Как выбрать научный руководитель


Как выбрать научного руководителя?

Каждый студент, стремящийся к получению диплома о высшем образовании, обязан написать научную работу, состоящую из теоритической и практической частей. На написание дипломной работы отводится всего полгода, за которые необходимо успеть изучить литературу по выбранной теме и провести нужные исследования и расчеты. Так перед студентом встает важный вопрос: как выбрать научного руководителя?

Как происходит распределение научных руководителей студентам?

Каждое высшее учебное заведение устанавливает свои небольшие негласные правила, поэтому многое зависит от конкретного случая. Согласно правилам, обычно научного руководителя назначает кафедра. За каждым будущим выпускником закрепляется собственный куратор.

В любом случае вы можете выбрать своего научника, если он даст на это согласие. Для этого нужно написать заявление с просьбой назначить определенного преподавателя вашим руководителем. После таких действий выбранный вами преподаватель должен поставить свою подпись.

Надо ли спешить с выбором научного руководителя?

Если вы не хотите остаться среди тех, за кого делают выбор методом распределения оставшихся преподавателей, то стоит поспешить. На каждого преподавателя с возможностью курирования дипломных проектов приходится ограниченное количество студентов. По этой причине даже при обоюдном решении со стороны студента и преподавателя могут возникнуть сложности. Постарайтесь определиться с выбором еще в начале учебного года.

Для чего нужен научный руководитель?

Иногда студенты думают, что преподаватель должен писать диплом за них или, как минимум, усердно помогать с практикой, решая все возникающие трудности на пути. Такое мнение ошибочно.

Научный руководитель дается студентам для следующих целей:

  • Курировать написание диплома в течение всего времени, отведенного на это задание. Такой пункт подразумевает поэтапную проверку работы. Студент пишет один раздел, а после этого показывает своему научному руководителю.
  • Для своевременного выявления грубых ошибок, как в теоретических знаниях студента, так и в практических.
  • Руководитель помогает в подборе литературных источников, дает советы по написанию дипломной работы и оказывает посильную помощь в исследовании.
  • Разрабатывает совместно со студентом тему предстоящей работы.
  • Пишет отзыв законченной дипломной работы, в котором рекомендует предварительную оценку.

Качество проведенного исследования и освещения темы в большей степени зависят от самого обучающегося. Ваше упорство, знания, интерес к теме, энтузиазм напрямую влияют на написание дипломной работы.

Что должен делать студент во время написания дипломной работы?

Обязанности и права в этом случае существуют не только у преподавателя, но и у студента.

Будущему выпускнику следует:

  • Выбрать тему для своего дипломного проекта. Такие темы предоставит кафедра или научный руководитель. Если ни одна из них вас не заинтересовала, то можно предложить свою. В том случае, если университет и кафедра решат, что выбранное исследование полезно с научной точки зрения, вы сможете писать на свою тему.
  • Получать консультации от закрепленного за студентом научного руководителя.
  • Поменять тему своей работы, предварительно обсудив это с преподавателем. При этом сроки написания диплома должны находиться в допустимых пределах. Если времени еще достаточно для работы, то проблем с внесенными изменениями не возникнет.

Хорошему научному руководителю не важны подарки от студента. Он будет обращать внимание на ваш потенциал, интерес, вовлеченность в процесс, ответственность и знания.

Почему выбор научного руководителя – такая важная задача?

Часто бывает так, что неподходящий студенту преподаватель способствует тому, что даже самая интересная и перспективная тема для написания остается непроработанным материалом. Из-за этого студент может получить слишком низкую оценку на защите дипломной работы. А бывает, наоборот, изначально слабая и обреченная на неудачу тема превращается в отличную полезную и качественную работу, потому что находилась под руководством опытного человека.

Выбор научного руководителя влияет на будущую оценку за работу и успех в день защиты. Если вы хотите хорошо и без страха сдать свои научные труды, то стоит подойти к вопросу о кураторе со всей серьезностью.

Критерии выбора научного руководителя при написании диплома

Как выбрать научного руководителя? Для начала важно определиться с целями, которые вы преследуете.

Распространено два варианта:

  • Вы любите специальность, по направлению которой получаете образование, и желаете продолжать научную деятельность или работать по профессии в будущем.
  • Вам просто необходимо побыстрее закончить ВУЗ и получить долгожданную «корочку».

Если вы узнали себя в первом варианте и собираетесь самостоятельно проводить учебно-исследовательскую работу, то стоит выбирать серьезного преподавателя. Желательно, чтобы это был доктор наук или кандидат. Такой руководитель обладает огромным количеством знаний и опыта и всегда сможет дать действительно нужный совет.

Опирайтесь при выборе на следующие моменты:

  • Общий интерес к теме исследования. Если вы и ваш научный руководитель работаете в одном направлении, писать будет легко и приятно. Узнайте про направления и темы научной деятельности вашего преподавателя. Научный руководитель, который уже изучал какие-то аспекты в предпочитаемой вами области, сможет всегда поделиться реальным опытом и с точностью дать список актуальной литературы.
  • Если в вашей будущей работе большое внимание уделено практическим аспектам, то стоит остановить свой выбор на том преподавателе, который является не просто научным сотрудником, но и работает по специальности вне преподавательской деятельности. Так ваше исследование будет ближе к реальным условиям. Помимо этого, такой научный руководитель, скорее всего, сможет предоставить вам дополнительную базу для практики или исследования.
  • Комфорт при общении. Обучаясь в школе, колледже, институте и в любом другом учебном заведении, мы выбираем себе любимых преподавателей и учителей. Если есть обоюдная симпатия, то работать над дипломом будет приятно вам обоим. Это важный фактор, так как до сдачи исследования придется много раз встретиться с научным руководителем и провести немало часов, разбирая ошибки и продумывая весь материал. Любые антипатии и негативные эмоции снижают работоспособность, отвлекая на ненужные вещи.
  • Присмотритесь к авторитетным фигурам на кафедре. Важный и многоуважаемый человек с большим опытом работы и багажом огромного количества проведенных исследований и разработок за плечами станет отличной основой для успешного написания работы. Такой преподаватель будет весьма требователен, так как не сможет уронить свой авторитет перед коллегами. По этой причине благополучная защита дипломной работы вам гарантирована.

Не стоит бояться строгих преподавателей. Чем усерднее осуществляется работа и больше приложено стараний, тем проще и легче будет проходить процесс защиты. Плюс такого куратора – это стремление к идеально выполненной работе.

Возможно, что вы узнали себя во втором варианте и будете заказывать дипломную работу в сторонней компании.

Тогда стоит руководствоваться такими критериями при выборе:

  • Научный руководитель – очень занятый человек, который без особого энтузиазма курирует студентов. У него много разнообразных дел, поэтому ваш диплом будет ему не так важен и интересен. Такие преподаватели не очень тщательно проверяют работы. Студент получает полную свободу и самоконтроль.
  • Преподаватель имеет низкую репутацию, и на нем ваша неудача при защите дипломной работы никак не скажется.

Конечно, если вы серьезно относитесь к своей профессии и собираетесь работать по выбранному направлению или поступать в аспирантуру, то заказывать написание диплома категорически нельзя. В будущем вам все равно придется писать диссертации, если вы хотите продолжать научный путь. Так вы рискуете получить некачественный материал и провалить защиту.
[perch_quote]Совет: Для уверенности в своем выборе лучше поговорите с бывшими выпускниками об их научных работах. Узнайте у них о преподавателе, о стиле его курирования, о количестве и качестве оказываемой помощи при написании. Найти выпускников можно в группах, связанных с учебным заведением, в социальных сетях или на форумах.[/perch_quote]

Как выстроить отношения с научным руководителем?

Правильная стратегия поведения обеспечит вам бесконфликтные отношения и сосредоточенность на работе.

Необходимо придерживаться небольших правил, а именно:

  • Никогда не опаздывайте на встречу с научным руководителем. Под его руководством вы можете быть далеко не единственным, поэтому уважайте свое и чужое время.
  • Не пропускайте назначенных встреч без действительно уважительной причины. Если вдруг так сложились обстоятельства, что вы заболели или что-то случилось, то обязательно предупредите об этом своего научника.
  • Выполняйте работу в срок. Приходить на встречу с тем же материалом просто нет смысла. Преподавателю нечего будет проверять у вас, а, следовательно, и обсуждать.
  • Делайте пометки о необходимых исправлениях в работе, чтобы при следующей встрече сразу приступить к их проверке. Научный руководитель может досконально не помнить каждую дипломную работу и просмотреть важные нюансы.

Соблюдая эти несложные правила, вы проявите себя как ответственную, заинтересованную, старательную личность. Научный руководитель воспримет вас с уважением и активно станет поддерживать.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что закрепленный за студентом куратор не может отказывать в консультациях. Каждому преподавателю дополнительно доплачивают за эту деятельность. Не стесняйтесь проявлять свою заинтересованность в процессе и задавать вопросы. Тщательная подготовка добавит вам уверенности, и вы не будете бояться комиссии, присутствующей на защите дипломной работы. Правильный выбор научного руководителя поможет успешно проявить себя и раскрыть свои таланты.

diplomodel.ru

Как выбрать научного руководителя?

Оценка, полученная за курсовую работу, зависит не только от автора – студента или студлансера. Выбор научного руководителя напрямую влияет на качество курсовой и итоговую оценку в зачётке. Иногда попадаются такие экземпляры преподавателей, что хоть в лепёшку расшибись, выполняя все 25 условий написания курсовой работы на «отлично», а всё равно четвёрочку он выпишет с кислой рожей – аки великое благодеяние. А в это время другой преподаватель пролистает курсовую-отписку – и ни одного замечания не сделает. Правда, на защите можно и тройбан получить, потому что этому милому человеку на тебя откровенно пофиг…

Где же золотая середина? Как выбрать нормального научного руководителя?

Прежде всего нужно понимать, что зависит от вашего научрука:

  1. Помощь в написании курсовой. Полезные советы, рекомендации, консультации действительно помогают написать качественную курсовую работу. У адекватного преподавателя доработки – это не придирки, а коррекция курса.
  1. Влияние на итог защиты. Во многих вузах, особенно на старших курсах, на защите присутствуют и другие преподаватели. Чем авторитетнее ваш научный руководитель – тем выше шансов, что вас не завалят.
  1. Выход на диплом. Уже с третьего курса, а лучше – раньше, нужно задуматься о дипломе. И определиться с научруком, который доведёт вас до дипломной защиты.
  1. Научная карьера студента. У серьёзных преподавателей студенты участвуют в конференциях, пишут статьи для научных журналов. А значит, могут получить именную стипендию или проторить себе тропинку в аспирантуру.

Какие бывают научные руководители

Преподаватели бывают разными: умными и глупыми, добрыми и злобными, требовательными и пофигистичными. Мы выделили несколько основных типов.

Редиска (редиска в квадрате, редиска в кубе, редиска в гугольной степени)

Основная характеристика этого товарища – избыток merde в организме. Он обижен на жизнь, чувствует себя недооценённым и отыгрывается на студентах. Чаще всего интеллектом не блещет, а потому «шибко умные» отличники вызывают у него острую неприязнь. А вот двоечника-подлизу может взять под своё покровительство.

Препод-няшка

Демократичный и милый. Чаще всего – аспирант. Писать курсовую ему – одно удовольствие… Вот только на защите может выясниться, что вы вдвоём написали какую-то фигню. Авторитета «няшка» на кафедре обычно не имеет, поэтому отвоевать для вас высокую оценку, скорее всего, не сможет. Идти с ним на диплом – самоубийство. 

Заслуженный маразматик

Бронтозавр с заслугами, которого уважает весь факультет. Уважает, но в расчёт не принимает. Этакий музейный экспонат, которому спихивают самых бесперспективных студентов. Над которыми он и измывается в меру своего маразма. 

Бюрократ-придира

Этому важно, чтобы всё было оформлено по правилам. За неправильно оформленный список литературы сожрёт с потрохами. Загнобит за лишнюю точку на титульном листе. А на содержание ему обычно наплевать.

Рабовладелец

На студента смотрит, как на рабочую силу. Не особо скрывает, что использует наработки из курсовых и дипломов для своих статей и монографий. Очень любит студентов, готовых переводить материалы с иностранных языков. В благодарность своему «негру» вполне может отвоевать на защите высокий балл.

Коммунистолиберал

Идейный человек! Возможно, упёртый комми, возможно, записной белоленточник. Не исключено, что верующий фанатик или воинствующий атеист. Попробуйте ляпнуть что-то, расходящееся с его мнением – и будете сдавать свою курсовую до посинения. Если предмет гуманитарный, да ещё какая-нибудь история или философия, выводы должны соответствовать убеждениям научрука, иначе геморрой покажется вам лёгким насморком. Самое интересное начинается на защите, когда идейный противник вашего научного руководителя начинает громить вашу позицию, отражённую в курсовике или дипломе… Лучший выбор для тех, кому нравится поджариваться между двух огней.

Интеллектуал-авторитет

Крутой препод, у которого стремятся писать отличники, нацеленные на аспирантуру. Очень требовательный, но требовательный по делу. Авторитет на кафедре и факультете позволяет ему продвигать своих студентов и в спорных ситуациях защищать от наездов на защите.

Интеллектуал-мечтатель

Умный, начитанный, но не от мира сего. Может лет до сорока сидеть в старших преподавателях, так и не защитив кандидатскую. У него хорошо писать тому, кто увлекается предметом. И не сильно расстроится, если на защите получит трояк, не попадёт на конференцию и в аспирантуру. Это же суета сует!

Обыкновенная серость

Сложно сказать, как такие субъекты попадают в научный мир, но ведь попадают же. Многие из них – хорошие администраторы, прекрасные пополизы. Часть – представители профессорских династий, идущие проторенным путём. Некоторые – просто усидчивые трудяги, звёзд с неба не хватающие, но упорством и занудством протискивающиеся в аспирантуру, а затем – и в докторантуру. Кругозор ограничен, но и требования невысоки. Неплохой вариант для троечника или хорошиста.

Пофигист

Самый выгодный вариант, если курсовая сдаётся без защиты. Самый опасный, если защита всё-таки предстоит. Пофигист пролистает курсач, даже не вглядываясь в буквы. Ему можно сдать инструкцию от пылесоса. Ему реально пофиг, с какими навыками вы подойдёте к пятому курсу, когда надо будет сдавать диплом, а не рулон туалетной бумаги.

Какой препод лучше?

Если вы нацелены на высокую оценку, идеальный научный руководитель должен:

— обладать знаниями предмета;
— выражать заинтересованность в успехах студента;
— обладать авторитетом на кафедре.

Но такие преподы достаются не каждому. В двоечниках и халявщиках они не заинтересованы. За такого научного руководителя придётся побороться.

Хитропопые студенты, готовые к труду и обороне, неплохо уживаются с рабовладельцами. Особо хитропопые или идейные – с коммунистолибералами. Увлеченные – с интеллектуалами-мечтателями.

Тем, кто на высокую оценку не претендует, а желает по максимуму сэкономить силы, лучше идти к серостям, бюрократам, няшкам и пофигистам.

Самые же отстойные варианты достаются тем, кто вспоминает о курсовой к концу второго семестра. Пришедших к шапочному разбору распихивают между редисками, маразматиками и прочими экземплярами недосапиенсной вузовской фауны.

А вы можете дополнить эту классификацию научных руководителей?

studlance.ru

Выбираем руководителя дипломного проекта правильно

Выбор темы

Важнейшим условием получения высшего образования, а, точнее, документа государственного образца, является защита дипломной работы или ВКР. К этому событию студент стремится все годы обучения, и совершенно неважно, четыре их было или шесть.

За полгода до предполагаемой защиты диплома студентам предлагается выбрать тему, которую необходимо будет детально исследовать, а потом представить полученные результаты уважаемым членам комиссии, предварительно всё согласовав со своим научным руководителем. Тема написания дипломной работы выбирается из того списка, что подготовила кафедра. А если студент желает продолжить то исследование, которое он начал ещё в перспективной курсовой работе, то должен написать заявление об этом. Преподаватели детально рассмотрят это заявление, и, если курсовая действительно была интересной для исследования, то её тему включат в списки выбранных тем.

Выбор научного руководителя

После выбора темы немаловажным фактором успешной подготовки дипломной работы является выбор научного руководителя. Спешите с выбором, потому что научный руководитель не имеет права руководить более, чем пятью проектами одновременно (в исключительных случаях до десяти). Но не забывайте, что чаще всего именно из-за руководителя у студентов случаются проблемы с допуском к защите, а также на самой защите. И снова, чаще всего именно благодаря научному руководителю «вытягиваются» даже провальные проекты. Поэтому к выбору своего наставника следует отнестись очень серьёзно. Вообще-то кафедра сама распределяет, кто кого будет курировать, но есть смысл подойти к тому преподавателю, которого себе наметили в качестве руководителя и договориться заранее. Преподавателю в его просьбе явно не откажут. Но, даже если вдруг у «вашего» научного руководителя уже нет возможности взять вас под свою опеку, не отчаивайтесь – пойдите к самому серьёзному и именитому, можно профессору. Что вам даст такой выпад? У профессора вы точно должны защититься без проблем, у него имидж не позволяет, чтобы его студент провалил защиту.

На помощь так же всегда приходит образовательный центр DissHelp.ru в котором всегда оказывается помощь студентам по дипломным работа, магистерским диссертациям, написанию научных статей. У нас вы всегда сможете заказать курсовую либо купить научную статью.

Как выбрать себе научного руководителя

Во-первых, вы должны определиться заранее, сами вы будете писать свою выпускную работу или закажете в определённой компании. Это очень важный аспект, поскольку нужно под это подбирать и преподавателя. Если вы остановили выбор на активном, целеустремлённом доценте, планирующем стать профессором, то готовьтесь к тому, что вся дипломная работа ему будет хорошо известна. Он проконтролирует весь процесс написания, от титульного листа до приложений, измучает студента, но доведёт дипломную к нужным параметрам. Такой руководитель также выбирается, если планируется в дальнейшем заниматься наукой.  В случае же, когда вы планируете заказать написание дипломной в серьёзной фирме, вам необходимо выбирать научного руководителя совсем по другим критериям. Нужно выбрать загруженного, семейного, такого, который часто бывает в различных командировках. Ему, скорее всего, не будет хватать времени на то, чтобы заниматься вами детально и обстоятельно, у него и без вас забот хватает. Вы получите необходимую свободу действий, сможете представить ему написанный вариант, и он, скорее всего, согласится с предложенной концепцией.

Правильные деловые отношения облегчают понимание

При выборе научного руководителя также следует учитывать, какие отношения сложились у преподавателя со студентом. Доверьтесь внутреннему чувству. Если вы ощущаете, что этот человек вам приятен, и что он оправдает ваши надежды, то смело выбирайте. Но, как бы вы хорошо не выбирали своего руководителя, успех предприятия зависит почти на восемьдесят процентов от вас. Вы должны выстроить со своим наставником правильные деловые отношения, чтобы он относился к вам с должным вниманием и уважением. Во-первых, никогда не позволяйте себе опаздывать или, не дай, Боже, не посещать те консультации, которые он вам назначил, во-вторых, постарайтесь проявить заинтересованность темой дипломной работы, даже если она вас не особо привлекает, а в-третьих, все указания и пожелания руководителя должны не просто учитываться, а выполняться. Не забывайте: преподаватель – тоже человек, у него есть свои проблемы, дела, заботы, несколько ещё таких же товарищей, как вы, поэтому не отвлекайте его по пустякам. В то же время, необходимо каждый раздел показывать, по мере написания, чтобы не пришлось потом многого переделывать. Все замечания руководителя записывайте, не выбрасывайте листики с его записями и исправлениями (вполне возможно, пригодится в следующий раз, если у него возникнут новые идеи). Вам придётся также научиться отстаивать свою точку зрения, потому что преподаватель видит в вас пока только студента, а не исследователя, и пока он это наблюдает, вы будете свою работу переписывать по несколько раз. Как только научитесь настаивать на своём, работа приблизится к своему логическому завершению. Научному руководителю, так же, как и вам, неинтересно, чтобы дипломная работа не была допущена к защите, потому что с него спросят, почему это студент, который ходил на все консультации, выполнял все указания, имеет на руках готовую работу – и вдруг не допущен к защите. Поэтому ваша задача – сделать так, чтобы у преподавателя даже и мысли плохой не было по вашему поводу. Правильный выбор научного руководителя и выбранная стратегия сотрудничества с ним – залог успеха вашей дипломной работы.

Профессорско-преподавательский состав образовательного центра DissHelp.ru специализируется на написании дипломных работ, диссертаций, ВКР. В нашем образовательном центре вы всегда сможете заказать диссертацию, либо оформить заказ на написание научных статей.

disshelp.ru

Выбор научного руководителя | dpcity.ru


Как правило, к 3–4 курсу обучения многие студенты уже успевают сложить мнение о том, где и кем они будут работать по окончании. У них формируется начальные профессиональные интересы в той или иной области знаний, на которые они делают упор и которые углубленно и с интересом изучают. Им удается легко сдавать соответствующие дисциплины и определиться с выбором темы дипломного проектирования, поэтому дальнейшее написание работы не представляет для них такой трудности, как для менее зрелых студентов. Для последних же учеба, не говоря уже о написании дипломной работы, представляет трудность, зачастую вызванною не недостатком знаний, а нерадивостью, неумением планировать личное время и расставлять приоритеты. Там, где одни плотно взаимодействуют с научным руководителем (а это очень правильный дипломатичный ход, который существенно облегчает работу), другие не находят момента просто встретиться с ним, что влечет проблемы не только в написании, но и при защите.

Какие бывают научные руководители

 Иногда лучше брать не понравившуюся тему дипломной работы, а сперва обратиться к преподавателю, с которым у вас в течение учебы сложились хорошие отношения. Нужно выяснить с ним вопрос о том, может ли он быть вашим научным руководителем, и какую тему он рекомендует. Его выбор обычно основывается на личной осведомленности в той или иной проблеме, наличии у него необходимых литературных источников, что уже само по себе решает половину дела.

Между прочим, если вам удалось выбрать интересную тему для своей дипломной работы, то чаще всего научный руководитель будет назначен без вашего участия, в силу предметной специфики темы. А здесь уж как повезет – некоторые преподаватели въедливы и фанатичны настолько, что вы очень долго будете устранять несуществующие недостатки своей работы, а то и вовсе писать диплом под диктовку. Другой же преподаватель в силу личной занятости или нерадивости не сможет ничем помочь, в результате чего работа выйдет на защиту сырой с множеством мелких недочетов, которые в совокупности составят угрозу успешной аттестации.

Другие варианты

 Иногда случается, что заказать дипломную работу https://diplom.fm/diplom можно у самого научного руководителя. Уж он-то точно как никто другой способен гарантировать ее успех, ведь сам себе негативной рецензии он никогда не даст. У этого способа есть одни недостаток – цена вопроса очень велика. Как правило, студенты знают, сколько берут преподаватели за написание диплома, поэтому более выгодное для них в материальном плане решение – это заказать дипломную работу на специальном сайте, оказывающем помощь студентам. Эта услуга такая же надежная, поскольку все замечания научного руководителя устраняются исполнителем бесплатно, оперативно, а любые сопутствующие услуги (подготовка речи для защиты и презентации, выполнение расчетной части) предоставляются в том же порядке.

135total visits,1visits today

Подробнее

  1. Пред.:Петергоф: «Сквер часовщиков» и Дни памяти в сентябре
  2. Назад: Все записи
  3. След.:Оклеечная гидроизоляция балконов

dpcity.ru

Блог - Как выбрать научного руководителя?

Конец учебного процесса – это всегда защита дипломной работы, которая чрезвычайно важна для каждого учащегося. На основе защиты выводится итоговый балл в дипломе, определяется отношение преподавателей к вам как к специалисту (их рекомендация всегда может понадобиться), поэтому отнестись к процессу необходимо со всей серьезностью. Но при этом важно заметить, что зависеть результат будет во многом от выбора научного руководителя, который будет давать вам советы относительно написания и защиты работы.

Обычно, научных руководителей выбирают еще с начала учебного года, чтобы успеть наладить контакт, обсудить важные моменты и качественно написать дипломную работу.

При выборе научного руководителя необходимо учитывать следующие аспекты:

  • опыт;
  • специализация;
  • график;
  • положение.

Опыт научного руководителя очень важен, поскольку хорошо написанной работа может быть только в том случае, если курирует ее профессионал своего дела, разбирающийся во всех нюансах и тонкостях, который работает в сфере достаточно долго, а потому может дать ценный совет и указать на ошибки, если таковые имеются.

Под специализацией подразумевается профессионализм именно в выбранном вами направлении. Научный руководитель может давать темы дипломной на выбор, но, как правило, студент сообщает свои интересы, а преподаватель уже подбирает подходящую тематику. Именно по этой причине нужно выбирать того научного руководителя, специализация которого наиболее совпадает с вашими интересами.

Всем известно, что разные преподаватели загружены по-разному. Одни могут быть доступны практически в любое время дня и ночи, поэтому студент может получить консультацию когда угодно, а другие постоянно принимают участие в семинарах, конференциях, причем нередко в других городах, а потому студенту встретиться с ними непросто. Именно потому лучше выбрать такого научного руководителя, с которым в любое время можно обсудить процесс написания работы. Если же ваш научный руководитель будет в постоянных разъездах, то получится, что у вас его и нет, и работу придется вам писать самостоятельно.

Разные преподаватели имеют разную репутацию в университете, и на данный аспект тоже необходимо обратить внимание. Если ваш научный руководитель будет пользоваться определенной репутацией и быть далеко не последним человеком в университете, то и вам во время защиты определенные поблажки будут делать.

Выбирать научного руководителя необходимо без спешки, взвешивая все «за» и «против», чтобы впоследствии не жалеть о своем выборе. Просматривать варианты можно начинать уже в конце четвертого курса, чтобы потом просто отобрать одну кандидатуру из нескольких.

17.11.2017

bestworks.ru

Как выбрать научного руководителя - Пишет Ольга Буторина — ЖЖ

Через пару недель начнется подача заявлений в аспирантуру. Как правило, поступающие должны пройти собеседование на кафедре, в ходе которого за ними закрепляется потенциальный научный руководитель. Его выбор – прерогатива заведующего кафедрой. И все же у студента (будущего аспиранта) есть возможность повлиять на решение. Например, он может прямо просить о назначении научным руководителем профессора N или показать заинтересованность в теме, которой тот занимается.

Научный руководитель – важнейшая фигура в деле профессионального роста молодого исследователя. Очень хорошо, если между учителем и учеником складываются тесные, доверительные отношения, во главу которых поставлен научный поиск. Совсем другое дело, когда такого взаимодействия не получается или оно оказывается чисто формальным.
Вставая на сторону тех, кто сегодня поступает в аспирантуру, хочу предложить несколько соображений о том, как выбрать научного руководителя. Итак, куда смотреть.

Титулы. Доктор наук, конечно, намного предпочтительнее кандидата наук. Если кандидат наук имеет корочку ваковского доцента, это улучшает ситуацию. Ваковский профессор добавляет веса доктору наук, но не в той же мере, что доцент кандидату. В целом, чем больше профессиональный опыт будущего руководителя, тем лучше. Правда, слишком почтенный возраст может создавать ограничения. Как правило, доктора наук являются членами диссертационных советов. Это значит, что они регулярно присутствуют на защитах диссертаций и видят, как на практике реализуются требования ВАК. Кандидаты наук такого опыта не имеют. Исключение составляет секретарь диссовета (то есть для кандидата наук наличие такой должности огромный плюс). Преимуществом является членство в ученых советах и диссертационных советах других вузов или учреждений РАН, а также участие в редколлегиях научных журналов. Наличие почетных званий, премий и грантов (о них можно узнать в Интернете) также приветствуется.   
Факторы риска: будущий научный руководитель - кандидат наук, Вы его первый аспирант, а тема его научных работ не совпадает с Вашей.
 
Научный опыт. Руководитель с большим научным багажом и широким кругозором выигрывает, по сравнению с узким специалистом, особенно, если тема будущей работы не лежит точно в русле данной узкой специализации. Стоит помнить, что диссертация требует выполнения разных видов исследовательских упражнений (на то она и квалификационная работа). Поэтому хорошо, если руководитель имеет знания по разным предметам. Как это выяснить? Взять на кафедре (на сайте) список публикаций конкретного преподавателя или набрать его фамилию в поисковой системе (прогуглить). Большое количество статей в научных журналах – несомненный плюс. Наличие научных монографий – большой плюс. Важно: учебники и учебные пособия не относятся к категории научных работ. Наличие публикаций на иностранных языках – свидетельство международного признания. Наличие комментариев в СМИ означает, что специалист востребован и признан как эксперт.  Наличие нескольких защитившихся аспирантов  повышает Ваши шансы на успех. 
Факторы риска: будущий научный руководитель имеет минимум научных работ, в основном пишет учебные пособия (часто в соавторстве), в последние 2-3 года не публиковался в научных журналах.

Актуальные умения. Сейчас молодые люди владеют компьютером, как правило, лучше, чем представители старших поколений. Тем не менее, для качественного руководства диссертацией необходимо, чтобы руководитель был уверенным пользователем PC. Для экономических диссертаций минимальный набор составляют программы Word, Excell, Powerpoint. Если Ваш будущий руководитель работает в E-Views, считайте, что Вам крупно повезло. Серьезное знание профессиональных сайтов в Интернете – ключевое условие нормального руководства. Если в ходе беседы научный руководитель показывает, где в сети взять свежую и качественную информацию по диссертации, расцените это как несомненный плюс. Уверенное владение иностранным языком также большое преимущество. Для экономических диссертаций особое значение имеет английский. Руководитель без знания английского по специальностям, связанным с международными экономическими отношениями, имеет серьезные ограничения. Хорошее владение статистикой (как источниками, так и методами расчетов) обязательно для экономистов. Знание эконометрики или понимание ее основ – несомненный плюс.
Факторы риска: научный руководитель не работает на компьютере, не применяет Excell (для экономистов), редко посещает профессиональные сайты и затрудняется объяснить, что такое нормальное распределение (для экономистов).

Потенциал взаимодействия. Хорошо, если руководитель готов активно передавать знания аспиранту и способствовать его профессиональному росту. Для этого, во-первых, нужна его собственная заинтересованность работать с младшим товарищем. Путем личной беседы или опроса студентов можно выяснить, как конкретный преподаватель общается со студентами. Заинтересованный взгляд, улыбка, уважительное отношение к собеседнику, ясное изложение мыслей – все это увеличивает Ваши шансы стать классным специалистом и получить искомую степень. Во-вторых, эффективность взаимодействия зависит от доступности средств связи. Если научный руководитель готов получать части Вашего будущего опуса по электронной почте, править их в электронном виде и быстро отвечать на письма, это значительно упростит Вашу жизнь.
Факторы риска: научный руководитель демонстрирует сильную занятость, он живет за городом, не пользуется электронной почтой и мобильным телефоном.  

 

olga-euro.livejournal.com

Как выбрать научного руководителя для курсовой работы?

Научный руководитель ответственен за научную и методическую помощь в написании курсовой или дипломной работы. Правильно выбранный наставник обеспечивает студенту львиную долю успеха в проекте. Как выбрать научного руководителя?

Значение руководителя

Значение научного руководителя для студента трудно переоценить. Именно он знакомит подопечного с основами научной работы. На успех взаимного сотрудничества влияет несколько факторов:

  • личное отношение преподавателя к своей работе;
  • отношение к студенту;
  • присутствие интереса к рассматриваемой теме у обеих сторон;
  • качество консультаций.

Деятельность руководителя заключается не только в управлении подчиненными, но и в исполнении широкого круга действий, обязанностей. Руководящая роль может проявляться в нем в разной степени: от слабовыраженной до активной. При этом необходим контроль над собой при контактах с подопечными, проявление уважения к личности каждого из них. Руководитель студента должен укреплять его веру в себя и свои способности.

Функции наставника

В чем заключается помощь преподавателя? Многие учащиеся ошибочно полагают, что научный руководитель обязан полностью посвятить себя их проектам. В обязанности преподавателя входят контролирующие и консультирующие функции, он лишь курирует выполнение исследования. Основные направления деятельности научного руководителя студента:

  • ознакомить учащегося с требованиями к проекту;
  • помочь в выборе темы;
  • помочь продумать план и определить время выполнения каждой из частей;
  • консультировать учащегося по поводу написания теоретической и практической части;
  • давать указания по оформлению, проверять, делать замечания по тексту;
  • организовать предзащиту и защиту.

Преподаватель консультирует подопечного также по поводу нужной литературы, важных источников информации, но подбирать материалы должен сам студент. Выбор темы — один из важнейших вопросов, обсуждаемых с руководителем. От его стиля работы зависит, будет ли студент выбирать тему сам, последует ли рекомендациям наставника или будет участвовать в проекте.

Во время консультации преподаватель помогает систематизировать информацию, корректировать композицию и стиль написания, указывает на недостаток аргументации. Существует временное расписание, в соответствии с которым студент отправляет на проверку черновики отдельных глав. Преподавателю дается чуть больше недели для проверки и замечаний.

Положительное взаимодействие с наставником является ответственностью и инициативой студента. Учащийся сам отвечает за количество консультаций, ведь это ему нужна отличная оценка за работу.

Как выбрать наставника?

В большинстве ВУЗов научный руководитель для дипломной работы назначается выпускающей кафедрой. Но не стоит терять время на ожидание, лучше самому искать его заранее. Продуктивное сотрудничество с руководителем является гарантом успешно сдачи курсовика или защиты диплома. Как правильно выбрать научного руководителя, по каким признакам определить «своего»? Основные факторы предстоящего выбора: опыт, возраст, отзывы.

Создание курсовой, ВКР требует определенных временных затрат, усилий. Начинать нужно с выбора темы, вызывающей наибольший отклик в душе. Это поможет учащемуся определить свои интересы и найти человека, способного дать ему эти знания. Студенту, выяснившему свои предпочтения, предоставляется более четкий выбор подходящих преподавателей, могущих руководить его работой.

Часто студенты склоняются к выбору уже знакомого преподавателя, чьи лекции они неоднократно посещали. Но иногда идеального руководителя можно найти среди тех, кто не контактировал с учебной группой. Поэтому рекомендуется посещать конференции и семинары, дни открытых дверей. Информация обо всех преподавателях находится на сайте факультета, для более близкого знакомства полезно читать их публикации.

После определения идеального руководителя студенту нужно заявить о себе двумя способами:

  • отправить лаконичное электронное письмо с указанием причины своего выбора и просьбой о возможном сотрудничестве.
  • подойти лично с предложением после занятий или до них.

Не стоит писать преподавателю в социальные сети, преследовать спешащего человека в коридоре или надоедать во время обеда. При положительном повороте событий студент получит приглашение на встречу, а также список литературы. При отрицательном ответе стоит спросить совета о том, к кому можно обратиться.

Нюансы выбора

Необходимо рассчитывать возможности, как свои, так и будущего наставника. Только тогда сотрудничество принесет максимум пользы. Лучше всего при выборе отталкиваться от перспективы своей учебы. Если учеба является трамплином к успешному развитию карьеры, то известное и весомое в научных кругах «имя» руководителя сыграет положительную роль для студента. Иногда одно лишь оглашение уважаемого имени уже подразумевает оценку «отлично».

Однако в силу занятости наставник может не найти времени для тщательного разбора текста и заботы о проекте подопечного. Зато его обширные связи и рекомендации для будущей карьеры будут на руку студенту.

Но не всегда можно рассчитывать на имя руководителя. Иногда заслуги и мудрость наставника перекрываются особенностями его характера и внешними обстоятельствами. Такой человек в силу своего авторитета может требовать слишком много. Мудрый, пожилой профессор может быть уставшим от своих обязанностей человеком, не имеющим времени на большое количество учащихся. Изредка встречаются личности, стремящиеся «вить веревки» из подопечных, собирая материал для диссертации.

Опытный руководитель среднего возраста может оказаться как заинтересованным в своей работе, грамотным специалистом, так и чрезмерно загруженным делами, равнодушным, выполняющим свои обязанности для галочки.

У молодого преподавателя опыта меньше. Он бывает как увлеченным и нацеленным на результат, так и закомплексованным человеком. Неопытность влечет за собой сложность и неуверенность в общении со студентами, что провоцирует тех воспользоваться мягкотелостью молодого наставника.

Молодой специалист другого типа прячет неопытность за излишней дотошностью, что снижает желание студента проявлять инициативу в работе. Многие студенты полагают, что с неопытным наставником будет легче сотрудничать. На деле часто оказывается наоборот. Выбирая «слабого» руководителя, подопечный сталкивается с трудностями в самостоятельном написании проекта. Хотя в некоторых случаях имя молодого наставника позволяет рассчитывать на снисхождение комиссии и получить отличную оценку.

Одним из лучших способов выбрать хорошего научного руководителя является опрос старшекурсников. У них можно выяснить сильные и слабые стороны конкретного профессора, его отношение к подопечным. Основные моменты, которые нужно уточнить:

  • конфликтный ли человек, готов ли идти на диалог;
  • насколько он требователен и щепетилен;
  • помогает ли при создании проекта и как;
  • помогает ли при защите.

Студент, стремящийся к получению необходимых навыков и планирующий восхождение по карьерной лестнице, должен остановить свой выбор на строгом руководителе. Внимательное и придирчивое отношение доцента к учебной работе делает из студента профессионала.

Добрый преподаватель, сквозь пальцы смотрящий на явные огрехи в работе подопечного, лишь заставляет его топтаться на месте. Это поможет легко пройти этапы сдачи и защиты в студенческий период, но обязательно скажется во время работы по специальности. Конечно, если человек учится только ради диплома или по желанию родителей, то добрый руководитель значительно облегчит его учебу. Он также подходит, если курсовая или дипломная работа пишется не самостоятельно.

Неправильный выбор

Многие учащиеся заказывают курсовые, дипломные работы. Однако услугами фирм пользуются не только ленивые студенты. Если не повезло с наставником, то у подопечного не остается выбора. Причины по вине руководителей, из-за которых студенты вынуждены покупать курсовые и дипломные работы:

  1. Безразличие преподавателя из-за плохой организации учебного процесса в ВУЗе.
  2. Руководитель плохо осведомлен в данной теме. Поэтому он пускает процесс на самотек, не дает необходимых рекомендаций, а затем заставляет студента дорабатывать текст.
  3. Загруженность, забывчивость наставника. Работа долгое время остается непроверенной, а в последний момент наскоро просматривается. На внесение изменений студенту уже не хватает времени.
  4. Низкое качество методических материалов: ошибки и опечатки в тексте, недостоверная или устаревшая информация, отсутствие нужной информации.
  5. Сотрудничество преподавателей с исполнителями учебных работ на заказ. Руководитель рекомендует конкретного исполнителя, в противном случае курсовая отправляется на доработку.

Каждый учащийся имеет право поменять научного руководителя. Ведь основная цель студента вовсе не в налаживании контакта с неподходящим человеком. Просто нужно максимально корректно объяснить причину.

Важно дать себе достаточное количество времени на поиск подходящего человека. Рекомендуется посещать открытые лекции, участвовать в научно-социальных мероприятиях. Там студент может найти потенциального научного руководителя. Изучение информации на сайте факультета, чтение публикаций также ускоряет процесс определения.

Деловой этикет

Важно создать доверительную и дружескую атмосферу в общении с преподавателем. Ведь он должен стать сильным союзником студента на защите курсовой или дипломной работы. От подопечного требуется проявлять уважение, учитывать и конспектировать все замечания, не опаздывать со сроками сдачи.

От руководителя можно получить максимум знаний и умений. Хорошо, когда он сам рад передавать знания, способствовать профессиональному росту студента. Чтобы вызвать у наставника желание тратить свое время на подопечного, тому нужно быть заинтересованным в работе. Следование указаниям должно сопровождаться и собственной инициативой, старанием сделать больше.

Заинтересованный взгляд, уважительное отношение, улыбка — все это увеличивает возможности стать высоким специалистом в своей области. Тогда появляется гарантия, что оба человека, находящиеся по разные стороны учебной работы, останутся довольны сотрудничеством. Если научный руководитель студента выбран удачно, то проект будет выполнен на отлично и защитить его будет легко.

99students.ru

Ключевая фигура: научный руководитель: navlasov — LiveJournal

Вчера, читая брошюру Хиллари Реттиг о борьбе с прокрастинацией, встретил там весьма любопытный тезис. Автор утверждает, что у каждого из нас должен быть свой наставник (mentor). "Наставник - это, возможно, самый мощный катализатор успеха. (...) Поиск и общение с наставниками - первейшая задача любого творческого человека. Каким бы успешным и состоявшимся человек ни был, у него все равно есть необходимость в наставнике".

Я в очередной раз задумался о роли, которую в жизни молодого исследователя играет научный руководитель. В прошлом году я уже писал о том, как студенту правильно выбрать себе наставника. Сегодня я хочу немного рассказать о моем личном опыте, чтобы показать, насколько важен этот выбор и какие ошибки ни в коем случае нельзя допускать.

Хороший научный руководитель - это как ракета-носитель, которая быстро выводит Вас на орбиту серьезного научного поиска. Не потому, что он ставит Вам "пятерки" или делает что-то за Вас. Просто он учит Вас всему тому, что знает сам. А если Вы правильно выбрали научного руководителя, то знает и умеет он очень много.

У меня никогда в жизни не было научного руководителя в настоящем смысле этого слова. Учителя с большой буквы, наставника, сэнсэя - называйте как хотите. На первом курсе меня отправили к старенькому профессору, никогда не являвшемуся научным светилом. Мы с ним согласовали тему моей первой курсовой - и, углубившись в книги, я очень быстро понял, что написать работу на эту тему невозможно. Просто потому, что объекта исследования не существует в природе.

Тему мы поменяли, и спустя месяц я пришел к профессору со своими первыми результатами. Он слушал меня минут двадцать, и когда я замолчал, надеясь на содержательный комментарий, он улыбнулся и сказал: "Вы хорошо поработали". После этого я просто приносил ему готовые курсовые (диплом, кандидатскую...).

Задним умом я понимаю, что мне следовало уже на втором курсе поискать себе нового, настоящего наставника. Но проблема была в том, что мой научный руководитель принадлежал к самому опасному (для студентов) типу: так называемым "добрым". Его хорошее ко мне отношение было совершенно искренним, он делал для меня все, что считал нужным и правильным делать (ставил хорошие оценки, поддерживал на заседаниях кафедры). Именно поэтому уйти от такого руководителя очень сложно. Проблема в том, что за девять лет нашей совместной работы он не научил меня ровным счетом ничему.

Когда-то я этим даже гордился. Мол, я до всего дошел сам, своими усилиями, в то время как другим клали в раскрытый клюв готовое! В комментариях к моему журналу тоже порой проскакивают подобные мысли. На самом деле, гордиться-то особо нечем, поскольку во многих случаях все сводилось к изобретению велосипеда.

Многое из того, чему я самостоятельно научился к третьему-четвертому курсу, я сегодня считаю нужным объяснить своим студентам на первой же консультации. В свою очередь, до некоторых важных вещей, которые студенты с хорошим научным руководителем осваивают уже на старших курсах, я самостоятельно добрался аж после защиты кандидатской. Вообще говоря, мои студенческие исследования напоминают мне движения слепого котенка, не представляющего себе, на что похож окружающий мир.

Все это я пишу, разумеется, не для того, чтобы обвинить в чем-то своего научного руководителя. Ответственность за выбор наставника - и, главное, за последствия этого выбора - лежит на нас самих. Как пишет та же Реттиг, "хороший наставник может на годы и десятилетия сократить наш путь к успеху". Если бы я проявил в свое время больше ответственности и сменил научного руководителя, к сегодняшнему дню я бы смог добиться гораздо большего, поскольку мне не пришлось бы тратить время на изобретение все новых велосипедов, на блуждание в потемках. И я искренне надеюсь, что мой негативный опыт поможет кому-нибудь из нынешнего поколения студентов не наступить на те же грабли.

Поэтому повторю еще раз: если Вы хотите добиться успеха в качестве исследователя, Вам нужно искать себе научного руководителя, у которого есть возможности и желание Вами заниматься. Конечно, студенту бывает трудно оценить уровень компетентности преподавателя (формальные показатели здесь работают плохо). Но если научный руководитель не читает Ваши работы, не дает Вам никаких советов (или дает банальные и бесполезные), ничему Вас не учит - Вам надо уходить от него, как бы хорошо он к Вам ни относился. Это Ваш долг перед самими собой, перед Вашим собственным будущим.

И еще: прислушивайтесь к другим, но принимайте решение сами. Не позволяйте никому "распределять" Вас к преподавателям (а мне известны случаи, когда такое распределение осуществлялось по алфавитным спискам - все с фамилиями от "А" до "В" идут к Иванову). Научное руководство существует для студента, и интересы студента здесь - на первом месте.

Выбор научного руководителя - это критически важное решение, которое будет оказывать влияние на всю Вашу дальнейшую профессиональную деятельность. Если этот выбор будет сделан неправильно, Вам потребуются годы для того, чтобы ликвидировать его негативные последствия, а полностью наверстать упущенное Вы не сможете уже никогда.

navlasov.livejournal.com

Как выбрать научного руководителя и потом не пожалеть об этом? » СтудИзба

Выбор хорошего научного руководителя для выпускной квалификационной работы – залог лёгкого выступления на самой защите. Согласитесь, ответственный и требовательный руководитель не допустит, чтобы дипломная работа была написана плохо. Однако на практике всё бывает совершенно иначе. Особенно касается студентов заочного отделения, которые быстро должны определиться с научным руководителем. В противном случае – определит кафедра.

О том, как прошёл выбор руководителя и темы в моём университете

В моей ситуации было всё настолько запутанно, что пришлось решить за считанные секунды. На 5 курсе в ноябре нас спросили, какая тема наших дипломных работ и кто руководитель. На что мы пожали плечами и стали рыскать в интернете, какие темы можно взять. Более того, в этих темах должен разбираться преподаватель. Иначе он не сможет помочь в написании текста. Проще было бы заказать выпускную квалификационную работу, точнее помощь при её написании. А то с 2109 года делать ВКР на заказ не законно.

Тема была связана с видеосъёмкой. А в ней разбирался только один преподаватель, который уволился. Поэтому пришлось обратиться к другому. Он тоже понимал, но не настолько, чтобы дать полный объём информации. Но деваться некуда. Тем более, главное – это то, что я в ней разбираюсь, а значит, всё напишу. Только стоит знать, что дипломная работа – совершенной другой стиль написания. Помимо этого, внимание уделяется перечню использованной литературы. Так что, когда появляется самоуверенность, необходимо ещё раз взвесить все «за» и «против».

Итак, в осеннюю сессию все студенты определились с темами и научными руководителями, а те, кто не определился, за них определила заведующая кафедрой.

В январе преподаватель уже сообщил о том, что мне нужно подготовить план к дипломной работе. Я тянула до апреля. Кстати, держала связь при помощи социальной сети «Вконтакте», где можно переслать документы и общаться в режиме онлайн. Так вот, ждала поправок 2 недели. Содержание к диплому было полностью изменено.

Собственно, после внесения исправлений приступила к написанию диплома. Практически 70 страниц было написано за месяц. В начале мая отправила всю дипломную работу. Проверка заняла 25 дней. Я даже боялась, что не успею исправить все замечания, поскольку защита дипломных работ была в середине июня. Поправок было немного, в основном оформление, сноски и абзацы. Но тут на помощь пришла статья "Как правильно оформить дипломную работу".

Далее, дипломная работа была распечатана за 1 день до самой защиты и сдана на кафедру. В общем-то, работа выполнена, я допущена к защите и это главное для студента. Однако во всём этом положительном рассказе есть множество замечаний относительно руководителя.

Что мне не понравилось?

Я – перфекционист, люблю, чтобы всё было по плану. Для меня непонятная ситуация, когда до защиты остается неделя, а выпускная квалификационная работа не проверена. Здесь, конечно, было безответственное отношение преподавателя к работе.

Затем, удивление пришло, когда преподаватель не сказал о предварительной защите. На самом деле он сам не знал. Где этот человек был? Узнала от однокурсников за 24 часа до выступления. В общем-то, несерьёзно для взрослого человека.

Руководитель перепутал даты защиты выпускной квалификационной работы. Понадеялась на порядочность преподавателя, и чуть не пролетела с защитой.

Руководитель дипломной работы не присутствовал во время защиты, что ещё раз подтверждает его безответственное отношение.

Вообще, были и плюсы у выбранного преподавателя, но их весьма мало. Во-первых, помог с формулировкой предложений, во-вторых, дал полезные советы по поводу введения. Однако это было сделано за несколько дней до сдачи дипломной работы. В течение всего времени преподаватель игнорировал сообщения.

Что нужно иметь в виду при выборе научного руководителя?

  1. В первую очередь, необходимо выбирать более опытных преподавателей. А именно тех, кто имеет хорошую репутацию и преподаёт в университете более 10 лет. Он знает всю систему внутренних порядков в университете.
  2. Обязательно надо выбирать такого научного руководителя, с которым можно держать связь через социальные сети. Согласитесь, денег не хватит постоянно распечатывать тексты для проверки. Намного удобнее отправить на электронную почту.
  3. Лучше всего почитать отзывы о преподавателе и поспрашивать у предыдущих курсов мнения.
  4. Если преподаватель изначально относится халатно, и даже игнорирует, то лучше сменить руководителя.
  5. Не стоит выбирать пожилых научных руководителей. Многие из них не любят читать текст с экранов ноутбука. Им по нраву распечатанный вариант. Они, как правило, придираются к каждому слову. Моя однокурсница не вылезала из университета. Но в итоге на защите получила «удовлетворительно».
  6. Желательно не брать в руководители декана или заведующего кафедрой. Они, как правило, занятые люди. А, значит, времени на проверку дипломов практически не будет.

Разумеется, не все научные руководители такие. Мне просто не повезло. Но, во всяком случае, я благодарна ему за вычитку текста, исправления, замечания и советы. Всё-таки, студенты должны самостоятельно писать дипломную работу. Однако без рекомендаций своего наставника ВКР может получиться не на желаемом уровне. Так что, стоит уделить особое внимание на то, кто будет контролировать написание дипломной работы. От этого зависит качество выпускной квалификационной работы. А вообще, лучше выбрать тему и руководителя заранее, например, на предпоследнем курсе, чтобы было больше времени на подготовку. Ведь главное – это умение пользоваться книгами, внимательно слушать преподавателей и следовать рекомендациям, тогда и волнения будут излишними.

studizba.com

Выбор научного руководителя

Возможно, это самый важный выбор, который вам предстоит сделать. Как правило, научные руководители назначаются кафедрой, а не выбираются аспирантами или, что бывает реже, руководители сами могут подбирать себе аспирантов.


Тем не менее, обычно есть какая-то возможность повлиять на этот процесс, и, конечно, вы должны ею воспользоваться.

Чтобы убедиться, подходит ли конкретный профессор для роли вашего научного руководителя, вам нужно иметь о нем определенную информацию, прежде всего необходимо узнать о его общепризнанных научных достижениях и сегодняшних изысканиях. Следует найти ответы на вопросы: какие, сколько, где опубликовал ваш потенциальный руководитель научных трудов за последнее время? Финансирует ли кто-нибудь его научную работу? Приглашают ли его участвовать в научных конференциях на родине и за рубежом? Желательно, чтобы ответы на данные вопросы были преимущественно положительными.

Выбирая научного руководителя, важно также учитывать, насколько тесные контакты вы хотите с ним установить.

Отношения между руководителем и аспирантом бывают, как правило, весьма близкими. Но если некоторым аспирантам нужно тесное общение с научным руководителем (особенно в начале обучения), то других угнетает постоянный контроль и указания на то, чем следует заниматься дальше.

Существуют, по меньшей мере, две формы деловых отношений с руководителем: первая форма – аспиранту нужна постоянная поддержка, а руководитель, имея постоянную обратную связь с аспирантом, дает указания, направляет ход его научной работы; вторая форма – аспирант имеет время подумать о предстоящей работе, прежде чем обсудить результаты с руководителем, и возможность на первых порах делать ошибки, при этом руководитель время от времени задает общий курс, а не указывает конкретно направление научных изысканий, как это делается при более тесном контакте.

Как показывают проведенные исследования, если аспирант работает, ожидая, что вот-вот появится результат, достойный обсуждения, а его руководитель постоянно требует каких-то весомых результатов, то это ни к чему, кроме раздражения, не приводит, а поставленные цели кажутся аспиранту недостижимыми. По мнению руководителя, такой аспирант слишком осторожен и не способен работать самостоятельно. Наоборот, если аспирант нуждается в постоянной поддержке, но работает с руководителем, желающим, чтобы его информировали о ходе работы и новых идеях только через какое-то определенное время, то он чувствует себя заброшенным, а руководитель негодует из-за того, что его подопечный требует слишком много внимания (если у последнего все-таки хватит смелости просить уделять ему немного больше времени).

Взаимопонимание и хороший контакт между соискателями и их научными руководителями – главные моменты в их отношениях. Когда установлены хорошие личные отношения, все остальное мгновенно становится на свое место. Несовместимость между руководителем и аспирантом приводит к тому, что последний начинает воспринимать отрицательно все, что связано с аспирантурой. Поэтому следует как можно раньше обсудить форму взаимоотношений с научным руководителем и постараться заранее прийти к согласию в вопросе о том, как именно будет проходить совместная работа.

uznaikak.su

Выбор научного руководителя | PhD в России

Реклама от Google

 

Выбираем НР

 

Содержание

 

Как выбрать научного руководителя

Многие абитуриенты в аспирантуру выбирают своего научного руководителя по принципу «на кого Б-г пошлёт». Или им назначают научрука по «остаточному принципу». Однако лучше не доводить ситуацию до такого исхода и самостоятельно выбрать научного руководителя.

Для начала можно погуглить Ф.И.О. предполагаемых НР-ов в интернетах, чтобы узнать о них побольше сведений и об их защитившихся аспирантах. Также можно зайти на студенческие форумы и группы в социальных сетях, где студенты выкладывают мнения о преподавателях. Кроме того, рекомендуется поспрашивать кафедральных аспирантов, не «гнобит» ли НР своих подопечных, не вымогает ли деньги на нужды науки и кафедры и прочее…

Реклама от Google

 

Перед собеседованием запаситесь несколькими вариантами предполагаемой темы Вашей диссертации, а также резюме, в котором необходимо указать дату окончания вуза и его название, знание языков, область «научных» интересов, конференции и олимпиады, в которых Вы участвовали, Ваши публикации в сборниках, гранты и именные стипендии, которые Вы получали и Ваши контактные данные.

При собеседовании с предполагаемым научным руководителем рекомендуется заявить, что «очень хочете, чтобы такой корифей XXX наук, крупногабаритный учёный, как он, стал Вашим НР». Но не переборщите с лестью. Если во время собеседования Ваш будущий НР попытается нагрузить на Вас всякую кафедральную, лабораторную или педагогическую «ерунду» — постарайтесь деликатно увильнуть, сославшись на работу или обусловьте эту барщину помощью НР в ускоренной защите Вашей диссертации.

Может ли кандидат наук и доцент быть научным руководителем аспиранта?

Согласно п. 31 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (с изменениями и дополнениями от 5 апреля 2016 г.):

31. Не позднее 3 месяцев после зачисления на обучение по программе аспирантуры (адъюнктуры) обучающемуся назначается научный руководитель, а также утверждается тема научно-исследовательской работы.

Требования к уровню квалификации научных руководителей определяются образовательным стандартом.

Число обучающихся, научное руководство которыми одновременно осуществляет научный руководитель, определяется руководителем (заместителем руководителя) организации.

Обучающемуся предоставляется возможность выбора темы научно-исследовательской работы в рамках направленности программы аспирантуры (адъюнктуры) и основных направлений научно-исследовательской деятельности организации.

Назначение научных руководителей и утверждение тем научно-исследовательской работы обучающимся осуществляется распорядительным актом организации.

 

Каковы требования современного российского законодательства к научным руководителям аспирантов?

Научный руководитель аспиранта быть штатным сотрудником организации, в которой осуществляется обучение по программе последипломного образования (аспирантура, ассистентура-стажировка, адьюнктура) или сотрудничать с этим заведением на услових гражданско-правового договора. Согласно п. 7.2.1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям аспирантуры (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/95/91/7]:

7.2.1. Реализация программы аспирантуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы аспирантуры на условиях гражданско-правового договора.

 

Научный руководитель аспиранта должен, согласно п. 7.2.3. ФГОС ВО, быть обладателем российской или зарубежной учёной степени, которая признаётся в Российской Федерации. У НР должен быть документ, подтверждающий научное направление его деятельности по направлению или профилю подготовки в аспирантуре (хотя бы выписка из протокола заседания кафедры) или опубликованные результаты научно-исследовательских работ. Кроме того, у научрука должны быть публикации в сборниках международных и российских конференций, а также в научных рецензируемых отечественных и зарубежных журналах.

7.2.3. Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую, творческую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности (профилю) подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской, творческой деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской, творческой деятельности на национальных и международных конференциях

 

Обычно научный руководитель утверждается на заседании ученого совета факультета или университета / научно-исследовательского института и назначается приказом по высшему учебному заведению или научно-исследовательскому институту из числа докторов наук одновременно с зачислением аспиранта. В отдельных случаях научруком аспиранта по решению учёного совета вуза или НИИ может быть назначен известный исследователь — кандидат наук с учёным званием профессор.

На некоторых факультетах, где недостаточно докторов наук для научного руководства всеми аспирантами, как например на факультете менеджмента СПбГУ: https://gsom.spbu.ru/programmes/doctoral/faculty/ аспирантам пытаются навязать научными руководителями доцентов с учёной степенью кандидат наук, которые обучаются в докторантуре.

Допуск кандидатов наук-доцентов к научному руководству аспирантами осуществляется приказом ректора вуза /директора института на основании решения Учёного совета. Кандидат наук, претендующий на научное руководство аспирантами, представляет на рассмотрение Учёного совета следующий комплект документов:
• личное заявления на имя ректора с указанием тематики диссертационных исследований, по которым будет осуществляться научное руководство;
• иметь утвержденную Учёным советом тему собственной докторской диссертации — тема предполагаемой к научному руководству кандидатской диссертации конкретного аспиранта должна соответствовать научному профилю докторской диссертации научного руководителя;
• выписку из протокола заседания кафедры о возможности допустить его к научному руководству аспирантами;
• список опубликованных научных трудов (как правило, в различных издательствах), изобретений по теме, предполагаемой к научному руководству.

Обратите внимание: аспирантам ни в коем случае нельзя соглашаться на предлагаемый вариант научного руководителя в связке «учёная степень — кандидат наук и учёное звание — доцент или без учёного звания вообще», так как в случае такого научного руководства возрастает риск вызова соискателя учёной степени на заседание экспертного совета ВАК

Размещено 07.01.2012, обновлено 23.12.2019

©

Реклама от Google

 

просмотров: 619

phdru.com


Смотрите также