Как выбрать длину велосипедной цепи


Длина цепи велосипеда, основные способы определения, критерии выбора

На чтение 8 мин. Просмотров 613

Сегодня уже почти не осталось простых велосипедов с двумя звездочками. Современные шоссейные, спортивные модели — сложные устройства с системами натяжения цепи, изменяемой скоростью и усилием. Все эти усовершенствования привели к тому, что длина цепи велосипеда должна быть строго определенной. В идеале она должна быть недостаточно длинной для того, чтобы слететь с ведущих звезд, но в то же время свободной, чтобы лапка переключателя скоростей перетягивала ее сзади с шестерни на шестерню.

Основные способы определения размера

Существует несколько основных способов определения длины цепи. Первый можно назвать «большой звездочке — большое кольцо цепи». При этом методе измерения необходимо использовать стандартное натяжение и провисание цепи. Измеряют без пропуска через переключатель. После натяжения определяют границу обрезки. От ближней заклепки необходимо отмерить 1 дюйм, после чего обрезать цепку. Затем провести ее через оба переключателя и соединить.

Важно обращать внимание на ближайшую соединительную заклепку, так как соединение происходит лишь за счет скрещивания внешних и внутренних пластин.

Второй метод измерения — по существующей цепке. Опытные велосипедисты не советуют сразу выкидывать старую цепь, так как она может понадобиться для подбора нового изделия. Для этого необходимо отрезать новую цепь такой же длины, что и старая. Затем нужно установить скорости передач так, чтобы спереди и сзади цепка находилась на самых маленьких звездочках. При работе лапки натяжителя не должно быть заметного провисания велоцепи. При этом она не должна задевать верхнюю часть шкива.

Небольшое провисание должно присутствовать — сильное говорит об излишней длине цепного привода.

В таком случае находят заклепку, касающуюся звездочки, отмечают звезду в этом месте мелом. Отсчитывают пару заклепок в сторону переключателя и подтягивают велоцепь к отметке на звездочке, приподнимая ее. Цепка укоротилась. После очередной проверки и сокращения на кратное число заклепок велоцепь должна сократиться, провисание исчезнуть. Теперь она может оказаться короче. Проверяется это переставлением на самую большую переднюю шестерню и вторую по размеру заднюю. Привод не должен сильно натягиваться, а в колесиках шкива должен оставаться двойной изгиб. После этого пару звеньев новой цепки следует вернуть обратно.

Если цепка не проходит оба теста сразу, значит возможности переключателя не соответствуют возможностям передачи. Необходимо отрегулировать длину таким образом, чтобы она проходила через самые большие звездочки сзади и спереди.

Если старая велоцепь правильной длины, то новая замеряется по длине старой. Для этого нужно положить ее на ровную поверхность, выпрямить. Расположение цепи должно совпадать с вертикально находящимися роликами. Новую цепочку располагают рядом. Концы должны совпадать, с учетом наличия или отсутствия заклепок. Звенья старого изделия сдвигаются в положение, совпадающее с новым. После этого нужно осмотреть соответствие цепок, с учетом наличия, расположения заклепок. Обрезать новое изделие.

Существует еще метод определения длины через математические модели. Для велосипедов с большой разницей в звездочках уравнение будет достаточно сложное. Поэтому данный способ применяется редко.

Не следует добавлять новые звенья на старую велоцепь. Это бесполезно, так как она уже растянута, сильно изношена.

Небольшое провисание цепного привода считается допустимым, а сильное говорит об его излишней длинеОпытные велосипедисты не рекомендуют выкидывать старую цепь, так как она может пригодиться для выбора нового изделияКрайне не желательно добавлять новые звенья на старую растянутую и изношенную велоцепь

Вычисление параметра для разных моделей велосипедов

Длина цепи велосипеда для разных моделей различается. Производители по умолчанию предлагают набор, имеющий слишком большую длину цепи. Это неизменно ухудшит точность переключения. Ее звенья станут соскакивать на сложном рельефе — тряске или вибрации на камнях, корнях деревьев. Рабочая длина велосипедной цепи регулируется удалением нескольких звеньев. Короткая длина катастрофически сказывается на работе механизмов. Самое малое зло — невозможность переключения на большие звезды из-за чрезмерного натяжения. Но последствия могут стать еще хуже — поломка заднего переключателя с отскакиванием в спицы или разрыв велоцепи. Однозначно, неправильный выбор длины цепи ведет к скорому ремонту. Количество звеньев зависит от метода, по которому производится настройка, а также от размера звездочек.

Горные и велогибриды

Длина цепи на велосипеде зависит от размера рамы, величины регулирующего пера, наличия и величины хода амортизаторов, прочих параметров. У горных вариантов можно встретить до 106–108 звеньев в цепи. Это обычно связано с размером задних перьев и шестерен. Длина привода на велосипедных гибридах обычно не отличается от шоссейных вариантов и составляет 114–116 звеньев.

Многие не знают, как правильно выбрать цепь для велосипеда. Не менее популярен вопрос — каким образом считать, сколько звеньев необходимо для горных и гибридов. Для начала следует установить велоцепь на самые большие передние и задние звезды. Затем укоротить ее до тех пор, пока рамка натяжителя не вытянется вперед почти горизонтально. После этого дать пару звеньев про запас. Если велосипед имеет 2 подвески, подбирать длину следует в положении задней подвески. В этом случае шестерни и кассеты максимально разнесены друг от друга.

У горных велосипедов длина цепи может достигать 106–108 звеньев Длина изделия на велогибридах обычно составляет 114–116 звеньев

Шоссейные

Для шоссейных великов размеры цепки обычно не изменяют — для них подходят коробочные варианты. Однако количество звеньев приобретенной цепи следует все равно пересчитать. Как правило, определить длину лучше обычным визуальным подсчетом или посмотреть в паспорте изделия. Для шоссейных велосипедов количество звеньев составляет от 114 до 116 штук.

При регулировке цепь на велосипед устанавливают на большую шестерню впереди и маленькую заднюю. Расчет длины привода подбирается таким образом, чтобы задняя ось колеса и оси обоих натяжителей находились в вертикальной плоскости.

Односкоростные модели наиболее просты в регулировке. Велосипедную цепь подбирают так, чтобы ось заднего колеса находилась в вырезах рамы велосипеда, а после имела возможность отодвигания при вытягивании цепного привода в процессе эксплуатации. Некоторые пользователи для более точного позиционирования устанавливают цепку системы «half-link». У нее нечетное количество звеньев, что весьма упрощает задачу.

У шоссейных моделей велосипедов количество звеньев также варьирует от 114 до 116 штук

Синглспиды

Простейшая передача этого городского велосипеда, имеющего 1 скорость, позволяет обходиться длительное время без техосмотра. Этот аппарат подойдет для неспешных поездок в городском режиме людям, не желающим вдаваться в тонкости веломеханики. Большинство синглспидов оснащены зависимой втулкой, поэтому педали велосипеда находятся в движении постоянно. Некоторые модели снабжены трещеткой, что позволяет прерывать движение педалей во время хода.

Жесткое натяжение цепи гарантирует движение без проскальзываний. Цепи для этого транспорта толще и не требуют частой замены. Если цепочка меняется на новую, то с успехом притирается к изношенным деталям задней шестерни и звезды. Расчет длины производится аналогичным способом, как и для других моделей. Минусом этого типа транспорта является отсутствие переключений передач — при движении в гору требуется прилагать большие мышечные усилия.

Цепи для синглспидов толще и не требуют частой замены

Советы по выбору

Велоцепь на скоростных байках, наряду с покрышками, тормозными дисками и колодками, требует периодической замены. Определить ее размер можно простым способом. Если посмотреть на количество задних звездочек, легко узнаете длину цепочки горного велосипеда. Этот параметр очень важен, так как ширина звеньев цепи на скоростном велосипеде при 30 и 21 скорости совершенно разная. Их отличает шаг между задними шестернями, толщина и расстояние между рамками заднего дерейлера. В итоге устройство с 10 не встанет на 7, и настроить его не удастся.

Взаимозаменяемость можно определять по числу звезд:

  1. Для приводов с 10, 11, 12 звездами взаимозаменяемость не действует.
  2. Цепь для девяти звездочек позволяется устанавливать на младшие модели.
  3. Цепь на велосипеды с 6, 7, 8 звездами совершенно одинаковая.

Немаловажен выбор цепи для велосипеда по бренду. Японские, американские, тайваньские компоненты «живут» около 1500 км, итальянские ходят до 7000 км. Весь их секрет — в толстых роликах, увеличенных пластинах, нанесении тефлонового износостойкого покрытия.

Лучшие комплектующие — от известных производителей:

  • Shimano — фирма из Японии;
  • SRAM — из Соединенных Штатов;
  • Итальянская Campagnolo;
  • KMC — с острова Тайвань.

Кататься на одной цепи долгое время невозможно — она вытянется, станет проскальзывать, что повлечет за собой неисправность кассеты и иных компонентов. Лучше подобрать дорогую итальянскую цепь или несколько дешевых с перестановкой их по кругу. К слову, стоимость итальянских изделий превышает американские аналоги в 2 раза. Дорогую кассету на дешевую цепь ставить бессмысленно — лучше сделать наоборот.

ShimanoSRAMCampagnoloKMC

Видео

sport-snaryazhenie.ru

Как определить длину цепи велосипеда?

В этой статье мы обсудим, как подобрать длину цепи для велосипеда с переключением скоростей.

Какие нужны инструменты?

Цепи для велосипедов с переключателями скоростей должны быть определенной длины. Слишком длинная или слишком короткая цепь может являться причиной проблем, возникающих при переключении скоростей и при поездке. Тем не менее, лапка заднего переключателя должна быть достаточно длинной, чтобы подтягивать ослабленную цепь, когда она будет перемещаться между различными комбинациями передач. Все это относится к теме «Общая мощность» и обсуждается ниже.

В данной статье описываются три способа, при помощи которых можно подобрать необходимую длину цепи. Все три способа позволяют этого добиться. К тому же, нет необходимости использовать все три метода, достаточно выбрать один, понравившийся вам, и подходящий к ситуации. Первый способ можно обозначить как ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ЦЕПИ. Он подразумевает, что у велосипеда цепь уже установлена. Второй способ называется: САМОЙ БОЛЬШОЙ ЗВЕЗДОЧКЕ – САМОЕ БОЛЬШОЕ КОЛЬЦО ЦЕПИ, и он не предполагает наличия старой цепи. Последний способ – СПОСОБ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ВЫЧИСЛЕНИЯ длины цепи.

НАПОМИНАНИЕ О ЗАДНЕЙ ПОДВЕСКЕ: Если у велосипеда есть тяга задней подвески, то необходимо рассчитать движение задней ступицы от каретки. Если задняя ступица движется от каретки, то цепь находится в самой длинной позиции. Если сомневаетесь, проконсультируйтесь у производителя по поводу нужной длины цепи.

ЕМКОСТЬ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: Термин «Емкость переключателя» относится к его способности приподнимать лапку при переключении скоростей. У некоторых велосипедов установлены комбинации звездочек, которые не позволяют переключателю приподнять лапку цепи. В этом случае передачи на велосипеде превышают емкость переключателя. Если емкость переключателя не соответствует размерам передачи велосипеда, то цепь не пройдет проверку на предмет «слишком длинная» или «слишком короткая». Нельзя подобрать длину цепи, которая удовлетворяла бы обоим параметрам. В таком случае лучше оставить цепь длиннее, чем короче. Оба метода: и метод с использованием уже существующей цепи, и метод математического вычисления, описанные ниже, позволят определить безопасную длину цепи, если нарушена емкость переключателя. Возможно, в этом случае, стоит избегать тех скоростных комбинаций, которые приводят к проблемам при передвижении на велосипеде.

По теме: Как поменять цепь на велосипеде?

Метод использования существующей цепи

Прежде чем удалить старую цепь, проверьте, какая длина цепи вам нужна. Отрежьте новую цепь, равную по длине старой. Переключите скорость велосипеда так, чтобы цепь находилась на самой маленькой передней звездочке, и самой маленькой задней. Внимательно осмотрите область цепи между нижним переключателем и самой маленькой звездочкой. Не должно быть заметно никакого провисания цепи в этом месте. Проверьте, также, чтобы нижняя часть цепи не касалась шкива. Считается нормальным, если присутствует небольшое провисание в этом положении цепи, но она не должна сильно прогибаться. Сильное провисание является показателем того, что цепь слишком длинная.

Неприемлемое провисание цепи:

Если цепь задевает верхнюю часть шкива, значит она слишком длинная:

Если цепь слишком длинная, найдите заклепку, которая задевает звездочку, и пометьте звездочку в этом месте. Отсчитайте две заклепки в сторону переключателя, приподнимите это звено и передвиньте к отметке на звездочке. Цепь сейчас значительно короче. Проверьте провисание еще раз. Повторите действие с отсчитыванием двух заклепок, и передвижением цепи до отметки. Число сокращаемых звеньев цепи должно равняться (2, 4, 6 и т. д.). Повторяйте до тех пор, пока не останется видимого провисания.

Чтобы определить, не является ли цепь слишком короткой, переставьте ее на самую большую звездочку впереди, и вторую по величине заднюю звездочку. Цепь в этом положении натянется. Осмотрите внимательно S-образный участок цепи, так как именно он проходит через шкив. Медленно и аккуратно начинайте вращать самую большую заднюю звездочку. Если цепь очень сильно натягивается, то она слишком короткая. Если цепь движется, но оказывается, что нет двойного изгиба, когда цепь проходит колесики шкива, она, опять же, слишком короткая. Нужно добавить два звена новой цепи, по сравнению со старой. Внимание: не пытайтесь удлинить старую цепь, добавлением новых звеньев.

Цепь на картинке снизу слишком короткая. Обратите внимание на очевидное отсутствие изгиба в области шкива:

Если длина цепи проходит один из тестов, перечисленных выше, но не проходит другой, то, скорее всего, возможность переключателя не соответствует передаче. Определите длину цепи таким образом, чтобы она проходила через большую переднюю звездочку к самой большой задней. После этого вся ответственность за смещение комбинаций при переключении передач, будет лежать на владельце велосипеда.

Если вы хотите установить новую цепь, а старая — правильной длины, то можно новую цепь отмерить по длине старой перед установкой. Сначала снимите старую цепь и положите ее на ровную плоскую поверхность, расположив ролики вертикально. Выровняйте цепь. Положите новую цепь рядом со старой, таким же образом. Проверьте, что концы двух цепей совпадают (либо у обеих цепей должны быть заклепки на одном конце, либо обе цепи без заклепок). Новая цепь будет казаться короче, так что сдвиньте звенья старой цепи так, чтобы они совпадали с новой цепью. Установите соответствие заклепок на новой цепи, с заклепками на старой. Добавьте или удалите звенья, если необходимо, по результатам проверок, описанных выше, и обрежьте цепь в этом месте.

Метод: самой большой звездочке – самое большое кольцо цепи

Альтернативный метод измерения длины новой цепи – использовать самые большие цепные колеса на велосипеде. Это самый легкий способ измерить цепь, не пропуская ее через переключатель. После определения длины цепи, снимите ее и обрежьте. Затем проведите цепь через переключатель и соедините.

1. Снимите старую цепь.

2. Поставьте передний переключатель на самую большую звездочку, а задний – на самую маленькую.

3. Протяните цепь через передний переключатель. В этом случае нет необходимости протягивать ее через задний. Просто оберните ее вокруг самой большой передней и вокруг самой большой задней звездочки.

4. Потяните за цепь и обратите внимание на ближайшую заклепку, где соединяются два звена. Имейте в виду, что цепь можно соединить только скрещиванием внутренних и внешних пластин.

5. От ближайшей заклепки отсчитайте два звена (что равно одному дюйму), таким образом, удлинив ее. Отрежьте цепь в этом месте.

6. Снимите цепь с велосипеда, протяните ее через оба переключателя и соедините концы

Обратите внимание на основное звено: Если в цепи имеется основное звено, то необходимо вести отсчет от него по одной стороне цепи. Измерьте цепь и отрежьте лишние звенья.

Определение длины цепи способом математического расчета

Велосипедные цепи состоят из внутренних и внешних пластин. Единственно возможный способ их соединения – внешнюю пластину соединяют с внутренней, поэтому цепи можно соединять при наличии целых звеньев. Например, цепи некоторых скоростных велосипедов могут иметь длину 51, 52, 53 дюйма. Цепь нельзя обрезать до длины 52-1/4″, 53-1/8″, или даже 52-1/2″.

Возможно, определить длину цепи при помощи промышленного железнодорожного уравнения, и отрезать ее перед ус

velopioneer.ru

Ширина и длина цепи | ВелоСреда

Подробности
Просмотров: 46854

  Все современные велосипеды имеют разное количество передач, зависящее от количества звезд в системе (ведущие звезды) и кассете (ведомые звезды). Скорости велосипеда переключаются путем перемещения цепи со звезды оного размера на звезду другого размера. Чем больше звезд в кассете тем меньше между ними расстояние, также меньше ширина рамок переднего и заднего переключателей скоростей. Соответственно и ширина цепи зависит от количества скоростей у велосипеда. Для определения необходимой ширины цепи нужно знать количество звездочек на кассете.

 

Ширина цепи велосипеда в зависимости от количества звезд в кассете

Кассета

(Количество звезд)

Ширина цепи
1 8,7 – 11,0 мм 
4-5 8,7 мм 
6  7,8 мм
7 7,3 мм 
8 7,05 – 7,1 мм 
9  6,6 мм
10  5,85 – 6,2 мм
11  5,5 мм

 

  Перед установкой цепи на велосипед нужно правильно рассчитать ее длину, то есть количество звеньев. В цепях современных велосипедов одно звено имеет длину 0,5 дюйма (12,7 мм). При неправильном подборе длины цепи могут возникнуть различные проблемы: слишком короткая цепь затруднит переключение передач и увеличит нагрузку на звезды, а слишком длинная будет болтаться и проскакивать при езде.

  Если вы устанавливаете новую цепь вместо старой, длину подобрать достаточно легко. Для этого нужно оставить столько же звеньев сколько старой цепи. А определить длину цепи в случае когда меняете звезды одного диаметра на другой, подобрать длину цепи сложнее. Я опишу два способа:

1. Установите цепь на самые большие звездочки системы и кассеты, проденьте ее через рамку заднего переключателя и натяните до предела сомкнув концы. К этому количеству звеньев прибавьте два и получится оптимальная длина цепи. Имейте в виду, что при измерении цепи на двухподвесах, задний амортизатор должен быть в таком положении при котором кассета максимально удалена от системы.

 


Удалите лишние звенья и можно устанавливать цепь. Обратите внимания, чтобы цепь проходила правильно через все рамки.

2. Установите цепь на большую звезду спереди и на маленькую сзади, натягивайте цепь до того, как рамка заднего переключателя не станет перпендикулярна земле. Другими словами, линия соединяющая центры роликов должна быть вертикальной.

 

 

 

Читайте также:

Улучшение аэродинамики на велосипеде

Что такое BMX

Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина

Все статьи раздела

velosreda.ru

Велосипедная цепь — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 апреля 2018; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 апреля 2018; проверки требуют 15 правок.

Велосипедная цепь — металлическая роликовая приводная цепь, предназначенная для передачи крутящего момента с ведущей звездочки велосипеда на ведомую. Эффективность цепи может достигать 98 %. Цепь может также быть частью переключателя скоростей. Характеристики цепей определяются стандартом ГОСТ 30442-97 (ISO 9633-92).

Как альтернатива цепи могут применяться:

  • Прямая передача. Педали фиксируются непосредственно к втулке ведущего колеса, один оборот педалей соответствует одному обороту колеса. Такой вид передачи использовался на ранних моделях велосипедов, например пенни-фартинг, а также используется на детских трёхколесных велосипедах (трициклах) и одноколёсных моноциклах.
  • Зубчатая передача. Крутящий момент передаётся посредством ряда зубчатых шестерней. Такой вид трансмиссии также использовался на ранних велосипедах.
  • Вальная передача. Передача крутящего момента происходит через вращающийся вал.
  • Ременная передача. Крутящий момент передаётся с помощью шевронного ремня. Преимущества: в отличие от цепи не пачкается, не требует смазки, более долговечен. Недостатки — может работать только с планетарными задними втулками, требуется рама c разъёмным задним дропаутом или пером (ремни неразъёмны).
  • Гидравлическая передача. Передача крутящего момента от кареточного узла к колесу происходит через гидравлическую систему.
  • Электрическая передача — пара генератор-двигатель (колесо-мотор).
Конструкция цепи (цепь Галля)
1. Наружная пластина 2. Внутренняя пластина 3. Валик (пин) 4. Втулка 5. Ролик
  • Односкоростная или с поддержкой переключения.
  • Скоростная (7,8,9,10,11,12 скоростей)
  • Облегчённая — с пустотелыми осями (пинами), с перфорацией в пластинах.
  • Цепь с одним повторяющимся звеном — Half-link (англ. half — половина, link — звено).
Цепь с одним периодическим звеном — Half-link (англ. half — половина, link — звено)

Велосипедные цепи различаются шириной и расстоянием между осями (пинами), скрепляющими звенья цепи. Ширина цепи измеряется между внутренними плоскостями пластин. Можно выделить три распространённых размера цепи по ширине:[1][2]

  • 3/32 дюйма (0,094", 2,38 мм — 6 - 8-скоростная)
  • 1/8 дюйма (0,125", 3,18 мм — односкоростная дорожная)
  • 3/16 дюйма (0,1875", 4,76 мм — усиленная цепь для BMX и Fixed Gear)[3]

С относительно новыми 10-скоростными кассетами используются цепи 0,090" — 2,29 мм.

Внешняя ширина цепи тем меньше, чем больше звёзд в кассете и, в основном, варьируется между 7 и 5,5 миллиметрами. Внешняя ширина, как правило, не указывается в спецификации цепи, вместо этого пишут количество звёзд кассеты, на которое рассчитана цепь.

Шаг цепи, для современных моделей, практически не различается и составляет 1/2" или 12,7 мм.[1]

Боковой прогиб измеряется на 49-и звеньях. Измерения проводят после прикладывания и снятия нагрузки величиной 3 Н. Максимальный допустимый изгиб для односкоростной цепи — 105 мм[источник не указан 364 дня]

Цепь на велосипеде с планетарной втулкой

Цепь необходимо периодически промывать, смазывать, а каждые несколько тысяч километров — менять, так как в процессе эксплуатации цепь стирается, диаметр звездочек уменьшается из-за износа. Показателем того, что цепь необходимо заменить, является её удлинение. Существует простой способ измерить износ цепи: измерить длину 24 звеньев в центрах осей. Если это значение равно 304.8 мм или 1 футу, то цепь считается не изношенной. Если её длина увеличилась на 3-4 мм, то цепь считается изношенной и подлежит замене.

Несмотря на распространённый миф, увеличение длины велосипедной цепи происходит не из-за того, что цепь растягивается, а из-за износа на пинах, которые соединяют между собой звенья цепи.[4]

Велосипедные комплектующие, инструменты и аксессуары

ru.wikipedia.org

Велосипедная цепь. Ресурс и обслуживание

Темой статьи станет вещь довольно тривиальная, но совершенно необходимая — велосипедная цепь. Вспомните свой велик из детства — весной достал его с балкона, смазал литолом заржавевшую цепь, и катаешь все лето.

К сожалению, в современном велосипеде этот узел требует постоянного обслуживания. Многоскоростной велосипед имеет 2-3 звезды спереди и 7-10 сзади. Различные комбинации этих передач позволяют приспособиться практически к любому рельефу и темпу движения.

Под действием переключателей скоростей цепь перемещается по звездам, и натягивается подпружиненным роликом для устранения слабины. В отличие от своей односкоростной сестры, такая цепь должна иметь возможность гнуться, чтобы обеспечить попадание на любую звезду кассеты (набор задних звезд).

Почему изнашивается велосипедная трансмиссия

Из-за своего конструктива велосипедная цепь подвержена быстрому износу, грубо говоря, она вытягивается. Разумеется, здесь нет физического вытягивания металла — ось (пин) растачивает отверстие (стакан) щеки, в которой она сидит. Результат — цепь становится длиннее.

Теперь представьте, что расстояние между пинами стало больше, и цепь не может лечь идеально на зуб звезды. Как нетрудно догадаться, цепь быстро проточит звезды под себя. На велосипеде у нас почти три десятка передач, и используем мы их далеко не равномерно.

То есть, на каждой звезде появится свой рисунок, который успела проточить растянувшаяся цепь. Это быстро приводит к тому, что цепь не может удержаться на звезде, проскакивает под нагрузкой и слетает на соседние звезды. Всё, можно выбрасывать и цепь, и кассету. Передние звезды живут значительно дольше, но и они не вечны.

Ресурс велосипедной цепи

В зависимости от условий эксплуатации, хорошая велосипедная цепь может ходить от 500км (грязь, подъемы) до 2500км (чистый асфальт, равномерное движение), после чего её растяжение доходит до критических значений. Вытянувшаяся велоцепь начинает «пожирать» кассету.

Если процесс износа зашел далеко, и зубья кассеты потеряли первоначальный профиль, то придется поменять и кассетц. Если новую цепь поставить на заезженную кассету, то она будет проскакивать на проточенных зубьях. Как понимаете, для активного катальца такая замена встает в копеечку, поэтому я дам некоторые рекомендации.

1. Ни в коем случае не смазывайте цепь густыми смазками, типа литола. Несмотря на то, что густая смазка может держаться годами, она цепляет на себя всю пыль и грязь, которая значительно ускоряет износ велосипедной цепи.

Нужно смазывать специальными маслами, продающимися в веломагазинах. Периодичность: 100-300км. Для разных сезонов свои смазки — это важно. Также никакого WD40 — это не смазка, а керосин с примесями, он призван вымывать грязь и масла.

Для очищения он хорош, но как самостоятельная смазка — нет. Кстати, осторожно, чистя цепь аэрозолем, можно забрызгать тормозные поверхности, с предсказуемым результатом.

2. Серьезный подход к чистке и и смазке оправдан только для любителей трофи-рейдов по лесам и болотам. Это весьма частный случай. Велосипедистам, катающим преимущественно по асфальту и лесным тропинкам, достаточно пройтись велосмазкой, как только цепь начнет характерно стрекотать.

Мой читатель пишет о том, что велосмазки — это продукт маркетинга. Я с этим согласен. Можно, конечно, путем экспериментов подобрать подходящую дешевую автомобильную смазку, перелить во флакон нафтизина, как советуют… Но зачем, ведь даже маленькой баночки велосмазки хватает надолго, а стоит она всего 5-10 долларов??

Я купил самую распространенную велосмазку Pedro’s Extra Dry (и пожалуй, одну из лучших) 200ml, мне этого флакона хватило примерно на 15000 км, то есть почти на три сезона с моим пробегом. Цена вопроса — 8 евро за флакон, меньше трех евро в год!

3. Старайтесь не ездить на «перекошенных» передачах, это отрицательно сказывается на ресурсе цепей. Например, новички часто включают большую звезду спереди и сзади. В результате, цепь чудовищно перекошена, в таком состоянии она сама себя пожирает.

4. Покупайте цепи с максимальным ресурсом, среди велосипедистов большим уважением пользуются вот эти Campagnolo, их ресурс может достигать десяти тысяч км.

Пользуйтесь скоростями осмысленно: спереди ставьте среднюю звезду, и играйте задним переключателем. Не хватает задних передач, переходите на маленькую или большую переднюю звезду. Дорожная ситуация пришла в норму — снова на переднюю среднюю. Это позволит цепи работать с минимальным перекосом.

Замена в три цепи

Для тех, кто катает большие километражи есть правило «трех цепей». Покупаете три велоцепи, и меняете их по кругу каждые 600км. Таким образом, звезды кассеты протачиваются очень равномерно, что позволяет существенно увеличить ресурс.

Тройного комплекта цепей и одной кассеты хватает на 10-15 тысяч километров, что позволяет сэкономить деньги. Это реально работающий способ, но лично я слишком ленив для него. Предпочитаю раз в 2000км пробега купить новую кассету и цепь, чем каждые две недели заниматься заменами.

Впрочем, я катаюсь в основном по асфальту и хорошим грунтам. У маунтин байкеров, которые гоняют по лесам, велоцепи улетают с ужасающей скоростью. Тут уж поневоле придется практиковать описываемый способ.

Читайте, как снять цепь с велосипеда, как пользоваться выжимкой.

Цепи иногда имеют обыкновение рваться, что приводит к полной потере автономности. Хорошо бы возить с собой инструмент под названием выжимка, который позволит удалить сломанное звено. Однако замкнуть звено значительно сложнее — просто не попасть выдавленным пином в стакан.

Тут на выручку приходит замок цепи, который выпускается фирмами KMC и SRAM (а может уже и шимано). Стоит он копейки, но позволяет очень легко и без инструментов снимать/ставить цепь.

Идеальный вариант — планетарная втулка. Все переключение происходит внутри нее, внешне это напоминает односкоростной велосипед, с жесткой цепью, которой хватит на очень много тысяч километров. Минус — большой вес и неподъемная цена, например самая лучшая планетарка Rohloff стоит 800-1000 евро.

Вот и все, что нужно знать о велосипедных цепях. Обслуживайте их вовремя, следите за износом, и вы не окажетесь в ситуации, когда вдали от дома у вас начали прыгать передачи. Поверьте, это очень неприятное событие.

Читать также:

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке  - вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.  

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

kotovski.net

как подобрать цепь для велосипеда

FAQ: велосипедные цепи

Андрей Григорьев

Общие вопросы

Вопросы по обслуживанию

Схожи ли цепи, используемые в великах?

Нет. На великах употребляются разные цепи. Меняя цепь, вы должны учесть, на какое количество звезд в кассете (количество передач) рассчитана данная цепь. Обычно, это написано на коробке.

У меня велик с 10 (9, 8, 7, 6) ведомыми звездами, какую цепь я могу поставить?

Если у вас в кассете 10, 9 либо 8 звезд, то только цепи, рассчитанные конкретно на 10, 9 либо 8 звезд. При этом, 10-скоростные цепи Shimano и Campagnolo несовместимы. Если звезд 7 либо наименее, то можно ставить цепи, рассчитанные на соответственное либо большее (до 8 ) количество звезд. Использовать узенькие (9, 10) цепи на кассетах с малым числом звезд не рекомендуется. «Односкоростные» цепи используются лишь на вело с одной ведомой звездой.

Какое количество звеньев является стандартным для цепи?

Цепи, продаваемые в коробках, имеют длину 114-116 звеньев. На велике обычно употребляется не вся длина цепи.

Как найти нужную длину цепи?

Для горных и гибридных велосипедов следует установить цепь на наибольшие звезды впереди и сзади и укоротить цепь так, чтоб рамка натяжителя цепи была ориентирована практически горизонтально вперед и дать припас еще в два звена.

Если у вас двухподвесочный велик, то подбирать длину цепи нужно в том положении задней подвески, в каком звезды системы и кассеты очень удалены друг от друга.

На шоссейных великах цепь устанавливают на огромную переднюю звезду и малую заднюю. При всем этом длину цепи выбирают так, чтоб ось заднего колеса и обе оси роликов натяжителя цепи оказались на вертикальной полосы ровно друг над другом.

На односкоростных великах либо великах с планетарной втулкой длину цепи выбирают так, чтоб ось заднего колеса накрепко посиживала в пазах рамы, но при всем этом еще можно было отодвигать колесо вспять по мере удлинения цепи. В данном случае, для более четкого позиционирования можно использовать «half-link» цепь (либо звено), что позволяет иметь нечетное количество звеньев.

Что такое «connection pin»?

Это особый соединительный штифт (пин) для скрепления концов цепи. Главное преимущество – облегченная установка, после которой, направляющая часть отламывается. У цепей Shimano соединительные пины бывают темными, для цепей серий IG и HG на 8 передач, и серебристыми 2-ух видов: обыденные для цепей HG на 9 передач и с канавкой на носике для цепей HG на 10 передач. SRAM и KMC заместо connection pin предлагают быстроразъемные замки цепей, что еще удобнее.

Для склепки цепи (не считая 10-скоростных цепей) не непременно использовать соединительный пин. Если вы снимаете цепь с расчетом еще использовать ее в дальнейшем, никогда не выжимайте соединительный пин. потому что он толще обыденных и после его выжимки щечки цепи будут испорчены.

Купил выжимку. Как поменять цепь на велике?

Установив цепь в направляющие, не запамятовывайте поджать ее сзади упором. Выдавливать пин полностью не следует, чтоб не было заморочек при установке цепи в другой раз: отлично, когда он остается в задней щечке цепи. При повторной установке цепи, ее переворачивают так, чтоб пин был на наружной стороне – это и удобнее, и зоны износа будут находиться незначительно в стороне.

Shimano безотступно советуют устанавливать цепь таким макаром, чтоб место вашего соединения – а оно несколько наименее надежное, чем заводское – было размещено на фронтальной стороне наружного звена цепи по ходу ее вращения (набросок справа).

Направьте внимание, что новые 10-скоростные цепи Shimano могут иметь лучшую конструкцию цепи лицевой и оборотной стороны. Крутить их не рекомендуется. Не считая того, для 10-скоростных цепей Shimano советуют всегда использовать новый соединительный пин, который будет запрессовываться в том же направлении, что и выпрессовывался старенькый.

Необходимо ли чистить и смазывать цепь?

Да. Начинать всегда следует с очистки цепи, а смазывать, по способности, только чистую цепь.

Чем и как лучше чистить цепь?

Самый обычный метод – очистка обыкновенной тряпкой, сухой либо пропитанной в керосине. Можно пользоваться дегризером либо смазкой-смывкой: к примеру, WD-40, AB-80 либо их более дешевеньким аналогом русского производства ВТ-100. Большего эффекта можно достигнуть, чистя цепь с помощью особых щеток и скребков либо, на худенький конец, старенькой зубной щетки. Более действенный метод очистки – внедрение особых машинок для очистки цепи .

Необходимо ли смывать с новейшей цепи заводскую смазку?

Новые цепи смазаны пластичной смазкой. Ее роль двойственна. Во-1-х, она нужна для консервации цепи при продолжительном хранении, во-2-х, это рабочая пластичная смазка наподобие графитовой. Я рекомендую удалить ее с наружной поверхности цепи сухой тряпкой, потому что грязь очень прилипает ка ней, но не рекомендую промывать цепь перед внедрением в растворителях – эта смазка работает в цепи приметно подольше, чем любые водянистые масла и двухкомпонентные смазки.

Как найти, пора ли смазывать цепь?

Момент, когда цепь уже нужно смазывать можно найти на слух. Если цепь начала "стрекотать" либо "свистеть" при вращении педалей под нагрузкой, означает, она нуждается в смазке, если идет мягко и тихо, смазка не нужна.

В случае подготовительной проварки цепи в пластичной смазке, не стоит еще раз смазывать цепь, разжижая пластичную смазку легкими маслами, пока смазка не будет нужно в очевидном виде. В обыденных критериях, одной смазки водянистым маслом довольно раз в 50-150 км. Графитовая смазка держится приметно подольше. При езде в дождик, смазка вымывается из цепи еще резвее.

Какое масло лучше подходит для смазки цепи?

В общем случае, цепь можно смазывать хоть каким водянистым маслом. Но лучше пользоваться особыми маслами для смазки цепей, к примеру, маслами Finish Line, White lightning, Pedro’s либо Weldtite. потому что особые масла отталкивают грязь, в то время как моторные, владеют моющими присадками, собирая всю грязь на для себя, что является основным их минусом. Не считая водянистых масел можно использовать двухкомпонентные смазки, которые после нанесения загустевают. Вероятен вариант проварки цепи в пластичной, к примеру графитовой, смазке, но сам процесс очень трудоемок. Не считая того, при езде в зимнее время смазки густеют настолько значительно, что для облегчения езды стоит ползоваться наименее вязкими смазками.

Как смазывать цепь более отлично?

Перед смазкой цепь нужно очистить. Смазывать цепь следует по зазору меж боковыми пластинами и роликами с обеих сторон. Я использую для этих целей разовый мед шприц – у меня уходит порядка 1 см 3 на одну смазку. Кто-то смазывает каждый пин раздельно, но я не люблю такую возню и просто держу иглу около зазора, вращая цепь педалями вспять. После смазки стоит прокрутить цепь минутку и вытереть насухо выступившее на поверхность масло.

Не стоит заливать цепь множеством масла, не вытирая его. Подольше цепь от этого работать не будет, но соберет на для себя много грязищи, которая напротив начнет резвее изнашивать цепь, действуя как абразивная паста.

А что насчет смазки звезд кассеты и системы?

При набегании цепи на звезды, ролики цепи обкатывают зубья звезд. Трения меж ними фактически не появляется, потому смазывать звезды нет никакого смысла, исключая случай консервационной смазки для долгого хранения.

Слышал, что цепи на байках нужно поменять, как нередко это нужно делать? Что такое «езда в три цепи»?

Последнее обновление 1 июля 2014.

halopom-po-evropam.ru


Смотрите также