Как выбрать посадку
Посадка подшипников | Главный механик
Выбор правильной посадки, обеспечение требуемой чистоты и значения допусков размеров поверхностей под подшипники является ключевым фактором, обеспечивающим долговечность, надежность механизмов.
Правильная посадка – важнейшее условие работоспособности подшипников.
Исходя из особенностей работы подшипника, кольцо, которое вращается должно закрепляться на опорной поверхности неподвижно, с натягом, а неподвижное кольцо садиться в отверстие с минимальным зазором, относительно свободно.

Установка с натягом вращающегося кольца не дает ему проворачиваться, что могло бы привести к износу опорной поверхности, контактной коррозии, разбалансировке подшипников, развальцовке опоры, чрезмерному нагреву. Так, в основном, выполняется посадка подшипника на вал, который работает под нагрузкой.
Для неподвижного кольца небольшой зазор даже полезен, а возможность проворота не чаще одного раза за сутки делает износ опорной поверхности более равномерным, минимизирует его.

Основные термины
Рассмотрим подробнее основные термины и понятия, определяющие посадки подшипников. Современное машиностроение основано на принципе взаимозаменяемости. Любая деталь, изготовленная по одному чертежу должна устанавливаться в механизм, выполнять свои функции, быть взаимозаменяемой.
Для этого чертеж определяет не только размеры, но и максимальные, минимальные отклонения от них, то есть допуски. Значения допусков стандартизованы единой системой для допусков, посадок ЕСДП, разбиты по степеням точности (квалитетам), приводятся в таблицах.

Их также можно найти в первом томе Справочника конструктора-машиностроителя Анурьева, и ГОСТах 25346-89, а также 25347-82 или 25348-82.
–
Согласно ГОСТ 25346-89 определены 20 квалитетов точности, но в машиностроении обычно используются с 6 по16. Причем, чем ниже номер квалитета, тем выше точность. Для посадок шарико и роликоподшипников актуальны 6,7, реже 8 квалитеты.

В пределах одного квалитета размер допуска одинаков. Но верхнее и нижнее отклонение размера от номинала расположены по-разному и их сочетания на валах и отверстиях образуют различные посадки.
Существуют посадки обеспечивающие гарантию зазора, натяга и переходные, реализующие как минимальный зазор, так и минимальный натяг. Посадки обозначают латинскими строчными буквами для валов, большими для отверстий и цифрой, указывающей на квалитет, то есть степень точности. Обозначения посадок:
- с зазором a, b, c, d, e, f, g, h;
- переходных js, k, m, n;
- с натягом p, r, s, t, u, x, z.
По системе отверстия для всех квалитетов оно имеет допуск H, а характер посадки определяется допуском вала. Такое решение позволяет уменьшить количество необходимых контрольных калибров, инструмента режущего и является приоритетным. Но в отдельных случая используется система вала, в которой валы имеют допуск h, а посадка достигается обработкой отверстия. И именно таким случаем является вращение наружного кольца шарикоподшипника. Примером подобной конструкции могут служить ролики или барабаны натяжные конвейеров ленточных.

Выбор посадки подшипников качения
Среди основных параметров определяющих посадки подшипников:
- характер, направление, величина нагрузки, воздействующей на подшипник;
- точность подшипника;
- скорость вращения;
- вращение или неподвижность соответствующего кольца.
Ключевое условие, определяющее посадку – неподвижность либо вращение кольца. Для неподвижного кольца подбирается посадка с малым зазором и постепенное медленное проворачивание считается положительным фактором, уменьшающим общий износ, препятствующим местному износу. Вращающееся кольцо обязательно сажают с надежным натягом, исключающим проворот по отношению к посадочной поверхности.
Следующим важным фактором, которому должна соответствовать посадка под подшипник на валу или в отверстии, является вид нагружения. Различают три ключевых типа нагружения:
- циркуляционное при вращении кольца относительно постоянно действующей в одном направлении радиальной нагрузки;
- местное для неподвижного кольца относительно радиального нагружения;
- колебательное при радиальной нагрузке колеблющейся относительно положения кольца.

Согласно ГОСТ 520 степени точности подшипников в порядке их увеличения соответствуют пяти классам 0,6,5,4,2. Для машиностроения при нагрузках невысокой и средней величины, например для редукторов, обычным является класс 0, который не указывается в обозначении подшипников. При более высоких требованиях к точности используется шестой класс. На повышенных скоростях 5,4 и только в исключительных случаях второй. Пример обозначения подшипника шестого класса 6-205.

В процессе реального проектирования машин посадка подшипника на вал и в корпус выбирается в соответствие с условиями работы по специальным таблицам. Они приведены в томе втором Справочника конструктора-машиностроителя Василия Ивановича Анурьева.

Для местного типа нагрузки таблица предлагает следующие посадки.

При условиях циркуляционного нагружения, когда радиальное усилие воздействует на всю дорожку качения, учитывают интенсивность нагружения:
Pr=(k1xk2xk3xFr)/B, где:
k1 – коэффициент перегрузки динамической;
k2 – коэффициент ослабления для полого вала или корпуса тонкостенного;
k3 – коэффициент, определяемый воздействием осевых усилий;
Fr – усилие радиальное.
Значение коэффициента k1 при перегрузках менее, чем в полтора раза, небольшой вибрации и толчках принимают равным 1, а при возможной перегрузке от полутора до трех раз, сильных вибрациях, ударах k1=1,8.
Значения k2 и k3 подбираются по таблице. Причем для k3 учитывают соотношение осевой нагрузки к радиальной, выраженное параметром Fc/Fr x ctgβ.

Соответствующие коэффициентам и параметру интенсивности нагружения посадки подшипников приведены в таблице.

Обработка посадочных мест и обозначение посадок под подшипники на чертежах.
Посадочное место под подшипник на валу и в корпусе должно иметь заходные фаски. Шероховатость посадочного места составляет:
- для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
- для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5 Ra=0,63 а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25;
- для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
- для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5,4 Ra=0,63, а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25.
На чертеже также указывают отклонение формы места посадки подшипников, торцовое биение заплечиков для их упора.
Пример чертежа, в котором указана посадка подшипника на валу Ф 50 к6 и отклонения формы.

Значения отклонений формы принимаются по таблице в зависимости от диаметра, который имеет посадка подшипника на валу либо в корпусе, точности подшипника.

На чертежах указывают диаметр вала и корпуса под посадку, например, Ф20к6, Ф52Н7. На сборочных чертежах можно просто указывать размер с допуском в буквенном обозначении, но на чертежах деталей желательно кроме буквенного обозначения допуска приводить и его численное выражение для удобства рабочих. Размеры на чертежах указываются в миллиметрах, а величина допуска в микрометрах.
Вконтакте
Google+
Внимание покупателей подшипников Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас: +7(499)403 39 91
Доставка подшипников по РФ и зарубежью. Каталог подшипников на сайте themechanic.ru
|
Внимание покупателей подшипников
Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
tel:+7 (495) 646 00 12
[email protected]
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте
Внимание покупателей подшипников
Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
tel:+7 (495) 646 00 12
[email protected]
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте

themechanic.ru
Как выбирать допуски и посадки
Точность, надежность, долговечность и другие эксплуатационные показатели, которыми характеризуются машины и оборудование, зависят от множества разнообразных факторов. Среди них важнейшую роль играет то, насколько правильно конструкторы выбрали при разработке всевозможных деталей необходимые посадки, допуски формы и расположения поверхностей, а также степень их шероховатости. Дело в том, что в готовом изделии отдельные его детали тесно связаны друг с другом, и поэтому те отклонения размеров, расположения осей или поверхностей, а также формы, которые имеют одни составные части машины или механизма неизбежно становятся причиной возникновения отклонений у других.
Поскольку все отклонения суммируются, то это влечет за собой неравномерное и повышенное изнашивание деталей, появление очагов задиров, снижение степени точности работы подвижных соединений, а также неравномерность распределения напряжений в неподвижных сопряжениях.
Под допуском в технике понимается та разность, которая образуется между самым большим и самым малым допустимым значением размера. Его можно также определить как абсолютное значение алгебраической разницы между верхним отклонением и нижним отклонением. Чем меньше допуск, тем качественнее, но, как правило, дороже изделие.
Под посадкой в технике понимается определяемый величиной натягов или зазоров характер соединения деталей. Именно посадка определяет то, с какой именно свободой будут перемещаться друг относительно друга соединяемые детали, а также то, какова будет степень их сопротивления взаимному смещению. Определяется тип посадки тем, какова величина и расположение друг относительно друга полей допусков вала и отверстия.

Под системой допусков и посадок в технике понимается построенная на основании определенных закономерностей совокупность предельных отклонений размеров деталей и стандартизованных допусков, а также посадок, образуемых имеющими стандартные предельные отклонения валами и отверстиями.
Действующая ныне в России ЕСПД (Единая система допусков и посадок) была принята 1
января 1977
года. Согласно стандартам, при конструировании и изготовлении деталей можно использовать как систему вала, так и систему отверстия.
В системе вала для всех посадок заданного класса предельные размеры вала одинаковы. Создание посадок происходит исключительно за счет того, что изменяются предельные размеры отверстия.
В системе отверстия, напротив, для всех посадок заданного класса предельные размеры отверстия одинаковы. Создание посадок происходит исключительно за счет того, что изменяются предельные размеры вала.
Если нужно образовать ту или иную посадку, то разработчики используют или систему вала, или систему отверстия в зависимости от того, какие именно технологические, конструктивные и экономические требования предъявляются к изделию. Следует заметить, что та системы стандартов, которая сейчас действует в отношении посадок и допусков для плоских и гладких цилиндрических соединений, была разработана в соответствии с рекомендациями ИСО – Международной организации по стандартизации. Согласно этим рекомендациям ранее существовавшие во многих странах национальные системы допусков и посадок будут, в конце концов, заменены на единую систему. Это необходимо для того, чтобы и далее развивать международные связи в машиностроении, обеспечивать взаимозаменяемость и унификацию сборочных единиц и деталей, единообразно оформлять техническую документацию. Следует также отметить, что все указываемые на чертежах предельные отклонения и допуски устанавливаются для температуры окружающей среды +20 °С
.
gk-drawing.ru
Выбор посадки
Условия вращения подразумевают перемещение кольца подшипника относительно действующей на него нагрузки (таблица 1). Существуют три различных условия:
- вращающаяся нагрузка
- неподвижная нагрузка
- нагрузка в произвольном направлении
При выборе посадки нагрузки, которые не вращаются, но постоянно меняют направление, (например, нагрузки на подшипники шатунов), считаются вращающимися.
Нагрузка считается неподвижной, если кольцо подшипника и нагрузка являются неподвижными или кольцо и нагрузка вращаются с одинаковой частотой вращения. В таких условиях кольцо подшипника обычно не проворачивается на посадочном месте, а риск фреттинг-коррозии или изнашивания отсутствует. В этом случае нет необходимости в посадке кольца с натягом.
Нагружение в произвольном направлении соответствует переменным внешним нагрузкам, дисбалансным и резким пиковым нагрузкам, а также вибрациям, возникающим в высокоскоростном оборудовании. Такие условия работы вызывают изменения направления нагрузки, не поддающиеся точному определению. При невозможности определения направления нагрузки, особенно в условиях тяжёлого нагружения, существует риск возникновения фреттинг-коррозии и изнашивания. Для обоих колец требуется посадка с натягом необходима. В таких случаях обычно подходит та же посадка, что и для вращающейся нагрузки.
В случае, если наружное кольцо должно иметь возможность перемещения в корпусе в осевом направлении, следует использовать свободную посадку. Однако свободная посадка может привести к изнашиванию корпуса. В случае, если это недопустимо, необходимо обеспечить защиту поверхности посадочного места подшипника или выбрать подшипник, компенсирующий осевое смещение благодаря своей конструкции (цилиндрический роликоподшипник, игольчатый роликоподшипник или тороидальный роликоподшипник CARB). Оба кольца данных подшипников могут устанавливаться с натягом.
www.skf.com
ПОСАДКИ. ТИПЫ ПОСАДОК И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДОПУСКОВ И ПОСАДОК — Студопедия
Две или несколько подвижно или неподвижно соединяемых деталей называют сопрягаемыми. Поверхности, по которым происходит соединение деталей, называют сопрягаемыми. Остальные поверхности называют несопрягаемыми (свободными).
Рис. 1.6. Сопряжение вала и отверстия
Посадкой называется характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов.
Посадка характеризует свободу относительного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению.
Различают три типа посадок: с зазором, с натягом и переходные посадки.
При графическом изображение поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии (рис.1.7).
![]() | |
Рис. 1.7. Поля допусков отверстия и вала при посадке с зазором |
Посадки с зазором. Посадкой с зазором называется посадка, при которой всегда обеспечивается зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему (поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала) (рис. 1.8).
Зазор S - положительная разность размеров отверстия и вала. Зазор обеспечивает возможность относительного перемещения сопряженных деталей.
Основными характеристиками посадки с зазором являются:
- наименьший зазор Smin = Dmin - dmax;
- наибольший зазор Smax = Dmax - dmin;
- действительный зазор SД = DД – dД;
- допуск зазора Ts = Smax - Smin = (Dmax - dmin) - (Dmin - dmax) = (Dmax- Dmin) + ( dmax - dmin) = TD + Td
![]() |
Рис. 1.8. Схемы расположения полей допусков при посадках с зазором
Посадки с натягом. Посадкой с натягом называется посадка, при которой всегда обеспечивается натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему (поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала) (рис. 1.9).
Натяг N - положительная разность размеров вала и отверстия до сборки. Натяг обеспечивает взаимную неподвижность деталей после их сборки
![]() |
Рис. 1.9. Схемы расположения полей допусков при посадках с натягом
Основными характеристиками посадки с натягом являются:
- наибольший натяг Nmax = dmax - Dmin;
- наименьший натяг Nmin = dmin - Dmax;
- действительный натяг NД = dД-DД,
- допуск натяга TN = Nmax - Nmin = (dmax - Dmin) - (dmin - Dmax) = (dmax - dmin) + (Dmax - Dmin) = Td + TD.
Переходные посадки. Переходной посадкой называется посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга в зависимости от действительных размеров отверстия и вала (поля допусков отверстия и вала перекрываются частично или полностью) (рис. 1.10).
Переходные посадки используют для неподвижных соединений в тех случаях, когда при эксплуатации необходимо проводить разборку и сборку, а также когда к центрированию деталей предъявляются повышенные требования.
Рис. 1.10. Схемы расположения полей допусков при переходных посадках
Переходные посадки, как правило, требуют дополнительного закрепления сопрягаемых деталей, чтобы гарантировать неподвижность соединений (шпонки, штифты, шплинты и другие крепежные средства).
Основными характеристиками переходных посадок являются:
- наибольший натяг Nmax = dmax - Dmin;
- наибольший зазор Smax = Dmax - dmin
- действительный натяг NД = dД - DД
или
- действительный зазор SД = DД - dД;
- допуск посадки (натяга) TN = Nmax + Smax = (dmax - Dmin) + (Dmax - dmin) = (dmax - dmin) +(Dmax - Dmin) = Td + TD
studopedia.ru
Выбор и применение посадок
Посадки выбираются следующими методами:
− методом прецедентов;
− методом подобия;
− расчётным методом.
Метод прецедентовзаключается в том, что конструктор во вновь проектируемой конструкции использует посадки, указанные на чертежах подобной машины, ранее сконструированной и прошедшей эксплуатационную проверку. Этот метод приемлем при полной тождественности геометрических и других параметров и условий эксплуатации проектируемого соединения и прототипа.
Метод подобиязаключается в том, что при неполной тождественности проектируемого соединения и прототипа по конструктивным параметрам и условиям эксплуатации конструктор должен установить критерии их подобия и скорректировать посадку. Однако в связи с трудностью выбора критерия подобия можно не достичь поставленной цели, что приведёт к неправильному выбору посадки.
Расчётный метод заключается в том, что конструктор, зная условия и длительность эксплуатации машины, рассчитывает предельные функциональные зазоры и натяги и с определённым коэффициентом запаса подбирает стандартную посадку.
Рассмотрим области применения рекомендуемых предпочтительных посадок системы отверстия в машиностроении [3; 4].
Посадки с зазором
Посадки H/h – «скользящие». Наименьший (гарантированный) зазор в посадках равен нулю. Они установлены во всём диапазоне точностей сопрягаемых размеров (4…12 квалитеты). В точных квалитетах они применяются как центрирующие посадки, т.е. обеспечивают высокую степень совпадения центра вала с центром сопрягаемого с ним отверстия. Допускают медленное вращение и продольное перемещение, используемое чаще всего при настройках и регулировках.
Посадка H7/h6 применяется в неподвижных соединениях при высоких требованиях к точности центрирования часто разбираемых соединений: сменные зубчатые колёса на валах, фрезы на оправках, центрирующие корпуса под подшипники качения, сменные кондукторные втулки станочных приспособлений и т.д. Для подвижных соединений применяется посадка, например, шпинделя в корпусе сверлильного станка.
Посадки H8/h7, H8/h8 имеет примерно то же назначение, что и предыдущая посадка, но характеризуется более широкими допусками, облегчающими изготовление деталей.
Посадки H/h в более грубых квалитетах (9…12) применяются для непо-движных и подвижных соединений малой точности: посадки муфт, звёздочек и шкивов на валах, для неответственных шарниров и роликов и т.п.
Посадки H/g – «движения». Обладают по сравнению с другими посадками небольшим гарантированным зазором. Применяются только в точных квалитетах (4…7) для плавных, чаще всего возвратно-поступательных перемещений, допускают медленное вращение при малых нагрузках.
Посадки H6/g5 (не предпочтительная), H7/g6 применяются в плунжерных и золотниковых парах, в шпинделе делительной головки и т.п.
Посадки H/f – «ходовые». Характеризуются умеренным гарантированным зазором. Применяются для обеспечения свободного вращения в подшипниках скольжения общего назначения при лёгких и средних режимах работы с угловыми скоростями не более 150 рад/с и в опорах поступательного перемещения.
Посадки H7/f7, H8/f8 (не предпочтительная) применяются в подшипниках скольжения коробок передач различных станков, в соединениях поршня с цилиндром в компрессорах, в гидравлических прессах и т.п.
Посадки H/e – «легкоходовые». Обладают значительным гарантированным зазором, вдвое большим, чем у ходовых посадок. Применяются для свободного вращательного движения при повышенных режимах работы с угловыми скоростями более 150 рад/с, а также для компенсации погрешностей монтажа и деформаций, возникающих во время работы.
Посадки H7/e8, H8/e8 применяются для подшипников жидкостного трения турбогенераторов, больших машин, коренных шеек коленчатых валов.
Посадки H/d – «широкоходовые». Характеризуются большим гарантированным зазором, позволяющим компенсировать значительные отклонения расположения сопрягаемых поверхностей и температурные деформации и обеспечить свободное перемещение деталей или их регулировку и сборку.
Посадки H8/d9, H9/d9 применяются для соединений при невысоких требованиях к точности, для подшипников трансмиссионных валов, для поршней цилиндров компрессоров.
Посадки h21/d11 применяется для крышек подшипников и распорных втулок в корпусах, для шарниров и роликов на осях.
Посадки переходные
Посадки H/js – «плотные». Вероятность получения натяга P(N) равна 0,5…5%, следовательно, в соединении образуются преимущественно зазоры. Обеспечивают лёгкую собираемость.
Посадка H7/js6 применяется для соединения стаканов подшипников с корпусами, небольших шкивов и ручных маховичков с валами.
Посадки H/k – «напряжённые». Вероятность получения натяга P(N) равна 24…68%. Однако из-за влияния отклонений формы, особенно при большой длине соединения, зазоры в большинстве случаев не ощущаются. Обеспечивают хорошее центрирование. Сборка и разборка производится без значительных усилий, например, при помощи ручных молотков.
Посадка H7/k6 широко применяется для соединения зубчатых колёс, шкивов, маховиков, муфт с валами.
Посадки H/m – «тугие». Вероятность получения натяга P(N) равна 60…99,98%. Обладают высокой степенью центрирования. Сборка и разборка осуществляется при значительных усилиях. Разбираются, как правило, только при ремонте.
Посадка H7/m6 (не предпочтительная) применяется для соединения зубчатых колёс, шкивов, маховиков, муфт с валами, для установки тонкостенных втулок в корпуса, кулачков на распределительном валу.
Посадки H/n – «глухие». Вероятность получения натяга P(N) равна 88…100%. Обладают высокой степенью центрирования. Сборка и разборка осуществляется при значительных усилиях с применением прессов. Разбираются, как правило, только при капитальном ремонте.
Посадка H7/n6 применяется для соединения тяжело нагруженных зубчатых колёс, муфт, кривошипов с валами, для установки штифтов, постоянных кондукторных втулок в корпусах кондукторов и т.п.
Посадки с натягом
Посадки H/p – «легкопрессовые». Имеют минимальный гарантированный (наименьший) натяг. Обладают высокой степенью центрирования. Применяются, как правило, с дополнительным креплением.
Посадка H7/p6 применяется для соединения тяжело нагруженных зубчатых колёс, втулок, установочных колец с валами, для установки тонкостенных втулок и колец в корпуса.
Посадки H/r, H/s, H/t– «прессовые средние». Имеют умеренный гарантированный натяг в пределах N = (0,0002…0,0006)D. Применяются как с дополнительным креплением, так и без него. В соединении возникают, как правило, упругие деформации.
Посадки H7/r6, H7/s6 применяются с дополнительным креплением для соединения зубчатых и червячных колёс с валами в условиях тяжёлых ударных нагрузок (для стандартных втулок подшипников скольжения предусмотрена посадка H7/r6).
Посадки H/u, H/x, H/z– «прессовые тяжёлые». Имеют большой гарантированный натяг в пределах N = (0,001…0,002)D. Предназначены для соединений, на которые действуют большие, в том числе динамические нагрузки. Применяются, как правило, без дополнительного крепления соединяемых деталей. В соединении возникают упругопластические деформации. Детали должны быть проверены на прочность.
Посадки H7/u7, H8/u8 являются наиболее распространёнными из числа тяжёлых посадок. Примеры применения: вагонные колёса на осях, бронзовые венцы на стальных ступицах червячных колёс, пальцы эксцентриков и кривошипов с дисками.
Приведём конкретные примеры применения посадок [5; 6].
Примеры посадок с зазором:
− пиноль задней бабки токарно-винторезного станка – f75H6/h5;
− крышка подшипника редуктора – f80H7/h7;
− подшипник двигателя внутреннего сгорания – f50H6/e7;
− рычаг клапана на валу – f16H8/e8;
− плунжерная пара – f25H7/g6
− промежуточная шестерня на оси – f40H7/d8;
− дышло паровой машины – f180D8/h8;
− подшипник жидкостного трения прокатных станов – f350H6/d6.
Примеры посадок с натягом:
− центральная колонна консольного крана – f300H7/s6;
− постоянная кондукторная втулка приспособления – f20H7/p6;
− шатун и втулка компрессора – f105H7/s6;
− штифт и направляющая – f60H7/r6.
Примеры переходных посадок:
− кулачки, закреплённые шпонкой на держателе – f50H7/m6;
− муфта сцепления, закреплённая шпонкой на валу – f12H7/k6;
− шестерня, закреплённая шпонкой на валу редуктора – f40H7/k6;
− поршневой палец во втулке – f38H6/k5;
− маслоотражательное кольцо на валу редуктора – f50H7/k6;
− ступица вентилятора на валу – f16H7/n6.
Дата добавления: 2016-10-18; просмотров: 5807;
Похожие статьи:
poznayka.org
Посадка (машиностроение) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Посадка.Посадка — характер соединения сопрягаемых деталей, определяемый зазором или натягом[уточнить], то есть разностью их размеров до сборки в соответствии с назначенным допуском. Система допусков и посадок существует в двух вариантах: система вала — основным размером является размер вала, а размер отверстия выбирается с различным зазором или натягом; система отверстия — основным размером является размер отверстия, а размер вала задаётся с необходимым зазором или натягом. Посадки обозначают буквами латинского алфавита: отверстия — прописными буквами, валы — строчными. Точность посадки определяется квалитетом допуска.
Различные посадки определяют степень свободы относительного перемещения деталей; их назначают исходя из условий работы машин и механизмов, их точности и условий сборки. Посадки по характеру соединения деталей делятся на 3 группы:
- Посадка с (гарантированным) зазором — соединение с гарантированным зазором, то есть наименьший допустимый размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала[1] или равен ему. Обозначаются от а до h (от А до H).
- Переходная посадка — соединение с возможным зазором или натягом в зависимости от действительных размеров вала и отверстия. Обозначаются от j до n (от J до N).
- Посадка с (гарантированным) натягом — соединение с гарантированным натягом, то есть наибольший допустимый размер отверстия меньше наименьшего допустимого размера вала или равен ему. Обозначаются от p до z (от P до Z).
- ↑ Наружный элемент как цилиндрический так и не цилиндрический.
- Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И. Н. Жестковой. — 8-е изд., перераб. и доп.. — М.: Машиностроение, 2001. — ISBN 5-217-02962-5.
ru.wikipedia.org
Выбор посадочного материала весной для домашнего выращивания
Автор Татьяна Тихонова На чтение 5 мин. Опубликовано
Собираясь выбрать посадочный материал для выращивания дома, наверняка вы задавались вопросом: какой лучше? Проблема в том, что на рынке очень много вариантов, и не все из них являются качественными. В статье вы узнаете о требованиях к посадочным материалам, их хранении, подготовке и обработке.
Что считается посадочным материалом
Это семена растения или его вегетативные части, используемые для размножения. Клубни и луковицы, выборки и зубки, черенки и корневые черенки, корневые отпрыски и корневища, используемые для размножения вегетативным путём — все это виды посадочных материалов.
Виды
В основном выделяются 3 вида вегетативного происхождения:
- Черенки и черенковые саженцы, отводки, корневые отпрыски и поделённые кусты.
- С закрытой корневой системой. К ним относятся брики, брикеты и гейстеры.
- С открытой корневой системой. Сюда относятся сеянцы и саженцы, пеньки и дички.
Выращивание посадочного материала в лесных питомниках
Существуют разные предприятия и фирмы, где размещены большие питомники. Именно там выращиваются саженцы растений разного возраста, породы и сорта для продажи. В процессе выращивания посадочного материала лесных пород получают: черенки, сеянцы, дички и черенковые саженцы. Их используют для лесокультурных целей: повышения продуктивности лесов и улучшения породного состава, создания условий для обеспечения непрерывного пользования древесиной, усиления водоохранных, санитарно-гигиенических и защитных функций лесонасаждений.
Места приобретения семян
Семена как посадочный материал важно покупать именно в специализированных магазинах. При этом нужно учитывать срок годности, потому что старые семена всходят слабее. Качество семян играет главную роль. На специализированных складах они сохраняются лучше, чем на хранении у рыночных продавцов. Они же могут продать вам поврежденные семена, поэтому нет гарантии того, что растение прорастёт. Приобретайте посадочный материал известных производителей, которые уже зарекомендовали себя с хорошей стороны.
Как правильно выбрать и хранить посадочный материал
Уже зимой на прилавках появляются семена и саженцы, и чтобы сохранить их до высадки нужно обратить внимание на следующее:
- Выбирайте самую здоровую на вид рассаду. Тщательно рассмотрите ее, чтобы не попалось повреждённое или уже погибшее растение. Важно осмотреть рассаду на наличие грибка или гниения.
- При переноске в холодное время оберните растение газетой, а семена положите в сумку.
- Купленное лучше хранить в холодном подвале, на балконе или в холодильнике. А именно в местах, где температура положительна и близка к нулю, примерно от 0 до +2 градуса.
- Важно следить за температурой и влажностью в помещении, чтобы растение не начало прорастать раньше времени. Если нарушен естественный покой, растение придётся посадить в горшок.
- Не тревожьте и не разматывайте упаковку саженцев. Можно лишь иногда проверять состояние почек.
Многолетние травяные культуры лучше всего хранить в ящичках с песком. Так же хранятся луковицы и клубни цветов.
Подготовка и обработка
Существует множество факторов, которые важно учитывать при посадке. Для комнатных растений нужно приобрести специализированный грунт на рынке. К каждым видам растений он подбирается по-разному, это зависит от количества минеральных удобрений и микроэлементов. Множество цветов предпочитают прорыхленную и лёгкую землю, поэтому в грунт добавляют еще и песок.
Важно застелить дно горшка дренажем, туда еще можно добавить уголь для улучшения водопроницаемости. После посадки цветка важно рыхлить почву палочкой не задевая корней. Чтобы не повредить посадочный материал при пересадке в почву нужно заранее подкормить и хорошо полить.
Посадка саженцев деревьев отличается:
Перед посадкой их нужно поставить на 5−6 часов в ведро с водой, для того чтобы корни впитали достаточно воды.
- Слишком длинные или поврежденные корни следует срезать перед посадкой.
- Выкопанная яма должна иметь такую глубину, чтобы там свободно помещались корни.
- Важно покрыть яму слоем сырого компоста и необходимыми удобрениями. Почву перемешать с удобрениями и песком.
- Посаженное дерево нужно обильно полить и прикрепить к жёрдочке.
Посев семян для рассады:
Перед посевом семена замачиваются в воде, примерно на 20 часов. Затем их прогревают на отопительной батарее. Это нужно для повышения урожайности и уничтожения вирусов. После этого они проходят стадию обеззараживания марганцовкой и сеются в специально приготовленную почву.
О применении стимулятора роста для обработки семян читайте в статье: как применять Фульвогумат Иван Овсинский.
Как сделать искусственное освещение своими руками дома, узнайте здесь.
Пропагатор для рассады своими руками: sazhaem.info/production/propagator-dlya-rassady.html
Как вырастить посадочный материал дома
Уже готовый материал можно купить в магазине, но цены иногда бывают слишком высоки. В таком случае выходом является выращивание посадочного материала: рассады и саженцев плодовых деревьев.
Что важно учитывать:
- Семена деревьев нужно брать из летних плодов, которые уже окончательно сформировались. Именно они дадут самые сильные всходы.
- Нужно брать такие семечки для рассады, которые подходят для посадки в вашей климатической зоне. Важно придерживаться технологии выращивания.
- Луковичные цветы — крокусы, гиппеаструмы — лучше всего сажать сразу после сбора, так как они не предназначены для длительного хранения. Посадку луковичных цветов лучше всего производить в конце летнего сезона, когда они находятся в естественном покое.
- Цветы, которые вы хотите вырастить из семян, лучше всего сажать в феврале—марте, в преддверии вегетационного периода. Для роста семян важно взять лёгкий и питательный грунт, например из смеси песка и торфа. Расстояние между семенами может составлять пять-шесть сантиметров.
- Важно менять ёмкости по мере развития растения, чтобы ему хватало воды и питательных веществ.
Для получения посевных и посадочных материалов высокого качества нужно соблюдать эти рекомендации.
Полезные советы о выборе саженцев в видео:
sazhaem.info
2.2. Определение и виды посадок
1.Посадка с зазором - посадка, при которой в соединении, всегда образуется зазор, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала, причем, относительно нулевой линии они могут занимать различные положения
Примечания:
1. Наименьший зазор (Smin) – разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала в посадке с зазором:
Smin = Dmin – dmax = EI – es
2. Наибольший зазор (Smax) – разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала в посадке с зазором или в переходной посадке
Smax = Dmax – dmin = ES – ei
3.Средний зазор (Sc) – это среднее арифметическое наибольшего и наименьшего зазоров.
Sc=(Smax + Smin) / 2
Пример посадки с зазором:
Параметры отверстия:
1.Верхнее отклонение ES = +30 мкм, нижнее отклонение EI = 0 мкм
2. Наибольший и наименьший предельные размеры:
Dmax = D + ES = 70 + 0,03 = 70,03 мм, Dmin = D + EI= 70 + 0 = 70 мм
3.Допуск отверстия: TD = Dmax – Dmin = ES – EI= 30 – 0 = 30 мкм
Параметры вала:
1. Верхнее отклонение: es = –10 мкм, нижнее отклонение: ei = –29 мкм
2. Наибольший и наименьший предельные размеры:
dmax = D + es =70 – 0,010 = 69,990 мм, dmin = D + ei =70 – 0,029 = 69,971 мм
3. Допуск вала Td = dmax – dmin = es – ei= –10 – (–29) = 19 мкм
Параметры посадки:
1. Номинальный диаметр посадки: D=70 мм
2. Наибольший, наименьший и средний зазоры:
Smax = ES – ei = 30 – (–29) = 59 мкм
Smin= EI – es = 0 – (–10) = 10 мкм
мкм
3. Допуск посадки:
ТП = TS = TD + Td = (ES – EI) + (es – ei) = Smax – Smin= 59 – 19 = 49 мкм
studfile.net
Как выбрать саженцы клубники весной
В большинстве случаев письма приходят в течение одной минуты, но иногда для этого требуется до 10 минут. Возможно письмо еще не успело прийти. Проверьте пожалуйста внимательно папку Входящие (Inbox). В некоторых случаях письмо может попасть в папку Спам (Spam).
Логин или e-mail: Или войдите с помощью этих сервисов:www.ogorod.ru
4. Расчет и выбор посадок подшипников качения
Данные для расчетов в таблице приложении 4.3
По интенсивности нагрузки определить посадку циркуляционно-нагруженного кольца.
В зависимости от вида нагрузки выбрать посадку местно-нагруженного кольца.
Определить величину посадочного зазора.
Вычертить схему расположения полей допусков.
Вычертить эскиз детали, сопрягающейся с циркуляционно-нагруженным кольцом подшипника, указать необходимые допуски формы и расположения, параметры шероховатости поверхности. Методика расчета и выбора посадок подшипников качения изложена в [1, с.355-357]; [2, с.235-240].
Справочные данные в [1]; [3, т.2]; [4]; [6].
Величину первоначального радиального зазора следует брать для подшипников группы “норм” или 6 [6]. Для роликовых радиально-упорных конических подшипников зазоры формируются в процессе сборки изделия, для работы их можно брать аналогично радиальным сферическим двухрядным с коническим отверстием.
Условные обозначения
- среднее значение внутреннего диаметра внутреннего кольца подшипника d;
- среднее значение наружного диаметра наружного кольца подшипника D;
- ширина подшипника;
- ширина монтажной фаски;
- радиальная составляющая реакции опоры;
- интенсивность радиальной нагрузки;
- динамический коэффициент посадки;
- коэффициент, учитывающий ослабление натяга при полом вале или тонкостенном корпусе;
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения радиальной нагрузки для двухрядных конических подшипников или сдвоенных шарикоподшипников;
- максимальный натяг;
- минимальный натяг;
- средний натяг;
- максимальный зазор;
- минимальный зазор;
- средний зазор;
- допуск зазора;
- допуск натяга;
- максимальный радиальный зазор между телами качения и дорожками качения;
- минимальный радиальный зазор между телами качения и дорожками качения;
- первоначальный радиальный зазор в соединении;
- посадочный зазор;
- диаметральная деформация беговой дорожки кольца после посадки его на сопрягаемую поверхность с натягом;
- эффективный натяг;
- приведенный внутренний диаметр наружного кольца подшипника;
- диаметр корпуса;
- приведенный наружный диаметр внутреннего кольца подшипника;
- диаметр отверстия в полом вале.
ЗАДАНО:
условное обозначение подшипника 1310;
класс точности - 6;
корпус вращается:
характер нагрузки - (тяжелый).
1. Расшифровать условное обозначение подшипника:
1310 — подшипник шариковый радиальный сферический двухрядный;
[6].
2. Расчет и выбор посадки для вращающегося наружного колыша подшипника:
т.к. нагружение тяжелое;
[1, c.356]; [2, с.238];
[2, с.238];
По интенсивности радиальной нагрузки выбираем посадку [1, с.356]; [2. с.238]; [3]; [4]; [5].
ØГОСТ 25347-82, ГОСТ 3325-85:
Посадка переходная с преобладанием натяга.
3. Выбор посадки для не вращающегося внутреннего кольца подшипника [1, c.356];
[2, с.239]:
Ø
Посадка переходная с преобладанием зазора.
4. Определение величины посадочного зазора:
[6]
Подшипник заклинит, т.к. .
Для устранения заклинивания можно:
- взять сдвоенный подшипник
- взять посадку с меньшим натягом. При этом следует отметить, что ресурс работы такой посадки будет меньше требуемого;
- взять подшипник групп 7 или 8 (по величине первоначального зазора).
Примечание: если вращается вал где
5. Берем сдвоенный подшипник.
Тогда интенсивность радиальной нагрузки:
Выбираем посадку для наружного кольца подшипника [1, с.355]; [2, с.238]
Ø
Посадка переходная с преобладанием натяга.
6. Определение величины посадочного зазора
Подшипник не заклинит, т.к. .
Схема расположения полей допусков подшипника и эскиз корпуса даны в приложении 4.1.
Величину допуска соосности определять как для подшипников 0 класса точности;
- 6 класса точности. Затем взять ближайшее стандартное значение по ГОСТ [3]. Допуск цилиндричности
- для подшипников 0 класса точности;
- для 6 класса точности; затем взять стандартное по [3].
Допуск торцевого биения (биение заплечиков вала или корпуса), а также шероховатость посадочных поверхностей смотреть во т.2 [3], раздел “Подшипники качения”.
Для вариантов задачи с вращающимся валом – эскиз вала в приложении 4.2.
studfile.net