Как выбрать микрофон для вокала на сцене
Лучший сценический микрофон для живых выступлений (динамический или конденсаторный)?
На форуме есть инфа по данным вопросам, но она достаточно разрозненна и в темах нет общей концепции.Необходимо выбрать универсальный микрофон для живых выступлений для вокала с бескомпромиссным качеством звучания, будет плюсом если его можно использовать и для студийных записей (хотя любой хороший мик можно использовать в студии). Ценовая планка не больше 1000$.
Преимущественно для живых выступлений используются динамические микрофоны (более надёжны и живучи, меньше шумов), но так же существует большой ассортимент конденсаторных микрофонов для лайвов, они дороже как правило в 2-3 раза динамических (лучше АЧХ, лучше чувствительность, однако больше ловят посторонних звуков).
Вопрос в том, стоит ли переплачивать за плюсы конденсаторных микрофонов при сравнении с лучшими представителями динамических микрофонов в живых условиях?
Ещё хотелось бы услышать краткие отзывы, характеристики и рекомендации в применении для каждого из описанных ниже микрофонов.
Список лучших (оптимальных) конденсаторных микрофонов для лайвов (написаны "забугорные" цены на новые):
1) Shure KSM9 - 600-700$
2) Sennheiser E965 - 700$
3) Audix VX10 - 500$
4) Audio-technica AE 5400 - 400$
5) Neuman KMS 105 - 700$
6) Beyerdynamic MC 930 (? - позиционируется как инструментальный, хотя некоторые используют для вокала) - 600$
7) Beyerdynamic TG V96c - 500 euro
Изучив форумы понял, что народ отдаёт предпочтения Sennheiser E965 и Neuman KMS 105 (конденсаторные). Есть также микрофоны для лайвов замечательной фирмы Violet Design PEARL (модификаций standart и grand), про которые ничего не известно, их цена 400-700 $.
Список лучших (оптимальных) динамических микрофонов:
1) Heil Sound PR 35 -250-280$
2) Beyerdynamic TGX 81 - 350$
3) Классика, старые (Made In USA) Shure SM58 и 565SD Unisphere (в зависимости от кондиции от 60$ до 200$)
4) Beyerdynamic M 88 TG - 400$
5) AUDIX om11 - 240$
Здесь (динамические) народ хвалит всё в зависимости от тембра и вида вокала, но как я понял лучшие всё-таки Beyerdynamic, но они и дороже.
Есть ещё такая фирма как Electro Voice, которая делает нормальные и недорогие динамические микрофоны, например Electro-Voice ND967 (200$) и Electro-Voice Co11 (100$), но на мой взгляд они проигрывают всем вышеперечисленным.
Есть также сценический ленточный микрофон Beyerdynamic TG V90R - 400 euro интересно кто-нибудь его использовал (позиционируется именно для лайвов)? Обычно для сцены ленточные микрофоны никак не подходят.
Если кто-то может расширить список, милости просим.
rmmedia.ru
Выбор микрофона для вокалиста - сообщество "Звукорежиссура" — LiveJournal
? LiveJournal- Main
- Ratings
- Interesting
- 🏠#ISTAYHOME
- Disable ads
ru-zvuk.livejournal.com
Вокальные сценические микрофоны
На сегодняшний день существует огромное количество вокальных сценических микрофонов, как бюджетных динамических моделей, так и более дорогих конденсаторных.
Известно, что качество инструмента важно, но не в меньшей степени результат зависит от мастерства музыканта. Чем больше практики, тем лучше. У начинающих музыкантов может возникнуть вопрос, почему звукорежиссеры в большинстве случаев предпочитает не самые дорогие модели микрофонов для сцены? Причина проста: при покупке, например, студийного микрофона, вы получите то, за что заплатили, и, как правило, чем дороже — тем лучше. Но в случае с вокальными микрофонами для выступлений следует помнить о нескольких факторах, которые влияют на качество и на стоимость продукта.
Обращая внимание в первую очередь на внешние данные, акустические параметры, многие забывают о других важных аспектах – например, площади и расположении акустических систем в помещении, в котором будет проводиться работа. Все вместе и каждый по отдельности эти факторы имеют непосредственное влияние на качество звука.
Таким образом, выбор вокального микрофона чаще всего ограничен следующими «запросами»:
- компактный,
- однонаправленный,
- надежный,
- с неплохим дизайном.
В этом случае вряд ли что-то может пойти не так, поэтому на срок работы микрофона влияют лишь условия его эксплуатации.
Отдельно стоит сказать о направленности микрофона, так как очень малое число исполнителей неподвижно стоит на сцене и поет, не поворачивая головы. Все знают, что активное поведение музыканта вызовет большее вовлечение публики. С другой стороны, бывают и исключения, например, если исполнитель во время выступления играет на пианино. Стоит повторить еще раз, что выбор вокального микрофона сугубо индивидуален: что подойдет одному, может совсем не подойти другому человеку.
Чтобы сделать достойный выбор, нужно знать особенности работы того или иного вида микрофона. Чуть ниже мы расскажем основные, базовые моменты, на которые можно ориентироваться при покупке.
Какие бывают микрофоны?
Основных типов сценических микрофонов всего три, они различаются по типу преобразователя:
- динамический,
- конденсаторный,
- ленточный.
Динамические микрофоны
Динамический микрофон – это наиболее популярный и недорогой тип микрофонов. Своей известности он обязан благодаря доступной цене: большинство вокалистов выбирают именно такой тип.
Внутри этого микрофона установлена пластиковая мембрана, которая реагирует на звуковые волны. К мембране крепится металлическая катушка так, что вокруг нее образуется магнитное поле. Когда мембрана реагирует на звук, в катушке образуется электрический сигнал. Так как масса мембраны и катушки достаточно большая, реакция микрофона может замедляться, особенно на высокие частоты. Стоит учитывать такую особенность, хотя для работы на сцене это не критично. Почему нет? Потому что на сцене детализированное звучание не так важно как, например, на студии.
Конденсаторные микрофоны
Сердце конденсаторного микрофона – эта пара металлических пластин, которые закреплены параллельно по отношению друг к другу на расстоянии меньше 1 мм. Одна из пластин закреплена, в то время как вторая приходит в движение от звуковых волн.
Воспроизводимый сигнал в этом случае несколько слабее, в сравнении с динамическим микрофоном, поэтому необходим встроенный предусилитель. Не стоит путать это со внешними микрофонными предусилителями, которые разгоняют звук до линейного уровня. Большинству конденсаторных микрофонов необходимо фантомное питание +48В, которое является стандартом на микшерных пультах и предусилителях.
Несмотря на то, что конденсаторный микрофон обладает расширенным частотным диапазоном и даже имеет лучшее звучание, чем динамический, он не является идеальным выбором для работы на сцене, так как более восприимчив к высоким частотам.
Электретные микрофоны
Электретные микрофоны, по сути, являются «родственником» конденсаторных и работают по схожему принципу, ключевое отличие заключается в том, что электрический сигнал создается самим микрофоном. В электретных микрофонах установлена мембрана из материала (электрета), которая обеспечивает электрический заряд. В такой конструкции все еще нужен предусилитель, который работал бы от фантомного питания или батарей. При этом фантомного питание таким микрофонам требуется гораздо меньше — обычно от 1 до 5 вольт.
Качество звучания таких микрофонов сравнимо с конденсаторными, и цена при этом не очень высокая. Но для вокала они практически не используются. Из-за малых размеров такие микрофоны отлично подходят в качестве микрофонов для подзвучки струнных, духовых, а также акустических гитар и подобных инструментов.
Ленточные микрофоны
В ленточных микрофонах задействована очень тонкая металлическая полоска. Она закреплена между парой магнитов. Полоска реагирует на колебания, и в результате образуется электрический сигнал. Вес такого микрофона обычно очень мал, а высокие частоты не выразительны.
Ленточные микрофоны известны своим теплым мягким звуком. Как правило, из-за особенностей конструкции, направленностью таких микрофонов является «восьмерка». Из-за этого, а также из-за особенностей звучания, данные микрофоны не очень популярны, хотя цена на них сравнима с ценами на конденсаторные и динамические. Тем не менее, ленточные микрофоны не рекомендуются для использования во время живых выступлений.
Характеристики направленности
Все микрофоны имеют разные характеристики направленности, поэтому качество звука у всех микрофонов различается. Некоторые микрофоны отлично улавливают звук с прямой дистанции, другие – только звук с фронтальной стороны, но не с боков, например.
При выборе микрофона для сценических выступлений вопрос направленности нельзя обходить стороной. Иначе придется подстраиваться под микрофон во время работы, что не всегда удобно и правильно. Далее будут рассмотрены основные диаграммы направленности.
Всенаправленные микрофоны
Микрофоны всенаправленные (с круговой направленностью) обладают наиболее детализированным и естественным звучанием. Они улавливают звук, с какой бы стороны он ни шел. Из-за этого в большинстве случаев они используются на студиях, а не на сцене. Для выступлений «живого» формата они редко востребованы, т. к. на сцене будут улавливать не только голос, но и многие другие звуки.
Кардиоидная направленность
Каридоидная направленность (известна также как «однонаправленная») получила свое название из-за того, что диапазон захвата звука сравним с формой сердца. Кардиоидные микрофоны хорошо улавливают звук спереди мембраны, существенно хуже улавливают звук, поступающий со сторон. Такая направленность идеально подходит для сценического микрофона, так как будет захватывать в основном только вокал, а не звук из акустических систем.
Хотя микрофоны с кардиоидной направленностью очень популярны, у них есть один недостаток – так называемый «эффект близости» (proximity effect). Так, неопытные музыканты часто обхватывают ладонью нижнюю часть капсюля, что сразу сказывается на количестве низких частот, появлении перегрузки и в целом на качестве звучания.
Супер- и гиперкардиоида
Микрофоны с супер- или гиперкардиоидой могут понадобиться тем вокалистам, которым необходим микрофон, улавливающий только вокал, и ничего более. У них более узкая направленность. Минусом таких микрофонов является то, что с ними нужно научиться правильно работать, потому, что даже небольшие смещения рта вокалиста относительно оси направленности очень сильно могут сказаться на громкости отдельных партий и частотных характеристиках передаваемого звука. Ну и «эффект близости» у таких микрофонов тоже заметен.
Технические особенности и параметры
Кроме направленности, существуют и другие не менее важные параметры технического характера, на которые стоит обратить внимание.
Частотный диапазон
Частотный диапазон – это воспроизводимые частоты. Напомним, диапазон слышимых человеческим ухом частот составляет от 20 Гц до 20 кГц. Вокальные микрофоны для сценических выступлений обычно имеют рабочий диапазон от 100Гц до 10кГц, с плавными скатами ниже и выше этого диапазона, как, например, у Shure SM58.
Чувствительность
Чувствительность микрофона определяет его способность конвертировать колебания мембраны в электрический ток. Чувствительность микрофонов обычно колеблется в диапазоне 1–3 (динамические) до 10–16 (конденсаторные) мВ/Па. Чем больше значение, тем выше чувствительность микрофона. Например, микрофон с показателем чувствительности в −70 дБ менее чувствителен, чем с −53 дБ. Если микрофон менее чувствителен, то это совсем не является недостатком. Все зависит от сферы применения.
Данный параметр не является самым важным при выборе сценического микрофона, так как в подобной ситуации микрофон обычно располагается очень близко к источнику звука.
Уровень собственного шума
Как и все остальные электрические устройства, микрофон имеет собственный шум. Производители прибегают к различным технологиям с целью снижения уровня данного шума микрофона, так как он может стать помехой при записи. Динамические микрофоны обладают наименьшим уровнем собственного шума.
Также как и чувствительность, данный параметр не является решающим при выборе микрофона, так как остальные звуки на сцене в несколько десятков раз громче собственного шума микрофона, и таким образом перекрывают его.
Уровень звукового давления (SPL)
Уровень звукового давления отображает громкость звука в Дб, которое выдерживает микрофон без появления слышимых перегрузок. От конструкции микрофона напрямую зависит его уровень звукового давления. Динамические микрофоны могут похвастаться лучшим показателем этого параметра - 140dB и выше. Самый низкий показатель - у ленточных микрофонов. Микрофоны с малой мембраной выдерживают больший максимальный уровень звукового давления. Максимальный уровень звукового давления указывает на способность микрофона выдерживать громкие звуки без искажений. 0 дБ SPL - порог слышимости, 70 дБ – диапазон средней речи, а болевой порог - 130 дБ.
Как нужно держать микрофон?
Самая распространенная ошибка в работе с микрофоном на сцене – когда вокалист держит его двумя руками сразу. Как уже было сказано чуть выше, при таком хвате пальцы закрывают нижнюю часть капсюля, что заметно сказывается на восприятии микрофоном звука. Лучше всего держать микрофон одной рукой, губами почти прикасаясь к капсюлю. Опытные вокалисты знают, что во время пения нужно контролировать эту дистанцию, слегка отдаляясь во время громких пассажей, чтобы динамический диапазон пения был ровнее.
Существуют ли «микрофоны для рэпа»?
На самом деле, многие компании просто привлекают к себе хип-хоп музыкантов засчет такого броского определения. ЛЮБОЙ вокальный микрофон динамического типа может использоваться (и используется хип-хоп артистами) для рэпа на сцене. И любой конденсаторный микрофон с большой диафрагмой может использоваться для студии. Единственный момент: желательно, чтобы микрофон обладал хорошей защитой от так называемых «взрывных» звуков - «б» и «п».
Нужно ли покупать микрофон с переключателями?
Переключатель on/off может быть полезен во время проведения мероприятий, когда нужно выдержать небольшую паузу и, соответственно, отключить микрофон, в то время как остальные инструменты будут продолжать звучать. Но в данном вопросе есть и другая сторона – такой переключатель можно легко задеть в самый неподходящий момент, либо он может сломаться. Правильное решение — это собственный звукорежиссер коллектива, который знает когда и где отключать микрофон.
Что будет с динамическим микрофоном, если включить фантомное питание на микшере?
Ничего страшного не произойдет, на микрофон это никак не повлияет. Только если речь не идет о старых ленточных микрофонах (которые не рекомендуются для вокала на сцене).
Как сделать так, чтобы микрофон не “свистел”?
“Свист”, металлический призвук, и подобные проблемы возникают из-за обратной связи (feedback), когда звук (в первую очередь ваш голос) из мониторных акустических систем попадает обратно в микрофон, снова усиливается, опять попадает в микрофон и так по кругу. Резонансные частоты многократно усиливаются, в результате и получается “свист”, “гудение” и т.д.
Как их решать?
- Не направлять микрофон в акустические системы. Не подходить с ним слишком близко к акустическим системам.
- Уменьшить ваш голос в мониторах. Существенно уменьшить резонансные частоты на каналах микшера или даже на мастер-эквалайзере. Как правило, этим занимается звукорежиссер. И тут может возникнуть вечная проблема между “фидбэком” и “я не слышу сам себя!”
- В продолжение предыдущего пункта. Приобрести систему In-Ear мониторинга. Наверняка вы видели у многих артистов вкладные наушники во время выступлений. Это и есть беспроводная система мониторинга. В этом случае ваш голос существенно уменьшается или убирается совсем из мониторов звукорежиссером. А вы себя продолжаете слышать в наушниках, которые идут к беспроводному приемнику на поясе. Ваш голос, в миксе с другими инструментами, или без них, подается отдельным каналом на передатчик, а оттуда – по радиоволнам на ваш приемник. Звук из наушников не попадает в микрофон, “свиста” нет, вокалист поет гораздо увереннее, проблема решена.
Заключение
Сегодня на рынке представлено огромное количество вокальных микрофонов разных типов и разных ценовых категорий. Конечно, выбор определенной модели зависит от возможностей и собственных предпочтений музыканта, однако не стоит забывать и о некоторых рекомендациях, которые были изложены выше.
www.dj-store.ru
помогите выбрать концертный микрофон для женского вокала
конечно есть. если вам действительно интересно - это несложно будет сделать.groovebomb, есть возможность записать вокал в эти мкф, дабы послушать?
проблема в другом. запись даст очень мало, если вы будете слушать её в наушниках/на студийных мониторах.
лайвовые микрофоны - принципиально другая категория инструментов (в отличии от студийных).
конечно, массу народа записывалось в 58 (как RHCP), он действительно дает HOT SOUND (особенно на мужских вокалах), но в реальном времени - это бубнящая, постоянно заводящаяся дуболомная машина, которую разрабатывали черт знает когда.
можно возразить - "вот U47 Тоже разрабатывали черт знает когда...", однако если бы все было так шоколадно, никто бы не разрабатывал Audix i-5 или Heil pr-22 на замену SM57 (в категориях snare/combo).
когда приехал мой первый аудикс - у меня была истерика. я впервые услышал абсолютно американский звук, в современном его понимании. не старопердунское "бум-бум-бум" как в 58, а чистый, ровный и плотный драйв с ошеломляющей детализацией и сверхнизким уровнем фидбэка.
поиски однако продолжались - я с группой работаю 2-3 раза в неделю, оборудование чисто физически изнашивается на разных концертах. OM5 - прекрасная workhorse. но к ней тоже есть масса претензий (за два года с двух микрофонов фактически отпала вся краска и тп). про хейл я слышал давно, случая попробовать не было. Боб Хэйл - выдающийся американский инженер, который очень четко знает, что делает (Боб - жив здоров и поныне). я просто послушал на ютубе, что говорили про PR-35 другие звезды и не раздумывая особенно долго, просто его купил.
в общем, когда ЭТО приехало, народ был (мягко говоря) в приятном шоке. чехол из натуральной кожи (который сам по себе стоит больших денег), изумительное "прорезиненное" покрытие, невероятно удобная "посадка" в руке (вокалистка была счастлива), полное отсутствие фидбэка. завестись он может, но надо очень-очень сильно постараться.
о звуке. умножьте звук аудикса на 10 и увеличьте глубину 3D по всем направлениям в несколько раз - именно так должен звучать микрофон мирового класса для крутых вокалистов. звук лучших конденсаторных моделей, дополненный динамикой и лучшим из возможным "юзабилити" во время работы на сцене.
есть студийная версия этого микрофона - PR-30, вернее PR-35 - это концертная версия студийной.
ну и последнее - в PR-35 поет Стиви Уандер.
даже слепой видит разницу :laugh:
rmmedia.ru