Как правильно выбрать тему проекта
Методическая разработка на тему: Памятка «Как работать над проектом» Правила выбора темы проекта
Памятка «Как работать над проектом»
Правила выбора темы проекта
Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у дошкольника ограниченна.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
«Модель трех вопросов»
Тема проекта _____________________________________________________________________________________
Что знаем? | Что мы хотим узнать? | Как узнаем об этом? |
nsportal.ru
Проект по теме: правила выбора темы проекта
Правила выбора темы проекта
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребёнку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребёнок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы педагога.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, целеустремленно работать в одном направлении, у дошкольника ограниченна.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей в детском саду не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
nsportal.ru
Обоснование актуальности проекта | Творческие проекты и работы учащихся
Часто возникают вопросы, как написать актуальность проекта или как написать обоснование актуальности творческого проекта по технологии или другим предметам в школе. Мы приведем примеры записи и оформления обоснования (актуальности) проекта.
В данном разделе рассмотрим пример обоснования выбора темы проекта, его разработки и реализации, составим план обоснования на примере творческого проекта по технологии.
Описанное является примером обоснования выбора темы творческого проекта по технологии, актуальности и целесообразности выполнения выбранной работы в школе.
Вместо обоснования может фигурировать актуальность темы проекта или проблемы проекта, примеры формулировки которой мы также приводим на нашей странице ниже. В проекте можно использовать слово "Обоснование" или "Актуальность", это на ваше усмотрение.
Обоснование актуальности проекта
При обосновании выбора своего проекта в разделе Введение творческого проекта необходимо решить, почему именно эту творческую работу нужно в настоящее время выполнить.
Обоснование актуальности творческого проекта - это объяснение необходимости, нужности и полезности выполнения данного творческого проекта. Простыми словами, если творческий проект по технологии в наше время будет не актуален, то зачем и для кого его создавать.
Обоснование выбора творческого проекта повышает значимость проекта и предполагаемых результатов и дает возможность использования и применения на практике разработки данного проекта.
Написание обоснования творческого проекта по технологии (обоснования выбора модели), как и по любому другому предмету, является основным требованием к любой творческой проектной работе.
На защите творческого проекта особое внимание жюри обращает на правильное, грамотное и лаконичное обоснование актуальности творческого проекта учащегося.
Актуальность темы творческого проекта
При формулировке актуальности своего проекта необходимо решить, почему именно этот творческий проект или работу нужно в настоящее время выполнить, почему именно она необходима на сегодняшний день.
Актуальность творческого проекта – это степень его важности в данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Актуальность темы проекта - это востребованность изучения данной проблемы, практической и творческой реализации ее решения.
Примеры обоснования актуальности проекта по технологии
Рассмотрим некоторые примеры обоснования выбора темы творческого проекта по технологии, ее актуальности для учащихся общеобразовательных учреждений.
1. Обоснование выбора проекта "Подсолнухи за окном"
Как часто мы слышим о том, что вещи изготовленные своими руками приносят в наш дом уют и теплоту. Чтобы достичь этого не всегда нужно затрачивать много средств. Нам хочется внести что-то свежее, новое, оригинальное не только в свою комнату, но создать уют и комфорт и в классной комнате, где мы получаем знания и проводим немало времени.
Что можно выбрать для оформления и создания уюта в классной комнате, конечно, настенное панно. Это может быть картина: букет роз, подсолнухи за окном, незабудки, летний букет. Какой картине отдать предпочтение. Работу необходимо будет оформить в рамку и повесить в классной комнате.
После долгих раздумий мы решили выполнить картину «Подсолнухи за окном». Она красива, оригинальна, объемна, придаст своеобразный колорит кабинету, в котором мы проводим как занятия, так и классные часы. Это лучшее решение.
И так, мы решили выполнить работу коллективно, выбрали картину «Подсолнухи за окном».
2. Обоснование выбора проекта «Дыхание цветов»
Я живу в удивительной стране, которая богата не только историческими событиями, но и природными ресурсами. Разнообразие и великолепие растительного мира удивляет не только русских поэтов и художников, но и зарубежных. Я с интересом отношусь к растениям, яркие краски цветов привлекают мое внимание. Я любуюсь их пестротой и весной, и летом, и в холодный осенний день.
Вот почему я решила соединить их всех вместе, избрав метод аппликации. Выбранные растения объединяют разнообразные краски, от них веет теплом, светом, радостью. В холодный зимний день композиция из цветов напомнит мне о теплых, ясных днях.
3. Обоснование актуальности проекта «Ваза-трансформер "Лебедь"»
Вазу - трансформер можно использовать непосредственно, как вазу под фрукты, а также, как разделочную доску и подставку под горячее. Так же можно использовать, как элемент декора. Фруктовница очень компактна, в случае необходимости ее всегда можно легко сложить. В сложенном состоянии она практически не занимает места и в любой момент может быть снова приведена в "боевую готовность".
В нашем небольшом городе, нет возможности приобрести такую вазу в магазине, поэтому создание такой вазы, будет хорошим решением для приобретения её в подарок.
Основными критериями, на которые я опирался, являются:
- прочность;
- эстетичность;
- практичность в использовании;
- технологичность;
- невысокая трудоёмкость;
- оригинальность форм;
- доступность материала;
- возможность массового производства.
В классе я провел опрос.
- Какая модель фруктовницы самая оригинальная, эстетичная?
- «Лебедь» - 40%
- «Яблоко» - 33%
- «Тигр» - 37%
Большинство голосов получила модель «Лебедь» и выпиливать свою первую вазу я решил начать с нее.
Рекомендуем перейти к:
Цели творческого проекта
Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, скопируйте и установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу "Обоснование творческой работы":
<a href="http://tvorcheskie-proekty.ru/obosnovanie" target="_blank">Обоснование творческого проекта</a>
Код ссылки на форум:
[URL=http://tvorcheskie-proekty.ru/obosnovanie]Обоснование творческого проекта[/URL]
tvorcheskie-proekty.ru
План творческого проекта и работы
В данном разделе мы подробно рассмотрим примерный план творческого проекта по технологии, ИЗО и музыке для учащихся школы, который поможет грамотно выполнить проектную работу и осуществить правильное оформление индивидуального или группового творческого проекта.
Также определим, что должно обязательно содержаться в каждом пункте плана творческой работы школьника для четкого разбиения текста проектной работы на разделы.
Основными пунктами плана выполнения проектной работы в школе является оформление титульного листа, содержания проекта, введения, теоретическая и технологическая части, экономическое и экологическое обоснование, оценка изделия и его реклама, заключение, литература и приложения.
Ниже мы представим план выполнения творческого проекта (работы) по технологии (труду) для 1, 2, 3, 4 класса начальной школы и 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов. Также данный план подходит для творческих проектов по музыке, ИЗО и другим предметам.
План творческого проекта
1. Титульный лист проекта
Образец оформления титульного листа творческого проекта (работы):
2. Содержание проекта
Образец оформления содержания творческого проекта (работы):
3. Введение проекта
Образец оформления введения творческого проекта (работы):
Согласно плана творческого проекта во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна.
Во введении также дается характеристика основных источников информации. В этой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения.
Структура Введения творческого проекта:
4. Историческая справка по проблеме проекта
Теоретическая историческая справка-информация об изготовляемом предмете, проблеме проекта.
5. Технологическая часть проекта
Описание технологической части творческого проекта (работы).
- Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
- Выбор материала для объекта, дизайн-анализ.
- Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.
- Техника безопасности при выполнении работ.
- Конструкция изделия, эскиз (описание этапов конструирования объекта).
- Технология изготовления изделия, графические материалы.
- Инструкционно-технологическая карта
В технологической части, обычно в соответсвии с планом творческого проекта, необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту творческого проекта, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
6. Экономическое обоснование проекта, расчеты
В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.
7. Экологическое обоснование проекта (экологическая чистота изделия)
Особое внимание в плане творческого проекта по технологии, да и по другим предметам, необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Экологическая оценка творческого проекта (работы) включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта.
8. Новые знания и умения, полученные при выполнении проекта
9. Оценка проекта (изделия). Реклама
Образец оформления оценки и рекламы изделия:
10. Заключение проекта
Образец оформления заключения творческого проекта (работы):
В заключении творческого проекта записывают краткие выводы по результатам выполненного проекта, а также проводят оценку полноты решения поставленных задач.
В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка воспитаннику о проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
11. Список литературы проекта
Образец оформления списка литературы творческого проекта (работы):
После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении проекта. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.
12. Приложения проекта
Образец оформления приложений творческого проекта (работы):
(эскизы, схемы, технологическая документация).
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть проектной работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, карты, графики, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.
При наличии в творческом проекте или творческой работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
Рекомендуем перейти к:
Титульному листу творческого проекта
Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, скопируйте и установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу "План творческого проекта":
<a href="http://tvorcheskie-proekty.ru/plan" target="_blank">План творческого проекта</a>
Код ссылки на форум:
[URL=http://tvorcheskie-proekty.ru/plan]План творческой работы[/URL]
tvorcheskie-proekty.ru
«Выбор темы творческого проекта. Работа над проектом».
Тема: Выбор темы творческого проекта. Работа над проектом.
Цели: познакомить учащихся с направлениями, по по которым можно выбрать тему творческого проекта; учить выбирать тему, руководствуясь своими возможностями; воспитывать интерес к творческой деятельности.
Оборудование: лучшие творческие проекты по теме: «Художественная обработка материалов».
Ход урока
1.Организация урока.
а) приветствие.
б) проверка готовности учащихся к уроку.
2.Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке вы начнете работу над творческим проектом по теме «Художественная обработка материалов».Это один из самых интересных творческих проектов в этом году. Как правильно выполнить и оформить его? Какую выбрать тему?
Об этом вы узнаете сегодня на уроке.
3. Работа по теме урока.
Беседа с учащимися по вопросам:
- Какие этапы выполнения проекта вы знаете?
- что включает в себя технологический этап?
- Что включает в себя заключительный этап?
- Какие критерии оценки проектов вы знаете?
Просмотр лучших творческих проектов по теме: «Художественная обработка материалов».
Учащиеся просматривают лучшие творческие проекты учащихся,
обращая внимание на оформление проектов.
Тематика творческих проектов по теме «Художественная обработка материалов».
а)Изготовление декоративного изделия из разных материалов (плетение из шнура, прутьев, соломка и т. д.)
б)Изготовление панно и других декоративных вещей,вышитых в технике художественной глади.
в)Изготовление разных видов одежды (блузок,ночных сорочек) с отделкой их вышивкой в любой технике.
г)Использование компьютерных программ для вышивания.
4. Практическая работа.
Выбрать тему творческого проекта по разделу «Художественная обработка материалов», обсудить выбор темы с учителем, составить план работы над проектом, подобрать материалы.
5.Подведение итогов урока.
Начата работа над новым проектом, в котором вы можете продемонстрировать свои знания и умения в любом виде творчества. Желаю вам творческих успехов!
infourok.ru
Урок "Выбор темы и обоснование проекта". 6 класс
Выбор темы и обоснование проекта. Исследование проекта и его реконструкция
Цели:
1. Образовательная: познакомить с понятием «потребность», особенностями проектирования, отработать навыки аналитического мышления.
2. Развивающая: развивать инициативу, уверенность в своих силах, самостоятельность, формировать исследовательские умения, практические и общеучебные навыки.
3. Воспитательная: воспитывать толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.
Формирование УУД:
Личностные: организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов
Метапредметные: формирование выводов по обоснованию технологического решения, компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, способности к коллективному решению творческих задач
Демонстрационный материал: эскизы, иллюстрации проектируемых объектов, изделия проектируемых объектов.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
Анализ предложений, внесённых в таблицу «Банк идей проектов», акцентируя внимание на понятии «потребность».
Особенности проектирования, поясняя значимость каждого элемента, а самое главное – помочь школьникам осознать, что цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Далее подвести детей к выбору темы проекта с учетом основных требований, а поскольку учащиеся затрудняются в выборе темы (принимая во внимание свои способности), то можно использовать для этого таблицу, представленные данные которой облегчат выбор.
Особой трудностью при внедрении проектов в школе является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Учитывая эту сложность, можно использовать групповую деятельность, когда один и тот же проект (изделие) выполняет вся группа (но с отличительными конструктивными решениями) или одно сложное задание выполняют несколько человек. Тогда наиболее самостоятельные и творческие ученики могут работать индивидуально. Это экономит время для работы с учащимися и упрощает контроль, формирует навыки сотрудничества и общения. А главное – школьники реально убеждаются, что в коллективе работать не только легче, но и эффективнее.
Изучение новых знаний.
Особенности проектирования:
1. Необходимость в проектировании возникает, когда известные технологии не могут быть применены для решения новых задач или в связи с возникновением новых условий. При этом всегда имеется дефицит ресурсов, что вызывает необходимость среди многих вариантов искать оптимальный – с минимизацией затрат.
2. Важной частью проекта является выбор целей выполнения проекта.
3. Проекты должны включать морально-этические аспекты и предназначаться для широкой общественности, а не становиться частным делом.
4. Существенной тенденцией современного проектирования является учет «человеческого фактора», то есть осознание адресованности проекта именно человеку (с учётом его психологических, социальных и даже индивидуальных характеристик). Исследование проекта (от его потребности до реконструкции). Анализируя свой проект, школьники выступают в роли потребителя и оценивают его достоинства и недостатки. Как правило, достоинства изделия учащиеся определяют быстро, а выявление недостатков всегда вызывает затруднение. Для решения этой проблемы можно использовать таблицу «Анализ изделия», которая позволяет рассматривать предмет в четырех соприкасающихся сферах: предметный мир, производство, эксплуатация и торговля.
Особенное внимание необходимо уделить реконструкции объекта, его проектным изменениям с целью улучшения качества. Именно в проектировании желательно добиться от учащихся чаще использовать высказывания, начинающиеся со слов: «Я так считаю…», «Я предлагаю, потому что…», «Мне кажется, что…». Следует учитывать и то, что активный язык подростков скуден, что мешает им не только свободно выражать свои мысли, но и полно воспринимать, точно понимать речь учителя, поэтому возникает необходимость помогать им правильно формулировать свои мысли, учить анализировать свою деятельность.
Следующий этап проектной деятельности – это исследование проекта от его потребности до усовершенствования конструкции. Поэтому нам необходимо знать:
1. Что представлял собой проектируемый объект ранее и какова причина его возникновения?
2. Какие недостатки он имеет с учетом современных требований?
3. Что можно сделать, чтобы устранить эти недостатки?
– Как выглядел проектируемый объект первоначально, вы уже знаете из первоисточников и прослушанных докладов одноклассников, а какие он имеет недостатки с учетом современных требований, предстоит выяснить сегодня на уроке, а затем с учетом результатов проведенного вами интервью внести предложения по его реконструкции.
Практическая работа «Выбор темы и обоснование проекта».
Из подборки в таблице «Банк идей проектов» выбирают тему. Формулируют обоснование темы проекта. Рисуют эскиз.
1. Оформить титульный лист, записать в тетради тему проекта, обоснование проекта, нарисовать эскиз. Вложить в файлы и оформить папку – «Техническая документация». Принести на проверку.
2. Провести интервью «Ваше мнение».
Выполнение анализа проекта и внесение предложений по устранению недостатков. Заполнение схемы реконструкции по результатам исследования.
Задание 1. Используя схему «Анализ изделия», оцените достоинства и недостатки вашего изделия и сделайте соответствующие записи.
Анализ изделия
Домашнее задание.
Оформить на отдельных листах и вложить в папку «Технологическая документация»:
результаты интервью «Ваше мнение»;
таблицу «Анализ проектируемого изделия»;
схему «Предложения по разрешению проблем».
Выполнить аккуратно на отдельном листочке эскиз 2 (после реконструкции).
infourok.ru
Как выбрать тему?
Проблема проекта
Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему?
Как выявлять проблемы
Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют.
Вопросы в помощь при выборе темы
Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.
Тему проекта надо записать.
Какими могут быть темы исследования?
Все темы можно условно объединить в три группы:
фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Требования к теме:
актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;
содержательность, информативность и разработанность в науке;
возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;
формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;
название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;
тема должна быть конкретной.
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
между известным и неизвестным;
между знаниями и умениями;
между сложностью задачи и наличием способа ее решения;
между потребностями и возможностями их реализации
Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.
Проще говоря, ситуация может приобрести проблемный характер если:
имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,
требуется установить сходства и различия,
важно установить причинно-следственные связи,
необходимо обосновать выбор,
требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями,
стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.
Действия ученика:
Обсуждает тему.
Определяет свои потребности.
Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор.
Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.
Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
studfile.net
Урок 1. что такое учебный проект - Технология - 5 класс
Технология, 5 класс
Урок 1. Что такое учебный проект
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Понятия и определения связанные с проектной деятельностью.
- Уровни и виды проектной деятельности.
- Этапы выполнения проекта.
Тезаурус:
Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы.
Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
Благо – это всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, материальных и духовных благ для удовлетворения имеющихся или новых потребностей людей.
Творческий проект является самостоятельной творческой итоговой работой по учебному предмету.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
2. Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7 – 11 кл. / В. С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014.
3. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/О. А.Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
У каждого, кому предлагают учиться проектной деятельности, резонно может возникнуть вопрос, зачем мне это нужно? Зачем учиться проектированию, если я хочу стать, например, артистом, художником, врачом, музыкантом, журналистом? Кратко сформулировать ответ на этот вопрос можно так: овладение способами проектной деятельности жизненная необходимость для каждого современного человека, поскольку это позволяет ему развить такие способности, которые нужны в любом деле. Какие именно способности? Прежде всего – это интеллект, умение решать интеллектуальные задачи.
Давайте познакомимся с основными понятиями, связанными с проектной деятельностью.
Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы. В проекте раскрываются способы и средства практической реализации замысла. Разработка и выполнение проекта составляют проектную деятельность.
Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя. Выполняя проект вы можете показать свои знания и умения, полученные на занятиях по технологии и другим предметам.
Благо – это всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, материальных и духовных благ для удовлетворения имеющихся или новых потребностей людей.
Творческий проект – является самостоятельной творческой итоговой работой по учебному предмету.
При выборе темы своего творческого проекта вам нужно заранее провести поиск в книгах, журналах и сети Интернет, можно посоветоваться с учителем, родителями, товарищами.
Далее, после изучения и освоения учебного материала на уроке «Технология», вы будете изготавливать своё проектное изделие, как во время практических работ, так и во внеурочное время. По окончании работы над проектом, необходимо будет провести испытание созданного изделия и только затем представить его на всеобщее обозрение и оценку.
Таким образом, реализацию учебной проектной деятельности можно разделить на три основных этапа: поисково-исследовательский (подготовительный), конструкторско-технологический (основной) и аналитический (заключительный)
Поисково-исследовательский этап начинается с выбора темы проекта. Для этого надо определить, какое изделие необходимо вам или вашим близким, т.е. потребность. Необходимую информацию относительно выбранного вами объекта для творческого проекта вы можете найти в печатных изданиях, Интернете и постепенно сформируете базу данных (накопление информации) по выбранной теме. Затем следует оценить, достаточно ли у вас знаний и умений, чтобы изготовить данное изделие. Если да, то следующий шаг – проверить наличия необходимых материалов для его изготовления и оценить их стоимости. Если изделие сложное, то можно изготавливать его коллективно, сформировав рабочую группу из одноклассников. После этого нужно изложить в письменном виде обоснование выбора темы.
Следующим шагом является формулирование требований к изделию по следующим критериям: простота изготовления, экономичность, эстетичность, удобство в эксплуатации, экологичность и др.
Затем разработать возможные варианты изделий в виде рисунков, эскизов, чертежей, рецептов опираясь на различные источники информации, а также на готовые промышленные образцы. Значительную помощь в проектировании изделия (в разработке рисунков, эскизов) может оказать персональный компьютер (ПК). Сравнивая достоинства и недостатки разработанных вариантов по указанным выше критериям, нужно выбрать лучший.
Конструкторско-технологический этап начинается с выбора возможной конструкции изделия, разработки чертежей деталей и изделия в целом, и технологической документации (технологических процессов изготовления и сборки изделия) по проекту.
Технологический процесс – это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, от исходных данных до получения требуемого результата.
Следующий шаг – организация рабочего места, подготовка необходимых материалов, инструментов и оборудования. После этого переходят к непосредственному изготовлению изделия с обязательным соблюдением правил безопасной работы.
Заключительный этап включает контроль и испытания готового изделия, окончательный подсчёт затрат на его изготовление. Определять затраты вы будете пока в упрощённом виде, учитывая, в основном, стоимость материалов, из которых изготовлено изделие. Конечно, цена такого же изделия в магазине будет значительно выше, чем получившаяся в ваших расчётах, потому что она включает не только затраты на изготовление, но и затраты на электроэнергию, заработную плату рабочим, доставку товара в магазин и др.
После этого, если необходимо, проводят испытания изготовленного изделия и разрабатывают варианты его рекламы.
На заключительном этапе выполняют анализ того, что получилось, а что нет.
Заключительный этап завершается защитой (презентацией) проекта.
К защите нужно подготовить доклад об основных достоинствах проекта, пояснительную записку к проекту, а также представить готовое изделие.
Подготовку документации к защите проекта также целесообразно выполнять на ПК: набирать текст, вставлять рисунки и таблицы, выполнять расчёты затрат и др.
Рассмотрим уровни творчества по степени новизны создаваемого блага.
Первый уровень творчества, самый распространённый способ создания чего-то нового, – это восстановление первоначальных свойств того, что уже использовалось человеком. Например, после глажки внешний вид рубашки, блузки или брюк приобретает элемент новизны. Тем самым эта деятельность содержит хотя и маленькие, но элементы творчества.
Второй уровень творчества – это совершенствование того, что уже есть и что стало привычным. Например, измените схему шнуровки ваших кроссовок, и они приобретут элемент новизны. Теперь творчество проявляется более заметно.
Третий уровень творчества предполагает некоторое количественное изменение того, что взято для творчества. Новым будет также и перегруппировка, перестановка элементов в обновляемом объекте. Здесь примером творчества может быть оригинальное украшение на одежде, которым воспользовался модельер (рис. 521049886). Перестановка оборудования или мебели в помещении (рис. 782696686). является заметным проявлением творчества на этом уровне.
Четвёртым уровнем творчества является приспособление (адаптация) различных элементов друг к другу. При этом может быть создан новый объект, обладающий новыми качествами. Например, установка двигателя на конной коляске позволила впоследствии построить автомобиль.
Пятый уровень творчества проявляется при внесении простых качественных изменений в традиционный объект. Так, например, гусиное перо было заменено стальным пером (рис. 1162811812).
Шестой уровень творчества – это внесение принципиальных изменений в свойства того предмета, который подвергается творческим изменениям. При этом его главные принципиальные характеристики сохраняются или улучшаются. Примером такого творчества является замена колёс на гусеницы в вездеходах (рис. 267100376). Гусеничные машины стали легче перемещаться по бездорожью.
Седьмой уровень творчества – это создание новых объектов на уже известных принципах работы (рис. 523715947). Ярким примером такого творчества является создание космических ракет под руководством С. П. Королёва — советского учёного, конструктора и организатора производства ракетно-космической техники.
Восьмой уровень творчества – это создание такого, чего раньше не существовало вообще. На этом уровне творчества предполагается создание совершенно нового рода объектов. Например, создание новых книг, картин и скульптур, кинофильмов, музыки, машин, приборов и т. п.
Поговорим о видах творческой деятельности.
Существует три вида творческой деятельности: исследование существующих явлений окружающего мира; решение задач, возникающих в разных областях деятельности; рационализация.
Виды творческой деятельности
Исследование | Решение задач | Рационализация |
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Впишите подходящий термин.
_______ это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы.
_________ является самостоятельной творческой итоговой работой по учебному предмету.
Ответ:
Проект это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы.
Творческий проект является самостоятельной творческой итоговой работой по учебному предмету.
Пояснение: Основные понятия связанные с проектной деятельностью.
Задание 2. Расставьте правильный порядок действий на поисково-исследовательском этапе.
1. Подсчет затрат на изготовление
2. Анализ возможных вариантов изделия и выбор лучшего
3. Выбор темы проекта
4. Обоснование необходимости оказания услуги изготовления изделия
Ответ:
1. Выбор темы проекта
2. Обоснование необходимости оказания услуги изготовления изделия
3. Анализ возможных вариантов изделия и выбор лучшего
4. Подсчет затрат на изготовление
Пояснение:
Поисково-исследовательский этап начинается с выбора темы проекта. Для этого надо определить, какое изделие необходимо вам или вашим близким, т.е. потребность. Необходимую информацию относительно выбранного вами объекта для творческого проекта вы можете найти в печатных изданиях, Интернете и постепенно сформируете базу данных по выбранной теме. Затем следует оценить, достаточно ли у вас знаний и умений, чтобы изготовить данное изделие. Если да, то следующий шаг – проверить наличия необходимых материалов для его изготовления и оценить их стоимости.
resh.edu.ru