Как правильно выбрать моноласту


Как выбрать вашу моноласту? | курсы по фридайвингу

Посвящается всем хвостатым

Моноласта «Гипер» – одна из самых популярных моделей. Та самая, в которой ныряют фридайверы. Чем отличается гипермоноласта от других? Основное её отличие от моноласт других типов – массивная галоша и угол, под которым она находится относительно пластины.

Хорошая моноласта для ныряния – та, что изготовлена вручную специально по вашим меркам. Разным производителям нужны разные данные, чтобы создать моноласту специально для вас.

Одним из лидеров среди производителей гипермоноласт на сегодняшний день является Иван Шахов. Большой опыт изготовления моноласт (с 1995 года) и высокое качество его работы позволяют считать «шаховские» моноласты фаворитами среди себе подобных. В 2003 году Шахов познакомился с чемпионкой и рекордсменкой мира Натальей Молчановой, вместе с которой в последствии начал работать над новыми моделями моноласт. Последние годы Иван Шахов плотно сотрудничает с Алексеем Молчановым и брендом Molchanovs, постоянно улучшая как конструктивные особенности ласты, так и ее дизайн.

Базовая или Спортивная модель?

Сейчас вы можете заказать базовую или спортивную модель.

Отличий между ними несколько:
Во-первых, из-за конструктивной особенности расположения галоши относительно пластины, базовая моноласта подойдет и новичкам. Она позволяет компенсировать погрешности в технике, если толчок идет больше от колена, а не от бедра. Но это не значит, что ее не могут использовать продвинутые фридайверы!
Во-вторых, цена. Базовая моноласта стоит дешевле спортивной модели. Для некоторых этот фактор может стать определяющим.
В-третьих, дизайн. Внешне эти две модели моноласт выглядят по-разному.

Более искушенные и нацеленные на спортивный результат фридайверы предпочитают Спорт-версию гипермоноласты. Конструктивная особенность посадки галоши относительно пластины в спортивной версии отличается от базовой. И пластина у спортивной версии слоится иным образом. Так же многих привлекает современный спортивный дизайн.

Как выбрать размер?

После того, как вы определились с моделью моноласты, нужно снять ваши мерки:

  1. Длина стопы. Поставьте ногу на лист бумаги и, удерживая в вертикальном положении карандаш, сделайте отметку на листе по большому пальцу и пятке. Далее берите линейку и замеряйте расстояние от пальца до пятки в сантиметрах.
  2. Длина окружности стопы. Измеряется при помощи мягкого сантиметра. Важно, чтобы нога не была на весу, а стояла на опоре. И вам нужно снять мерку строго перпендикулярно к полу – следите за углом измерений!

Как правило, второе измерение меньше первого. Хотя, конечно, встречаются свои особенности.

 

Как плотно должна «сидеть» моноласта?

Следующий немаловажный шаг – выбор посадки моноласты.

Некоторые производители привыкли делать моноласты для спортсменов, если же вы им не являетесь, а хотите просто нырять в своё удовольствие, то можете огорчиться, получив моноласту очень плотно сидящую на вашей ноге. Многие фридайверы не могут проплыть в таком снаряжении даже минуты. Поэтому крайне важно до начала изготовления вашего заказа указать, как плотно вы хотите, чтобы моноласта сидела.

Существуют три основных варианта посадки:

  • Спортивная. Как ясно из названия, такую посадку, как правило, выбирают спортсмены. И одевают её непосредственно на соревнованиях. Кроме того, такую посадку выбирают фридайверы с большим стажем, которые много и подолгу плавают в моноласте. Со временем и практикой, стопа ныряльщика становится более гибкой и подвижной, тогда и можно взять моноласту, которая сядет потуже. Начинающим же плотная посадка галоши не рекомендуется.
  • Стандартная посадка. В большинстве случаев, фридайвер выбирает именно эту посадку. Одев такую моноласту, вы сможете проплавать в ней 20-30 минут. И если к исходу 20-ти минут вы почувствуете, что стопы начинает сводить – значит это ваша моноласта с нормальной для вас посадкой.
  • Третий вид – комфортная. Например, фридайвер использует тоненький носок или любит нырять, долго не снимая моноласту, тогда лучше взять моноласту с галошей посвободнее. При этом нужно учитывать, что изначально такая моноласта может показаться слегка свободной. Но если вы планируете нырять час, то через некоторое время ноги начнут отекать, уставать, для этого и нужен некоторый простор. Учтите, что даже со свободной посадкой, моноласта не должна болтаться на ноге!

Для большего комфорта вы можете использовать несколько новшеств-улучшений, которые помогают «не чувствовать» моноласту во время ныряния – это супинатор и микропорка. Супинатор – подобие супинатора для обуви. А микропорка – небольшая прокладка в верхней части галоши, из более мягкой резины.

Такие улучшения повышают не только комфорт, но и цену моноласты.

Стоит при этом учитывать, что не для каждого спортсмена эти улучшения пойдут на пользу.

Какой жесткости должна быть моноласта?

Это ещё не все, что стоит знать о выборе моноласты. Вы также можете подобрать специально для себя пластину или лопасть.

Пластины отличаются друг от друга, в первую очередь, жёсткостью, которую вы можете выбрать. Чем лучше техника у фридайвера, тем более мягкую моноласту он выбирает.

Есть два момента, на которые следует обратить внимание:

  • Во-первых, ваш уровень физической подготовки – сильные ли ноги, есть ли опыт плавания в моноласте.
  • Во-вторых, ваш вес и рост.

К примеру, фридайверу ростом 175 см и весом 65 кг в нормальной физической форме подойдёт средне-мягкая лопасть моноласты (2Н).
А миниатюрная девушке ростом 165 см и весом 50 кг без учёта её физической формы лучше выбрать пластину помягче – 1,5Н или 1Н (мягкая).
Если же фридайвер ростом 190 см и весом 90 кг, то пластина может быть 2,5Н – 3Н (средняя или средне-жесткая), смотря на сколько сильные мышцы ног.
Алексей Молчанов, рекордсмен мира в категории погружение в глубину с постоянным весом в ласте (CWT), при весе 82-85 кг выбирает моноласту с жесткостью 1,5Н, максимум 2Н.

И не только Алексей, сейчас все больше фридайверов приходят к мнению, подкрепленному опытом, что брать жесткую моноласту не имеет смысла. Усилий прикладывается много, соответственно, идет большой расход кислорода. А во фридайвинге это не только не приносит пользу, но даже и вредит.

Надеюсь, эта статья поможет выбрать моноласту идеально подходящую именно вам.

И если у вас есть вопросы и / или вы хотите заказать моноласту, с удовольствием отвечу и помогу с выбором вашей моноласты.

Ирина Веверка (Карина)

Comments

comments

www.apnea4all.com

"Юлия Моноласточка Паламарчук о выборе моноласты"

На мой взгляд, фридайвер, отдает предпочтение какой-нибудь одной дисциплине в нашем деле. Нет, заниматься можно всем, но получается или нравится больше что-то одно. Вообще, к плаванию в моно ( по моим наблюдениям) человек зреет довольно долго. То одно надо освоить, то другое, то померил моно, что была под рукой, и ноги стер, и плыть-нырять как-то не красиво получилось. Подумает фридайвер, " зачем так мучиться" и снова будет нырять в разножках...

 


Со мной все было совсем не так. В тот-же день, как я окончила курсы для новичков, сразу решила, что буду нырять в моноласте, чего бы мне это не стоило. А стоило, как оказалось потом ...

Ну ладно. Все по порядку. Сначала я решила освоить технику, хоть немножко. Взяла 5 уроков у одного замечательного инструктора. Ох и погонял он меня:)  Понятно, что пяти занятий было мало, но основные движения я схватила! Дальше встал вопрос о покупке моноласты. И тут началось...

 

 

Моноласта для фридайвинга.


Первую ласту я заказала перед поездкой в Египет. Это была большая ошибка:( За два дня до отъезда, я приехала в бассейн и попробовала в ней нырять. И, конечно мне все в ней понравилось! За каких-то пол часа я пришла в состояние полной эйфории! Ну, подумаешь, какая ерунда, стерла пару пальцев. " Это с непривычки "- подумала я, "заживет ". В Дахабе было все замечательно... Только моноласта оказалась на два размера меньше, чем надо. После трехчасового дайва, мои ноги оказались как в тисках, но я терпела. Думала, что так и надо, что я привыкну. На берегу, сняв с трудом ласту, я увидела свои окровавленые пальцы. :( Конечно, надо было остановиться, но нет! Наши не сдаются! В следующий дайв я заклеила пластырем больные, опухшие пальцы.  Это оказалось бесполезно. Проныряв где-то час, я поняла, что стерты в мясо не только пальцы, а все остальное, включая пятки и верхнюю повернность стопы. На берегу я у всех друзей вызывала жалость.


Естественно, что в жарком климате и соленой воде мои раны загноились. Не буду описывать третью попытку . Очень грустно. Полиэтиленовые пакеты тоже не помогли, т.к. они действенны ТОЛЬКО при нестертой коже. :( Пришлось остаток времени нырять в разножках, одетых на носок. Ноги со временем зажили, но стали похожими на ноги верблюда, такие же мозоли:) С ластой пришлось расстаться.

Со второй моноластой я решила так не шутить. Мне пришла мысль заказать ласту бОльшего размера и одевать ее на тонкий неопреновый носок.
После того, как я получила свой долгожданный хвостик, я не могла нарадоваться: и ноги не стираю, и ласта на носке сидит идеально...
Если бы не одно большое НО...

Пообщавшись с гуру в этом вопросе я поняла, что носок демпфирует движение стопы, и, в результате, усилие передается на ласту не полностью. Что, естественно, снижает эффективность движения фридайвера. С этой ластой тоже пришлось попрощаться. Хотя, уже с большим сожалением по сравнению с первой.

Третья моя моноласта была похожа на пыточное приспособление времен Испанской Инквизиции: представьте, что у вас в вашей любимой обуви появился новый супинатор... От пятки до основания пальцев одним равномерным горбиком... В результате появилась боль в подъеме стопы, которая передавалась при плавании даже в икроножные мышцы. Прибавьте к этому постоянно согнутые затекшие пальцы. Кроме того, она, вдобавок, была мне мала(после приключений в Дахабе, это я сразу поняла).

Далее, было решено снять ТОЧНУЮ мерку с моей ноги и отослать эти параметры мастеру.

Измерялось следующее:
- Длина стопы;
- Окружность стопы в районе пальцев;
- Окружность стопы в самом широком месте.

Поскольку в перерывах между испытанием на себе все новых и новых моноласт я плавала в чем придется, за это время я успела прочувствовать на собственной шкуре (в прямом смысле этого слова), какие ощущения испытываешь, когда ласта мала, когда велика.


Кроме этого я почувствовала, что, оказывается, все моноласты имеют разную жесткость.

Это очень помогло мне при испытании четвертой моноласты. У меня сразу же появилось ощущение, что я таскаю за собой на прицепе гирю 16 кг. Она была очень жесткой для меня. Если ласта слишком жесткая для фридайвера, то он не в состоянии продавить ее за счет усилия пресса и ног, что вызывает повышение приложения усилий, и, как следствие, повышенный расход кислорода. Если же ласта слишком мягкая, то она легко продавливается и не является точкой опоры для приложения усилий. Что приводит к увеличению количества движений и... (правильно, детки) повышенному расходу кислорода.

На мой взгляд, моноласты можно по жесткости обозначать, как советские карандаши: 2М, М, ТМ, Т :)
Обидно было потому, что эта очень жесткая моно идеально подошла мне по размеру. Расставаться с ней было очень жаль.

Наконец, я получила идеал!!! Это была пятая попытка.
Жесткость - то, что мне нужно. Когда плывешь, совсем про нее забываешь.
По размеру - как домашние тапочки: пальцы могут немножко двигаться, но подьем и пятка плотно зафиксированы. Стопа находится в естественном положении. В первую же ночь я хотела в ней спать!!! :)

Выводы:
- если Вы "скоростник", то забудьте, все то, что было написано выше. Т.к. для вас действуют совсем другие правила подбора моноласт. Спросите у Вашего тренера. :)
- перед началом эпопеи с заказом моноласты на мой взгляд необходимо:
а) поставить азы нормальной техники плавания с моно под руководством опытного инструктора;
б) попробовать все имеющиеся в наличии моно приблизительно вашего размера (только, плиз, без фанатизма, не оставляйте вашу стертую кожу в бассейне, не засоряйте его :) ), акцентируя внимание на ощущениях мала-велика и мягкая-жесткая;
- для заказа моно, надо обращаться к более опытным товарищам, имеющим опыт общения с мастером-изготовителем;
- после получения новой моно на примерку, постарайтесь справиться с первым восторгом и ответить на вопрос: "Что меня АБСОЛЮТНО в ней не устраивает?" Не торопитесь с ответом, поплавайте-подумайте две-три тренировки, периодически меняя ее на самые подходящие вам моно из пункта "б)".
- если вам не удалось ответить на предыдущий вопрос, то вполне возможно, что это то, что вы искали. :)

 

Оригинал на сайте :

http://www.monolastochka.ru

 

www.free-diver.ru

Выбираем моноласту « Finswimming and freediving equipment

Выбор ласты для плавания

Выбор ласты для подводного плавания в основном зависит от техники пловца. Те, кто предпочитает, сделав мощный гребок («от колена»), долго скользить в толще воды, выбирают жесткую ласту с достаточно свободными калошами. В таком случае возникает ощущение сильного гребка, работы.

Другая техника плавания подразумевает работу спиной, но гребок ласты не столь ощутим. При таком  подходе спортсмен выбирает мягкую пластину и маленький размер калош. Ведь чем плотнее сидит на ноге ласта, тем эффективней гребки. Нога в калоше не двигается, и вся сила толчка передается на пластину. Но это влечет за собой определенное неудобство и дискомфорт при длительном плавании в калошах меньшего размера.

Поэтому при выборе ласты необходимо найти свою «золотую середину». Если вы предпочитаете комфортно плавать в течение часа, вбирайте достаточно свободные калоши, но пластина будет жестче. Если важен результат, то калоши должны плотно сидеть на ногах, даже немого жать, а значит быть меньшего размера, чем вы привыкли носить, а пластина будет мягкая.

Как правило, опытные пловцы и фридайверы с поставленной техникой выбирают мягкие ласты и маленькие калоши для длинных дистанций.  Например, для фридайвинга при размере ноги 38 начинающему пловцу нужна ласта 4-5 (в соответствии с нашей таблицей размеров), а опытный спортсмен с те же размером будет нырять в ласте 3-го размера. Европейский размер 41-42 для начинающих – это 7, для опытных пловцов – 5 (см. таблицу размеров hyperfns).

Спортсмены, участвующие в соревнованиях по  марафонским заплывам, имеют уже высокую квалификацию и готовы терпеть неудобства ради достижения результата и при размере ноги 38 выбирают ласту с маленькими калошами – 3, а при размере 41-42 – 4 (см. таблицу размеров hyperfns).

Профессионалы выбирают средние и мягкие пластины в сочетании с меньшим размером калош.

Некоторые фридайверы используют при ношении ласты носочки или полуносочки из неопрена толщиной 3-5 мм, что также нужно учитывать при заказе ласты определенного размера.

Теперь вам осталось выбрать цвет и дизайн вашей ласты.

Легкой вам воды и уверенных побед над собой и стихией!

hyperfins.su

Эволюция моноласта как плавникового движителя

ЭВОЛЮЦИЯ МОНОЛАСТА КАК ПЛАВНИКОВОГО ДВИЖИТЕЛЯ И ВЛИЯНИЕ ЕЕ НА КИНЕМАТИКУ БИОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «СПОРТСМЕН-МОНОЛАСТ» ПРИ НЫРЯНИИ МУЖЧИН-СПРИНТЕРОВ

Созданный заслуженным тренером Казахской ССР Поротовым Б.Г. и практически примененный им в 1969 году моноласт [15] совершил своеобразную революцию во всех видах подводного спорта. Изменился не только способ плавания – от «кроля на груди» на «дельфин», но и резко возросли скорости спортсменов. Увеличение скорости при плавании с моноластом было обусловлено следующими факторами:
1. увеличением площади поверхности плавника (моноласта) по сравнению с обычными  и удлинёнными парными ластами (рис.1),что создаёт больший гидроупор и силу тяги;

Рис.1.Типы ласт спортсменов-подводников: 1-промышленные биласты; 2-удлинённые биласты; 3-моноласт.

  1. включением в одновременную работу большой группы мышц спины или мышц живота спортсмена;
  2. изгибно – колебательными волнообразными движениями тела спортсмена и моноласта, как более эффективными с позиций гидромеханики и гидробионики по сравнению с попеременными движениями ног при способе ”кроль“[1,12,14].

Если вначале освоения способа плавания “ дельфин” с моноластом по поверхности спортсмены пытались включать в работу и руки “кролем”, то позже они отказались от такого комбинированного способа. Работа рук попросту стала тормозить пловца, а посему вытянутые вперёд руки стали занимать горизонтальное положение. При этом кисти рук сложены одна на другую, плечи прижаты к голове, а лицо обращено вниз [3,4,5,6,8].

Как и всё новое, моноласт не сразу завоевал все позиции в многочисленных дисциплинах подводного спорта. Вначале моноласт “вытеснил”парные удлинённые ласты (биласты) на всех коротких, а к 1976г. – на средних и стаерских (1500м) дистанциях.

С 1977г. рекорды Мира на всех дистанциях скоростного плавания в ластах принадлежат спортсменам, выступающим с моноластом [8].

С момента появления первого моноласта Б.Г. Поротова в 1969 году и по настоящее время можно выделить  3 периода, в которых проходили процессы совершенствования и модернизации моноласта по характерному признаку эволюции моноласта как плавникового движителя.

Первый период 1969 – 1978г.г. характеризуется поиском наиболее эффективных материалов для армирования и удлинения лопасти  моноласта. В их конструкции использовались  упругие металлы: сталь 65Г, титан, бериллиевая бронза и т.д., из которых вырезались “вилки” с различным количеством “зубьев”- рёбер жёсткости. Затем эти “вилки” при помощи клея и крепежа соединялись с лопастями резиновых заводских ласт. Вся эта конструкция оклеивалась с двух сторон тонкой листовой резиной или прорезиновой тканью.

Недостатками таких моноласт из металла являлись:

  1. трудность в изготовлении клина- фрезерование или шлифование профиля “вилки” от пяточно-подошвенного участка (“ручка вилки”) до минимальной толщины концов “зубьев”;
  2. достаточно большой вес моноласта.

После 2 – 3 лет поисков и экспериментов спортсмены остановились на лучшем для изготовления моноласта конструкционном материале – стеклотекстолите, слоистом пластике. Из этого материала делали не “вилку” для армирования, а всю лопасть моноласта. Стеклотекстолит хорошо обрабатывался и позволял достаточно легко снимать слои при изготовлении клина — профиля по длине лопасти и рёбер жёсткости (рис.1). С начала 70-х годов ХХ века все спортсмены стали использовать моноласт с лопастью из стеклотекстолита.

При изготовлении моноласта вплоть до 1978 года спортсмены и тренеры руководствовались личным опытом и интуицией, а поэтому формы и размеры моноласт были очень разнообразными (рис.2, табл.1). Ни тренеры, ни спортсмены не могли, аргументировано, объяснить выбор той или иной формы и размеров моноласт, а довод и ответ был один – спортсмен хорошо выступает, а поэтому этот моноласт хорош.

Рис.2.Некоторые из форм моноласт, применяемых мужчинами – спринтерами до 1978 года (1-боковые кромки,2-задняя кромка; в-ширина, l-длина).

Таблица 1

Некоторые параметры конструкции моноласт (м/л),антропометрии и внутрицикловой скорости (Vц) ныряния спринтеров-мужчин 1977г.

Группы

спортсменов

Статисти-

ческие

показатели

Площадь, м2

 

Ширина м/л  в,  м Длина м/л l , м Скорость

Vц, м/с

Поверхности

тела  Sт

Формы моноласта         Sм/л
    Финалисты

командного

    Чемпионата СССР 

 

1977г. (n=7)

___

X

2,0

 

 

0,42

 

 

0,78

 

 

0,81

 

 

2,56

 

 

±s

 

 

0,07

 

 

0,04

 

 

0,05

 

 

0,04

 

 

0,18

 

 

МС (n=12) ___

X

1,93

 

0,39

 

0,75

 

0,80

 

2,36

 

±s

 

 

0,09

 

 

0,03

 

 

0,05

 

 

0,06

 

 

0,15

 

 

КМС (n=11)

 

___

X

1,85 0,37

 

 

0,74

 

 

0,79

 

 

2,18

 

 

±s

 

 

0,07

 

 

0,02

 

 

0,05

 

 

0,04

 

 

0,15

 

 

Ip. (n=10)

 

 

 

___

X

 

1,66

 

 

0,34

 

 

0,73

 

 

0,78

 

 

2,11

 

 

±s

 

 

0,22

 

 

0,05

 

 

0,05

 

 

0,02

 

 

0,21

 

 

40

 

 

S

1

___

X

1,86

 

 

0,38

 

 

0,75

 

 

0,80

 

 

2,29

 

 

±s

 

 

0,17

 

 

0,04

  

 

0,05

 

 

0,04

 

 

0,23

 

 

 

В период 1976 – 77г.г. автором [3,4,7,8,10,11,12,13] совместно со специалистами в области гидромеханики и гидробионики были проведены исследования по изучению конструктивных особенностей моноласта как составной части биотехнической системы “спортсмен-моноласт” и главного движителя этой системы. Необходимо было определить наиболее важные по влиянию на скорость плавания параметры конструкции моноласта, а также пути его совершенствования и оптимизации.

Исходя из поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:

  1. определить типоразмеры и конструктивные характеристики (параметры) существующих моноласт;
  2. выявить взаимосвязь этих параметров с длиной дистанции (режимом работы) и антропометрическими особенностями спортсмена;
  3. определить пути совершенствования и оптимизации моноласта как плавникового движителя, исходя из требований и закономерностей аэро-гидромеханики и гидробионики;
  4. разработать методику выбора и расчёта моноласта с учётом дистанции (режима работы) и индивидуальных особенностей спортсмена.

Организация и методика исследований, а также многочисленные измерения, вычисления и математическая обработка результатов подробно изложены в указанных публикациях. В данной статье приводим лишь конкретные выводы и рекомендации, которые были, в итоге, внедрены в практику советского подводного спорта Федерацией подводного спорта СССР и приняты на “вооружение” спортсменами и тренерами, о чём свидетельствуют соответствующие акты внедрения.

 

Рис. 3. Чертеж и фото расчетного моноласта

1. Форма моноласта выполнена в виде полуэллипса (рис.3) без резких переходов и изломов боковых кромок.
  1. Задняя кромка моноласта прямая, допускалось наличие незначительной выемчатости.
  2. Площадь формы моноласта с одной стороны Sм/л выбиралась из соотношения площадей поверхностей тела спортсмена Sт и Sм/л: Sм/л = 0,21.
  3. Относительное удлинение моноласта как крыла малого удлинения [2] — l=в2/Sм/л, где в – ширина моноласта (рис.3), имело диапазон 1,5 < l £ 1,7. Отсюда в =√λ·Sм/л.
  4. Профиль лопасти моноласта из стеклотекстолита определялся исходя из разных вариантов распределения толщины по длине пластины. Более плавный профиль (рис.4,табл.2), создавал равномерное распределение жёсткости по всей длине и площади, в целом, моноласта, повышалэффективность гидроупора моноласта и, тем самым, увеличивал силу тяги и скорость плавания (ныряния).

 

Рис. 4. Разрез моноласта (а) и профиль его лопасти (б).

1-резиновый ласт; 2-лопасть из стеклотекстолита. lп- длина подошв; lр — длина рабочей части лопасти, или для расчетного моноласта длина полуэллипса lпэ; толщины участков лопасти: dп – подошвенного, dc – середины lp, dк – конца.

                                                                                                    Таблица 2                                                    

Значения (м±s) толщин (dп,dc,dк) лопасти спринтерских моноласт (n=40).

 

dп, мм dc, мм dк, мм
2,06 ± 0,16 1,36 ± 0,28 0,65 ± 0,09
  1. Для уменьшения “рыскания” моноласта (колебаний в горизонтальной плоскости) на его плоскости (с обеих сторон) вдоль боковых кромок и перпендикулярно задней установлены стабилизирующие бортики (шайбы) из губчатой резины (рис.3).

Начиная с 1979г. [8], ведущие спортсмены СССР, а затем и остальные – стали выступать с моноластами, изготовленными по рассмотренной  выше методике.

Период с 1979г. по конец 90-х годов ХХ века можно назвать вторым периодом в эволюции моноласта, когда все спортсмены использовали расчётный моноласт с лопастью из тонкой пластины из стеклотекстолита и галошами от обычных резиновых ласт.

С конца 90-х годов ХХ века начался третий период в истории совершенствования имодернизации моноласта. Появился новый тип движителя, который спортсмены называют “супермоно” или “гипермоно”. Что общего у этого моноласта с теми, что использовали спортсмены в двух предыдущих периодах и в чём его особенности?

Общим элементом у всех моноласт остается пластина стеклотекстолита в виде полуэллипса и резиновые бортики – “шайбы” (рис.3,5).

. Особенностями и отличительными признаками нового моноласта являются:

  1. конструкция галош;
  2. увеличение “объёмности” профиля моноласта.

Рассмотрим эти конструктивные особенности на примере конкретного супермоноласта, который любезно предоставил автору один из лучших в РФ изготовителей – з.тр. РФ Гундарев С.В. (г.Таганрог) (рис.5).

  1. Галоши нового моноласта – это своеобразный отлитый из резины “жёсткий сапог”, в котором запрессован клин из твёрдого материала (резина, пластмасса и т.д.). Этот клин является опорной плоскостью для подошв стоп и определяет их пространственное расположение под углом 25 — 35° к плоскости лопасти моноласта.

Жёсткость галош также дополнительно усиливается воздушными пазухами, специально созданными в теле галош. В эти пазухи через ниппельные отверстия закачивается воздух или вода (лучше солёная). Жёсткость галош и подбор угла запрессованного клина должны, в идеальном варианте, обеспечить отсутствие или минимизацию угла между продольными осями голеней (рис.5) и лопастью в удобообтекаемом положении вытянутого тела спортсмена с моноластом на поверхности воды (рис.5).

Исключив практически из работы стопу, в данном случае, не очень продуктивное звено нижней конечности, получаем мощный рычаг – голень, которая обеспечивает более эффективную передачу энергии изгибно-колебательных движений на моноласт и достижение большей скорости плавания.

Жёсткая фиксация стоп и симметричная относительно голеней колебания лопасти моноласта в вертикальной плоскости ещё больше приближает кинематику движений спортсмена-подводника к плаванию гидробионтов (в частности, китообразных), у которых вертикальные колебания хвостового плавника симметричны относительно оси тела. Это приводит к автоколебательному режиму плавания, который является наиболее энергоэкономичным [1,12].

  1. Вторая особенность супермоноласта – это увеличение объема профиля лопастимоноласта и попытка приблизить его к профилю обычных заводских резиновых ласт. Достигается это тем, что спортсмены наклеивают по контуру боковых кромок с двух сторон губчатую резину (неопрен), понижая её толщину с максимальной у краёв до минимальной к

центру лопасти (рис.5). Тем самым, создаётся тот же клин, что и при снятии слоёв стеклотекстолита по длине лопасти моноласта.

Если говорить строго, то “объёмность” эта относительная, т.к. она далека от настоящего объёмного хвостового плавника того же дельфина. Однако, с позиций аэро-гидромеханики и гидробионики спортсмены выбрали правильный путь, который ведёт к улучшению гидродинамических характеристик моноласта как плавникового движителя и крыла малого удлинения (l < 2) [2,12]. Как показывает анализ плавания гидробионтов [7,8,12], дальнейшая модернизация и совершенствование приведет к созданию по настоящему объемного моноласта с соответствующим профилем НЕЖ [1,2,12].

Супермоноласты имеют  определённые количественные характеристики конструкции (табл.3).

Таблица 3

Характеристики конструкции супермоноласт (n=7) ведущих спринтеров-подводников РФ 2004 г.

Ширина в, см Длина l, см Площадь формы     моноласта с одной стороны Sм/л, см2 Относительное удлинение l Вес Р, кг
      71 ¸ 74     69 ¸74 3163 ¸3608       1,42¸1,60         2,8 ¸ 3,4

 

Как видно из таблицы, разброс этих параметров не велик. Это объясняется жёсткими требованиями международных правил CMAS (международная Федерация), где габариты моноласта ограниченны квадратом 76 см ´ 76 см. Поэтому моноласты ведущих спортсменов РФ, выступающих на международных соревнованиях, по своим размерам (ширины в и длиныl) не выходят за эти габариты.

Эволюционный подход к анализу конструкций моноласт выявляет искусственно созданное “новое звено” нижней конечности – стопы с супермоноластом. В этой связи интересно рассмотреть следующее:

1.влияние “нового звена” на кинематику движений системы “спортсмен-супермоноласт”.

2.степень различий в кинематических  характеристиках при использовании обычных и супермоноласт.

В период март – май 2004г. были проведены исследования по изучению техники ныряния сильнейших спортсменов РФ – участников Чемпионата ВС и Первенства РФ, которые проходили в г. Санкт-Петербурге. Методика исследования:

Подводная цифровая видеосъемка ныряния (тестовый отрезок 25м со старта), определение весо-ростовых (Р,Н), длиннотных размеров спортсмена с моноластом (Lmax-длина от конца кистей вытянутых рук до задней кромки моноласта, Lтбс-зкмл- длина от оси тазобедренного сустава до задней кромки моноласта, длина голени и длина бедра), обработка результатов протоколов соревнований (Vсор.(50н) – средняя скорость на дистанции “50м ныряние”) и фотосъемка  моноласт участников соревнований. Для сравнительной оценки всех изучаемых параметров при использовании двух типов моноласт были взяты аналогичные характеристики 1977 г. из диссертационной работы автора [8].

Как видно из таблиц 4,5., весо-ростовые показатели по разным группам спортсменов и по годам очень близки, а кинематические характеристики претерпели определённые изменения, а некоторые из них – достаточно большие. Речь, в первую очередь, идёт о внутрицикловой (за цикл) Vц как интегральном показателе взаимосвязей всех остальных основных параметров: времени цикла движений Тц, “шаге”Lц, темпа движений N.

Внутрицикловая скорость сильнейших спринтеров (n=7) Vц возросла с 2,56 м/с (1977г.) д3,03 м/с (2004г.), т.е. прирост скорости составил 18%. Это подтверждается и ростом рекорда Мира на этой дистанции (50м ныряние) : 16,4с – 1977г. и 14,18с – 2004г., или в средней скорости на дистанции: 3,05м/с и 3,53м/с соответственно, что составляет прирост в 16%. Для самой короткой подводной дистанции это увеличение скорости очень значительное.

Учитывая тот факт, что функциональная подготовка спортсмена (объёмы и интенсивность нагрузок) давно находится на пределе (количественном и качественном), данное увеличение скорости ныряния Vц и рекордов Мира, особенно в последние 6-8 лет (рис.6), можно с уверенностью объяснить появлением нового типа движителя – супермоноласта.

Анализируя амплитуды (размахи) колебаний точек системы “спортсмен-моноласт” (табл.4,5), можно заметить увеличение всех амплитуд колебаний у современных спринтеров-подводников по сравнению с аналогичными 1977г. Прослеживая перемещение бегущей волны по телу спортсмена с моноластом, начиная с кистей рук (Ак) (рис.7) до задней кромки моноласта (Ам/л), мы в этом убеждаемся наглядно.

Большие амплитуды, характеризующие современную технику ныряния, особенно амплитуды колебаний коленного (Акс) и голеностопного (Агсс) суставов, а также задней

кромки моноласта (Ам/л) по сравнению с кинематикой ныряния сильнейших спринтеров 1977г.,объясняются, по нашему убеждению, лишь одним фактором, о котором уже была речь выше – появлением нового, более длинного рычага, с которым сочленяется моноласт, т.е. голени спортсмена и созданием “нового звена” в его нижних конечностях – стоп с моноластом.

Вместе с тем, несмотря на увеличение амплитуд колебаний, особенно моноласта (Ам/л=0,51м), мы наблюдаем и рост темпа движений (N=2,4 1/c). Это, несколько парадоксальное, явление  в данной ситуации, на наш взгляд, объясняется:

  1. Повышением уровня функциональной подготовки за прошедшие 27 лет, что позволяет современному спринтеру-подводнику “проворачивать” более тяжёлый по весу супермоноласт с большей частотой (темпом) колебаний.
  2. Автоколебательным режимом работы, о котором было сказано выше. Это отмечают

и сами спортсмены на основе своих ощущений и опыта. Преодолевая инерцию моноласта в первый момент начала колебаний и прикладывая при этом максимум усилий, спортсмен, в дальнейшем, используя инерцию колебаний моноласта переходит в автоколебательный режим с большим темпом движений.

  1. Оптимизацией и гармонизацией траекторий (синусоид) точек тела и моноласта при изгибно-колебательных движениях, что приближает кинематику плавания (ныряния) сильнейших спринтеров-подводников к плаванию дельфина (рис.8) – одному из лучших пловцов живой природы [1,12,14].

Заключение:

  1. Эволюция моноласта как плавникового движителя в период 1969 – 2004г.г. привела к созданию более совершенного и эффективного моноласта, что обеспечило рост скорости плавания спортсмена.
  2. Появление супермоноласта привело к образованию “нового звена” в нижних конечностях спортсмена – стоп с моноластом, которые теперь являются единым целым.
  3. “Новое звено” в нижних конечностях внесло коррекцию в кинематику плавания спортсмена, что способствовало оптимизации техники изгибно-колебательных движений

подводного пловца, появлению автоколебательного режима работы и, как следствие,росту скорости[9].

  1. Совершенствование конструкции моноласта должно привести к созданию объёмного моноласта с соответствующим профилем НЕЖ, что повлечёт за собой дальнейшее увеличение скорости плавания.

Автор выражает большую благодарность и признательность всем спортсменам и их тренерам за участие в исследованиях.

Литература

  1. Алеев Ю.Г. Нектон. – Киев: Наукова думка, 1976.
  2. Войткунский Я.И., Першиц Р.Я., Титов И.А. Справочник по теории корабля. – Л.: Судпромгиз, 1960.
  3. Кебкало В.И., Орлов Г.Н. Техника плавания в скоростных видах // Спортсмен-подводник. – 1981. – вып. 64. – С. 3–11.
  4. Кебкало В.И., Орлов Г.Н. Ныряние с ластами в длину и подводное плавание //Спортсмен-подводник. – 1985. – вып.73. – С. 8-11.
  5. Мазуров И.В. Подготовка подводного пловца. – М.: ДОСААФ, 1972.
  6. Орлов Г.Н. Некоторые особенности биомеханики скоростного плавания с моноластами // Тезисы докладов II Всесоюзной конференции Проблемы биомеханики спорта.- Киев: ВНИИФК, 1976. – С. 65-65.
  7. Орлов Г.Н. Оптимизация моноласта как плавникового движителя, выбор и методика расчёта его с учётом особенностей спортсмена и режима работы.-М.: ЦМК ДОСААФ, 1978.
  8. Орлов Г.Н. Техника плавания под водой с моноластом мужчин-спринтеров и её совершенствование:Дисс…канд.пед.наук.- Л., 1982.
  9. Орлов Г.Н. Оптимизация кинематики движения биотехнической системы “спортсмен-моноласт” как важнейшее средство повышение её скорости //Материалы  VII Всероссийской конференции по биомеханике Биомеханика – 2004.- Н.Новгород: Издательство ИПФ РАН, 2004. С. 167-169 том II.
  10. Орлов Г.Н., Першин С.В., Носов Е.П. и др. Способ изготовления слоистых изделий из полимерных материалов. А.с. N 716852, 1980.
  11. Орлов Г.Н., Першин С.В., Носов Е.П. и др. Ласт. А.с.№ 738626, 1980.
  12. Першин С.В.  Основы гидробионики. – Л.: Судостроение, 1988.
  13. Першин С.В., Орлов Г.Н. Моноласт-перспективный волновой движитель для скоростного плавания способом дельфин// Бионика.-1979.-№ 13.- С. 24-35.
  14. Петрова И.М. Гидробионика в судостроении.- М.: ЦНИИТЭС, 1970.
  15. Поротов Б.Г. Освоение нового стиля плавания // Спортсмен-подводник.- 1971.-вып.28.- С. 8-12.

baltikadiving.ru

Molchanovs - проверено профессионалами!

Моноласта Molchanovs изготавливается вручную опытными мастерами. Модель «плавника» - творение рекордсмена мира по фридайвингу, который как никто другой знает, какой именно должна быть идеальная моноласта. Благодаря Алексею Молчанову мы точно знаем, что в моноласте Molchanovs удобно и реально нырять на глубину, превышающую отметку 100 метров. Правда, одной моноластой тут не обойтись, придётся потренироваться. Но шансы есть.

Есть, как минимум, 5 причин выбрать моноласту Molchanovs из стекловолокна:

1. Пластина из стекловолокна сравнима по своим свойствам с карбоновыми моделями, а стоимость её при этом значительно ниже (в принципе, одного этого факта уже хватило бы, чтобы сделать правильный выбор).

2. Благодаря наличию в соединяющей пластину и калоши конструкции особого клина из губчатой резины, моноласта Molchanovs позволяет ныряльщику затрачивать в несколько раз меньше усилий, развивая при этом значительную скорость.

3. Угол атаки калош эргономично перераспределяет нагрузку на мышцы ног и спины.

4. Моноласта Molchanovs всегда остаётся на плаву, благодаря своей решительно положительной плавучести.

5. Моноласты Molchanovs изготавливают вручную только самые опытные мастера по проекту чемпиона и рекордсмена мира по фридайвингу Алексея Молчанова.

Подобрать моноласту так, чтобы не было потом мучительно больно, вы сможете, воспользовавшись нашей инструкцией.

Хотите примерить моноласту до её покупки?

Примерку можно осуществить непосредственно на занятиях в бассейне (для фридайверов, занимающихся в Москве с инструкторами Molchanovs) или в магазине Molchanovs (предварительно уведомив нас о размере и модели ласт, которые вы хотите примерить, а также о дате вашего приезда). В магазине доступна только примерка «насухую».

Срок изготовления моноласты, если в наличии не нашлось подходящей по размеру: 6-8 недель. Мы всегда учитываем срочность заказа и стараемся пойти на встречу в любых ситуациях.

Обратите внимание: ласты с калошами по индивидуальным меркам изготавливаются только при 100% предоплате.

Изготавливается по размерам:

Инструкция о том, как продлить жизнь вашей моноласте.

Выбирайте лучшее!

molchanovs.ru

Моноласта — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 мая 2017; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 мая 2017; проверки требуют 15 правок. Карбоновый моноласт производства Leaderfins. Виден загиб лопасти в месте крепления галош

Монола́ст (часто встречается неправильная форма "моноласта", см. ласт) — спортивный инвентарь, разновидность ластов, представляющая собой единую конструкцию, приводимую в движение обеими ногами одновременно.

Моноласт появился в 1968 году, он был разработан тренером из Ленинграда Евгением Рехсоном и зимой 1968 был использован его ученицей Ольгой Тихоненко на выступлениях в Москве. Рехсон соединил два ласта калошами, но их плоскости соединены не были[1]. В том же году заслуженный тренер Казахской ССР Б. Г. Поротов разрабатывает моноласт с вилкой из титанового сплава, но допускает ошибку — утолщённое окончание ластов — не позволившую использовать его[1]. В марте 1969 года Поротов в лаборатории спортивного клуба «Алтай» (Усть-Каменогорск) исправляет ошибку — утоньшает окончание ластов[1], и не позднее июня того же года его вариант моноласта применяется в плавании Надеждой Турукало[2]. Лопасти первых моноластов конструировались из обычных резиновых ластов и титана, в современных лопастях применяют стеклотекстолит, карбон, пластмассу и резину.

Конструктивно состоит из пластины и калоши. Пластина представляет собой гибкую и упругую пластину оригинальной формы, отдалённо напоминающая хвостовой плавник рыбы или дельфина. Калоша крепится к узкой части пластины, фиксируется на стопах спортсмена и служит для передачи энергии гребка от ног к пластине. Применение дополнительных элементов любого назначения в конструкции моноласта как правило даже не обсуждается.

Материал Пластины

Моноласт времён СССР. Лопасть из стеклотекстолита с тремя рёбрами жесткости и калошами из перевёрнутых ластов «Дельфин»

Моноласт применяется в водных видах спорта:

Техника плавания в моноласте — дельфин на ногах. Волнообразные движения корпусом, ногами и ластом. Руки неподвижно вытянуты вперёд и рассекают воду или держат баллон.

При проведении соревнований по правилам Российской Подводной Федерации размер моноласта не должен превосходить 760*760*150 мм.

Виды современных моноласт[править | править код]

Классический моноласт. Пластина из стеклотекстолита имеет встроенные рёбра жесткости. Калоша плашмя крепится на пластину. Калоши бывают двух видов

  • Литые
  • Склеенные(из перевёрнутых ластов «Дельфин»)
Ремонт моноласта типа «гипер» в полевых условиях

Гипер (Гиперболоид Андронова). Специальная калоша крепится на пластину, обеспечивая расположение стопы под определенным углом по отношению к пластине. По бокам на лопасть крепятся крылья из разных сортов резины для обеспечения жесткости и улучшения гидродинамики. Отличается от классического моноласта большей эффективностью, но менее удобен при старте с тумбочки и развороте. Крылья создают повышенную нагрузку на центр кромки, нередко пластина трескается в этом месте.

Флайер. Сочетает в себе элементы гипера и классики. Пластина имеет рёбра жесткости. Имеются крылья. Калоша крепится плашмя. В основном используют на коротких дистанциях «Sprint», так как Флайер обеспечивает хороший и резкий старт.

DOL-Fin Orca и его развитие X-20[3](ласта-крыло) Спроектировал данную модель моноласта аэрокосмический инженер Ron Smith. Со слов Рона, классический моноласт с точки зрения аэродинамики имела ряд недостатков, более того, в случае если у классического моноласта было повреждение  основного крыла или отверстия для ног, его можно было выкидывать. Просто необходимо было создать гораздо более эффективное по аэродинамическим качествам устройство.[4]

Lunocet и Lunocet pro (моноласт-крыло) Одно из детищ проекта SubHuman. Показывает хорошие результаты, но, как и Orka, уступает по максимальной скорости ласту Гипер.

Карбоновый моноласт C4

Лучшие моноласты производятся вручную. Фабрики не производят хорошие моноласты.[источник не указан 2296 дней]

Для изготовления калош моноласта необходимо литьё в специальную форму. Некоторые производители имеют свои формы, некоторые используют обычные ласты в качестве донора.

На новых типах моноластов калоши заменены на обувь для велосипедистов, но в спорте по-прежнему используют калоши из-за более жёсткого крепления к ноге.

ru.wikipedia.org

Как выбрать ласты для дайвинга?

Для дайверов, решивших приобрести собственное снаряжение, важно знать, как выбрать ласты для дайвинга, какую модель лучше приобрести, из какого материала и чем они отличаются друг от друга.

Виды ласт

Ласты для подводного плавания разделяют на три основных вида, каждый из которых имеет свои особенности и недостатки.

Регулируемые ласты с открытой пяткой

Конструктивной особенностью регулируемых ласт с открытой пяткой является наличие «кармана» для ступни. Нога фиксируется при помощи регулируемых ремней. Ласты этого типа отлично подходят для дайвинга и считаются наиболее эффективными и комфортными. Они прочно сидят на ногах, не стесняют движение и позволяют отлично маневрировать. Высокая манёвренность достигается благодаря тому, что дайвер во время плавания прекрасно чувствует всю ласту целиком. Главным преимуществом является то, что дайвер имеет возможность надевать ласты поверх бот от гидрокостюма.

Чтобы правильно подобрать модели по размеру, необходимо примерять их на боты от костюма для плавания. Карман для ступни должен находиться на уровне лодыжки и полностью закрывать свод стопы. Нога должна заходить в «карман» до середины пятки и не должна быть сдавлена. Особое внимание необходимо уделить застёжкам. Они должны прочно фиксировать ногу и в то же время быть быстроразъёмными.

Нерегулируемые ласты с закрытой пяткой

В этом типе ласт место для ступни имеет вид резиновых тапок. Подходят для плавания в тёплых тропических водах и не предусмотрены для надевания их поверх бот гидрокостюма. Чтобы правильно подобрать модели закрытого типа, их нужно примерять на мокрую босую ногу. Если при переносе на них веса тела не возникает дискомфорта в области боковых поверхностей ступни, то размер выбран верно.

Моноласты

Конструктивной особенностью моноласты, отличающей её от привычных парных ласт, является наличие большой лопасти с прикреплёнными к ней галошами. Лопасти бывают разных размеров и жёсткости.

Моноласты пользуется огромной популярностью среди фридайверов, любителей скоростного плавания и подводного ориентирования. Профессионалы, использующие моноласты, способны развить скорость в воде до 8 км/час.

Выбирая моноласты для дайвинга, следует учитывать некоторые особенности: наибольшую эффективность движения пловца в воде обеспечивают моноласты с более тесными галошами. Для дайверов, впервые использующих моноласты, это кажется неудобным, но стоит к ним привыкнуть, дискомфорт пропадёт. Для большей комфортности стопы в галошах некоторых видов моноласты предусмотрен дополнительный резиновый слой.

Плавание с использованием моноласты отличается от плавания в парных моделях. Это обязательно нужно учесть и на начальном этапе плавать только под присмотром опытного инструктора.

Материал

Используют следующие материалы:

  • резина. Это наиболее дешёвый материал, который чаще всего используют для изготовления составных частей небольшого размера;
  • пластмасса и её модификации, такие как пластик, пластиковый композит, стеклопластик и карбон. Для изготовления моделей для фридайвинга и подводной охоты используют карбон и стеклопластик. Наиболее популярный материал — пластиковый композит.

Длина

Основным параметром, на который нужно ориентироваться при выборе модели, является их длина. Чем длиннее ласты, тем быстрее они набирают скорость при старте и позволяют быстрее перемещаться во время плавания под водой. Стоит помнить: чем длиннее лопасти, тем больше их площадь соприкосновения с водой и выше нагрузка на мышцы ног и спины. Поэтому, выбирая их длину, следует учитывать физическую и техническую подготовку пловца.

Жёсткость

От жёсткости лопастей ласт зависит скорость плавания. Ласты с повышенной жёсткостью рассчитаны на опытных дайверов, имеющих хорошую физическую подготовку. Новичкам следует выбирать модели, имеющие меньшую жёсткость. Они позволяют достаточно неплохо развить скорость и не требуют высоких физических показателей пловца.

Конструктивные особенности

Для снижения нагрузки под водой и облегчения плавания производители вносят в модели определённые конструктивные особенности. Их можно встретить в моделях в комбинированном виде или по отдельности.

Ламинаризатор потока

Модели с ламинаризатором потока имеют на своих лопастях отверстия, прорези или щели, позволяющие при плавании уравновесить давление на противоположных сторонах лопастей ласт и снизить нагрузку, которую создают вихревые потоки воды при перемещении.

Тоннельный эффект

Чтобы снизить нагрузку на ноги под водой, необходимо её поток направить в правильном направлении. Этого можно добиться, если лопасти ласт будут изгибаться и создавать тоннель для потоков воды. Для этих целей середину ласт изготавливают из более мягкого материала, а боковые стороны — из жёсткого.

Технология Optimized Pivoting Blade

Настоящая технология позволяет увеличить эффективность ласт благодаря определённому углу изгиба, при котором вода выталкивается назад от пловца.

Подбирая снаряжение для дайвинга, особое внимание нужно уделить степени своей физической и технической подготовки. Именно от этих параметров зависит нужная модель, материал и ценовая категория.

aktsport.ru

Ласты для бассейна. Как выбирать и в чем разница?

Часто пловцы задаются вопросом, как выбрать ласты для тренировок в бассейне. Можно ли обойтись без ласт? Несомненно, если речь идет об оздоровительных занятиях. Это не просто модный, яркий аксессуар. Правильный выбор ласт придает новые ощущения во время тренировок на технику и выносливость, тренирует стопу и расширяет возможности пловца.

Что такое ласты для плавания и для чего используются

Ластами для плавания называется специальное приспособление, одеваемое на ноги. Визуально они напоминают плавник. Этот аксессуар иногда называют двигателем, поскольку он придает пловцу дополнительную скорость. С большой натяжкой их можно отнести к разряду спортивной обуви, состоящей из полости для ступни и лопасти.

С их помощью проще придать телу в воде нужное положение. Тренировочные ласты для бассейна обеспечивают должную нагрузку мышцам, что играет большую роль для улучшения техники плавания разными стилями. Это не означает, что все занятия происходят исключительно с этим аксессуаром. Их использования обязательно дозируют, чтобы обеспечить всестороннее развитие мышц, связок, суставов ног.

Использование ласт в тренировках

Скорость является важнейшей характеристикой в спорте. Спринтеры преодолевают определенное расстояние на лучшее время. Высокие результаты – это результат всесторонних тренировок. Спортсмены используют короткие ласты, как вспомогательный инструмент для:

  • Эффективного оттачивания техник баттерфляй, брас, тренируют мышцы для волнообразных бросков тела. Работу ног нужно начинать от бедра. Ласты помогают избавиться от излишней активности в коленях;
  • Разработки необходимой гибкости стопы, которая редко бывает природной. Комплекс физических упражнений не настолько эффективен, как плавание в ластах. Суставы ступни испытывают большую нагрузку, благодаря дополнительному давлению воды и быстрее разрабатываются;
  • Заметное улучшение физподготовки. Благодаря ластам увеличивается скорость пловца. При этом не требуется особая физическая подготовка. Передвижение в воде с высокой скоростью – затратный процесс, вовлекающий максимальное число мышц. В результате тренировок с ластами сильнее и выносливее становятся не только ноги.

Благодаря современным технологиям ласты играют роль тренажера во время водных тренингов. Ошибочно считать, что для занятий в бассейне подойдут любые аксессуары. Поэтому выбрать ласты для плавания, лучше полагаясь на информацию об их типах, размере и соответствии конкретному стилю плавания.

Виды тренировочных ласт

Спортивный аксессуар классифицируют по типу пятки, материалу лопасти, целевому назначению. Результат применения зависит от конструкции. Так, ласты с короткими и длинными лопастями решают совершенно разные задачи:

  • Основная роль коротких ласт заключается в совершенствовании правильного положении тела в воде. Дают хорошую маневренность в воде. Это часто играет решающую роль в освоении многих техник плавания;
Купить короткие ласты
    • Длинные модели ласт часто называют скоростными. Увеличение длины негативно сказывается на маневренности. Незаменимы для развития спринтерских навыков. Чаще всего длинные ласты используются дайверами, но не пловцами спортсменами;
Купить длинные ласты
    • Моноласты занимают особое место в тренировках на развитие скорости. Различают модели с классическим положением ступни и под углом. Обеспечивают оптимальную работу ног в стиле баттерфляй.
Купить моноласты

Изобилие рынка ставит в тупик начинающих пловцов. Новичку лучше уточнить у личного тренера какие ласты нужны для тренировок. Поскольку конструкция модели должна соответствовать программе занятий, специфике отрабатываемых навыков. Важно получить максимальный коэффициент полезного действия. Но если вы занимаетесь без тренера, то читайте дальше наши рекомендации по подбору ласт для тренировок.

Рекомендации по тренировкам в ластах

Плавание в ластах начинают с освоения правильных движений ног. Здесь не важен тип аксессуара. Движения не имеют ничего общего с привычным кролем. Первые упражнения проводят на суше. Начинают с простого освоения последовательных движений, сидя на скамейке. Затем переходят к погружению.

В воде ласты дают ощущение баланса тела в воде. С их помощью корректируют большой перечень погрешностей техники плавания:

  • Новички быстрее учатся начинать работу ног от бедра, получив полноценное ощущение напряжения мышц и связок;
  • Искусственно удлиненная стопа повышает эффективность удара по воде. Изменение угла атаки на воду самопроизвольно увеличивает скорость движения. При этом сохраняется едва заметная амплитуда движения колен;
  • Короткие ласты помогают удерживать максимально обтекаемое положение тела в стиле плавания кроль. Горизонтальное положение тела – главное условие обтекаемости. Так же этот навык нужен в плавании на спине. Спортивный аксессуар поможет удерживать тело в нужной плоскости, разработать нужную пластичность поясничного, грудного отделов;
  • Плавание на спине чревато спонтанными судорогами икроножных мышц. На начальном этапе соблюдают медленный темп. Это дает мышцам время привыкнуть к новым нагрузкам;
  • Моноласты незаменимы в совершенствовании техники дельфин, спринте. Движения должны быть медленными, тягучими. Занятия быстро укрепляют мышечный аппарат спины. Главное внимание обращают на работу ног.

В зависимости от конструкции ласты помогают не только отточить конкретную технику. Одновременно укрепляется ягодичные мышцы, подколенные сухожилья. Работа ног становится мощнее. Новички обретают уверенность на воде, движения становятся точнее.

Как подобрать ласты

Лучшие ласты для бассейна повышают КПД пловца на 20-30%. Особенности дизайна и внешний вид спортивного аксессуара вторичны. Эти факторы могут повлиять на выбор неискушенного новичка. Каждая пара – результат тщательных исследований. В спортивных принадлежностях не бывает незначительных деталей. Все имеет значение: от материала изготовления до конструкции модели.

Материалы

Из материалов наибольшее распространение получили гипоаллергенный силикон, традиционная резина, пластик (полиуретан). Разработчики используют сочетание материалов разной жесткости. Выступающие края, рельефные логотипы и стильные гребни влияют на сопротивляемость воде, обеспечивают мощный гребок.

Пятка

Конструктивные различия начинаются с пятки. Открытая пятка с крепежным ремешком считается малопригодной для бассейна. Такое крепление больше подходит аквалангистам. Для спортивных моделей характерна закрытая пятка. Ремешковое крепление пятки сохранилось только у моноласты.

Внешний вид

Гибкость лопасти играет роль в совершенствовании различных элементов плавания. Короткий, жесткий плавник поможет отработать атаку по воде, разворот. Гибкая, удлиненная лопасть обеспечивает высокую скорость со старта. В таких ластах сложнее маневрировать, разворот требует большего мастерства.

Размер

Наиболее тщательно нужно подойти к подбору размера. Резиновая галоша с закрытым задником должна не слишком плотно облегать ступню. Во время тренинга спортсмен совершает энергичные движение ступнями. Незначительный дискомфорт может обернуться мозолями.

Принцип выбора размера аналогичен, как любой другой спортивной обуви. Оптимально, если между задником и пяткой свободно поместится указательный палец руки. Желательно, чтобы примерка осуществлялась в бассейне:

  • Перед тем, как одеть, галошу обильно смачивают водой;
  • Задник отворачивают под подошву;
  • Ногу вставляют в полость, после чего задник возвращают в прежнее положение.

Ступня должна свободно входить в галошу. Наличие небольших зазоров предпочтительнее тесноте. Впоследствии вода заполнит свободное пространство, выполняя роль привычного носка.

Подошва

Выбирая ласты для бассейна, обращают внимание на скольжение подошвы. Во время тренинга пловцы отталкиваются ногами от бортика, маневрируют в воде. Непредвиденное скольжение может стать причиной травмы. Модели известных брендов имеют рифленую подошву.

Ласты для детей

Практически в каждой коллекции присутствуют спортивные аксессуары для юных спортсменов. Они отличаются не только ярким дизайном. Производители учитывают особенности детской анатомии. Традиционно эти модели выполняют из безопасных, гипоаллергенных материалов.

Здесь действуют общие правила выбора модели, подбора размера. Мягкий, эластичный материал должен плотно охватывать ступню пловца.

Не рекомендуется покупать ласты «на вырост» с открытой пяткой

Нежная детская кожа легко подвергается раздражению. Правильная фиксация исключает растяжения лодыжек, травмы.

Ласты для бассейна: ТОП-5

Лучшие ласты для бассейнов представляют такие производители, как Arena, Aqua, Finis, Speedo, Volna, Adidas. По нашему нашим ощущениям от тестирования моделей мировых брендов рейтинг популярности ласт выглядит следующим образом:

  • Arena Powerfins;
  • Finis Foil Monofin;
  • Speedo BioFuse Fin; (Купить)
  • Aqua Sphere MicroFin;
  • Volna Trainer.

В конструкции моделей реализованы исследования гидродинамики, баланса жесткости, эластичности. Оптимальное сочетание характеристик гарантирует результативность занятий.

Лучшие модели ласт для плавания

Топовые модели отличаются рациональным соотношением качества и стоимости. Ласты разной ценовой категории, пользующие интересом покупателей:

Arena Powerfins

Особенности – выполнена из гипоаллергенного силикона. Форма разработана для сохранения природной работы ног пловца во время длительных тренингов. Позволяют развивать высокую скорость. Упругий силикон обеспечивает надежное сцепление с поверхностью, исключая случайное соскальзывание.
Цена – 47$;

Моноласты Finis Foil Monofin

Особенности – изобретены профессиональным пловцом в стиле баттерфляй Пабло Моралесом. Большая лопасть гарантирует сильный толчок и правильное положение ног во время плавания дельфином. Тренинг создает нагрузку на мышечный комплекс ноги, корпуса. Открытая пятка фиксируется регулятором.
Цена
– 80$;

Уникальные ласты Speedo BioFuse Fin

Особенности – жесткие лопасти создают мощную тягу без лишних усилий. Рифлёная подошва исключает скольжение по поверхности бассейна. Форма галоши способствует разработке гибкости стопы. Эластичный силикон не вызывает мозоли.
Цена – 49$;

Купить ласты Speedo BioFuse Fin

Aqua Sphere MicroFin

Особенности – изготовленные из термопластика подойдут энергичным пловцам. Своеобразный дизайн направлен на увеличение нагрузок во время силовых тренингов. Конструктивные особенности ласт помогают удерживать ноги в горизонтальной плоскости, способствуя оптимальной обтекаемости тела. Этот аксессуар совершенствует технику и развивает мышечную силу.
Цена – 26$;

Короткие ласты Volna Trainer

Особенности – изготовлены из долговечного силикона, ласты бренда Volna откроют новые возможности даже профессиональному пловцу. Высокая маневренность способствует точному выполнению прыжков, поворотов, погружения. Эргономичная форма с открытым носком и закрытым задником не создает лишнее напряжение стопы.
Цена – 38$

Имея нужную информацию, намного проще сориентироваться в рыночном изобилии. Удачно подобранные ласты по приемлемой стоимости гармонично дополнят и разнообразят занятия плаванием.

livelong.pro

Ласты для плавания. Виды и конструкция. Как выбрать и применение

Ласты для плавания – это снаряжение для ног, необходимое при подводном плавании или тренировках в бассейне. Они увеличивают скорость движения и улучшают положение тела в воде.

Ласты многофункциональны, поэтому существует множество их видов, цветов, форм и размеров. Не идентичны и материалы выработки. Поэтому важно знать, как правильно выбрать подобную принадлежность.

Устройство
Ласты для плавания состоят из:

Открытая пятка (сандалия) лучше одевается на гидрокостюм. Ласты с сандалией оснащаются регулировочным ремнем, обеспечивающим возможность менять их размер. Открытые ласты применяются во всех видах подводного плавания. Их единственный минус — не отличаются удобной посадкой.

Закрытая пятка (галоша) надевается преимущественно на голую конечность. Подходящие для подводной охоты, фридайвинга, сноркелинга. Закрытые ласты хорошо сидят, однако изменить их размер не получится. Поэтому к выбору лучше отнестись внимательно.

Галоши и сандалии производятся из резины, поскольку пластик имеет свойство растирать ноги.

Лопасти — самая главная деталь, определяющая трудозатраты на движение под водой. Если плавание в ластах требует больших усилий, быстрее расходуется воздух из баллона. Лопасти должны быть из жесткого пластика, иметь достаточную длину, сохранять упругость и гибкость.

Жесткость лопасти
Выбирается с учетом натренированности и весовой категории пловца. Различается маркировкой.
  • Мягкая лопасть нужна начинающим, а также тем, кто весит 60-75 кг. Бывает зеленого, красного и синего цвета.
  • Средняя жесткость необходима при весе 70-85 кг. Такие лопасти серые.
  • Жесткие лопасти нужны для увесистых (85-100 кг) и профессионалов. Такие ласты хорошо увеличивают скорость, но обладают меньшей маневренностью. Необходимы для глубоководного погружения и плавания на большие расстояния. Жесткие лопасти черного цвета.
Материал лопасти

Карбон (углепластик) – упругий и крайне неустойчивый к повреждениям. Применяется при выпуске моноласт, ласт для дайвинга и подводной охоты. Снаряжение из карбона обязывает к очень аккуратному обращению.

Пластик – самый распространенный и подходящий вариант для начинающих пловцов.

Из резины выпускаются недорогие аксессуары и отдельные детали профессионального снаряжения.

Особенности

У некоторых ласт лопасть прорезана посередине. Это делается с целью снижения нагрузки на ноги. Разрезные ласты рекомендованы тем, кто страдает болезнями опорно-двигательного аппарата.

Можно встретить также лопасти с отверстиями. Они регулируют давление водных потоков по бокам лопастей, повышают темп и снижают нагрузку на ноги.

Лопасти могут быть оснащены ребрами жесткости. Их цель — не допустить заноса лопасти на бок.

Угол изгиба лопастей — 22 градуса. Такая конструкция увеличивает продуктивность гребка.

Конструкция многих видов ласт позволяет снимать лопасти и заменять их на другие. Эта функция присуща ластам для подводной охоты.

Длина лопасти

Определяет темп движения. С длинными лопастями можно быстро стартовать и плыть, но при этом затрачивать большое количество усилий. Их предпочитают уже натренированные спортсмены.

Короткие ласты маневреннее и практичнее для новичков.
  • Длинные лопасти (80-95 см и более) – хороши для подводной охоты.
  • Средние (65-80 см) – оптимальны для дайвинга.
  • Короткие (50-65 см) – применяются в основном для сноркелинга.
Виды ласт
Составные

Их советуют тренеры для подготовки в бассейне. Имеют комбинированный состав — резина+ термопластик. Лопасти меняют форму при движениях вверх и вниз в виде U-образного канала. Большая масса воды поступает внутрь канала и выходит с конца лопасти.

Имеют преимущественно желтый цвет, поскольку он заметнее в воде и медленнее выцветает.

Короткие

При упражнениях в бассейне обеспечивают свободу движений и маневров: прыжков, разворотов, кувырков. Увеличивают площадь ступни и производительность гребка, усиливают толчок ноги. При этом не позволяют развивать большой темп.

При производстве в состав материала лопасти может быть добавлено графитовое волокно. Поэтому улучшаются свойства и увеличивается функционал ласт. Графитовые лопасти выпускаются чёрного или серого цвета.

Длинные и узкие ласты

Это пластиковые ласты, позволяющие развить хороший темп, но ограничивающие в маневрах. Поэтому рекомендованы для скоростного спортивного и подводного плавания.

Разрезные

Их лопасти разрезаны посередине и как бы разделены на две половины, раскрывающиеся по типу крыльев. Эта разработка создает хорошую маневренность и повторяет движение ножных мышц при ходьбе. Щель позволяет минимизировать трудозатратность гребков.

Плавание в разрезных ластах облегчает движения и делает их более естественными для человека.

Моноласты

Она похожа на хвост рыбы. Это изделие из двух галош, объединенных между собой. Такие ласты для плавания надеваются разом на обе конечности. Изготовляются из карбона или стеклотекстолита.

В них упражняются в бассейне, и лучше делать это под руководством и присмотром тренера. Ведь ноги становятся будто бы перевязанными.

Чем теснее ботинки моноласт, тем менее они удобны, но более продуктивны при движении. Применяются для проработки мускулатуры спины и ног, оттачивания техники движений.

Детские

Выпускаются тех же форм, что и взрослые. Отличительная особенность в том, что производятся они из экологически чистых, высокотехнологичных материалов (например, пластической резины). Еще одна важная характеристика состоит в повышенной мягкости, не позволяющей перегружать суставы.

Как выбрать ласты для плавания
  • Важнейший аргумент при выборе — это удобство в эксплуатации.
  • Размер всегда берется на единицу больше.
  • Покупая ласты, примерьте их и подержите их некоторое время на ноге. Если галоша сильно сдавливает, то может затрудняться кровообращение. Это опасное явление, поскольку провоцирует судороги, которые под водой могут стоить человеку жизни.
  • Для подводного плавания подходят разрезные ласты — они снижают мышечную нагрузку.
  • Наличие ребер жесткости из эластичного гофрированного пластика создает “тоннельный эффект”, что повышает темп при тех же энергозатратах.
  • Уровень удобства задают и средства фиксации.
  • Если устройство снаряжения позволяет менять лопасти, такое снаряжение подойдет для различных видов плавания.
Как пользоваться ластами

Надевать ласты для плавания несложно:
  • Намочите их, чтобы снизить трение.
  • При наличии ремешка ослабьте его.
  • Ополосните ногу и наденьте ласту.
  • Зафиксируйте ремень.
  • При надевании закрытых ласт не надо тянуть за пятку. Сначала просуньте носок. Потом отверните пятку под подошву. Просуньте ногу целиком и возвратите задник в обычное состояние.
Уход за ластами

Перед эксплуатацией снаряжения следует осмотреть его на отсутствие повреждений.

Чистят ласты для плавания специальными средствами. Они обеспечивают длительное сохранение качеств и цвета материала.

В ластах запрещается ходить по берегу, по полу или дну бассейна.

После использования аксессуар промывают и просушивают. Хранить снаряжение необходимо бережно, вдали от отопительных приборов. Не следует класть сверху иные вещи. Лопасти запрещается сгибать, иначе появятся трещины. При длительном хранении лучше вытащить ремни из фиксаторов и расправить их.

Похожие темы:

dlia-sporta.ru

"Моноласта - делаем сами"

Моноласта-ласта для фридайвинга, единая лопасть, две ноги вместе и Вы плаваете, как дельфин! О самостоятельном изготовлении моноласты для фридайвинга, рассказывает Сергей Теплов....

 

Находясь  на нашем черноморском побережье я увлекся нырянием с трубкой маской и ластами, процесс меня увлек гораздо сильнее традиционных пляжных забав типа распития пива на солнце и загорания. Через  нескольких недель после приезда увидел фильм Натальи Молчановой особенно запомнился ее проход арки, не спеша, тихо, спокойно. Тема фри-дайвинга стала мне интересна. И вот по прошествии нескольких лет я начал всерьез собирать материал, перечитал кучу форумов большое количество авторских материалов, начал тренировать статическое апное «на кровати». Хоть и не моноласта делает человека фридайвером но и сами понимаете без нее как то не то )) для начала объехал все спорт магазины КМВ (я живу в Пятигорске) как знал из прочитанного ранее  -  «дельфины» считаются хорошими тренировочными ластами. Но дельфинов моего размера не оказалось ни в одном магазине, тогда решился купить типа итальянские «Drift» ( это была первая  ошибка ) в дальнейшем по моей задумке на основе калош этих ласт я хотел сделать моноласту современные образцы гиперов по цене 11-12 т.р мне к пока не доступны.

 

 

 

И вот, что было задуманно сделать.....

 

 

К сожалению фотографии ласт в первозданном виде не сохранилось.

 

 

Рис 1.Ласты уже после отделения пластин

Далее мне предсказало делать непосредственно лопасть моно. Мастеров которые делают моно в нашей стране можно пересчитать по пальцам информации о изготовлении моно в сети крупицы более менее полезную ссылку обнаружил на форуме фридайверов. Cылка на YouTube.com где некий Букак делал лопасть из нескольких слоем стеклоткани. Идею принял к сведению но решил не отходить от намеченного плана  - лопасть и текстолита (вторая роковая ошибка) заказал текстолит в дружественной компании. Везли мне материал неделю которую я посветил тренировкам в  бассейне. Итак  800 р за лист 3мм размерами  - 1000х1000 мм.  Посмотрев на него и увидев коричневый цвет я сразу засомневался,  На большинстве фотографий это была полу прозрачная «медового» цвета лопасть, решив что у меня просто текстолит другого вида я забрал его из магазина. Следующим этапом было изготовление эскиза лопасти  - придание ей формы и прочее.

Я занимаюсь наружней рекламой поэтому все эскизы чертил в программе Corel 13  а  для переноса на на бумагу использовал плоттер. Вот в итоге что получилось  у меня

 

 

Рис 2. Шаблон  правой стороны лопасти на бумаге.

После чего я вырезал перенес шаблон на текстолит (перед переносом я закатал его самоклеющейся пленкой для удобства нанесения разметки)

 

 

рис 4. Приложил – красиво )))

 

 

Далее простите не запечетлел процесс приклейки было не до этого приклеивал я лопасть к калошам спец клеем Cosmofen СА -12 ( на основе цианакрилатов).  Забыл сказать о том что я не снимал слои с пластины текстолита потому что не смог расслоить (  из за того что материал был просто текстолит )  его а во вторых знакомый который наблюдал за этим всем делом сказал что можно и не слоить, его сестра КМС по плаванию в моноласте плавала тоже в самодельной не слоенной) к самой пластине была приклеена только половина калоши

 

 

После склеивания и небольшой косметической доводки вот что получилось

торцы лопасти я для безопастности и износоустойчивости отделал спец профилем «элькамет» опять же используется в рекламной деятельности.

Итак волнительный момент в бассейне ... толчек, нырок, гребок, и моя ласта  ломается на первых  25 метрах ((( ломается просто по полам.  Стеклотекстолит и  текстолит похожие по названию и некоторым свойствам материалы , но по эластичности стеклотекстолит – впереди планеты всей.

 

 

В итоге я заказываю свою первую ласту  совсем не дорого,

и   просто приведу список расходов на мою самоделку :

Текстолит – 800 р.

Ласты «Итальянские»  - 750 р.

Клей – 200р.

ПВХ пластик 3 мм - 200р.

Итого – примерно 1950р , господа это половина  цены ГОТОВОЙ, не самой дорогой, но все же моно!  . Люди занимаются уже не первый год мне в кратчайшие сроки при связи с ними была дана вся интересующая  меня  информация. В результате я сделал заказ и жду счета.

. Поэтому делайте выводы.........

P.S. Можно пытаться отливать грузы, или если есть навык кройки и шитья, сделать себе буй  - но в таком тонком деле как изготовление моно лучше довериться профессионалам ))

 

Источник : www.freeelements.ru

 

www.free-diver.ru

Как плавать с моноластой — www.maximonline.ru

Выбери моноласту

У нас хорошо получаются гречка и автоматы, и вот, оказывается, моноласты. Можно, конечно, купить импортную SubGear или BinFins из карбона, но лучше выбрать российскую «Аквамастер» или украинскую Triton — в этих фирмах отливают ласты по ноге клиента.

Оптимальная моноласта для первых опытов — классическая. Есть гиперфины — у них ласта крепится под углом и имеет ребра жесткости. Есть флаеры — без угла, но с ребрами жесткости. Это все нужно для максимальной скорости, а она тебе ни к чему. Как и ласта длиннее 80 см, которая даст слишком большую нагрузку на ноги.

Научись плавать «дельфином»

Вообще так плавают и без моноласты. Но это примерно так же удобно, как бегать лежа на спине: слишком много затрачивается энергии, чтобы переместиться на метр. Зато с моноластой этот метод может разогнать тебя в воде до 8 км/ч. Суть в том, что ты:

1) лежишь на поверхности воды с приопущенными прямыми ногами и вытянутыми вперед руками;
2) затем прогибаешься в пояснице, чтобы прямые ноги и голова поднялись к поверхности;
3) снова опускаешь ноги, слегка сгибая их в коленях и делая при этом волнообразное движение телом, как если бы пробовал танцевать танец живота.

Так как голова твоя большую часть времени будет находиться в воде, для практики понадобятся очки и дыхательная трубка. А еще очень пригодится инструктор по плаванию с моноластой, которого можно найти на monofin.ru. Строго говоря, без него лучше и не начинать.

Купи хвост

У тебя есть моноласта, и ты научился с ней плавать как дельфин — считай, для людей на пляже ты уже русалка, только в татуировках и бороде. Но на сайте xvostrusalki.ru можно купить моноласту, оформленную в виде русалочьего хвоста: к ней приделана эластичная ткань, которая обтягивает ноги до пояса. Плавать в этом можно только тогда, когда научишься обращаться с базовым девайсом. Бороду не сбривай. Девушки с чувством юмора немедленно захотят от тебя детей. А зачем тебе другие?

Фото: Shutterstock

www.maximonline.ru


Смотрите также