Как выбрать первый синтезатор


Знакомство с синтезаторами и их отличия

Здравствуйте, дорогие читатели!

С недавнего времени MusicMag TV начал публикацию видеоуроков, в которых мы будем рассказывать о различных аспектах выбора и использования студийного оборудования. Ну а данная серия статей будет дублировать видеосюжеты в качестве конспектов, которые наверняка окажутся не менее полезными читателю, чем наши видеоуроки. 

Сегодняшняя статья поможет вам ориентироваться в современном мире синтезаторов – вы узнаете, для чего нужны различные синтезаторы, чем они отличаются друг от друга и как не запутаться при выборе инструмента, необходимого именно вам! Сразу упомяну, что если вы ищете синтезатор для изучения сольфеджио или основ фортепианной игры, то данная статья вам вряд ли поможет – речь здесь пойдет в первую очередь о профессиональных инструментах.

Итак, начнем!

 

1. Железо VS софт

Начать, как бы это не было банально, стоит именно с данного аспекта – отличие «железных» синтезаторов от их «софтовых» собратьев. Здесь с одной стороны, все ясно – «железный» синтезатор (hardware synth) можно потрогать и подержать в руках, а «софтовый» синтезатор (software synth) – это просто-напросто специализированная программа для ПК, моделирующая тот или иной тип синтеза. Если мы сравним управление «железным» синтезатором с управлением автомобилем, то его «софтовый» аналог будет, в данном случае, чем-то вроде автосимулятора, со всеми вытекающими прелестями и неудобствами.
Например, сразу становится ясно, почему владельцы «железных» синтезаторов так гордятся своим выбором – еще бы, они ездят на настоящих машинах – в то время как владельцы софта только лишь играют в игры… Но это только с одной стороны… C другой же – сторонники софта могут спокойно ответить – «Пусть мой виртуальный Lamborgini и виртуальный, зато это Lamborgini! А у тебя всего лишь Toyota…», и тоже будут по-своему правы – ведь синтезатор, все же не машина, и никуда не едет, а просто издает звук…

2. MIDI-клавиатура

Кстати, чтобы ощутить себя полноценным гонщиком, управляя виртуальным Lamborgini, вам обязательно понадобится… руль! Да, специальный руль – контроллер, предназначенный для компьютерных автосимуляторов. Можно, конечно, играть и «стрелочками», но для полноценного реализма и настоящей техничной езды «стрелочек» мало! Также дело обстоит и с виртуальными синтезаторами – вы конечно, можете крутить их виртуальные ручки с помощью мыши и наигрывать несложные мелодии на клавиатуре вашего ПК, но для полноценного реализма вам обязательно понадобится специальный контроллер – MIDI-клавиатура.

MIDI-клавиатура выглядит почти так же как синтезатор, но сама по себе бесполезна, а полезной она становится только будучи подключенной к синтезатору, «железному» или «софтовому». Миди-клавиатур, также как и синтезаторов, существует великое множество – большие и маленькие, с ручками, лампочками, колесами, фейдерами, пэдами или без них… Ручки/пэды/фэйдеры и т.д. м

mmag.ru

Виды синтезаторов и их различия

Еще в середине двадцатого столетия появился первый электронный синтезатор – музыкальный инструмент, способный создавать звук при помощи различных способов синтеза. На сегодняшний день существует несколько технологий производства этого инструмента, в зависимости от которых определяется тип музыкального синтезатора. Всего насчитывается четыре типа синтезатора: аналоговый, цифровой, цифровой с аналоговым синтезом и цифровой с виртуально-аналоговым синтезом.

 

Основным отличием аналогового синтезатора является, конечно же, метод синтеза звука: при нем не используются цифровые технологии, а работа ведется с аналоговыми сигналами. Кроме того, очевидна и разница в звучании аналогового и цифрового синтезатора. Звук, производимый при помощи аналоговых технологий, воспринимается как более теплый и живой. Звучание цифрового синтезатора, напротив, отличается холодностью.

пример аналогового синтезатора Korg

 

Принцип работы цифрового синтезатора совершенно другой: чтобы получить нужное звучание, необходимо настроить определенные параметры цифрового блока.

пример цифрового синтезатора Casio

 

При использовании цифрового синтезатора с аналоговым синтезом используется изменение электронного сигнала при помощи цифровых технологий. Основным отличием от аналоговой технологии является управление генератором базовых колебаний дискретными значениями, а не напряжением.

Моделирование звука при помощи цифрового синтезатора с виртуально-аналоговым синтезом отличается тем, что для него необходимо специальное программное обеспечение. Именно при помощи программного обеспечения и процессора происходит обработка цифровых сигналов.

 

пример цифрового синтезатора с виртуально-аналоговым синтезом Roland

 

Следует отметить, что синтезаторы могут иметь не только различные методы синтеза звука, но и разные клавиатуры. Так, клавиатура, подобная фортепьянной, называется клавишной и чаще всего используется в электронных пианино. Кнопочная клавиатура используется в электронном баяне, а пленочная (или гибкая) клавиатура наиболее распространена в детских синтезаторах.

 

Также в отдельный тип выделяют синтезаторы, не имеющие клавиатуры (так называемые звуковые модули). Устройства такого типа, представляют собой блоки и управляются при помощи MIDI-устройства (клавиатуры или гитары).

А одним из самых новых типов стали виртуальные программы для компьютера, которые, кстати, являются достаточно популярными синтезаторами благодаря своей доступности.

 

Выбирайте синтезатор на любой вкус и бюджет из ассортимента интернет- магазина “Ученик”

Вступайте в наш музыкальный клуб:
Клуб интернет магазина “Ученик”
это скидки на ВЕСЬ товар магазина от 7 до 20%.
Просто зарегистрируйте

uchenikspb.ru

Чем отличается синтезатор от цифрового пианино – что лучше выбрать

Всем знакомы трудности выбора при покупке первого инструмента. С одной стороны, хочется не прогадать с качеством, а с другой – не слишком сильно вкладываться. Неопытный покупатель стремится отдать предпочтение дешевому синтезатору вместо пианино, поскольку с виду эти инструменты очень похожи. Действительно, чем отличается синтезатор от цифрового пианино и прочему для профессионального обучения он не подходит? Делая выбор легко допустить ошибку. Хотите убедиться в правильности своих выводов и понять, какой инструмент подойдет для реализации ваших планов? Поможем разобраться в альтернативах.

Чем отличается синтезатор от пианино

Если говорить кратко, то отличается синтезатор от пианино силой нажатия клавиш и функциональностью. Разберемся, на что это влияет.

Синтезатор создан, чтобы синтезировать различные звуки, его предназначение - создание музыкальных композиций. И чем шире функционал, чем больше различных звуков может создавать синтезатор, тем он дороже. Порою такой инструмент может заменить собою оркестр: ему под силу имитировать звуки различных музыкальных инструментов, вы можете записывать и редактировать сочиненную музыку.

Некоторые синтезаторы имеют встроенные звуки пианино, но эти тембры не отличаются особенной глубиной проработки, и предназначены скорее для создания аранжировок, нежели сольной игры.

Клавиатура синтезатора выглядит как клавиши пианино, но на этом сходства заканчиваются. Клавиши синтезатора больше напоминают кнопки, хоть иногда и располагают степенями чувствительности нажатия, ощущаются они совершенно одинаково.

Главное отличие синтезатора от цифрового пианино – это возможность «чувствовать» клавиши.

Клавиши акустического фортепиано ощущаются по-разному – низкие ноты извлекать сложнее высоких, пианист ощущает ход молоточкового механизма, привыкание к этому является неотъемлемой частью обучения.

Возможность ощущать тяжесть нажатия клавиш имеет огромное значение для пианистов, помогает использовать динамику в игре, оживляя исполняемое произведение. Разница между легким касанием и сильным ударом колоссальна. Весь спектр силы нажатия кардинально влияет на извлекаемый звук. С синтезатором вы лишены этого важного изобразительного средства.

Синтезаторы чаще всего имеют меньшее количество октав, и, соответственно, клавиш. Если в классическом рояле, либо фортепиано вы насчитаете 88 клавиш, то в синтезаторе их обычно 61.

Что выбрать - синтезатор или цифровое пианино

Электронные (цифровые) пианино делают похожими на акустические фортепиано, и с каждой новой выпущенной моделью отличия найти всё труднее. Клавиатура имеет вес и ход, идентичные оригинальным. Цифровые пианино имеют превосходное звучание, воссоздающее вибрации струн, резонанса и призвуков механики акустического фортепиано.

Словом, конструкторы позаботились о том, чтобы вы, пересаживаясь с электронного инструмента на акустический, не почувствовали разницы, что очень важно при обучении.

Такие инструменты идеально подходят для обучения дома, ведь они не занимают много места, и имеют разъем для наушников, позволяя заниматься в любое время суток, никому не мешая.

Если вы не можете определиться с выбором и есть потребность иметь два инструмента, то сегодня производители позаботились о такой возможности. Это пианино с функцией синтезатора - YAMAHA DGX 660B.

Из последних новинок можно рекомендовать клавинову Yamaha CSP-150B и модель Yamaha CSP-170B, которая включает сотни высококачественных инструментальных тембров, а также клавинову Yamaha CVP-705, обладающую усовершенствованной клавиатурой с молоточковым механизмом и сенсорным экраном. 

Синтезатор или цифровое пианино – что лучше?

Задавая такой вопрос, следует помнить, что синтезатор и цифровое пианино – разные инструменты. Если вы намерены научиться играть на фортепиано, то для занятий дома подойдет цифровое, либо акустическое пианино. С ними вы сможете отрабатывать экспрессию игры, привыкните к поведению механики, научитесь правильно работать с динамикой, а не просто извлекать звук.

Если вы собираетесь играть мелодии дома в свое удовольствие, либо аккомпанируя, создавая композицию, то для вас подойдут такие синтезаторы как Yamaha серия PSR, с различными встроенными тембрами. В их памяти хранятся тембры гитары, духовых, струнных, звуки перкуссий и ударных. Это огромный простор для творчества и экспериментов, но для полноценного исполнения фортепианных композиций такие инструменты не подходят.

Стоит отличать электронные клавишные инструменты (цифровые), вроде названной Yamaha PSR, от аналоговых синтезаторов, которые имеют исключительно электронное звучание, свою специфику работы и методов игры.

Отличия синтезатора от пианино

Если вы решили учиться технике игры на фортепиано, то ни в коем случае нельзя начинать обучение с синтезатора. Помните, что переучиваться всегда сложнее. Перечислим кратко, чем отличается синтезатор от цифрового пианино, чтобы потом занятия на акустическом инструменте не вызвали сложностей.

  • Синтезаторы и цифровые пианино имеют похожую на вид клавиатуру, но ощущение игры и звукоизвлечение кардинально отличаются.

  • При игре на синтезаторе работает только кисть, тогда как при игре на пианино музыкант задействует весь корпус тела, плечи, локти.

  • Цифровое пианино создано с учетом особенностей акустического инструмента, полностью повторяет ощущения от игры на настоящем фортепиано. Лучший выбор для серьезного обучения по классу фортепиано.

  • Часто синтезаторы имеют 61 клавишу или 76, тогда как для полноценного обучения музыке необходимо 88 полновесных клавиш.

  • Клавиши синтезаторов бывают двух видов: полноразмерные или более узкие и короткие, чем у пианино, такие как у детских синтезаторов CASIO серии SA

  • Синтезаторы имеют компактные размеры. Некоторые модели цифровых пианино также сделаны в компактном корпусе, но все же занимают несколько больше места в комнате.

  • Все электронные пианино имеют разъем для наушников и педаль в комплекте.

Итак, если целью является не обучение, а просто игра для удовольствия, если вам хотелось бы иметь множество разных звуков в одном инструменте, возможность играть под автоаккомпанемент и создавать композиции, то присмотритесь к синтезаторам вроде модели Yamaha PSR-E463, Casio CT-X700. Для домашних занятий, при обучении в музыкальной школе по классу фортепиано, вам подойдет только цифровое пианино с молоточковым механизмом 88 клавиш.

Теги:  клавишные, выбираем

Музыкальный интернет-магазин Доминанта

8 800 500 78 89

Музыкальный интернет-магазин Доминанта

20-5000000RUB

Музыкальные инструменты, звуковое и световое оборудование.

8 800 500 78 89

dominantamusic.ru

Синтезатор — Википедия

Синтезатор с аналоговым моделированием Access Virus Ti Polar Рабочая станция Alesis Fusion HD8 Исполнительский синтезатор Roland Juno D Интерактивный синтезатор Yamaha Tyros

Синтезатор — электронный клавишный музыкальный инструмент.

В зависимости от способа генерации звуковых волн и их преобразования синтез звука можно классифицировать следующим образом:

Суммирующий[править | править код]

Суммирующий (аддитивный) синтез, в котором используется принцип суперпозиции (наложения) нескольких волн простой (обычно синусоидальной) формы с различными частотами и амплитудами. По аналогии с электроорганами эти волны называются регистрами и обозначаются, как 16' (тон на октаву ниже взятого), 8' (исходный тон), 4' (тон на октаву выше взятого) и т. д. (цифра представляет собой длину трубы соответствующего регистра органа в футах). В чистом виде встречается у электроорганов (Hammond, Farfisa) и их цифровых эмуляторов (Korg CX-3, Roland VK-8 и т. д.). Звучание инструмента тем богаче, чем большее количество регистров использовано в конструкции.

Вычитающий[править | править код]

Вычитающий (субтрактивный, разностный) синтез, в котором исходная волна произвольной формы изменяет тембральную окраску при прохождении через разнообразные фильтры, генераторы огибающих, процессоры эффектов и т. д. Как подмножество данный тип синтеза широко применяется практически во всех современных моделях синтезаторов.

Операторный[править | править код]

Операторный (англ. Frequency Modulation, FM — частотно-модуляционный) синтез, в котором происходит взаимодействие (частотная модуляция и суммирование) нескольких волн простой формы. Каждая волна вместе со своими характеристиками называется оператором, определённая конфигурация операторов составляет алгоритм. Чем большее количество операторов использовано в конструкции синтезатора, тем богаче становится звучание инструмента. Например, популярный по сей день синтезатор Yamaha DX7 (1983 год выпуска) обладает 6 операторами, для коммутирования которых служат 32 различных алгоритма.

Физический[править | править код]

Физический синтез, в котором за счёт использования мощных процессоров производится моделирование реальных физических процессов, протекающих в музыкальных инструментах того или иного типа. Например, для духовых свистковых инструментов типа флейты параметрами будут длина, профиль и диаметр трубы, скорость воздушного потока, материал корпуса; для струнных инструментов — размер корпуса, материал, длина и натяжение струн и т. д. Физический синтез используют такие инструменты, как Yamaha VL-1, Roland V-Piano, Korg OASYS, Alesis Fusion и т. д.

Семплерный[править | править код]

Семплерный (англ. sample-based) синтез — звук генерируется за счёт воспроизведения записанных ранее в память инструмента звуковых фрагментов (семплов). Используется для воспроизведения реальных музыкальных инструментов, человеческого голоса, а также элементарных звуковых волн (синусоидальная, треугольная, или квадратная), генерированных аналоговыми синтезаторами. Дальнейшая обработка звука может происходить субтрактивным или аддитивным методом.

Для повышения реалистичности могут использоваться мультисемплы — несколько десятков отдельных семплов одного и того же инструмента, записанных для отдельных диапазонов нот (key range), в идеале для каждой отдельной ноты, и также для нескольких слоёв громкости (velocity layer) или наложенных слоёв, содержащих дополнительные эффекты (например, резонанс струнной деки пианино, или звук отпускания клавиш клавесина). Этот подход позволяет улучшить реалистичность воспроизведения, избежав аппаратной интерполяции высоты тона, и также реализовать нюансы артикуляции, которые невозможно воспроизвести фильтрами и генераторами огибающих.

Первые семплерные инструменты появились в конце 1970-х — Fairlight CMI, Synclavier компании New England Digital, E-mu Emulator — и представляли собой специализированные музыкальные микрокомпьютеры. Высокая стоимость этих инструментов препятствовала их широкому распространению. С развитием микропроцессорной технологии, появились более доступные модели, такие как Korg M1, Ensoniq SD-1, Yamaha SY99 и другие.

Волновой[править | править код]

Волновой (англ. Wavetable) синтез — вариант семплерного синтеза, в котором звук генерируется за счёт воспроизведения последовательности случайных элементарных семплов. Каждый из семплов может принадлежать к одной группе и отличаться незначительно, что позволяет варьировать экспрессивность воспроизведения; также семплы могут радикально отличаться друг от друга, что позволяет создавать необычные тембры.

Гибридный[править | править код]

Гибридный синтез, в котором применяется та или иная комбинация различных способов синтеза звука, например «суммирующий + вычитающий», «волновой + вычитающий», «операторный + вычитающий» и т. д. Большинство современных инструментов создаётся именно на основе гибридного синтеза, так как он обладает очень мощными средствами для варьирования тембра в самых широких пределах.

Ре-синтез[править | править код]

«Ресинтез» (англ. Resynthesis), где записанные в память синтезатора реальные волновые формы анализируются при помощи искусственной нейронной сети и преобразуются в цифровые модели с выделением определённого пакета управляемых «характеристик». Каждый модуль подобного синтезатора называется «ресинатором» (resynator). Для управления звуком в реальном времени используется как прямое управление выделенными параметрами одного ресинатора, так и «связывание» между собой пары параметров разных ресинаторов (например, «дыхание» флейтоподобного тембра и вибрато тембра в духе скрипки). Таким образом создаются очень сложные и одновременно легко управляемые тембровые конфигурации. Единственный на сегодняшний день синтезатор подобного типа — Hartmann Neuron (англ.).

В зависимости от используемой технологии синтезаторы можно разделить на следующие категории:

Реализуют аддитивный и субтрактивный типы синтеза. Главная особенность данной категории заключается в том, что для генерации и обработки звука используются физические процессы, протекающие в электрических цепях. Изменения электрического сигнала, вызываемые этими процессами, после усиления и воспроизведения через наушники или динамики и создают звук. Отдельные электрические цепи, реализующие определённый процесс (например, осциллирование, фильтрацию, модуляцию), часто реализуют в виде самостоятельных модулей. Соединение различных модулей синтезатора производится при помощи специальных кабелей — patch-проводов, отсюда «патч» — обиходное название определённого тембра синтезатора среди музыкантов. Аналоговые синтезаторы могут содержать цифровые компоненты в цепях управления параметрами синтеза. Основные достоинства аналоговых синтезаторов заключаются в том, что все изменения характера звучания во времени, например, движение частоты среза фильтра, происходят исключительно плавно (непрерывно). К недостаткам относятся высокий уровень шума; проблема нестабильности настройки в настоящее время преодолена.

Наивысшего расцвета аналоговые синтезаторы классической архитектуры достигли в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Некоторые инструменты той эпохи стали культовыми, к примеру Minimoog Model D, Sequential Circuits Prophet~5, Oberheim OB-8, ARP Quadra, Roland Jupiter-8, Yamaha CS-80.

С середины 2000-х наблюдается возвращение интереса музыкантов к данной категории инструментов. К наиболее известным, используемым в наше время аналоговым синтезаторам относятся: Moog серии Phatty, Dave Smith Instruments Prophet `08, Elektron Analog Four, Arturia Minibrute, Korg Minilogue, Korg MS-20 mini.

Фотоэлектронные синтезаторы[править | править код]

К этой разновидности относится первый в мире синтезатор "АНС", сконструированный советским инженером Евгением Мурзиным в 1958 году.[1] В 1959 году Мурзин получил на своё изобретение авторское свидетельство.[2] Он обозначил синтезатор аббревиатурой «АНС» — в честь композитора Александра Николаевича Скрябина. Принцип действия фотоэлектронного синтезатора основан на используемом в кинематографе методе оптической записи звука. При оптической записи звуковой сигнал управляет световым потоком, который создаёт на киноплёнке засвеченную полоску переменной ширины или плотности. Для воспроизведения оптической фонограммы используется источник света и фотоэлемент, между которыми протягивается киноплёнка. Изменение яркости светового потока при прохождении через киноплёнку вызывает изменение тока через фотоэлемент. Полученный электрический сигнал усиливается и воспроизводится через громкоговоритель. В синтезаторе АНС данный метод применяется для генерирования звука и записи музыкальной партитуры.[3][4]

Виртуально-аналоговые синтезаторы[править | править код]

Представляют собой цифровые синтезаторы, моделирующие физические процессы генерации звука в электрических схемах традиционных аналоговых синтезаторов при помощи цифровых сигнальных процессоров и программного обеспечения. Также могут называться синтезаторами "физического моделирования". Первые подобные инструменты массово стали появляться в середине 1990х гг. Наиболее известные среди них: Nord Lead, Yamaha AN1x, Roland JP-8000, Access Virus, Korg Prophecy, Korg MS2000, Korg Microkorg, Novation Supernova, Alesis Micron, Waldorf Blofeld, Studiologic Sledge.

Цифровые синтезаторы[править | править код]

Включают в себя собственно цифровые синтезаторы, а также их вариации: виртуальные синтезаторы-плагины/standalone и интерактивные синтезаторы. Они реализуют разнообразные типы синтеза. Для генерации и обработки звука используются математические модели как реальных, так и абстрактных процессов, например, осциллирования, фильтрации, модуляции и т. д. Эти модели реализуются с помощью специализированных логических схем с фиксированным алгоритмом работы, с помощью цифровых сигнальных процессоров, либо с помощью центрального процессора, выполняющего определённую программу. Результат моделирования, представляющий собой числовую последовательность, попадает на цифро-аналоговый преобразователь, где преобразуется в электрический сигнал. Этот сигнал после усиления и воспроизведения через наушники или динамики и создаёт звук. По сути, цифровой синтезатор представляет собой узкоспециализированный компьютер. Наиболее передовые модели современных цифровых синтезаторов (Korg OASYS, Roland Fantom, Yamaha Motif), подобно персональным компьютерам, позволяют обновлять операционную систему, содержат страничные меню, встроенные справочные файлы, скринсейверы и т. д. Виртуальные синтезаторы являются разновидностью цифровых синтезаторов, однако они представляют собой особый вид программного обеспечения. Для создания звука используются центральный процессор и оперативная память персонального компьютера, а для вывода звука на воспроизводящее устройство используется звуковая карта ПК. Виртуальные синтезаторы могут представлять собой как самостоятельные (stand-alone) программные продукты, так и плагины (plug-ins) определённого формата (VST, DXi, RTAS, TDM, LADSPA и т. д.), предназначенные для запуска внутри программы-хоста, обычно многоканального рекордера (Cubase VST, Cakewalk Sonar, Logic Pro, Pro Tools, Ardour и т. д.). Высокая доступность обусловливает растущую популярность виртуальных синтезаторов, в том числе моделей реально существующих инструментов (например, Native Pro53 — эмулятор синтезатора Prophet, Novation V-Station — эмулятор синтезатора Novation K-Station, Korg Legacy — эмуляторы синтезаторов Korg M1, Wavestation, PolySix, MS20 и т. д.). Интерактивные, или домашние синтезаторы также представляют собой разновидность цифровых синтезаторов, предназначенную специально для домашнего и салонного любительского музицирования, а также для интерактивного обучения музыке. Обычно в таких синтезаторах отсутствуют средства для развитого редактирования звука, включая регуляторы реального времени. Акцент делается на реалистичной имитации разнообразных оркестровых инструментов и использовании функции автоматического аккомпанемента. В этом случае для того, чтобы сыграть какое-либо музыкальное произведение, исполнителю не требуется программировать тембры или записывать партии в секвенсор — достаточно выбрать готовый тембр для мелодии и стиль для автоаккомпанемента. Безусловно, управление подобными синтезаторами существенно проще, чем у профессиональных исполнительских моделей и зачастую доступно даже ребёнку. Многие синтезаторы подобного типа включают в себя обучающие игры типа «угадай ноту» или «угадай аккорд», сборники готовых музыкальных произведений для прослушивания и разучивания, функцию караоке с выводом на экран текста песни и т. д. К данной категории синтезаторов относятся семейства Yamaha PSR, Casio CTK/WK, Roland E/VA/EXR и т. д.

Составляющие современного цифрового синтезатора[править | править код]

Управление современного профессионального синтезатора представляет собой сложный процесс, связанный с контролем нескольких сотен, а то и тысяч разнообразных параметров, отвечающих за те или иные аспекты звучания. Некоторые параметры могут управляться в реальном времени при помощи вращающихся регуляторов, колёс, педалей, кнопок; другие параметры служат для заранее запрограммированного изменения во времени тех или иных характеристик. В связи с этим тембры (патчи) цифровых синтезаторов также часто называют программами.

  • Клавиатурный и динамический трекинг используются для отслеживания позиции и скорости нажатия на клавишу. Например, при движении от нижних клавиш к верхним тембр может плавно измениться от виолончели до флейты, причём при более энергичном нажатии на клавишу к общему звучанию добавляются литавры.
  • Огибающая применяется для непериодического изменения определённого параметра звучания. Обычно график огибающей является ломаной линией, состоящей из секций атаки (Attack), спада (Decay), поддержки (Sustain) и затухания (Release) (см. также: ADSR-огибающая), однако в различных моделях синтезаторов встречаются как более простые (ADR), так и более сложные многостадийные огибающие. Общее количество огибающих представляет собой важную характеристику синтезатора.
  • Фильтр служит для вырезания из общего спектра сигнала определённой полосы частот. Зачастую фильтр также оборудуется резонансом, позволяющим резко усилить полосу частот на границе срезания. Изменение характеристик фильтра при помощи регуляторов реального времени, клавиатурного трекинга и/или огибающих позволяет получать разнообразные варианты звучания. Общее количество фильтров является важной характеристикой синтезатора.
  • Ring-модулятор позволяет модулировать исходный сигнал другим сигналом с определённой (фиксированной или плавающей) частотой, за счёт чего происходит существенное обогащение гармониками. Иногда название Ring («звонок») связывают с тем, что данный узел часто служит для получения «колоколоподобного» звучания инструмента. Однако, в действительности, название Ring Modulator, переводимое как Кольцевой модулятор происходит от особенностей электрической схемы данного устройства, и с колоколами не связано.
  • Генератор низких частот (англ. Low Frequency Oscillator) применяется для периодического изменения определённых параметров звучания, например высоты, громкости, частоты срезания фильтра и т. д. В случае циклического изменения громкости создаётся эффект тремоло, изменение высоты создаёт эффект вибрато, периодическая смена частоты срезания фильтра называется эффектом «вау» (wah-wah).
  • Обработка эффектами используется для окончательной доводки звучания. Современные синтезаторы обычно оснащаются достаточно большим количеством эффект-процессоров (например, Korg Karma — 8 процессоров, Roland Fantom — 6 процессоров и т. д.). Процессоры работают независимо друг от друга, хотя при желании их можно объединять в последовательные цепи. Современные эффект-процессоры реализуют большое количество пространственных (реверберация, задержка, эхо), модуляционных (фленжер, хорус, фазер) и иных (переусиление, сдвиг частоты, обогащение гармониками) алгоритмов эффектов. Наиболее продвинутые модели обладают средствами для управления параметрами эффектов от регуляторов реального времени, огибающих, LFO и т. д.

Идея синтеза звука, — то есть получение сложного звука, состоящего из основного (тона) и дополнительных к нему (обертонов), — зародилась задолго до открытия электричества. Уже в регистрах обычного орга́на использовался так называемый «микстурный регистр», в котором одна труба давала основной тон, а несколько дополнительных трубочек добавляли к нему обертоны. Это и был синтез, — составление звука из нескольких компонентов, — но ещё не электрический[5].

Возможность генерировать синтетический звук в специальных студиях с помощью специальной аппаратуры уверенно предсказал в книге «Новая Атлантида» (1627) английский философ XVII века Фрэнсис Бэкон:

Есть у нас Дома Звука для опытов со всевозможными звуками и получения их. Нам известны неведомые вам гармонии, создаваемые четвертями тонов и ещё меньшими интервалами, и различные музыкальные инструменты, также вам неизвестные и зачастую звучащие более приятно, чем любой из ваших; есть у нас колокола и колокольчики с самым приятным звуком. Слабый звук мы умеем делать сильным и густым, а густой — ослабленным или пронзительным; и можем заставить дрожать и тремолировать звук, который зарождается цельным. Мы воспроизводим все звуки речи и голоса всех птиц и зверей. Есть у нас приборы, которые, будучи приложены к уху, весьма улучшают слух. Есть также различные диковинные искусственные эхо, которые повторяют звук многократно и как бы отбрасывают его, или же повторяют его громче, чем он был издан, выше или ниже тоном; а то ещё заменяющие один звук другим. Нам известны также способы передавать звуки по трубам различных форм и на разные расстояния.

В 50-е годы XIX века немецкий учёный Герман Гельмгольц впервые провёл опыты со звуком и электричеством, приспосабливая электромагнитные возбудители к камертонам. В опытах Гельмгольц использовал камертоны разных размеров и получал звуки, звучащие гораздо приятнее — из-за богатства обертонов, порождаемых электрическими колебаниями[5][6].

В 1876 году американский инженер Элиша Грей[en] (создатель телефона) продемонстрировал так называемый «музыкальный телеграф» — обычный телеграф, наборные клавиши которого были подключены к динамикам, настроены на две октавы и при нажатии издавали «мелодию набора сообщения». Этот аппарат, созданный как концепт-макет в сфере связи и практического значения не имевший, называют первым принципиальным прототипом современных электрических синтезаторов[7][8].

Телегармониум Кэхилла, 1897

Первый уже исключительно музыкальный электрический синтезатор создал в 1897 году американский изобретатель Тадеуш Кэхилл[en] из Айовы. Инструмент, имитировавший обычный церковный орга́н, подключался к 145 динамо-машинам и весил около двухсот тонн, — для его перевозки в Нью-Йорк, где Кэхилл организовал показательные концерты, понадобилось 30 грузовых вагонов[9]. Инструмент задумывался как приложение к телефонным станциям, дававшее абонентам возможность слушать органную музыку по телефону и поэтому получил название «Телармониум» (телефон+филармония). Однако оказалось, что телармониум генерирует серьёзные помехи в телефонной сети, а желающих слушать Баха по телефону не так уж и много, — было изготовлено всего три экземпляра, самый простой из которых весил всё же 7 тонн. Вынужденная громоздкость электрических музыкальных синтезаторов и, как следствие, их астрономическая цена оставались серьёзными препятствиями к их развитию вплоть до эпохи транзисторов.

Первый музыкальный синтезатор, «получивший заслуженное признание и практическое применение во всём мире», изобрёл в 1920 году двадцатичетырёхлетний русский физик Лев Терме́н. Изобретение в его честь назвали «Терменвокс» (лат. «Голос Термена»). Инструмент представлял собой уже довольно простую и вполне мобильную конструкцию; звук управлялся движением рук в зоне чувствительности специальных антенн, — это единственный музыкальный инструмент, на котором играют, даже не касаясь его[6][9][7]. Технически вполне успешный, терменвокс оказался довольно сложным в управлении, требующим выдающихся слуховых данных и немалой сноровки. Помимо этого звук выходил весьма специфичным, своеобразным, — хотя именно за этот звук инструмент ценился и продолжает цениться музыкантами[7][9].

Изобретение терменвокса не остановило поиски других, более оптимальных, форм электрического звукоизвлечения. В 1920-е—1930-е годы появлялись всё новые и новые синтезаторы — «Виолена» В. А Гурова (1922), «Ильстон» композитора И. Г. Ильясова (1920-е), «Волны Мартено» французского учителя М. Мартено (1928), электроорган французских изобретателей Эдуарда Е. Купле и Ж.А. Живле (демонстрировался на Всемирной выставке в 1929 году), «Сонар» Н. С. Ананьева (1929), «Траутониум» немецкого инженера Ф. Траутвейна (1930), «Вариофон» искусствоведа Е. А. Шолпо (1931), «Экводин» А. А. Володина (1932), американский «Электроорган Хаммонда» (1934), «Эмиритон» А. В. Римского-Корсакова (1935), «АНС» Е. А. Мурзина (назван в честь А. Н. Скрябина, 1938[10]; первая рабочая модель закончена в 1958[11]). Каждый из этих синтезаторов имел свои достоинства и недостатки; какие-то экземпляры не покидали лабораторий, другие исчезали после выставок, третьи находили ограниченное использование в концертах экспериментальной музыки, в стремительно развивавшихся кино- и радио-студиях; но только орган Хаммонда имел бесспорный коммерческий успех и стал производиться серийно, развиваясь во всё более и более приемлемый по цене и качествам инструмент — его использовали в церкви, в джазе (например, у Джимми Смита) и в других разновидностях неакадемической музыки (например, у «The Beatles», «Deep Purple» и «Yes»[7]).

После войны эпохальные открытия в области радиоэлектронных технологий позволили постепенно решить проблему габаритов и цены музыкальных синтезаторов. Если очередной революционный синтезатор «Mark I», выпущенный в 1955 году, стоил $175 000, то в следующем поколении этих инструментов, — отцом которого в 1964 году стал американский бакалавр в области электротехники Роберт Муг[12], — хороший синтезатор стоил уже $7000, а в 1970 появился и его революционный синтезатор «Minimoog» — всего за $1500[8]. В каком-то смысле «Minimoog» предопределил моду на электронные клавишные в начале 1980-х, возникновение музыки так называемой «Новой волны»[8].

В 1980-х годах развитием синтезаторов стали ромплеры — уже без генераторов, воспроизводящие заранее записанные семплы.

В 1990-х годах появились цифровые синтезаторы. Первым был «Nord Lead» от компании Clavia[8].

Исполнители на клавишном синтезаторе, в отличие от других музыкантов (скрипачей, пианистов, балалаечников и т.д.), до сих пор не имеют краткого наименования. Связано это с трудностью образования удачного краткого наименования для играющих на синтезаторе. В 2015 году преподавателем клавишного синтезатора Кунгуровым А.В. было предложено наименование «синтезёр»[1][2], впрочем, этот неологизм в России не прижился.

Синтезаторы СССР[править | править код]

Советский аналоговый синтезатор «Поливокс»

В советское время многие музыканты начинали играть на отечественных (советских) синтезаторах. Самыми популярными были Аэлита, Перле, Алиса, Юность, Форманта, Лель, Поливокс[13].

В СССР композиторы использовали синтезаторы начиная с конца 1950-х годов. В академической музыке применение синтезаторов носило характер эксперимента. Так, для АНСа писали «авангардисты» А. Шнитке («Поток»), С. Губайдулина, Э. Денисов и др.

Синтезаторы широко применялись в советской киномузыке, обычно для создания фантастических ирреальных образов, как в фильмах «Человек-амфибия» (1961, композитор А. Петров) и «Барьер неизвестности» (1961, композитор М. Вайнберг), но также и в эмоционально нейтральном контексте как в фильме «Время летних отпусков» (1960, композитор А. Эшпай). Особенно широко в своей киномузыке 1960-х и 1970-х гг. пользовался синтезаторами А. Зацепин, используя инструмент в разном эмоциальном контексте, в том числе, и как юмористическую краску (испуг Горбункова в фильме «Бриллиантовая рука», 1968).

ru.wikipedia.org


Смотрите также