Как выбрать головку звукоснимателя


Всему голова. Выбираем головку звукоснимателя

Звучание того или иного проигрывателя виниловых пластинок в огромной степени определяется установленной на нем головкой звукоснимателя. Некоторые энтузиасты даже доходят до утверждения о том, что модель проигрывателя вообще не играет существенной роли, главное – купить головку подороже. Это, конечно, глупость, однако зерно истины в таком утверждении есть. По сути, вся механическая и электронная конструкция проигрывателя продумывается для достижения двух целей – равномерного вращения пластинки и обеспечения идеальных условий головке для следования по дорожке и считывания записанного сигнала. То есть, действительно, чем лучше и дороже картридж, установленный на тонарме, тем более высокого уровня будет звучание системы. Однако головка требует тщательного механического согласования с тонармом и электрического – с фонокорректором, без этого потенциал даже самого дорогого картриджа останется нераскрытым. И более доступная модель звукоснимателя, правильно согласованная с конкретными тонармом и корректором, будет звучать лучше, чем дорогая при неоптимальных настройках и нагрузке. Тем не менее, совершенно очевидно, что выбор той или иной головки определяет «голос» проигрывателя. Для тех, кому только предстоит пройти путь выбора первого звукоснимателя – несколько простых советов. Головки звукоснимателя подразделяются на несколько видов, в зависимости от типа преобразования механической энергии в электрическую. 1. Головки с подвижным магнитом (moving magnet), MM Как следует из названия, подвижный элемент представляет собой миниатюрный магнит, расположенный между катушек и приводимый в движение иглодержателем в соответствии с рельефом звуковой дорожки, по которой следует игла. Это самый распространенный сегодня на рынке тип звукоснимателя, именно для работы с ним по умолчанию рассчитаны все встроенные в усилители или ресиверы фонокорректоры. Обычно такие картриджи имеют высокий уровень выходного сигнала (чувствительность), однако в истории были и ММ-головки с низким выходом. Обычно поставляются со съемной и заменяемой иглой. 2. Головки с подвижной катушкой (moving coil), MC Данный тип головок был изобретен недавно ушедшим из жизни Джозефом Градо. Здесь катушка и магниты меняются местами, то есть небольшая катушка колеблется в магнитном поле, создаваемом одним или несколькими магнитами. Данная конструкция выигрывает у ММ за счет меньшей подвижной массы. Соответственно, такие головки способны передавать больше нюансов и потенциально обладают более высоким разрешением. Однако при этом они обычно обладают низкой чувствительностью и требуют использования повышающего трансформатора либо специального фонокорректора. Иглы в таких головках самостоятельной замене пользователем не подлежат. 3. Головки с подвижным железным элементом (moving iron), MI По принципу действия они сходны с ММ-картриджами, только здесь поле создается магнитами, расположенными за катушками, а между катушек перемещается небольшой кусочек железа или феррита. В эксплуатации они также похожи на ММ, но потенциально способны наравне соперничать с МС по разрешающей способности. Недаром Джозеф Градо, изобретший головки с подвижной катушкой, под своим брендом предпочитал производить именно картриджи MI. Наиболее распространены картриджи с высокой чувствительностью, однако бывают и версии с низким уровнем выходного сигнала. В прошлой статье ( Выбираем проигрыватель виниловых пластинок ) мы подразделили приобщающихся к винилу неофитов на три основные категории. В данной заметке мы пока продолжим следовать этой условной классификации. Сценарий 1. Пластинок нет, опыта нет, но попробовать хочется – слышал у друзей, понравилось В данном случае лучше ограничиться головкой, заботливо установленной самим производителем на проигрыватель. Тем более что сегодня даже вертушки начального уровня комплектуются пусть и недорогими, но вполне надежными ММ-картриджами производства Ortofon, Audio-Technica, Rega, Grado, Goldring. Некоторые из них даже оснащены иголками с эллиптической заточкой. В том случае, если вертушка поставляется без головки, не стоит гнаться за более дорогими картриджами, по крайней мере, на первых порах. Во-первых, на проигрывателе начального уровня потенциал дорогой головки не будет раскрыт. Во-вторых, у неопытного пользователя всегда есть риск быстро повредить картридж, будь то при установке либо эксплуатации. Лучше тренироваться, как говорится, «на кошках». Из недорогих картриджей смело можно рекомендовать Audio-Technica AT-95, Ortofon 2M Red или Goldring Elektra. Сценарий 2. Раньше слушал винил, потом бросил, теперь хочу вернуться В отличие от проигрывателей, винтажные головки звукоснимателей для этой категории пользователей можно рекомендовать с оговорками. Если речь идет о ММ-картриджах, то сегодня можно без проблем найти множество современных и даже оригинальных вставок, чтобы заменить изношенную иглу. А вот старые МС-головки восстановить гораздо сложнее, причем даже в случае успешной замены иглы с иглодержателем звучать такая головка будет иначе, чем оригинальная версия. Поэтому все-таки логичнее будет приобрести современный звукосниматель, благо, предлагается их много. Выбор между картриджами с подвижным магнитом или катушкой – во многом, дело вкуса, однако можно дать некие общие рекомендации. Если ваши музыкальные предпочтения больше лежат в области популярной музыки, рока и блюза, то хорошая ММ-головка будет в самый раз (сюда же отнесем и головки MI). А вот если основу коллекции составляет сложная классическая музыка, то лучше обратить свой взгляд на МС. Лучшие ММ-картриджи на сегодня, это Ortofon 2M Black, Audio-Technica AT-150 MLX, Goldring 2500, Nagaoka MP-500. Из универсальных моделей МС-головок средней ценовой категории нужно отметить Audio-Technica AT33EV, Ortofon Quintet Black, Dynavector DV-20xL. Сценарий 3. Всю жизнь слушал цифру и считаю ее лучше, но хочу сравнить с винилом в своей системе и проверить Этой категории слушателей, безусловно, совершенно необходимо озаботиться покупкой хорошего, дорогого МС-картриджа. Только с ним станет возможно получить звук «как в цифре, только лучше». По сути, верхней ценовой планки в данном случае не существует, и здесь на первый план выходит, как это ни покажется странным, соотношение цены и качества. После достижения определенного уровня прирост в качестве звучания становится практически неуловимым, кроме того, в действие вступает принцип «уменьшающейся доходности». То есть за каждую следующую толику качества, зачастую иллюзорную, приходится платить двойную или даже тройную цену. Тем не менее, в данной заоблачной выси существуют проверенные временем варианты, выбрав которые пользователь гарантированно не прогадает. Это Dynavector DV DRT XV-1s, Lyra Skala, Ortofon Anna. Только не забудьте пригласить опытного настройщика. Следующая статья будет посвящена основным правилам выбора фонокорректора.

Александр Чечелёв

Редакция Hi-Fi.ru

www.hi-fi.ru

10 правил выбора головки звукоснимателя. Как не потратить деньги зря

Десять простых правил, которые нужно помнить при апгрейде и замене головки.

После приобретения проигрывателя винила следующим этапом является выбор головки звукоснимателя. Да, сегодня большая часть бюджетных вертушек поставляется уже с установленными на них картриджами, однако мы считаем, что нет предела совершенству, и предлагаем десять простых правил, которые нужно помнить при апгрейде и замене головки.

Правило №1 

Определяемся с ценой

Логика подсказывает, что потенциал дорогой головки с подвижной катушкой вряд ли раскроется полностью на не самом лучшем тонарме и проигрывателе. Однако здесь есть определенный подвох. Все-таки звучание вертушки в большей степени определяется именно качеством картриджа. Образно говоря, недорогая вертушка с установленной на ней дорогой головкой будет звучать лучше, чем более дорогой проигрыватель с дешевой ГЗС. Поэтому, в конечном счете, все будет зависеть от толщины кошелька. Опыт подсказывает, что стоимость картриджа не должна превышать стоимость самого проигрывателя, в остальном же – выбор за вами.

Правило №2 

Изучаем тонарм

Одним из главных факторов, ограничивающих свободу выбора головки, является модель тонарма. Правда, надо сказать, что сегодня на рынке практически не встречаются тонармы с высокой и ультранизкой эффективной массой. А, следовательно, почти все современные модели способны успешно работать практически со всеми новыми головками звукоснимателя. Исключение среди популярных картриджей составляет все тот же легендарный Denon DL-103, которому обязательно нужен тяжелый тонарм для оптимального согласования. Второй важный момент, это возможность регулировки высоты основания тонарма для установки правильного вертикального угла следования (VTA). Если основание жестко закреплено по высоте, то это сильно ограничивает ассортимент потенциальных кандидатов на покупку. В целом, общее правило таково – современные головки начального и среднего уровня хорошо согласуются со всеми современными тонармами того же уровня. Да, кстати, проигрыватели Rega изначально предназначены для использования только своих собственных головок, при установке на них картриджей других производителей угол захода иглы точно отрегулировать будет невозможно. А установка прокладок под основание тонарма дает точность «плюс-минус километр», что, в случае иглы со сложной заточкой, непременно отрицательно скажется на звуке.

Правило №3 

Внимательно смотрим на фонокорректор

Само собой, покупать МС-головку с низкой чувствительностью при отсутствии в вашей модели фонокорректора соответствующей секции нет смысла. Если только вы не планируете воспользоваться повышающим трансформатором, в таком случае, можно обойтись и обычным ММ-корректором. Однако путь раздельного усиления и коррекции слабого сигнала с МС-головки – это удел уже опытных пользователей. Сегодня же на рынке достаточно моделей среднего диапазона, справляющихся с головками любых типов. Если у вас именно такой аппарат, то нужно обратить внимание на уровень усиления для каждого типа головки. Для ММ-картриджей лучше иметь запас хотя бы в 40 дБ, а для уверенной работы МС с низкой чувствительностью желательно увидеть в паспорте цифру от 66 дБ. Что касается сопротивления нагрузки, то стандартных 47 кОм для ММ и 100 Ом для МС вполне хватит для большинства сценариев.

Правило №4

Выбираем профиль заточки

Как правило, чем дороже картридж, тем более сложным профилем заточки обладает используемый в нем алмаз. Такие профили обеспечивают большую площадь контакта со стенкой канавки и, как следствие, правильное и надежное огибание. Также алмазы со сложной заточкой, как правило, обладают более долгим сроком службы по сравнению со сферическими и эллиптическими иглами. Правда, дьявол здесь скрыт в деталях. Крупные производители иногда могут позволить себе ставить иглы со сложным профилем в не самые дорогие картриджи и, казалось бы, вот он вариант получить больше звука за свои деньги. Однако на практике это не всегда работает, так как в игру вступают иные факторы. В частности, дешевый пластиковый корпус может свести на нет все теоретические преимущества такого решения. Поэтому общее правило таково – при покупке совсем недорогих головок нет смысла гнаться за иглами со сложной заточкой, а в дорогие модели производитель, чаще всего, ставит их по умолчанию сам.

Правило №5 

Смотрим на материал иглодержателя

Лучшие материалы для изготовления иглодержателей – это бор или алмаз, и именно они используются в самых дорогих головках. Также хорошо зарекомендовал себя бериллий, но из-за его хрупкости и токсичности от его применения постепенно отказались все производители. В недорогих картриджах обычно применяются трубки из алюминия, одно время были также популярны кантилеверы из углепластика. Чем дороже головка, тем больше внимания производитель уделяет снижению резонансов во всех конструктивных элементах, поэтому тем меньше вероятность встретить в топовых картриджах алюминиевые иглодержатели. Правда, в последние годы на рынке обозначился дефицит бора, и даже те фирмы, которые традиционно использовали его в своих головках среднего уровня, теперь не могут его себе позволить. В целом, материал кантилевера важен, но не имеет решающего значения при выборе головки.

Правило №6 

Следим за весом

А вот вес картриджа крайне важен, причем с точки зрения удобства и возможности эксплуатации в вашей системе. И дело не только в том, что этот показатель участвует в формуле расчета резонанса системы «картридж-тонарм». Некоторые головки иногда просто невозможно уравновесить на определенных тонармах без дополнительных грузов, которые приходится устанавливать либо на противовес, либо на шелл. Поэтому если вес головки составляет больше 12 или меньше 5 граммов, нужно перед покупкой проверить совместимость такого картриджа с вашим тонармом.

Правило №7 

Смотрим на податливость подвеса

Одно время на рынке существовал огромный выбор головок звукоснимателя, податливость подвесов в которых варьировалась от нескольких единиц до невероятных значений в 50х10-6см/дин. Они требовали использования совершенно разных тонармов – от тяжелых для головок с низкой податливостью до легких и ультралегких для картриджей с высокой гибкостью подвеса. Сегодня производители стремятся добиться максимальной взаимной совместимости головок и тонармов, поэтому, за редким исключением, касающимся классических картриджей типа Ortofon SPU или Denon DL-103, значения лежат между 12 и 25 единицами. А это означает, что серьезных проблем с согласованием между современными головками и тонармами вы вряд ли испытаете. Однако если вы рассматриваете приобретение винтажных головок, проигрывателей и тонармов, то выучить формулу вычисления оптимального резонанса нужно наизусть.

Правило №8  

ММ или МС?

Несмотря на то, что копий в спорах между приверженцами ММ и МС-головок было сломано несколько вагонов, и по сей день начинающие меломаны сталкиваются с данной дилеммой. На самом деле, решение принять очень просто, если мы говорим о современных картриджах. Недорогие МС-головки с высокой чувствительностью практически не отличаются от ММ с точки зрения условий  эксплуатации, поэтому между ними можно поставить условный знак равенства.  Что же касается дорогих головок, то среди них уже не встречаются модели с подвижным магнитом, поэтому выбор будет идти исключительно среди МС. Существенное преимущество ММ-картриджей заключается в возможности замены иглы по мере ее износа, однако сегодня ценовая политика большинства производителей стала таковой, что разница в цене между полной головкой и  сменной вставкой стала настолько невелика, что это преимущество практически нивелируется.

Правило №9 

Выбираем магазин

Поскольку практики прослушивания головок перед покупкой практически не существует, то, казалось бы, и приобретать картриджи можно, ориентируясь только на цену. Однако если речь идет о достаточно дорогих головках, то лучше все же обратиться к проверенному официальному дилеру – производственный брак встречается даже в High End, а возвращать картридж с неровно установленной иглой или иглодержателем неизвестному продавцу в Японию – занятие хлопотное. Конечно, на eBay есть «рыбные места», но и в них есть шанс нарваться на некондиционный товар.

Правило №10 

Не спешим с выводами

После покупки головки, ее установки и настройки не следует спешить с окончательными выводами о том, нравится ли вам ее звучание в вашей системе или нет. И дело не только в привыкании и адаптации к новому звуку. Дело в том, что процесс разработки подвеса может занять до нескольких недель даже при условии ежедневного прослушивания. Кроме того, возможны погрешности при геометрической настройке иглы, а также выставлении прижимной силы и антискейтинга, особенно если у вас нет достаточного опыта. И эти ошибки также будут сказываться на субъективном восприятии качества звука, поэтому через день-два желательно еще раз тщательно проверить правильность всех настроек. Само собой, также нужно убедиться в оптимальной электрической нагрузке головки, особенно это касается моделей с подвижной катушкой и низкой чувствительностью. И только пожив с картриджем некоторое время и правильно его настроив, можно делать окончательные выводы. 

Александр Чечелёв



Подготовлено по материалам портала "Hi-Fi.ru", февраль 2018 г. www.hi-fi.ru

audiomania.livejournal.com

MM или MC: какую головку звукоснимателя выбрать? :: Soul's Sound


У MC-головок много преимуществ. Но есть и большой минус – несъемная игла


Для многих любителей винила выбор головки звукоснимателя – это по-настоящему больной вопрос. Всем хочется приобрести оптимальный по качеству вариант в рамках небольшого бюджета. Не так ли? А возможно ли это? И что, действительно, лучше: головка звукоснимателя MM или MC? Что служит основным критерием выбора? И в чем между ними разница?

Начнем с азов (так будет правильнее, на наш взгляд), ведь кто-то из читателей, наверняка, является новичком в этой теме и впервые столкнулся с проблемой выбора головки звукоснимателя, с особенностями, спецификой, разновидностями и функциями этой детали проигрывателя.

Какова роль головки звукоснимателя?

Головка звукоснимателя преобразовывает модуляции звуковой канавки пластинки в электрический сигнал. То есть задача этой детали – превратить механическую энергию в электрическую и передать ее на громкоговоритель системы воспроизведения, который уже, в свою очередь, производит преобразование электросигнала в чистую энергию звуковых волн.

Составляющие звукоснимателя и принцип действия

Любой звукосниматель имеет иглу, иглодержатель, генерирующую систему и корпус, в котором все это и находится. Кстати, корпус служит защитой «начинки» от внешних воздействий и повреждений. Иголка, как правило, сделана из алмаза (только этот материал обеспечивает максимальную износостойкость и прочность иглы). Она закрепляется на специальном иглодержателе (он обычно расположен в нижней части корпуса и выглядит как маленький рычаг). Иголка двигается в разных направлениях в соответствии с модуляцией звуковой канавки. Ее движение с помощи иглодержателя передается генерирующей системе. Именно так механическая энергия преобразуется в электрический сигнал.


MM-головки звукоснимателя более демократичны по цене, но при этом они уступают в некоторых характеристиках своим МС-«собратьям»


MM (головки с подвижным магнитом) и MC (головки с подвижной катушкой): особенности и преимущества

MM-головки, как и MC-головки обладают рядом преимуществ: малой прижимной силой, широким диапазоном воспроизводимых частот, хорошим разделением между звуковыми стереоканалами, четким «огибанием» канавки виниловой пластинки и высокой гибкостью подвижной системы.

В звукоснимателях с подвижным магнитом (MM-головки) есть маленькие магниты, прикрепленные к иглодержателю. Они двигаются в неподвижной катушке, которая находится в самом корпусе звукоснимателя. Магнитное поле, образованное движением этих магнитов, создает в катушке электрическое напряжение. Это и есть будущий звуковой сигнал.

Такой же физический принцип присутствует и в работе звукоснимателей с подвижной катушкой (MC-головки). Но в этом случае магниты всегда остаются полностью неподвижными. Движение осуществляет только катушка. Такой тип звукоснимателей имеют меньшую движущуюся массу по сравнению с аналогами, обладающими подвижными магнитами. Данная особенность позволяет MC-головкам лучше, более подробно следовать по канавке носителя. К тому же эксперты утверждают, что головки звукоснимателя с подвижной катушкой обладают лучшей переходной характеристикой в отличие от MM-головок, потому что в движение приводится меньшая масса. В связи с этой особенностью MC-головки с движущейся катушкой могут наиболее четко и быстро отслеживать оперативные изменения сигнала, записанного на виниле.

Об этом нужно знать: минусы

MC-головки звукоснимателя с подвижной катушкой, как правило, имеют несменяемую иглу. Это их основной минус. Если игла становится неисправной, то вам придется менять весь звукосниматель на новый. Так же MC-головки обладают низкой чувствительностью по причине ограничения числа витков катушек. А их цена при этом значительно выше MM-головок, что тоже нельзя отнести к преимуществам. В MM-головках с подвижными магнитами в отличие от своего «собрата», напротив, иголка легко заменяется. И стоимость радует своей демократичностью. Но есть и минусы: использование магнита только с большой магнитной энергией, а также с небольшой массой с целью увеличения чувствительности самой головки и ее верхней граничной частоты. Из-за этого часто возникают нелинейные искажения (более заметные, чем у МС-головок).

На что обратить внимание при выборе головки звукоснимателя?

Если вы решили (или вынуждены) сменить головку звукоснимателя, то вам следует учитывать материал, из которого произведен иглодержатель, а также форму самой иглы.

Современный рынок предлагает большой выбор иголок:

  1. К недорогим и простым относят сферические или, как их еще называют, – конические иглы. Они выглядят как маленький кусочек природного алмаза, который за счет специальной шлифовки и обработки получил коническую форму. Радиус иглы такого типа обычно не превышает 15 мкм, так как конец иголки должен легко погружаться в разъем звуковой канавки пластинки. Но будем откровенны – иголки конического типа не могут максимально точно отследить модуляцию звуковой канавки в силу различия своей формы с резцом записывающей головки. Такая особенность может привести даже к «выталкиванию» из канавки иглы.
  2. Эллиптические иглы не допустят возникновения вышеописанной проблемы. Этот тип игл имеет овальное острие в сечении с 2-мя плоскими поверхностями, а не круглый кончик. Поэтому иглы эллиптической формы в большей степени соответствует конфигурации канавки. Это минимизирует искажения и предотвращает «выталквание» и «неогибание». Благодаря четкому следованию за модуляцией высоких частот, эллиптическая иголка может равномерно распределять давление на большую площадь поверхности. Данное свойство значительно сокращает износ виниловой пластинки.
  3. Гиперэллиптические иглы (Ван Ден Гула; Шибата и некоторые другие) имеют наиболее острый конец. Поэтому их, пожалуй, можно назвать самыми лучшими и совершенными. Но при этом данный класс иголок требуют самой точной настройки и установки головки звукоснимателя по сравнению с более простыми вариантами.
  4. Также существуют специальные микрогребни (как один из подтипов эллиптической иголки). Они обладают маленькими канавками, расположенными по обеим сторонам своего острия. Даже при довольно сильном износе, иглы такого типа все равно сохраняют оригинальную форму. А это позволяет не искажать взаимодействие между звуковой канавкой и иголкой.


Форма иглы также влияет на расположение точек контакта иглы со стенками канавки по отношению к резцу


Что касается иглодержателя, то его основная роль заключается в том, чтобы передавать механические колебания стилуса (иглы) на фонокорректор. Хороший иглодержатель – это жесткая и легкая деталь. Он не должен быть резонирующим. Детали лучшей жесткости и малой массы (что идеально) производятся из бериллия, керамики, алмаза, бора, титана, сапфира или рубина. Часто иглодержатели делают полыми (для минимизации веса детали), а иногда наоборот – заполняют специальным материалом, позволяющим хорошо демпфировать резонансы.

Правильный уход – экономия средств и залог долговечности

Вы уже, наверняка, ознакомились с ценовой политикой головок звукоснимателя, все взвесили и поняли, во сколько смена этой детали вам обойдется с точки зрения финансов? Да, это недешево. Но, когда выбора не остается, приходится платить столько, сколько потребуется. Часто это происходит по вине нашей неаккуратности, дефицита времени, усталости, незнания или элементарного «пофигизма». Нельзя недооценивать значение грамотной обработки деталей!

Чтобы головка звукоснимателя прослужила как можно дольше в лучшем качестве и виде, не портила любимые пластинки и давала отличный звук, нужно правильно ухаживать за ней. Soul’s Sound, полагаясь на советы специалистов, предлагает ознакомиться вам с простыми и полезными рекомендациями, которые помогут продлить жизнь стилуса:

  • очищайте иголку перед прослушиванием каждой стороны пластинки специальной щеточкой, ведь частицы пыли и грязи, скапливаясь на игле, подобно наждачной бумаге, разрушают стенки канавки;
  • обрабатывать стилус нужно следующим образом: от тыльной части – вперед. Делать это следует так, чтобы движения кисточки полностью соответствовали направлению движения виниловой пластинки;
  • нужно ли использовать специальные жидкости для очистки? Вопрос спорный. Одни производители не рекомендуют, а другие – напротив, советуют применять препараты для максимально эффективного удаления грязи с иглы. Решать вам. Но при этом тщательно выбирайте средство (консультируйтесь со специалистом) и пользуйтесь инструкцией;
  • при выборе типа кисточки (размер, жесткость щетинки, длина щетинки и т.д.) полагайтесь на инструкцию от производителя того или иного звукоснимателя;
  • и помните – чистку иглы можно начинать только тогда, когда тонарм хорошо зафиксирован!

Главное – вовремя!

При правильном, соответственном уходе стилус может прослужить довольно долго. Проверяйте иглу под микроскопом (также можно воспользоваться увеличительным стеклом или лупой) через каждые 500 часов работы головки звукоснимателя с целью своевременного выявления дефектов и их оперативного устранения.

На сегодня это все. Но мы еще не раз будем возвращаться к актуальным вопросам выбора, настройки аппаратуры, к сравнению деталей и составляющих. Потому что мы знаем, что это важно для истинных аудиофилов и любителей винила. Мы хотим, чтобы вы всегда могли получить удовольствие от прослушивания пластинок, насладиться их особенным звучанием, и поэтому стараемся делиться с вами самой полезной информацией, которая может помочь вам в достижении этой цели. До встречи в Soul’s Sound, друзья!

www.soulsound.ru

Как выбрать головку звукоснимателя?

Бестселлер категории

Саундбар Jamo SB 40 Grey CE

40 990 ₽ -37%

25 990 ₽

В корзину Сравнить В избранное

www.pult.ru

10 правил выбора головки звукоснимателя. Как не потратить деньги зря


Как не потратить деньги зря

После приобретения проигрывателя винила следующим этапом является выбор головки звукоснимателя. Да, сегодня большая часть бюджетных вертушек поставляется уже с установленными на них картриджами, однако мы считаем, что нет предела совершенству, и предлагаем десять простых правил, которые нужно помнить при апгрейде и замене головки.

Правило №1 

Определяемся с ценой

Логика подсказывает, что потенциал дорогой головки с подвижной катушкой вряд ли раскроется полностью на не самом лучшем тонарме и проигрывателе. Однако здесь есть определенный подвох. Все-таки звучание вертушки в большей степени определяется именно качеством картриджа. Образно говоря, недорогая вертушка с установленной на ней дорогой головкой будет звучать лучше, чем более дорогой проигрыватель с дешевой ГЗС. Поэтому, в конечном счете, все будет зависеть от толщины кошелька. Опыт подсказывает, что стоимость картриджа не должна превышать стоимость самого проигрывателя, в остальном же – выбор за вами.

Правило №2 

Изучаем тонарм

Одним из главных факторов, ограничивающих свободу выбора головки, является модель тонарма. Правда, надо сказать, что сегодня на рынке практически не встречаются тонармы с высокой и ультранизкой эффективной массой. А, следовательно, почти все современные модели способны успешно работать практически со всеми новыми головками звукоснимателя. Исключение среди популярных картриджей составляет все тот же легендарный Denon DL-103, которому обязательно нужен тяжелый тонарм для оптимального согласования. Второй важный момент, это возможность регулировки высоты основания тонарма для установки правильного вертикального угла следования (VTA). Если основание жестко закреплено по высоте, то это сильно ограничивает ассортимент потенциальных кандидатов на покупку. В целом, общее правило таково – современные головки начального и среднего уровня хорошо согласуются со всеми современными тонармами того же уровня. Да, кстати, проигрыватели Rega изначально предназначены для использования только своих собственных головок, при установке на них картриджей других производителей угол захода иглы точно отрегулировать будет невозможно. А установка прокладок под основание тонарма дает точность «плюс-минус километр», что, в случае иглы со сложной заточкой, непременно отрицательно скажется на звуке.

Правило №3 

Внимательно смотрим на фонокорректор

Само собой, покупать МС-головку с низкой чувствительностью при отсутствии в вашей модели фонокорректора соответствующей секции нет смысла. Если только вы не планируете воспользоваться повышающим трансформатором, в таком случае, можно обойтись и обычным ММ-корректором. Однако путь раздельного усиления и коррекции слабого сигнала с МС-головки – это удел уже опытных пользователей. Сегодня же на рынке достаточно моделей среднего диапазона, справляющихся с головками любых типов. Если у вас именно такой аппарат, то нужно обратить внимание на уровень усиления для каждого типа головки. Для ММ-картриджей лучше иметь запас хотя бы в 40 дБ, а для уверенной работы МС с низкой чувствительностью желательно увидеть в паспорте цифру от 66 дБ. Что касается сопротивления нагрузки, то стандартных 47 кОм для ММ и 100 Ом для МС вполне хватит для большинства сценариев.

Правило №4

Выбираем профиль заточки

Как правило, чем дороже картридж, тем более сложным профилем заточки обладает используемый в нем алмаз. Такие профили обеспечивают большую площадь контакта со стенкой канавки и, как следствие, правильное и надежное огибание. Также алмазы со сложной заточкой, как правило, обладают более долгим сроком службы по сравнению со сферическими и эллиптическими иглами. Правда, дьявол здесь скрыт в деталях. Крупные производители иногда могут позволить себе ставить иглы со сложным профилем в не самые дорогие картриджи и, казалось бы, вот он вариант получить больше звука за свои деньги. Однако на практике это не всегда работает, так как в игру вступают иные факторы. В частности, дешевый пластиковый корпус может свести на нет все теоретические преимущества такого решения. Поэтому общее правило таково – при покупке совсем недорогих головок нет смысла гнаться за иглами со сложной заточкой, а в дорогие модели производитель, чаще всего, ставит их по умолчанию сам.

Правило №5 

Смотрим на материал иглодержателя

Лучшие материалы для изготовления иглодержателей – это бор или алмаз, и именно они используются в самых дорогих головках. Также хорошо зарекомендовал себя бериллий, но из-за его хрупкости и токсичности от его применения постепенно отказались все производители. В недорогих картриджах обычно применяются трубки из алюминия, одно время были также популярны кантилеверы из углепластика. Чем дороже головка, тем больше внимания производитель уделяет снижению резонансов во всех конструктивных элементах, поэтому тем меньше вероятность встретить в топовых картриджах алюминиевые иглодержатели. Правда, в последние годы на рынке обозначился дефицит бора, и даже те фирмы, которые традиционно использовали его в своих головках среднего уровня, теперь не могут его себе позволить. В целом, материал кантилевера важен, но не имеет решающего значения при выборе головки.

Правило №6 

Следим за весом

А вот вес картриджа крайне важен, причем с точки зрения удобства и возможности эксплуатации в вашей системе. И дело не только в том, что этот показатель участвует в формуле расчета резонанса системы «картридж-тонарм». Некоторые головки иногда просто невозможно уравновесить на определенных тонармах без дополнительных грузов, которые приходится устанавливать либо на противовес, либо на шелл. Поэтому если вес головки составляет больше 12 или меньше 5 граммов, нужно перед покупкой проверить совместимость такого картриджа с вашим тонармом.

Правило №7 

Смотрим на податливость подвеса

Одно время на рынке существовал огромный выбор головок звукоснимателя, податливость подвесов в которых варьировалась от нескольких единиц до невероятных значений в 50х10-6см/дин. Они требовали использования совершенно разных тонармов – от тяжелых для головок с низкой податливостью до легких и ультралегких для картриджей с высокой гибкостью подвеса. Сегодня производители стремятся добиться максимальной взаимной совместимости головок и тонармов, поэтому, за редким исключением, касающимся классических картриджей типа Ortofon SPU или Denon DL-103, значения лежат между 12 и 25 единицами. А это означает, что серьезных проблем с согласованием между современными головками и тонармами вы вряд ли испытаете. Однако если вы рассматриваете приобретение винтажных головок, проигрывателей и тонармов, то выучить формулу вычисления оптимального резонанса нужно наизусть.

Правило №8  

ММ или МС?

Несмотря на то, что копий в спорах между приверженцами ММ и МС-головок было сломано несколько вагонов, и по сей день начинающие меломаны сталкиваются с данной дилеммой. На самом деле, решение принять очень просто, если мы говорим о современных картриджах. Недорогие МС-головки с высокой чувствительностью практически не отличаются от ММ с точки зрения условий  эксплуатации, поэтому между ними можно поставить условный знак равенства.  Что же касается дорогих головок, то среди них уже не встречаются модели с подвижным магнитом, поэтому выбор будет идти исключительно среди МС. Существенное преимущество ММ-картриджей заключается в возможности замены иглы по мере ее износа, однако сегодня ценовая политика большинства производителей стала таковой, что разница в цене между полной головкой и  сменной вставкой стала настолько невелика, что это преимущество практически нивелируется.

Правило №9 

Выбираем магазин

Поскольку практики прослушивания головок перед покупкой практически не существует, то, казалось бы, и приобретать картриджи можно, ориентируясь только на цену. Однако если речь идет о достаточно дорогих головках, то лучше все же обратиться к проверенному официальному дилеру – производственный брак встречается даже в High End, а возвращать картридж с неровно установленной иглой или иглодержателем неизвестному продавцу в Японию – занятие хлопотное. Конечно, на eBay есть «рыбные места», но и в них есть шанс нарваться на некондиционный товар.

Правило №10 

Не спешим с выводами

После покупки головки, ее установки и настройки не следует спешить с окончательными выводами о том, нравится ли вам ее звучание в вашей системе или нет. И дело не только в привыкании и адаптации к новому звуку. Дело в том, что процесс разработки подвеса может занять до нескольких недель даже при условии ежедневного прослушивания. Кроме того, возможны погрешности при геометрической настройке иглы, а также выставлении прижимной силы и антискейтинга, особенно если у вас нет достаточного опыта. И эти ошибки также будут сказываться на субъективном восприятии качества звука, поэтому через день-два желательно еще раз тщательно проверить правильность всех настроек. Само собой, также нужно убедиться в оптимальной электрической нагрузке головки, особенно это касается моделей с подвижной катушкой и низкой чувствительностью. И только пожив с картриджем некоторое время и правильно его настроив, можно делать окончательные выводы. 

Александр Чечелёв

2 февраля 2018 года

Редакция Hi-Fi.ru

www.hi-fi.ru

10 правил выбора головки звукоснимателя

 

Правило №1 

Определяемся с ценой

Логика подсказывает, что потенциал дорогой головки с подвижной катушкой вряд ли раскроется полностью на не самом лучшем тонарме и проигрывателе. Однако здесь есть определенный подвох. Все-таки звучание вертушки в большей степени определяется именно качеством картриджа. Образно говоря, недорогая вертушка с установленной на ней дорогой головкой будет звучать лучше, чем более дорогой проигрыватель с дешевой ГЗС. Поэтому, в конечном счете, все будет зависеть от толщины кошелька. Опыт подсказывает, что стоимость картриджа не должна превышать стоимость самого проигрывателя, в остальном же – выбор за вами.

 

Правило №2 

Изучаем тонарм

Одним из главных факторов, ограничивающих свободу выбора головки, является модель тонарма. Правда, надо сказать, что сегодня на рынке практически не встречаются тонармы с высокой и ультранизкой эффективной массой. А, следовательно, почти все современные модели способны успешно работать практически со всеми новыми головками звукоснимателя. Исключение среди популярных картриджей составляет все тот же легендарный Denon DL-103, которому обязательно нужен тяжелый тонарм для оптимального согласования. Второй важный момент, это возможность регулировки высоты основания тонарма для установки правильного вертикального угла следования (VTA). Если основание жестко закреплено по высоте, то это сильно ограничивает ассортимент потенциальных кандидатов на покупку. В целом, общее правило таково – современные головки начального и среднего уровня хорошо согласуются со всеми современными тонармами того же уровня. Да, кстати, проигрыватели Rega изначально предназначены для использования только своих собственных головок, при установке на них картриджей других производителей угол захода иглы точно отрегулировать будет невозможно. А установка прокладок под основание тонарма дает точность «плюс-минус километр», что, в случае иглы со сложной заточкой, непременно отрицательно скажется на звуке.

 

Правило №3 

Внимательно смотрим на фонокорректор

Само собой, покупать МС-головку с низкой чувствительностью при отсутствии в вашей модели фонокорректора соответствующей секции нет смысла. Если только вы не планируете воспользоваться повышающим трансформатором, в таком случае, можно обойтись и обычным ММ-корректором. Однако путь раздельного усиления и коррекции слабого сигнала с МС-головки – это удел уже опытных пользователей. Сегодня же на рынке достаточно моделей среднего диапазона, справляющихся с головками любых типов. Если у вас именно такой аппарат, то нужно обратить внимание на уровень усиления для каждого типа головки. Для ММ-картриджей лучше иметь запас хотя бы в 40 дБ, а для уверенной работы МС с низкой чувствительностью желательно увидеть в паспорте цифру от 66 дБ. Что касается сопротивления нагрузки, то стандартных 47 кОм для ММ и 100 Ом для МС вполне хватит для большинства сценариев.

Продолжение статьи читайте здесь.

По материалам сайта Hi-Fi.ru.

www.film.ru

Как выбрать головку звукоснимателя МС?

10 апреля 2018 года

Правильный выбор головки звукоснимателя МС —  весомый вклад в звучание всей аудио системы. При подборе головки следуйте рекомендациям экспертов.

Практика показывает, что бюджет, отведённый на головку звукоснимателя, составляет 5-10% от стоимости всей аудиосистемы. Однако можно утверждать, что вся электронно- механическая часть системы (с заглавной ролью вертушки) служит только тому, чтобы создавать идеальные условия головке следовать по канавке грампластинки и считывать музыкальную информацию. Именно головка звукоснимателя, это маленькое электромеханическое устройство с микропроцессором, сообщает всей вашей аудиосистеме информацию, спрятанную в 800-метровой канавке типичного аналогового диска.

И если ваш бюджет сформирован, внимательно изучите эти три пункта перед покупкой:

  • Соотношение цена/качество
  • Совместимость головки с тонармом и фонокорректором
  • Форма наконечника иглы

Соотношение цена/качество

Головки звукоснимателя МС -  сложнее и дороже ММ. Звукосниматели МС позволяют добиться более верного воспроизведения музыки. В звукоснимателях с подвижной катушкой (moving coil, MC) используется тот же самый физический принцип, что и в moving magnet (MM), но магниты при этом остаются неподвижны, а движутся катушки.

Звукосниматели с подвижной катушкой имеют гораздо меньшую движущую массу, чем головки с подвижным магнитом. Этот фактор обеспечивает им лучшее следование по канавке и более хорошую переходную характеристику. Из-за особенностей своей конструкции звукосниматели с подвижной катушкой имеют несменяемую иглу, служащую примерно 1000 часов, и если возникнет необходимость её замены, звукосниматель придётся отправлять изготовителю.

Стоимость качественных МС головок высока и варьируется от $2 500 до десятков тысяч долларов. Поэтому на первый план при выборе МС головки выходит параметр цена/качество.

Вы спросите, зачем тратить столько денег на то, что прослужит всего 1000 часов, да к тому же может случайно сломаться? Похожий вопрос: «Зачем покупать хорошие шины, если они быстро изнашиваются?».  «Потому что хорошая резина может спасти мою жизнь, а звукосниматель - навряд ли» - возразите вы. Но разве качество жизни (удовольствие от прослушивания музыки) не на первом месте в списке наших приоритетов?

Совместимость головки с тонармом и фонокорректором

Тема согласованности тонарма с головкой звукоснимателя разбиралась в предыдущей статье. Перейдём к подбору фонокорректора.

Выходное напряжение звукоснимателей МС колеблется от 0,15 мВ до 2,5 мВ. Столь широкий диапазон выходного напряжения требует согласования коэффициента усиления фонокаскада с выходным напряжением звукоснимателя.

Есть много фоно предусилителей, сконструированных для обоих типов звукоснимателей -  ММ и МС. Например, ламповый фонокорректор Ypsilon VPS 100. Некоторые предусилители предназначены только для  МС либо только для ММ. Есть такие, которые созданы специально для головок «среднего» выходного напряжения. 
С другой стороны, существуют и высоко производительные MC головки. Некоторые фонокорректоры позволяют регулировать коэффициент усиления фонокорректора, что обеспечивает широкий выбор головок с различными уровнями выходного сигнала. Для высокопроизводительных МС головок обычно необходимо усиление 36-44 дБ, средняя потребность составляет 48-52 дБ, а для конструкций с низким уровнем требуется 58-70 дБ.

Как правило, фоно предусилители MC для звукоснимателей с низким выходом можно настроить  с различными значениями «резистивной» нагрузки на выбор. Резистивная нагрузка влияет на высокочастотные характеристики конструкций MC, поэтому её значения важны. Типичные значения нагрузки - 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 Ом. Большинство фонокрректоров имеют переключатель, позволяющий легко изменять значения. Иногда крошечные переключатели,  находящиеся внутри устройства,  регулируют нагрузку автоматически. В любом случае, вам нужно проверить свой фонокорректор MM/MC на предмет того, каким образом выполняются эти регулировки. 

Форма наконечника иглы: сферическая, эллиптическая, линейная

Существует большое разнообразие форм игл головок звукоснимателей.
Их можно разделить на три класса: сферические, эллиптические и линейные.
Считается, что сферические иглы являются базовыми - более доступными и простыми в использовании. Они долговечнее эллиптических и линейных, поскольку обеспечивают наименьший поверхностный  контакт, но не демонстрируют такую же высокую музыкальную информативность, как эллиптические и линейные.

Эллиптическая форма в максимальной степени соответствует конфигурации иглы рекордера, что позволяет избежать искажений неогибания и эффекта выталкивания. Она позволяет также лучше следовать за модуляцией высокой частоты и распределяет давление на большую площадь, что уменьшает износ пластинки. Классическая эллиптическая игла была  разработана Йошиаки Сугано — легендарным изготовителем головок звукоснимателей Koetsu. Она называется Vital и напоминает форму мяча для регби.

Линейные иглы «micro line» или «micro ridge»  сложнее изготавливать, чем эллиптические или сферические, поэтому они более дорогие. Именно эти иглы способны к прецизионному слежению канавки. Линейный профиль алмазного наконечника иглы у головок звукоснимателей Phasemation PP-1000 и Phasemation PP-2000 имеет кривизну 0.03 x 0.003 мм. А уникальный стилус Microridge, отполированный в необычную форму с  микроскопическим гребнем, принадлежит головкам  Ikeda Kai и Ikeda Sai.  Кончик Microridge имеет крохотные канавки с обеих сторон острия. В процессе износа иглы микрогребень сохраняет неизменную форму, благодаря чему остаётся прежним взаимодействие между иглой и звуковой канавкой.

Желаем приятного прослушивания!
Hi-End Centre

www.hiendcentre.ru

Выбирайте, сравнивайте, покупайте: ТОП-10 головок звукоснимателей

Ortofon OM5E входит в серию OM (Optimum Match, т.е. «оптимальное соответствие» в переводе с англ.), которая относится к начальному уровню. Особенностью этой головки звукоснимателя с подвижным магнитом является характерный фирменный дизайн, отчасти напоминающий внешний вид профессиональных диджейских картриджей.

Основные характеристики:
Тип –  ММ

Выходное напряжение – 4 мВ                                                                                    

Тип заточки – эллиптическая                                                                                                


 Звукосниматель MM-типа Audio-Technica AT95EBL является в настоящее время весьма популярным на рынке, и очень часто устанавливается в качестве базовой головки на проигрывателях многих изготовителей.
Этот звукосниматель имеет стандартные параметры, что делает его совместимым с самыми различными тонармами и предусилителями-корректорами. Оптимальное входное сопротивление фонокорректора для точного согласования с головкой Audio-Technica AT95EBL составляет 47 кОм.

Основные характеристики:
Тип –  ММ                                                                                                     

Выходное напряжение – 3.5 мВ                                                                                  

Тип заточки – эллиптическая                                                                                                 

В конструкции этих звукоснимателей используется фирменная разработка компании, - магниты с разделенным полюсными наконечниками. Это обеспечивает для Ortofon 2M-Red такую же плоскую амплитудно-частотную характеристику, как и у более дорогих моделей MC-типа. Головка имеет эллиптическую иглу с прецизионной заточкой, обеспечивающей точный трекинг, прекрасную детализацию звука и минимальный износ пластинки при прослушивании музыки.

Основные характеристики:

Тип –  ММ                                                                                                     

Выходное напряжение – 5.5 мВ                                                                                  

Тип заточки – эллиптическая                                                                                                

Звукосниматель с подвижным магнитом (ММ-типа) Ortofon 2M-Blue был разработан совместно с датской компанией MollerJensen Design - она также принимала участие в создании топовых MC-головок фирмы Jubilee и Kontrapunkt. Идеей была создание картриджа, своей формой напоминавшей грани бриллианта, отражающегося при движении по канавке пластинки. В названии картриджа обыгрываются две идеи, подчеркнутая связь со современным тенденциями, откуда и появилась цифра 2, а также принадлежность данных картриджей к типу движущихся магнитов (Moving Magnet) MM, т.е двух «М».

Основные характеристики:
Тип –  ММ                                                                                                     

Выходное напряжение – 5.5 мВ                                                                                  

Тип заточки – эллиптическая                                                                                                 

Головка звукоснимателя с подвижным магнитом Ortofon 2M-Bronze уже успела обзавестись большим количеством почитателей по всему миру. Модель относится к серии 2M, название которой соответствует современным тенденциям и в то же время указывает на то, к какому типу относятся входящие в нее картриджи (2M = MM). К серии приложил руку главный инженер-конструктор компании Пер Виндфельд (Per Windfeld), а ее дизайн был разработан совместно с авторитетной датской студией Møller-Jensen Innovation and Design.

Основные характеристики:

Тип –  ММ                                                                                                     

Выходное напряжение – 5 мВ                                                                                    

Тип заточки – Fine Line                                                                                                   

Картридж Ortofon 2M-Black представляет собой топовую модель в серии 2M. Обозначение 2M соответствует аббревиатуре MM (сокращение от “moving magnet” – «подвижный магнит»). Серия разрабатывалась в тесном сотрудничестве с датской дизайнерской студией Møller-Jensen Innovation and Design, которая принимала участие в создании уникальной модели MC Jubilee и линейки Kontrapunkt.

Основные характеристики:
Тип –  ММ                                                                                                     

Выходное напряжение – 5 мВ                                                                                    

Тип заточки – Nude Shibata                                                                                                

Масса – 7.2 г

Clearaudio Virtuoso V2

Головка звукоснимателя Clearaudio Virtuoso V2 занимает вторую позицию после флагмана Maestro V2 и имеет аналогичный прямоугольный корпус с несколько выгнутыми боковыми сторонами, изготовленный из эбенового (черного) дерева. Благодаря такому материалу обеспечивается устойчивость к резонансам, что благотворно отражается на звучании, которое становится более естественным и свободным от искажений. На поверхность фасада модели нанесена белая вертикальная полоса, которая находится в центре и служит отличным ориентиром во время ее настройки и регулировки.

Основные характеристики:
Тип –  ММ                                                                                                     

Выходное напряжение – 4 мВ                                                                                    

Тип заточки – эллиптическая                                                                                                 

Картридж Ortofon Cadenza Blue получил элегантный двухцветный корпус, выполненный из нержавеющей стали и экструдированного алюминия. Его центральная часть окрашена в синий цвет и имеет небольшой «срез» внизу, открывающий доступ к тонкому рубиновому иглодержателю, который обладает необходимой жесткостью, небольшим весом и хорошими антирезонансными свойствами. Алмазная игла имеет заточку Nude Fritz Gyger FG 70, позволяющую очень точно считывать информацию и обеспечивать при этом превосходное качество звучания. Данный MC-картридж также обладает великолепной способностью предельно точно отслеживать дорожку виниловой пластинки.

Основные характеристики:
Тип –  МС                                                                                                     

Выходное напряжение – 0.5 мВ                                                                                  

Тип заточки – Nude FG 70                                                                                                  

Головка звукоснимателя с подвижной катушкой Ortofon MC Anna занимает топовое место в фирменной серии MC-картриджей. Модель получила такое название в честь известной российской оперной певицы Анны Нетребко.
Картридж имеет невысокий выходной импеданс в 6 Ом и низкое выходное напряжение в 0,2 мВ, что делает его идеальным партнером для повышающего трансформатора Ortofon ST-80 SE. Модель также можно использовать в паре с другими трансформаторами и MC-предусилителями, соответствующими ей по параметрам.

Основные характеристики:
Тип –  МС                                                                                                     

Выходное напряжение – 0.2 мВ                                                                                  

Тип заточки – Replicant 100                                                                                               

Масса – 16 г

Clearaudio Goldfinger Statement MC

Корпус картриджа выполнен из специально обработанного 14-каратного золота, а его фасад инкрустирован подлинным бриллиантом. Модель отличается особым дизайном: ее площадка для крепления к тонарму напоминает колесо шестеренки с 12-ю зубьями-«пальцами», причем все зубья имеют разные радиусы. Такое оригинальное решение позволяет минимизировать резонансы. К площадке присоединяется корпус прямоугольной формы со вставкой. Вставка имеет круглое отверстие для выступающего за пределы корпуса иглодержателя, выполненного из бора. Игла обладает профилем Micro HD, который обеспечивает надежный контакт с дорожкой виниловой пластинки. Благодаря такому профилю удается получить исключительную детальность и естественность звучания.

Основные характеристики:
Тип –  МС                                                                                                     

Выходное напряжение – 0.7 мВ                                                                                  

Тип заточки – Micro HD                                                                                                    

www.hifiaudio-spb.ru

ММ или МС? Головки звукоснимателей – граница между записью и слушателем – Fresh HiFi

MM или MC? Это очень непростой вопрос для того, кто искренне увлекается виниловыми пластинками и проводит не мало времени за их прослушиванием. Какую головку выбрать, какая лучше и какая сможет наилучшим образом раскрыть потенциал коллекции виниловых пластинок, позволив почувствовать реальное превосходство аналогового звучания над цифровым?

Перед тем, как мы попробуем разобраться в этом каверзном вопросе, стоит вначале выяснить, действительно ли типов головок всего два? Вопреки расхожему мнению их не два, а больше. Так или иначе MM и MC звукосниматели составляют подавляющее большинство головок, оставляя на долю остальных экзотических видов лишь доли процента общего ассортимента. К таким экзотическим представителям, например, можно отнести головки типа MI (Moving iron) от бренда Grado или верхнюю линейку звукоснимателей от Audio Note, в частности, модель Io Ltd, требующую вместо 4-х контактов для подключения ещё 2 дополнительных для подключения внешнего блока питания головки. Подобные технологические ухищрения хоть и имеют место быть, но им не под силу сместить в сторону привычные ММ и МС звукосниматели, так как у одних нет явно выраженного превосходства звучания, а другие чрезмерно дороги и недоступны. В силу этих причин мы будем концентрировать наше внимание на привычных типах звукоснимателей и попробуем разобраться во всех тонкостях этого непростого выбора.

В основе принципа действия обоих типов головок звукоснимателей лежит одно и тоже физическое явление, открытое в августе 1831 года Майклом Фарадеем и названное электромагнитной индукцией. Конечно сам Фарадей в то время не думал о головках звукоснимателей и придавал своему изобретению совсем иное значение, ведь до открытия звукозаписи и тем более звуковоспроизведения было ещё далеко. Спустя более 90 лет, в середине 1920-х, попытки усовершенствовать уже получившие в то время популярность граммофоны и патефоны заставили вспомнить принципы электромагнитной индукции. Так началась эпоха электромеханической записи и воспроизведения звука.

Чтобы на засорять Ваше сознание физическими терминами и формулами, я поведаю о принципах электромагнитной индукции простым языком, этого будет более чем достаточно для того, чтобы понять, как это работает. Фарадей заметил, что если в переменное магнитное поле поместить неподвижный проводник в виде замкнутого контура, то в нём появляется электрический ток. Точно такой же эффект наблюдался при помещении движущегося проводника (контура) в постоянном магнитном поле. Теперь ещё проще: за магнитное поле у нас будет отвечать постоянный магнит, а за проводник кусок проволоки, закрученной в спираль, начало и конец которой соединены друг с другом. Итак, перед нами лежат постоянный магнит и кусок проволоки, но ничего не происходит (ток в проволке не появляется), так как для появления тока требуется:

  1. Либо неподвижный проводник и переменное поле (поле движется относительно проводника). Берём магнит и перемещаем его над проводником – появляется ток!
  2. Либо постоянное (неподвижное) поле и подвижный проводник (проводник движется относительно поля). В этом случае берём проводник и перемещаем его над неподвижно лежащим магнитом – ток снова есть!

Таким образом, перемещая проводник относительно магнита или магнит относительно проводника можно преобразовать механическое движение в электрический сигнал – именно тот принцип и лежит в основе принципа действия современных головок звукоснимателя.

По сути, внутренности любой из ММ и МС головок состоят из того самого магнита и проводника, образующих своеобразный «тандем». Магниты имеют очень маленькие размеры, а проводники выполнены в виде миниатюрных катушек. Один из участников этого «тандема» крепится на неподвижный корпус головки звукоснимателя, а второй на основание иглодержателя (кантеливера), на стороне, противоположной той, что держит алмазную иголку и скользит по поверхности пластинки, считывая с неё музыкальную информацию. Как видите, один из участников «тандема» неподвижен, а второй перемещается (вибрирует, дрожит) вместе с вибрацией иглодержателя и иглы, считывающей неровности звуковой канавки – всё именно так, как было у Фарадея, одно движется относительно другого, и получается электрический ток!

Итак, сходство между ММ и МС головками понятно – они обе преобразуют механические колебания иглы в электрические сигналы при помощи магнитов и катушек. Различие же заключается в том, какой именно участник «тандема» является подвижным относительно второго. В головках ММ типа подвижным является магнит, он крепится на «дрожащем» иглодержателе (отсюда и аббревиатура ММ (Moving Magnet) «подвижный магнит»), относительно неподвижно закреплённой на корпусе катушки. И наоборот, в головках МС типа подвижной является катушка (MC (Moving Coil) «подвижная катушка»), двигающаяся вместе с иглодержателем относительно неподвижно закреплённых магнитов.

Теперь, когда открытие Фарадея приоткрыло нам завесу тайны над процессом извлечения звука из звуковой дорожки пластинки, мы переходим на следующий уровень познания, где ключевым понятием для нас станет инерция. Инерция – это способность тел сохранять состояние движения или покоя до того, как внешнее воздействие не изменит этого состояния. Величина инерции привязана к массе тела. Чем больше масса тела, тем больше инерция. Чем больше инерция тела, тем сложнее и дольше процесс изменения его состояния. Простой пример: сравним гружёный щебнем многотонный Камаз и небольшой легковой автомобиль. Камаз обладает гораздо большей инерцией нежели легковой автомобиль, ему гораздо сложнее разогнаться на старте и не менее трудно быстро затормозить на финише, в то время, как у легковушки таких проблем не возникает. За счёт существенно меньшей инерции легковой автомобиль (в сравнении с гружёным Камазом) является более манёвренным, может резко разгоняться и быстро тормозить – ему гораздо проще отслеживать дорогу с её изгибами и поворотами. Точно так же обстоит дело и с головками звукоснимателей – чем меньше масса подвижной части головки, тем меньше её инерция, тем проще ей отслеживать мельчайшие детали звуковой дорожки, а значит, в теории, извлекать из неё больше музыкальной информации. Как правило, масса подвижных частей головки меньше у звукоснимателей МС-типа. Это связано с тем, что в подвижной части МС головок задействована катушка (магнит неподвижно закреплён на корпусе), а она в подавляющем большинстве случаев легче магнита, участвующего в подвижной части головок типа ММ.

Получается, что в теории, МС-головки должны давать более детальное и точное звучание со всеми имеющимися в записи нюансами, а ММ-звукосниматели должны им в этом проигрывать. Закономерный вопрос: если имеется явное преимущество МС-головок над ММ-головками, то зачем производить менее совершенные звукосниматели? Самое время вспомнить поговорку о двух сторонах медали.

Для уменьшения массы подвижной системы МС-звукоснимателей и уменьшения инерции приходится уменьшать количество витков проволоки на катушке, а чем меньше количество витков подвижной катушки, тем слабее получается выходной сигнал. В среднем, выходной сигнал МС-звукоснимателя слабее аналогичного с ММ-головки в 5-10 раз (бывают и исключения, например, МС головки с высоким выходом или, напротив, с очень низким). В чём подвох и чем это грозит?

Для подачи аудио сигнала с проигрывателя пластинок на усилитель его необходимо предварительно усилить до определённого уровня. Предварительное усиление сигнала от проигрывателя пластинок является одной из нескольких функций фонокорректора. Учитывая 5-10-ти кратное различие в уровне выходного сигнала у ММ и МС головок, для последних требуется больший коэффициент усиления, а значит более сложные схемы фонокоректора с большим количеством элементов. Чем сложнее электрическая схема, тем больше у неё внутренних (собственных) шумов и искажений, а значит больше шансов, что эти шумы станут частью воспроизводимой музыки. В теории это звучит страшно, но на практике эти шумы могут быть незаметными для слушателя, особенно у высококачественных корректоров. Для дополнительного решения этой проблемы широкое распространение получили повышающие МС-трансформаторы, не имеющие активных и реактивных элементов в своём составе, но о них мы поговорим в отдельной статье. Кстати, возвращаясь к теоритически большей детальности звучания МС-головок, нельзя исключать возможность того, что долгожданными «музыкальными деталями» могут оказаться дефекты пластинки (царапины, мусор и пыль в дорожках), которые ММ головка возможно «проскочила» бы, сделав звучание менее детальным, но зато более чистым. Не малую роль в характере звучания будет играть и профиль алмазной иглы, но об этом лучше поговорить отдельно.

Как видите, в обоих случаях имеются как достоинства, так и недостатки, не позволяющие принять однозначное решение в выборе типа звукоснимателя. Тем не менее, всё это теоритические рассуждения о том, какими особенностями звучания обладают головки разных типов, основанные на логических рассуждениях, физических законах и опыте личного субъективного прослушивания. Всё вышесказанное позволяет понять смысл происходящих процессов и направить свои первоначальные мысли в нужное направление, подсказывая то, на что стоит обратить внимание.

Стоит отметить, что в настоящий момент, различия (по параметрам) между головками стремительно уменьшаются. Часть производителей МС-картриджей за счет увеличения катушек и применения более мощных магнитов запустили линейки МС-головок с высоким выходом, в задачи которых входит сохранение части преимуществ МС-технологии, при этом освобождение от некоторых её недостатков. Стандартное выходное напряжение большинства МС головок колеблется в пределах от 0,04 до 0,8 мВ, в то время как МС-головки с высоким выходом способны выдавать до 3,3 мВ (например звукосниматель Ortofon MC 1 Turbo). Справедливости ради стоит отметить, что с ростом выходного напряжения МС-головка начинает терять свои преимущества перед ММ звукоснимателем. Выходное напряжение ММ-головок колеблется от 3,5мВ до 7,2мВ. Как видите, граница межу МС с высоким выходом и ММ с низким весьма призрачна.

Несмотря на то, что мы попытались наиболее полно раскрыть тему сравнения головок, это является лишь «вершиной айсберга», так как кроме типа головки на её электрические и звуковые характеристики оказывают влияние материалы проводников и магнитов, форма заточки алмазной иглы и многое другое, что мы постараемся раскрыть в других статьях на тему винила.

 

Автор: Максим Шмельков

fresh-hifi.ru

Звукосниматели MM и MC для проигрывателей винила

Самый больной вопрос у любителей винила, судя по дискуссиям в Сети: какую головку выбрать — ММ или MC? Считается, что в наиболее популярном сегменте, т.е. при цене 250 — 300 долларов, картриджи с подвижным магнитом предпочтительнее, поскольку они звучат лучше и не требуют дополнительных устройств для согласования с фонокорректорами — повышающих трансформаторов или пре-предусилителей.

Отчасти это правда, поскольку за такие деньги большинство производителей предлагают MC-головки начального уровня (а вообще их цена может достигать $5000 и выше), в то время как для ММ это крепкий средний, а у некоторых марок даже элитный класс. Это понятно — конструкция с подвижной катушкой намного сложнее в реализации и, как правило, подразумевает ручную сборку. Но ситуация постепенно меняется, поскольку начинает работать причинно-следственная цепочка: рост интереса к винилу — повышение спроса на картриджи — увеличение объемов производства — снижение себестоимости. Кроме того, некоторые конструктивные и технологические решения переносятся из верхнего ценового сегмента в нижние, поэтому качественная разница между ММ и МС-звукоснимателями одинаковой стоимости уже не столь очевидна. Значит, единственным аргументом против MC становится малое выходное напряжение и, как следствие, неспособность работать с большинством бюджетных фонокорректоров? И здесь не все так однозначно. Применение сверхэффективных магнитов на основе сплавов самария, кобальта и неодима позволило увеличить отдачу MC-головок до 2 — 4 мВ без наращивания витков катушки и, стало быть, без ухудшения динамических свойств. Всегда считалось, что MC лучше передают нюансы и микроконтрасты именно за счет меньшей массы подвижной системы, но ее удалось радикально снизить и в современных ММ-конструкциях — за счет применения тех же редкоземельных магнитов. Так есть ли разница в звучании головок разных типов при одинаковой стоимости? Это мы сегодня и попытаемся выяснить. Соревноваться будут ММ и МС-головки как с высоким, так и с низким выходом, но сравнивать их мы будем не между собой, а с выбранным заранее эталоном — картриджем Ortofon Valencia за 762 евро. Такой ход мне подсказали неоднократно слышанные из разных уст сентенции типа: «Мой усилитель (проигрыватель, акустика, головка) стоит 500, а играет на 1000». Вот и посмотрим, который из участников сможет по звучанию максимально приблизиться к «Валенсии». Этот 10-граммовый MC-картридж с низким выходом, довольно жесткой подвижной системой и иглой FineLine отличается детальным, сбалансированным звучанием, прекрасно проработанным нижним диапазоном и прозрачным верхом.

В качестве фонокорректора использовался студийный модуль ATI P100, в котором предусмотрен выбор входного сопротивления 47/100 кОм и емкости 100/200 пФ. Соответствие стандартной кривой RIAA ±0,2 дБ во всем диапазоне частот, быстродействие 30 В/мкс. Изменение чувствительности Low/High позволило подключать MC-головки Ortofon с низкой отдачей без повышающего трансформатора.

Проигрыватель Micro Seiki DD7 был выбран в качестве испытательного стенда из-за тонарма MA-505, позволяющего оперативно менять вертикальный уровень VTA, а также подстраивать на лету антискейтинг. Прижимная сила выставлялась с помощью электронных весов Arm Load Meter, имеющих точность 0,002 г.

Способность «держать канавку» (чаще употребляют термин «трекабилити») оценивалась по измерительной пластинке «Vinyl Essentials». Именно этот параметр определяет, будет ли игла перескакивать с дорожки на дорожку при наличии царапин или иных дефектов пластинки. Кроме того, я заметил, что головки с более уверенным трекингом лучше воспроизводят нижние частоты. Мы будем приводить два значения, например, 70/80 (такой результат показала эталонная Ortofon Valencia) означает, что первые признаки потери контакта проявляются при амплитуде записи 70 микрон, а явно этот эффект заметен на 80. Резонансная частота системы «тонарм — головка» не измерялась, поскольку она редко отличается от расчетного значения. Как ее определить для конкретной связки, см. раздел «Посчитаем резонанс».

Производители рекомендуют разминать головки около 30 часов, я же для экономии времени использовал «прогревочный» диск с сигналами специальной формы.

ПОСЧИТАЕМ РЕЗОНАНС

Как и любая механическая система, подвес кантилевера вкупе с коромыслом тонарма имеет собственную резонансную частоту. Чтобы не влиять на звучание проигрывателя, она должна быть в инфранизкой, не слышимой ухом области, лучше в пределах 10 — 14 Гц. Более низкие значения опасны тем, что при проигрывании коробленых пластинок система пойдет вразнос, т.е. игла будет вылетать из звуковой канавки. Высокий резонанс приближается к нижней границе рабочего диапазона, и проблемы с трекингом могут возникнуть при прослушивании, например, органных произведений (Fн ~ 20 Гц).

Как же определить резонансную частоту сиcтемы? Существует эмпирическая формула, дающая довольно точные (±1 Гц) результаты:

Fр = 159/√((Mэф + Mг + Mк ) * С), где:

Fр — искомая частота в герцах;

Mэф — эффективная масса тонарма в граммах. Как правило, приводится в его спецификациях;

Mг — масса головки в граммах. Всегда указывается производителем.

Mк — масса крепежа, т.е. винтов и гаек, которыми головка крепится к шеллу. Обычно принимается 0,5 г;

С — податливость кантилевера (compliance), измеряемая в см/дин х 10-6. Всегда указывается производителем головок. Из формулы можно вывести главное правило: легкие тонармы лучше сочетаются с мягкими головками (высокое значение compliance), а тяжелые, наоборот, с жесткими.

Для примера рассчитаем резонанс тонарма MA-505 и эталонной головки Ortofon Valencia.

Дано: Эффективная масса тонарма 14,5.
Масса головки 10 г.
Крепеж в расчет не принимаем, это два крошечных алюминиевых винтика. Податливость 12 * 10-6 см/дин.

Считаем:

1. (14,5 + 10) * 12 = 294.

2. √294 = 17,14.

3. 159/18,4391 = 9, 27 Гц.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 Deep Purple, «Fireball».WB, USA, 1971.

Оригинал, ранний американский пресс с невероятно мощным, напористым звучанием. Запись, как никакая другая, передает дух того времени.

 Charlie Byrd, «Latin Bird».

Milestone, USA, 1973. Двойной альбом известного акустического гитариста, на котором он исполняет латиноамериканские мелодии. Обилие перкуссий и народных инструментов. А уж головки Ortofon Samba и Salsa сам бог велел испытывать на одноименных жанрах.

 Cassandra Wilson, «New Moon Daughter». Blue Note, 1995.

Образцовая по качеству запись с широчайшим частотным диапазоном, масса инструментов с необычными тембрами.

Lift up

Признаться, результаты проведенного исследования оказались слишком неожиданными. Хотя в начале я и упоминал, что современные технологии позволяют делать недорогие MC-головки, сравнимые по качеству с очень приличными ММ, но такого равенства, конечно, предвидеть не мог. Однако соперники у MC-представителей оказались очень сильные — честно говоря, звукосниматели Nagaoka перевернули мои представления о том, как могут звучать относительно недорогие звукосниматели с подвижным магнитом. Старшая модель, MP-200, безусловный «Выбор эксперта», хотя и MP-150 может служить образцом идеального соотношения качество/цена, особенно если шелл для нее у вас уже есть. Динамичное, сбалансированное по частотному диапазону звучание и жанровая универсальность плюс высокое выходное напряжение — безусловно, редкие качества в выбранном нами ценовом диапазоне. Должен заметить, что близкие по цене Ortofon Samba и Salsa обладают все же лучшей микродинамикой и немного более музыкальны, но не забывайте, что для согласования с бюджетным фонокорректором вам потребуется либо трансформатор, либо MC-предусилитель, а это дополнительные расходы. Тем не менее Samba, самая недорогая головка в нашем обзоре, очень «Удачная покупка». Еще пару лет назад за эти деньги, даже с учетом девальвации рубля, о МС-картридже с таким звучанием можно было только мечтать.

Но настоящим откровением для меня стало знакомство с Benz Micro MC-Silver. Как правило, MC с высоким выходом не столь музыкальны, как обычные, поскольку ради повышения эффективности приходится идти на различные компромиссы. Но MC-Silver звучит как высококлассная MC-головка с низким выходом, однако не требует дорогого повышающего трансформатора. По глубине контрастов, проработке нюансов и передача энергетики она лишь чуть-чуть недотягивает до эталона Ortofon Valencia, зато по информативности середины и трекингу (рекорд, 100 микрон!) даже превосходит его. Это как раз тот самый случай, когда говорят: «Вещь стоит 350 долларов, а играет на 700». Еще один «Выбор эксперта», без вопросов.

Эту награду могла бы получить и великолепная по звучанию головка Rondo Red, но она дороже MC-Silver и работает только с фонокорректором, имеющим МС-вход.

А вот новинка Goldring GL2400 — совсем другое дело. Выходное напряжение 6,5 мВ гарантирует отличное отношение сигнал/шум, а по звучанию хотя и заметно отличается от эталона, но может считаться идеальным выбором для любителя симфонической музыки, оперы и джаза. По совокупности качеств она также заслуживает звания «Выбор эксперта».

Pro-Ject MC-1H при всех преимуществах конструкции с подвижной катушкой — быстрой реакцией, прозрачным верхним диапазоном и слитным звучанием — может работать с любым предусилителем. Но эта головка не очень уверенно держит дорожку (первые признаки потери контакта проявляются уже при амплитуде записи 60 мкм) и имеет слегка ослабленный нижний бас. Но я не считаю это серьезными недостатками — в конце концов, коробленые пластинки в наше время редкость, а что касается баса, то его во многих корректорах специально режут сабсоник-фильтром.

Обновленная версия AT440MLa от Audio-Technica склонна слегка упрощать звуковую картину, зато бережно относится к пластикам (прижимная сила 1,4 г), прекрасно передает микроконтрасты и отличается удивительно приятным звучанием в среднечастотном диапазоне. Для любителей этой марки — а их среди меломанов немало — отличный подарок.

www.salonav.com

Головки звукоснимателя

Цифровые источники звука


Виниловые проигрыватели


Все о виниле

Цифровые источники звука

Головки звукоснимателя

Задача головки звукоснимателя — преобразование модуляции звуковой канавки винилового диска в электрический сигнал. Поскольку звукосниматель преобразует один вид энергии в другой (механическую в электрическую), его иногда называют также преобразователем. На противоположном конце вашей системы воспроизведения имеется другой преобразователь — это громкоговоритель, который осуществляет преобразование электрического сигнала в энергию звуковых волн.

Звукосниматель состоит из корпуса, иглы, иглодержателя и генерирующей системы. Корпус предназначен для защиты внутренних элементов звукоснимателя от внешней среды. Игла, изготовленная обычно из алмаза, крепится на иглодержателе (небольшом рычаге в нижней части корпуса). Игла движется в различных направлениях под действием модуляции звуковой канавки. Это движение передается при помощи иглодержателя на генерирующую систему, где энергия движения преобразуется в электрический сигнал.

По принципу действия различают звукосниматели с подвижным магнитом и с подвижной катушкой.

В устройствах с подвижным магнитом крохотные магниты, соединенные с иглодержателем, движутся в катушке, неподвижно закрепленной в корпусе звукоснимателя. Движение создаваемого магнитами магнитного поля индуцирует в катушке электрическое напряжение — звуковой сигнал.

В звукоснимателях с подвижной катушкой используется тот же самый физический принцип, но магниты при этом остаются неподвижными, а движутся катушки. Звукосниматели с подвижной катушкой обычно имеют гораздо меньшую движущуюся массу, чем головки с подвижным магнитом. Этот фактор обеспечивает им лучшее следование по канавке и более хорошую переходную характеристику — в сравнении с головками второго типа. Благодаря тому, что в них приводится в движение меньшая масса, звукосниматели с движущейся катушкой могут лучше отслеживать быстрые изменения записанного сигнала. Из-за особенностей своей конструкции звукосниматели с подвижной катушкой по большей части имеют несменяемую иглу, и если возникнет необходимость ее замены, звукосниматель придется возвращать на завод-изготовитель.

В ыходное напряжение звукоснимателей этих двух типов существенно различается. Для устройств с подвижным магнитом оно колеблется от 2 мВ до 8 мВ, а для моделей с подвижной катушкой — от 0,15 мВ до 2,5 мВ. Хотя обычно звукосниматели с подвижной катушкой имеют более низкое выходное напряжение сигнала, все же отдельные модели такого типа с "высоким выходным уровнем" дают сигнал более высокого напряжения, чем некоторые головки с подвижным магнитом. Выходное напряжение звукоснимателя измеряют, когда колебательная скорость, с которой игла движется по звуковой канавке, составляет 5 см/сек (действующее значение) при частоте записанного сигнала 1 кГц.

Столь широкий диапазон выходного напряжения требует согласования коэффициента усиления фонокаскада с выходным напряжением звукоснимателя. Чем ниже выходное напряжение звукоснимателя, тем выше должен быть коэффициент усиления фонокаскада для получения на его выходе сигнала линейного уровня.

Выходное напряжение звукоснимателя с подвижной катушкой преимущественно определяется числом витков провода: чем больше число витков, тем выше выходное напряжение, и соответственно, от фонокаскада потребуется меньшее усиление. Однако большинство разработчиков все же предпочитают использовать в катушке звукоснимателя минимально возможное количество витков для того, чтобы максимально снизить массу устройства

Формы игл звукоснимателя и материал иглодержателя

Существует достаточно большое разнообразие форм игл звукоснимателя. Самые простые и, естественно, самые дешевые среди них — это конические, или сферические иглы. Коническая игла представляет собой крохотный кусочек алмаза, которому придана в процессе шлифовки коническая форма. Поскольку кончик иглы должен свободно входить в звуковую канавку, радиус конической иглы должен составлять около 15 мкм.

Однако коническая игла не в состоянии достаточно точно отслеживать модуляцию звуковой канавки, поскольку форма у нее иная, чем у резца записывающей головки.

Это иногда приводит даже к выталкиванию иглы из звуковой канавки. Хотя и коническая игла, и та, которая использовалась при записи, имеют одинаковую ширину, первая все же "видит" более узкую дорожку, поскольку — в отличие от резца записывающей головки — не может точно вписаться в профиль канавки. Эту проблему можно решить, используя эллиптическую иглу. Такая игла имеет не круглый кончик, а овальное в сечении острие с двумя сплющенными поверхностями. Эллиптическая форма в максимальной степени соответствует конфигурации иглы рекордера, что позволяет избежать искажений неогибания и эффекта выталкивания. Она позволяет также лучше следовать за модуляцией высокой частоты и распределяет давление на большую площадь, что уменьшает износ пластинки.

Третий тип игл, с более острым кончиком, пожалуй, самый совершенный. В этот класс входят иглы Шибата, ван ден Гула, гиперэллиптические и некоторые другие. Звукосниматели с любой иглой данного класса требуют более точной настройки, чем с конической или стандартной эллиптической иглами.

Одним из вариантов эллиптической иглы является так называемый микрогребень, который имеет крохотные канавки с обеих сторон острия. В процессе износа иглы микрогребень сохраняет неизменную форму, благодаря чему остается прежним взаимодействие между иглой и звуковой канавкой.

Чрезвычайно важно во время эксплуатации содержать иглу в чистоте: ее необходимо очищать перед прослушиванием каждой стороны пластинки. Частицы грязи и пыли цепляются к игле и, подобно наждаку, разрушают стенки звуковой канавки. А если принять во внимание огромное давление, оказываемое иглой на канавку, то станет совершенно очевидной необходимость очистки иглы. Например, усилие огибания в 1,4 Г, приложенное к обычной зоне контакта иглы с канавкой (10~4 мм2), дает общее давление порядка 14 кГ/мм2. Такого давления вполне достаточно, чтобы мгновенно разрушить внешнюю стенку звуковой канавки. Согласитесь, чистая игла более плавно и свободно скользит по канавке, к тому же меньше изнашивает пластинку. И вообще, она просто лучше звучит.

Очищать иглу следует от тыльной ее части вперед, так, чтобы движения кисточки соответствовали направлению движения грампластинки. Некоторые производители не советуют использовать никаких чистящих жидкостей, другие же, напротив, считают, что применение специальных жидкостей необходимо для эффективного удаления пыли и грязи. Также идут дебаты относительно наилучшего типа кисточки. У одних производителей кисточки сделаны из короткой, жесткой щетины, у других они больше напоминают кисточки для нанесения на ногти лака. Лучше всего следовать рекомендациям изготовителя звукоснимателя. И помните, никогда не следует чистить иглу, жестко закрепив при этом тонарм: вы можете случайно приложить слишком большое усилие к игле и повредить ее.

При хорошем уходе игла обычно служит в течение 1000 часов. Неплохо также через 500 часов работы осмотреть иглу под микроскопом, а затем еще раз — через 800 часов, чтобы вовремя выявить все дефекты, способные повредить пластинку, Задачей иглодержателя является передача механических колебаний иглы к генератору сигнала, поэтому его конструкция также чрезвычайно важна. Иглодержатель должен быть очень легким, жестким и не резонирующим. Чем меньше масса иглодержателя, тем лучше — при прочих равных условиях — звукосниматель тщательнее следует за изгибами канавки. Для получения одновременно хорошей жесткости и малой массы иглодержатели часто изготавливают из экзотических материалов, таких как бор, алмаз, бериллий, титан, керамика, рубин и сапфир. Для уменьшения массы иглодержателя его часто делают полым, а иногда заполняют материалом, демпфирующим резонансы.

Противоположным от иглы концом иглодержатель крепится внутри корпуса звукоснимателя на упругом элементе. Обладая гибкостью, он позволяет иглодержателю свободно двигаться и вместе с тем сохранять изначальное положение. Поскольку у нового звукоснимателя упругий элемент довольно жесткий, потребуется несколько часов, чтобы разработать его для получения наилучшего качества звучания. Нередко бывает так, что после 100 часов работы звукосниматель.

www.hifiaudio-spb.ru


Смотрите также