Как выбрать трость для саксофона


Как выбрать трость для саксофона и кларнета

Чтобы духовой инструмент звучал правильно, красиво и индивидуально, для него требуется подобрать определенные части, благодаря которым в нем и создается звук. Но если для большинства духовых требуется лишь выбрать только мундштук, то для саксофона и кларнета необходимо тщательно выбрать такой элемент, как «трость».

Трость является одной из главных частей саксофона или кларнета. Благодаря ее колебаниям под воздействием проходящего воздуха эти духовые инструменты «звучат», а от материала и конструкции (заточки) звук приобретает свою неповторимую индивидуальность и красоту. Строй инструмента напрямую зависит от ее состояния и качества.

Необходимо учитывать еще и тот факт, что, как правило, данный элемент изготавливается из растения, поэтому его приходится довольно часто менять, поэтому музыканту приходится всегда иметь под рукой определенный запас. В этой связи выбор трости для духовых инструментов является делом весьма ответственным, так как неправильный подход приведет не только к плохому звуку и проблемам при его извлечении, но еще и к бесполезным финансовым затратам.

При выборе трости следует всегда учитывать два очень важных фактора: она должна точно подходить к мундштуку вашего инструмента и соответствовать определенной жесткости вне зависимости от материала, из которого она изготовлена. Жесткость маркируется номерами: 1- самая маленькая, 5 – самая высокая. Очень редко встречаются трости, имеющие номер жесткости выше «5».

Жесткость трости – почему это очень важно?

Следует четко понимать принцип звукоизвлечения в духовых инструментах, чтобы разобраться с тем, какую трость для саксофона купить вам будет необходимо. Дело в том, что при прохождении воздуха через мундштук в духовой инструмент в нем (благодаря его конструкции) всегда будет возникать определенное воздушное давление. Воздух проходит через зазор между мундштуком и тростью, отгибая последнюю. Под действием окружающего давления воздуха создавшегося в инструменте и силы упругости самой трости она возвращается в исходное состояние, издавая в тандеме с мундштуком характерный для инструмента звук. Таким образом, использовать будет комфортно такую трость, которая будет соответствовать по жесткости давлению вашего, естественного воздушного напора. Тем, кто постоянно дует с сильным напором и чувствует в этом определенную потребность, нужна более жесткая трость, чем тем, у кого такой напор слабее. То есть, если вам комфортнее играть с более мягкой тростью – следует выбирать именно такую в нашем магазине "БитКом". В противном случае, будучи, например, начинающим музыкантом и выбрав данный элемент не той жесткости, вы можете вообще бросить данное занятие, так как оно не принесет вам никакого удовольствия.

Существует ошибочное мнение, что «чем выше жесткость трости, тем сильнее звук». Данный момент уже неоднократно опровергался знаменитыми музыкантами и специалистами по духовым инструментам. Подбирать трость необходимо таким образом, чтобы при свободном, расслабленном продувании без напряжения – звука не было, но если дуть с небольшим напором, то инструмент должен его издавать. Таким методом достигается идеальный баланс сопротивления воздушного потока в инструменте, который даст наилучший контроль при игре.

На практике довольно часто встречаются и другие случаи, когда используя ранее трости определенной фирмы, вы приобрели данное изделие от другого производителя. Но хорошо, когда музыкант уже имеет определенный опыт и ему сразу станет понятно, в чем дело. Но когда дело касается, например, ребенка, которому вы купили трости с тем же самым номером, но от другой фирмы – в этом случае вам может показаться, что он просто начал «капризничать» жалуясь на то, что стало «трудно играть», или вы можете и сами заметить, что напряжение при игре стало намного больше. В последнем случае причина очень проста. Дело в том, что из-за разницы в используемом материале, конструкции (заточки) и технологий изготовления жесткость тростей с одинаковыми номерами у разных производителей, как правило, не совпадает. Отсюда и возникают подобные проблемы. Для того, чтобы иметь возможность ориентироваться в относительной жесткости тростей, выпускаемых разными производителями можно воспользоваться специальной таблицей, полученной опытным путем. Следует правда иметь в виду, что это не абсолютно точное совпадение в жесткости, поэтому всегда следует «попробовать» трость, что называется «в деле», а уже потом принимать решение о закупке необходимого количества .

Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для кларнета

Gonzales RC         1.5 1.75 2 2.25 2.5 2.75 3 3.25 3.5 3.75 4 4.25 4.5 4.75 5  
Gonzales FOF               2 2.25 2.5 2.75 3 3.25 3.5 3.75 4 4.25 4.5    
Vandoren Traditional     1   1.5   2   2.5   3   3.5   4   4.5   5  
Vandoren V.12               2.25   3   3.5   4   4.5     5 5+
Vandoren 56 R Lepic               2.5   3   3.5 3.5+ 4   4.5     5  
La Voz     S   MS   M   MH   H                  
Rico     1.5   2   2.5   3   3.5   4              
Rico Royal   1 1.5   2   2.5   3   3.5   4   5          
Rico Reserve               2.5   3   3.5   4   4.5        
Plasticover   1 1.5   2   2.5   3   3.5   4   5          
Rico Grand Concert Select             2   2.5   3   3.5 4   4.5   5    

 

Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для кларнета немецкой системы

Gonzales Deutscher Schnitt
        1.5 1.75 2 2.25 2.5 2.75 3 3.25 3.5 3.75 4 4.25 4.5 4.75 5  
Vandoren White Master
  1   1.5   2   2.5   3   3.5   4   4.5   5    
Steuer Solo White Master
  1   1.5   2   2.5   3   3.5   4   4.5   5    
Steuer Blue Line S100
            2   2.5   3 3.5   4     4.5      
Rico Grand Concert Select
          2 2.5   3   3.5   4 4.5

beat.com.ua

ТРОСТИ ДЛЯ САКСОФОНА И ИХ СРАВНЕНИЕ ПО ЖЕСТКОСТИ(ТОЛЩИНЕ, ТЯЖЕСТИ...)

                 
Трость – это главная деталь в саксофоне, так как именно за счет ее колебания появляется звук.Трости различаются по тяжести(жесткости, толщине). Чем больше номер – тем тяжелее трость. Но у разных фирм-изготовителей градация не совпадает. И один и тот же номер трости одной фирмы может абсолютно не совпадать с тем же номером трости другого изготовителя... 

Кроме того у разных моделей разная заточка, что сильно отражается на звуке.
Трости – это очень индивидуальная вещь. Кому-то нравятся одни изготовители, кому-то – другие. У каждого бренда есть свои поклонники
Выбор трости сильно зависит от мундштука.
Ошибочно мнение, что чем лучше саксофонист играет, тем более тяжелыми тростями он пользуется.
Начинающие, особенно дети, обычно играют на легких тростях на номерах 1½, 2. Большинство профессиональных саксофонистов в конечном итоге, используют трости 2½ и 3
Трости изготавливаются из специально выращенного тростника.
Так как трости делаются из живого материала, то их производители не могут гарантировать качество каждой трости. Каждая трость отличается от другой. К примеру, в коробке из 10 тростей только половина будет хорошо звучать, другая половина будет звучать значительно хуже. Не всегда можно определить визуально хорошая ли трость.

Ниже, мы приводим сравнительные таблицы изготовителей тростей. Благодаря им вы сможете подобрать себе необходимую трость при переходе от одного изготовителя к другому.










И, НАКОНЕЦ, ТРОСТИ ПЛАСТИКОВЫЕ

НУ И ЗАОДНО ПОСМОТРИМ НА ТРОСТИ ДЛЯ КЛАРНЕТА


ik-music.net

Справочник по тростям для кларнета и саксофона

Трость – это один из основных расходных материалов, в котором нуждаются исполнители на язычковых инструментах из группы деревянных духовых. Если гобоисты и фаготисты пользуются в основном мастеровыми тростями либо делают их сами, то исполнители на кларнете и саксофоне играют преимущественно на тростях заводского изготовления.


Трость – это один из основных расходных материалов, в котором нуждаются исполнители на язычковых инструментах из группы деревянных духовых. Если гобоисты и фаготисты пользуются в основном мастеровыми тростями либо делают их сами, то исполнители на кларнете и саксофоне играют преимущественно на тростях заводского изготовления.

Производителей тростей сегодня известно великое множество, и подбор подходящей трости оказывается делом непростым. Как правило, у каждого производителя есть несколько серий. Кроме того, нужно также правильно выбрать трость по тяжести – в каждой серии обычно представлено от трех до семи вариантов жесткости трости. Вопрос этот сугубо индивидуальный, причем со временем предпочтения музыканта могут изменяться, как часто и бывает.

Однако, мы убедились, что при существующем разнообразии тростей есть еще и другая проблема – не только выбрать, но и купить трости нужной серии и номера бывает проблематично. Понятно, что находясь в одном из наших магазинов непосредственно, Вы можете обратиться за помощью к сотруднику, который направит Ваши поиски в нужном направлении. А как быть тому, кто делает заказ на сайте?

Чтобы помочь любому музыканту с легкостью найти и заказать нужную коробку тростей, мы составили справочник, который содержит артикулы тростей для кларнета и саксофона двух наиболее популярных производителей – Vandoren и Rico. Введя этот артикул в поисковую систему на нашем сайте (специальное окошко отображается в верхней части экрана на любой странице), Вы можете с легкостью получить выход либо на страницу конкретного товара, либо подборку тростей разных номеров какой-либо серии.

Трости Vandoren

Кларнет  
Traditional V12 56 Rue Lepic V21
Кларнет Eb CR11... CR61... - -
Кларнет Bb CR10... CR19... CR50... CR80...
Бас-кларнет CR12... CR62... - -

Саксофон  
Traditional Java Java Red V16 ZZ V12 V21
Сопрано SR20... SR30... SR30...R SR71... SR40... SR60... -
Альт SR21... SR26... SR26...R SR70... SR41... SR61... SR81...
Тенор SR22... SR27... SR27...R SR72... SR42... SR62... SR82...
Баритон SR24... SR34... SR34...R - SR44... - -

Трости Rico

Кларнет   Grand concert select  
Rico Rico Royal Reserve Reserve Classic Traditional Thick Blanc Evolution Mitchell Lurie Premium Mitchell Lurie La Voz Plasticover
Bb RCA10… RCB10… DCR10… DCT10… RGC10BCL… RGT10BCL… RGE10BCL… RMLP5BCL… RML10BCL… RCC10… RRP05BCL…
Бас REA10… REB10… RER05… - RGB05SCL… - - - - REC10… -

Саксофон   Select Jazz
Rico Rico Royal Grand concert Hemke Reserve PlastiCover La Voz Filed Unfiled
Сопрано RIA10… RIB10… RGC10SSX… RHKP5SSX… RIR05… RRP05SSX… RIC10… RSF10SSX… RRS10SSX…
Альт RJA10… RJB10… RGC10ASX… RHKP5ASX… DJR10… RRP05ASX… RJC10… RSF10ASX… RRS10ASX…
Тенор RKA10… RKB10… RGC05TSX… RHKP5TSX… DKR05… RRP05TSX… RKC10… RSF05TSX… RRS05TSX…
Баритон RLA10… RLB10… RGC05BSX… RHKP5BSX… RLR05… RRP05BSX… RLC10… RSF05BSX… RRS05BSX...

К указанным в таблицах буквенно-цифровым значениям нужно добавить обозначение жесткости тростей. Vandoren для всех серий использует следующее обозначение жесткости: 15, 2, 25, 3, 35 и т.д. Rico для большинства серий обозначает номера так: 15, 20, 25, 30, 35 и т.д. Исключение составляют серии Select Jazz и LaVoz. Трости Rico Select Jazz имеют более мелкое деление жесткостей, каждый номер делится на Soft, Medium и Hard, что в артикуле обозначается как 2S, 2M, 2H, 3S, 3M, 3H и т.д. Трости Rico LaVoz имеют всего 5 обозначений жесткости: Soft (в артикуле SF), Medium Soft (MS), Medium (MD), Medium Hard (MH) и Hard (HD).

www.glinki.ru

Как выбрать саксофон

03.05.2018
Выбор саксофона, как и любого музыкального инструмента, - это интересный, увлекательный и познавательный процесс. С началом игры на саксофоне вы приобщаетесь к безграничному миру музыки с ее эстетикой, красотой и гармонией. 

Шаг 1. Определитесь с видом саксофона.

В исполнительской музыкальной практике используются саксофоны четырех видов: сопрано, альт, тенор и баритон саксофоны.

Сопрано саксофон в основном бывает прямым, напоминающим по форме кларнет. Он наиболее популярен. Также используется сопрано саксофон изогнутый, похожий на маленький альт саксофон. Он часто приобретается для детей, но и профессионалы на нем с удовольствием играют. Послушайте таких исполнителей на сопрано саксофоне, как Кенни Джи (Kenny G), Ян Гарбарек (Jan Garbarek), Джон Колтрейн (John Coltrane), Дэйв Коз (Dave Koz). Если тембр и вид сопрано саксофона вас привлекает, то смело выбирайте его (такой же совет касается и других видов саксофонов).

Альт саксофон является наиболее популярным из семейства саксофонов. Исполнители Джонни Ходжес (Johnny Hodges), Чарли Паркер (Charlie Parker), Пол Дезмонд (Paul Desmond), Фил Вудз (Phil Woods), Джулиан Эддерли (Julian Cannonball Adderley), Эрик Мариенталь (Eric Marienthal) показали, насколько потрясающе красиво, разнообразно и индивидуально может звучать саксофон в руках гениев.

Тенор саксофон обладает, пожалуй, самой элегантной и идеальной формой и в сочетании с его солидным, но не громоздким размером производит притягательный эффект. Самый бархатный субтон (манера звукоизвлечения) дает именно тенор саксофон. Послушайте гениев тенор саксофона: Бен Вебстер (Ben Webster), Колмен Хокинс (Coleman Hawkins), Джон Колтрейн (John Coltrane), Стен Гетц (Stan Getz), Сонни Ролинз (Sonny Rollins), Декстер Гордон (Dexter Gordon)

Баритон саксофон выглядит весьма внушительно. Он заметно больше и тяжелее своих собратьев. Игра на нем требует физической выносливости. К тому же баритон саксофон стоит примерно в два раза дороже других типов саксофонов. Послушайте великих исполнителей на баритон саксофоне: Гари Карни (Harry Carney) (солист оркестра Дюка Эллингтона), Джери Малиган (Gerry Mulligan).

  • Если саксофон выбирается для ребенка примерно от 6 до 8 лет, то, скорее всего, подойдет сопрано саксофон изогнутый (curved), по форме похожий на альт саксофон, но меньших размеров. Для маленьких детских пальчиков он будет максимально удобным.

  • Если ребенку примерно 8 - 12 лет, то лучшим выбором будет альт саксофон. 

  • Если саксофон выбирается для подростка от 13 лет или для взрослого человека, то выбрать можно любой из четырех видов саксофонов, в зависимости от визуальных, звуковых и тактильных предпочтений.

Обратите внимание, какой вид саксофона звучит на записях ваших любимых исполнителей. В приоритете может быть такой же вид инструмента, как у вашего кумира. 

Принцип игры на всех видах саксофонов одинаков. Начав осваивать один из видов саксофона, в дальнейшем вы без особых проблем сможете играть на любом другом.

После того, как вы определились с видом саксофона, можно переходить к выбору марки и модели. Кстати, ничего страшного не будет, если в процессе дальнейшего выбора вы решите взять не тот вид саксофона, на который нацеливались изначально.

Шаг 2. Определитесь с маркой и моделью саксофона.

Саксофон, как музыкальный инструмент, стоит осваивать под руководством опытного саксофониста - преподавателя и исполнителя. Лучше, если преподаватель появится у вас до выбора инструмента. Тогда он поможет вам в выборе, и не позволит сделать ошибки. Преподаватели, как правило, разбираются в брендовых и модельных рядах саксофонов и знают, где можно посмотреть и сравнить инструменты, что называется, вживую.

Марки саксофонов:

HENRI SELMER PARIS - самая легендарная марка саксофонов. Имейте в виду, что легендарный и престижный SELMER - только Французский с логотипом Henri SELMER Paris. Фирма Henri SELMER Paris делает только профессиональные модели. Эти саксофоны  стоят не заоблачно, но достаточно дорого по сравнению с некоторыми другими брендами.

Знаменитая японская корпорация YAMAHA производит великолепные саксофоны безупречного качества.
Yamaha первая расширила модельный и ценовой ряд саксофонов и начала представлять на рынке студенческие, полупрофессиональные, профессиональные и модели кастом класса.

Японская фирма YANAGISAWA также имеет безупречную, проверенную временем репутацию среди саксофонистов всего мира. Производит профессиональные модели саксофонов.

Тайваньская фирма ANTIGUA - одна из крупнейших в мире компаний по производству духовых инструментов. Саксофоны Antigua занимают достойное место среди мировых брендов благодаря высокому качеству сборки и относительно демократичным ценам. Фирма выпускает студенческие, полупрофессиональные и профессиональные модели. Кроме того, Antigua выпустила саксофон PROONE кастом класса, полностью разработанный легендарным американским мастером Питером Понзолом (Peter Ponzol), получивший высочайшую оценку профессиональных саксофонистов мира.

Французская фирма BUFFET CRAMPON знаменита на весь мир, в первую очередь, своими высочайшего качества кларнетами. Если вы планируете выбирать саксофон из дорогого ценового сегмента, то обратите внимание на престижную модель саксофона фирмы Buffet Crampon Senzo.

Тайваньская фирма P.MAURIAT завоевала любовь саксофонистов всего мира благодаря моделям саксофонов кастом класса с великолепным джазовым саундом. Если вы ищите эстетику в звуке саксофона, присущую легендарным винтажным саксофонам золотой эры джаза (30-е, 40-е, 50-е, 60-е годы двадцатого века), то обязательно найдите возможность попробовать инструменты P.Mauriat.

Итальянская фабрика RAMPONE & CAZZANI изготавливает саксофоны, используя минимум автоматики и максимум ручного труда. Это престижные, дорогие инструменты кастом класса.

Среди профессиональных саксофонистов высокой популярностью пользуются немецкие саксофоны JULIUS KEILWERTH в первую очередь благодаря шикарным моделям кастом класса SX90R Shadow и SX90R Vintage.

Фирма ROY BENSON производит бюджетные саксофоны весьма приличного качества. Фирма находится в Китае. На мировом рынке этот бренд представляет немецкая корпорация Gewa Music, в приоритете которой высокое качество сборки, эргономичность и достойное звучание инструментов.

Вы можете сначала купить недорогую модель саксофон с тем, чтобы позже, когда вы научитесь играть на нем, поменять его на более дорогую и престижную, или же сразу купить профессиональный инструмент. Это зависит только от вашего желания и вашего бюджета. Главное, что на любом саксофоне от студенческой модели до профессиональной модели кастом класса, можно практиковаться и достичь высокого музыкального уровня, в зависимости от природных данных, усердия и полученных от преподавателя знаний.

Шаг 3. На что обратить внимание при покупке саксофона.

В первую очередь саксофон должен быть без технических изъянов, независимо от стоимости самого инструмента. Пусть ваш преподаватель или консультант в магазине поиграет на предлагаемом саксофоне в нижнем, среднем, высоком регистрах, проверит корректную работу всех клапанов, проверит стройность и тембральную ровность инструмента.

В салоне саксофонов Bird можно пробовать любые саксофоны. Попросите продемонстрировать вам разные модели. Весьма вероятно, что вы услышите различие в тембре. 

Подержите разные модели саксофонов в руках, чтобы прочувствовать разницу в эргономике.

Если совпали четыре критерия, то есть: 

  • звук саксофона вам понравился, 

  • вид саксофона вам понравился, 

  • вам удобно держать его в руках,   

  • цена вас устраивает, 

то вы сделали правильный выбор.

Шаг 4. Проверьте комплектацию саксофона.

С саксофоном в комплекте идет:

кейс (исключение составляет HENRI SELMER PARIS, где кейс часто продается отдельно. На сайте в описании товара эта информация прописывается.)

мундштук (исключение - HENRI SELMER PARIS)

лигатура с защитным колпачком (исключение - HENRI SELMER PARIS)

трость (обычно номером 2,5)

смазка для пробки

нашейный гайтан

мягкая тряпочка-протирка

Шаг 5. Дополнительные аксессуары.

Из дополнительных аксессуаров на первом этапе достаточно купить 3 - 5 штук тростей номером примерно полтора (1,5), два (2), или два с половиной (2,5), и специальные наклейки на мундштук.

Если саксофон приобретается для ребенка, то полезно будет сразу купить наплечный гайтан. За счет него нагрузка от инструмента будет идти не на шею, а равномерно распределена на плечи музыканта.

По мере освоения саксофона вам могут пригодиться следующие аксессуары:

Пюпитр для нот.

Тюнер для контроля над интонацией.

Метроном для работы над ритмом и темпом.

Сурдина (саксмьют) поможет вам, если из-за громких звуков саксофона у вас возникнут проблемы с окружающими.

Коробочка для хранения тростей.

Специальный чехол-сумка для саксофона. Он заметно легче, компактнее и вместительнее комплектного кофра. С ним удобнее передвигаться пешком.

Мундштук и лигатуру, которые идут в комплекте, стоит менять на более профессиональные или по совету преподавателя, или, когда вы достигнете такого уровня игры на саксофоне, что сможете самостоятельно принимать решение по выбору для себя профессионального мундштука.

Шаг 6. Опасайтесь саксофонов-подделок.

К сожалению, существуют производители, подделывающие саксофоны  под знаменитые брендовые инструменты; существуют продавцы, дающие неверную информацию о стране-изготовителе саксофонов с целью завысить стоимость инструмента (статью по теме можно прочитать здесь). 
Чтобы предостеречь себя от недобросовестных продавцов, не стесняйтесь просить о поддержке своего преподавателя, или обращайтесь в проверенные магазины.

Шаг 7. Гарантии продавца.

В мастерской салона саксофонов Bird осуществляется предпродажная подготовка инструмента, а также его гарантийное (в течении 12 месяцев) и постгарантийное техническое обслуживание.
Помимо годовой гарантии действует обязательная двухнедельная возможность возврата или обмена купленного инструмента (при сохранении товарного вида). Этого времени вполне достаточно для того, чтобы вы показали инструмент преподавателю или знакомому профессиональному саксофонисту для подтверждения правильно совершенной покупки.

В салоне саксофонов Bird вы всегда можете получить полную информацию об интересующих вас саксофонах, об обучении игре на саксофоне, об уходе за саксофоном. 

Наши отношения с преподавателями, музыкантами и покупателями, как правило, перерастают в многолетнюю дружбу, что для нас особенно важно и ценно.

saxbird.ru

О борьбе с тростями - Уголок музыканта-исследователя

О борьбе с тростями

Музыканты, играющие на духовых инструментах с одинарной тростью (кларнет, саксофон, и пр.) часто сталкиваются с проблемой приобретения тростей. И дело не в том, что негде их купить, благо времена советского дефицита уже давно прошли, а в том, что, по всеобщему наблюдению, из десяти тростей в пачке нормально играют только две-три. В Сети даже появляются шутки на тему "лотереи" при покупке тростей.

С другой стороны, имеется достаточное количество публикаций весьма авторитетных авторов на тему разыгрывания и заточки одинарных тростей, однако приводимые в них рекомендации зачастую представляют собой достаточно длиный список плохо систематизированных правил, трудных для понимания начинающим духовиком, и, следовательно, трудно применимых на практике.

В данной публикации представлена попытка разобраться с работой трости и выработать основные приемы ее заточки и подгонки.

Как работает одинарная трость?

Формирование звука в тростевых инструментах происходнит следующим образом: колеблющаяся трость формирует прерывистый поток воздуха, который, в свою очередь, возбуждает резонанс в стволе инструмента. Таким образом, трость и ствол являются связанными колебательными системами, каждая из которых имеет свою резонансную характеристику.

Резонансные характеристики трости и ствола (упрощенно)

Точка пересечения резонансных кривых определяет частоту f0, на которой происходит звукоизвлечение. При изменении давления на трость, ее резонансная кривая смещается в сторону, что вызывает некоторое изменение частоты звукоизвлечения.

Если резонансные частоты трости и ствола очень далеки друг от друга, звукоизвлечение оказывается затрудненным. Это выражается, в лучшем случае, в плохом отклике трости, а то и вовсе ее в "залипании" (часто наблюдается у жалеек).

Резонансная характеристика ствола определяется его размерами (длина, диаметр сверления), а также состоянием атмосферы (температура, давление, влажность). Единственным из этих параметров, на который может влиять музыкант, является длина ствола, которую можно изменять, открывая и закрывая игровые отверстия инструмента.

Резонансные свойства трости определяются ее формой, упругостью, и распределением плотности. Два последних параметра определяются свойствами природного материала, из которого изготовлена трость. Что же касается формы, то ее можно изменять путем подтачивания, и таким образом влиять на резонансные свойства трости.

Чтобы не вдаваться глубоко в физические аспекты колебаний трости, достаточно приближенно представить ее в виде колебания некоторой массы M на упругой пластине длиной L. Упругость пластины определяется свойствами ее материала, и площадью сечения S в точке изгиба.

Три параметра M, L, и S определяют резонансную частоту следующим образом:

  • при увеличении массы M резонансная частота уменьшается
  • при увеличении плеча L резонансная частота уменьшается
  • при увеличении площади сечения S (т.е. жесткости) резонансная частота увеличивается

В случае реальной трости, масса оказывается распределенной по всему объему колеблющейся части трости, что существенно затрудняет задачу, однако, в первом приближении, можно представить себе, что вся она сосредоточена в центре масс колеблющейся части трости.

На трости могут быть разные участки, с разным соотношением параметров S, M, и L, и, следовательно, разными резонансными характеристиками. Каждый из таких участков удобен для исполнения в том или ином регистре.

Разные режимы колебаний одинарный трости

Изменяя точку прижатия трости к мундштуку, можно получать разные режимы колебаний:

  • На верхнем рисунке большая масса M при малом плече L, и при большой жесткости (определяется сечением S)
  • На нижнем рисунке - малая масса при большом плече и при малой жесткости.

Как показывает практика, в первом режиме (вверху) резонанс трости значительно сдвигается в сторону более высоких частот, что облегчает игру в верхних регистрах. Это тот случай, когда при переходе в верхний регистр стремятся засунуть мундштук поглубже в рот. На первый взгляд, это выглядит несколько парадоксально, поскольку плечо трости получается длиннее, и кажется, что звук должен понижаться, но здесь вступает в действие другой участок трости, где жесткость (сечение) трости больше, а центр масс расположен ближе к точке изгиба.

Если в пределах одного из режимов слегка менять давление на трость, будет по большей части изменяться плечо L. При более сильном давлении плечо уменьшается, что слегка сдвигает резонанс трости в сторону более высоких частот, и наоборот. Это позволяет обеспечивать более точную интонацию.

Материал трости

Из-за чего же получается "лотерея" при покупке трости? Дело в том, что у производителя регламентируются только профиль трости и ее жесткость.

Профиль определяется серией (у Vandoren это синяя, серая, черная пачка, и т.д.). Внутри серии у всех тростей профиль стандартный, по крайней мере, так декларируется у них на сайте.

Жесткость определяется после формирования их профиля трости путем измерения усилия на изгиб. По результатам изменения жесткости трости присваивается номер ("тяжесть").

При этом страшная наука сопромат утверждает, что резонансная частота трости определяется не только ее профилем и жесткостью, но и распределением ее плотности, а это распределение никак не регламентируется и вообще не измеряется, что не удивительно, поскольку материал используется природный, растущий нестандартно.

Вот и выходит, что "лотерея" при покупке трости - явление совершенно естественное, и удивляться тут не чему. Просто надо относиться к купленной трости как к заготовке, которую надо немного подточить.

Заточка и подгонка тростей

Цели и средства

Целью подгонки трости является придание ей необходимых резонансных свойств. Трость должна устойчиво резонировать в диапазоне частот, определяемом звуковысотным диапазоном инструмента. Хорошие резонансные свойства обеспечивают устойчивое звукоизвлечение, уверенную атаку звука, и наполненный обертонами тембр. При этом следует по возможности ограничить подгонку трости лишь небольшим подтачиванием чтобы не снизить ее общую упругость - не сделать трость "легче".

Упругость трости является ее главным ресурсом, который обеспечивает качество звукоизвлечения. В процессе эксплуатации упругость трости непременно снижается, поэтому при подгонке трости крайне желательно сохранить прежнюю ее упругость, придав при этом необходимые резонансные свойства.

Важно помнить, что трость в отличие от струны имеет не только длину, но и ширину, ее колебания имеют сложный характер. Отмечаются как продольные, так и поперечные колебания.

Колебания одинарной трости

Таким образом, если правый и левый края трости имеют разные резонансные характеристики, возникают проблемы ее балансировки, что негативно сказывается на качестве звукоизвлечения.

Вообще, поведение тростей на первый взгляд может показаться несколько странным. Причина в том, что мы по привычке оцениваем ее с точки зрения ее статических характеристик - размер, плотность, жесткость, и забываем, что работа трости - колебательный процесс, и многое зависит от того, насколько согласованы резонансные частоты трости и ствола.

Помнится, когда я в первый раз попробовал подточить трость (чтобы стала полегче), я честно сточил по всей ее поверхности немного материала, а когда попробовал на ней играть, был крайне удивлен тем, что по ощущениям она стала еще тяжелее!

Практика

Подгонку трости выполняют остро заоченным ножом, соскабливающими (не режущими!) движениями удаляя материал трости. Точить трость можно только с выпуклой стороны, избегая при этому удаления материала с середины ("сердца") трости, обеспечивающего ее общую упругость.

Прежде чем начинать какую-либо подгонку трости, следует проверить ее форму. Во-первых, проверим площадку трости.

Характерная деформация трости при пересыхании.

Часто из-за пересыхания трость выгибается в сторону верхней "корки". Это происходит из-за разной плотности материала трости со стороны площадки и со стороны "корки". В результате такой деформации трость неплотно прилегает к мундштуку, в зазор проходит воздух, из-за чего заметно увеличивается шипение, снижается отзывчивость трости, увеличивается тяжесть на продув.

В качестве возможного решения проблемы можно предложить достаточно радикальный способ борьбы с подобной деформацией - простое соскабливание ножом "пятки" трости чтобы выровнять площадку. "Пятка" трости не участвует непосредственно в звукоизвлечении, так что эта операция может быть выполнена достаточно просто.

Выравнивание площадки трости

В каком-то видео на Youtube предлагалось положить трость на наждачную бумагу, и так сточить неровности площадки, но мне такой подход кажется чересчур грубым - можно ненароком повредить рабочую часть трости.

Кроме площадки, неплохо бы проверить соответствие формы кончика трости и окна мундштука. Для этого надо прижать трость пальцем к мундштуку.

Весьма экзотическая причина шипения трости - несоответствие формы трости и окна мундштука.

После того, как проверили форму трости, надо проверить балансировку - одинаково ли звучат правый и левый край трости. Для проверки балансировки помещают мундштук в рот с наклоном вправо или влево, чтобы один край глушился, а другой звучал. Если одна и та же нота на разных краях трости звучит по-разному, необходимо подточить один из ее краев.

В-третьих, надо проверить резонансные свойства трости.

Параметры S, M, и L (см. рис. выше) по-разному влияют на резонансную частоту трости.

Если надо повысить частоту резонанса, можно понизить M или L. Для этого следует убрать немного материала трости где-то вблизи центра масс плеча трости (для данного участка).

Понизить частоту резонанса можно только понизив жесткость трости на данном участке через уменьшение параметра S. Для этого следует убрать немного материала вблизи точки отрыва трости от мундштука.

Чтобы определить, в какую сторону нужно сместить резонансную частоту трости, я в последнее время использую следующий метод:

  1. извлекаем звук в выбранном диапазоне, причем достаточно громко, чтобы он звучал устойчиво;
  2. резко уменьшаем силу дыхания (по сути, "бросаем" дыхание, как будтно воздух кончился), не изменяя при этом давления на трость, и смотрим, куда при этом смещается интонация (бывает, что смещается вниз, а бывает и вверх).

Когда уменьшаем силу дыхания, колебания трости становятся более свободными - ствол на нее меньше влияет. Трость в течение очень короткого времени продолжает колебаться по инерции, и, поскольку ствол не нее уже мало влияет, она начинает колебаться как ей "удобнее", а не как ей диктует ствол. Следует послушать, куда ее тянет - вверх или вниз. Если вниз, то собственная резонансная частота трости ниже, чем резонанс ствола, если вверх, то, соответственно, выше. Если резонанс трости слишком низок, надо его приподнять, если слишком высок, понизить.

Естественно, что настраивая таким образом резонанс для выбранного участка, мы влияем на резонанс на других участках диапазона. Это следует учитывать, поэтому настройка резонансов трости представляет собой поиск компромисса, чтобы трость хорошо отзывалась во всех регистрах.

На практике (по моему скромному опыту) удобно взять в качестве "опорной точки" нижнюю ноту регистра кларино - си первой октавы. Это приблизительно середина диапазона инструмента. Из-за того, что все клапаны закрыты, ствол имеет достаточно крутую резонансную характеристику, и трость порой плохо отзывается на этой ноте. Как показывает практика, если добиться хороших результатов на этой ноте, то и в остальных участках диапазона все будет более-менее нормально.

www.perji-otmetiny.ru

Всё о саксофонах

История саксофона насчитывает уже более 150 лет, при этом инструмент не теряет своей актуальности и своих поклонников. Создателем саксофона является бельгийский музыкант Адольф Сакс, получивший патент на изобретение в 1845 году. Сегодня саксофон является символом джазовой и блюзовой музыки, хотя спектр его применения гораздо шире.


В данной статье мы рассмотрим виды саксофонов, устройство инструмента, особенности выбора и ухода за ним.

Виды саксофонов

Существуют такие разновидности саксофона как:


Вышеупомянутые разновидности инструмента отличаются формой, размером и высотой звучания. Несмотря на такое разнообразие, наиболее распространены сопрано, альт, тенор и баритон. Самым универсальным считается альт-саксофон, его можно услышать почти во всех музыкальных направлениях. Сопрано и баритон обычно используются эпизодически или в оркестре.

Если говорить о саксофоне в различных стилях музыки, то, например, в R&B и Rock'n'Roll традиционно используется тенор-саксофон, в джазе - альт-саксофон или тенор-саксофон (в дуэте с трубой), в поп-музыке – альт-саксофон, в рок-музыке – обычно альт и тенор, но можно встретить баритон и сопрано. Традиционно джаз-оркестр (Big Band) включает пять саксофонов: два альта, два тенора и баритон.


Обучение игре на саксофоне обычно начинают с альт- или тенор-саксофона. Это связано с тем, что у сопрано-саксофона мундштук и трость очень маленькие, поначалу взрослому человеку трудно им управлять губами, так как требуется большая точность. Так как новички ещё не имеют навыков управления дыханием, то начинать с саксофона-сопрано взрослому человеку не стоит, дабы не потратить большое количество времени впустую. Дети имеют меньший размер рта, поэтому маленькие трость и мундштук сопрано-саксофона вполне подходят им для обучения, однако, как только ребенок «дорастет» до альт-саксофона, следует сразу перейти к нему.

Соприлло можно отнести к экзотической разновидности саксофона. Этот мини-саксофон можно встретить нечасто.

Баритон отличается сильным и глубоким звуком. Он лучше всего звучит в среднем и нижнем регистрах, а верхний и высший регистры звучат невыразительно и сдавленно.

Хотя звучание саксофона существенно отличается в зависимости от вида, этот инструмент всегда можно узнать в оркестре, благодаря его эмоциональности и неповторимому звучанию.

Конструкция саксофона

Саксофон представляет собой духовой инструмент, выполненный из металла, который имеет единственный деревянный элемент – трость, которая воспроизводит звук. Трости изготавливаются из тростника или бамбука, можно встретить и синтетические трости, но по звуку они значительно уступают деревянным.

Саксофон имеет три основные части:

  • раструб;

  • корпус;

  • эска.


Корпус саксофона изготавливают из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (сплав меди и цинка с добавлением никеля) или латуни. Корпус саксофона изогнут в форме чубука. Сопрано и сопранино имеют небольшую длину и поэтому обычно не изгибаются. Можно встретить экспериментальные прямые модели бас-саксофона и изогнутые сопрано, но это большая редкость.

На эску насаживается мундштук, имеющий клювообразную форму, который изготавливается из чёрного эбонита или пластика, иногда из металла. Существует множество вариаций строения мундштуков, что связано с многообразием музыкальных жанров, в которых звучит саксофон.

Трость является звукообразующим элементом саксофона, изготавливаемым из бамбука, камыша или тростника, иногда из синтетических материалов. Трости имеют разные размеры в зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены.

 


Трость прикрепляется к мундштуку с помощью лигатуры, которая представляет собой небольшой хомут с двумя винтами. Лигатуру изготавливают из металла или кожи (дает трости более свободное колебание).


Для защиты трости используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, надеваемый на мундштук, когда инструмент долго не используется. 

Саксофон имеет сложную систему клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. В зависимости от разновидности инструмента, количество клапанов составляет от 19 до 22.

Как вы понимаете, саксофоны отличаются материалами, точностью изготовления и сложностью внешней отделки. Стоимость инструмента также может очень существенно отличаться. Сейчас же можно найти достаточно недорогие, но при этом хорошие инструменты. 

Профессиональные саксофонисты предпочитают инструменты иностранного производства (обычно итальянские или японские). Для многих эталонными являются инструменты производства фирмы Selmer, для других Yamaha. Цены на данные инструменты могут вас шокировать, но в настоящее время есть неплохие и более доступные альтернативные производители.

Муки выбора

Никто не сможет вам дать однозначного ответа на вопрос «Какой саксофон лучший?». Конечно, есть такие критерии, как качество используемых материалов, качество сборки, чистота звучания, внешний вид, имя производителя и так далее, но лучший саксофон - это строго субъективное понятие. Главное, чтобы инструмент нравился именно вам! Выбирая саксофон, послушайте его, почувствуйте его, это очень индивидуальные ощущения. Если у вас есть опыт игры на инструменте, то просто выбирайте по своим ощущениям и слуху. Начинающему саксофонисту полезно почитать обзоры различных инструментов, прислушаться к советам опытных музыкантов и преподавателей.


Особенности ухода за саксофоном

Саксофон довольно хрупкий инструмент, который следует беречь от падений, в первую очередь. Регулярный уход за саксофоном подразумевает подготовку инструмента к занятиям и финальную чистку. Чтобы сохранить внешний вид инструмента и качество его звучания, необходимо ухаживать за ним, соблюдая ряд следующих правил.

1. Для сохранения пробки на эске и предотвращения заломов обрабатывайте ее специальной смазкой перед каждым занятием.

2. Также примерно раз в полгода смазывайте металлические соединения и механику любым синтетическим маслом для инструментов, но будьте аккуратны с его количеством, используйте его по минимуму.


3. Протирайте инструмент после каждого занятия, чтобы удалить конденсат. Предварительно мундштук можно промыть проточной водой, используя мыло для удаления смазки. Трость можно просто протереть сухой тканью и положить в специальный футляр для сушки (сейвер).

4. Для протирания корпуса саксофона изнутри используйте специальный ершик или салфетку на шнурке с грузиком. Можно изготовить такое приспособление самому, либо купить готовое. Предварительно сняв эску, протяните грузик сквозь канал инструмента, начиная с раструба, затем вытяните протирку через узкий конец.


5. Протирайте после занятий наружную поверхность инструмента. Если инструмент лакированный и покрытие не повреждено, то поверхность можно протереть обычной мягкой тканью, смочив ее спиртом или любым средством для ухода за лакированными инструментами. Если лака осталось на поверхности немного либо его не было вовсе, то используйте специальное средство для ухода за металлом.

6. Храните трости в футляре, чтобы предотвратить их пересыхание. Рабочую трость можно держать на мундштуке.

7. Надевайте на мундштук колпак, если делаете перерыв в исполнении.

Соблюдать эти правила несложно, но они позволят вам продлить жизнь инструмента и сохранить его звучание.

Сейчас на музыкальном рынке представлены также и электронные саксофоны. Выполнены они из пластика, соответственно, имеют меньший вес, но при этом требуют источник питания. Возможности таких инструментов широки и интересны, но синтезированный звук никогда не заменит настоящей акустики.


В заключение хотелось бы отметить, что все саксофоны имеют разные характеры, как и характер исполнителя, поэтому инструмент должен подходить вам в первую очередь по темпераменту. Успехов в творчестве! 

pop-music.ru

Про саксофон Язык и лицевые мышцы во время игры. Амбушюр учим

Про саксофон. Новое слово — амбушюр. Положение губ, языка и лицевых мышц саксофониста при игре на саксофоне. Губы, охватывая трость, регулируют её вибрацию и воздействуют на звук. Амбушюр меняется при извлечении звуков различной высоты и силы.

Урок 1.4 Амбушюр саксофона

Урок ведет Николай Годына:

Про саксофон. Поговорим об амбушюре саксофона

Слово амбушюр происходит от французского слова bouche (бушь) — рот и определяет способ, каким саксофонист напрягает лицевые мышцы и складывает губы при игре на саксофоне.

Амбушюр, пожалуй, самый спорных элемент обучения игре на саксофоне.

Почему тема амбушюра вызывает столько споров на тематических форумах?

Дело в том, что огромное количество музыкантов используют совершенно разные способы сложения губ. Другими словами, у них разный амбушюр. Это означает, что, в принципе, не так важно как вы складываете губы и какой у вас амбушюр. Важно только то, что у вас получается в результате.
Если у вашей игры хороших звук и вы записываете платиновые альбомы, то кому какое дело как вы ставите губы на мундштуке?

Тем не менее, есть некоторые основополагающие вещи, которые необходимо знать об амбушюре, чтобы добиться того или иного звучания.

Про саксофон. Основополагающие вещи

Самое главное, что необходимо знать, это положение зубов на мундштуке и положение нижней губы.

Возьмите в руки мундштук. Лучше если сверху на мундштуке, в месте где будут располагаться зубы, будет установлена защитная наклейка.

Защитная наклейка на мундштук предназначена для того, чтобы зубы не скользили по мундштуку. Наклейки выпскаются прозрачными или черными. Выбирайте на свой вкус.

Когда вы начнёте нервничать и кусать мундштук, эта копеечная штучка защитит дорогой мундштук 😉

Поставьте верхние зубы на мундштук примерно в сантиметре от его края.

Расстояние от края мундштука подбирается индивидуально. Куда следует поставить зубы зависит от:

  • прикуса;
  • толщины губ;
  • формы мундштука;
  • и других показателей.

Про саксофон. Как глубоко ставить зубы на мундштуке?

1. Зубы поставлены на самый край мундштука. Саксофонисты говорят в этом случае: «взять мало мундштука». При этом, звук саксофона получается мягким, ватным.
Такой звук для игры не подходит. Он является частой ошибкой начинающих саксофонистов.

2. Если поставить зубы далеко от края — «взять много мундштука» — получается резкий, громкий и неконтролируемый звук.

3. Если поставить зубы в какое-то промежуточное положение между этими крайними постановками, получится относительно правильный вариант.

Про саксофон. Самый важный момент амбушюра

После установки верхних зубов на наклейку наступает самый важный момент в амбушюре — постановка нижней губы.

Нижняя губа ставится близко к нижним зубам, но не заворачивается на зубы. (Впрочем есть амбушюры, особенно в академической школе, где нижняя губа заворачивается на зубы).

Нижняя губа должна стоять чуть выше зубов, как бы опираясь на зубы своей внутренней частью.

Иногда в старых учебниках по саксофону можно встретить рекомендации играть на «полуулыбке». Это старая кларнетовая школа. Она в настоящее время не используется даже в игре на кларнете. Большинство кларнетистов перешли на «французскую» постановку как у саксофонистов. Такая постановка напоминает положение губ при насвистывании. То есть, губы образуют не две плоские полоски, которые зажимают мундштук сверху и снизу. А губы образуют что-то наподобие резинового кольца, которое охватывает мундштук со всех сторон.

Попробуйте потренироваться в выполнении амбушюра перед зеркалом.
Если подбородок уходит вверх, значит, вы делает это не правильно.

Подбородок должен образовывать подобие лопаточки и быть достаточно растянут.

Про саксофон. Как определить правильное расположение мундштука

Одним из способов выяснить правильное положение какого-то конкретного мундштука, является способ «визитной карточки».
Просуньте визитку между тростью и корпусом мундштука. Там где визитка остановится должна располагаться нижняя губа.

При таком расположении нижней губы трость во рту находится в положении самом лучшем для игры. То есть, край трости находится в свободном состоянии и может вибрировать. При этом, нижней губой будет возможно поджимать трость и, тем самым, регулировать звук саксофона.

Про саксофон. Еще про амбушюр.

Петр Риттер рассказывает о постановке лицевых мышц во время игры на саксофоне.


От работы лицевых мышц зависит звук саксофона.

Главная деталь в звучании саксофона — трость. Цель  работы лицевых мышц саксофониста сделать так, чтобы трость свободно вибрировала и ей ничего не мешало.

Основную проблему для трости может составить нижняя губа. Только она имеет контакт с тростью.

Чтобы трость свободно вибрировала необходимо открыть рот, расслабить мышцы нижней челюсти и немного напрячь мышцы подбородка. В этом случае нижняя губа ляжет на зубы и станет упругой как пружина. Это даже можно проверить если до неё дотронуться пальцем.

Если все сделать правильно, трость будет находиться на мягкой упругой пружине и будет свободно вибрировать.

Существуют две поставновки лицевых мышц при игре на саксофоне. Единственное отличие между ними это положение нижней губы.
1. В постановке, которую рекомендует известный педагог Ларри Тилл — нижняя губа ставится на нижние зубы. И она не подворачивается!

Многие саксофонисты играют с подвернутой губой. Из-за этого саксофон у них звучит ущербно.

2. Педагог Джо Аллард рекомендует вовсе не опирать нижнюю губу на зубы.

По мнению Петра Риттера нет никакой разницы на какой постановке играть. В то же время, на первой постановке научиться играть намного легче. Поэтому такая постановка является предпочтительной для начинающих саксофонистов.

Еще важные дополнения:

  • во время игры гортань следует держать максимально открытой, как при зевке;
  • язык касается кончика трости только при атаке или снятии ноты.

Задавайте вопросы в комментариях и переходите к пятому уроку:

Урок 1.5 Как играть на саксофоне. Извлекаем первый звук

Чтобы передохнуть послушайте приятную мелодию:

про саксофон

clarisax.ru

Пластиковая трость для тенор саксофона Legere Signature 3.25

Все категории

Пластиковые для саксофонов

Струны фабричные

Канифоли

Струнные

Бочонки

Раструбы

Подушки для саксофона

Комплектующие

Эски для саксофонов

Ремонт

Флейты

Саксофоны

Гайтаны для гобоя и английского рожка

Для кларнетов

Для саксофонов

Для фагота

Гобои

Кларнеты

Подержанные инструменты

Ноты

Для гобоя

Для кларнетов

Для саксофонов

Для флейт

Мундштуки для тенор-саксофона

Мундштуки для сопрано-саксофона

Масло для блок-флейт и флейт Пана

Смазка для кулисы тромбона

Масла для механики (деревянные духовые инструменты)

Масла для помповых и вентильных механизмов (медные духовые инструменты)

Смазка для пробки и слайдов

Спрей для очистки мундштуков

Тоник для губ

Мундштуки для Кларнета Bb

Для Гобоя Фагота

Для Кларнета Альта Сопрано

Для Тенора Баритона Бас Кларнета

Общие

Трости

Английские рожки

Профессиональные

Студенческие

Полупрофессиональные

Профессиональные

Студенческие

Ученический

Кейсы для струнных

Кейсы для саксофона

Кейсы для кларнета

Бас-кларнеты

Полупрофессиональные B/A/Es/C

Профессиональные видовые

Профессиональные Ля

Профессиональные Сиб

Студенческие

Кейсы для гобоя

Альт

Баритон(овальный), Тенор-хорн (овальный), Тенор-хорн(помповый).

Валторна

Валторны двойные

Валторны маршевые

Валторны одинарные

Валторны тройные

Корнет

Тромбон

Альт-тромбон

Бас-тромбон

Доп. опции Бас-тромбон

Доп. опции для тенор-тромбонов MS1 и MS14 раструб диаметром (215 мм).

Помповый тенор-тромбон

Тенор-тромбон

Труба

Трубы Bb вентильные

Трубы Bb помповые

Трубы геральдические

Трубы конвертируемые "Eb/D" ; "Bb-C"

Трубы пикколо

Трубы "С"

Туба

Туба"Bb"

Туба "Eb"(Ми-бемоль)

Туба "F"

Туба "С" (До)

Флюгельгорн

Доп. опции флюгельгорн

Эуфониум

Кейсы для гитары

Саксофоны Полупрофессиональные

Альт

Баритон

Сопрано

Тенор

Саксофоны Профессиональные

Альт

Баритон

Бас

Сопрано

Тенор

Саксофоны Студенческие

Альт

Баритон

Сопрано

Тенор

Кейсы для валторны

Аксессуары BAM

Альтовые флейты

Посеребренные

С серебряной головкой

С серебряным телом

Флейты пикколо

Пластиковые для кларнетов

Мундштуки для Кларнета Bass

Мундштуки для баритон-саксофона

Мундштуки для альт-саксофона

Мундштуки

Кейс для АЛЬТ-Саксофона

Кейс для БАРИТОН-Саксофона

Кейс для СОПРАНО-Саксофона

Кейс для ТЕНОР-Саксофона

Лигатуры для саксофона

Кейсы для альта

Кейсы для виолончели

Кейсы для скрипки

Лигатуры для кларнета

Бас-тромбон

Тенор-тромбон

Запчасти

Лигатуры

Чехлы для струнных

Чехлы для кларнета

Чехлы для гитар и гитарных кейсов

Уход за кейсами (дезодорант)

Кейсы для флейты

Кейсы для фагота

Кейсы для трубы

Лигатуры для кларнета Bass

Лигатуры для кларнета Bb

Кейсы для тромбона

Лигатуры для альта

Лигатуры для баритона

Лигатуры для сопрано

Лигатуры для тенора

atelier-goncharov.com

Кейсы и Чехлы

Флейты

Фаготы

Саксофоны

Струнные инструменты

Медные инструменты

Клавишные инструменты

Детские инструменты

Кларнеты

Гобои

Инструменты

Аудио Диски

Хранение Тростей

Смазочные материалы

Работа с тростями

Протирки

Подставки

Струны для альта

Струны для виолончели

Струны жильные

Альт

Басовая (bass gamba) виола

Виолончель

Скрипка

Теноровая (tenor) виола

Струны для скрипки

Товары интернет-магазинов

Напалечники и Упоры

Наклейки для мундштука, зубов и тростей

Гайтаны

Аксессуары для флейты

Аксессуары для фагота

Аксессуары для струнных

Аксессуары для саксофонов

Аксессуары для медных

Аксессуары для кларнетов

Аксессуары для гобоя

Аксессуары

Трости для альт саксофона

Трости для баритона саксофона

Трости для кларнета Бас

Трости для кларнета Миб

Трости для кларнета Сиб

Трости для сопрано саксофона

Трости для тенор саксофона

Трости для фагота и гобоя

Струны для арфы

Тестовая категория

www.atelier-goncharov.com

Мундштуки для трубы

Скрипки

Скрипки

Камыш

Формы

Штифты

Камыш

Головки

Гайтаны - Шлейки

Парашюты - Плечевые

Для механики (универсальные)

Для фагота

Ножи

Обрезалки

Стекла и Точилки

Резонаторы для инструментов

Хранение Мундштуков и Эсок

Колпачки

Лигатуры для кларнета Es

Мундштуки для Кларнета Es

Брелоки

Канифоли Bogaro & Clemente

Машинки точной настройки

Мостики и детали

Подставки

Смычки

Детали

Средства по уходу за инструментами

Дискантовая (treble) виола

Сопрановая (pardessus) виола

Сурдины и глушители звука

Увлажнение

Фурнитура

Весь Stuff

Мундштуки для валторны

Весь stuff

Для ремонта инструментов

www.atelier-goncharov.com

Звукоизвлечение на саксофоне для новичков. Положение губ саксофониста. Как тренировать амбушюр на саксофоне. Обучение на саксофоне в СПб. Уроки саксофона в СПб. Онлайн-уроки саксофона. Обучение на саксофоне через скайп. Ошибки начинающих саксофонистов. Бесплатный онлайн урок на саксофоне.

И вот наступил момент истины. Наступило время вспомнить всё то, о чём я писал и показывал в видеоуроках. Теперь вы имеете представление о саксофоне как о непростом инструменте. И, тем не менее, отступать поздно. Прочитав этот раздел, вы начнёте заниматься и издавать с помощью мундштука и трости какие-то звуки. Следовательно, возникнет интерес к занятиям. Но перед этим вспомним, что мы уже можем, так как сегодня надо соединить все знания и умения в одну цель — ЗВУК.

Мы умеем собирать мундштук для саксофона. А о критериях подбора мундштука вы можете посмотреть здесь. Вы подобрали к своему мундштуку соответствующую трость. Как это сделать вы узнаете здесь. Амбушюр(периодически тренированный!!!) находится в хорошем состоянии. Дыхание постепенно формируется и укрепляется. Скоро вы поймёте, что дыхание для альт — и тенор — саксофона — является основой, без которого не видать хорошего, полноценного и достойного саксофонового звука.

 

 

Первые звуки я настоятельно советую пробовать извлечь без саксофона. А именно – использовать мундштук ( в собранном виде) и эску (эта та связующая деталь, которая находится между мундштуком и саксофоном). Первый раз заниматься над звукоизвлечением без самого саксофона намного легче и проще. Но дальнейшее обучение на саксофоне пойдёт намного быстрее, если вы на начальном этапе сконцентрируетесь именно на технике звукоизвлечения. Объясню почему.

  1. В музыке есть правило, которого я придерживаюсь и хочу, чтобы оно дошло до вас. Правило простое: «ОТ ПРОСТОГО – К СЛОЖНОМУ».
  2.  Саксофон надо взять в руки определенным образом ( я посвящу этому отдельный пост).
  3.  Взяв его в руки, вы начнёте отвлекаться на пальцы и т.д.
  4.  Сам саксофон имеет большой объём ( в сравнении с эской). Следовательно больше нужно воздуха.
  5.  Извлечь звук из саксофона может не получиться просто оттого, что вы что-то не то нажмёте.
  6.  Обращаться с одной эской намного удобнее, чем с саксофоном (регулировать влево, вправо, вверх, вниз).

Итак. Всё о чём я пишу, дальше делаем спокойно и уверенно. Конечно, всё делаем перед зеркалом.

  1. Вставляем мундштук в эску.
  2.  Ноги на ширине плеч, одна рука на животе. Другой рукой держим эску.
  3.  Делаем не очень глубокий вдох в «живот» и задерживаем дыхание.
  4.  При задерженном дыхании вставим амбушюр в правильное положение ( ВО-У) и берём мундштук в рот.
  5.  Поджимаем нижнюю губу зубами к трости и произносим магический слог ТА. При этом одновременно пошёл выдох.

Теперь я попробую предположить, что у вас получилось, а что нет в обучении игре на саксофоне.

Если при произношении ТА получился звук, похожий на утиное кряканье, то всё сделано правильно, даже если оно было кратковременно. Можете себе поставить твёрдое «4». При таком варианте в следующей попытке постарайтесь протянуть звук подольше. Делается это за счёт дыхания и нижней губы. Дело в том, что выдыхаемый вами воздух в мундштук проходит между тростью и мундштуком. Расстояние между тростью и мундштуком регулируется одновременно и дыханием (усилить или ослабить) и нижней губой (прижать или отпустить). Вообще звук появляется именно от вибрации вот этой самой деревяшечки (трости), похожей на палочку от мороженого. Без неё саксофон – не саксофон, а блестящая «железяка» для записи видеоклипов. Поэтому, главная задача состоит в том, чтобы выдох был с определённым напором, и нижняя губа удержала трость в нужном положении (не пережать – как говорят саксофонисты «трость заткнулась» и не держать губу слишком в расслабленном состоянии — воздух пойдёт не в мунштук, а куда ему вздумается).

Рассмотрим другой вариант. Вы делаете по пунктам с 1-5 всё верно, а звука нет. Значит, вы либо сильно прижали трость и она «заткнулась», либо не прижали трость и воздух уходит в никуда. Не торопитесь. Забудьте на время про диафрагмальное дыхание и просто попробуйте дуть, но обязательно со слогом ТА. Именно ТА, а не ФА, ФУ, ФЫ, ТЫР, МЫР, ПЫР, КАР.

 

Почему нельзя забывать про ТА при учебе саксофону?

В момент, когда вы произносите ТА, язык ударяет о край мундштука и возвращается в исходное положение (см. видео). Язык при игре на саксофоне играет роль нипеля, который регулирует поток воздуха при выдохе. Также он является началом звука при звукоизвлечении в момент удара о край мундштука.

 

При последующих попытках добавляйте полноценное дыхание.

Первый признак того, что выдох делается правильно при звукоизвлечении – вы немного вспотели и нижняя губа начала болеть. Губы надо расслабить (см. видео). На пот можно не обращать внимания.. Его ещё будет пролито немало, потому что игра на саксофоне требует немало физических усилий. Вообще грамотные педагоги говорят: « если музыкант не вспотел после 5 минут игры на инструменте, то это не музыкант» и это касается не только духовых музыкальных инструментов.

У каждого начинающего саксофониста всё индивидуально. У всех разный прикус зубов, разные губы и главное разные мозги. Поэтому, после каждой неудачной попытки, надо пробовать что-то поменять (эску — чуть поднять или опустить, не забывать чтобы трость была во влажном состоянии, может быть при сборке мундштука трость не затянута или стоит неровно). Если же попытка

удалась, то такие моменты надо запоминать и тут же повторить снова ничего не меняя, взяв только новую порцию воздуха. Грубая ошибка – постоянно вынимать мундштук изо рта. Мундштук вынимаем только тогда, когда надо расслабить губы.

Как же нам делать вдох, если мундштук всё время зажат во рту? Вдох делаем через краешки губ. При этом для начала надо не стесняться приподнять верхнюю губу. Будут даже видны верхние зубы. При обучении на саксофоне это нормально. Главное при вдохе не допускать грубую ошибку – опускать нижнюю челюсть и пытаться сделать вдох. Или ещё хуже перед каждым вдохом вынимать мундштук из рота. Есть ещё особо одарённые и хитрые ученики, которые делают вдох носом. Привычка нехорошая и от неё сразу надо избавляться. За этим естественно должен следить педагог.

И вот вы перед зеркалом. Всё сделали верно. Попробовали какое-то количество раз и всё-таки звук пошёл. Куда он денется? Над чем работаем дальше? Максимально удлиняем сам звук. Естественно на саксофоне это делается за счёт дыхания. А оно ведь у вас поставлено. Вы же этим занимались не щадя живота своего. Подули на эске длинные ноты и переходим ко второй стадии. Пробуем извлечь 2 звука. Дуем 1 длинный звук и добавляем второе ТА. Для начала второе ТА можно сделать коротким, чтобы понять принцип работы языка. После этого пробуем делать первый звук короткий (ТА) и тут же следующий длинный (ТА) и выдыхаем воздух до конца. При этом амбушюр не меняется. Губы и зубы плотно зажимают мундштук. И дальше (не забывая про принцип «от простого к сложному») делаем 3 ТА. Сочетаем короткие и длинные звуки и т.д. Важно вовремя расслабить губы.

Следующий этап. Пробуем при длинном звуке делать вибрацию губами. То есть при выдохе поджимаем или отпускаем зубами трость. Звук примерно будет такой У-А, У-А. Что это даёт? Вы начинаете чувствовать работу трости. Можно пробовать перемещать нижнюю челюсть вперёд и назад вдоль трости.

После этого регулируем звук по громкости. Делаем это дыханием. При этом вы заметите, что делать звук более тихим тяжелее, чем громкий. Мундштук всегда должен быть жёстко зажат во рту.

Всё, что я описал выше, я показываю в своих видеоуроках по саксофону. Это поможет вам быстрее освоить и укротить звук.

Занятия на эске имеют свои преимущества в том, что звук не очень громкий (в отличии от саксофона). Заниматься на ней можно без особых приготовлений. Чем чаще вы будете заниматься на эске, тем быстрее освоите звук на саксофоне.

 

ОБУЧЕНИЕ НА МОИХ УРОКАХ ДОСТУПНО, ИНТЕРЕСНО И ПРИВОДИТ К РЕЗУЛЬТАТУ

spbsaksofon.ru

Уроки саксофона Правильное положение саксофона во время игры

Уроки саксофона. На этом уроке будем учиться правильно держать саксофон во время игры. Уроки вплотную подошли к самому интересному — к игре на саксофоне. Поэтому возьмите саксофон и разучите как принять изготовку для игры.

Урок 1.3 Как держать саксофон во время игры

Тема урока посвящена общей постановке саксофониста и определяет:

  • удобный способ как держать саксофон;
  • положение корпуса, головы, рук, ног и пальцев на клавишах.

Урок от Николая Годыны:

Уроки саксофона. Вешаем саксофон на гайтан

Как только берут саксофон, его следует закрепить за гайтан.

Что такое гайтан? Так называют ремень с карабином или крючком, который помогает держать саксофон во время игры. Гайтан выглядит так:

Рекомендуется использовать гайтан с металлическим карабином. По мнению многих, он понадежней.

Примерно посредине корпуса саксофона есть металлическое кольцо для карабина (крючка) гайтана.


После того как вы закрепите саксофон на гайтан, саксофон никуда не денется и не упадет. Он будет надежно висеть на шее.

Уроки саксофона. Поддерживаем саксофон пальцами

В поддержке саксофона ещё участвуют большие пальцы рук.
Большой палец правой руки вставляется в крючок внизу корпуса саксофона.

Палец не следует помещать под крючок слишком глубоко.
Вполне достаточно расположить крючок на середине второй фаланги большого пальца.

Большой палец левой руки ставится на опору — площадку (полочку) в верхней части корпуса. Рядом с площадкой для большого пальца левой руки находится октавный клапан. Палец на площадку  поставьте так, чтобы было удобно нажимать на октавный клапан.

Таким образом у саксофона образуются три точки опоры:

  • гайтан — основная поддержка саксофона во время игры;
  • большой палец правой руки — поддерживает саксофон снизу;
  • большой палец левой руки — регулирует положение инструмента по отношению к телу саксофониста.

Уроки саксофона. Расположение пальцев рук на саксофоне.

Расположение пальцев на музыкальном инструменте для извлечения музыкальных звуков называется аппликатурой. Со всей аппликатурой саксофона вы познакомитесь на следующих уроках. На этом уроке разберем только исходное положение пальцев. Так сказать, разучим изготовку для игры 🙂

Левая рука:

Указательный, средний и безымянные пальцы располагаются на больших круглых клавишах. Эти клавиши находятся в верхней части корпуса, как раз под пальцами левой руки. Иногда их называют кнопками. Мизинец левой руки пока не задействован.
Маленькая круглая кнопка и кнопки каплевидной формы остаются свободными.

Правая рука:

Указательный, средний, безымянный пальцы располагаются на круглые кнопки внизу корпуса. Мизинец пока не задействован.

Поставленные на саксофон пальцы рук не должны быть прямые.
Пальцы следует немного согнуть в фалангах так как если бы вы взяли в руку небольшое яблоко.

Вот как академические учебники описывают
положение пальцев саксофониста :

Пальцы рук размещаются на основных (перламутровых) клавишах, на расстоянии примерно одного сантиметра от их поверхности.
Пальцы, за исключением больших, держите в округлом состоянии. Не напрягайте их. Положение области сгиба первой и второй фаланг приближаться к вертикальному положению. Клавиши и рычаги касайтесь подушечками пальцев. Касайтесь клавиш без усиленного давления и с некоторым опережением атаки звука. Чтобы обеспечить точность движения пальцев при нажатии указательными пальцами на боковые клапаны подключайте мелкие движения кистей.

Рекомендуется пальцы на саксофоне располагать так, чтобы безымянные пальцы, когда они находятся на своих кнопках, были перпендикулярны к корпусу саксофона. На крючке для большого пальца правой руки имеется регулировочный винт. Винтом можно изменить положение крючка и достичь правильного (перпендикулярного) положения безымянного пальца.

В начальный период обучения отрабатывайте положение рук на саксофоне стоя перед зеркалом. Не допускайте всевозможных прогибов рук в запястьях. Руки в районе предплечья и кисти должны быть прямыми. Кисть руки должна быть на прямой с предплечьем. Во время касания боковых клапанов пальцами левой руки допускается некоторый прогиб левого запястья.

Во время игры саксофон располагается под небольшим углом к телу саксофониста так, чтобы низ инструмента опирался в живот. При невысоком росте (особенно у детей) саксофон может упираться в правую ногу. В то же время, обратите внимание на то, что саксофон не должен провисать мимо тела саксофониста.

Уроки саксофона. Выставление эски.

Удобство охвата губами мундштука с тростью регулируется поворотом эски без изменения положения головы.

Эска (шейка) саксофона выставляется в такое положение, чтобы мундштук располагался точно перед ртом музыканта.

Чтобы правильно установить эску:

  • освободите ее крепежный винт;
  • большими пальцами обеих рук отведите саксофон немного от себя, чтобы инструмент не опирался на ваше тело;
  • поверните эску так, чтобы мундштук пришелся ровно к вашим губам;
  • зажмите эску винтом

После этого обязательно подверните мундштук. Нижняя ровная часть мундштука саксофона, там где расположена трость, должна быть горизонтальной. В этом случае трость саксофона будет расположена точно в соответствии с губами саксофониста.

Выставление эски и мундштука индивидуально для каждого саксофониста. Для них не существует какого-то единого для всех навсегда определенного положения. Запомните главное правило — мундштук располагается точно напротив губ и трость имеет горизонтальное положение.

Высота подвеса саксофона при игре

При регулировке положения саксофона, подберите длину гайтана так, чтобы при игре ваша голова находилась в прямом положении.

Корпус и голову держите прямо. Не отклоняйте голову в сторону и не наклоняйте её вперед или назад. Поза саксофониста во время игры должна быть естественной и не напряженной. Грудь слегка приподнимите. Плечи разверните, чтобы придать дыхательной мускулатуре полную свободу. Саксофонисты часто во время игры правый локоть немного отводят назад, в сторону от туловища.Здесь уместно вспомнить одну из заповедей саксофониста — удобство и комфорт при игре. Выполнение этой заповеди обеспечивает ваша постановка — принимайте такую позу, в которой вам удобно и комфортно.

Если играете стоя, обеспечьте хорошую опору на ноги. Для этого раздвиньте ноги на ширину ступни, носки разверните. Левую ногу немного выдвинуть вперед.

Если играете сидя, держите корпус тела прямо. Сидите на половине стула и не опирайтесь на спинку. Накладывать ногу на ногу во время игры на саксофоне дурной тон и в учебниках прямо указывают, что это запрещается.

Любое отклонение головы от прямого положения, например, голова задрана назад или наклонена вперед, является ошибкой. Неправильное положение головы, как правило, приводит в дальнейшем к появлению болей в шейном отделе позвоночника и не позволит играть на саксофоне.

И ещё, контролируйте правильную общую постановку с самых первых занятий. Становитесь к зеркалу и проверяйте правильно ли стоите и держите саксофон.

Уроки саксофона. Упражнения для тренировки пальцев саксофониста

Советы Эдгара Шамова:

При игре пальцы устают, а если их излишне напрягать, то играть долго вы не сможете.

В то же время есть упражнения, которые помогут вам быстро расслабить пальцы во время игры на саксофоне.

Перед постановкой рук на инструмент потренируйте положение кисти и пальцев. Кисть руки и предплечье должны быть на прямой линии без изгибов. Положение пальцев руки такое, будто вы держите куриное яйцо.

Если выдержать такое положение кисти и пальцев, когда вы возьмете саксофон, пальцы идеально станут на клапана.

Касаться клапанов всегда следует подушечками пальцев. Пальцы никогда не распрямляйте и не заваливайте их на ногти.

При игре не следует высоко отрывать пальцы от клапанов, так как это снизит скорость игры и ухудшить ее технику.

Большой палец левой руки на площадке располагается так, чтобы он мог легко нажимать октавный клапан. Для этого не допускайте сползания пальца с площадки вниз.

Рекомендации Эдгара по тренировке и развитию движения пальцев саксофониста очень полезны. Вы сможете их выполнять, даже когда изучите всю аппликатуру саксофона. Кстати, метроном не обязательно должен быть отдельным гаджетом. Вполне можно использовать метроном в виде, к примеру, программы для смартфона.

Переходим на следующий урок:

Урок 1.4 Про саксофон. Амбушюр

Немного красивой музыки:

уроки саксофона

clarisax.ru


Смотрите также