Как ребенку помочь выбрать профессию


Как помочь ребёнку выбрать профессию. Вредные советы

Один из популярных способов обеспечить детям светлое будущее — это заставить их выбрать «семейную» профессию или ту, которая по нашему родительскому экспертному мнению всегда даст кусок хлеба. Специалист по профориентации Вадим Матвеев рассказывает, как отбить у ребёнка желание даже думать о будущем.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

«Почему в школе нам не рассказывают про все эти новые профессии?» — искренне удивляется Маша, участница тренинга по профориентации. Она хочет выбрать перспективную специальность, которая будет востребована в будущем. Но как выбрать, если знаешь только про учителя, врача и продавца? Тех людей, с которыми сталкиваешься каждый день. Про гигантское разнообразие профессий будущего, которые связаны с развитием новых технологий, в школе никто не слышал.

Я веду тренинги по профориентации третий год. Каждый раз сталкиваюсь с одинаковыми вызовами. Что любопытно, на занятиях на вопрос «почему ты выбрал именно эту профессию» актуальны всё те же устаревшие аргументы, что и в мои 16 лет:

  • «говорят, они хорошо получают»;
  • «это надёжная профессия, она будет нужна всегда»;
  • «творчеством можно заниматься как хобби, а профессию нужно выбрать серьёзную».

По-моему, главные специалисты по профориентации в России — это мифы и стереотипы из 20 века. Чтобы вспомнить все глупости, которые делают взрослые и даже специалисты по выбору профессий, вот вам топ вредных советов. После них подросток возненавидит вопрос «Кем ты хочешь стать?».

1. Сделайте тему будущего запретной. С вами не говорили о том, кем можно стать в будущем, и вы не говорите! Вырастет, сам поймёт и во всём разберётся.

2. Дайте понять, что сейчас — окончательный выбор профессии. Изменить решение будет нельзя. Ребёнок должен чётко понимать, что сейчас — самый серьёзный выбор в его жизни. Пусть триста раз подумает, а дальше уже долгие годы освоения профессии, первые пробы, большая карьера. И пусть только попробует работать не по специальности!

3. Навязывайте своё мнение! Если вы считаете, что юрист — лучшая профессия в мире, значит он (а) должен стать юристом. Да что эти подростки понимают в выборе профессий? Юрист — отличная специальность, получает хорошо, в любом вузе на это обучают, да ещё и наш папа юрист.

4. Не спрашивайте подростка о его желаниях. Он ведь жизнь не прожил, ничего не понимает. Насмотрелся ютьюба, теперь хочет стать видеооператором. Кому нужна эта профессия? Хорошо, что мы его не спрашиваем.

5. Давите! Чем чаще вы поднимаете эту тему, тем быстрее он (а) сделает выбор. Начните спрашивать в детском саду. Посоветуйте садик с воспитателями, которые будут решать тесты по профориентации с моим малышом. Он уже готов.

6. Не рассказывайте о профессиях, о которых не знаете. Если вы не знаете, значит это ерунда какая-то. Самые хорошие профессии — это самые понятные. Если я не могу понять, чем занимается этот парень в компьютерной фирме, значит он шарлатан. Так ещё Чехов говорил. Вроде бы.

7. Запретите выбор любой творческой специальности. Актёры получают копейки. Все знают, что творческие люди недисциплинированные, сами себе на уме, да ещё и почти что нищие. Мой ребёнок не станет актёром, чтобы гроши в местном театре зарабатывать!

8. Сравнивайте с другими детьми. Вон, Аня уже давно знает, на кого хочет поступать! Ну правильно, все уже в 11 классе знают, куда будут поступать и на кого, а мой ребёнок фотографией увлёкся. Нет, чтобы к экзаменам готовиться, как все остальные.


Вредные советы на то и вредные, что прочитав каждый из них, хочется сделать наоборот. Иногда, правда, возникают сложности, потому что когда не знаешь, как помочь, часто возникает риск причинить добро.

Рекомендую углубиться в тему профориентации, благо материалов теперь достаточно. В каждом легко разобраться самостоятельно или со специалистом. И да, не чурайтесь специалистов. В неформальном образовании с темой выбора профессии работают различные центры профориентации, существуют развивающие программы и тренинги. Это зачастую лучше, чем самостоятельно. Это я говорю, вспоминая свой классный час со школьным психологом и его тестом из 80-х.

Иллюстрация: Shutterstock (miniwide)

mel.fm

Все работы хороши? Как помочь ребёнку выбрать профессию | Здоровье ребенка | Здоровье

Каждый родитель, чей ребёнок перешёл из младшей школы в среднюю, уже задумывается о том, какую профессию в будущем выберет его малыш.

Нередко мы хотим, чтобы дети осуществили наши несбывшиеся мечты. Чтобы дочка стала актрисой только потому, что когда-то мы сами жаждали блистать на сцене. Или прочим сыну будущее в бизнесе, потому что хотим, чтобы ребёнок пошёл по стопам отца и продолжил семейные традиции. А не лучше ли присмотреться к своему чаду и помочь ему сделать выбор, исходя из его психологических особенностей.

Виды профессий

Известный психолог Е. А. Климов выделил 5 типов профессий, в которых как раз отражается интерес к той или иной деятельности. Например, тип «Человек-человек» объединяет профессии в области обучения, воспитания, сферы услуг и обслуживания, педагогики и медицины. «Человек-техника» – это профессии, связанные с конструированием, созданием и обслуживанием техники. Ещё один тип – «Человек-художественный образ» – подразумевает деятельность, связанную с созданием и копированием всех художественных образов. «Человек-природа» – эту стезю выбирают те, кому интересны изучение флоры и фауны и охрана окружающей среды. А «Человек-знак» – система для тех, кто будет в восторге от цифр, букв и нот и всего, что с ними связано.

Как узнать свой путь?

Обычно приверженность к тому или иному виду деятельности видна у ребёнка с раннего детства. 

Если ваш мальчик живой, общительный, всегда с удовольствием принимает участие во всех детских праздниках, пересказывает вам все события дня, декламирует стихи и распевает в ванной, возможно, ему близки профессии, связанные с системой художественных образов (художник, актёр, певец, реставратор, искусствовед, экскурсовод, переводчик).

Ваше чадо без ума от гаджетов, не может оторваться от пульта, пытается разобрать музыкальный центр и собирает конструкторы с закрытыми глазами? У вас наверняка растёт инженер-конструктор или системный администратор («Человек-техника»).

Будущего доктора, садовника, агронома, эколога или ветеринара вы легко узнаете по большой любви к котикам-собачкам и ягодкам-цветочкам.

Кстати, любовь к той или иной деятельности выражается не только в поведении, но и в выборе мультфильмов, одежды, книг и друзей с такими же интересами.

Педагоги, управленцы, журналисты с детства будут вас учить, опекать и брать у вас интервью, а также рассаживать в ряд кукол и обучать их счёту и письму.

А дети, которые до дрожи обожают пересчитывать (машины, игрушки…), пытаются найти всему логическое объяснение, – это будущие аналитики и финансисты.

Полезные советы

Помогите ребёнку как можно больше узнать об интересующих его профессиях. Если он хочет стать зоопсихологом, водите его в зоопарк, создайте ему возможность общаться с предметом своего интереса.

Не навязывайте своего мнения. Конечно, вы знаете о жизни и о профессиях больше. Но не стоит уговаривать ребёнка перестать любить ту или иную сферу деятельности и внушать ему, что, если будешь учителем, например, всю жизнь будешь зарабатывать гроши и жить от получки до получки. Навязанную нелюбимую профессию он может вам потом не простить.

Не делайте из ребёнка подобие себя. Если ваша семья – династия аптекарей (слесарей, врачей, инженеров…), это вовсе не значит, что ваше чадо обязано заниматься тем же, что и его предки.

Не компенсируйте за счёт ребёнка свои нереализованные возможности. Ну не стали вы знаменитым шахматистом или певицей. Не навязывайте теперь детям любовь к вашему интересу.

Играйте с ребёнком чаще в ролевые игры, привлекайте его к таким занятиям, где можно узнать новые факты о профессиях. Пусть он понимает, что делают пожарные, повара или парикмахеры. Рассказывайте ему как о достоинствах каких-то профессий, так и о сложностях. Спрашивайте, нравится ли ему такая деятельность. И если да, то чем именно.

Приучайте детей к мысли о том, что когда-нибудь и им надо будет выбрать профессию. Что профессия – это как интересная игра, которая позволит тебе осуществлять свои желания и удовлетворять потребности. Работают все. И важно сделать выбор так, чтобы и людям пользу приносить, и самому получать удовольствие.

Вероника Романова:

– Мне кажется, ребёнку нужно дать как можно больше возможностей попробовать свои таланты в разных сферах – музыке, танцах, живописи. Но и о точных науках не стоит забывать. Предложите ребёнку походить на занятия для математиков. Так было в моём детстве. И это позволило мне в дальнейшем сделать свой собственный выбор. Окончив математический факультет, я смогла поступить в театральный институт. И все эти знания пригодились в работе. 

aif.ru

Консультация на тему: Советы родителям: как помочь ребенку выбрать профессию.

Ваш ребенок выбирает профессию

Каждый родитель сталкивается с моментом профессионального  самоопределения  своего ребенка. Есть ли необходимость каждому выпускнику школы поступать в высшее учебное заведение?

Дело в том, что в жизни каждого старшеклассника наступает момент, когда он вынужден задуматься о своем  будущем. Подчеркиваю - именно он, а вы на данном этапе можете только помочь, подсказать, эмоционально поддержать, дать ему веры в собственные силы. Но, ни в коем случае, не определять его будущее самим.

Профессиональное        самоопределение происходит в 15-16 лет и означает смену ведущей деятельности подростка с интимно-личностной - на профессиональную. Для ранней юности характерна устремленность в будущее.

Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение). Жизненный план - не то же самое, что подростковые мечты о будущем.

Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя   назвать   жизненной   перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе будущее в общих чертах, а сознавать способы достижения поставленных целей.

Устремленность в будущее только тогда благоприятно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных       условиях       развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что потом будет еще лучше.

В этих условиях школа должна оказать образовательную поддержку в самоопределении молодых людей. Задача школы - воспитание человека, умеющего осознанно и самостоятельно ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассником всегда, и если он не наделен большими способностями, или даже имеет некоторые проблемы с учебой, то для него проблема выбора профессии стоит особенно остро. А если при этом родители, только из лучших  побуждений, требуют обязательно поступить в ВУЗ и учиться, в последствии, получая удовлетворение, то такой ребенок будет несчастен в высшей мере и вскоре выдохнется.

Поэтому родителям необходимо реально оценить возможности и способности своего ребенка и направить его по пути дальнейшего развития, будь это ВУЗ или колледж. Ведь всегда можно среди огромного спектра профессий выбрать ту, которая подойдет по склонностям и способностям, а также, что не менее важно, по коммуникативным возможностям.

Письменные источники свидетельствуют о том, что профессиональный отбор существовал уже на заре человеческой цивилизации. Шумеры (V-VI вв. до нашей эры) тщательно проверяли юношей перед тем, как допустить их к участию в военных действиях. Причем проверялись не только   физические   характеристики   (сила, быстрота, меткость), но и психологические. А в Древнем Египте жестокий отбор проходили будущие жрецы. В результате выявлялись нравственные,    трудовые,    волевые    и интеллектуальные качества кандидатов.

Основная проблема выбора - это незнание выпускником мира профессий. Поэтому в правильном выборе профессии вашему ребенку всегда будет рад помочь психолог, имеющий в своем    арсенале    специальные    методы профориентации подростков. И именно он, узнав о способностях, склонностях и мотивации вашего ребенка, сможет предложить варианты его обучения подходящей ему профессии (либо сразу ВУЗ, либо сначала колледж, а потом по осознанному желанию молодого человека -ВУЗ).

Но каждому из вас не будет лишним знать основные   аспекты   правильного   выбора профессии. Существуют три принципа выбора профессии:

- знание и учет своих собственных возможностей и способностей;

- знание требований профессии к человеку;

- умение соотносить эти факторы.

Психологи   выявили   факторы   выбора профессии,      которыми       неосознанно руководствуются подростки.

ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Отношение семьи:

- помощь родителей в выборе;

- свобода выбора;

- несогласие с выбором.

Отношение друзей и сверстников:

- советы друзей;

- «за компанию».

Отношение преподавателей:

- помощь в формировании умений и навыков;

- выявление интересов, способностей и склонностей.

«Личный план»:

- главная цель «кем я буду»;

- пути и средства достижения цели;

- самостоятельность выполнения профессионального плана.

Способности:

- уровень развития способностей;

- особенности индивидуально-психологических способностей.

Стремление к признанию:

- оценка своих успехов и неудач;

- честное отношение к успехам других,

- мнение коллектива.

Информированность:

средства  массовой   информации   о специализации    учебных    заведений    и предприятий;

- устаревшие источники информации;

- предвзятое отношение к профессии.

Склонности:

- любимое занятие;

- желание больше узнать о любимом деле;

- активность в освоении.

Можно сделать вывод что, именно вы, родители имеете непосредственное влияние на правильный выбор профессии своего ребенка. И очень важно, чтобы вы это осознали и помогли определить приоритеты на будущее вашему выпускнику.

Цель  профессиональной  ориентации  - оказание психологической помощи в выборе профессии    с    учетом    мотивационных, психофизиологических,      интеллектуальных, характерологических     и     эмоциональных особенностей личности, с учетом рынка труда и личных интересов.

К сожалению, в настоящее время молодежь видит смысл выбора профессии вне ее содержания. На первое место выходят факторы престижа и зарплаты. Разъединение человека и его профессии ведет к серьезным внутренним противоречиям, делая человека несчастным, потому что он тратит жизнь на работу, которую не любит.

А бывают и такие случаи, что молодой человек,   уже   работая   по   выбранной специальности, понимает, что ему необходимо продолжить образование в высшем учебном заведении. Это, в принципе, идеальный вариант самоопределения. Так как это будет его осознанный выбор!

Вот   и   получается,   что   высшее образование является не самоцелью, а средством в достижении успеха в выбранной профессии.

НЕСКОЛЬКО  ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА ТЕМУ:

Выбор профессии - это выбор пути обучения профессии.

Профессии могут быть разными, но все они равноценны.

Выбор профессии - это проектирование трудового жизненного пути.

Нет неинтересных профессии, а есть незаинтересованные ими люди.

Выбор профессии должен быть самостоятельным и сознательным.

Чтобы выбрать профессиональный путь, надо мысленно перебрать много других.

nsportal.ru

Как помочь ребенку выбрать профессию

Проекты и эксперименты 

Дети лучше учатся и понимают суть заданий, если информация подается не как сухая абстрактная теория. Игровая форма обучения требует от них творческого подхода, этого сегодня не хватает в школьном образовании. Надо обязательно дать ребенку возможность своими руками выполнять проектные, практические задания, которые познакомят с реальными задачами профессионалов из разных сфер деятельности, позволят понять суть их работы. Пусть это будет игра, но не понарошку. Ребенок увидит, как усилия приносят реальный результат.

Этими убеждениями мы руководствуемся при создании образовательных наборов для детей: в практической части заданий юные врачи учатся ставить пломбы и прослушивать пациента с помощью стетоскопа, инженеры собирают работающую руку робота, а художники осваивают несколько разных техник. Лучше начать знакомить ребенка с разными профессиями в раннем возрасте, примерно с четырех лет. В старшей школе ему будет проще самостоятельно судить, какая область деятельности его привлекает.

Разнообразие вариантов 

Ребенок может регулярно пробовать себя в новой деятельности, для него это будет увлекательной игрой. Это увеличит шансы на то, что какая-то сфера вызовет более глубокий интерес. Сейчас в Москве и других городах существует немало проектов, которые знакомят детей со взрослыми профессиями.

Один из интересных форматов — город для детей, в котором они могут попробовать себя в разных ролях. Существуют и музейные проекты научной направленности, который воспроизводит стандартный формат лекций и семинаров, но с детьми обсуждают серьезные научные темы, обычно выходящие за пределы общего образования.

Преимущества новых технологий 

Технологии не должны заменять работу в группе или с учителем, но они будут отличным способом дополнить обучение. Они должны стать для ребенка привычным инструментом, потому что с каждым днем жизнь все больше взаимодействует с искусственным интеллектом или робототехникой.

Технологии открывают новые перспективы для образования, помогают узнавать о профессиях и видах деятельности, которые дети не встречают в ближайшем окружении. Например, виртуальная реальность (VR) позволяет своими глазами увидеть, чем занимаются разные специалисты, создают ли они сложные машины на заводах или занимаются искусством в мастерских. Многие воспринимают визуальную информацию лучше, а VR-технологии создают эффект присутствия. Путешествие в виртуальной реальности дети проживают как свой полноценный опыт.

Профессии будущего 

Хотим мы этого или нет, скоро многие виды привычной деятельности сильно изменятся, если не исчезнут совсем. Это внушает беспокойство родителям и осложняет процесс выбора специальности для их детей. Нельзя знать наверняка, каким будет мир через 10 лет, но на некоторые прогнозы стоит обратить внимание.

Изучение человека, освоение космоса, искусственный интеллект, технологии — сферы, которые будут активно развиваться в ближайшее время. Дать ребенку возможность познакомиться с этими областями знаний будет дальновидным решением. Эксперты называют новые профессии, которые пока еще почти не вошли в нашу жизнь, но скоро станут играть важную роль: будут востребованы архитекторы виртуальной реальности и специалисты по «умной среде обитания», инженеры по реабилитации экосистем и специалисты по рециклингу, ИТ-генетики и пищевые инженеры.

Гибкие навыки 

Детям необходимы навыки, которые не относятся к конкретной деятельности, но помогут стать профессионалом в условиях меняющегося информационного общества. Их называют soft skills — «гибкие навыки», связанные с личным развитием. К ним относится критическое мышление, умение выстраивать отношения и эффективно работать с другими людьми, творческий подход, эмоциональный интеллект.

Об авторе

Наталья Симоненко, создательница Oyster — развивающих курсов для детей. Компания выпускает образовательные наборы для детей 4-12 лет.

Читайте также

www.psychologies.ru

Как помочь ребёнку выбрать профессию: советы родителям

В возрасте 14–15 лет подростки начинают задумываться о своей будущей профессии, а выпускники обязаны уже иметь свои карьерных приоритетах. Однако лишь немногие стопроцентно уверены в призвании, большинство имеют смутное представление о конкретных специальностях или не чувствуют тяги к конкретной сфере деятельности. Задача родителей — помочь ребёнку выбрать свой путь, но при этом не наделать ошибок, чтобы всю дальнейшую жизнь не слышать горькие упрёки сына или дочери.

Практическое руководство родителям

Конечно, универсальный совет в деле выбора профессии — с раннего возраста воспитывать в ребёнке самостоятельность. Заниматься этим за пару лет до выпускного вечера, конечно же, будет поздновато. Самостоятельный подросток, который с детства привык во многом сам принимать решения, наверняка и с будущей профессией сможет определиться сам.

Если мама с детства решает за сына или дочь, какие кружки посещать, каких выбирать друзей для общения, вместе со школьником делает уроки и пр., то вполне ожидаемо, что ребёнок и при выборе будущей специальности будет полностью полагаться на родителей (по-другому он просто не умеет). А если впоследствии что-то пойдёт не так, он будет всю вину возлагать именно на них.

Если с детства ребёнок всё делает под бдительным родительским контролем, то неудивительно, что он не сможет сам определиться с будущей профессией

Следующий этап — это доверительные беседы с подростком. Проводить их нужно также задолго до выпускного класса. Нужно периодически задавать своему чаду вопросы и вместе рассуждать над ответами. Варианты могут быть примерно такие:

  1. Что ты больше всего любишь делать в свободное время?
  2. Каким ты видишь себя в будущем?
  3. Чем бы ты никогда не стал заниматься?
  4. Что ты больше всего ценишь в других людях?

Нужно чаще разговаривать с подростком о том, каким он видит себя в будущем, что ему, наоборот, не нравится делать

Кроме того, до ребёнка следует донести, что на работе человек проводит очень много времени. Доход, который она приносит, конечно, важен. Но профессия должна ещё и развивать личные качества и не доставлять человеку дискомфорта.

Ещё одна важная мысль заключается в том, что хобби и работа — разные понятия. Далеко не всегда профессия может совпадать с увлечением. Например, многие дети обожают животных, но ведь не всем же им становиться в будущем ветеринарами. Или ребёнок, который любит в свободное время рисовать, вовсе не обязательно станет известным художником или талантливым дизайнером.

Конечно, замечательно, если у человека хобби совпадает с работой, но чаще всего эти понятия в жизни разграничиваются, например, не все дети, любящие животных, становятся ветеринарами

Когда пришло время выбрать специальность, как помочь ребёнку

Следующие советы касаются выбора конкретной специальности.

Шаг первый — отсеять лишнее

Некоторые психологи предлагают двигаться от отрицания, а именно начать с того, что ребёнок явно не любит. К примеру, подросток — интроверт, следовательно, ему будет некомфортно работать по специальности, которая предполагает много контактировать с людьми (педагог, врач, сфера недвижимости, туристическое дело и пр.). Постепенно круг подходящих профессий сузится, и выбирать будет намного проще.

Шаг второй — выяснить, какие профессии реально востребованы сегодня и какие — в ближайшие несколько лет

С понятием «востребованность» не нужно путать «престижность». Так, следует искать в интернете не рейтинги и подборки, а открывать сайты по поиску работы и внимательно изучать предлагаемые вакансии. Они дадут представление о требованиях к соискателям, зарплате. Кроме того, ребёнок и его родители, возможно, узнают, что для определённой должности нужно, например, параллельно освоить иностранный язык или пройти какие-то курсы.

Следует просматривать в интернете не рейтинги престижных профессий, а реальные вакансии работодателей по той или иной специальности

Важно помнить, что если сегодня определённая специальность востребована, то через несколько лет, когда ребёнок окончит вуз, её популярность может уменьшиться. Поэтому стоит предусмотреть, в каких сферах ещё может работать данный специалист.

Шаг третий — показать профессии изнутри

У каждых родителей наверняка есть большой круг знакомых с разными специальностями. Нужно привлечь этих людей, чтобы они рассказали подростку, в чём заключается каждая конкретная работа. Ведь о многих профессиях мы имеем только примерное представление.

К примеру, бабушка с нашего двора в своё время советовала своей внучке непременно поступать в педагогический по той причине, что учителей в любой праздник родители всегда задаривают подарками. Бабульке было невдомёк, что работа педагога — это ещё и ответственный труд с проверкой тетрадей, оформлением большого числа бумаг, отчётов и пр. В итоге внучка прилежно отучилась на учителя и ни дня не работала по специальности.

Многие предприятия практикуют дни открытых дверей. Это очень полезно, следует прийти туда с сыном или дочерью и задать нужные вопросы: именно о рутинных моментах, устройстве рабочих мест.

Очень полезно посещать дни открытых дверей на различных предприятий, чтобы увидеть каждодневную работу людей различных специальностей

Если мальчик или девочка находятся ещё не в выпускном классе, то ближайшим летом можно попробовать поработать на каком-то предприятии в качестве стажёра. Конечно, ребёнка не возьмут на должность, где требуется профильное образование, но всё равно он будет иметь представление о данной сфере деятельности.

Например, на мебельной фабрике, где работает мой муж, в летний период берут на работу мальчиков (старших подростков) на рабочие специальности — грузчиками, упаковщиками, подсобными рабочими. Возможно, после такой практики кто-то захочет пойти учиться в технический вуз на конструктора, который разрабатывает всю эту мебель, или на технолога, который проверяет её качество.

Важный момент — соответствие здоровья подростка выбранной специальности. К примеру, ребёнка могут не принять в железнодорожный колледж на специальность «Машинист» из-за слабого зрения и прочих особенностей. Все эти вещи нужно узнавать заранее.

Шаг четвёртый — рассматривать варианты в других городах

Конечно, оплатить учёбу за границей могут позволить себе далеко не все семьи. Но рассматривать варианты в других городах очень даже нужно.

Например, в нашем городе Брянске, где довольно много высших учебных заведений, нет медицинских вузов. Зато они есть в других городах, как в соседних (Курск, Орёл), так и расположенных немного дальше (Воронеж, Белгород и др.). В итоге человек, отучившийся там, вернувшись в родной город, найдёт множество вакансий как в государственных, так и в частных клиниках.

Естественно, переезд ребёнка на время учёбы в другой город очень волнителен для родителей, но когда речь идёт о выборе профессии, это того сто́ит.

При выборе профессии обязательно нужно рассматривать варианты обучения в других городах

Типичные ошибки взрослых

Многие родители, стремясь помочь своему чаду определиться в жизни, совершают ряд типичных ошибок:

  1. Советуют идти по их стопам. Ведь это уже проверенная сфера деятельности, да и можно помочь потом выпускнику устроиться на работу. Вот только ребёнку эта профессия может быть совсем не по душе, в то время как мама или папа мыслит только в рамках своей узкой отрасли.
  2. Обратный вариант. Родитель работает на нелюбимой работе, которая доставляет ему дискомфорт и поэтому запрещает идти в эту сферу своему ребёнку, хотя он, возможно, и проявляет к ней интерес.
  3. Ориентируются на престижные профессии недавнего прошлого. Например, настаивают идти учиться на юриста или экономиста, которыми современный рынок труда просто перенасыщен, поэтому работодатели выбирают кандидатуру на вакансию из опытных специалистов.
  4. Выбирают вуз по принципу «туда проще поступить». Мама и папа рассуждают, что лучше учиться на нелюбимой и неинтересной специальности, только чтобы не пропустить год или не оплачивать обучение.
  5. Подгоняют профессию под любимый школьный предмет. Конечно, бывают дети — ярко выраженные техники или гуманитарии, и это следует учитывать при выборе профессии. Но, к примеру, если ребёнку хорошо даётся английский язык, это не значит, что непременно нужно становиться переводчиком. Отличное знание языка будет подспорьем почти в любой современной профессии. Или девочка имеет «пятёрку» по русскому и хорошо пишет сочинения — значит, нужно учиться на филолога. Правильный подход — подгонять знания под цель, а не выбирать работу исходя из знаний. Кроме того, не нужно забывать, что иногда успеваемость по определённому предмету зависит от учителя (часто, если нам нравится педагог, то нравится и его предмет), а в вузе будут совсем другие преподаватели.

    Многие родители совершают типичные ошибки, например, выбирают подростку будущую профессию, исходя из его любимого школьного предмета

  6. В выборе профессии слишком полагаются на психологические тесты по профориентации. Такое тестирование шаблонно, просто помогает разобраться в интересах, сильных сторонах личности. Однако оно совершенно не учитывает положения дел на рынке труда, игнорирует множество современных профессий.
  7. Рассматривают только вузы. А ведь диплом о высшем образовании — ещё не гарантия престижной и высокооплачиваемой работы. Хорошо трудоустроиться можно и после колледжа, а уже потом при необходимости заочно выучиться в вузе.

    Диплом вуза, пусть даже красный, — ещё не гарантия успешного трудоустройства, найти хорошую работу можно и после колледжа или техникума

  8. Рассматривают только вузы в родном городе. Конечно, всегда нелегко отпустить ребёнка далеко от себя, но это нужно сделать ради его успешного будущего.

Моя одноклассница не могла определиться с профессией, и в 11-м классе вдруг решила стать экологом (опять-таки без особого понятия, что эта профессия не слишком востребована, таких специалистов в некрупном городе требуется крайне мало). С помощью родителей она поступила в вуз на соответствующую специальность. Через год её сестра-погодок также пошла учиться в этот же вуз на эколога (как говорится, по проторённой дорожке). В итоге обе девушки после окончания института стали работать менеджерами в салоне сотовой связи, где наряду с ними трудились выпускницы школы, вообще не имеющие какого-либо образования.

Другая моя одноклассница с детства очень любила немецкий язык, знала его на «пять с плюсом». Задолго до окончания школы она твёрдо решила поступать на факультет иностранных языков местного университета. У этой школьницы была закадычная подруга, и она подала документы на ту же специальность просто за компанию, хотя немецкий ей никогда особо не нравился. Как и следовало ожидать, первая девочка сдала все вступительные экзамены на «отлично», вторая же — с треском их провалила (поступила в первый попавшийся техникум, просто, чтобы не терять год). Так что при выборе специальности не нужно всецело полагаться на других людей, в частности, следовать примеру сестры или лучшей подруги.

Видео: советы по выбору профессии родителям даёт директор по персоналу Анна Никулина

Видео: советы специалиста по профориентации Ольги Лариной

Отзывы

Конечно, выбор будущей специальности определяет многое в жизни человека. Задача родителей — помочь подростку прислушаться к себе и выбрать достойную профессию, которая будет приносить не только доход, но и самоудовлетворение. При этом важно избегать навязывания своего мнения и прочих распространённых ошибок.

babyzzz.ru

Методическая разработка (9 класс) на тему: Родительское собрание «Как помочь ребенку выбрать будущую профессию?»

Родительское собрание  

«Как помочь ребенку выбрать будущую профессию?»

Цель: помочь родителям найти пути взаимодействия с ребенком в вопросах профессионального самоопределения .

Ход родительского собрания

1. Мотивационный этап. Разминка. Стихотворение В.Маяковского «Кем быть?»

У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

Здравствуйте, уважаемые родители!  Прочитанные мной  слова из знаменитого стихотворения Владимира Маяковского как никогда актуальны сейчас, когда  девятиклассники  стоят на пороге окончания школы и перед ними -  нелёгкий выбор: кем быть?

-  Как вы считаете, какова тема нашего собрания?

 Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для обучающихся девятых классов и их родителей. Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, ведь речь идет о жизненном призвании.  Сегодня мы поговорим о том, как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии и каким образом семья влияет на отношение подростка к работе.

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую ,высокооплачиваемую профессию, кроме того у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И  стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том , какой жизненный путь для них предпочтительнее.  Выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны. Выбирая профессию, люди выбирают не только способ, каким будут зарабатывать себе на жизнь, но и образ жизни.

- Как Вы считаете, кто должен нести ответственность за выбор профессии?
(Ответственность- качество, которое помогает человеку принимать на себя обязательства и их выполнять без всяких принуждений и напоминаний.)

 - Как семья влияет на отношение к работе?

 - Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?

  - Выбор профессии : на всю жизнь или на время ?

2. Информационный этап.
Слово классного руководителя:

Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Конечно, сделать это не просто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии , даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться , что наиболее правильный путь для них – самим решить , какая профессия будет для ребенка оптимальной.
Выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если ребенку кажется , что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. И наоборот, само ощущение, что данную профессию ребенок выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение.

На выбор профессии ребенка могут оказывать влияние следующие факторы:

- родители;
- друзья;
- СМИ;
- предпрофильное обучение;
- родственники;
- сверстники.

Для того , чтобы выбор профессии был идеальным, прежде всего ребенок должен решить сам, какую профессию ему выбрать, но огромную роль в этом выборе играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится « врачом, как мама» или « шофером, как папа».С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей.
Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей , важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность». Находясь в ситуации выбора , дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями. Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую выбрал ребенок. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть к выбору, так и заставить задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

На сегодняшний день лучше сделать ставку на овладение несколькими профессиями, хорошо, если в ситуации выбора профессии у ребенка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача- поставить перед ним вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу у подростка.
Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни( изменяется ситуация на рынке труда).Возможно, выбранная профессия всегда будет интересна, а может через некоторое время предпочтения изменятся, главное здесь – стремиться наиболее полно реализовать свои возможности.

Выбор профессии – это прежде всего процесс, цепочка взаимосвязанных шагов , осуществляемых с учетом различных обстоятельств:

  1. Осведомленность и ориентировка в пространстве выбора профессий.
  2. Выявление способностей и склонностей.
  3. Изучение социального спроса на профессию (ситуация на рынке труда).
  4. Анализ и организация действий (выбор пути и средств осуществления выбора).
  5. Окончательный выбор ( оценка собранной информации).

Инструкция

Опираясь на свой родительский опыт, предложите свои шаги по оказанию помощи ребенку на каждом этапе всего процесса выбора профессии:

1. Осведомленность и ориентировка .

Чтобы правильно ориентироваться в пространстве выбора профессий, можно обратиться к специалистам по профессиональному консультированию, которые смогут дать вам прогноз относительно востребованности специалистов той или иной профессии через несколько лет, а также помогут составить полное представление о профессии, раскроют информацию о требующихся знаниях и умениях, трудовых операциях, орудиях труда, нормах, оплате труда. Здесь же помогут и в выборе образовательного учреждения.

2. Выявление способностей и склонностей.

Постарайтесь сначала помочь ребенку оценить его интересы. Чем бы он хотел заниматься? Какие предметы из школьной программы ему нравятся? Чем он любит заниматься в свободное время? Легко ли ему даются контакты с людьми, особенно посторонними?

Способности и склонности – не одно и то же. Возможно, что вы испытываете интерес к какому- либо виду деятельности, но успех в ней обойдется вам слишком большой физической и психологической ценой. Чтобы этого не случилось, желательно подростку получить консультацию психолога (можно в школе, а еще лучше - в Центре Занятости, у специалиста по профконсультированию).

В случае необходимости подростку будет рекомендован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование профессионально полезных качеств.

3.Социальный спрос на профессию (ситуация на рынке труда).

Полезно помочь ребенку оценить ситуацию на рынке труда. Простейший путь : возьмите несколько изданий с объявлениями о вакансиях, сходите на посвященные трудоустройству сайты в сети Интернет и посмотрите, какие специалисты требуются. Имеет смысл также воспользоваться прогнозами ,которые составляют кадровые агентства и службы занятости. Сопоставив эти данные ,определите, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы. Однако учитывайте, что потребности рынка могут меняться. Через 3-5 лет , когда ваш ребенок закончит обучение, картина может поменяться .Так что выбирайте сердцем, а не рассудком.

4.Анализ и организация действий.

Помогите ребенку оценить его главные профессиональные цели: чего он хочет от себя и от своей работы , кем он видит себя через 5 лет. Постарайтесь, как можно больше узнать о будущей специальности, используя все доступные средства. Помогите ребенку оценить условия, определяющие его выбор, пути и средства осуществления выбора: уровень образовательной подготовки, материальные возможности на случай платного обучения , наличие образовательного учреждения, варианты возможного трудоустройства.

5.Принятие решения.

Собрав информацию, предложите ребенку составить список основных его профессиональных предпочтений из 5-10 позиций. Разделив лист бумаги на 2 колонки( плюсы и минусы ) , действуйте методом исключения. Когда в списке останется три пункта, проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор.  

Далеко не всегда все эти условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчет. Выбор профессии оказывается, по существу, случайным и непродуманным, и, когда это становится ощутимым, человек снова встает перед проблемой выбора – продолжать мучения, пополнить ряды безработных или?...

3. Беседа с родителями.

- А каково ваше отношение к выбранной вами профессии? Все ли Вас устраивает?

Родители отвечают на следующий ряд вопросов, анализируя свой выбор профессии. (4 слайд)

  1. Довольны ли Вы выбранной профессией?
  2. Что повлияло на Ваш профессиональный выбор?
  3. Какие минусы своей профессии Вы можете назвать?
  4. Что интересного в Вашей профессии?
  5. Что бы Вы посоветовали своим детям?

4. Итог родительского собрания. Рефлексия

Общий вывод : Семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы , порой сами того не ведая , передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения , то ребенок с раннего детства усваивает , что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни , что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.

Вопросы для рефлексии:

- Что было самым интересным и полезным?

- Какие выводы вы сделали для себя?

На память о нашей встрече я хочу раздать родителям  памятку « Рекомендации по выбору профессии (для детей и родителей)»:

  • Каждый сам выбирает свою профессию, и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
  • Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
  • Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
  • Произнося “Я хочу”, знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
  • Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
  • Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
  • Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
  • Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
  • Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
  • Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным.

Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным, вы сможете  помочь своему ребёнку определиться в будущей жизни. Желаю вам успеха!

nsportal.ru

Как помочь ребенку выбрать профессию?

Далеко не все родители готовы адекватно и с пониманием отнестись к «наивным» мечтам ребенка, а что из этого получается всем известно: скучная учеба на нелюбимой специальности в институте, отбитое желание проявлять свое Я, а затем, возможно, нелюбимая работа. В теории мы все понимаем, что родители всегда хотят, как лучше, хотят только добра, но на практике это желание сделать жизнь ребенка счастливой, карьеру — взлетной, а будущую зарплату — стабильной не всегда приносит положительный результат. Если и в вашей семье уже который месяц или даже год семейный совет больше похож на зону напряженных военных действий, а ребенок занимается чем угодно (ведет видео-блог, рисует, пишет стихи или играет на гитаре в собственной группе), но не подготовкой к экзаменам, то вам точно будет полезно разобраться, как же решить эту проблему, чтобы все были довольны!


1. Постарайтесь узнать, кем именно хочет быть ваш ребенок

Это ВАЖНО! Обязательно спросите, есть ли у него мечта/цель, каким он видит себя через пару лет, что его больше всего привлекает в этом жизненном пути. Главное — не перебивайте, не выходите из себя и не оскорбляйте его Мечту! Пусть его желание, на ваш взгляд, звучит как-то нелепо и глупо, пусть он сам плохо представляет себе жизнь художника/музыканта/актера/, пусть цель абсолютно не конкретная, дослушайте, скажите, что вы рады, что он поделился с вами, что вы поддержите любой его выбор и, что у него всегда есть куда прийти за советом! Не критикуйте и избегайте фраз: «Что это за профессия?», «Да где ты потом найдешь работу?» и тд…

2. Спросите, что именно привлекает вашего ребенка в этой профессии и как давно он сделал для себя этот выбор

Зачем это нужно? Чтобы понять своего ребенка, как бы банально это ни звучало! Это действительно важно, чтобы вы поняли, почему из миллиарда профессий именно в этой он видит себя. Обязательно вспомните, кем вы сами хотели быть в школьные годы, какие у вас были аргументы «за», а какие аргументы вам. возможно, выдвигали «против». Не удивляйтесь и не впадайте в ужас, если его аргументами стали: «блогеры круто зарабатывают, при этом весь день сидят за компом и ничего не делают» или «я хочу быть дизайнером, потому что это модная профессия». Это нормально, что у ребенка есть желание много зарабатывать, быть в тренде, быть популярным и крутым! Не забудьте поинтересоваться, как давно его привлекает эта профессия. Если это желание, возникшее внезапно пару месяцев назад, то оно, возможно, довольно быстро пройдет само собой, а если ваш ребенок мечтает именно о таком будущем несколько лет, то это, скорее всего, действительно серьезное желание!

3. Обсудите плюсы и минусы этой профессии-мечты

Главное не забудьте, что этот разговор должен быть не вашим многочасовым монологом, не занудной лекцией о «перспективах», а доверительным диалогом! Будьте объективны, постарайтесь не думать, что вам нужно во что бы то ни стало переубедить ваше драгоценное чадо, не отговаривайте и не говорите только о минусах, обязательно найдите хорошие стороны в его мечте. Опять же дайте и ребенку возможность высказаться, что такого классного он видит в этом своем выборе, а что его тревожит и кажется минусом. Не нужно начинать спорить и с пеной у рта доказывать, что есть другие специальности в сто раз лучше!

4. Поговорите о том, какое образование необходимо для того, чтобы мечта стала работой в будущем.

Не пугайтесь фразы: «Я не хочу идти в институт, потому что блоггеру (художнику, модели, певцу) это не нужно!». У вас ведь есть огромный жизненный опыт, мудрость и всевозможные аргументы в пользу высшего образования! Возможно, что ваш ребенок просто не до конца осознает, что именно из себя представляет его профессия мечты. Это не беда, объясните ему! Расскажите о том, что образование расширяет кругозор, учит справляться с непростыми задачами, дает уверенность в завтрашнем дне. Скажите, что темы его блога станут разнообразнее и еще интереснее подписчикам, если он будет получать образование журналиста, или, что знание иностранных языков всегда поможет в карьере модели, а будущему певцу хорошо бы получить музыкальное образование. Расскажите, что во время обучения в институте, он сможет познакомиться со многими людьми абсолютно разных профессий, приобрести полезные связи, да и в конце концов найти друзей-единомышленников из числа сверстников! Очень хорошо, если вы узнаете, на кого ваш ребенок хотел бы быть похож, есть ли у него пример, скорее всего, что у этого примера окажется высшее за плечами, а это может стать отличным аргументом «за» высшее.

5. Не заставляйте выбирать профессию, которая совсем не интересна ребенку, но при этом очень нравится вам

После того, как вы узнали почему и зачем ему быть музыкантом, не нужно заставлять поступать на физика! Даже если вам очень хочется, даже если это супер перспективно, даже если у вас вся семья потомственные физики! Бесполезно пытаться вырастить крутого специалиста, если у человека нет никакого интереса и желания к этому жизненному пути. На тестированиях детей в наш учебный центр я периодически вижу, как родители принуждают детей учить тот предмет, который им не интересен, готовиться к вузу, который изначально не близок сердцу. И это всегда очень грустное зрелище!

6. Предложите ребенку пройти тест нам профориентацию

Это, кстати, очень полезно! Возможно, что в результате тестирования окажется, что вашего ребенка заинтересуют и другие специальности. Да и в принципе интересно и нужно знать о способностях ваших детей.

7. Не предлагайте отказаться от мечты!

Наверное, самый важный пункт. Даже если оказалось, что ребенок совсем иначе представлял свое будущее, даже если он понятия не имел, что из себя представляет эта специальность изнутри, и если тест показал, что подходят ему совершенно другие профессии, все равно НЕ НАДО ждать радикальных перемен на следующий день! Если он хотел быть актером с 6 лет, вряд ли за один вечер он будет в восторге от других профессий. Дайте и себе и ребенку время, не обсуждайте тему профориентации за завтраком, обедом и ужином. Просто постарайтесь выдержать разумную паузу, чтобы он смог еще раз взвесить все «за» и «против», да и вам нужно еще раз подумать, все ли вы делали правильно, не слишком ли много решаете за ребенка, даете ли свободу выбора, умеете ли слушать и слышать.

Когда еще можно так красочно мечтать и так гореть идеей? Только в школьные годы! Не отбирайте у ваших детей прекрасную возможность быть собой, искать себя, раскрывать свои таланты! Я знаю много очень счастливых и успешных людей, которые стали такими именно потому, что в свое время в них не задушили собственное Я, им не отбили интерес к самовыражению, им показывали, что их мнению очень важно. Не все они работают по специальности диплома, но их профессия стала осознанным выбором, а образование, уж точно, никому из них не помешало в жизни!
Вы же очень хотите счастья вашим детям, а они нуждаются в вашей мудрости и объективности, будьте им хорошим другом и позволяйте делиться своими мечтами и планами.

mel.fm

как помочь ребенку выбрать профессию

Автор: Наталья Ломилина

Одна из важнейших задач человека - реализовать себя. Большинство определяют профессию в подростковом возрасте, но для того, чтобы выбор оказался верным задуматься над этим вопросом стоит гораздо раньше.

Когда дети начинают думать о профессии
 

  • 5-7 лет
    Малыши видят, что родители «ходят на работу». Начинают по неумного знакомится с профессиями и, конечно, хотя кем – то стать. В таком возрасте дети хотят стать полицейскими, солдатами или шпионами. Может и правда это будущая роль малыша в жизнь, но скорее всего это не их реальные желания. Скорее, нравится название, или кто –то работающий по этой специальности. Или просто хочется чего-то «героического».
     
  • 8-10 лет
    Младшие школьники. Обычно кругозор в этом возрасте шире, чем в предыдущем пункте, и к перечню интересных работ присоединяются инженеры, актеры или ученые. То есть – известные, умные, люди, которых уважают.
     
  • 11-13 лет
    Младшие подростки. В этом возрасте ребята начинают задумываться о выборе всерьез, ждут профориентации или сами пробуют какую-то работу на практике. Уже возникает желание реально пробовать, выбирать, экспериментировать. Хочется узнать больше о своих способностях с склонностях.
     
  • 14-15 лет
    Экзамены на носу, надо учиться. А уже можно и хочется начать работать, заработать деньги. В этом возрасте большинство подростков определяются с желаемой профессией и пробуют себя в ней, или получают знания в этой сфере. Это необходимо для того, чтобы совершить решающий выбор после школы. Как же поймешь, подходит ли тебе специальность, если не вникнешь в нее глубже, не попробуешь на практике?
     
  • 16-18 лет
    Время последнего решения перед институтом, и большинство уже определились с профессией. Либо утвердились в выборе, либо изменили своё мнение и выбрали другую.

Бывает, когда подросток до сих пор не определился, куда же двигаться, и это сбивает с пути, делает всё вокруг непонятным.
То есть, для того, чтобы выбор специальности прошёл «гладко» нужно проходить все поэтапно. Думать, пробовать, проводить эксперименты.
Хорошо, что сейчас существует много вариантов профориентации, где можно лучше узнать о себе и существующих профессиях. Такие курсы существенно облегчают задачу в определении будущей специальности.

Типы интересных для детей профессий:

«Классические» профессии.
Классические - не значит скучные. К ним относятся:

  1. Научные
    Такие как: физик, математик, биолог или астроном.
     
  2. Творческие
    Например, художник, актёр, музыкант.
     
  3. Экономические
    К ним относятся: экономист, менеджер
     
  4. Связанные с животными и природой.
    Ветеринар, кинолог, эколог или заводчик.
     
  5. Связанные с людьми и общением.
    Психолог, учитель, менеджер по подбору персонала.
     
  6. Спортивные" специальности
    Тренер, спортсмен, футболист.
     
  7. Связанные с лечением
    Врач, ЛОР, стоматолог или педиатр.
     

«Новые» профессии, которые не так давно вошли в нашу жизнь
К необычным профессиям относятся:

  1. Компьютерные
    Киберспортсмен, программист или инженер роботов.
     
  2. Связанные с кино и музыкой
    Сценарист, дизайнер костюмов, композитор.
     
  3. Общественно полезные
    Руководитель мероприятий, волонтёр.
     
  4. Очень экзотические
    Дегустатор, добытчик яда, няня, критик или даже переворачиватель пингвинов!

Конечно, в перечень вошли не все возможные специальности, и не все категории, но основные из них были распределены.

«Профессии будущего»

Их ещё нет, но по прогнозам атласа новых профессий  они скоро появятся и заменят наши современные специальности

Как и что кратко рассказать ребенку о профессиях

  • Рассказать, как важно каждому человеку иметь специальность. Обязательный пункт для того, чтобы ребёнок понял, зачем ему нужна профессия, и заинтересовался поиском.
  • Познакомить с многообразием специальностей. Можно показать, что почти все привычные дела можно сделать своей профессией, главное – эта деятельность пришлась по душе. Можно выгуливать или стричь (груминг) собаку, рассказывать о книгах (рецензирование) или играть в спектаклях (актёр).
  • Рассказать о важности интереса к работе Залог бодрого просыпания в понедельник - любовь к работе. Так что можно и даже нужно убедить школьника в необходимости любить работу. Что значит не "полюби нелюбимое", а "занимайся любимым делом".
  • Подать пример! Один из важнейших пунктов. Ребёнку захочется работать, если его родители любят свою работу. Ему надо на кого-то равняться, и хороший пример очень поможет.
  • Поиграть – это лучший способ показать что-то на практике. Есть специальные тематические игры, например, Калейдоскоп профессий , где можно узнать в разных специальностях и их особенностях или даже попробовать их на себе.
  • Посетить «Город профессий» для детей в Москве и в многих других городах есть такие места – «Кидбург», «Мастерславль», «Кидзания» – там можно попробовать разную работу на практике. Это не просто читать описание или слушать рассказы про то, кем можно работать! И время отлично проведешь, и много нового узнаешь.

Какие профессии сегодня могут попробовать дети?
 

Маленькая оговорка - действительно работать можно только с 14 лет, но всегда можно заниматься хобби или просто пробовать.

  • Компьютерные специальности Почти в каждом доме сейчас стоит компьютер, и многие ребята любят играть в компьютерные игры. Поэтому так легко стать киберспортсменом - научиться играть и начать участвовать в турнирах! Чтоб стать программистом нужно чуть больше – пройти специальное обучение. Но в реальности ребенок может сам создавать сайты!
  • Журналистика, создание статей и копирайтинг Можно писать тематические статьи для сайтов и изданий. Тут необходимо иметь грамотность и умение писать сочинения. А ещё – изучать материалы и находить информацию. Но этому же учат в школе, правда? Можно даже заниматься продвижением соц. сетей и smm! Но это уже сложнее и для более старших ребят.
  • Творческие специальности Нужно немного - желание трудиться и минимум материалов. Можно делать оригинальные поделки и вещи. Спрос на таких специалистов и уникальные, сделанные своими руками, вещи большой, и вряд ли когда-нибудь пропадёт. Так что можно рассчитывать на хорошее количество работы и отличный спрос.
  • Кулинария Печь торты, капкейки и всякие вкусности – почему бы и нет?
  • Общественная деятельность В большинстве случаев не нужны даже материалы - все итак есть! Желание и общество - то, что нужно, чтобы быть психологом, организатором, волонтером или учителем. Старшеклассники могут вести занятия для младших ребят, работать вожатым. Возможностей много.

И это совсем не все возможности – на самом деле ребенок может попробовать многое и получать опыт работы в детстве! Нужно только желание, идеи и поддержка родителей!

Конечно, есть «серьёзные» специальности - они доступны лишь с возрастом и образованием. Например, врач или учёный. Но ничего не мешает заниматься ими как хобби уже в подростковом возрасте: изучать информацию, интересоваться лечением кашля, температуры и причинами их появления, изучать описание лекарств создавать и доказывать гипотезы​ и придумывать новые проекты по полету в космос или нано технологиям.

Что говорят подростки – какие специальности популярны сегодня?

  1. Геймер или киберспортсмен.
    Сложно не заметить, что интернет и компьютер играют важную роль в нашей жизни. А подросткам важно реализоваться, любить свою работу. И для некоторых идеально подходит киберспорт. Задача проста - играть в компьютерные игры, сражаться с игроками и побеждать на турнирах. Повторюсь, киберспорт - оптимальный вариант для подростков, любящих играть на компьютере, ведь за победы в турнирах платят!
     
  2. Программист.
    Ещё одна "компьютерная" профессия, но уже сложнее в освоении. Нужно знать не только обычный иностранный язык, но и специальные языки программирования, как Java или Python. Однако она популярна, из-за высокого спроса. Ведь программируется почти всё - от роботов до телефонов! А то что ждёт нас в будущем?
     
  3. Дизайн.
    Специальность дизайнера популярна больше среди девочек. Требуются только навыки рисования и хороший вкус, а перспектива создания собственной модной одежды прельщает многих. К тому же есть шанс стать известным и (или) богатым человеком. И некоторые готовы посвятить себя этому.
     
  4. Бизнесмен.
    Довольно предсказуемо, не так ли? Однако большинство подростков предпочитает открыть своё дело, и не ходить каждый день на работу. Однако и тут есть минусы - требуется смелость, сила воли, мотивация, знания в экономике и, конечно, искреннее желание.

Как подростки совершают выбор - какие критерии важны?

Сегодня повсюду мы слышим про свободу, самоактуализацию и так далее. Конечно, к этим словам неравнодушны и сами дети. И это здорово. Вот что важно в будущей работе подрастающему поколению.

  • Любовь к работе. Обязательный критерий для выбора будущего. Большинство подростков, как и я, предпочитают любить свою будущую работу и с радостью​ трудиться, работать не потому, что надо, а потому, что хочется.
  • Способности Довольно странно, но это так. Вряд ли кто-то художником, зная о своём отвратительном вкусе, или врачом, если боится крови. Развить эти способности чаще всего можно, если трудиться. С одной стороны, опираться свои на сильные стороны хорошо. Но, к сожалению, многие из подростков отвергают желаемую профессию из-за того, что "нет таланта", "у каждого лучше выйдет". Но практически везде, чтобы стать успешным придётся работать над собой, а трудности и отсутствие таланта порой просто надуманы. Здесь большую роль играет самооценка и воспитание, полученное в детстве – уметь верить в свои силы - тоже талант, который надо развивать.
  • Доступность Трудно быть программистом, если ты живешь в деревне без интернета. Скорее всего, ты даже не знаешь, кто такой программист. Обидно, ведь деревенский парень мог бы быть хорошим сотрудником сферы IT, а вместо этого стал сварщиком. Может, неплохим, но счастья это ему не дало.
  • Востребованность Сегодня вряд ли кто-то захочет стать бухгалтером или телефонистом. Уже есть электронные калькуляторы и телефоны. Так что прежде чем определиться с профессией, подросток думает, а востребовано ли это? Будет ли работа?
  • Зарплата Большинство подростков о зарплате думает либо в первую, либо в последнюю очередь. Первым важно материальное обеспечение, а вторым - интересная работа, и каждый решает для себя. Я отношусь ко второй категории, и для меня важна любимая работа. А одному моему знакомому нужно материальное обеспечение, дом, хозяйство и бизнес. Кстати, по моим наблюдениям, большинству «будущих бизнесменов» важно именно обеспечение.

Хотя, всегда можно учиться или работать по своему хобби – главное чтобы оно было.

Если вы хотите помочь ребёнку в выборе будущей специальности узнайте больше о методах современной профориентации.

Знает ли ваш ребёнок кем он хочет стать в будущем?

Этот вопрос волнует многих родителей, и не зря. Ответьте на несколько вопросов теста и узнавайте ответ!

Пройти тест

tren-kot.ru

«Прикладная экономика 2.0». Как помочь ребенку выбрать профессию

По данным Росстата, по профессии трудится только около 40 % россиян. Остальные, получив диплом, идут работать не по специальности. Попробуем разобраться, почему сложилась такая ситуация, и как помочь ребенку сделать выбор, при этом не навредив ему. В помощь белгородский город мастеров «Мастерславль», где дети могут попробовать себя в разных профессиях. Это и сделали десятилетний Захар и восьмилетняя Саша. Они побывали в нескольких мастерских и поделились впечатлениями.

Дать совет и записать на разные кружки

Единственно правильной методики профориентации нет. Возможно, родители окажутся правы, если подскажут ребенку, какую профессию выбрать. Но именно подскажут, а не настоят на каком-то конкретном выборе. На первом месте должно стоять мнение детей. Каждый ребенок предрасположен к каким-то наукам или занятиям. Это зависит от многих факторов – воспитания, круга общения, прочитанных книг и просмотренных фильмов.

Чтобы понять, к чему ребенок предрасположен, родители должны дать ему возможность попробовать себя в разных сферах. Вариантов, как это сделать, очень много. Например, некоторые специалисты советуют записать ребенка на 3 разных кружка ради того, чтобы ребенок бросил два из них. Тот, который останется, интересен больше всего.

Больше общаться с ребенком

Сооснователь «Smart Course. Системы развития подростков» Тимур Жаббаров не советует родителям пользоваться какими-то профориентационными тестами. Лучше либо регулярно общаться с ребенком на тему жизненных приоритетов, либо доверить это психологу. Во время диалогов узнать, что важнее – удовольствие от работы, деньги, карьерный рост или что-то другое. Задавать вопросы: «О чем ты мечтаешь?», «Как себе представляешь идеальную взрослую жизнь?», «Что для тебя самое важное в жизни, в твоей профессии?».

После этого можно определить, в какие учебные заведения поступать. Например, ребенок проявляет склонности к педагогике, значит, ему было бы проще стать учителем. И если ему важно получать удовольствие от работы, то достаточно среднего профессионального образование и работать в школе. Если хочется карьерного роста в педагогике — то нужно закончить бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и получить ученую степень. Постоянно повышать уровень квалификации, писать книги, издавать монографии.

Дать попробовать профессию на практике

Часто бывает, что выпускника с красным дипломом приходится доучивать на производстве. Потому что система образования предполагает больше теории, чем практики. А на работе одной теории мало.

Поэтому лучше не упускать возможность устроиться на подработку на каникулах или после пар, сходить на дополнительные курсы. Другими словами использовать любые возможности, чтобы приобрести дополнительные навыки, которые понадобятся на работе. Например, если ребенок хочет стать военным, то не лишним будет его отдать в кадетское училище, кадетский корпус или кадетский класс в школе. Это же поможет ребенку быть уверенным в правильности своего выбора. Если ему не понравится, то можно будет присмотреться к другим профессиям.

Присмотреться к профессии как можно раньше

В каком возрасте нужно задумываться о профориентации, рассказала психолог «Многопрофильного центра реабилитации» Оксана Грачёва.

«Чем раньше мы начинаем обращать внимание на профориентацию, тем лучше. Это возраст примерно с 5 лет, когда у ребенка расширяются представления о мире, у него активно развивается игровая деятельность, он знакомится с миром в целом и понимает, что в мире есть разные профессии. И мы уже имеем, представление, что у ребенка есть определенный интерес к тому или другому, во что он больше играет, как он играет», – отметила психолог.

Сводить ребенка в «Мастерславль»

«Мастерславль – это одно из самых крутых мест в Белгороде. Тут дети могут почувствовать себя в разных профессиях и уже на данное время определить. Кем они хотят стать», – сказал Захар Стрябков.

О профориентации нужно задумываться как можно раньше, чтобы у ребенка было время сделать выбор профессии. Родители не должны делать выбор за него. Нужно создать такие условия, в которых он проявит свои интересы. Надо помочь расставить приоритеты и в зависимости от них выбирать профессию и учебное заведение. Практика важна не меньше, чем теория. Любая практика пойдет на пользу. «Мастерславль» – одна из возможностей попрактиковаться в разных профессиях и проявить себя еще в детстве.

«Если бы у меня была возможность, я бы сюда ходила хоть каждый день. Я бы обошла все мастерские и выбрала себе лучшую профессию», – сказала Саша Бровко.

mirbelogorya.ru

Как помочь ребенку выбрать будущую профессию

Многие нынешние дети выбирают будущую профессию уже в относительно раннем возрасте. Они ищут себя в той или иной области. И многие это делают уже в начальной школе. Однако когда ребенок взрослеет, наступает время делать окончательный выбор. Хорошо, если в запасе есть несколько лет для того, чтобы убедиться, в правильном ли направлении идет будущий специалист.

Читайте также:

Психолог Ксения Васильева предложила трехступенчатую практику, которая поможет разобраться и проанализировать ситуацию с разных сторон. Не пугайтесь: здесь алгоритм профориентации, для которого необходимо лишь деликатное участие любящего родителя.

На первом этапе мы включаем в себе Мечтателя и просто генерируем все возможные идеи. Например, если мы хотим выбрать будущую профессию, то на этом этапе ребенок может просто озвучить все свои идеи и пожелания, – поясняет специалист. – Важно, что на этом этапе мы их просто записываем и не критикуем. Даже если идея совсем безумная и нереально.

Затем начинается второй этап. И здесь уже немного сложнее. Психолог называет тонкую грань, которую родителям необходимо соблюдать:

На втором этапе подключаем Реалиста. Внимание! Это все еще не Критик. Здесь мы обсуждаем, что мы можем сделать для достижения этой цели. Например, ребенок мечтает стать мультипликатором. Уже сейчас мы можем поискать детские кружки или курсы по мультипликации, сходить на экскурсию на мультстудию и т.д.

Читайте также:

И уже на третьем этапе практики родители могут рассказать ребенку обо всех подводных камнях выбранной профессии. Важно быть честным с ребенком в роли наставника.

Мы подключаем Критика. Он озвучивает все «подводные камни» и все наши ограничения. С примером про мультипликатора, на этой стадии мы можем осознать все наши ограничения: финансовые и временные и подумать, как их обойти, – советует Ксения Васильева. – Например, начать с бесплатных онлайн-курсов.

Родители-пользователи Сети приняли участие в обсуждении методики выбора будущей профессии. Особенно заинтересовал третий этап практики. Мамочки предположили: лучше, когда будущий специалист на своем опыте увидит особенности предполагаемой работы. Поэтому вариант «узнать со слов других» большинство посчитало нежелательным.

Тут может сильно искажать действительность субъективный фактор. Я, например, не могу работать в быстром режиме и условиях многозадачности–мне тяжело. А кому-то будет легко. И наши мнения об одной и той же работе будут различаться, – рассуждала одна из мамочек.

А вот погружение в профессию родители назвали лучшим способом не сделать ошибку при ее окончательном выборе.

Может, получится устроиться на стажировку и тогда вообще многое станет понятнее? – обсуждали в Сети.

Подводя итог теме, отметим: поддерживайте выбор ребенка. Развивайте его в направлении, которое интересно малышу. Ведь в будущем приобретенные навыки помогут сделать выбор занятости, которая будет приносить положительные эмоции.

А чем интересуется ваш ребенок?

Читайте также:

Все фото: Depositphotos

www.baby.ru

Родительское собрание "Как помочь своему ребенку выбрать профессию" (9 класс)

«Как помочь своему ребенку выбрать профессию»

Класс: 9 класс

Цель: помощь учащимся в выборе будущей профессии.

Задачи:

  • дать родителям представление об ориентациях и ценностях учащихся;

  • скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся и их родителей;

  • ознакомить родителей класса с общей картиной выявленных интересов и предпочтений учащихся в ситуации предполагаемого выбора будущей профессии.

Метод: беседа.

Подготовительные мероприятия:

Оборудование: мультимедийный проектор, памятки для родителей.

Ход мероприятия.

1.Выступление классного руководителя.

Уважаемые родители, перед началом собрания у вас была возможность ознакомиться с ответами ваших детей на вопросы об их интересах, о выборе их будущей профессии (2 слайд) (обсуждение с родителями результатов опроса). Замечательно, что у всех ребят в классе есть мечта, желание посвятить себя тому или иному делу. Однако, выбор для некоторых остается только мечтой – не верят в себя, в свои силы, сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь.

В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, но манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко. Часть молодых людей руководствуется принципом: лишь бы получить диплом. В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Люди с высшим образованием обладают определенными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на руководящую работу, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в Вуз не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы хотя бы формально приобрести высшее образование.

На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень зарплаты и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства – советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой.

Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя несостоявшейся личностью.

Наша – родителей и школы – задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им советом, без упреков и натиска.

Для выбора будущей профессии ребенок должен знать о себе следующее: (3 слайд)

  • Свои интересы к профессии

  • Свои способности

  • Свои склонности

  • Степень своей профессиональной пригодности (здоровье)

-А каково ваше отношение к выбранной вами профессии? Все ли Вас устраивает?

Родители отвечают на следующий ряд вопросов, анализируя свой выбор профессии. (4 слайд)

  1. Довольны ли Вы выбранной профессией?

  2. Что повлияло на Ваш профессиональный выбор?

  3. Какие минусы своей профессии Вы можете назвать?

  4. Что интересного в Вашей профессии?

2.Информация для родителей «Как помочь ребенку правильно выбрать будущую профессию».

Именно родители, ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней уч-ся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей.

Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.

Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребенка стремление к высшему образованию. Многие родители понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обуславливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам.

Пожелание родителям: (5 слайд) изучите интересы, возможности, способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.

При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.

Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно со своими друзьями». Подростки выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы потом вместе с другом поступать в один и тот же вуз и т.п.

Поэтому Вам при общении со своим ребенком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.

(Раздаю родителям памятки «Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии» (6 слайд)

  1. Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком)

  2. Пренебрежение к профессиям, которые не престижны, хотя и значимы в жизни.

  3. Отсутствие своего мнения и принятия решения не по собственной воле, а по требованию родителей.

  4. Перенос отношения к конкретному человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию.

  5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.

  6. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.

  7. Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.

  8. Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.

  9. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.

  10. Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.

3.Заключительное слово классного руководителя.

В современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных работников, обладающих несколькими смежными специальностями, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься самообразованием и самовоспитанием.

Вам желательно обратить внимание на развитие личности подростка в целом. При этом нужно опираться на ценности современных подростков: иметь счастливую семью, хорошее образование и хорошую работу, позволяющую обладать в будущем материальным достатком, а также дающую личности возможность для самоутверждения и самовыражения.

Исключительно важно формировать у уч-ся:

Во-первых, гражданские и нравственные ценности;

Во-вторых, личностные качества, помогающие им самостоятельно ориентироваться в сложной социальной ситуации, принимать важные решения, в том числе и по поводу как жизненного, так и профессионального самоопределения.

-А закончить я хочу словами В.Г. Белинского: (7 слайд) « Честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет своим ремеслом, выше плохого генерала, выше педанта-ученого, выше дурного стихотворца».

-Спасибо за внимание, до свидания!

infourok.ru


Смотрите также