Как выбрать отца духовного


Духовник в православии: как выбрать духовного отца?

Кто такой духовник? Как не ошибиться в выборе духовного наставника? На эти сложные вопросы Вам ответит епископ Пантелеимон (Шатов) в данной статье.

Духовник

ДуховникКто такой духовник, духовный отец? Лучше искать духовника из монахов или из женатого духовенства?

Духовником обычно называют священника, к которому регулярно ходят на исповедь (у кого исповедуются по преимуществу), с кем советуются в сложных жизненных вопросах. Слова духовника принимают как совет. Тот духовник, который требует абсолютного подчинения себе, настаивает на буквальном, строгом, неукоснительном исполнении своих советов, претендует на роль старца – может сильно навредить; духовника нужно выбирать, как мне кажется, кроткого и смиренного.

Духовный отец – это духовник, который давно знает человека, приходящего к нему на исповедь, хорошо с ним знаком, засвидетельствовал своим внимательным отношением к человеку свою любовь к нему. Я обычно не делаю различия между духовником и духовным отцом, мне кажется, это понятия в принципе одинаковые, но духовный отец –– это, возможно, тот духовник, который в большей степени заботится о своих духовных чадах, уделяет им больше времени, кого сами духовные чада называют духовным отцом.

А вот старец – это совершенно другая категория в духовном руководстве. Старец – это человек, которому открыта воля Божия, которого слушаются безусловно, полностью доверяют и слова которого исполняют беспрекословно.

Как выбрать духовника?

Отношение к духовнику должно быть все-таки осторожным. В наше время есть случаи, когда священники уклоняются от того, чтобы быть духовниками, или по ложному смирению, или по нежеланию заниматься пастырским трудом, а бывает другая крайность, когда человек возомнил о себе, что он хороший духовник, и ему нравится управлять духовной жизнью своих чад, – таких духовников, конечно, нужно избегать. Духовник должен быть и добрым и смиренным, но и взыскательным и строгим.

Духовник может быть и из монахов, икак выбрать духовника из белого духовенства, всё зависит от человека, а не от того, к какому сословию он принадлежит. И в миру есть как очень хорошие священники, так и нерадивые, и в монастыре есть люди, которые дают совершенно неправильные советы, невыполнимые епитимьи и поклоны за уже исповеданные грехи, а есть замечательные старцы. Также бывает, что монашествующие, которые ушли в монастырь в молодом возрасте, плохо знают семейную жизнь и иногда могут ошибиться в своих рекомендациях, не понимая все тонкости семейных проблем .

Исповедаться лучше только у своего духовника, правда бывает такая крайность, когда человек отказывается, даже в случае нужды(болезнь, долгое отсутствие духовника) исповедоваться у другого священника.

Есть опасность, особенно для девушек, женщин — душевной привязанности к духовнику. Иногда это приводит к очень тяжелым последствиям. Здесь нужно отличать душевную привязанность от духовной связи с духовником. Как отличать душевную привязанность? Ее признаками являются: ревность, зависть к другим(«им батюшка больше уделяет времени, а мне меньше»), желание одной ласковости со стороны духовника, обиды на его строгость.

Нельзя допускать душевной привязанности к духовнику, нужно этого очень бояться. Если появляются какие-то проблемы в отношениях с духовником, можно подойти к духовнику вашего духовника и попытаться с ним эти вопросы решить.

7 советов, как найти духовного отца

1. Вспомните слова преподобного Симеона Нового Богослова: «Ищущий духовного отца должен искать человека, уже духовно рожденного и знающего своего Бога и Отца, чтобы этот человек мог дать вы тоже духовное рождение и превратите вас в истинного сына Бога ».

2. Вы должны понимать, что совершенный духовный отец - это человек святой жизни. Однако вы должны исходить из реальной жизни и не мечтать.Поэтому советую не предъявлять чрезмерных требований к духовнику. Выбирайте из кандидатов, которые вас окружают.

3. Епископ Петр (Екатериновский) писал: «Трудно найти хорошего проводника в нашей духовной жизни». Это утверждение актуально и сегодня. Епископ Петр считал, что не нужно искать духовника, достигшего святости. Было бы достаточно, если бы он был праведным, советуемым и опытным человеком.Кроме того, у него должно быть желание и возможность наставлять своих духовных детей. «Если такого человека нет, то нужно молить Бога, чтобы он послал нам его», - сказал епископ Петр.

4. Имейте в виду, что на своем пути вы можете встретить ложного проводника. Святой Феофан предупреждал, что человек, которого считают старцем, часто оказывается старцем только «по седой голове». Это может быть очевидным для всех или может быть скрыто глубоко под его праведным обликом. Вот почему всегда есть возможность прийти к ложному проводнику вместо того, чтобы прийти к истинному; найти зло и смерть вместо помощи и спасения.

5. Как отличить ложного наставника от настоящего? По мнению преподобного Симеона Нового Богослова, отличительной чертой настоящего духовного отца является его отцовская любовь. Святой Паисий Афонский сказал: «Свидетельством духовного состояния отца является то, что он довольно суров к себе, но в то же время очень снисходителен к другим людям. Более того, он никогда не использует церковные каноны против других! »

6. Если в вашем уме возникнут какие-либо сомнения относительно духовности избранного отца, вам лучше не сотрудничать с ним в тесном сотрудничестве, пока ситуация не прояснится.На пути к спасению вам не следует проводить рискованные эксперименты, потому что они могут нанести вам непоправимый духовный ущерб.

7. Нас окружают разные духовные отцы. Они разные по характеру, опыту и уровню духовного совершенства. Как понять, кого из них выбрать своим духовным отцом? В поисках наставника соблюдайте главное правило - обращайте внимание не на его ум, характер и образование, а на его веру и твердую приверженность церковному учению.

.

Как найти духовного отца: о. Николай Ведерников

Протоиерей Николай Ведерников, один из самых высокопоставленных священников Москвы, недавно беседовал с Правмиром о значении духовного отцовства в духовной жизни. Родился в Москве в 1928 году, был рукоположен в диаконы в 1958 году Патриархом Алексием I и в священники в 1961 году архиепископом (впоследствии Патриархом) Пименом. Получив богословское и музыкальное образование, он хорошо известен как проповедник (в этой роли он имеет много общего со своим близким другом митрополитом Сурожским Антонием), так и как композитор церковной и классической музыки (помимо множество церковных произведений, он же написал две симфонии).Он служит в церкви Иоанна Воина на улице Якиманка в Москве.

Протоиерей Николай Ведерников

Fr. Николай, по вашему мнению, нужен ли христианин духовный отец?

Желательно исповедоваться единственному священнику. Само собой разумеется, что это Господь принимает исповедь, а священник является только свидетелем. Если человек искренне раскаивается в своих грехах, тогда Тайна действительна независимо от того, знает ли он священника, которому он исповедался, или насколько он набожен.Но лучше, если священник знает прихожан, когда между ними существуют настоящие доверительные отношения.

Если кто-то серьезно относится к своей духовной жизни, он обычно находит священника, с которым могут сложиться такие отношения - возможно, не сразу, но он найдет его. Это очень важно для духовного роста. Когда ко мне на исповедь приходит незнакомый человек, я всегда спрашиваю его, есть ли у него духовный наставник. У большинства людей оказывается, что они этого не делают, даже если они исповедовались раньше и годами ходили в церковь.Меня это всегда печалит. Жалко, что люди, которые были вовлечены в церковную жизнь в течение нескольких лет, не приложили усилий, чтобы найти кого-то, кто наставил бы их в духовных вопросах.

Протоиерей Николай Голубцов (+1963)

Нам с женой всегда везло с духовными отцами. Пт. Николай Голубцов [1900-1963] благословил ее на детей, хотя у нее с детства гипертония, и врачи единогласно согласились, что она не должна рожать, что это опасно для жизни.Но у нас родились три дочери, можно сказать, от о. Благословение Николая.

Отношения между духовным ребенком и его духовным отцом обычно длятся до тех пор, пока один из них не умрет. Пт. Николай умер в 1963 году, после чего нашим духовным отцом стал о. Владимир Смирнов [1903-1981] из церкви Ильи Пророка в Обыденском [Москва]. После его смерти это был о. Василий Серебренников [1907-1996], ученик старцев и ясновидящий Батюшка. Он посоветовал ежедневно записывать свои грехи в тетрадь.Не подробно, а просто: «Я судил, завидовал…» Мы старались последовать его совету. Он был болен, по этой причине мы обычно ходили к нему домой исповедоваться, и не очень часто, но просто смотрели свои записи и не нужно было ничего вспоминать.

Протоиерей Владимир Смирнов (+1981)

Fr. Василий прожил почти девяносто лет, скончавшись в 1996 году. Тогда новоиспеченный отец о. Мы с Герасимом Ивановым [1918-2012] признались друг другу. Он был замечательным человеком, талантливым художником и хорошим пастырем; он был на десять лет старше меня, но при всем уважении к нему я не считал его своим духовным отцом.В последние месяцы перед смертью он тяжело заболел и не служил.

Протоиерей Василий Серебренников (+1996)

В Храме Иоанна Воина на Якиманке, где я сейчас служу в сверхштатной должности, много священников, поэтому всегда есть кому исповедаться. Я доверяю им и чувствую, что они ответственно относятся к своему служению, но пока у меня нет духовного отца. Надеюсь, что если по воле Божией моя жизнь продолжится (мне уже восемьдесят четыре), то Господь пошлет мне духовного отца.У Патриарха тоже есть духовный отец, как и у других епископов. Каждый, кто серьезно относится к своей духовной жизни, ищет духовного наставника.

Возможно, для священника это действительно необходимо, поскольку он должен наставлять других.

Протоиерей Герасим Иванов (+2012)

Это необходимо всем, потому что все мы грешники: ибо нет человека, который бы не грешил, (2 Паралипоменон 6:36). Вы можете не сделать ничего плохого, вы можете вести себя достойно в обществе и вызывать уважение, но есть мысли, на которые вы не обращаете внимания - и недаром в монастырях раскаиваются в мыслях.

В течение дня у каждого в голову приходит много разных мыслей, явно греховных. Они приходят непроизвольно, от дьявола, который пытается внушить нам жадность, зависть, осуждение и другие плохие чувства. Я пытаюсь прогнать эти мысли Иисусовой молитвой. Пт. Василий вообще рекомендовал говорить это постоянно.

В этой короткой молитве - «Господи Иисусе Христе, Сыне Божием, помилуй меня, грешного» - заключено все наше православное исповедание веры; на этом построена вся догма.Если говорить внимательно, то Господь постепенно очистит ваш внутренний мир. Но когда мысли одолевают меня, они загрязняют этот мир; и, даже если я никому не сделаю ничего плохого, мой загрязненный внутренний мир будет действовать на моих соседей, на тех, с кем я общаюсь, на всех вокруг меня. Это очень важно помнить: мы спасаемся вместе. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Обретите дух мира, и вокруг вас будут спасены тысячи».

Мы можем достичь чистоты мысли и исправления нашего внутреннего мира, если будем следовать совету апостола Павла: Всегда радуйтесь: непрестанно молитесь: за все благодарите (1 Фессалоникийцам 5: 16-18).Нет причин падать духом или отчаяться, если Христос с нами. Поэтому я рекомендую всем ежедневно читать хотя бы одну главу Евангелия. Это даже более важно, чем соблюдение молитвенного правила, потому что Евангелие - это письмо от Самого Христа; именно через Евангелие мы соприкасаемся с Ним.

Некоторые думают, что самое главное - это поставить свечи перед иконами и совершить полные поклоны. Но самое главное в христианстве - это наша любовь ко Христу, наша встреча со Христом.Господь ценит личные призывы: каждый может найти свободную минутку (например, перед сном) и рассказать Ему о том, что произошло в его жизни сегодня, о трудностях, с которыми он столкнулся, или попросить прощения и помощи - и Господь обязательно ответит . Возможно, не сразу, но Он ответит. По этой причине я советую всем ежедневно читать главу из Евангелия.

Духовная жизнь требует руководства. Духовный отец - это священник, который направляет вашу духовную жизнь.Он может быть очень простым, очень невзрачным, без какого-либо особого образования - но если я ему доверяю, это означает, что Господь может сказать мне что-то очень важное через него.

Как может новый прихожанин понять, что он может доверять этому священнику, что последний пытается понять волю Бога для нас, а не навязывает свою волю?

Действительно, некоторые навязывают свою волю в полной уверенности в том, что воля Бога им открыта. Священник, только что рукоположенный, не имеющий ни опыта, ни знаний, может вообразить себя духовным наставником.Это называется «младшее старшинство» [ младостарчество ] - нездоровое явление, которое было очень распространено в девяностые годы. Сейчас это уходит, но постепенно.

Можно ли доверять священнику настолько, чтобы просить его руководить вашей духовной жизнью, может сказать только внутренний опыт. Это сложно, особенно для тех, кто только начинает свою церковную жизнь, но другого пути нет. К таким вопросам нельзя подходить формально; Я не могу дать никаких общих советов.

Сами священники, наверное, не должны спешить с духовными отцами.Я, например, не считаю себя достойным быть духовником. Есть прихожане, которые мне регулярно признаются: человек десять-пятнадцать привыкли ко мне приходить. Но когда люди просят меня стать их духовным отцом, я, как правило, отказываюсь. Я всегда готов признаться в ком-то, утешить его, дать какой-то совет - но отношения духовного чада с духовным отцом предполагают послушание.

Если священник соглашается быть моим духовным отцом, я верю, что он не просто даст мне человеческий совет, но что Господь наставит меня через него, и что я должен проявить послушание.Проявлю ли я послушание, зависит от моего свободного выбора. В случае послушания духовному отцу Господь дарует Свою благодатную помощь. Но если я не прислушаюсь к его совету, духовный отец ответственности не несет. Без послушания такие отношения бессмысленны.

Некоторые прихожане прислушиваются к моему совету и стремятся ему следовать, и это всегда меня радует, но формально я никогда не называл себя чьим-то духовным отцом. Я не чувствую себя готовым к такой ответственности.

Относится ли послушание только к духовным вопросам? Следует ли духовному отцу давать повседневные советы, например, сменить ли работу или куда поехать в отпуск?

Опытный духовный отец, хорошо знающий своих духовных чад, тоже может с пониманием подойти к их бытовым проблемам.Например, на работе возникают конфликты, и люди часто сразу хлопают дверью и уходят. Грядущие изменения не всегда к лучшему. Когда кто-то действует умышленно, он часто потом сожалеет об этом. И наоборот, если он сразу не поддается своим эмоциям и не прислушивается к чьему-то совету, то со временем все возвращается на круги своя.

В таких случаях я обычно советую не спешить, а подождать - время лечит многое; многие конфликты со временем разрешаются. Не только на работе, но и в семье.Муж может дурачиться на стороне. Что делать его жене? Церковь разрешает развод в таких случаях, но если она готова быть терпеливой и прощающей, тогда их семейная жизнь может быть спасена и вернуться к нормальной жизни. Это не обязательно так, но я знаю случаи, когда это было. Но развод - это всегда трагедия.

Протоиерей Николай Ведерников и его матушка, 1998 г.

Кстати, послушание необходимо и в семейной жизни - взаимное послушание.Более того, нельзя требовать от другого послушания и не показывать себя. Скажите, что ваша жена говорит вам что-то, с чем вы не согласны. Противостоять, идти по-своему, создавать конфликт - это неправильно. Всегда нужно уметь слушать.

Послушание [ послушание ] происходит от слова «слышание» [ слух ]; оно начинается со способности слушать то, что говорит другой человек. Мы не любим молчать.Наш друг митрополит Сурожский Антоний учил нас: «Мы все умеем хорошо говорить, но не умеем слушать друг друга. Поэтому очень важно внимательно слушать ». Это тоже очень важно в семейной жизни. Муж должен уметь слушать свою жену, а жена - своего мужа, и все вопросы следует решать путем обсуждения. Скажите, ваша жена вас не убеждает - не беспокойтесь об этом. Иногда ради умиротворения лучше с ней договориться. Мир в семье важнее любых наших амбиций.

С духовником отношения другие: здесь я проявляю послушание. Но священник может дать правильный совет - не от себя, а от Бога - только если он кого-то понимает. И чтобы понять его, ему нужно внимательно его выслушать. А мне, в свою очередь, нужно внимательно прислушиваться к словам своего духовного отца, чтобы понять его совет.

Были ли в вашей жизни случаи, когда после того, как вы спросили совета у вашего духовного отца, вам казалось, что у вас нет сил проявить послушание, что это слишком обременительно для вас?

Нет, ничего подобного не припомню.Но случилось так, что я впал в грех, от которого было трудно освободиться. Для этого мне требовалось и время, и молитвенная помощь моего духовника. Священники, которым я исповедал свои грехи, всегда молились за меня, и я чувствовал их духовную поддержку, благодаря которой я смог выйти из этого состояния и освободиться от греха. Это великая вещь: свобода от греха!

Разобраться с собой может быть сложно. Самый непримиримый враг духовной жизни - это мой эгоизм, гордость и неспособность проявить себя.Люди идут разными путями. Один грех удается преодолеть, он уходит, но потом в душе появляется что-то другое. Это требует большого внимания. Здесь духовный отец может подсказать, иногда даже со слезами на глазах.

Я вспоминаю, что, когда я исповедовал свои грехи в молодости, священник плакал. Похоже, его звали о. Бенджамин. Я подошел к нему с настоящим страхом и трепетом, а он, слушая мое признание, заплакал. Он оплакивал мои грехи. У каждого свой путь, у кого-то сложнее, у кого-то проще, но в любом случае нужно напрягаться.Но нам не нравится, когда приходится проходить через узкие ворота. Но ищите прежде Царствия Божия (Матфея 6:33). Это внутри нас.

Если совет духовного отца не имеет смысла, следует ли ему сказать это честно и попросить разъяснений? Или следует принять это на веру?

Думаю, что лучше попросить разъяснений. Иногда достаточно объяснения, но иногда нужно время, чтобы кто-то понял совет, который он еще не готов получить.

Священник не должен гордиться своим возвышением над своими прихожанами. Допустим, у него больше опыта, как у профессора больше знаний, чем у его учеников. Но когда этот опыт передается скромно, то, вольно или невольно, вы прислушаетесь и поймете, что вы еще не достаточно зрелы, чтобы понять этот совет, что вы не готовы следовать ему, поскольку вы все еще неопытны и незрелы в духовном жизнь. Когда вы это поймете, вам будет легче смириться и все же пытаться следовать совету.

Не следует полностью доверять своему сердцу. Само собой разумеется, что это нужно слушать, но нужно сохранять трезвость. Апостол говорит: Трезвитесь, бодрствуйте; потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петра 5: 8). Духовные силы также действуют через человеческое сердце, поэтому духовный контроль необходим.

Насколько сильно изменились прихожане за пятьдесят лет вашего священнического служения? По сравнению с советским периодом их явно намного больше, но некоторые священники говорят, что сегодня большинство людей приходят в церковь не с духовными вопросами, а с психологическими проблемами.

Люди приходят с разными проблемами. Но, в любом случае, вы пытаетесь помочь напомнить им, что нужно подумать о самом важном. Вы говорите с ними о смысле жизни, о том, что смерть всегда не за горами, и что всегда нужно помнить о часе смерти. Если бы мы действительно всегда помнили смерть и что мы должны ответить Богу, тогда мы бы перестали грешить. Но мы этого не помним. Мы настолько поглощены заботой о собственном благополучии в этой земной жизни, что самое важное, ради чего живет человек, ускользает от нашего разума.

«В руки Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой. Благослови меня, помилуй меня и дай мне жизнь вечную. Аминь." Это то, о чем мы молимся перед сном. «В руки Твои, Господи», потому что я не знаю, встану ли я утром. Воспоминание об этом не отменяет радости жизни. Вы можете радоваться и общаться с людьми, но при этом помните, что вы не знаете, сколько проживете, и благодарите Господа за каждый день жизни.

Я всегда советую людям просить Господа утром, чтобы день прошел без греха; и, в конце концов, поблагодарить Его за все, как за хорошее, так и за то, что было трудным.Обычно это делают люди.

Были ли в вашей пастырской практике примеры настолько глубокого покаяния, что они подтверждали вашу веру?

О таком покаянии мне рассказывал митрополит Сурожский Антоний. Священник, которому он однажды признался, много пил и страдал от алкогольной зависимости. Митрополит Антоний сказал: «Но на исповеди он плакал не пьяными слезами, а слезами о моих грехах». Само собой разумеется, что он не называл этого священника, но это признание потрясло его как ничто другое - а он был опытным духовником, исповедовавшим тысячи людей.Я никогда не слышал такого признания.

Но вы признали приговоренных к смертной казни.

Да, но это было почти двадцать лет назад, и я уже забыл подробности. Напомню только, что эти люди искренне раскаялись. Они ожидали казни, но вскоре был введен мораторий на смертную казнь, и их казнь была заменена пожизненным заключением. Некоторые из них до сих пор пишут письма из Мордовии моей дочери и обращаются ко мне с вопросами.

Сначала они все искали свободы, но я был против. Если они не выдержат здесь, то могут поскользнуться и сделать что-нибудь еще хуже, чем раньше. Но там у них устоявшаяся духовная жизнь, и их посещает священник. Я не считаю их своими духовными детьми, но молюсь за них ежедневно - это очень важно. И пока они продолжают писать и задавать вопросы, это означает, что ко мне все еще идет какое-то духовное движение.

Насколько я понимаю, вы считаете, что священник не должен стремиться стать духовным отцом?

Да не должны.Прежде всего советую молодым священникам найти себе духовного отца. Это не наставление, а совет старшему товарищу. Мне кажется, что без опыта послушания будет трудно наставлять других в духовной жизни.

Я сам не стремился стать духовным наставником, но, как я уже сказал, есть примерно пятнадцать человек, которые привыкли приходить ко мне и регулярно исповедуются мне. Наше взаимодействие не ограничивается исповедью в церкви.По понедельникам, когда есть возможность, они приходят ко мне домой. Мы говорим о воскресном чтении Евангелия, люди делятся проблемами, и мы понимаем их все через Евангелие, через Христа, а затем пьем чай. Я вижу, что встреча друг с другом и возможность поделиться опытом делает многих счастливыми. И я счастлив, что могу как-то помогать людям.

Интервью провел Леонид Виноградов

Переведено с русского

.

Может ли духовный отец сделать ошибку? - Интервью с протоиереем Алексеем Уминским

Некоторые вопросы были оставлены «на усмотрение духовного отца» в недавних церковных документах, таких как документ об участии верных в Евхаристии, который недавно был принят Архиерейской конференцией. «Что такое духовный отец? Это человек, регулярно выслушивающий исповедь, или тот, кто дает духовное наставление? Насколько нужно прислушиваться к духовнику? С духовным отцом решать бытовые проблемы? Протоиерей Алексей Уминский, настоятель Святой Троицы в Хохлове (Москва) отвечает на эти вопросы.

- Кажется, у разных людей разное понимание слова «духовный отец». Ровно кто духовный отец?

- Каноническое понимание духовного отца не сформулировано. Поэтому слово имеет много значений и понимается разными людьми по-разному.

Некоторые понимают слово «духовный отец» как лицо, совершающее таинство исповеди. То есть священник, который регулярно слышит вашу исповедь.

Другой человек может понимать «духовного отца» в еще более серьезном смысле, например, например, духовный лидер.

То есть человек, который не только регулярно исповедуется, но и духовно послушен, и всегда обсуждает шаги своего духовного пути со священником. В этом смысле он считает этого священника своим духовным отцом.

Еще совсем недавно в православных школах и гимназиях существовало понимание духовного отца.

Сегодня мы изобрели новое выражение этого послушания - духовный попечитель.Так называют священников, которые регулируют духовные вопросы в учебных заведениях.

Мы знаем, что в царской семье были духовники. Они назначались Священным Синодом и заслушивали исповеди членов царской семьи.

Итак, повторяю, понятие «духовный отец» имеет много значений. Например, у нас в Московской епархии есть несколько духовных отцов, которые слушают исповедь духовенства во время Великого поста и Рождественского поста, например протоиерей Георгий Бреев и протоиерей Николай Важнов.

В то же время каждый священник может выбрать своего духовного отца - духовного отца, который дает духовное руководство, - или он может решить не иметь его.

- Насколько очевидна разница между духовным отцом - священником, которому вы исповедуете, - и духовным отцом, который является духовным отцом?

- Священник не обязательно должен быть духовным отцом, но он является духовным отцом постольку, поскольку обладает послушанием и правом слышать исповедь.Следовательно, любой священник - духовник - исповедуется.

Например, в Греческой церкви не все священники слышат исповедь, то есть не все они духовные отцы, а только те, кто имеет особое благословение от епископа. В первую очередь, это монахи в монастырях. В Русской Церкви право выслушивать исповедь имеют все священники - как опытные, так и неопытные.

- Что делать, если во время исповеди молодой священник начинает наставлять более старших, даже пожилых, прихожан?

- Важно то, как он наставляет, потому что, на самом деле, священник обязан давать наставления.Ничего не поделаешь.

Другое дело, какую инструкцию он дает, как и с какой интонацией. Если священник хоть и молод, но начитан и знает святоотеческую литературу, он может привести пример наставления святых отцов, пример из жизни святого или пример из церковного Предания, что может быть полезно в духовной жизни прихожанина и его борьбе с грехом.

Если священник начинает давать наставления лично, исходя из своего личного мнения и своей духовной и мирской неопытности, часто это может быть вредно - и это случается довольно часто.

- Как вы отреагируете на прихожан в таком случае?

- Универсального совета тут нет. Я помню, как в молодом возрасте говорил смешные вещи людям, которые были намного старше меня, потому что я просто не понимал, как они жили и в каких обстоятельствах.

Если бы более опытный прихожанин поставил меня на место, я бы, наверное, серьезно обиделся, потому что думал, что мое духовное призвание прикрывает всю мою личную глупость.

Но я думаю, что в отдельных случаях можно не согласиться со священником.

Здесь, как я уже сказал, конкретного ответа нет. Когда я был молодым священником, мне казалось, что я все знаю. Теперь часто в ответ на вопрос человека на исповеди: «Как поступить, Батюшка?» - Я говорю: «Не знаю».

Более того, мне кажется, что если священника не спрашивают, то он тоже не должен навязываться своим советом.

Хотя бывают случаи, когда священник обязан подсказать что-то важное и конкретное.Собственно, сфера духовного направления и исповедания - это таинства. Его нельзя полностью регулировать. Это, конечно, регламентировано собственными требованиями, и есть специальные разделы, где священнику предлагается задать определенные вопросы исповедующемуся.

Однако, если мы посмотрим на эти вопросы в контексте современности, станет ясно, что они не совсем подходят.

За последние двадцать лет мы столкнулись с очень большой проблемой, называемой младшим старейшиной. Об этом много говорилось, в том числе покойным Патриархом Алексеем и опытными священниками.

К сожалению, не принято решение не доверять праву недавно рукоположенных священников выслушивать исповедь, хотя в ситуациях, когда священников недостаточно и в храм приходит много людей, это не так. можно сделать.

Сейчас ситуация изменилась. Более того, в документе «Об участии верных в Евхаристии» сказано, что духовник может регулировать частоту исповеди своих прихожан, которых он хорошо знает и чью духовную жизнь хорошо знает.Это значит, что в этих приходах можно доверить исповедь опытному священнику, а молодой недавно рукоположенный священник имеет возможность учиться у старших священников…

Я думаю, что в семинариях не учат должным образом опыту исповеди и духовного наставления. Опытные духовные отцы могут рассказать о тех моментах, с которыми священник столкнется на практике, и которые попросту неизвестны молодому человеку, только получившему его призвание. Он может растеряться, столкнувшись с серьезным признанием.Признание человека может действительно шокировать его, и он может не понять, как реагировать.

Например, 55-летняя женщина приходит к молодому священнику в большом провинциальном промышленном городе на свою первую исповедь. Она признается ему всю свою жизнь - тяжелую жизнь русской женщины с мужем, который пьет, - во всех трудностях и трагедиях, а также рассказывает о количестве сделанных ею абортов, которых может быть больше десяти.

Священник не всегда может правильно на это отреагировать: он не может осмыслить 10 абортов.Каждое из них, как убийство, отлучает человека на 20 лет. Таким образом, это приводит к пожизненному отлучению от церкви.

Технически священник поступает правильно, потому что канон предполагает такое наказание, но, очевидно, сегодня так поступить невозможно, потому что человеческая жизнь совсем другая и нужно знать, о чем говорится.

Молодой священник может не понимать, что этой женщине нужно не отлучение от церкви, а поддержка. Если она пришла с покаянием, ему нужно помочь ей пойти дальше ко Христу.

Таких нюансов очень много. Священник может столкнуться с душевнобольным. Более того, священник может не сразу распознать психическое заболевание, потому что оно искусно имитирует религиозное поведение. Неопытный священник может не понимать этого полностью и серьезно относиться к человеку, думая, что он живет духовной жизнью, а может проявляться форма шизофрении…

Или, например, вот, к сожалению, скорее хрестоматийный случай. К молодому священнику приходят родители маленького ребенка, который умирает или умер.Они задают вопрос: «За что страдают мои дети ?!» Священник может однозначно ответить: «За ваши грехи».

Они не могут понять, потому что не думают, что в их жизни есть серьезные грехи, за которые несчастный, невинный ребенок должен понести такое ужасное наказание, мучения и боль в глазах своих родителей. Они готовы отрезать себе руки и ноги, если только ребенок будет избавлен от страданий - и, кроме того, после того, как родители услышат это, они не захотят верить в такого рода Бога.Священник не знает, что нельзя так разговаривать с людьми, которые переживают горе и находятся в периоде острых страданий.

В конце концов, священник узнает через какое-то время. Обычно так и бывает. Но священники не должны быть хирургами и иметь собственное кладбище. Священника не следует учить слышать исповеди на уровне жизни людей, которые с самого начала получают огромное количество опасных, неправильных, строгих и суровых учений.

Через десять лет священник станет мудрее, поймет свои ошибки и станет хорошим духовным отцом.Мы все прошли через это, но я думаю, что мы должны что-то с этим сделать и как-то ввести безопасность. Необходимо серьезно обсудить вопрос о том, следует ли сразу стать духовным отцом или служить священником, смотреть на людей, разговаривать с ними, сначала быть катехизатором и постепенно вступать в таинство исповеди через беседу и общение с людьми. опытные священники.

Более того, мы видим опыт Греческой Церкви, где опытные духовные отцы и монахи действительно знают значение исповеди.На это они получают благословение. Большое количество людей приходит в монастыри для того, чтобы искренне и серьезно исповедоваться ради духовной пользы, а не просто использовать как пропуск для причастия.

Послушание и безответственность

- Должен ли каждый православный христианин иметь духовного отца?

- У нас нет канонических правил в отношении духовного руководства, которое каждый православный человек должен иметь в виде духовного наставника и лидера в своей жизни, которому он будет подчиняться.Такое духовное руководство важно для людей, которые уже имеют духовный опыт и действительно серьезно относятся к своему духовному пути и духовной жизни.

Наша Церковь обладает полнотой спасения. В Церкви есть Таинство, Священное Писание, Священное Предание и возможность для человека познать духовный путь в самой Церкви, не прибегая к каким-либо специальным средствам.

Такое духовное руководство исходит из монашеской среды. Поступающие в монастырь принимают обет послушания, что включает в себя подчинение своей воли воле духовного наставника, исповедание ему своих мыслей и, при этом, получение глубокого духовного руководства в особых условиях, созданных для этой цели.

Светская жизнь в больших и малых городах не связана с особыми обстоятельствами, в которых человек мог бы быть послушным.

Но есть, безусловно, люди с более высоким отношением к духовности. У них будет жажда познать духовную жизнь и искать опытных духовных людей и аскетов, которые встали на определенный путь и благодаря духовному опыту будут знать и свидетельствовать о своем познании Бога. Они могут поделиться этим опытом, потому что не каждый человек веры, вставший на этот путь, может поделиться своим опытом.Это тоже особенный подарок.

Человек может вести очень духовную жизнь и быть человеком веры, но может быть не в состоянии передать это должным образом и адекватно ученику, осознавая свое духовное состояние и опыт. Не все могут это сделать. Поэтому из личного общения с каждым святым, верующим или старцем ничему не научишься.

Хочу подчеркнуть, что люди, ищущие духовный путь, обращаются к своим духовным отцам именно за духовным опытом, правильным пониманием обстоятельств своей жизни и познанием воли Бога.

Специально для правильного изучения воли Божьей. Не в смысле познания Божьей воли, менять квартиру или покупать дом, поступать в определенное учебное заведение или нет, или покупать ли машину, а скорее относится к спасению.

Это потому, что мы, к сожалению, спрашиваем человека о чем-то, что в первую очередь касается этих повседневных вещей, но не имеет отношения к спасению.

Фото: msktambov.ru

- Часто люди ищут духовного отца, чтобы облегчить свои обязанности…

- Да.К сожалению, люди склонны искать или назначать себе духовного отца, чтобы переложить ответственность за свою жизнь на кого-то другого. Так им проще: «Я ни за что не отвечаю. Все будет, как говорит Батюшка. Если он даст мне слово, я разведусь… или, наоборот, не разведусь ».

Очень часто человек просто боится жить, боится принимать решения и ужасно ошибается. Он не верит в Бога. Поэтому ради послушания он отказывается от своей безответственности и трусости, чтобы жить, помещая это в красивый пакет предполагаемой духовной жизни.Я не думаю, что здесь много духовности.

- Действительно ли человек доверяет свою жизнь духовному отцу?

- Это довольно сложно. Например, кто-то хочет доверить мне свою жизнь, а я не хочу полностью брать чью-то жизнь в свои руки. Люди, доверяющие кому-то свою духовную жизнь, должны быть уверены, что тот, кому они ее доверяют, готов ее принять.

Готовность взять на себя чужую жизнь требует очень глубокого знания и понимания друг друга, очень глубокого духовного понимания и единства разума.Должно быть внутреннее духовное родство, когда человек решает взять на себя жизнь другого, и для другого, решившего отдать свою духовную жизнь. Эти моменты очень сложные и, я бы сказал, в чем-то уникальные.

Когда люди, которых я знаю много-много лет как мои прихожане, которые регулярно исповедуются и которые в большей или меньшей степени доверяют мне свою жизнь, и я принимаю их, тем не менее, я предоставляю им личную свободу, в том числе оставаясь свободным сам.Это потому, что как грешный человек я не застрахован от ошибок. Я могу дать неправильный совет.

То есть я даю каждому человеку возможность меня слушать или, наоборот, не слушать. Все мои советы даются без окончательного разрешения.

Когда человек доверяет свою жизнь другому из любви и послушания Богу, даже когда духовный отец ошибается (а святой человек может ошибаться), и даже принимать, когда его духовный отец заблуждается без особых усилий. как ропот из любви и послушания - может быть, милосердие и любовь не причинят человеку духовного вреда.

В данном случае, однако, когда мы говорим о духовном руководстве в мире, когда белый священник становится чьим-то духовным отцом, это вопрос личной свободы и личной ответственности. Священник не может быть настолько категоричным, чтобы сказать: только так и никак иначе. Он может дать совет, но человек может решить, принимать его или нет. Здесь все зависит от степени взаимопроникновения духовного родства.

Ослушаться духовного отца…

- Иногда, когда монахи-духовники дают (или не дают) благословение на какие-то важные дела, например, стать монахом или жениться, это оказывается духовно полезным для человека.С другой стороны, это может быть усечением судьбы. Как нам понять это?

- Есть усеченные судьбы. Есть ошибки, потому что «жениться или не жениться» во многих отношениях является вопросом человеческой трезвости человеческого разума. В конце концов, если человек по какой-либо причине не хочет жениться и продолжает жениться, это не значит, что это будет правильное решение. Независимо от того, кто может дать благословение, это вопрос, на который нет однозначных ответов. Бывает по-разному.

Двое молодых людей пришли к незнакомому монаху, и он дал им благословение - это один из примеров. Другой пример - люди, которые приходят к своему духовному отцу архимандриту и монастырскому старцу, который их очень хорошо знает.

- Если кто-то не согласен с советом духовного отца, опасно ли непослушание? Действительно ли непослушание духовному отцу - то же самое, что непослушание Богу?

- В некоторых случаях, если мы говорим о послушании старцу в монастыре как обету при пострижении, то это одно.Совсем другое дело, если мы говорим о человеке, который на исповеди подошел к молодому священнику, который сказал ему: «Ты должен сделать это», но человек не послушался.

- Как действовать, если священник изо всех сил пытается вмешаться в жизнь человека, спрашивая, почему вы не желаете поговорить?

- Если это священник, которого вы не знаете и случайно оказались на исповеди, то можете спокойно сказать: «Батюшка, я не хочу обсуждать с вами этот вопрос.Простите, это не вопрос моего признания. Я хочу рассказать вам о своих грехах, о том, какие у меня грехи - и все. Простите меня, но то, кем я являюсь, где я работаю и сколько денег я зарабатываю, не имеет ничего общего с исповедью ».

Если мы говорим о духовном отце, то важно, чтобы духовный отец знал некоторые факты о жизни человека в той мере, в какой этот человек считает их необходимыми. Например, у человека есть семейная проблема. Он приходит за советом: «Отец, пожалуйста, дай мне совет.Я не знаю, что делать ». Это может быть незнакомец или незнакомый человек, которого послали в мое собрание, потому что ему не с кем было посоветоваться.

Соответственно, начинаю разговор: «Расскажи мне о своих жизненных обстоятельствах. Кто ты и сколько тебе лет? » Мне нужно увидеть хоть какую-то атмосферу, чтобы разобраться в ситуации. Если человек не хочет об этом говорить, то в этом нет необходимости.

Это похоже на то, как человек приходит к врачу и должен сказать, где ему больно, как он ест, что ест, как спит и так далее.Если нужно, вплоть до цвета его мочи.

Вот как священник спрашивает, действительно ли он должен оказать серьезную помощь для решения проблемы, а сам человек хочет этого, просит об этом и обращается к нему. Так что те, кто задает вопрос, в некотором смысле должны проявить инициативу, чтобы рассказать о себе.

- Многие мечтают найти настоящего духовного отца - прозорливого старца…

- Мечтать в духовной жизни очень вредно. Катастрофически вредно.Это потому, что, к сожалению, многие люди, прочитав различные книги о «духовном», начинают мечтать и организовывать всю свою жизнь в соответствии с какой-то иллюзией, которую они постигли. Это очень плохо. Духовная жизнь - это реальность.

- Что делать, если сам духовник говорит о решении каких-то бытовых вопросов, например, делать ли прививки детям…

- Заниматься вакцинами - это не работа священника.Если человек приходит и задает этот вопрос, я думаю, что правильный ответ: «Вы решаете».

Тот же ответ можно дать на такие вопросы, как: Что лучше: гомеопатическое или аллопатическое лечение? Если кто-то хочет лечиться у гомеопата - пусть лечится. Если кто-то хочет лечиться у аллопата - пожалуйста. Кто-то принимает маленькие шарики, а кто-то принимает антибиотики. Это не имеет ничего общего с духовной жизнью.

Ко мне могут обратиться: «Батюшка, делать операцию или нет?» Как я должен знать? Что я? Доктор? Есть ли у меня рентгеновское зрение? Меня пугает, когда священник считает, что он может знать что-то подобное.Я боюсь за священника и человека, который разговаривал с этим священником.

Тем не менее, я могу понять, когда вы спрашиваете духовного старца на уровне отца Иоанна Крестьянкина, который действительно может знать что-то от Бога, чего не знает кто-то другой. Я обычный священник и обычный человек. Я не знаю. У меня нет особых духовных даров.

В конце концов, человек несет пугающую ответственность принимать решения за себя.

- Как определить, хороший духовный отец или он просто властен и вреден?

- Это видно по состоянию человека.Если человек живет счастливо и имеет маленькие плоды духовной жизни, нет уныния, если он чувствует полноту сердца - значит, это правильное духовное руководство.

Человека не следует отговаривать от духовного руководства. Если после духовного отца человек всегда разочарован, чрезмерно критичен и покорен, значит, что-то не так. Все можно сказать по фруктам.

- Нужно ли искать духовника, перед которым всегда исповедоваться?

- Если человек ходит в один и тот же приход и является членом общины, он общается в этой общине, а не просто бегает по разным церквям.Это потому, что Евхаристия - дело церковной общины, и она находится вместе со священником, который проводит Евхаристию, проповедует и устанавливает правильный духовный путь.

В конце концов, священник может давать духовное руководство помимо постоянных советов, данных во время исповеди. Священник осуществляет духовное руководство приходом через проповеди, через молитву, через служение и через организацию совместной жизни прихода как объединенного служения.

В этом духовном направлении люди видят, как священник молится, как он служит, как он относится к своим прихожанам, как он ведет беседы, как он готовит людей к причастию, как он готовит людей к таинствам, таким как свадьбы, крещения и т. Д. скоро.Это совокупность духовного руководства. Мы ищем не индивидуальное руководство, а приходскую общину -

и этого духовного руководства вряд ли достаточно. Живые слова проповедей, правильная интонация и открытое служение - это разумное понимание того, чего люди ждут от самой Церкви, потому что сама Церковь есть полнота даров Божьих.

- Можно ли иметь духовника заочно, без регулярного общения?

- Может быть.Например, митрополит Сурожский Антоний играет для меня огромную роль в смысле духовного руководства. Я с ним лично не был знаком. Я знаю его по его проповедям и книгам.

Я нашел ответы на многие вопросы, которые меня волновали, в проповедях Владыки Антония, в его словах и в его беседах.

- Подводя итог, какой процент свободы и послушания присутствует в духовном руководстве? Где кончается личная воля и где подчиняться воле духовного отца?

- В этом случае духовник может правильно говорить о конкретных вещах.Он может настаивать на чем-то, если это очевидно правильно, и он знает наверняка из своего собственного опыта, и он может просто давать советы по другим вопросам, и люди решают сами.

К примеру, ко мне пришла давно знакомая прихожанка: «Батюшка, я наконец нашла себе идеальную пару, и мы хотим пожениться». Я смотрю на это с точки зрения человека, прожившего несколько лет, и как человека, который что-то понимает («идеальное совпадение» на самом деле именно так, и было бы неплохо взглянуть на него еще раз), но не как личность чья голова витает в облаках.Я говорю: «Знаешь, может, тебе не торопиться?»

Иногда в ответ слышу: «О нет, Батюшка, ты не понимаешь. У нас все отлично ». «Ну, - говорю, - на этот раз не понимаю, тогда делайте, как хотите». Но я отказываюсь выходить за них замуж, потому что не считаю правильным брать на себя ответственность там, где у меня есть сомнения. Если у вас другое мнение и вы уверены в своих чувствах, пожалуйста, делайте то, что вам нужно, но без меня.

Как правило, духовное руководство, данное священником, не включает в себя ответственность за действия другого человека.Он помогает человеку. Он может вести их, быть примером и направлять их.

Это не значит, что он берет на себя ответственность за жизнь человека, который хочет ее усложнить. В противном случае это не духовное руководство. Даже монашеское послушание - это не перекладывание ответственности на безответственную жизнь. Послушание - это не безответственность.

Перев. С рус.

.

Если у вас нет духовного отца

Я хочу сказать то, что не является комментарием к Евангелию. Снова и снова не только меня, но и каждого священника кто-то просит стать его духовным отцом. И многих беспокоит тот факт, что все мы говорим «нет»; мы не можем этого сделать. Это нам не под силу.

Это не отказ от ухода; это не отказ взять на свои плечи заблудшую овцу. Нет; это утверждение, что мы можем быть вашими товарищами на пути к Царству Божьему, но мы сами еще не достаточно зрелы, чтобы показать вам весь путь.

Каждый из нас может сказать тем из вас, кто придет: «Я прошел часть дороги. Я буду твоим спутником в дороге. А затем, когда мы подойдем к точке, на которую я сам еще не ступил, давайте пойдем вместе, следуя за Единственным, Кто может быть нашим проводником; воистину, Единственный, Кто является не только нашим проводником, но и нашим Спасителем, Который есть сама дорога, истина и жизнь ».

И поэтому, приходя к священнику на исповедь, открой ему сердце, вернее Господу Иисусу Христу в Его присутствии, и он, по молитве, которую мы читаем перед исповедью, будет свидетелем твоей открытости. , искренность, правда и раскаяние.Он будет слушать, что вы говорите Христу. Он будет молиться, чтобы Христос принял вас, как Он принимает каждого грешника - ценой Своей жизни и смерти. Он будет молиться. И он никогда не забудет ни вас, ни ваше признание. Он примет быть мучеником, не только свидетелем, но и несущим боль, ужас, страдание грехов, о которых он слышит. Каждый, кто приходит исповедоваться к священнику, возлагает на свои плечи бремя своих грехов, и священник из сострадания всегда будет нести их перед Богом.

Посему довольствуйтесь любовью, состраданием и честностью священника, к которому вы приходите. Не просите его сделать невозможное. Если мы идем в горы, мы просим гида, который уже прошел весь путь, и возвращаемся живым. Никто из нас не может сказать, что мы прошли весь путь в Царство Божье и вошли в него. Мы можем только сказать: «Мы в пути и пойдем с вами, поделимся с вами всеми своими знаниями, поддержим вас в моменты слабости, сделаем все возможное, чтобы вы достигли Царства Божьего.’

Кто из нас может сказать, что у него есть? Преподобный Серафим Саровский отказался быть духовным отцом пришедших. Он обещал помолиться за них. Он обещал держать их перед Богом; и действительно, его молитва была спасением. А в житии святого Макария Египетского мы слышим, что, когда он умер, его ученик во сне увидел душу святого Макария, движущуюся к небу; и дьяволы поставили преграды на пути. И у каждой преграды испытывали его на том или ином грехе. И он прошел, бесплатно. И когда он подошел к воротам Царства, дьяволы увидели, что по крайней мере одно они могут попытаться уничтожить его.У самых ворот Царства они аплодировали ему и кричали: «Макарий, ты победил нас». И Макарий обернулся, улыбнулся, и его Жизнь сказала: «Еще нет». И только тогда он вошел в Царство.

Это намного превосходит все, что мы, священники, можем сделать. Но что мы можем сделать, так это идти с вами шаг за шагом, быть светом, который будет держать вас перед лицом Бога и спрашивать Того, кто есть путь, кто истина, кто есть жизнь, кто наше спасение, быть ваш проводник, ваш путь и ваше спасение.Аминь.

.

Смотрите также