Как выбрать настройку короба фи


-=4=- АВТО ЗВУК (настройка и т.д. новичкам) — DRIVE2

думаю новичкам будет полезно, небольшой пост по сабостроению касаемо spl…
1.Материал.
повседнев…
-если вы строите короб первый раз в жизни то не обязательно покупать сразу дорогую фанеру или мдф, можно начать из старого советского шифонера (толщина обычно 15мм).
-саморезы, из расчёта толщины материала + 2-3см(в общем если доска 2см толщиной саморезы 4,5-5см длиной) если короб строится на повседнев то саморезы можно крутить через каждые 6-7см.Предварительно нужно засверливать отверстия сверлом 3-3,5мм(чтобы при вкручивании не лопнул материал)Сверлом 10-12мм можно сделать небольшую потаю чтобы саморезы не торчали
-при стыковке стенок обычно используются жидкие гвозди, также подойдут различные герметики
-инструмент-шуруповёрт, лобзик, дрель-это минимальный набор.Для более качественой сборки-фрезер, циркулярная пила, лобзик, шуроповёрт, дрель, электрорубанок-но это уже фанатизм.
-не торопитесь обтягивать короба, так как может предётся что нибудь переделывать или настройка порта не понравится.
Что касается спорта.
-фанера 22мм, мдф, переднюю стенку где будет стоять динамик можно сделать двойной.
-саморезы через каждые 4-5см.Чем меньше короб будет резонировать(раздуваться-на глаз конечно не заметно)тем лучше будет результат.
2.Про настройки портов.
-писать заумными словами про частоту настройки порта думаю нет смысла.Распишу просто.При постройки порта мы выбираем для себя настройку от предпочтения той музыки которую слушаем.Низкая настройка например от 26 до 30 гц это флекс(надувается лобовое, раздувает двери и т.д) и ветрогон(бугага у бабы волоса шевелятся-обычные коментарии к видео хаир трика)при такой настройке уши не страдают-это мягкий на слух басс-обычно думают если волоса шныряет значит на уши давит, и как она там сидит.При такой настройке про клубняк, электро, тем более попсу можно забыть, даже не всех негров отыграет этот саб.Настройки от 30гц до 35гц считаются самые распространённые на повседневе-это уже более давильный басс на слух и так же присутствует флекс кузова(не так конечно как на 27гц например)В этой настройке уже негры, даб степ играют отлично.Более универсальной настройкой под негров, клубняк, электро и прочего(кроме попсы) считаются настройки от 35 до 42 гц.Будет бас уже выраженый соответственно флекс снижается.Ну и конечно коробки спорт для замеров это от 45-55гц-слушать музыку на таких коробках невозможно, калашматят по телу до тошноты и головной боли, кузов машины звенит как кастрюля.Короба с такой настройкой делают для замеров на соревнованиях-в народе "боевой короб".Если вы хотите чтобы короб был более универсален для попсы и прочего то делайте закрытый ящик-у динамика не будет запредельного хода, малые размеры, на улице будет слышно сдалека, играет всё кроме низких частот.
Для новичков лучше делать порт из труб-если настройка не понравится то можно просто поменять, наростить, отрезать трубу.Чем короче труба тем выше настройка, соответственно чем длинее тем ниже, тем более порты из труб более музыкальные.Что касается труб так это обычные канализационные трубы диаметром 80,100,150,200,250мм-желательно не б/у)).Настройка порта считается кучами программами, в основном bass port-простая в использовании(потом выложу небольшой мануал как пользоватся этой прогой).Не всегда получается попасть точно в настройку, на практике плюс минус 2 герца отклонения, проверить настройку можно скачав с интернета синусы(короткие треки определённой частоты)например от 25до 60 герц.Включаем треки, идём в багажник, держим руку слегка касаясь центра динамика и смотрим на каком треке будет минимальный ход(еле ощутимый)-это и будет настройкой порта.Если нет пальцев то можно перевернуть короб динамиком вверх и насыпать рис или какую нибудь крупу на него, и смотреть на каком синусе крупинки будут меньше всего скакать, громкость не обязательно большую-достаточно 35% громкости.Некоторые делают порт на 38гц а меньше всего хода у них на 60 например))Оно и понятно, на этой частоте уже могут работать фильтра, не обязательно ганять синусы от низа и до 100гц, если вы метились на 38гц-то достаточно прослушать от 30 до 45Гц.
3.Про литраж.
-многие часто спрашивают на форумах размеры короба например на 50 литров-расчитать совсем просто Ширину Х Высоту Х Глубину и разделить на 1000.Если динамику требуется объём 50 литров то это не значит что нужен короб на 50 литров, 50 литров это чистый объём с которым будет работать динамик, соответственно короб нужно делать большего объёма так как сам динамик, порты, перегородки сжирают объём.Например:требуется 50 литров чистого объёма, имеем динамик который сжирает 5 литров(проверить сколько литров вытесняет динамик можно набрав воды в ведро например 10 литров, засунуть динамик в ЦЕЛЫЙ!целофановый мешок и опустить в ведро-вода выльется с ведра, вытаскиваем динамик, смотрим сколько осталось в ведре(например осталось 5 литра, соответственно 10-5=5-это и есть объём динамика).Это конечно изощрение так как на практике плюс минус 5 литров разницы не дают(это касается ФИ для Зя думаю точность не помешает).Вернёмся к расчётам, итак мы имеем например динамик вытесняемым объёмом 5 литров, у нас ещё есть порт(допустим трубы, прорамма басс порт выдаст объём труб-например 15 литров).Соответственно у нас получилось 5(динамик)+15(трубы)=20 вытесняемых литров.В итоге нам нужен короб 50(требуемого)+20(вытесняемого)=70 литров-это внутрений литраж короба, так как у нас есть ещё стенки размеры которых мы прибавим к размерам.
теперь считаем по простой формуле-70000/Ш/В=Г, ширину и высоту мы можем задать сами, а глубину выдаст формула.Например динамик 12дюймов диаметром 30 см.Задаём ширину(это считается индивидуально)пусть у нас ширина короба будет 60см, а высота например 45см.Что мы имеем 70000/60/45=26см-это будет глубина короба, она неизменна так как её задала формула, можно короб сделать уже или ниже тогда соответственно глубина будет увеличиватся.Мы имеем размеры ширину 60, высоту 45, глубину 26-это размеры ВНУТРИ короба, соответственно мы к этим размерам прибавляем толщину стенок, например 2см фанера-ширина60+4см=64, высота45+4=49, глубина 26+4=30.Эти размеры и будут размерами снаружи короба, внутри у нас так и останется-60,45,26.
4.Про литраж.
-в основном в топовых динамиках в описании написан литраж который рекомендует производитель для ФИ и для ЗЯ.Настройки порта написаные в инструкции можно не брать во внимание.Накрайняк есть куча форумов и статей где люди уже пробывали данный динамик в разных объёмах.
-В частых случаях для 10" от 30 до 45литров, 12" от 40 до 65 литров, для 15" от 85 до 110, для 18" от 160 до 220.Это касается ФИ корпусов.
-часто есть мнение что чем больше короб тем лучше-это применительно только к тому случаю если у вас слабый усилитель, если вы уверены что ваш динамик 400ватт и усилитель 300ватт честных, то для динамика которому нужно 50 литров можно сделать короб на 60-65 литров-это компенсирует недостаток мощности.Если у вас всё подобрано по мощности как надо то при большом(завышеном) объёме динамик будет выходить на запредельный ход-так как объём не будет нагружать динамик, в итоге оторваные шайбы, подводящие, порваный подвес и прочее.Меньший объём применителен на боевых коробках-золотое правило-меньше короб больше порт-но это касается спорта.
-если вы сомневаетесь с объёмом то можно сделать короб больше-уменьшать можно приклеивая к стенка куски пенопласта или закидывать бутылки с водой))Увеличить короб уже проблемно.
Всё это касается повседнева, учите теорию, курите по форумам, ищите более полные параметры по своим динамикам, пилите больше коробков.Следующий пост сделаю по бас порту.
Помните низкие частоты опасны для вашего автомобиля)))
Вроде для новичков всё доходчиво расписал.

www.drive2.ru

Переделываем настройку ФИ короба для сабвуферов — Сообщество «Автозвук» на DRIVE2

Добрый день друзья, крутым парням можно сразу закрывать эту запись она скорее всего может быть интереса только новичкам, речь пойдет о выборе настройки короба фазоинверторного исполнения под предпочтения в музыке и влиянии её на звуковое давление, на примере конкретного авто.
Не так давно был сделан короб настройкой порта 28герц для ветра, флекса, низкого баса. С такой настройкой будет отлично звучать музыка следующих жанров: негры и дабстеп. Бас будет мягким, бархатистым, создающим максимальное движение воздуха по салону авто, будут присутствовать повышенные вибрации элементов салона и кузова.
Сейчас решил переделать короб с настройкой повыше, для этого немного подзажал объем с 65 литров грязными на дин до 50 и укоротил фазик настройка получилась примерно 35 герц. Учитывая резонансную частоту моего салона в районе 42 герц я рассчитываю получить один более менее ровный подъем было так. С такой настройкой должны отлично зазвучать, клубная музыка, попса, рок, в общем музыка где есть инструмент барабан а не сабвуфер :) Бас получился долее собранный, детальный если можно так выразиться.
Что касается влияния настройки на результат, чем ближе к резонансной частоте салона тем выше звуковое давление. В моей машине не прислушается цель получения максимального результата ибо это всего лишь цифра, слушать повседневно короб настроенный в резонансную частоту салона извращение, горб будет очень выражен, на слух барабан во всех композициях будет примерно одинаковый.
Несмотря на это результат естественно подрос было 140.9, усилитель тот же cadence dakota в 1ом динамики DD 512 две штуки.
пс. для гуру на истину в последней инстанции не претендую, это мои умозаключения по данному поводу, к незлобным дополнениям в комментариях отношусь нормально :)

www.drive2.ru

Простая методика настройки фазоинвертора — DRIVE2

«Колонкостроительством» я начал заниматься ещё в начале 80-х. Вначале это был просто «динамик в ящике», но затем, конечно, я принялся изучать влияния параметров ящика (и фазоинвертора) на звучание динамика.

Попав на этот автомобильный сайт, я увидел много «сабвуферостроителей», и был сильно поражён, что для подавляющего большинства это просто «динамик в ящике», и чем больше размер динамика и ящика, тем лучше. Да, в некоторой степени, для закрытого ящика это верно. Но никак не для фазоинвертора…

Фазоинвертор требует тщательной настройки. А что мы видим на практике? В качестве фазоинвертора люди монтируют канализационные трубы непонятной длины, делают «щелевые фазоинверторы» по образу: «по этим отличным размерам Петя делал», ставят при этом совсем другой динамик. Тот, кто не может сделать по нормальному – изготавливает закрытый ящик (и правильно делает!).

Конечно же, есть такие отличные программы для моделирования акустики, к примеру, JBL SpeakerShop. Но они потребуют от вас введения множества исходных параметров. И даже зная эти параметры, расхождение в реальности получится, просто большое (динамик окажется совсем другой, короб немного различается по размерам, наполнителя не знаем, сколько нужно, фазоинверторная труба немного другая и т.п.)

Есть простой метод для настройки фазоинвертора, при которой не потребуется знать правильные исходные данные для ваших динамиков, ящиков, а также не требуются сложные измерительные приборы или математические расчёты, а также не потребуются очень сложные измерительные приборы или же расчёты математические. Скажу проще, всё уже было давно продумано и проверено на практике!

Методика настройка фазоинвертора, даёт погрешность 5%. И существует более 30-ти лет. Я ей пользовался еще, будучи школьником.

Для начала, нужно разобраться, чем ящик с фазоинвертором отличается от закрытого ящика?

Каждый динамик, как механическая система, обладает собственной резонансной частотой. Выше этой частоты динамик звучит «довольно гладко», а вот ниже – уровень, создаваемого им звукового давления, падает. Причём падает со скоростью 12 дБ на октаву (т.е. в 4 раза на двукратное снижение частоты). За «нижнюю границу воспроизводимых частот» принято считать частоту, на которой уровень падает на 6 дБ (т.е. в 2 раза).

АЧХ динамика в открытом пространстве

Установив динамик в ящик, его резонансная частота немного повысится, из-за того, что к упругости подвеса самого диффузора добавится упругость сжимаемого в ящике воздуха. Подъём резонансной частоты неминуемо «потянет за собой» вверх и нижнюю границу воспроизводимых частот. Чем меньше объём воздуха в ящике, тем выше его упругость, и, следовательно, выше резонансная частота. Отсюда и возникает желание «сделать ящик побо-о-о-ольше».

Жёлтая линия – АЧХ динамика в закрытом ящике

Сделать ящик «побольше» в некоторой степени можно не увеличивая его физические размеры. Для этого ящик заполняют демпфирующим материалом, например, ватой. Не будем вдаваться в физику этого процесса, но по мере увеличения количества такого наполнителя, резонансная частота динамика в ящике понижается (увеличивается «эквивалентный объём» ящика). Если же наполнителя будет слишком много, то резонансная частота начинает повышаться снова.

Опустим влияние размеров ящика на другие параметры, такие как добротность. Оставим это опытным «колонкостроителям». В большинстве практических случаев, из-за ограниченного пространства, объём ящика получается довольно близкий к оптимальному (мы же не строим колонки размером со шкаф). И смысл статьи, не загружать вас сложными формулами и расчётами.

Отвлеклись. Ну, с закрытым ящиком теперь всё ясно, а что же даёт нам фазоинвертор? Фазоинвертор – это «труба» (не обязательно круглая, может быть и прямоугольного сечения и узкая щель) причём определённой длины, которая совместно с объёмом воздуха в ящике обладает собственным резонансом. На этом «втором резонансе» поднимается звуковая отдача колонки. Необходимо выбрать частоту резонанса немного ниже частоты резонанса динамика в ящике, т.е. в той области, где у динамика начинается спад звукового давления. Таким образом, там, где у динамика начинается спад, возникает подъём, который в какой-то степени этот спад компенсирует, расширяя нижнюю граничную частоту воспроизводимых частот.

Красная линия – АЧХ динамика в закрытом ящике с фазоинвертором

Кстати, ниже частоты резонанса фазоинвертора спад звукового давления будет круче, чем у закрытого ящика и составит 24 дБ на октаву.

Следовательно, фазоинвертор позволяет расширить диапазон воспроизводимых частот в сторону нижних частот. Так как же выбрать частоту резонанса фазоинвертора?

Если частота резонанса фазоинвертора будет выше оптимальной, т.е. она будет находиться близко к резонансной частоте динамика в ящике, то мы получим «перекомпенсацию» в виде выпячивающегося горба на частотной характеристике. Звучание станет бочкообразным. Если частоту выбрать чересчур низкую, то подъём уровня не будет чувствоваться, т.к. на низких частотах отдача динамика падает слишком сильно (недокомпенсировали).

Голубые линии – не оптимальная настройка фазоинвертора

Это очень тонкий момент – или фазоинвертор даст эффект, или не даст ничего, или, наоборот, испортит звучание! Частоту фазоинвертора необходимо выбирать очень точно! Но где взять эту точность в гаражно-домашней ситуации?

На самом деле, коэффициент соразмерности между частотой резонанса динамика в ящике и частотой резонанса фазоинвертора, в подавляющем большинстве реальных конструкций составляет 0,61 – 0,65, и если принять его равным 0,63, то погрешность составит не больше 5%.

Кому интересно почитать теорию рекомендую:
1. Виноградова Э.Л. «Конструирование громкоговорителей со сглаженными частотными характеристиками», Москва, изд. Энергия, 1978
2. «Ещё о расчёте и изготовлении громкоговорителя», ж. Радио, 1984, №10
3. «Настройка фазоинверторов», ж. Радио, 1986, №8

Теперь перенесём теорию на практику – так нам ближе.

Как же измерить резонансную частоту динамика в ящике? Как известно, на резонансной частоте, «модуль полного электрического сопротивления» (Impedance) звуковой катушки возрастает. Проще говоря – сопротивление возрастает. Если для постоянного тока оно составляет, к примеру, 4 Ома, то на резонансной частоте оно вырастет до 20 — 60 Ом. Как это измерить?

Для этого, последовательно с динамиком нужно включить резистор номиналом на порядок выше собственного сопротивления динамика. Нам подойдёт резистор номиналом 100 – 1000 Ом. Кстати, измеряя напряжение на этом резисторе, мы можем оценивать «модуль полного электрического сопротивления» звуковой катушки динамика. На частотах, где сопротивление динамика будет высокое – напряжение на резисторе будет наименьшим, и наоборот. Так, а чем измерить?

Измерение импеданса динамика

Абсолютные значения нам не важны, нам нужно лишь найти максимум сопротивления (минимум напряжения на резисторе), частоты сравнительно низкие, поэтому можно воспользоваться обычным тестером (мультиметром) в режиме измерения переменного напряжения. А где взять источник звуковых частот?

Конечно, в качестве источника лучше использовать генератор звуковых частот… Но оставим это профессионалам. Проще всего создать компакт-диск с записанными треками звуковых частот, созданный в какой-либо компьютерной программе, например, CoolEdit или Adobe Audition. Даже я, имея измерительные приборы дома, создал CD на 99 треков, по несколько секунд каждый, с рядом частот от 21 до 119 Гц, с шагом 1 Гц. Очень удобно! Переключаешь треки – меняешь частоту. Частота равна номеру трека + 20. Довольно просто!

Процесс измерения резонансной частоты динамика в ящике выглядит следующим образом: «затыкаете» отверстие фазоинвертора (куском фанеры и пластилином) включаете CD на воспроизведение, устанавливаете приемлемую громкость, и, не изменяя её, «прыгаете» по трекам и находите трек, на котором напряжение на резисторе будет минимально. Всё – теперь частота вам известна.

Кстати, параллельно, измеряя резонансную частоту динамика в ящике, вы можете подобрать оптимальное количество наполнителя для вашего ящика! Постепенно добавляя количество наполнителя, смотрите изменение резонансной частоты. Находите то оптимальное количество, при котором резонансная частота будет минимальная.

Зная значение «резонансной частоты динамика в ящике с заполнителем» легко найти оптимальную резонансную частоту фазоинвертора. Просто-напросто умножьте её на 0,63. К примеру, получили резонансную частоту динамика в ящике 62 Гц – следовательно, оптимальная частота резонанса фазоинвертора будет примерно 39 Гц.

Теперь «открываем» отверстие фазоинвертора, и, изменяя длину трубы (тоннеля) или её сечение, настраиваем фазоинвертор на требуемую частоту. Как это сделать?

Да с помощью того же резистора, тестера и CD! Только нужно не забывать, что на частоте резонанса фазоинвертора, наоборот, «модуль полного электрического сопротивления» катушки динамика падает до минимума. Поэтому, искат

www.drive2.ru

Короб для сабвуфера: Фазоинвертор, закрытый ящик, сравнение

В автозвуке существует множество вариантов акустических оформлений коробов. Поэтому многие новички не знают, что выбрать лучше всего. Наиболее популярные виды коробов для сабвуфера – это закрытый ящик и фазоинвертор.

А также существуют такие оформления, как бандпасс, четвертьволновый резонатор, фриэир и другие, но при построении систем они применяются крайне редко по разным причинам. Решать, какой выбрать короб для сабвуфера должен сам владелец динамика исходя из требований к звучанию и опыта.

Советуем обратить внимание на статью из какого материала лучше делать сабвуферный короб. Мы наглядно продемонстрировали как влияет жёсткость короба на качество и громкость баса.

Закрытый ящик

Данный тип оформления самый простой. Закрытый ящик для сабвуфера несложно рассчитать и собрать. Его конструкция представляет собой короб из нескольких стенок, чаще всего из 6.

Преимущества ЗЯ:

  1. Несложный расчет;
  2. Несложная сборка;
  3. Маленький литраж готового короба, а следовательно компактность;
  4. Хорошие импульсивные характеристики;
  5. Быстрый и четкий бас. Хорошо отыгрывает клубные треки.

Недостаток у закрытого ящика всего один, но он порой является решающим. У данного типа оформления очень низкий уровень КПД относительно других коробов. Закрытый ящик не подойдет для тех, кому хочется высокого звукового давления.

Однако он подойдет для любителей рока, клубной музыки, джаза и подобного. Если человеку хочется баса, но нужно место в багажнике, то закрытый ящик – это идеальный вариант. Закрытый ящик будет плохо играть если выбран неправильный объем. Какой объём короба нужен для данного типа оформления уже давно решили опытные люди в автозвуке путем вычислений и экспериментов. Выбор объема будет зависеть от размера сабвуферного динамика.

Чаще всего встречаются динамики таких размеров: 6, 8, 10, 12, 15, 18 дюймов. Но также можно найти динамики других размеров, как правило в инсталляциях они используются очень редко. Сабвуферы диаметром 6 дюймов выпускаются несколькими компаниями и в инсталляциях также встречаются редко. В основном люди выбирают динамики диаметром 8-18 дюймов. Некоторые люди указывают диаметр сабвуферного динамика в сантиметрах, что не совсем правильно. В профессиональном автозвуке принято выражать размеры в дюймах.

 

Рекомендуемый объём для сабвуфера закрытый ящик:

  • для 8-дюймового сабвуфера (20 см) требуется  8-12 литров чистого объема,
  • для 10-дюймового (25 см)  13-23 литров чистого объема,
  • для 12-дюймового (30 см) 24-37 литров чистого объема,
  • для 15-дюймового (38 см) 38-57- литров чистого объема
  • а для 18-дюймового (46 см) потребуется  58-80 литров.

Литраж дан приблизительно, так как для каждого динамика нужно выбирать определенный объем, исходя из его характеристик. Настройка закрытого ящика будет зависеть от его объема. Чем больше объем короба, тем меньше будет частота настройки короба, бас получится более мягкий. Чем объем короба меньше, тем частота короба будет выше, бас получится более чёткий и быстрый. Не стоит слишком увеличивать или убавлять объем, так как это чревато последствиями. При расчёте короба придерживайтесь объёму который был указа выше Если будет перебор объема, то бас получится расплывчатым, нечетким. Если объема не будет хватать, то бас будет очень быстрым и «долбить» по ушам в худшем смысле этого слова.

От настройки короба зависит многое, но не менее важный момент — это «Настройка магнитолы».

Фазоинвертор

Данный тип оформления довольно сложнее рассчитать и построить. Его конструкция значительно отличается от закрытого ящика. Однако у него есть преимущества, а именно:

  1. Высокий уровень КПД. Фазоинвертор будет воспроизводить низкие частоты намного громче, чем закрытый ящик;
  2. Несложный расчет корпуса;
  3. Перенастройка в случае необходимости. Это особенно важно для новичков;
  4. Хорошее охлаждение динамика.

Также фазоинвертор имеет и недостатки, число которых больше, чем у ЗЯ. Итак, минусы:

  • ФИ громче, чем ЗЯ, но бас здесь уже не такой четкий и быстрый;
  • Размеры ФИ короба гораздо больше по сравнению с ЗЯ;
  • Большой литраж. Из-за этого готовый короб будет занимать больше места в багажнике.

Исходя из преимуществ и недостатков можно понять, где используются ФИ короба. Чаще всего их используют в инсталляциях, где необходим громкий и выраженный бас. Фазоинвертор подойдет для слушателей любого репа, электронной и клубной музыки. А также он подойдет для тех, кому не нужно свободное место в багажнике, так как короб будет занимать почти все пространство.


ФИ короб поможет получить больше баса, чем в ЗЯ от динамика маленького диаметра. Однако для этого потребуется гораздо больше места.

Какой объем короба требуется для фазоинвертора?

  • для сабвуфера диаметром 8 дюймов (20 см) понадобится 20-33 литров чистого объёма;
  • для 10-дюймового динамика (25 см) – 34-46 литров,
  • для 12-дюймового (30 см) – 47-78 литров,
  • для 15-дюймового (38 см) – 79-120 литров
  • и для 18-дюймового сабвуфера (46 см) нужно 120-170 литров.

Как и в случае с ЗЯ, здесь даны неточные цифры. Однако в ФИ корпусе можно «играть» с объемом и брать значение меньше рекомендуемых, выясняя при каком объеме сабвуфер играет лучше. Но не стоит слишком сильно увеличивать или ужимать объем, это может привести к потере мощности и выходу динамика из строя. Лучше всего опираться на рекомендации производителя сабвуфера.

 

От чего зависит настройка ФИ короба

Чем больше объем короба, тем меньше будет частота настройки,  скорость баса уменьшается. Если же нужна частота повыше, то объем необходимо уменьшить . Если у вас номинальная мощность усилителя превышает номинал динамика, то объём рекомендуется делать поменьше.  Это нужно для того, чтобы распределить нагрузку на динамик и исключить его превышение хода. Если же усилитель слабее динамика то объём короба рекомендуем сделать чуть больше. Это компенсирует громкость из-за недостачи мощности.


Площадь порта также должна зависеть от объема. Средние значения площади порта динамиков следующие:

для 8-дюймового сабвуфера потребуется 60-115 кв.см,

для 10-дюймового – 100-160 кв.см,

для 12-дюймового – 140-270 кв.см,

для 15-дюймового – 240-420 кв.см,

для 18-дюймового – 360-580 кв.см.

Длинна порта так же влияет на частоту настройки сабвуферного короба, чем длиннее будет порт тем ниже настройка короба, чем короче порт соответственно частота настройки выше. При расчете короба для сабвуфера прежде всего необходимо ознакомиться с характеристиками динамика и рекомендуемыми параметрами корпуса. В некоторых случаях производитель рекомендует совершенно иные параметры короба, чем те, которые даны в статье. Динамик может иметь нестандартные характеристики, из-за чего он будет требовать определенного короба. Такие сабвуфер чаще всего встречаются у компаний-производителей Kicker и DD. Однако у других производителей такие динамики также имеются, но в гораздо меньших количествах.

Объёмы даны примерные, от и до. Он в зависимости от динамика будут отличаться, но как правило они будут находиться в одной и той же вилке… К примеру для 12 дюймового сабвуфера это 47-78 литров а порт будет от 140 до 270 кв. см, а как более подробно рассчитать объём, всему этому мы будем учиться в последующих статьях. Надеемся что данная статья ответила вам на ваш вопрос, если у вас есть замечания или предложения вы можете оставить свой комментарий ниже.

Информация которую вы узнали отлично подойдет для тех кто хочется научиться считать короба самостоятельно.

 

caraudioinfo.ru

Как выбрать настройку ЧВ короба для сабвуфера. Настройка ЧВ резонатора

Наверное, вы хотя бы что-то слыхали о четвертьволновых резонаторах.
Этот вид корпусов используется при построении сабвуферов и НЧ звеньев акустических систем не так уж широко по сравнению, скажем, с фазоинвертором и закрытым ящиком.
Но почему? Ведь четвертьволновик даёт несомненные жирные плюсы:

  • выигрыш в КПД,
  • отличную проработку баса,
  • низкий уровень групповых задержек.

Словом, «и громко, и качественно».

Возможно, потому, что есть минусы:

  • относительно большой объем ящика,
  • ЧВ не терпит перегрузок,
  • довольно требователен к выбору динамика.

Впрочем, последний пункт относится и к фазоинвертору.

Возможно, широкое применение ЧВ сдерживается и некоторой трудоёмкостью его расчета. Хотя сам по себе расчет не так уж сложен, но обычно пока спроектируешь короб, приходится перебрать несколько вариантов, каждый раз заново всё пересчитывая. Это и утомительно, и отнимает много времени. И когда долго чем-то занимаешься, начинаешь делать ошибки, а они совершенно недопустимы при расчете ЧВ. Если у вас есть короб и хотите определить его настройку то вот ссылка.

Если не применять различные программы, то ЧВ короб можно подогнать по следующим параметрам:

1. Какую настройку частоты выбрать.

Частота

(Гц)

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
1к2

(раскрыв) м.

3,25
3,15
3,06
2,97
2,87
2,78
2,71
2,64
2,58
2,51
2,44
2,39
2,33
2,28
2,22
2,17
1к1

(прямой) м.

2,86
2,78
2,70
2,62
2,54
2,46
2,40
2,34
2,27
2,21
2,15
2,10
2,05
2,00
1,96
1,91
2к1

(сужение) м.

2,46
2,39
2,32
2,25
2,18
2,11
2,06
2,00
1,95
1,89
1,84
1,80
1,76
1,72
1,68
1,64
Муз.
предпочтения
«Нигга»
«Все
подряд»
«Туц-Туц»

1к2 — Этот порт как рупор…увеличеваеться на окончании, размеры его больше, но КПД выше.

1к1 — Это самый простой порт…прямой! В таблице указана длина порта.

2к1 — Сужающийся порт, сэкономит место, при правильном расчете разницы от двух предыдущих не отличить.

2. Какая нужна площадь порта?

Выбираем размер своего динамика и требования от корпуса(максимум музыкальности или компромисс, между громкостью и качеством). Для двух динамиков, площадь порта в 2 раза больше.

Размер
динамика
(дюймы)
Эффективная
площадь
диффузора (см^2)
Музыкальный
корпус
(см^2)
Музыка\Громкость
(см^2)
Максимальная
громкость (см^2)
4 50 50 75 100
5 75 75 110 150
6 125 125 180 250
8 200 200 300 400
10 310 310 465 600
12 480 480 720 950
13 600 600 900 1200
15 800 800 1200 1600
18 1200 1200 1800 2400

3. Характеристики динамиков идеально подходящих для ЧВ коробов.

Размер
динамика (дюйм)
Добротность
(qts)*
Резонанс
динамика (fs)*
Эквивалентный
объем (Vas)
5
и меньше
0,5
и выше
60
и выше
15
и меньше
6 0,5-0,4 50-60 20
8 0,4 40-50 40
10 0,4 30-35 70
12 0,4 25-30 100
15 0,3 25-30 150
18 0,3
и ниже
25
и ниже
200
и больше

*наиболее важный параметр

Для расчетов удобно использовать программу для ЧВ коробов

Похожее

soundload.ru

Hyundai Elantra Занимательный SPL lιllι › Бортжурнал › Как узнать настройку короба. Небольшой ребилд коробка.

Запилил как то в 2012г. я свой первый короб, тогда ещё для Ориса АМВ-12. Пилил из листа какого-то старого дсп 17мм и шкафов(шкафы наше всё)). Соответсвенно короб экспериментальный и временный, но как мы знаем, нет ни чего более постоянного, чем временное. Так получилось, что потом в этом коробе катались уже два Ориса как в ЗЯ так и в ФИ исполнении, а потом и вовсе вторая дырка закрылась заплаткой и поселился ГЗ.

ГЗ в проверенном временем коробе)


Год в общем так с ГЗ прокатался, и все руки не доходили посмотреть с какой настройкой он там катается. И вот таки перед тем как отдать машину в ремонт, замерил настройку.

Может кто не знает, но замерить настройку ФИ очень просто. Для этого качаем на флешку, либо телефон, либо ещё какой носитель пачку синусов. Мне достаточно было закинуть синусы от 27 до 40гц, ну так как я знал что настройка по-любому в этих пределах. Так же ещё можно скачать на телефон приложение тонгенератор, тоже удобно пользоваться если есть в мафоне блютуз(я пускал синусы поочередно с тедефона через БТ). Дальше выкидываем короб из багажника или роняем его в багажнике, короче задача что бы дифузор занял горизонтальное положение. Сыпем на дифф какую-нибудь мелку хрень, будь то кусочки провода, бисер, пшено))) Дальше собственно гоним синусы и смотрим на какой частоте эти частички перестанут прыгать — там и настройка. Хотя впринципе можно и пальцем определить, если есть возможность погромче наболтать.

Намерил в итоге 30гц. Это очень низко для ГЗ экстрима, так как это ниже резонансной частоты (Fs=33-34гц) динамика, а ниже нее не рекомендуется короб настраивать. Решил я что пока с фальшполом не растет и басу хочется, короб надо переделать(благо переднюю крышку собирал на силиконе спецом, остальное на жидких гвоздях), точнее сам порт, ну и плюсом короб сифонил по старым дыркам от саморезов и по швам кое где.

Сначала конечно надо было рассчитать, тут как всегда пользовался программкой BassPort, высчитал что порт надо укоротить на 23см, что бы получить настройку 35гц, при этом чистый объем для дина составит ~61л, что впринципе нормально, а вот сечение порта для этого динамика архималенькое, напомню оно 190кв.см. Но решил с сечением в этом коробе не колдовать, после фальшпола буду пилить новый ящик из 20й фанеры и там уже сдалаю квадратов 220-250, либо из 160й трубы с раскрывами.

Дождался нормальной погоды и поехал в гараж далать дела. В гараже как на зло опять не было электричества, поэтому пилить предстояло полотном от ножовки. Ладно хоть шуруповерт есть, саморезы выкручивать, вскрыл короб. Намерил, разметил и решил засверлиться сначала, дабы ускорить процесс запила порта. Пилил, матерился, опять пилил и опять матерился) В итоге победил его конешн.

Засверлил запил)


Это победа!


Промазал все швы герметиком и оставил на солнышке сохнуть. Дальше занялся устранением утечек воздуха в передней крышке. Залил герметиком все старые дырки от саморезов, которые со времен орисов остались. Сильно сифонило из под самого динамика, так как между ним и дсп никакого уплонения не было, у орисов в этом плане лучше — там идет кольцо резиновое. Решил сделать силиконовую уплотнительную прокладку сам. Для этого берем мусорный пакет, засовываем в него динамик и кидаем в мусоропровод вместе со всеми мыслями об автозвуке, мажем герметосом прилегающую поверхность короба, ну и собственно садим дин на место. Оставляем его так висеть пока герметик не обсохнет, под весом динамика герметик распределится как надо, прикручивать дин разумеется не надо.

На мусор!


Кружок герметоса


Садим дин в пакете


Следующая "дующая" точка — это дырка через которую провод выходил из короба. Сколько я ни пытался загерметить провод в ней — всё тщетно, дуло, так как провод имел ход. Поэтому решил вообще отказаться от такого решения, в пользу сквозных металлических шпилек и загерметил эту дырку наглухо. Купил болт 6х140 за 7-50 и сделал с него две шпильки) шайбы и гайки самоконтрящиеся были.

Шпильки аудиофильские


Ну а провод который шел от дина к усю располовинил и концы в клеммы обжал, ну что бы по фен-шую на шпильки прикрутились) Не голый же провод на шпильки наматывать и гайкой прижмать)

Клеммы по 4р/шт


На следующий день приехал, дин из пакета достал, а сам пакет сволачуга на половине окружности хорошо прилип к герметику, не отдирается от герметика и все) Поэтому если кто будет так же маяться, то рекомендую перед погружением брызгануть пакет силиконовой смазкой. Ну оторвал пакет по максимуму, но на герметике осатались кусочки, благо пакет тоненький, ну сами знаете какие мусорные мешки) В итоге имеем мягенькое упругое тоненькое уплотнение, поидее даже вечное наверно, а вот если уплотнять битопластом, то на один раз хватает.

Собрал, уже переднюю крышку на жидких гвоздях в этот раз — назад пути нет. Внутри промазал тоже все силиконом. Должно перестать сифонить.

Короб просох, прикрутил дин, замерил настройку и тут небольшая засада ждала меня, настройка получилась 33-34гц, хотя в проге я считал на 37гц, что бы с учетом виртуального удлинения(так как порт вдоль задней стенки) настройка получилась 35-36, а по итогу вышло ниже, че поделаешь, назад пути нет)) В следующем коробе будем повыше отстраивать.

Ну и немного проревизировал нулёвку, минусовой конец еще немного подстриг, что бы лучше в терминал залазил, плюсовой в термоусадку засунул.

Усяка


Теперь вопрос к шарящим. Короче на треке Gucci Mane, название песни позже, на громкости мафона 47-50 делений если минут 10 погонять, колпак динамика стает теплым, но не горячим. При том что дин зацеплен в 4 ома на кикс 1.600, гейн 50%, сабсоник от 29гц, басбусты в ноль, просадок ниже 13.4в на усе не бывает. Потепление колпака — это повод для беспокойств или пока не горячий и нет вони катухи не заморачиваться?! Может ли это быть связано с малой площадью порта?

www.drive2.ru

Сабвуферы ФИ ЗЯ — DRIVE2

ФИ плюсы и минусы
ФИ преимуществаПреимущество ФИ существенны — это высокое КПД корпуса, то есть при одной и той же подводимой мощности к динамику в ФИ звуковое давление будет больше на определенных частотах. При построении СПЛ систем данный тип корпуса подходит идеально. Настройкой фазоинвертора, можно подчеркнуть нужную вам частоту, если хотите, чтобы максимальное звуковое давление было на 30Гц, настраиваете фазоинвертор, и получаете требуемый эффект, чего нельзя сделать в ЗЯ.
Недостатки ФИ — это сложное изготовление, не так изготовление как расчет самого фи, для данного типа оформления всегда требуется больше объем ящика чем для ЗЯ, качество звука не такое мелодичное, сложно добиться мягкого звучания, особенно если нуждается мягкий бас, данная система нуждается в фильтре (частот ниже 20Гц). Любители звукового давления, на вопрос ЗЯ или ФИ, всегда выбирают ФИ, так как с него можно выжать больше! Громкие сабвуферы стараются делать у ФИ исполнении.

ФЗ

ЗЯ

ЗЯ

Преимущества ЗЯ очевидны, данный тип корпуса легко рассчитать, и еще легче собрать. Объем корпуса сабвуфера для одного и того же низкочастотного динамика требуется меньше, нежели у фазоинвертора. В данном типе корпуса получается хорошая, ровная АЧХ, что дает качественный ровный бас. При работе на больших мощностях, вероятность вылета диффузора сабвуфера с корпуса небольшая, когда при ФИ такое бывает. Происходит это из-за того, что при подаче очень низкочастотного сигнала 15-25гц, диффузор сабвуфера пытается максимально отойти от магнита самого динамика, и в закрытом ящике воздух внутри, держит диффузор, а в ФИ на такой частоте, воздух спокойно проходит в фазоинверторе, и не держит диффузор динамика.

Если вам надо громкое звучание, чтобы слышно было на пару кварталов то лучше ФИ но сразу надо готовится к сложным работам с корпусом и мучительным настройкам ФИ. А если Вам надо качественное и приятное звучание, то лучше выбрать ЗЯ, немного теряете в давлении, но выигрываете в качестве и в размере ящика. Когда у меня спрашивают ФИ или ЗЯ, то я выбираю ЗЯ — качество звучания прежде всего, если не считать SPL:)…

ЧВ

В данной статье мы не будем углубляться в теорию четвертьволнового резонатора или в простонародье – четвертьволновик (ЧВ), а рассмотрим вещи с бытовой точки зрения обычного пользователя. У данного типа оформления, используемого для сабвуфера, есть как преимущества, так и недостатки, последних впрочем совсем не много.

tn_1.jpg tn_2.jpg tn_3.jpg

Основные преимуществами ЧВ являются:

1. Низкий уровень групповых задержек, точность проработки баса и детальность порой даже выше закрытого ящика;
2. Плавный и на удивление широкий диапазон воспроизводимых частот, при правильном подходе ЧВ легко отрабатывает как верхний бас, так и самый нижний;

3. Высокий КПД, с одинаковой мощности Вы получаете отдачу, в среднем на 20-40% превышающую фазоинверторы или бандпассы, и на 150-300% закрытый ящик.

Согласитесь, это просто отличный бонус даже к самому хорошему сабвуферу.

Однако, есть и недостатки:

1. Занимает приличную часть багажника, если не его весь;

2. Довольно требователен к выбору динамика, слабые магнитные системы, низкая величина линейного хода и тяжелая подвижная часть – все это не для ЧВ, противопоказан к использованию с мощностями, в 2 и более раза превышающими номинальную мощность сабвуфера.

И так какие же сабвуферные головки можно использовать в данном типе оформления:

В данном оформлении можно применять любые динамики 10", 12" с добротностью до 0.5!
Для каллибра 15" добротность до 0.45 а 18" не выше 0.4!
Рекомендую использовать динамики с большим линейным ходом, это даст очень хорошую прибавку в отдаче!

_________________________________________________________________________________________
Особенно важно следить за превышением допустимого хода диффузора! В отличие от ФИ Четверьволновой резонатор может играть очень низко! Короб типа ФИ ниже частоты настройки будет плохо демпфировать динамик и будут слышны шумы и искажания, в ЧВ этого нет! Спад АЧХ относительно частоты настройки не более 6 Дб\октаву! То есть на частоте 25-27 Гц, будет слышан бас он будет глушить искажения, от черезмерного хода!
Вывод из всего выщеизложенного то что ЧВ демфирует динамик лучше ФИ но на самых низких частотах НЕОБХОДИМО не допускать превышения линейного хода динамика! В этом может помочь правильно настроенный сабсоник! настраивать его необходимо на 10-15 Гц ниже частоты настройки! Но и он не всегда спасает…Так что следить за ходом динамика просто необходимо!

Также желательно ипользовать усилитель с хорошим контролем динамика!
Этот момент продлит жизнь вашему динамику и положительно повлияет на конечный воспроизводимый звук!
_________________________________________________________________________________________

В двух словах, если Вам не жалко места – ЧВ будет лучшим выбором оформления для сабвуфера.
Итак, классический четвертьволновой резонатор представляет из себя тоннель определенной длины и определенной площади сечения, и все. Он удивительно прост в расчетах и при наличии свободного пространства, прост и в изготовлении. На рисунке 1 представлена принципиальная схема работы ЧВ, где красной линией указана расчетная длина туннеля. На рисунке изображен туннель с круглым сечением, но на практике в подавляющем большинстве случаев используется квадратное сечение той же площади.
TQ.jpg
Рассчитывается ЧВ следующим образом. Площадь сечения туннеля зависит от калибра сабвуфера, а именно от его эффективной площади!
Таблица средних площадей динамиков.

8" 195 кв.см
10" 310 кв.см
12" 480 кв.см
15" 810 кв.см
18" 1210 кв.см

Рассчитывается по следующей формуле. Sтуннеля = S(эффективн.) * 1.5. Длинна туннеля определяет настройку ЧВ. Используется вот такая простая формула: Lтуннеля = (343/Fb)/4, где Fb – желаемая частота настройки, результат в метрах. Мы рекомендуем использовать настройки от 34 до 47Гц, оптимальной и наиболее универсальной настройкой считаем 39-41Гц.

Пример расчета ЧВ, настроенного на 40Гц, для сабвуфера калибром 12″(Эффективная площадь — 480 кв.см). Sтуннеля = 480*1.5 = 730кв.см. Lтуннеля = (343/40)/4 = 2,14метра. Для удобства, длинна туннеля (L) на всех наших рисунках изображена красной линией. Как мы видим, длина прямого ЧВ выходит около 2-х метров, для автомобиля это конечно не приемлемо и на практике не используется. Для того, чтобы уместить туннель такой длины в багажник, его необходимо свернуть. На рисунке ниже показаны классические схемы сворачивания туннеля. Рассчитали, выбрали наиболее удобную форму сворачивания, путем не сложных геометрических построений и расчетов выполнили чертеж, и готово, можно пилить и наслаждаться великолепным басом!
2.jpg
Для тех наших пользователей, которым качество звучания особенно важно, мы рекомендуем использовать сужающийся свернутый ЧВ. Он гораздо сложнее в изготовлении и больше в объеме, но результат безусловно впечатляющий – бас уникально быстрый, точный и глубокий. Этот вид корпуса отлично себя проявит в соревнованиях на качество звука. Разница с классическим ЧВ заключена в том, что туннель плавно сужается от 3 площадей НЧ динамика в начале до 1.5 на выходе в конце. Традиционные схемы сужающегося свернутого ЧВ показаны на рисунке ниже.
3.jpg
Наверняка после предварительных расчетов всех Вас беспокоит вот такой вопрос: “габариты корпуса выходят слишком большими для желаемой настройки, что будет если уменьшить площадь сечения?..” Ответ на этот вопрос прост – при уменьшении площади сечения вплоть до 0.75 площади НЧ динамика постепенно исчезают и все преимущества ЧВ. На еще меньших площадях сечения туннеля появляются неприятные струйные шумы. При площади туннеля меньше 0.5, струйные шумы вероятно на слух будут громче баса. Думаю, что теперь многим стало понятно, что такое ЧВ и почему он столь обсуждаем. Стройте свои уникальные басовые установки и делитесь впечатлениями!

Также таблица длинны ЧВ в зависимости от настройки.

Частота Расчетная длинна ЧВ
30Гц 2.86м.
31Гц 2.78м.
32Гц 2.7м.
33Гц 2.62м.
34Гц 2.54м.
35Гц 2.46м.
36Гц 2.398м.
37Гц 2.336м.
38Гц 2.274м.
39Гц 2.212м.
40Гц 2.15м.
41Гц 2.102м.
42Гц 2.054м.
43Гц 2.006м.
44Гц 1.958м.
45Гц 1.91м.

Добавлю еще то что ЧВ строится не так как обычный ФИ. Унего нет такой величины как обьем, есть только два основных параметра
Длинна и площадь. После расчетов используя эти два параметра можно расчитать короб.Используя площадь находим высоту и ширину которая будет максимально удобной. Длину ЧВ размещяем лабиринтом как будет удобно.
Очень важный аспект — в получившемся коробе надо обязательно скруглить углы!
Подобно тому что указанно на рисунке.

ЧВ

www.drive2.ru

Mercedes Vito SoundEdition › Бортжурнал › Как рассчитать ФИ(фазоинвертор).Пособие для новичков 2

Приветствую всех, кто читает эту статью.По просьбам некоторых товарищей продолжаю тему с расчетами.Раз сказал, что напишу, то делаю)До сего момента не было времени да и порой желания писать.Но это всё небольшое отступление.Перейдем непосредственно к расчетам.Итак, начнем.
Повторюсь, В ПРОГРАММЕ МЫ РАССЧИТЫВАЕМ ЧИСТЫЙ ОБЪЕМ КОРПУСА, А ЭТО ЗНАЧИТ БЕЗ УЧЕТА ОБЪЕМА САМОГО ДИНАМИКА, ТО ЕСТЬ К ОБЪЕМУ КОТОРЫЙ МЫ ПОЛУЧИМ В ПРОГРАММЕ НУЖНО ПРИБАВИТЬ И ОБЪЕМ САМОГО ДИНА.
Нам нужны:
1)Прога JBL SpeakerShop
,опять повторюсь, что может наблюдаться некорректная работа программы на ОС, таких как Vista и 7
2)Основные характеристики дина, а именно Vas, Fs и Qts(если есть и другие, то конечно же вводим и их)
В первую очередь нужно поставить галочку около значка "автомобиль", с этого момента мы начинаем учитывать передаточную функцию салона, короче говоря, мы строим ящик для авто.

Далее нажимаем в верхней строке кнопку File затем New Design и получаем это окошко

Здесь и вводим все параметры, которые есть для нашего динамика.Основные три я подчеркнул.
Вводим, в моем случае это дин Ural as-d12.3

После ввода параметров нажимаем Accept
Видим следующее.


Нас интересует область, выделенная красным, это область ФИ
Программа выдает нам параметры Optimum, внизу этого столбца есть кнопка Plot, нажимаем ее.
Получаем график АЧХ, здесь не все так просто с "идеальным" АЧХ, как я писал в ЗЯ, тут зависит от Ваших предпочтений и желаний, для SPL на АЧХ характерен горб на определенной частоте, для более меломанского короба, нужно стараться выровнять АЧХ и тем самым убрать этот страшный и ненужный порой горб, и сделать короб более универсальным.Но следует учесть, что и настройку короба программа в оптимальном варианте считает сама, а это нам не нужно.

Такой график получился в моем случае
Если график, который у Вас получился устраивает, то далее переходим к расчету порта.Порт высчитывается так:Sp = (0.7 x Sd x Xmax x F) /1000
Sp — площадь порта, кв.см
Sd — площадь диффузора, кв.см
Xmax — максимальный ход диффузора в одну сторону, мм
F — частота настройки порта
Если нет, то продолжаем дальше.Нажимаем на Сustom и видим это окошко


Красным выделено поле, в котором уточняется, будете ли Вы заполнять короб материалом, и 4 варианта-нет, минимальное заполнение, среднее и максимальное.
Желтое поле-объем корпуса, который мы можем менять
Синее-частота настройки, здесь мы и выбираем желаемую настройку короба
Зеленое-нижний диапазон частот, с которого короб начнет отыгрывать, зависит от частоты настройки короба

Сделаем короб, близкий к универсальному с настройкой в 38 Гц, методом проб и ошибок строим нужный нам график АЧХ, объем при этом у меня вышел 45 литров
Сверху обведены данные короба который мы строим, т.е. его объем 45 литров ЧИСТЫМИ, частота настройки, и частота с которой короб начнет играть без потерь.В нашем случае короб начнет играть от 33 и до 54-55Гц, вполне универсально.
Далее переходим к постройке порта.Жмем сверху Bоx затем Vent
Получаем окошко.
Нас интересует область, выделенная желтым, то есть область Custom.Синим отмечено количество портов.Так как есть 2 варианта ФИ щель и труба, то программа предоставляет нам право выбора.Если мы используем трубу, то нам нужно поставить галочку в зеленом квадрате, этим мы выбираем порт представленный трубой.
С нее и начнем.

Я выбрал 1 порт, значит ставлю цифру 1 в поле, обведенное желтым, затем ставлю галочку на Diameter, этим я выбрал трубу, и в поле, обведенное синим, ввожу диаметр трубы в сантиметрах, возьмем 10см говнотрубу.
И программа автоматически выдает мне длину трубы на 29 см.
Для ФИ с трубой вроде всё и готово.Думаю объем сможете высчитать, т.к. это формулы еще со школы.КСТАТИ, ОБЪЕМ ПОРТА ТОЖЕ НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПОСТРОЕНИИ, ТО ЕСТЬ В НАШЕМ СЛУЧАЕ К 45 ЛИТРАМ ПРИБАВЛЯЕМ 4 ЛИТРА ОБЪЕМА ДИНАМИКА И ПЛЮС 2.3 ЛИТРА ОБЪЕМ ПОРТА.ИТОГО 51.3 ЛИТРА.А ТАМ УЖ ПОДГОНЯЙТЕ ПОД СВОЙ БАГАЖНИК И ДИАМЕТР ДИНА.

Теперь разберемся с щелевым портом.
Здесь я тоже выбираю 1 порт, и ставлю галочку уже на Area, этим выбираем щелевой порт.Затем в первом поле, где мы раньше вводили диаметр трубы, вводим площадь порта, для 45 думаю 140 кв.см будет достаточно.И программа выдает нам длину уже 56 см.В этом случае грязный объем короба выходит=45+4+объем порта около 7.8 литра=56.8 литров.
АЧХ меняться от вида порта не будет, с помощью кнопки Cursor, правее от кнопки Clear, вы можете пробежаться по графику и посмотреть начало, пик и конец АЧХ, в нашем случае пик выходит на 44 Гц.

Ну вот вроде и всё рассказал.За дополнениями, отзывами и пожеланиями обращайтесь в комменты.Ну и по традиции кое-что уточню:
1)Это пособие для новичков, т.е. не все нюансы учтены, но для обычной системы всё устроит, потому что профи умеют считать и сами)))
2)Вы можете следовать моим советам, а можете нет, всё на Вашей ответственности и совести.

www.drive2.ru

Skoda Octavia 1.4 TSI › Бортжурнал › Как построить короб щелевого ФИ сабвуфера. Инструкция от А до Я

Добрый день. Хотел поделиться опытом, как я проектировал щелевой ФИ сабвуфер. Сильно не пинайте, 2 дня потратил на изучение. Может знающие люди подскажут ошибки или сделают замечания. Ведь для этого и создал эту тему. Расчет делал для глубокого мягкого баса (так сказать более менее универсальный от негров до клубняка).

Сразу, конечно, хотел купить активный саб, но прочитал, что они не очень. Потом думаю, возьму себе пассивный с магазина, но тоже не нашел для себя подходящий. И вот решил его сделать своими руками. Но сейчас просто расчеты.

Выбор пал на динамик Alphard Machete m12/D2 (2+2 Ом) 350 Вт мощности.
Нужные нам параметры динамика:
Fs=33,1
Vas= 37,93
Qts=0,55
Xmax=14 мм
D диффузора=245 мм
D уставновочный = 285 мм
Установочная глубина = 160 мм

Усилок Alphard m450d:
180 Вт при 4 Ом нагрузке
310 Вт при 2 Ом нагрузке
450 Вт при 1 Ом нагрузке

Усилок будет работать в 1 Ом (450 Вт), так как этот динамик можно подключить в 1 Ом или 4 Ом. В нашем случае усилок в 4 Ом выдаст 180 Вт (это для нас мало!).

Материал фанера: 20 мм

Для расчета взял 2 программы:
1) jbl speakershop
2) bass port

1) Запускаем jbl speakershop.

2) Ставим галочку рядом с авто и жмем File – new Design

3) Вводим 3 параметры динамика (этого хватит)

4) Прога посчитала нам чистый объем саба 76,298 л. Ну и взяла свою частоту.

5) Универсальная частота для сабвуфера 37-38 Гц. Негры и клубняк будут отыгрываться нормально. Но я возьму 36 Гц (ну даже не знаю почему так выбрал, так захотел!)

5) Нажимаем кнопку Custom и вводим нужные нам параметры.

Полный размер

Fb — ввел мои 36 Гц, литраж выбрал 62 л (почему 62 л? Ну нажимал я для нашего Custom кнопку Plot и смотрел график АЧХ. Пик вышел 8 Дб = 39,8 Гц; при 6,9 Дб = 32,4 Гц. Я так понимаю, что при таких частотах громкость басов будет отличной).

6) Теперь рассчитаем наш порт в программе bass port. Вводим наши параметры. На фото все понятно.
Скорость звука не трогать.
W = 60 мм (это ширина порта, это произвольная величина).
h – высота стенки сабвуфера (без учета стенок материала). Я выбрал этот размер 350 мм.

Эти 2 величины W и h я подбирал из того, чтобы высота мне подходила по багажнику, а W – чтобы площадь порта вышла ну в районе 200 квадратных сантиметров.

Длина порта вышла L=649.34 мм
Площадь порта S=W*h=210 кв.см
Объем порта = 13,636 л

Как мы знаем чистый объем саба (это без учета объема порта, объема самого динамика, объема стенок порта). Теперь посчитаем грязный объем – именно тот размер короба, который и будем строить.

при этом посчитаем грязный объем саба.
1) V порта = 13, 636 л
2) V динамика = 3,5 л (ну примерно для этого динамика взял такой объем).
3) V стенок порта=(толщина фанеры*длина порта*чистая высота короба)/1000000=(20*649,34*350)/1000000=4,55 л

V грязный = 62+13,636+3,5+4,55=83,686 л

Теперь определимся уже с точными размера короба. Как мы указали, чистая высота короба 35 см. Глубину я также взял 35 см. Посчитаем нужную длину из нашего грязного объема.

(83,686*1000)/35/35=68,31 см= 683 мм

Итог. Размеры без учета стенок материала ( у нас фанера 20 мм).

Теперь считаем остальные размеры, при этом смотрим где нужно прибавить материал фанеры.

Итог.

Осталось посчитать порт. Длина его выделена красной линией. Она идет в середине. В нашем случае = 649,34 мм. Картинка условная, дабы показать порт.

Теперь определим размеры синей линии. 370-30-30-20-20=270 мм
Смотри фото с результатом.

И считаем еще продольную стенку. Смотри фото. На фото выделил вертикальную белую линию. Нам к этой белой линии нужно посчитать размер красной линии. И так: 20+270+20+30+30=370 мм

И так оставшаяся длина= Длина всего порта – 370 мм= 649,34-370=279,34 мм

Наш чертеж конечный:

Построил короб в проге SketchUp.

Полный размер


Полный размер

Может знающие люди подскажут ошибки или сделают замечания. Ведь для этого и создал эту тему.

Расчет делал для глубокого мягкого баса (так сказать более менее универсальный от негров до клубняка).

Может есть лучше альтернатива динамику и усилку?

www.drive2.ru

ФИ с изменяемой настройкой 39 или 30 Гц. для Skar VVX 12 V2 — Community «Автозвук» on DRIVE2

Всем доброго времени суток, решил выложить отчет о создании короба с изменяемой настройкой с 39 до 30 Гц. Короб не доделан в эстетическом плане, но в связи с наступлением холодов и предстоящим скорым ремонтом квартиры придется перенести этот вопрос на следующее лето. Конечно хотелось выложить сразу красивым.
1) В программе BassPort рассчитал объем, длину и минимальный диаметр порта с настройкой 30 Гц.(мой Skar vvx 12 v2 позволяет такую настройку, резонансная частота если не ошибаюсь 22.5 Гц., напомню что при выборе настройки нужно учитывать параметры сабвуфера), при учете что скорость ветра не превышает 9 м/с(точную скорость уже не помню, окончательный вариант расчета не сохранился, но первичный отличается не критически, будет на фото ниже). Далее выявил длину порта с теми же параметрами высоты и ширины для настройки 39Гц. Получилось что порт для 30 Гц., длиннее на 64 см. чем для 39Гц., это число стало основой для ширины короба, высоту короба взял 36 см. из расчета удобства помещения в багажник, глубина была не критична и уже рассчитывалась от требуемого в итоге объема. Длину порта в итоге сократил на 15% чтобы настройка не пошла сильно вниз из за виртуального увеличения порта за счет задней и боковой стенок короба.
2) "Чистый" рекомендуемый объем короба для ФИ взял с запасом для возможности его уменьшения если не устроит, он составил 55 литров. Эту информацию брал в интернете, также помогли ребята с бассклуба.
3) Учитывая объем стенок порта (материал использован 1,8 мм.) получил грязный объем короба=объем порта+"чистый"объем+объем вытесняемый стенками. В итоге чертеж готов.
4) Ну дальше пошел сам процесс изготовления. Углы округлял напильником и шкуркой, для соединения стенок использовал герметик и саморезы.

Результат остался очень доволен, в основном я слушаю с настройкой 39Гц., но когда охота послушать низких "негров", уменьшаю настройку до 30, занимает пол минуты времени.
П.С. Как только появилась такая идея народ посмеялся, но судя по кольчеству просмотров и лайков-Напрасно))

October 18, 2013 at 06:40AM Tags: фи, фи с изменяющейся настройкой, изменяющейся настройкой, skar, vvx 12 v2

www.drive2.com

Сообщества › Автозвук › Блог › Как рассчитать ФИ(фазоинвертор).Пособие для новичков 2

Приветствую всех, кто читает эту статью.По просьбам некоторых товарищей продолжаю тему с расчетами.Раз сказал, что напишу, то делаю)До сего момента не было времени да и порой желания писать.Но это всё небольшое отступление.Перейдем непосредственно к расчетам.Итак, начнем.
Повторюсь, В ПРОГРАММЕ МЫ РАССЧИТЫВАЕМ ЧИСТЫЙ ОБЪЕМ КОРПУСА, А ЭТО ЗНАЧИТ БЕЗ УЧЕТА ОБЪЕМА САМОГО ДИНАМИКА, ТО ЕСТЬ К ОБЪЕМУ КОТОРЫЙ МЫ ПОЛУЧИМ В ПРОГРАММЕ НУЖНО ПРИБАВИТЬ И ОБЪЕМ САМОГО ДИНА.
Нам нужны:
1)Прога JBL SpeakerShop
,опять повторюсь, что может наблюдаться некорректная работа программы на ОС, таких как Vista и 7
2)Основные характеристики дина, а именно Vas, Fs и Qts(если есть и другие, то конечно же вводим и их)
В первую очередь нужно поставить галочку около значка "автомобиль", с этого момента мы начинаем учитывать передаточную функцию салона, короче говоря, мы строим ящик для авто.

Далее нажимаем в верхней строке кнопку File затем New Design и получаем это окошко


Здесь и вводим все параметры, которые есть для нашего динамика.Основные три я подчеркнул.
Вводим, в моем случае это дин Ural as-d12.3

После ввода параметров нажимаем Accept
Видим следующее.

Нас интересует область, выделенная красным, это область ФИ
Программа выдает нам параметры Optimum, внизу этого столбца есть кнопка Plot, нажимаем ее.
Получаем график АЧХ, здесь не все так просто с "идеальным" АЧХ, как я писал в ЗЯ, тут зависит от Ваших предпочтений и желаний, для SPL на АЧХ характерен горб на определенной частоте, для более меломанского короба, нужно стараться выровнять АЧХ и тем самым убрать этот страшный и ненужный порой горб, и сделать короб более универсальным.Но следует учесть, что и настройку короба программа в оптимальном варианте считает сама, а это нам не нужно.

Такой график получился в моем случае
Если график, который у Вас получился устраивает, то далее переходим к расчету порта.
Порт высчитывается так: Sp = (0.7 x Sd x Xmax x F) /1000
Sp — площадь порта, кв.см
Sd — площадь диффузора, кв.см
Xmax — максимальный ход диффузора в одну сторону, мм
F — частота настройки порта
Если нет, то продолжаем дальше.Нажимаем на Сustom и видим это окошко

Красным выделено поле, в котором уточняется, будете ли Вы заполнять короб материалом, и 4 варианта-нет, минимальное заполнение, среднее и максимальное.
Желтое поле-объем корпуса, который мы можем менять
Синее-частота настройки, здесь мы и выбираем желаемую настройку короба
Зеленое-нижний диапазон частот, с которого короб начнет отыгрывать, зависит от частоты настройки короба

Сделаем короб, близкий к универсальному с настройкой в 38 Гц, методом проб и ошибок строим нужный нам график АЧХ, объем при этом у меня вышел 45 литров
Сверху обведены данные короба который мы строим, т.е. его объем 45 литров ЧИСТЫМИ, частота настройки, и частота с которой короб начнет играть без потерь.В нашем случае короб начнет играть от 33 и до 54-55Гц, вполне универсально.
Далее переходим к постройке порта.Жмем сверху Bоx затем Vent
Получаем окошко.
Нас интересует область, выделенная желтым, то есть область Custom.Синим отмечено количество портов.Так как есть 2 варианта ФИ щель и труба, то программа предоставляет нам право выбора.Если мы используем трубу, то нам нужно поставить галочку в зеленом квадрате, этим мы выбираем порт представленный трубой.
С нее и начнем.

Я выбрал 1 порт, значит ставлю цифру 1 в поле, обведенное желтым, затем ставлю галочку на Diameter, этим я выбрал трубу, и в поле, обведенное синим, ввожу диаметр трубы в сантиметрах, возьмем 10см говнотрубу.
И программа автоматически выдает мне длину трубы на 29 см.
Для ФИ с трубой вроде всё и готово.Думаю объем сможете высчитать, т.к. это формулы еще со школы.КСТАТИ, ОБЪЕМ ПОРТА ТОЖЕ НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПОСТРОЕНИИ, ТО ЕСТЬ В НАШЕМ СЛУЧАЕ К 45 ЛИТРАМ ПРИБАВЛЯЕМ 4 ЛИТРА ОБЪЕМА ДИНАМИКА И ПЛЮС 2.3 ЛИТРА ОБЪЕМ ПОРТА.ИТОГО 51.3 ЛИТРА.А ТАМ УЖ ПОДГОНЯЙТЕ ПОД СВОЙ БАГАЖНИК И ДИАМЕТР ДИНА.

Теперь разберемся с щелевым портом.
Здесь я тоже выбираю 1 порт, и ставлю галочку уже на Area, этим выбираем щелевой порт.Затем в первом поле, где мы раньше вводили диаметр трубы, вводим площадь порта, для 45 думаю 140 кв.см будет достаточно.И программа выдает нам длину уже 56 см.В этом случае грязный объем короба выходит=45+4+объем порта около 7.8 литра=56.8 литров.
АЧХ меняться от вида порта не будет, с помощью кнопки Cursor, правее от кнопки Clear, вы можете пробежаться по графику и посмотреть начало, пик и конец АЧХ, в нашем случае пик выходит на 44 Гц.

Ну вот вроде и всё рассказал.За дополнениями, отзывами и пожеланиями обращайтесь в комменты.Ну и по традиции кое-что уточню:
1)Это пособие для новичков, т.е. не все нюансы учтены, но для обычной системы всё устроит, потому что профи умеют считать и сами)))
2)Вы можете следовать моим советам, а можете нет, всё на Вашей ответственности и совести.

www.drive2.ru


Смотрите также