт работы, необходимо подготовить бизнес-план, найти инвесторов, просчитать все риски. И только потом открывать узкоспециализированную мастерскую или создавать полноценный автосервис с оказанием полного комплекса услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей. Какой вариант автомастерской выберет ваш ребенок, зависит от инвестиционных возможностей, конкурентной ситуации на рынке вашего города и его личных предпочтений.

– С какого возраста рекомендуете профориентацию для подростков? Называете ли вы учебное заведение, которое готовит специалистов искомого профиля после тестирования на профориентацию?

– В подростковом возрасте заниматься профориентацией необходимо, но можно делать это и раньше, начиная с младшего школьного возраста, когда дети впитывают в себя информацию и хотят примерить на себя все роли. Ребенок должен понимать, насколько разнообразен мир профессий, насколько специфична каждая из них.

В предоставлении ребенку информации о разных профессиях важно следить, чтобы она не превратилась в профагитацию, информирование должно быть объективным и непредвзятым, преимущественно в игровой форме.

 

skr.su

Как помочь школьнику выбрать профессию — Российская газета

Всего несколько дней остается у выпускников до ЕГЭ. Большинство из них уже определились с тем, куда поступать. Но многие ребята помладше еще думают, с какой профессией связать свою жизнь. Проректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Валерия Касамара дает советы.

Самое главное - не бояться пробовать. Принять как факт, что ошибаться - это нормально. Нельзя понять, что твое, если не распробуешь, что не твое. Это важно еще и потому, что за киношным образом и красивой картинкой зачастую не видно, что в реальности представляет собой та или иная популярная профессия. Мы периодически слышим от абитуриентов или студентов, решивших вдруг бросить обучение, что можно состояться и без образования (например, стать блогером), а успех и заработок "сразу появятся". Но мало кто догадывается, сколько нужно сил и вложений, чтобы достигнуть высот в этой сфере.

Посещать лекции, мастер-классы, игры по профориентации. Это поможет лучше узнать себя.

Избегать категоричных понятий, таких как  "призвание" и "на всю жизнь". Потому что в 17 лет сложно понимать, чем ты будешь интересоваться в 30. Как говорят специалисты, сегодня человек за свою жизнь меняет от двух до пяти профессий.

Расставить приоритеты. Мы не зря говорим о понятии "профориентация". Люди предъявляют разные требования к работе: кому-то важен свободный график, а кто-то хочет достигать карьерных высот и готов тратить на это более 40 часов в неделю.

Узнать опыт старших. Никто не спорит, что поколение Z отличается от своих родителей, но мы все же одного вида. Поэтому детям будет интересно и полезно узнать, как с теми же задачами справлялись 20-30-40 лет назад родители, бабушки и дедушки.

Получать удовольствие. Плохо, когда работа становится каторгой, и единственное, что приносит - средства к существованию. У современного поколения есть гораздо больше возможностей для самореализации и для того, чтобы получать от работы удовольствие.

rg.ru

Как помочь ребенку с выбором профессии? Советы по выбору специальности

В подростковом возрасте ребенок задумывается о своем месте в социуме. Поэтому выбор будущей профессии выходит на первый план. Не все старшеклассники на психологическом уровне готовы к самостоятельному решению. В этом случае родители обязаны помочь ребенку определиться с профессией. Сам выбор остается за подростком.

Что такое профориентация?

Профессия – это дело жизни. В школе нет предмета по профессиональной ориентации. Выпускники выбирают специальность, отталкиваясь от собственных соображений. Подросток может получить рекомендации от школьного психолога или родителей.

Профориентация подходит к проблеме с научно-методической точки зрения. Она подразумевает внешнюю оценку подростка посредством тестов, специальных задач, профлагерей. Данный процесс проходит под кураторством психологов. Ребенок получает полную информацию о разных профессиях. Цель профориентации – направить подростка на специальность, которая соответствует его способностям, ожиданиям.

Не стоит увлекаться тестами профориентации, которыми пестрит интернет. Они базируются на примитивных вопросниках и не учитывают многих специальностей. Выбор будущего с помощью усредненного тестирования – безвыходное положение, если непонятно, чем заниматься в будущем.

Учтите! Если родители имеют проблему в профессиональной сфере, то им сложно помочь подростку, поскольку они не владеют подходящими «инструментами».

Воспитать в ребенке самостоятельность

В раннем детстве полезны ролевые игры. Лечение кукол либо катание плюшевых медвежат в игрушечной коляске. Это своеобразная имитация взрослой жизни.

Выявить склонности помогут дополнительные занятия. Прислушайтесь к интересам ребенка, чем он увлечен, что доставляет ему удовольствие? Пусть малыш выберет 3 кружка или секции, чтобы 2 из них потом оставить.

В детском возрасте кружки – еще не будущая специальность. Не каждый любитель животных захочет изучить медицину, чтобы стать ветврачом. Не каждый любитель порисовать справится с дизайнерской работой. Успехи в футболе еще не повод, чтобы назвать мальчика спортсменом.

Занятия в кружках и секциях сформируют навыки. Зато к совершеннолетию увлечения наградят подростка полезным багажом знаний. Нередки случаи, когда хобби становится любимой профессией.

Поздновато приучать ребенка к самостоятельности за год-два до выпуска из школы. Но старшеклассник должен сам выбрать профессию. Только в этом случае он научится принимать ответственность за собственные поступки. Взрослые должны оказать информационную поддержку, показать пути поиска сферы деятельности. Нельзя насильно принуждать старшеклассника что-либо делать. Или наоборот – решать за него все дела. Такой подход разрушит психическое здоровье подростка и его социализацию. Прессинг со стороны взрослых станет препятствием при выборе будущей работы.

Разобраться, какие профессии востребованы

Выпускник с помощью интернета может без труда узнать о нюансах специальности, о востребованности профессии, заработной плате, возможностях карьерного роста. В этом деле не помогут рейтинги и подборки. Источники, предоставляющие информацию о состоянии рынка труда:

  • справочники, которые ежегодно поступают в продажу;
  • профессиональные журналы;
  • сайты центров занятости;
  • интернет-площадки, которые помогают в поиске работы.

Подобные издания и интернет-ресурсы предоставляют информацию, о существовании которой подросток не имел понятия. Следует рассмотреть вакансии, затем сделать оценку престижности профессии.

Показать профессию изнутри

Родители могут расспросить ребенка о его соображениях о будущей профессии, предоставить ребенку информацию, касающуюся своей работы. Но дети 15–17 лет не всегда готовы обсудить личные планы с мамой и папой. Школьникам сложно сделать осознанный выбор, поскольку у них нет жизненного опыта.

Взрослые имеют много знакомых. Попросите их рассказать вашему ребенку, что они делают на рабочем месте. Узнайте об их трудовых буднях: о раннем приходе на службу, написании деловых писем, заполнении отчетов и пр. Посетите вместе с ребенком-выпускником дни открытых дверей нескольких предприятий. Приготовьте вопросы: о рутине, об оборудовании рабочего места. Желательно заблаговременно узнать о профессии, чем «убить» годы на приобретение нелюбимой специальности.

Важно! Если родители любят свою профессию, она их вдохновляет, то повзрослевший ребенок сделает правильный вывод.

Найти варианты учебы вдали от дома

Даже если полученная по диплому профессия не станет работой жизни, студент вместе с учебой получит много преимуществ:

  • научится пользоваться информацией;
  • встретит единомышленников;
  • сформирует сетку полезных контактов;
  • приобретет навыки.

Иногда для получения работы мечты необходимо пройти стажировку в другом городе или другой стране. Безусловно, помогать студенту на расстоянии сложнее. Но рискнуть стоит, если речь идет о любимой специальности.

Не путать любимые школьные уроки с профессией

Отойдите от стандартной логики: замечательно дается алгебра – учись на бухгалтера, прекрасно дается русский язык – на филолога и т.п. Не рекомендуется выбирать работу, отталкиваясь только от обретенных школьных знаний. Умения и знания необходимо подгонять под мечту.

Выбирайте с выпускником специальность, не ставя приоритетом любимый предмет. Возможно, что ребенку нравится учитель, его кабинет и интересные наглядные материалы, но в профессии будет все иначе. Подскажите сыну или дочери не зацикливаться на внешней или частной стороне профессии.

Советы родителям

Рекомендации, на которые стоит обратить внимание родителям старшеклассников:

  • рассказать о нужных профессиях;
  • не навязывать выпускнику свой вариант будущей профессии. Пусто он самостоятельно определится с выбором;
  • объясните, что не нужно делать серьезный выбор «за компанию»;
  • не следует заставлять ребенка учиться в ВУЗе. Родители не должны проявлять излишнюю принципиальность: «раз начал – нужно закончить», так как данное утверждение способно навредить подростку.

Нужно дать выпускнику возможность определиться, кем он хочет стать. После школы можно года два поработать, почувствовать реальную жизнь, посещать образовательные курсы и найти себя. Можно после школы поступить в колледж, где проще экзамены и меньше плата за обучение. К тому же, готовую профессию ваш ребенок получит быстрее. Лучше потратить 2–3 года на самоопределение, чтобы найти профессию мечты.

На заметку! Согласно данным Всероссийской профдиагностики, которая проходила в 2016 году, только треть опрошенных старшеклассников определилась с вузом и специальностью. Треть школьников не выбрала ни образование, ни будущую профессию. Остальные могли указать что-то одно.

В возрасте от 20–24 лет у человека зачастую открываются глаза, он осознает, что выбрал не ту профессию. Ему попадается более привлекательная работа. При желании все можно изменить. Обязательно скажите об этом ребенку, если он сомневается, что выбрал свое дело.

Как правило, родители желают ребенку лишь самого лучшего. Но зачастую их указания нельзя назвать дельными. Взрослые иногда стараются реализовать собственные несбывшиеся мечты через своих детей.

Чтобы не причинить ребенку вреда, следует соблюдать несложные правила. Задавать вопросы и слушать. Расспросить чадо: что он любит, чем хотел бы заняться, что его привлекает в данной профессии. Побудите ребенка к самоанализу: узнайте, каковы его достоинства, недостатки. Беседа покажет, готов ли подросток трудиться, чтобы освоить какую-то конкретную специальность.

Учтите! У несовершеннолетнего недостаточно опыта для реальной оценки своего выбора. Пусть проделывает первые взрослые шаги под вашим контролем. Не забывайте учитывать реальные способности сына или дочери.

Таблица заботливых родителей

Донесите до выпускника, что все взрослые должны работать, что специальность определяет положение человека в социуме. Объясните дочери или сыну, что профессия должна способствовать развитию личностных качеств, а не приносить чувство дискомфорта.

Предложите выпускнику написать список требований к будущей профессии:

  • престиж;
  • уровень зарплаты;
  • проблемы с трудоустройством;
  • условия труда;
  • и др.

Данные пункты запишите в столбик, а наименование специальностей – в строчку. Заполнив таблицу, сопоставьте каждую профессию с перечисленными требованиями: при совпадении поставьте в зоне пересечения «плюс». Просуммируйте, возле какой специальности получилось наибольшее количество плюсов. Вполне вероятно, что рядом с этой профессией ребенок сможет найти призвание.

Учтите! Данный метод не является предельно точным. Однако, он позволяет старшекласснику проанализировать персональную систему ценностей, задуматься над своим будущим.

Покажите ребенку, что вы в него верите. Окажите ему поддержку. Это станет хорошей мотивацией. Если родители заинтересованы в становлении ребенка, они научат его самостоятельности и ответственности, чтобы он нашел любимую работу и с радостью ею занимался.

6 Стереотипов о Выборе Профессии. Подросток и Будущая Профессия | Family is…

Итак, человек осуществляет выбор с младенчества: малыш отказывается от непривлекательной игрушки и тянется за более интересной. Задача родителей – помочь подростку сохранить данное умение. В столь ответственный период жизни подросток должен ощутить поддержку и понимание родителей. Воспользуйтесь вышеприведенными советами, чтобы выбрать работу, которая принесет счастье и удовольствие.

Статья обновлена:

motivacii-net.ru

Как помочь старшекласснику выбрать профессию

«Фоксфорд» организует бесплатную летнюю площадку для учителей

Время чтения: 2 мин

«Фоксфорд» организует бесплатную летнюю площадку для учителей

Время чтения: 2 мин

Выбор профессии ребёнком связан с выбором экзаменов в 9-м и 11-м классе. Изучать свои наклонности и мир профессий лучше начать заранее и подойти к делу основательно. До сих пор многие ребята хотят стать юристами или экономистами, хотя эти специальности уже давно не входят в список самых востребованных.

С проблемой профориентации каждая школа справляется своими силами. Как правило, этим занимается заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Самые популярные мероприятия в школах — это экскурсии на производства, встречи с представителями разных вузов или классные часы, на которых родители или учителя рассказывают про профессии.

«Во внеурочное время мы приглашаем экспертов из разных сфер и учреждений, организуем экскурсии, например, на автомобильный завод или фабрику мороженого» Алексей Турчин, директор гимназии, г. Санкт-Петербург

«У детей появляется мотивация изучать определённый предмет. Он им нравится, или его легче осваивать. А из этого формируется будущая профессия». Наталья Кудряшова, заместитель директора гимназии, г. Волгоград

«Лучше всего работать с 10-м классом. В это время школьники к ЕГЭ не готовятся, у них больше свободного времени, да и программа полегче. Я стараюсь, чтобы в первом полугодие побывали на заводах, а начиная со второго, к ним уже ВУЗы приходят». Ирина Богданова, заместитель директора гимназии, г. Волгоград

Согласно рейтингу Министерства труда «ТОП-50» профессий, одними из самых популярных в будущем станут мобильный роботехник и разработчик мультимедийных приложений. Что это за специальности, знают далеко не все школьники. Современные тестирования по профориентации тоже не всегда рассказывают детям о востребованных профессиях, тем более, малоизвестных.

«Я не прохожу никаких онлайн-тестов, потому что мне не так интересно, что именно мне подходит, но хочется узнать, какие вообще профессии есть, кем можно в этой жизни работать. Думаю, надо иметь широкий выбор, потому что если кроме какого-то узкого круга профессий ты ничего не знаешь, то и выбирать не из чего». Мария Толстых, 10 класс, г. Тамбов.

«У нас пока было всего две лекции от профессоров из ВУЗов, и то довольно скучные. А так, мы недавно с мамой ходили в Дом культуры, я прошёл около семи разных тестов по профориентации. Было интересно. Но я когда шёл туда, я и не ожидал, что мне скажут: „Ты будешь журналистом или врачом“. Они просто помогли выявить мои сильные стороны, определили приоритетные виды занятий: человек-руководитель и человек — знаковая система». Никита, г. Санкт-Петербург.

В профориентационной работе нужно сочетать экскурсии, лекции, и тесты. Главное — уметь подать актуальную информацию о рынке труда в интересной для школьников форме. Для этого нужно понимать, какие профессии востребованы и какие появляются новые методы работы с выпускниками и форматы подготовки специалистов.

Учителя привыкли строить профориентационную работу на основе региональных планов мероприятий и обмениваться опытом в интернете. Этим летом центр онлайн-обучения «Фоксфорд» организует новую площадку подготовки специалистов по профориентации. Бесплатный курс повышения квалификации учителей «Профориентация в современной школе» состоится летом 2017 при поддержке экспертов НИУ ВШЭ.

«Помимо общения с экспертами и участия в вебинарах, учитель получит методичку с пошаговой инструкцией и планом занятия по теме профориентации, рекомендации актуальных и проверенных ресурсов, например, онлайн-тестирование, атлас будущих профессий и другие». Денис Кацко, руководитель профориентационного направления центра онлайн-обучения Фоксфорд.

Особенность онлайн-курса в том, что любой учитель сможет его пройти и получить сертификат государственного образца о повышении своей квалификации. Курс научит педагогов отбирать и оценивать материалы по профориентации. В ходе вебинаров учителя увидят систему профориентационной работы, а методическое пособие даст структуру занятий с детьми.

Задайте свои вопросы разработчикам курса Диане Колесниковой и Наталье Антоновой 15 мая на бесплатном вебинаре «Профориентация — это не проблема».

mel.fm

15 ошибок, которые совершают родители (и не только), когда помогают ребёнку выбрать профессию

Сегодня школа не поможет выбрать профессию, все её ресурсы направлены на подготовку к ЕГЭ. Поэтому профориентация становится задачей родителей. Чтобы помочь в выборе, надо учитывать желания и способности ребёнка, суметь предугадать профессии будущего, учесть экономику и другие факторы риска. Рекрутер Елена Омская даёт важные советы подросткам и их родителям.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Учитывая, что профориентацией системно в нашем государстве занимаются единицы, и не в каждом городе открыта служба по профориентации, то как всегда вся нагрузка по решению этой проблемы ложится на плечи родителей. Да-да, опять родители, потому что вы единственные, кто лучше всего знает способности и особенности своего ребёнка. Никакой психолог не сможет вам рассказать более того, что вы и так знаете о своем ребёнке. Психолог может лишь вам помочь в подтверждении или опровержении ваших гипотез о своем ребёнке. И только взрослые могут повлиять на скорость развития карьеры своего ребёнка. Но родители оказываются в крайне тяжелой ситуации, потому что сами не владеют ни методами консультирования, ни информацией о мире профессий.

После многочисленных попыток узнать у коллег и знакомых о том, куда же можно поступить ребёнку, родители приходят ко мне с одинаковыми вопросами:

1. Я вообще не знаю, что происходит в мире профессий, кто сколько получает и что обозначает эта профессия.

2. Протестируйте ребёнка и скажите, кем он сможет работать.

3. Расскажите, какая профессия сейчас хорошая и куда нам поступать.

Каждый из этих вопросов включает в себя информации минимум на час плотного общения. Во всём мире профориентацией государство активно занимается уже с 6-7 класса, а в некоторых странах первые профориентационные разделения по классам происходят уже в 4 классе.

Ежегодно в европейских школах профориентационным мероприятиям уделяется 30 часов классных занятий: от изучения себя, своих персональных интересов и способностей до изучения будущих потребностей рынка и составления персонального карьерного плана. В России профориентация практически вымыта из школы, и всю нагрузку профориентационной работы взяли на себя колледжи и вузы, которые занимаются классическим рекрутингом людей в конкретные учебные заведения.

Именно поэтому вся нагрузка по профессиональному самоопределению ребёнка ложится на семью и выбор профессии в 90% случаев происходит не по решению ребёнка, основываясь на его интересах, а на авторитарном выборе родителей.

Вот мой топ-15 ошибок, которые совершают родители при выборе профессии для ребёнка.

1. Планирование карьеры, опираясь на текущую ситуацию на рынке труда

Это самая распространённая ошибка. Родители не учитывают, как внедрение информационных технологий изменит структуру профессий, какие профессии умрут, а какие появятся в ближайшем будущем. Возможно, что выбранная вам профессия переводчика, например, просто погибнет через пять лет, потому что Google объявил, что создаст универсальный цифровой переводчик на все языки. А Skype на днях предложил синхронный перевод моих разговоров на английский язык.

Совет: планируйте карьеру ребёнка с оглядкой на экономическую ситуацию в ближайшие 7-10 лет.

2. Выбор обучения за рубежом без планирования дальнейшего трудоустройства

Сегодня железный занавес — это уже история из прошлого, и многие родители рассматривают возможность обучения ребёнка за границей. Учиться за границей сегодня — не проблема, проблема — что с этим делать дальше. Не всегда зарубежное образование востребовано у нас. Я знаю несколько историй, когда дети успешно учились в Испании и Англии в очень рейтинговых учебных заведениях, а потом при возвращении на родину не могли найти себя, потому что амбиции уже сформированы по другим принципам, и работать на исполнительских должностях за минимальную оплату очень тяжело морально. Поэтому при выборе обучения за рубежом обязательно думайте — а зачем и что дальше.

Так, например, я консультировала маму, которая отправила ребёнка учиться во Францию на экономический факультет. Ребёнок успешно проучился, посмотрел Европу, мама обеспечивала во время обучения всеми ресурсами. Но после окончания учёбы законодательство не позволило ему работать во Франции, поэтому пришлось вернуться в Россию. А в России полученные профессиональные знания в другом государстве оказались невостребованными, потому что учёт и бюджетирование организовано по другому принципу. Поэтому мы искали пути, как встроиться в экономику с уже имеющимися компетенциями. И нашли вариант, так как целенаправленно искали компании — филиалы европейских государств. В этом случае всё обошлось достаточно безболезненно, но я рекомендую уже сейчас просчитать все возможные риски получения зарубежного образования.

Совет: обучение за границей — это возможность, которая действительно даст новые интересные компетенции и знакомства. Но решите уже сейчас, где ребёнок планирует работать после окончания вуза — в какой стране и по какой профессии. Потому что ситуация в каждом государстве индивидуальна на рынке труда. И возможное получение престижного зарубежного образования может превратиться в ограничение, которое заставит ребёнка начинать свою карьеру с самых низов.

3. Незнание происходящих изменений в трудовом законодательстве

Кто-то уже слышал о профстандартах? Может быть, кто-то уже попробовал на себе независимую оценку квалификации.

Это новая парадигма нашего рынка труда. В ближайшее время работать без базовой профессиональной подготовки будет запрещено, а все работники должны будут подтвердить свой уровень квалификации на независимых профессиональных экзаменах в специальных центрах. Я это называю «ЕГЭ по профессии». Да, и это очень сильное ограничение в выборе профессии, потому что просто пойти в институт и «получить корочку» теперь обозначает — работать далее по этой полученной специальности или получать новое профессиональное образование.

Совет: принимайте решение о выборе профессии, планируя получить базовые знания для приобретения профессионального опыта. Учиться, чтобы получить корочку, — это уже атавизм.

4. Устаревшие стереотипы о престижности профессии

Ещё лет 15 назад было престижно поступить на исторический факультет педагогического института, потому что выпускники могли работать в администрации города или области. Работа в государственной структуре считалась очень престижной. Могли бы мы ещё несколько лет назад представить себе, что профессия «сварщик» может быть престижной? Работа ремесленников сегодня так же престижна и уважаема, как и работа на руководящих должностях.

Совет: встречайтесь с отраслевыми специалистами, чтобы узнать, какие профессии престижны и почему.

5. Незнание происходящих изменений на рынке труда

Одна из ярких особенностей рынка труда — это то, что одна профессия стала в себя вбирать знания и навыки из других профессиональных областей. Например, давайте рассмотрим путь трансформации специалиста по управлению персоналом.

Долгие десятки лет существовала должность инспектора по кадрам. В 2000-х годах к основной функции учёта кадров стала добавляться функция подбора персонала. Так родилась должность — менеджер по подбору персонала, затем фокус внимания в компаниях стал развиваться в направление развитие и обучение персонала, так возникла новая должность «Менеджер по обучению и развитию персонала», который активно занимался оценкой и обучением персонала. Теперь подбор и обучение персонала очень активно переходит в плоскость интернет-пространства, и менеджер по персоналу фактически стал объединять в себе функции журналиста, дизайнера, смм-менеджера и маркетолога. Стоит предположить, что в ближайшие годы эта профессия вберёт в себя совокупность всех этих действий

Совет: общайтесь со специалистами рынка труда (менеджерами по персоналу, рекрутерами, менеджерами по обучению персонала, инспекторами отдела кадров, руководителями служб по управлению персоналом) — они вам расскажут о трансформации профессий.

6. Незнание структуры профессии

Например, девочка-школьница два года изучала вузы, посещала дни открытых дверей, успешно сдала ЕГЭ, выбрала специальность и поступила в вуз. Но каково же было её разочарование узнать через год, что она станет инженером, а не врачом. Неправильное трактование специальности и незнание конкретной профессиональной деятельности может привести в заблуждение не только ребёнка, но и родителя.

Совет: при выборе специальности посоветуйтесь с отраслевыми работниками — что это за специальность, что делает человек этой профессии, каковы условия труда.

7. Убеждать ребёнка, что родители потом смогут устроить на работу

Это одно из самых распространённых ошибочных родительских убеждений. Вы точно можете гарантировать, что через 5-7 лет ваши знакомые не покинут возможное место работы или вы не потеряете это знакомство? Поверьте, устроиться на работу выпускнику по полученной специальности не составляет особого труда и знакомства здесь могут выступить ограничением, а не возможностью.

Совет: вы, как родитель, можете учитывать этот фактор как дополнительный ресурс, но в качестве основного критерия рассматривать знакомства не стоит.

8. Думать, что «Вот тётя Валя зарабатывает много!»

Для того, чтобы тётя Валя зарабатывала много, она прошла очень большой профессиональный путь. Скорее всего, это был путь от самых истоков — от рабочих специальностей и до руководителя. Это может послужить вам и вашим детям примером успешной карьеры, но не должно влиять на выбор специальности — «иди учиться на бухгалтера, будешь получать так же много, как тётя Валя».

Совет: попросите успешных людей из вашего окружения рассказать о своём пути в карьере, какие сложности пришлось преодолеть, чего удалось достичь и почему.

9. Строить карьеру ребёнка, основываясь на своих нереализованных амбициях

Вы с самого детства мечтали стать учителем. Но обстоятельства не позволили: то ситуация в экономике изменилась, то уровень зарплаты не устраивал, а потом надо было ещё переехать в другой регион. И не сложилось, но очень хотелось. И теперь можно реализовать свои несбывшиеся мечты в ребёнке и представить, как он будет учить детей, станет уважаемым человеком и будет радовать нас своими успехами в старости.

Совет: выключите свой эгоизм, это не ваша жизнь, а жизнь другого человека, у которого есть свои мечты.

10. Реализовывать семейные интересы с помощью карьеры ребёнка

Ситуации, конечное, могут быть разными. И иногда такой вариант действительно возможен. Но это должен быть осознанный шаг ребёнка, а не манипуляции родителей.

Например, по просьбе мамы я консультировала студента, будущего выпускника, по составлению резюме. Мама попросила меня подготовить сына для собеседования и составления резюме в компанию к конкурентам, чтобы изучить технологию производства и систему управления компании. После консультации я поняла, что парню интересна совершенно другая область деятельности, он мечтает о другой карьере. Я нарушила первоначальное техническое задание, но я не нарушила профессиональных принципов. Я исходила из интересов ребёнка и решала его задачи во время консультации: мы выстроили карьерные гипотезы и составили план действий по развитию карьеры в интересующей его сфере деятельности. Теперь это успешный высокооплачиваемый специалист, успехами которого гордится вся семья.

Или ещё один пример из жизни: дочь пойдёт учиться в этот институт, потому что в нашей семье нет врача. Вы можете предположить дальнейшее развитие ситуации? Я думаю, что только в десяти случаях из ста карьера будет развиваться по родительскому сценарию, в остальных 90 случаях произойдет смена карьеры.

Совет: поставьте на первое место интересы ребёнка.

11. Не пускать ребёнка в другой город

Родительский страх за безопасность, отсутствие комфорта, неудобства, неизвестность — это естественные родительские переживания. Подумайте, какие перспективы и возможности вы приобретёте или потеряете, какие ресурсы у вас есть и могут быть. Может быть, стоит рискнуть, ведь вернуться он всегда успеет?

Совет: при выборе учебного заведения по региональному фактору оцените свои ресурсы и возможности. Помните, пройдёт десяток лет, и ребёнок может сказать: меня просто не отпустили в другой город, поэтому всё так и сложилось…

12. Ребёнок мечтает стать «Крепким орешком»

Образцы поведения вдохновляют и заставляют развиваться. Этот фактор является очень сильным внутренним мотиватором для развития карьеры. Но в этом случае прошу вас перепроверить приверженность вашего ребёнка созданным идеалам. Предложите ему рассмотреть другие варианты профессионального выбора, возможно, он просто не знает о других возможностях самореализации. К этому же фактору можно отнести любовь ребёнка к определённому школьному предмету или желание учиться только в конкретном учебном заведении.

Совет: регулярно информируйте ребёнка о многообразии профессий, покажите ему примеры успешных людей из других профессиональных областей, это позволит вам или подтвердить существующую гипотезу, или создать новую идеи для будущей карьеры.

13. Выбирать профессию за компанию с кем-то

В школу пришёл представитель вуза и рассказал, какой прекрасный вуз готовит специалистов и как можно весело учиться. Пять человек решили поступать и поступили, за компанию. Через два-три года у всех появились свои интересы, и компания распалась, а специальность осталась. Двое поняли, что совершенно не соотносят себя с выбранной профессией, двое решили, что профессия неперспективная, а один продолжил учиться и успешно получил диплом.

Совет: если вы понимаете, что ваш ребёнок выбирает профессию за компанию, объясните ему, что компания имеет тенденцию распадаться или изменяться. А работать за компанию вряд ли получится. Может, стоит поискать другие факторы выбора профессии?

14. Нужно продолжать профессиональную династию

Я очень уважительно отношусь к сохранению профессиональных династий. Многие бизнесмены сейчас подходят к решению — а кому же передать созданный мной бизнес? Я за сохранение семейных традиций и семейного бренда. Но если у вас есть толика сомнений в том, что ребёнок не сможет продолжить ваше дело или он не мечтает работать в семейном бизнесе, то не настаивайте, вернитесь к пункту 11, перепроверьте гипотезу с помощью внешних помощников и психологов.

Совет: династию продолжать надо, но предварительно надо убедиться, что ребёнок будет достойным продолжателем семейного дела.

15. Выбирать профессию назло или чтобы доказать свои способности

Представьте ситуацию, что в школе произошёл конфликт ребёнка с учителем. Ребёнок решил доказать, что его сил хватит для поступления, и поступает. Конфликт решён, способности продемонстрированы, результат достигнут. Что дальше? Разочарование и поиск себя.

Совет: если вы понимаете, что выбор профессии происходит из-за конфликтной ситуации, то помогите ребёнку решить конфликт и не соотносить эту ситуацию с построением своей будущей карьеры.


А более подробно рассказывать о тенденциях, происходящих на рынке труда, я буду на вебинаре-практикуме «Как не стать лишним…» 13 декабря.

mel.fm


Смотрите также