Как выбрать шайбу для болта


болт, шпилька, винт, гайка. Чертежи резьбовых соединений.

Таблица размеров для выполнения чертежей резьбовых деталей и соединений.

Соединение Болт ГОСТ 7798-70, Гайка ГОСТ 5915-70 и Шайба ГОСТ 11371-78

d - номинальный диаметр резьбы
d1=0,85d - внутренний диаметр резьбы
l0=2d+b - длина резьбы
l - длина болта

H=0,8d - высота гайки
h=0,7d - высота головки болта
D=2d - описанная вокруг шестигранника окружность

B1, B2 - толщины соединяемых деталей
d2=1,1d - диаметр отверстия

с=0,15d - фаска для захода резьбы
К≈0,25…0,5d - длинна свободного конца резьбового стержня

Dш=2,2d - диаметр шайбы
b=0,15d - толщина плоской шайбы


Размер шайбы соответствует ГОСТ 11371-78
d1=d-2мм - внутренний диаметр резьбы, если d<14мм
d2=d+2мм - диаметр отверстия для болта, если d<20мм
R≈16,5d, r≈4,4d - дуги условно заменяющие гиперболы пересечения фаски и граней шестигранной призмы
l=B1+B2+b+H+K - м.б. выбрана по таблице, как ближайшее большее значение суммы толщин соединяемых деталей, шайбы, гайки и двух шагов резьбы

Болтовое соединение, вид сбоку

S≈1,75d - размер под ключ
e≈0,25…0,5b - фаска на шайбе

R1≈12,5d - дуга условно заменяющая гиперболу пересечения фаски и грани шестигранной призмы

Шпилечное соединение с пружинной шайбой.

l - номинальная длина шпильки
l0 - длина резьбы гаечного конца
B - толщина присоединяемой детали

Длина l1 ввинчиваемого конца зависит от материала детали с резьбовым отверстием:
l1=d ГОСТ 22032-76 - сталь, бронза
l1=1,25d ГОСТ 22034-76 - чугун, бронза
l1=1,6d ГОСТ 22036-76 - чугун
l1=2d ГОСТ 22038-76 - лёгкие сплавы, силумины
l1=2,5d ГОСТ 22040-76 - лёгкие сплавы

l2 - глубина нарезки резьбы (полный профиль)
l3 - полная глубина резьбового отверстия (шпилечного гнезда)

Пружинная шайба ГОСТ 6402-70
Dш=1,5d - диаметр шайбы
b=0,25d - толщина шайбы

Резьбовое соединение Винт с цилиндрической головкой ГОСТ 1491-80
Резьбовое соединение деталей Винт с потайной головкой ГОСТ 17475-80
Резьбовое соединение деталей Винт с полупотайной головкой ГОСТ 17474-80
Соединение крепёжным винтом с полукруглой головкой ГОСТ 17473-80

Резьбовое отверстие и гнездо под шпильку

h - глубина ввинчивания, для шпилек соответствует длине ввинчиваемого конца, для винтов рассчитывается как разность длины винта и толщины присоединяемой детали

Размеры связанные с шагом резьбы p:
2p - запас полного профиля, обычно, принимается равным двум шагам резьбы или 0,25d
x - сбег (недостаток полного профиля) резьбы определяемый конструкцией и технологией нарезки, на чертежах обычно не показывается
a - недовод, определяется конструкцией резьбонарезного инструмента и составляет 2…8p
c=p - фаска

xn--d1aqfdigh.xn--p1ai

Шайбы 8, 10, 12, 16, 20. Стандарты. Особенности применения

Резьбовой крепеж - болты, гайки, шайбы, шпильки - выпускается в большом разнообразии диаметров, однако наиболее популярными являются 8, 10, 12, 16, 20 мм. Метизы такой размерности широко применяются как быту, так и во всех отраслях народного хозяйства. Увеличенные и обычные плоские шайбы 8, 10, 12, 16, 20 мм предназначены для комплектации болтов и гаек соответствующего диаметра. Поставляемые в комплекте болт, гайка и шайба называют болтокомплектом.
Диаметр шайбы, который указывается в стандартах, запросах на покупку крепежа, соответствует наружному диаметру болта, винта, шпильки. Фактический диаметр внутреннего отверстия метиза, в зависимости от класса точности и размера на 0,1мм - 4,0мм больше.
Ниже обзор по крепежным шайбам диаметром 8, 10, 12, 16, 20 мм.


Шайбы 8

Шайбы для резьбовых деталей с наружной резьбой 8 мм выпускают по стандартам:

  • ГОСТ 11371, DIN 125 - плоские обычные

  • ГОСТ 6958, DIN 9021 - плоские увеличенные

  • ГОСТ 10463, DIN 6798А - стопорные с зубом

  • DIN 127 - пружинные прямоугольного сечения

  • ГОСТ ГОСТ 6402, DIN 7980 - пружинные квадратного сечения

Шайба 8 применяется для комплектации болтов, винтов, шпилек с диаметром наружной резьбы 8 мм. По стандартам ГОСТ 11371 и DIN 125 внутренний диаметр метизов для класса точности А составляет 8,4 мм, класса точности С - 9 мм. Шайбы 8, как и шпильки, винты, болты М8, очень популярны для домашнего конструирования. Увеличенные шайбы незаменимы при сборке деревянных конструкций - беседок, навесов, заборов. В машиностроении востребованы пружинные шайбы Гровера, предотвращающие самопроизвольное отвинчивание. Резьбовой крепеж комплектуется шайбой с аналогичным покрытием.

Шайбы 10

Производство шайб 10 регламентируется следующими стандартами:

  • ГОСТ 11371, DIN 125 - плоские обычные

  • ГОСТ 6958, DIN 9021 - плоские увеличенные

  • ГОСТ 10463, DIN 6798А - стопорные с зубом

  • DIN 127 - пружинные прямоугольного сечения

  • ГОСТ ГОСТ 6402, DIN 7980 - пружинные квадратного сечения

Крепеж - болты, винты, шпильки, гайки - М10 ввиду оптимального соотношения цены, размеров и прочностных характеристик является высоко востребованным во всех отраслях народного хозяйства, в промышленности и в быту. Шайбы 10, которыми комплектуется такой крепеж, имеют внутренний диаметр отверстия для класса точности А 10,5 мм, класса точности С - 11,0 мм. Уникальность данного размерного ряда также заключается в том, что специальными фигурными шайбами 10 комплектуются норийные болты. Крепеж имеет узкую специализацию и предназначен для крепления ковшей к резиновой транспортерной ленте. Применяется на элеваторах, пищевых, горнодобывающих, химических предприятиях.

Шайбы 12

Выпуск шайб 12 нормируется следующими нормативными документами:

  • ГОСТ 11371, DIN 125 - плоские обычные

  • ГОСТ 6958, DIN 9021 - плоские увеличенные

  • ГОСТ 10463, DIN 6798А - стопорные с зубом

  • DIN 127 - пружинные прямоугольного сечения

  • ГОСТ ГОСТ 6402, DIN 7980 - пружинные квадратного сечения

Шайбы 12 предназначены для комплектации резьбового крепежа М12 - болтов, шпилек, винтов, гаек. Внутренний диаметр обычных и увеличенных плоских шайб по классу точности А - 13,0 мм, классу точности С - 13,5. Пружинные и плоские шайбы 12 в комплекте со шпильками и болтами часто применяются в инженерных системах, при сборке фланцевых соединений.

Шайбы 16

Шайбы 16 производятся по отечественным и немецким стандартам:

  • ГОСТ 11371, DIN 125 - плоские обычные

  • ГОСТ 6958, DIN 9021 - плоские увеличенные

  • ГОСТ 10463, DIN 6798А - стопорные с зубом

  • DIN 127 - пружинные прямоугольного сечения

  • ГОСТ ГОСТ 6402, DIN 7980 - пружинные квадратного сечения

  • ГОСТ Р 52646 - высокопрочные

Отличительная особенность метизных изделий диаметром 16 мм - с этого размера начинается высокопрочный крепеж в соответствии с ГОСТ Р 52646. Болты, гайки, шайбы высокопрочные в соответствии с ГОСТ Р 52646-52646 применяются для сборки металлоконструкций. Шайбы 16 и других типоразмеров в соответствии с ГОСТ Р 52646 отличаются высокой твердостью (35-45 ед. HRC), подвергаются закалке и отпуску.

Шайбы 20

Шайбы 20 выпускаются по стандартам:

  • ГОСТ 11371, DIN 125 - плоские обычные

  • ГОСТ 6958, DIN 9021 - плоские увеличенные

  • ГОСТ 10463, DIN 6798А - стопорные с зубом

  • DIN 127 - пружинные прямоугольного сечения

  • ГОСТ ГОСТ 6402, DIN 7980 - пружинные квадратного сечения

  • ГОСТ Р 52646 - высокопрочные

Распространенный крепеж при достаточно высоких нагрузках - шайбы 20 мм. Такие метизы больше используются для комплектации болтов, гаек, шпилек при решении серьезных задач. Гроверы, увеличенные и плоские шайбы особо востребованы в строительстве, тяжелом машиностроении, автомобилестроении, при сборке промышленного оборудования. Внутренний диаметр шайб 20 для класса точности А составляет 21 мм, класса точности С - 22 мм. Высокопрочные шайбы 20 по ГОСТ Р 52646 применяются в болтокомплектах для сборки строительных металлоконструкций.

Компания Машкрепеж - крупный оптовый поставщик крепежных изделий в РФ. Постоянно в наличии большой выбор пружинных, плоских, увеличенных, стопорных шайб в том числе диаметром 8, 10, 12, 16, 20 мм.

www.rusbolt.ru

Шайбы и кольца – общий обзор и особенности применения

Шайбы

Шайба – крепёжное изделие, подкладываемое под другое крепёжное изделие для:

 

  • создания большей площади опорной поверхности,
  • уменьшения взаимного повреждения  детали,
  • предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали,
  • уплотнения соединения с прокладкой.

 

Когда мы говорим о шайбе, то чаще всего представляем себе диск с отверстием посередине. Такая шайба называется круглой плоской и описывается всего тремя размерами: номинальным или внутренним диаметром d, наружным диаметром D и толщиной s.

 

Номинальный диаметр – это диаметр болта, с которым данная шайба совместима; если болт имеет метрическую резьбу, например, 6 мм, то про шайбу даже говорят, что она имеет диаметр М6. Разницу между наружным и внутренним диаметром, деленную пополам, часто называют шириною шайбы. Отношение внутреннего и наружного диаметра (D/d) также используется при описании шайб. Основной круглой плоской шайбой принято считать шайбу с D/d = 2 +/- 0,3.

 

Наименование круглой плоской шайбы D/d s
Основная DIN 125 1,71 – 2,35 0,3 – 12
Узкая подкладная DIN 433 1,62 – 2,06 0,3 – 3
Для деревянных конструкций DIN 440 3,21 – 3, 27 2 – 10
Опорная подгоночная DIN 988 1,25 – 2 0,1 – 2
Для пальцев, нормальная DIN 1440 1,36 – 2 0,8 – 8
Для пальцев, грубое исполнение DIN 1441 1,26 – 1,81 0,8 – 14
Для высоконагруженных соединений DIN 6916 1,78 – 1,85 3 – 6
Для пружинных штифтов DIN 7349 2,19 – 2,81 1 – 10
Кузовная (WIDE) 3,75 – 5 1,2 – 1,4
Увеличенная DIN 9021 2,77 – 2,96 0,8 – 5

 

Как видно, диапазоны размеров шайб очень широки и зачастую перекрываются. Чтобы подобрать необходимую шайбу, удобно пользоваться простейшей таблицей с возможностью фильтрации. Однако и из этих похожих изделий можно выделить весьма специфичные группы.

 

  • Так шайбы для деревянных конструкций и для зажимов и пальцев отличаются своей толщиной.
  • Шайба для деревянных конструкций имеет исполнение (V) с квадратным отверстием.
  • Опорные подгоночные шайбы в узком диапазоне имеют 8 значений толщин для каждого отношения D/d, которое изменяется незначительно.
  • Кузовная шайба WIDE выделяется своей шириной.

 

 

Шайбы для стопорения крепежных деталей с резьбой

Большая группа стопорных шайб ориентирована на стопорение крепежных деталей с резьбой. Наиболее распространённым и популярным вариантом является пружинная разрезная шайба DIN 127 B или шайба Гровера. Несмотря на то, что стандарт DIN 127 отменён как морально устаревший, до сих пор эта шайба является одной из самых используемых стопорящих шайб. Однако вместо неё всё чаще применяются различные типы стопорных шайб.

 


Шайба стопорная круглая с насеченными упругими зубцами DIN 6797. Форма А – внешние зубцы, I – внутренние зубцы, форма V – вогнутая.

 


Шайба стопорная круглая с насеченными упругими зубцами DIN 6798 Форма  А – внешние зубцы, I – внутренние зубцы, форма V – вогнутая.

 

 

 

Шайба стопорная клиновая INFIX

Эффективное решение проблемы самопроизвольного откручивания – клиновые шайбы INFIX, которые гарантируют надёжность резьбового соединения в условиях вибрации и динамических колебаний.

 

Система клиновых шайб INFIX состоит из двух одинаковых шайб, каждая из которых имеет на одной стороне клиновые выступы, а на другой – радиальную зубчатую насечку. При сборке болтового соединения шайбы устанавливаются клиновыми сторонами друг к другу. Угол клина α больше угла подъёма резьбы β.

В процессе затяжки клиновые выступы становятся в упор и шайбы не могут повернуться по клиновым поверхностям в направлении затягивания. Радиальные зубцы вдавливаются в сопрягаемые поверхности, и между ними образуется жёсткая связь. При отвинчивании, в том числе и самопроизвольном, клиновые поверхности шайб создают дополнительное осевое усилие, увеличивающее необходимый для откручивания крутящий момент.

 

Преимущества:

 

  • не требует предварительной подготовки и очистки деталей
  • возможно многократное использование без потери качества
  • легкий монтаж-демонтаж
  • сертифицированная система закрепления
  • предназначены для систем, работающих в условиях вибрации и динамических нагрузок

 

Подробнее об этих шайбах вы можете прочитать в статье на нашем сайте или посмотреть обзорный ролик на канале ЦКИ в YouTube.

 

 

 

Стопорные шайбы с лапками

Шайбы стопорные с лапками DIN 93 и DIN 463 предназначены для стопорения болтов и гаек, преимущественно на углах и гранях.

 

 

Шайбы многолапчатые DIN 5406 и DIN 70952 используются в комплекте с круглыми гайками для стопорения подшипников качения. Отличаются между собой расположением зубьев и ориентацией фиксирующей лапки.


Шайба многолапчатая с симметричным расположением зубьев и неотогнутой фиксирующей лапкой DIN 5406.


Шайба многолапчатая с асимметричным расположением зубьев и отогнутой фиксирующей лапкой DIN 70952.

 

Стопорная упорная быстросъёмная шайба

Шайба стопорная упорная быстросъемная DIN 6799 предназначена для быстрого монтажа (или демонтажа) в канавке на валу.

 

 

Стопорная шайба Star-Lock

Шайба стопорная Star-Lock предназначена для быстрого монтажа (или демонтажа) на валу. Бывает в двух исполнениях: А – открытая; В – с колпачком. Также существуют варианты для квадратных валов, различных внешних диаметров.

Подробнее можно ознакомиться в обзорном ролике.

 

 

 

Шайбы сложных форм

Шайбы более сложных форм имеют специфическое применение.

 

Шайба косая четырехугольная для швеллеров. Компенсирует уклон полки 8%. DIN 434.

 

Шайба косая четырехугольная для двутавров. Компенсирует уклон полки 14%. DIN 435.



Шайба пружинная разрезная DIN 128 A - выпуклая, B - волнистая.



Шайба цельная пружинная DIN 137 A - выпуклая.


 

Шайба цельная пружинная DIN 137 B - волнистая.

 

Шайба цельная зажимная упругая для резьбовых соединений DIN 6796.


Шайба цельная упругая с прокладкой из атмосферостойкой нестареющей резины EPDM.

 

Шайба «розетка» декоративная с углублением под потайную головку.

 

Шайбы DIN 6319: сферическая (форма C) и коническая (форма D) для станочных приспособлений. Позволяют компенсировать несоосность деталей в соединении.


Контактная рифлёная шайба

Контактная рифлёная шайба имеет на рабочей поверхности острые выступы, предназначенные для процарапывания покрытия или продуктов коррозии и тем самым обеспечивающие надёжный контакт соединения.

 

Стопорные шайбы с зубцами и насечками

Также существуют несколько вариантов упругих стопорных шайб с зубцами и различными типами насечек. Изготавливают их чаще из пружинной стали и наносят цинк-ламельное покрытие. Разные производители называют их по-разному: SCHNORR, Sperrkant или просто по номеру артикула, – но принцип работы  и габариты у них схожи. В основном различают по наружному диаметру – узкие, средние и широкие.

 

 

Кольца

Родственными по отношению к стопорным шайбам являются стопорные кольца. Родство настолько близкое, что не всегда понятно, почему одни из них – шайбы, а другие – кольца. Кольца также применяются для стопорения на валах или отверстиях. Иногда их называют кольца Зегера. Среди нескольких конструкций стопорных колец в ассортименте ЦКИ представлены только эксцентрические кольца в нормальном исполнении.

 

Кольцо стопорное для вала эксцентрическое наружное DIN 471.

 


Кольцо стопорное для отверстия эксцентрическое внутреннее DIN 472.

 

Кольцо уплотнительное DIN 7603 A предназначено для резьбовых пробок. Для качественного уплотнения кольца должны быть мягкие, поэтому их изготавливают из чистых отожжённых металлов – меди или алюминия. В ассортименте ЦКИ имеются только медные кольца. При большом разнообразии диаметров они имеют только четыре толщины.

msk.cki-com.ru

Болты и гайки для литых дисков — DRIVE2

Чтобы закрепить диск к ступице колеса, применяют специальные болты применимые для литых дисков. Применение болтов от штампованных дисков недопустимо. В зависимости от конструкции крепления также могут применяться и гайки для литых дисков, гайки от штампованных дисков также не применимы к использованию с литыми дисками.

Все дело в том, что болты и гайки для литых дисков имеют более развитую сферическую или конусную поверхность контактирующую с диском. Эта особенность крепежа является следствием мягкости металла из которого сделан литой диск и соответственно влечет за собой увеличение площади контакта диск – крепеж.

Большая часть легкосплавных колесных дисков проектируется под использование конических крепежных элементов (угол 60 градусов).

Для легкосплавных дисков, толщина диска больше, чем у стального, поэтому используются более длинные болты.

Также стоит сказать, что в следствии мягкости металла диска необходимо регулярно проверять затяжку болтов и гаек, особенно на новых дисках, когда в контактном пятне диска металл еще не упрочнился за счет усилий нагрузки на колесо и крепления болтов.
При выборе болтов и гаек важно приобрести именно тот крепеж который подходит к вашему диску. В противном случае на месте контакта болт – диск возможны забои, царапины, крошение металла и как следствие вы безвозвратно испортите диск.
Кроме того неплотное прилегание приводит к цикличным ударам по крепежу и самораскручиванию болтов и гаек.

Конический болт (гайка)– это болт (гайка), площадь соприкосновения которого с крепежным отверстием имеет конусную форму, и идеально подходит для крепления легкосплавных дисков.

Гайки крепления литых дисков необходимо подбирать те, которые обязательно имеют аналогичную с диском высоту и резьбу, а также поверхности соприкосновения (у гаек для литых дисков должны быть специальные шайбы, увеличивающие площадь сопряжения). Следите и за тем, чтобы конус гайки совпадал с конусом отверстия.

Цилиндрическая форма крепления (крепежный элемент с плоской пресс-шайбой), также применяется для крепления легкосплавных колесных дисков.

Обычно сферические гайки идут на крепление штампованных (металлических) дисков, а конусные на литые и кованые диски (алюминиевый сплав).
Учитывать при установке запаски и замене штамповки на литье!

Затяжка болтов и гаек на литых дисках

Болты для литых дисков и гайки для литых дисков перед тем как установить в посадочные гнезда, смажьте графитовой смазкой, это необходимо для того чтобы при начале контакта с диском у головки болта или гайки была возможность прокручиваться обеспечивая полное прилегание, а не застопориться за счет начальных сил трения между диском и крепежом.

Также существуют и болты компенсирующие незначительное отклонение размеров крепежа на колесном диске. Более подробно о них в статье "Болты с плавающим конусом (эксцентрики)".


Имея диски со схожими, но незначительно отличающимися размерами PCD ситуацию можно исправить, с помощью болтов с плавающим конусом. Так имеются диски с размером PCD 98 мм, а надо 100, или наоборот, что не принципиально. Эти два миллиметра можно компенсировать за счет плавающего конуса надетого на болт. Зазор между внутренним посадочным диаметра конуса и наружным диаметром болта, будет обеспечивать некое перемещение. Обычно это перемещение оговорено при продаже болтов и обозначается на упаковке как «variation».

При подборе колесного крепежа особенно важно учитывать длину резьбовой части болтов, ввинчиваемой в ступицу, где количество полных ввинченных витков должно составлять не менее шести (10мм), тоже самое относится и к гайкам. Если количество полных витков меньше шести следует заменить болт (шпильку) на более длинный размер.

Подготовлено по материалам и статьям из интернета.

Статья по теме: Какие бывают гайки, болты, шпильки и секретки для колёс (фото)

www.drive2.ru

Классы прочности Болтов, Винтов, Шпилек, Гаек. Маркировка прочности крепежа

Стали и прочность крепежа

Машиностроительный крепёж может иметь различное назначение и выполнять самые разные задачи - от простого формирования целостности конструкции до восприятия основной несущей силовой нагрузки на конструкцию. Чем больше нагрузка на крепёж, тем более высокой прочностью он должен обладать.

В зависимости от назначения и области применения крепёж изготавливают различных классов прочности, соответственно из разных марок сталей. Нет никакой надобности использовать высокопрочные болты для крепления, скажем, козырька на киоске, и напротив - совсем недопустимо использовать болты обычного, низкого, класса прочности в ответственных конструкциях башенных или козловых кранов - здесь применяются исключительно высокопрочные болты по ГОСТ 7817-70 - отсюда и народное название таких болтов "крановые болты". Желание сэкономить и использовать обычные болты - подешевле, или "крановые болты", но изготовленные из низкопрочных сталей, приводит к зрелищным новостям по телевизору с падающим краном в центре внимания.

Для различных видов крепежа (болты, винты, гайки, шпильки) используются разные стали, разные классы прочности и различная их маркировка.

Рассмотрим по-порядку.

Болты, винты и шпильки

Болты, винты и шпильки производятся из различных углеродистых сталей - разным сталям соответствуют разные классы прочности. Хотя, иногда можно из одной и той же стали изготовить болты различных классов прочности, используя при этом разные способы обработки заготовки или дополнительную термическую обработку - закалку.

Например, из Стали 35 можно изготовить болты нескольких классов прочности: класса прочности 5.6 - если изготовить болты методом точения на токарном и фрезерном станке: классов 6.6 и 6.8 - получатся при изготовлении болтов методом объёмной штамповки на высадочном прессе; и класса 8.8 - если полученные перечисленными способами болты подвергнуть термической обработке - закалке.

Класс прочности для болтов, винтов и шпилек из углеродистых сталей обозначают двумя цифрами через точку. Утверждённый прочностной ряд для болтов, винтов и шпилек из углеродистых сталей содержит 11 классов прочности:

3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.6; 6.8; 8.8; 9.8; 10.9; 12.9

Первая цифра маркировки класса прочности болта обозначает 0,01 часть номинального временного сопротивления - это предел прочности на растяжение - измеряется в МПа (мегапаскалях) или Н/мм² (ньютонах на миллиметр квадратный). Также первая цифра маркировки класса прочности обозначает ≈0,1 часть номинального временного сопротивления, если Вы измеряете предел прочности на растяжение в кгс/мм² (килограммах-силах на миллиметр квадратный).

Пример: Шпилька класса прочности 5.8: Определяем предел прочности на растяжение

5/0,01=500 МПа (или 500 Н/мм²; или ≈50 кгс/мм²)

Вторая цифра обозначает 0,1 часть отношения предела текучести (напряжения, при котором уже начинается пластическая деформация) к номинальному временному сопротивлению (пределу прочности на растяжение) - таким образом для шпильки класса прочности 10.9 второе число означает, что у шпильки, относящейся к этому классу, минимальный предел текучести будет равен 90% от значения предела прочности на растяжение, то есть будет равен: (10/0,01)×(9×0,1)=1000×0,9=900 МПа (или Н/мм²; или ≈90 кгс/мм²)

Пример: Шпилька класса прочности 5.8: Определяем предел текучести

500х0,8=400 МПа (или 400 Н/мм²; или ≈40 кгс/мм²)

Значение предела текучести - это максимально допустимая рабочая нагрузка болта, винта или шпильки, при превышении которой происходит невосстанавливаемая деформация. При расчётах нагрузки на болты, винты или шпильки используют 1/2 или 1/3 от предела текучести, то есть, с двукратным или трёхкратным запасом прочности соответственно.

Классы прочности и марки сталей для болтов, винтов и шпилек

Класс прочности Марка стали Граница прочности, МПа Граница текучести, МПа Твердость по Бринеллю, HB
3.6 Ст3кп, Ст3сп, Ст5кп, Ст5сп 300…330 180…190 90…238
4.6 Ст5кп, Ст.10 400 240 114…238
4.8 Ст.10, Ст.10кп 400…420 320…340 124…238
5.6 Ст.35 500 300 147…238
5.8 Ст.10, Ст.10кп, Ст.20, Ст.20кп 500…520 400…420 152…238
6.6 Ст.35, Ст.45 600 360 181…238
6.8 Ст.20, Ст.20кп, Ст.35 600 480 181…238
8.8 Ст.35, Ст.45, Ст.35Х, Ст.38ХА, Ст.20Г2Р 800* 640* 238…304*
8.8 Ст.35, Ст.35Х, Ст.38ХА, Ст.40Х, Ст.20Г2Р 800…830** 640…660** 242…318**
9.8* Ст.35, Ст.35Х, Ст.45, Ст.38ХА, Ст.40Х, Ст.30ХГСА, Ст.35ХГСА, Ст.20Г2Р 900 720 276…342
10.9 Ст.35Х, Ст.38ХА, С.45, Ст.45Г, Ст.40Г2, Ст.40Х, Ст.40Х Селект, Ст.30ХГСА, Ст.35ХГСА, 1000…1040 900…940 304…361
12.9 Ст.30ХГСА, Ст.35ХГСА, Ст.40ХНМА 1200…1220 1080…110 366…414

В таблице приведены самые распространённые в метизном производстве и рекомендованные марки сталей, но в различных особых случаях также применяются и другие стали, когда их применение продиктовано дополнительными требованиями к крепежу.

Значками помечено в таблице:

* применительно к номинальным диаметрам до 16 мм.

** применительно к номинальным диаметрам больше,чем 16 мм.

Существуют специальные стандарты на высокопрочные болты узкоотраслевого применения, имеющие свою градацию прочности. Например, стандарты на высокопрочные болты с увеличенным размером "под ключ", применяемые в мостостроении - так называемые "мостовые болты": ГОСТ 22353-77 и российский стандарт ГОСТ Р 52644-2006.

Прочность болтов согласно этих стандартов обозначается значением временного сопротивления на разрыв (границы прочности) в кгс/см²: то есть, 110, 95, 75 и т.д.

Такие болты могут производиться в двух исполнениях:

  • Исполнение У - для климатических областей с максимально низкой температурой до -400С - буква У не обозначается в маркировке
  • Исполнение ХЛ - для климатических областей с максимально низкой температурой от -400С до -650С - обозначается в маркировке на головке болта после класса прочности
Резьба болтов Класс прочности болтов Марка стали Граница прочности, МПа (кгс/см²) Относит. удлинение, % Ударная вязкость болтов исполнения ХЛ, МДж/м² (кгс·м/см²) Макс. твердость по Бринеллю, HB
М16...М27 110 40Х Селект 1100 (110)…1350 (135) минимум 8 минимум 0,5 (5)

388

М30 95 950 (95)...1150 (115) 363
М36 75 750 (75)...950 (95)
М42 65 650 (65)...850 (85)
М48 60 600 (60)...800 (80)

В производстве высокопрочных болтов по данным стандартам используются также стали 30Х3МФ, 30Х2АФ и 30Х2НМФА. Применение таких сталей позволяет добиться ещё более высокой прочности.

Маркировка прочности болтов, винтов, шпилек

Маркировка болтов и винтов под шестигранный ключ

Система маркировки метрического крепежа разработана инженерами ISO (International Standard Organization - Международная Организация Стандартов). Советские, российские и украинские стандарты опираются именно на эту систему.

Маркировке подлежат болты и винты с диаметром резьбы свыше 6 мм. Болты и винты диаметром менее 6 мм маркировать необязательно - производитель может наносить маркировку по собственной инициативе.

Необходимо отметить, что среди винтов маркируются только винты, имеющие шлиц под шестигранный ключ, с различной формой головки: с цилиндрической, с полукруглой и с потайной головкой. Винты со всеми типами головки, имеющие крестовой или прямой шлиц, не маркируются обозначением класса прочности.

Необходимо также отметить, что не маркируются болты и винты изготовленные методом резания, точения (т.е. не штамповкой) - в этом случае маркировка класса прочности возможна по дополнительному требованию Заказчика.

Знаки маркировки наносят на торцевой или боковой поверхности головки болта или винта. Если знаки наносятся на боковую поверхность головки, то они должны быть углубленными. Допускается маркировка выпуклыми знаками, при этом увеличение высоты головки болта или винта не должно превышать:

  • 0,1 мм - для изделий с диаметром резьбы до 8 мм;
  • 0,2 мм - для изделий с диаметром резьбы от 8 мм до 12 мм;
  • 0,3 мм - для изделий с диаметром резьбы свыше 12 мм

Болты и винты с шестигранной и звездообразной головкой (в том числе изделия с фланцем) маркируют товарным знаком изготовителя и обозначением класса прочности. Данная маркировка наносится на верхней части головки выпуклыми или углубленными знаками; может также наноситься на боковой части головки углубленными знаками. Для болтов и винтов с фланцем, если в процессе производства невозможно нанести маркировку на верхней части головки, маркировку наносят на фланце.

Болты с полукруглой головкой и квадратным подголовником по ГОСТ 7802-80 классов прочности 8.8 и выше маркируют знаком производителя и обозначением класса прочности.

Символы маркировки классов прочности болтов и винтов под шестигранный ключ, приведены в следующей таблице:

Если данные символы невозможно нанести из-за формы головки или ее малых размеров, применяются символы маркировки по системе циферблата. Эти символы приведены в следующей таблице:

Также, в отдельных случаях, на головке болта может маркироваться сталь из которой изготовлен болт. Показан пример болта из Стали 40Х.

Маркировка шпилек

Шпильки маркируют цифрами класса прочности только с диаметром резьбы свыше 12 мм. Так как маленькие диаметры шпилек затруднительно маркировать с помощью цифровых клейм, то допускается маркировать такие шпильки, с диаметрами резьбы М8, М9, М10, М11, используя альтернативные знаки, приведенные на рисунке. Знаки наносят на торце гаечного конца шпильки.

Шпильки маркируют клеймением с углубленными знаками и нанесением обозначения класса прочности c товарным знаком производителя на безрезьбовом участке шпильки. Маркировке подлежат шпильки классов прочности 5.6, 8.8 и выше.

Гайки

Класс прочности для гаек из углеродистых сталей нормальной высоты (Н≈0,8d), гаек высоких (Н≈1,2d) и особо высоких (Н≈1,5d) обозначается одним числом. Утверждённый прочностной ряд содержит семь классов прочности:

4; 5; 6; 8; 9; 10; 12

Это число обозначает 1/100 часть предела прочности болта с которым в паре должна компоноваться гайка в резьбовом соединении. Такое сочетание болта и гайки называется рекомендуемым и позволяет равномерно распределить нагрузку в резьбовом соединении.

Например, гайка класса прочности 8 должна компоноваться с болтом, у которого предел прочности не менее, чем:

8 х 100 = 800 МПа (или 800 Н/мм²; или ≈80 кгс/мм²)

Следовательно, можно использовать болты классов прочности 8.8; 9.8; 10.9; 12.9 - оптимальной будет пара с болтом класса прочности 8.8.

Классы прочности и марки сталей для гаек нормальной высоты, гаек высоких и гаек особо высоких

Класс прочности Марка стали Граница прочности, МПа Твердость по Бринеллю, HB
4 Ст3кп, Ст3сп, Ст.5, Ст.5кп, Ст.20 510 112…288
5 Ст.10, Ст.10кп, Ст.20, Ст.20кп 520…630 124…288
6 Ст.10, Ст.10кп, Ст.20, Ст.20кп, Ст.35, ст.45, ст.40Х 600…720 138…288
8 Ст.35, Ст.45, Ст.20Г2Р, Ст.40Х 800…920 162…288
9 Ст.35Х, Ст.38ХА, Ст.45, Ст.40Х 1040…1060 180…288
10 Ст.35Х, Ст.38ХА, Ст.45, Ст.40Х, Ст.30ХГСА, Ст.40ХНМА 900…920 260…335
12 Ст.30ХГСА, Ст.40ХНМА 1150…1200 280…335

Правило подбора гаек к болтам заключается в сохранении целостности резьбы гайки, навинченной на болт, при приложении пробной испытательной нагрузки - попросту говоря, при испытаниях гайку не должно "сорвать" от испытательной нагрузки для выбранного болта.

При подборе классов прочности болтов и гаек, сопрягаемых в резьбовом соединении, можно пользоваться следующей таблицей согласно ГОСТ 1759.4-87:

Класс прочности гайки

Сопрягаемые болты

Класс прочности

Диаметр резьбы

4

3.6; 4.6; 4.8

до М16

5

3.6; 4.6; 4,8

свыше M16

5.6; 5.8

до М48

6

4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.6; 6.8

до М48

8

8.8

до М48

9

8.8

от М16 до М48

9.8

до M16

10

10.9

до М48

12

12.9

до М48

Как правило, гайки высших классов прочности могут заменить гайки низших классов прочности. Такая замена рекомендуется для соединений "болт + гайка", напряжение в которых будет выше предела текучести, или напряжения от пробной нагрузки болта.

Классы прочности и марки сталей для гаек низких

По причине того, что низкие шестигранные гайки предназначены, в основном, для препятствия отвинчиванию сопрягаемых шестигранных гаек нормальной или увеличенной высоты, и не несут силовой нагрузки - их изготавливают из низкоуглеродистых сталей. Класс прочности низкой гайки обозначается двузначным числом из двух цифр: первая - 0 (обозначает, что гайка не предназначена для несения силовой нагрузки), вторая 4 или 5 (обозначает 1/100 часть нагрузки, при которой срывается резьба гайки). Прочностной ряд для низких гаек состоит из двух классов прочности: 04 и 05

Также существует группа особо низких гаек с высотой Н менее 0,5d. В эту группу включены гайки для лёгких соединений, которые не подвергаются каким-либо существенным нагрузкам. Для таких гаек не определяется класс прочности - вместо этого может быть указана 1/10 часть от минимальной твёрдости по Виккерсу, HV.

В следующей таблице приведены марки сталей, используемые при изготовлении низких гаек:

Класс прочности Марка стали Граница прочности, МПа Твердость по Бринеллю, HB
04 Ст.3, Ст.3кп, Ст.5, Ст.5кп 380 162…288
05 Ст.10, Ст.10кп 500 260…335

Значками помечено в таблице:

* для номинальных диаметров до 16 мм.
** для номинальных диаметров свыше16 мм.

Совместно с высокопрочными болтами узкоотраслевого применения, имеющими свою градацию прочности, применяются соответствующие высокопрочные гайки. Например, с уже упомянутыми "мостовыми болтами" по ГОСТ 22353-77 и  ГОСТ Р 52644-2006 применяются гайки с увеличенным размером "под ключ" по стандартам ГОСТ 22354-77 и ГОСТ Р 52645-2006.

Прочность гаек согласно этих стандартов обозначается таким же значением, как у сопрягаемого болта - значением временного сопротивления на разрыв (границы прочности) в кгс/см²: 110, 95, 75 и т.д. Такие гайки, как и болты могут производиться в двух исполнениях:

  • Исполнение У - для климатических областей с максимально низкой температурой до -400С - буква У не обозначается в маркировке
  • Исполнение ХЛ - для климатических областей с максимально низкой температурой от -400С до -650С - обозначается в маркировке на головке болта после класса прочности
Резьба сопрягаемых болтов Марка стали болта Класс прочности гайки Граница прочности, МПа (кгс/см²) Марка стали гайки Твердость по Бринеллю, HB
М16...М27 Ст. 40Х Селект 110 1100 (110) Ст. 35, Ст.40, Ст.45, Ст. 35Х, Ст.40Х

241...341

М30 95 950 (95) 229...341
М36 75 750 (75)
М42 65 650 (65)
М48 60 600 (60)

В производстве высокопрочных гаек по данным стандартам используются также стали 30Х3МФ, 30Х2АФ и 30Х2НМФА совместно с болтами из соответствующих сталей. Применение таких сталей позволяет добиться ещё более высокой прочности гаек.

Маркировка шестигранных гаек

Маркируют гайки с диаметром резьбы более 6 мм. Знаки маркировки наносят на одну из торцевых поверхностей. Гайки наименьшего класса прочности 4 не маркируют.

В некоторых технически обоснованных случаях допускается наносить маркировку на боковых поверхностях (гранях) гайки.

Знаки должны быть углубленными.


   

Допускается маркировка гаек по системе циферблата. Такая система используется в основном на гайках малых размеров, когда для цифровых знаков просто нет места. При этом способе маркировка наносится:

  • углубленными знаками на торцевой поверхности - точка на 12 часов и риски по окружности боковой поверхности
  • выпуклыми или углубленными знаками на фасках - точка на 12 часов и риски по окружности наклонной поверхности фасок

Соответствие маркировки с классом прочности гайки приведено на схеме:

Точка на 12 часов может быть заменена товарным знаком производителя. В гайках класса прочности 12 точка обязательно должна быть заменена на товарный знак производителя, чтобы избежать визуального слияния с риской на 12 часов.

Прочность шайб

В отличие от болтов и гаек, которые имеют классы прочности обозначаемые количественно цифрами, исходя из показателей прочности на разрыв и пластичности, шайбы несут нагрузки на сжатие, кручение, срез и, в основном, призваны распределить нагрузку в болтовом соединении на большую площать. В таком случае для шайб определяющим параметром является поверхностная твёрдость, и ко всем видам шайб предъявляются требования по твердости. Если речь идёт о классе прочности шайб, то подразумевается именно твердость шайб.

По аналогии с болтами, винтами и гайками многие называют твердость у шайб их классом прочности.
Класс прочности (твердость) шайб может измеряться и обозначаться в различных единицах - в зависимости от метода измерения твёрдости: методы измерения бывают по Виккерсу, по Роквеллу и по Бринеллю. Размеры, наличие защитного покрытия и в обязательном порядке твердость определяют сферу применения шайб в различных условиях работы. 
Наиболее распространён метод Виккерса - шайбы могут иметь твёрдость по Виккерсу от 100 единиц до 400, и обозначаются HV100, HV200, HV300 и т.д. По Роквеллу твёрдость обозначается HRC, по Бринеллю НВ.

oootantal.prom.ua

Болты и гайки высокопрочные для автомобилестроения! — DRIVE2

Полный размер

Собрал небольшую коллекцию фотографий высокопрочных болтов и гаек, которые производятся в России!
Они, вероятно, могут покрыть потребности и иномарок.
На фото, которые делал я со смартфона, крепеж только прочности от 8 до 12.9 с автомобилестроительной резьбой (в магазинах строительных метизов такие зачастую отсутствуют, так, строительный крепеж диаметром М12 и М14 резьба идет только с шагом 1.75, а надо 1.25 и 1.5). Прочность указана на наклейках. Указан и шаг резьбы и длина резьбовой части болта — от шляпки.

Небольшая справка из ВИКИ — добавил и гайки.

"Машиностроительные болты и гайки используются в машиностроении, автомобилестроении, приборостроении и строительстве в качестве деталей соединения.
Класс прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 8.8; 10.9; 12.9.

Класс прочности болтов и гаек
Механические свойства болтов, винтов и шпилек из углеродистых нелегированных и легированных сталей по ГОСТ Р 52627-2006 (ISO 898/1-78) при комнатной температуре характеризуют 11 классов прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.6; 6.8; 8.8; 9.8; 10.9; 12.9. Первое число, умноженное на 100, определяет номинальное временное сопротивление в Н/мм², второе число (отделённое точкой от первого), умноженное на 10, — отношение предела текучести к временному сопротивлению в процентах. Произведение чисел, умноженное на 10, определяет номинальный предел текучести в Н/мм².

Высокопрочные болты и гайки используются в соединениях деталей с/х машин, ж/д креплений, креплений деталей и соединений кранов, в мостостроении и т. д. В России к высокопрочным, согласно ГОСТ, принято относить болты изготовленные по классу прочности 6.8, 8.8, 9.8, 10.9, 12.9. Прочностные характеристики болтов и гаек определяются выбором соответствующей марки стали и технологией их изготовления. Современная технология изготовления высокопрочных болтов и гаек базируется на использовании методов холодной или горячей высадки и накатки резьбы на специальных автоматах с последующей термообработкой и нанесением покрытия. Применяются различные холодно- и горячевысадочные автоматы, способные изготавливать высокопрочные болты и гайки с высокой производительностью (100—200 шт/мин). В качестве исходного сырья используется проволока из низкоуглеродистых и легированных сталей (с содержанием углерода не более 0,40 %) марок 20, 20КП, 35, 35Х 20Г2Р, 65Г, 40Х и других, обеспечивающих требуемый класс прочности. Механические свойства высокопрочных болтов также определяются свойствами используемой стали и последующей термической обработкой в электропечах с защитной средой, предотвращающей обезуглероживание изделий."
Таким образом, "Калёные болты" это, считаю, и есть болты с прочностью 8.8; 9.8; 10.9; 12.9.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

www.drive2.ru

Как подобрать гайку к болту

Любому человеку, даже не связанному с механикой, приходится в обычной жизни откручивать и закручивать болты и гайки. Для этого чаще всего мы используем гаечный ключ, разновидностей которого сегодня насчитывается около пятнадцати. Классический и самый распространенный инструмент – это двусторонний рожковый ключ, который найдется в инструментальном ящичке каждого мужчины. Размеры его рабочих профилей нанесены на его рукоятку, например: 7х8 или 17х19 и т.д. Эти цифры обозначают расстояние от одной губки до другой в миллиметрах.

В технических справочниках крепежа размер «под ключ» обозначается буквой «S». Но на самих крепежных деталях мы его не увидим. Механики со стажем могут по величине головки крепежа визуально определить «ключ на сколько» нужно взять для болта М10, М12 или М16? А малоопытные мастера могут легко ошибиться в выборе. А когда соединение находится в труднодоступном месте, придется подбирать инструмент методом проб. Если маленький ключ просто не налезет, то большой при неплотном прилегании может «слизать» грани детали и тогда дальнейшее отвинчивание может быть проблематично.

Определение номера ключа по диаметру резьбы крепежа

Размер «под ключ» у шестигранного болта или гайки – это расстояние между двумя параллельно лежащими гранями. Быстро и точно узнать его, не прибегая к линейке или штангенциркулю, можно по диаметру резьбовой части, которая указана в технической информации к крепежной детали. Дело в том, что каждому стандартному диаметру резьбы соответствует определенный размер рабочего профиля крепежа – основной (нормальный), уменьшенный и увеличенный. Болты с уменьшенным и увеличенным размером головки встречаются гораздо реже.

По таблице можно легко определить, какой размер гаечного ключа подойдет для того или иного болта от М1 до М110.

Таблица 1. Размеры под ключ для метрических болтов и гаек.

Диаметр резьбы, М Размер под ключ
основной S, мм уменьшенный S, мм увеличенный S, мм
М1 3.2
М1.2 3.2
М1.4 3.2
М1.6 3.2
М2 4
М2.5 5
М3 5.5
М4 7
М5 8
М6 10
М7 11
М8 13 12
М10 17 (16) 14
М12 19 (18) 17 21 (22)
М14 22 (21) 19 24
М16 24 22 27
М18 27 24 30
М20 30 27 32 (34)
М22 32 (34) 30 36
М24 36 32 41
М27 41 36 46
М30 46 41 50
М33 50 55
М36 55 50 60
М39 60 55 65
М42 65 60 70
М48 75 75
М52 80 80
М56 85
М60 90
М64 95
М68 100
М72 105
М76 110
М80 115
М85 120
М90 130
М95 135
М100 145
М105 150
М110 155

Некоторые современные стандарты ISO устанавливают другие размеры шестигранных головок, в таблице они прописаны в скобках.

Размеры зева гаечных ключей определены в стандарте ГОСТ 6424-73. При правильном подборе зазор между рабочими губками инструмента и гранями крепежа не превышает 0.1 – 0.3 мм.

Подбор дюймовых гаечных ключей

Размер дюймового гаечного ключа выражен в дюймах и обозначает не ширину зева ключа, а диаметр резьбы дюймового крепежа, для работы с которым он предназначен. Шестигранный рабочий профиль дюймовых болтов и гаек отличается по размеру от профиля метрического стандарта на доли миллиметров. Поэтому метрические гаечные ключи либо будут неплотно прилегать к граням дюймового крепежа, либо вообще не налезут. Для работы с ним нужны дюймовые ключи и торцевые головки.

Таблица 2. Резьба UNC/UNF и размер гайки под ключ.

Диаметр резьбы (размер ключа), дюйм Размер гайки под ключ, дюйм Размер гайки под ключ, мм
1/4 7/16 11.11
5/16 1/2 12.7
3/8 9/16 14.29
7/16 5/8 15.88
1/2 3/4 19.05
9/16 13/16 20.63
5/8 15/16 23.81
3/4 1 1/8 28.58
7/8 1 5/16 33.34
1 1 1/2 38.10
1 1/8 1 11/16 42.86
1 1/4 1 7/8 47.63
1 3/8 2 1/16 52.39
1 1/2 2 1/4 53.15
1 3/4 2 5/8 66.68
2 3 76.20
2 1/4 3 3/8 85.73
2 1/2 3 3/4 95.25
2 3/4 4 1/8 104.76
3 4 1/2 114.30

Размеры ключей для болтов с внутренним шестигранником

В машиностроении и приборостроении наряду с шестигранным крепежом широко применяются болты с цилиндрической головкой, для завинчивания которых используют угловой ключ-шестигранник. Они изготавливаются по стандартам DIN 912 или ГОСТ 11738-84, согласно которым каждому диаметру резьбы должен соответствовать определенный размер «под ключ» (расстояние между противоположными гранями внутреннего шестигранника).

Резьба, М М4 М5 М6 М8 М10 М12 М14 М16 М18 М20 М22 М24 М27 М30 М33 М36
Размер под ключ, мм 3 4 5 6 8 10 12 14 14 17 17 19 19 22 24 27

Прежде чем приступить к разборке какого-то узла автомобиля, обслуживанию велосипеда или к ремонту садовой техники не лишним будет убедиться в наличии всех необходимых инструментов. При этом хорошо иметь под рукой таблицы размеров «под ключ» для болтов и гаек. При ремонте старой техники часто встает проблема выкручивания поврежденных деталей. Для работы с крепежом со стертыми гранями в магазине «Крепком» можно приобрести специальные торцевые головки со спиральным профилем AN0400120, а для извлечения болтов с сорванными головками предлагаем набор резьбовых экстракторов AG010048.

Гайки представляют собой шестигранные либо квадратные детали из металла. Они обязательно имеют отверстия в центральной части и специальную форму, предусмотренную конструкцией для передачи крутящего момента специальным инструментом, гаечным ключом.

Используются для соединения различных резьбовых элементов, таких как шпилька, болт, шуруп-шпилька и винт.

Видов гаек в наши дни немало. Они бывают: шестигранные, шестигранные с фланцем, крыльчатые, колпачковые, гайки-барашки, соединительные, со стопорным кольцом.

Самая распространенная гайка – шестигранная DIN 934.

Гайка с фланцем используется для создания разъемных креплений, большей площадью прилегает к материалу, тем самым, плотнее удерживая его. Это удобно при монтаже листового металла (DIN 6923), такая гайка, соединяясь с другим крепежом не деформирует закрепляемый материал.

Гайка DIN 6334 соединительная – самая длинная из всех. Используется для соединения и удлинения шпилек и штифтов подходящего размера резьбы.

Гайка крыльчатая (усовая) DIN 1624

Конструктивно выполнена в виде цилиндра с внутренней резьбой, снизу цилиндра располагается шляпка с широким полем из которого вырезаны четыре усика (шипа). Гайка всегда покрыта белым цинком используется в основном в мебельном производстве. Так же хорошо подходит для скрепления деревянных конструкций. Надежно фиксируется в дереве и достаточно хорошо держит деревянные изделия.

Гайку барашек (DIN 315) можно закрутить пальцами и так же быстро открутить, что удобно для закрепления временных конструкций.

Гайка со стопорным кольцом: изделия стопорного типа всегда снабжаются нейлоновыми вкладышами для повышения сопротивляемости силам трения при кручении. Стопорное кольцо препятствует самопроизвольному откручиванию, например, в случае вибрации.

Гайка колпачковая DIN 1587 зачастую играет роль аккуратной декоративной заглушки — отсюда еще одно название декоративная. Колпачок гайки способен защитить соединение от повреждений механического характера и коррозии.

В чем же отличие гайки от шайбы?

В первую очередь гайка отличается от шайбы наличием внутренней резьбы. Это отличие вызвано разным назначением изделий. Гайка служит для соединения разных деталей с помощью болтов, винтов или стержней с наружной резьбой. Шайба же выступает в роли прокладки или изоляции.

Гайки всегда снабжены гранями с наружной стороны, которые служат упором для гаечного ключа. На шайбах же граней может и не быть. Чаще всего они выпускаются с гладкой наружной поверхностью. Гайки изготавливаются в основном из металла. Шайбы могут быть не только металлическими, но и пластиковыми, резиновыми, в зависимости от назначения. Еще одно отличие – габариты изделия. Шайбы всегда более плоские чем гайки.

О шайбах мы расскажем в следующей статье. Следите за новостями отдела крепежа.

Купить гайки можно в интернет-магазине стройматериалов и инструментов "РДС строй" по выгодной цене.

С уважением,
Команда интернет-маркетинга холдинга "РДС строй"
#Стройматериалы для профессионалов

Гайка представляет собой крепежную деталь винтовой передачи или же резьбового соединения. От других деталей отличаются отверстием с резьбой. Вместе с болтом (винтом) она образует винтовую пару. Гайки, которые навинчиваются на шпильку или болт, составляют болтовое соединение. Чаще всего на производствах изготавливают гайки шестигранной формы. Их специально делают под гаечный ключ. Также в продаже можно еще найти гайки с выступами "барашками", квадратной формы, круглые с насечкой и других форм. Производятся они из автоматной стали. Для этого используются специальные станки-автоматы.

Стоит отметить, что гайки отличаются еще классом прочности. Так, для гаек из углеродистых легированных или нелегированных сталей установлен класс прочности 4-6, 8-10. Для гаек, имеющих нормальную высоту (более 0,8 d) установлен класс прочности 12. Те гайки, которые имеют высоту 0,5d-0,8d, имеют класс прочности 04-05. По форме гайки также отличаются. Есть барашковые открытые и закрытые (определяются ГОСТом 3032-76), шестигранные корончатые круглые, шестигранные прорезные (определяются ГОСТом 6393-73, 11871-80). Есть гайки нижние шестигранные, особо высокие, высокие и нормальной высоты. Гайки шестигранные корончатые, прорезные и шестигранные могут быть облегченные (с небольшими наружными размерами), а также нормальные (фото 1).

Самыми распространенными считаются гайки шестигранные. Корончатые и прорезные гайки применяются тогда, когда необходимо стопорение гаек шплинтами. Для крепления разных деталей используются круглые гайки, ну, а для соединений, которые нужно постоянно собирать и разбирать лучше всего применять гайки-барашки, которые легко можно затянуть даже не используя специальный ключ. К слову, если в работе нужно использовать большое количество гаек, то целесообразней брать облегченные, поскольку они сэкономят значительно массу. Когда видно, что стержень болта на растяжение недогружен, то использовать лучше всего низкие гайки. Чтобы предохранить резьбу от износа, а также смятия при частом отвинчивании и больших нагрузках, применяйте особо высокие гайки или же высокие (фото 2).

Под размером гайки следует понимать расстояние, которое образуется между параллельными гранями. Размеры регламентируются ГОСТом. Так, гайки класса точности А, шестигранные низкие, повышенной точности имеют размеры, указанные в ГОСТ 5929-70. Размер гаек класса точности А шестигранных указан в ГОСТ 5916-70. В других гостах — ГОСТ 5916-70, 5915-70, приводятся размеры гаек класса точности В, шестигранных низких и шестигранных. Все размеры можно посмотреть в таблицах, приведенных в ГОСТ (фото 3).

Самой популярной гайкой, как уже сказано, является шестигранная. Различаются такие гайки по размерам: М 6, М 8, М 10, М 12, М 16, М 24, М20, М30, М27, М 36, М 52, М 48, М 42. Для навинчивания такой гайки на болт нужны гаечные ключи. Сегодня есть пятнадцать видов таких ключей. Есть в продаже газовые, торцевые, накидные, рожковые, разводные, баллонные, комбинированные, шестигранные и свечные, предназначенные для свечей зажигания (фото 4).

Размеры гаечных ключей также разные. Для гайки будет играть роль размер резьбы, поэтому они могут иметь размер М1.6 — М110. Расстояние между губками у гаечных ключей колеблется от 3,2 миллиметров до 155 миллиметров. Длина рукоятки может быть от ста пятидесяти миллиметров и до пятьсот миллиметров. Популярны комбинированные ключи — на одной стороне накидные, а на другой рожковые. Стоит еще отметить, что в промышленности сегодня используются специальные гайки. Это шестигранные гайки, которые применяются для герметизации соединений, крепления колес на транспорте (фото 5).

Часто бывает, что необходимо использовать крепежи нестандартных размеров. В этом случае не остается другого решения, кроме как гайки по ГОСТ, ОСТ или по чертежам заказать. Помочь может производственно-коммерческое предприятие "Молот". Из личного опыта отметим, что иногда дешевле будет заказать изготовление нужных крепежей, чем подгонять существующие под проект.

pro-avtosalon.info

Маркировка гаек и болтов — DRIVE2


Размеры крепежа
По многим причинам изготовители автомобилей все шире и шире применяют метрический крепеж. Однако, важно знать разницу между используемым иногда стандартным (называемым также американским, или стандарта SAE) и более универсальным в системе мер метрическим крепежом, так как, несмотря на внешнюю схожесть, они не являются взаимозаменяемыми.

Все болты, как стандартные, так и метрические, классифицируются по диаметру, шагу резьбы и длине. Например, стандартный болт 1/2 — 13 х 1 имеет пол дюйма в диаметре, 13 витков резьбы на один дюйм и длину 1 дюйм. Метрический болт М12 — 1.75 х 25 имеет диаметр 12 мм, шаг резьбы 1.75 мм (расстояние между соседними витками) и длину 25 мм. Оба болта внешне практически идентичны, однако не являются взаимозаменяемыми.

В дополнение к перечисленным признакам как метрические, так и стандартные болты могут быть идентифицированы путем осмотра головки. Для начала, расстояние между лысками головки метрического болта измеряется в мм, тогда как у стандартного — в дюймах (то же справедливо и для гаек). Как следствие, стандартный гаечный ключ не годится для использования с метрическим крепежом, и наоборот. Кроме того, на головках большей части стандартных болтов обычно имеются радиальные зарубки, определяющие максимальное допустимое усилие затягивания болта (степень прочности). Чем больше количество зарубок, тем выше допустимое усилие (на автомобилях обычно применяются болты со степенью прочности от 0 до 5). Класс прочности метрических болтов определяется цифровым кодом. Цифры кода обычно отливаются, как и для стандартных, на головке болта (на автомобилях обычно применяются болты классов прочности 8.8, 9.8, и 10.9).

Маркировка класса прочности болтов (вверху — стандартные /SAE/USS, внизу — метрические)


1 – Класс прочности 1 или 2
2 – Класс прочности 5
3 – Класс прочности 8

4 – Маркировка класса прочности метрических болтов
Размеры/маркировка класса прочности стандартных (SAE и USS) болтов


G — маркировка класса прочности

L — длина (в дюймах)

T — шаг резьбы (количество витков
на дюйм)

D — номинальный диаметр (в дюймах)

Размеры/маркировка класса прочности метрических болтов


P — класс прочности

L — длина (в мм)

T — шаг резьбы (расстояние между соседними витками в мм)

D — номинальный диаметр (в мм)

Также по меткам класса прочности стандартные гайки могут быть отличены от метрических. Для идентификации прочности стандартных гаек применяются точечные метки, проштамповываемые на одной из торцевых поверхностей гайки, в то время как маркировка метрических гаек производится с помощью опять-таки цифр. Чем больше количество точек, или чем выше значение цифрового кода, тем выше допустимое усилие затягивания гайки.

Маркировка класса прочности стандартных шестигранных гаек

Шестигранная гайка.
Класс прочности 5
Идентификация класса: Три точки


Шестигранная гайка.
Класс прочности 8
Идентификация класса: Шесть точек

Маркировка класса прочности метрических шестигранных гаек

Шестигранная гайка.
Класс прочности 9
Идентификация класса: Арабская 9


Шестигранная гайка.
Класс прочности 10
Идентификация класса: Арабская 10

Торцы метрических шпилек также маркируются в соответствии с классом их прочности. Крупные шпильки маркируются цифровым кодом, тогда как на более мелкие наносится маркировка в виде геометрической фигуры.

Маркировка класса прочности метрических шпилек


1 ЗНАК — Класс прочности 10.9
2 ЗНАК — Класс прочности 9.8
3 ЗНАК — Класс прочности 8.8

Следует заметить, что значительная часть крепежа, в особенности класса прочности от 0 до 2, вообще не маркируется. В этом случае единственным способом отличия стандартного крепежа от метрического является измерение шага резьбы, или сравнивание резьбы с однозначно идентифицированной.

Стандартный крепеж часто называют также, в противоположность метрическому, крепежом стандарта SAE, однако, следует помнить, что под классификацию SAE попадает лишь мелкий крепеж. Крупный крепеж с неметрической резьбой является крепежом американского стандарта (USS).

Так как крепеж одного и того же геометрического размера (как стандартный, так и метрический) может иметь различные классы прочности, при замене на автомобиле болтов, гаек и шпилек следует уделять внимание соответствию класса прочности устанавливаемого нового крепежа классу прочности старого.

www.drive2.ru

Как маркируются болты и гайки

Размеры болтов и гаек

В последнее время производители автомобилей все шире и шире применяют метрический крепеж и все дальше уходят от дюймового крепежа. Но, важно знать разницу между используемым иногда дюймовым (называемым также американским, или стандарта SAE) и более универсальным в системе мер метрическим крепежом, так как, несмотря на внешнюю схожесть, они не являются взаимозаменяемыми.

Все болты, гайки, шпильки и другой крепеж, как дюймовые, так и метрические, классифицируются по диаметру, шагу резьбы и длине. Например, стандартный болт 1/2 х 13 х 1 имеет пол дюйма в диаметре, 13 витков резьбы на один дюйм и длину 1 дюйм. Метрический болт М12 х 1.75 х 25 имеет толщину в диаметре 12 мм, шаг резьбы 1.75 мм (расстояние между витками резьбы) и длину 25 мм. Оба болта внешне очень похожи, однако не являются взаимозаменяемыми.

Маркировка на головке болтов и гаек

В дополнение к перечисленным признакам как метрические, так и дюймовые болты могут быть идентифицированы путем осмотра головки. Для начала, расстояние между лысками головки метрического болта измеряется в мм, тогда как у дюймового — в дюймах (тоже самое применимо и для определения гаек). Соответственно, стандартный дюймовый ключ не подойдет для использования с метрическим крепежом, и наоборот также. Кроме того, на головках большей части дюймовых болтов обычно имеются радиальные зарубки (на метрических тоже применяется такая маркировка, но реже), которые определяют максимальное допустимое усилие затягивания болта (класс прочности). Чем больше количество зарубок, тем выше класс прочности (на автомобилях обычно применяются болты со степенью прочности от 0 до 5 зарубок). Класс прочности метрических болтов определяется цифровым кодом (подробнее об этом мы писали в этой статье ). Цифры кода обычно отливаются, как и для дюймовых, на головке болта (на автомобилях обычно применяются болты классов прочности 8.8, 10.9, и 12.9).

Маркировка класса прочности болтов (вверху — дюймовые /SAE/USS, внизу — метрические)

Размеры/маркировка класса прочности дюймовых (SAE и USS) болтов

  • G — маркировка класса прочности
  • L — длина (в дюймах)
  • T — шаг резьбы (количество витков на дюйм)
  • D — номинальный диаметр (в дюймах)

Размеры и маркировка класса прочности метрических болтов

  • P — класс прочности
  • L — длина (в мм)
  • T — шаг резьбы (расстояние между соседними витками в мм)
  • D — номинальный диаметр (в мм)

Также по меткам класса прочности стандартные гайки могут быть отличены от метрических. Для идентификации прочности стандартных гаек применяются точечные метки, проштамповываемые на одной из торцевых поверхностей гайки, в то время как маркировка метрических гаек производится с помощью цифр. Чем больше количество точек, или чем выше значение цифрового кода, тем выше допустимое усилие затягивания гайки (класс прочности).

Маркировка класса прочности дюймовых шестигранных гаек

Шестигранная гайка.
Класс прочности 5
Идентификация класса: Три точки

 

 

 

 

 

Шестигранная гайка.
Класс прочности 8
Идентификация класса: Шесть точек

 

 

 

Маркировка класса прочности метрических шестигранных гаек

Маркировка класса прочности метрических шпилек

Торцы метрических шпилек также маркируются в соответствии с классом их прочности. Крупные шпильки маркируются цифровым кодом, тогда как на более мелкие наносится маркировка в виде геометрической фигуры.

  • Знак РОМБ — Класс прочности 10.9
  • Знак ПЛЮС — Класс прочности 9.8
  • Знак КРУГ — Класс прочности 8.8
  • Знак ТРЕУГОЛЬНИК – — Класс прочности 12.9

Следует заметить, что значительная часть крепежа, в особенности класса прочности от 0 до 2, вообще не маркируется. В этом случае единственным способом отличия стандартного крепежа от метрического является измерение шага резьбы, или сравнивание резьбы с однозначно идентифицированной.

Дюймовый крепеж часто называют также, в противоположность метрическому, крепежом стандарта SAE, однако, следует помнить, что под классификацию SAE попадает лишь мелкий крепеж. Крупный крепеж с неметрической резьбой является крепежом американского стандарта (USS).

Так как крепеж одного и того же геометрического размера (как дюймовый, так и метрический) может иметь различные классы прочности, при замене на автомобиле болтов, гаек и шпилек следует уделять внимание соответствию класса прочности устанавливаемого нового крепежа классу прочности старого.

avto-bolt.ru

Лада Гранта АКПП™ дьявол под капотом › Бортжурнал › Подбор колесных болтов к литым дискам, переобуваемся на лето!

Всем привет ! Все выкладывают фото красивых установленных литых и кованных дисков, но мало кто заморачивается по поводу выбора колесных болтов, а некоторые прикручивают новое литье теми болтами которые остались от штампов и многие шиномонтажники по незнанию делают тоже самое . Вот какие болты стоят на штампах грант

сток болт

его размеры

характеристики сток болта

Чтобы не "вкрутить слишком длинные болты -которые могут просто напросто заклинить колеса или зацепить, оборвать трос и поломать механизм стояночной тормозной системы и наоборот слишком короткие-установка которых черевата отрыву колеса во время движения .
Для того, чтобы узнать на сколько мм закручен болт в ступицу которая имеет толщину или правильнее ширину приблизительно 10мм нужно подсчитать сколько оборотов делает болт при откручивании или закручивании диска и умножить это число на шаг резьбы 1.25 для ваз, т.е на штампах болт делает около 7 оборотов 7х1.25=8.75, что соответствует подчти полному заходу болта в ступицу=10мм в идеале же чтобы болт выходил из ступицы на размер фаски болта или на 2 мм. При подборе болтов к своему литью я взял болты от ваз2101-07 с идеальным размером в 27 мм в отличие от стокового 24

болт оцинкованный 2107 -27мм от конуса

также с этими же размерами идут болты от калины ВАЗ-1118 Калина с буртиком М12х1,25х27мм под ключ 17мм
Почему же я взял болты от классики,

да потому что не собирался переплачивать за болты сомнительных размеров и качеств, а также с непонятным покрытием под хром и никель, которые облезут к следующему году да и цена их от 25 до 150руб за штуку для сравнения болт от классики стоит 15 руб -завернул его на 7.5 оборота=9.4 мм, также можно воспользоваться болтом для литья ваз2112 который идет на мм длиннее =28мм, но я их не встретил, также будте осторожны покупая болты импортного производства у которых шаг резьбы может быть не 1.25, а 1.5 мм который тоже вкрутится, но при эксплуатации убьет резьбу в ступице, чтобы проверить без помощи измерительных инструментов приложите свой болт вершиной резьбы к резьбе покупаемого, от начало и до конца вершинки должны находится одна под другой .
Думаю данный материал будет полезен всем, если кому чего не понятно пишите .ъ
Всем удачи!

Цена вопроса: 20 000 ₽

www.drive2.ru

Болт с зафиксированной шайбой. — Сообщество «Кулибин Club» на DRIVE2

Всем привет. Понадобилось мне болтов из нержайвейки с неспадающей шайбой, для разных целей клапанную крышку прикрутить, крепеж бампера воссатановить, да и по мелочи немного красоты блестящей добавить под капот.

Полный размер

Купил болтов штук 30 нержавейка М6х1мм и шайб нержавеющих к ним с внутренним диаметром 6 мм, начал менять на клапанной крышке заодно поменяв прокладку клапанной крышки, секс еще тот: надо придерживать клапанную крышку, на место крепежа крышки положить шайбу и болтом попасть в шайбу-клапанную крышку- в резьбу в головке блока.

Полный размер

Заводские болты имеют под головкой болта шайбу которая туда надета при изготовлении болта и затем сделана резьба и таким образом шайба не спадает. Немного подумав возле полки с метизами купил шайб нержавеющих М5, добрался до работы и приступил к работе. Зажал шайбу в тиски и нарезал резьбу, шайба погнулась и стала не красивая и кривая. Нашел алюминиевую трубку внутренним диаметром похожим на внешний диаметр шайбы.

Полный размер

Прорезал в доль шириной 5мм, трубку обрезал в длинну болта которым для удобства монтажа стянул несколько шайб получилась некая оправка в которой и шайбы держатся и не портятся губками тисков. Зажал тисками оправку раскрутил гайку с болтом М5, и метчиком нарезал по всей длинне шайб резьбу. Взял одну шайбу, накрутил на болт, шайба под шляпкой перестала проворачиваться что вызвало порчу резьбы на шайбу и на болту при затягивании.

Полный размер

Мозг быстро придумал решение и этой проблемы, достал дремель с отрезным кругом (можно наверно и полотном от ножовки) зажимал каждый болт в в шуруповерт и медленно прокручивая снял немного резьбы с болта под шляпкой. Теперь шайба свободно накручивается и скручивается как гайка, и свободно прокручивается под шляпкой.

Полный размер

От такой доработки только один минус: конструкция не магнитится, если при откручивании болт с шайбой упадет то достать его сложнее из недр подкапотки или из под обшивки. Из плюсов не надо ловить шайбу при откручивании, удобно монтажировать вставив в головку болт и придерживая пальцем за шайбу, болт не проваливается в головку если куда то упирается и от этого проще наживить.

Всем спасибо за внимание.

www.drive2.ru


Смотрите также