Логопеда как выбрать


“Начнем заниматься, а там будет видно” - как выбрать хорошего логопеда

14 ноября - Международный день логопеда. Как родителям понять, хорошего ли специалиста они выбрали, и на что обратить внимание? Объясняет Ольга Азова,  кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз».

Дает прогноз или “там будет видно”

—  Родители приняли решение обратиться с ребенком к логопеду. Как понять, хороший это специалист или нет?

—  Гарантий, к сожалению, нет.  Стоит, мне кажется, обратить внимание вот на такие моменты:

  • Есть ли у специалиста диплом профильного вуза (лучше того, что на слуху, очная форма обучения) или курсы?
  • Повышает ли квалификацию регулярно (не реже, чем в 5 лет, а лучше ежегодно) или не делает этого.
  • Есть ли дополнительные специализации.
  • Берёт ли супервизии или опирается только на свои знания. Есть ли наставники, учителя или только базовое образование. Достаточно часто родители детей мне говорят, что логопед, который с ними занимается — моя ученица, а я об этом и не знаю. Студентов, слушателей действительно много, но, согласитесь, ученик – это эксклюзив.
  • Специалист долгое время трудится на одном рабочем месте или часто меняет их.
  • Есть ли опыт работы по специальности или его нет.
  • Специализируется ли на конкретном диагнозе или умеет всё.
  • Работает ли комплексно, в команде или только конкретно его помощь.
  • Даёт ли прогноз или говорит «как пойдёт, там будет видно».

Позволю себе ещё цитату логопеда в обсуждении на фейсбуке, который касается последнего пункта: «Никогда не даю прогноз, не обещаю за определённый срок убрать проблемы».

Меня это очень расстраивает, я посмотрела страничку логопеда – опытный. Так захотелось спросить: а если не будет называть сроки восстановления функции врач (я понимаю, что могут быть осложнения, нюансы в смене лечения)? Когда врач говорит «прогноза нет», это очень волнительно. Или юрист отводит на решение проблемы месяц, пусть с запасом, но прогноз по решению проблемы получен. Это показатель профессионализма во многих профессиях — и в логопедии тоже.

Очень хорошо, когда специалист планирует свою деятельность. Не так страшно, когда после дообследования вносятся корректировки, хорошо, когда идёт наблюдение в динамике. Хуже, когда прогноза нет совсем.

— А можете сказать конкретно, сколько времени нужно, чтобы поставить звуки или, например, звук [р], исправить дисграфию?

Ольга Азова. Фото: Анна Данилова

— Сразу договоримся, что информация по детям, у которых только нарушения речи, нет задержки психического развития (ЗПР), умственной отсталости.

Для постановки звука [р] в самом сложном варианте — полгода, а в основном гораздо быстрее.

Если у ребёнка дизартрия (нарушение произношения и просодики вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы) много звуков нарушено, то нужно учитывать, что большее время уйдёт на автоматизацию. Тут при самом хорошем подходе — два года.

Про дисграфию так. Если у ребенка до школы не было речевых проблем, либо было диагностировано фонетико-фонематическое нарушение, то год, при смешанной форме — два. Если было общее недоразвитие речи и появились не только нарушения письма, но и письменной речи (дизорфографии), то такой ребёнок занимается 3-4 года, то есть всю начальную школу.

Стоит уточнить, что в подгруппах работа может проходить дольше, чем на индивидуальных занятиях. Родителям я говорю, что если у ребёнка «4» и «5» по математике (в расчет идут объективные оценки), то по коррекции дизорфографии буду заниматься год, если вы будете выполнять домашние задания, два года – если мы занимаемся с ребёнком вдвоём, без помощи родителей.

Какие вопросы нужно ожидать от логопеда, и если он не задал их при знакомстве с ребенком, стоит насторожиться?

— Смотря с какой проблемой пришёл ребёнок. Если это тяжёлое нарушение речи, то, конечно, нужно время, чтобы оценить работоспособность ребёнка и уровень помощи семьи при выполнении домашних заданий. Через несколько занятий это уже будет понятно.

Конечно, дети, как и взрослые, живые люди со своими желаниями и настроением, это нужно учитывать при первом знакомстве. Может так быть, что сначала какую-то проблему логопед не обнаружил, но в процессе первых занятий всё встанет на свои места.

Иногда на консультации кажется, что проблема чуть легче или, наоборот, чуть тяжелее, но через несколько занятий всё будет понятно окончательно. Нужно немного сработаться и привыкнуть к друг другу.

Некоторые особенности развития можно оценить только процессуально. Например, ребёнок усваивает материал несколько дольше, чем изначально спланировал логопед. В течение совместного труда становится понятно кого из команды специалистов нужно подключить к работе, чтобы максимально эффективно решить задачу.

— Стоит ли родителям побывать на занятии?

—  Решать по ситуации. У меня разный опыт. Когда я была школьным логопедом, то буквально уговаривала родителей посетить наши фронтальные занятия, но максимум, на что они соглашались, это раз в год — открытое занятие и родительское собрание.

В индивидуальной работе с точностью наоборот, многие родители почти всегда присутствовали на занятиях с тем, чтобы дома максимально делать, как я. Сейчас у нас в центре очень сложные дети, которые сильно отвлекаются на присутствие родителей, поэтому, несмотря на то, что запрета нет, ждут в коридоре, но при желании можно услышать всё, что происходит за дверью или записать на камеру/диктофон занятие.

“А нам он помог”

— Когда должны появиться результаты, как понять, есть они или нет? Как понять, что их нет и что дело – в непрофессионализме?

— Результаты есть всегда, можно сказать, почти с первого занятия. Вот, например, ребёнок не мог делать артикуляционное упражнение при постановке звука – стало получаться, не было указательного жеста – есть, не владел проверкой и нахождением места безударного гласного даже в простых словах – научился.

Нужно ставить промежуточные цели, но идти к генеральной.

У каждого занятия есть цель, которую ставит логопед себе и может соответственно поделиться с родителем. Если она выполнена, то всё идёт правильно.

— Если логопед предлагает что-нибудь дополнительно, как понять – это действительно нужно или нет?

— Логопед должен аргументировать. Если, например, в процессе занятий становится понятно, что материал усваивается медленнее, чем обычно это происходит у детей с похожей проблемой или, обнаруживаются другие дефициты, которые напрямую связаны с речью, но логопед с этим непосредственно не занимается, то специалист предлагает обратиться за помощью к коллегам – психологу, массажисту, нейропсихологу.

Я за разделение труда. Нельзя проводить логопедическое занятие и одновременно не развивать память или внимание, но и нельзя только этим заниматься, для этого есть другой специалист. Не нужно исправлять дисграфию на физкультуре, для коррекции нужны занятия в тетради, но если у ребёнка диспраксия (касается выполнения некоторых ежедневных действий, требующий сложной интеграции на уровне мозга между схемами движения и основными функциями), то ему будут показаны занятия, на которых непосредственно этим занимаются – сенсорная интеграция, кинезиология, нейропсихология, физическая культура.

Вот сегодня пришла на консультацию девочка, которая долго молчала, но сейчас уже говорит, и у мамы как раз вопрос – «справится ли на этом этапе один логопед». Только я хотела сказать «нет», как выясняется, что сад частный и там полный арсенал специалистов, которые комплексно занимаются с детьми: массажист, музыкальный педагог, психолог, тренер в бассейне и спортзале. Ответ в результате был другой – «справится», если он качественно подходит к проведению занятий.

— При выборе специалиста всегда ли полезны рекомендации знакомых, что вот, кому-то он очень помог?

— Мне кажется, что это важно. Особенно, если люди близкие, мнению которых уже доверяли в других ситуациях, у детей похожие диагнозы.

Если люди надёжные, то в данном случае это не просто «сарафанное радио», а удачный опыт людей. Тут же речь не идёт про рекламу и не обсуждается человеческий фактор, а только профессионализм.

Вот ребёнок долго молчит и ему помогли заговорить, у него было сложное поведение и семье помогли с ним справиться, на письме было много ошибок и ребёнок перестал их делать, не выговаривал звуки и за год полностью исправил недостатки звукопроизношения. Ряд можно продолжить.

Мне кажется, что самое важное именно то, что это конкретный опыт ребёнка и семьи, а не виртуальные рекомендации абстрактных людей.

Вы видите результат и можете его оценить, особенно, если до этого была действительно проблема.

Мы же даже в более простых вопросах, как, например, стрижка, не идём к первому встречному мастеру, а к тому, чьи результаты нам нравятся. Но в любом случае нужно понимать, что это будет лично наш опыт и ответственность, именно так к этому нужно относиться.

Фото: Pixabay

Закончил институт — специалист на века

— Родители нередко жалуются, что сегодня очень сложно  самостоятельно выбрать хорошего логопеда. Почему сложно?

— Раньше, до 90-х годов, в нашей стране было всего несколько дефектологических факультетов при поступлении на которые проходил очень серьёзный отбор студентов, был стабильно высокий конкурс.

Но сегодня настало такое время, когда количество заболеваний, связанных с нарушениями речи, поведения, интеллекта увеличилось в разы.

Рухнуло классическое образование логопедов. Вуз берёт всех, кто пришёл, а студент руководствуется тем, что “высшей математики при обучении нет, как-нибудь два вопроса выучу”.

Дело уже не только в номинальной конкуренции, а именно в качественном отборе.

Кстати, и любовь к детям, и мотивация к профессии, и желание помогать, тоже ранее учитывали во время собеседования по профотбору, но и, кроме большой составляющей, которая заключается не только в душевности, но и умению найти подход к ребёнку, важное – знание, и главное, умение помочь ребёнку или взрослому.

Существует система контроля над работой логопедов?

— Системы контроля практически нет, во многих городах распущены даже методические объединения. Я была в одном учреждении — там три года подряд увольняли по логопеду. Год проработал, детям не помог, все нарушения и проблемы как были, так через год и остались – уволили, взяли нового — и так три года. То есть на протяжении этого времени дети в этом детском учреждении не получали помощь.

Логопеды отказываются работать с детьми, если проблема чуть сложнее, ссылаясь на отсутствие опыта, несмотря на то, что в дипломе написано, что это его профессиональная компетенция. Многие также пробуют, не получилось – оставили ребёнка совсем без помощи.

— Как можно изменить ситуацию?

— Специалистов спасёт только обучение, повышение своей квалификации. Мне пишут многие коллеги, готовые учиться.

У меня есть хорошая коллега, известный человек, которая, используя своё базовое образование, по сути освоила новую профессию, прошла массу серьёзных обучений, курсов, благо сейчас можно обучаться новому, даже не выезжая из страны. Авторы оригинальных методик приезжают в Россию.

У нас нет опыта повышать квалификацию путём разовых консультаций у более опытного коллеги — супервизии. Я могу ошибаться, но причины две – это стоит денег и как-то не принято, зазорно что ли, особенно, если уже есть какой-то опыт. Конечно, повезло тем, у кого были и есть учителя, с которыми добрые отношения как с наставниками. к которым можно обратиться за помощью, и тем, кто работает в команде, имеет возможность коллегиальных профессиональных разборов.

У нас практически нет профессиональных ассоциаций. А если и есть таковые, то они номинальные, работы они не ведут.

Также нет и ступеней роста специалиста.

Закончил институт, и всё, ты специалист на века. Нет промежуточных тестирований, если человек меняет специализацию. Нет периода, когда молодой специалист работает под руководством более опытного коллеги, а сразу идёт и, что называется, «пробует на детях». Наставничество – это скорее исключение.

Для контролирующих организаций — нужна система оценок, градаций, независимые аттестации. И опять речь не про то, что куплен сертификат, что просто написан реферат. Очень хочется качества.

www.pravmir.ru

Советы родителям. Как выбрать логопеда? - 5 Октября 2015

Уважаемые родители, если ваш ребёнок посещает логопедические занятия или вы планируете работать с логопедом, то приведённые в статье рекомендации будут вам интересны.

 

Где работают логопеды?

Логопеды осуществляют свою деятельность, работая в логопедических группах и на логопунктах, в общеобразовательных и специализированных детских садах и школах.  Существуют и логопедические детские сады,  попасть туда можно после прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В основном, в такие учреждения направляют детей с тяжёлыми нарушениями речи, которым требуется длительная коррекционная работа с логопедом. Логопеды ведут приём в специализированных центрах, целью которых является реабилитация и коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и учреждениях здравоохранения – больницах, санаториях др. Всё больше становится логопедов, занимающихся частной практикой, открывающих свои кабинеты или работающих на дому, оказывающих услуги через интернет по средствам онлайн общения.

 

Каким должен быть логопед?

Во-первых, логопед – это специалист с высшим образованием. Логопеды, окончив высшее учебное заведение, имеют дополнительную специализацию. Это могут быть логопеды – психологи, логопеды – дефектологи, сурдопедагоги, тифлопедагоги и др. Это важно учитывать, ведь от этого зависит направление коррекционной работы. Во-вторых, обратите внимание на квалификацию и опыт работы специалиста. Если вы выбираете логопеда самостоятельно, то поинтересуйтесь отзывами о его работе. Владеет ли он техникой массажа. Без этого умения не обойтись при коррекции таких речевых нарушений, как дизартрия, ринолалия, заикание и др.

 

Должны ли родители сотрудничать с логопедом?

Итак, ваш ребёнок начал заниматься с логопедом. Вы должны сделать всё от вас зависящее, чтобы коррекционная работа дала положительную динамику, ведь вы в этом заинтересованы? А для этого необходимо находится в тесном контакте со своим специалистом. Ведь 50% результата – эта ваша работа. В первую очередь, не вступайте в конфликт с педагогом, не учите его работать (вы обратились за помощью, так не мешайте вам ему помогать!), и не меняйте логопеда при первой неудаче. Каждый ребёнок – это индивидуальность, и специалист обязательно найдёт ключик именно к вашему ребёнку. Имейте в виду, что логопеды всегда очень настороженно относятся к родителям, которые часто меняют специалистов и всегда остаются недовольными предыдущими результатами работы.

 

Что же требуется от родителей?

Внимательно слушать и следовать рекомендациям вашего специалиста. Выполнять домашние задания и заниматься по 10-20 минут ежедневно. Часто родители говорят о нежелании детей заниматься дома. Не загружайте ребёнка многократным повторением речевого материала – поиграйте с ним. Основной контингент логопунктов – это дети дошкольного возраста, ведущей деятельность которых является игра. Подключите к такой игре всех членов семьи, проведите соревнование, поиграйте в звуковое лото. Старайтесь заниматься перед зеркалом, чтобы ребёнок мог следить за правильной артикуляцией произносимых звуков. Не отчаивайтесь, если после нескольких занятий вы так не можете произнести звук правильно. Будьте уверены, что опытный логопед всегда найдёт необходимый способ вызывания звука.

 

Длительность коррекционной работы с логопедом.

У многих родителей бытует неправильное мнение о том, что достаточно 10 занятий, чтобы привести речь ребёнка в норму. Это не так! Длительность коррекционной работы зависит от тяжести речевого нарушения, индивидуальных особенностей ребёнка, помощи взрослых (родителей), и может варьироваться от нескольких недель до нескольких лет.

Помните, что главные помощники своему ребёнку – это ВЫ САМИ! Вовремя скоррегированные речевые нарушения – это не только красивое и правильное произношение, это ещё и уверенность в успешном школьном обучении.

 Учитель - логопед: Ольга Конева © Все права защищены


logopeddoma.ru

Как выбрать квалифицированного логопеда для своего малыша

Как выбрать квалифицированного логопеда для своего малыша

Понятная и разборчивая речь является неотъемлемым условием нормального общения ребенка в детсаду и школе. Задача родителей – как можно раньше помочь сформировать правильную речь и произношение, чтобы малыш мог беспрепятственно общаться, учиться и развиваться как личность.

Когда рекомендуется начинать занятия с логопедом

В последние годы отмечается негативная тенденция, что даже подростки и взрослые имеют дефекты речи и испытывают некоторые затруднения. По этой причине занятия с логопедом дефектологом необходимы незамедлительно, когда у ребенка замечается косноязычие или задержка речи.

В большинстве случаев помощь логопеда требуется малышам от трех лет, однако обратиться за консультацией можно и в полгода. К примеру, при наличии у младенца короткой уздечки и при своевременной помощи специалиста, можно наладить процесс кормления и коммуникации ребенка с мамой. А впоследствии малыш не будет испытывать проблем с развитием правильной речи.

Параметры выбора квалифицированного логопеда

При выборе логопеда для коррекции речи, следует обращать внимание на такие нюансы:

  • наличие диплома о профильном образовании врача. Квалифицированный специалист всегда готов предоставить сертификаты и дипломы, чтобы завоевать доверие и доказать свой профессионализм. При выборе неквалифицированного специалиста это может принести дополнительные затруднения в развитии ребенка;
  • опыт работы с малышами или подростками, наличие опыта в школе, детсаду или коррекционном учреждении. Молодые специалисты многое знают в теории, однако часто на практике могут сталкиваться с некоторыми проблемами по причине недостаточных знаний. Поэтому рекомендуется выбирать для ребенка логопеда с многолетним стажем;
  • наличие разработок и методик диагностики и коррекции речи у детей определенного возраста. Большинство логопедов выбирают определенные методики работы и адаптируют их под себя и свои навыки. При выборе специалиста необходимо уточнить, по какой системе он планирует заниматься с ребенком, в соответствии с темпераментом и возрастом малыша;
  • наличие инструментов и их дезинфекция. Логопед пользуется различными зондами, зеркальцами и прочими инструментами, которые необходимо тщательно дезинфицировать. Оптимальным вариантом является автоклавирование, при котором логопед вскрывает одноразовые крафт-пакеты для каждого пациента.

Также немаловажным фактором при выборе выступают рекомендации от предыдущих работодателей. Такие отзывы могут содержаться на профильных ресурсах в интернете или в книге отзывов специалиста. Потратив время и усилия на поиски опытного логопеда, родители получают специалиста, каждое занятие с которым для ребенка становится приятным времяпровождением. В таких случаях, как показывает практика, дети быстрее демонстрируют успехи и прогресс в занятиях.

 

budugovorit.ru

Как найти хорошего логопеда? Как выбрать логопеда

Не секрет, что количество детей с проблемами речи год от года стремительно растет. Логопедов в детских садах не хватает. А те, кто есть, берут ограниченное количество детей, как правило, только с тяжелыми нарушениями речи.

Остается искать частнопрактикующего логопеда.

И тут родители в растерянности: как же его найти?

Может быть, по бесплатным объявлениям в Интернете? Но есть мнение, что там обитают только неопытные, начинающие или "плохие" специалисты, имеющие хронический дефицит клиентов.

Часто слышишь от родителей: "К хорошему логопеду идут только по рекомендациям!" Но логопед, которого вам порекомендовала подруга или знакомая, может не уложиться в срок, в который он исправил такой же дефект речи у чужого ребенка. Одинаковых детей не бывает, так же, как и одинаковых сроков устранения речевых проблем. Отсюда и последующие обиды на логопеда.

Сейчас легко найти логопеда. Труднее узнать, нашли ли вы того, кто подойдет именно вам

На что надо обращать внимание при выборе логопеда?

Вот вам примерный список вопросов, который поможет выбрать подходящего специалиста для вас или вашего ребенка.

1. Каковы квалификация и опыт логопеда?

Наверное, с этого вопроса вы начнете общение с незнакомым логопедом, которого вы нашли сами.

Хорошо, если логопед сам предложит посмотреть копию своего диплома с квалификацией "Учитель-дефектолог, логопед".

Еще лучше, если есть возможность ознакомится с его профессиональным портфолио, при изучении которого нужно обратить внимание на то, как часто специалист проходит курсы повышения квалификации. Это показатель того, развивается ли человек профессионально, стремится ли он улучшать результаты своей работы.

2. Имеет ли специалист опыт работы по проблеме, для которой вы ищете решение?

Например, детей с заиканием или с дисграфией возьмет не каждый логопед. Чем больше опыта у логопеда в решении конкретной речевой проблемы, тем больше шансов на успех в лечении.

3. Стоимость занятий.

В первую очередь родителей волнует вопрос цены. Это понятно. Тут каждый сам должен оценить свои финансовые возможности.

Нужно только учитывать, что с дошкольником логопед занимается не более 30 мин, а со школьником уже 45-60 мин. Соответственно, и цены могут быть разными.

И помните, что высокая цена не всегда говорит о качестве специалиста и не дает гарантии быстрого результата.

4. Комфортно ли вам обоим с новым логопедом?

Прислушайтесь к своим чувствам и чувствам вашего ребенка.

Естественно, что не каждый малыш пойдет на контакт с педагогом сразу же на первом занятии. В свою очередь, умный родитель всегда поможет построить отношения со специалистом.

Но если логопед не нашел подход к малышу после трех встреч, есть повод задуматься над вопросом: "А стоит ли дальше тратить время и деньги?"

И, наконец, вот два вопроса, которые чаще всего задают родители логопеду.

5. Как долго нам нужно будет ходить на занятия?

Ответ на этот вопрос зависит от того, может ли логопед четко определить, как он может помочь вам. Опытный специалист всегда даст вам основную "дорожную карту", а также конкретное и понятное указание о том, как вы узнаете, когда лечение закончено.

6. Есть ли гарантия результата?

Конечно, всем хочется сэкономить, ведь занятия недёшевы, да и слово "гарантия" в нашем развивающемся капиталистическом обществе стремительно входит в лексикон и сознание каждого клиента.

Что чаще всего отвечает логопед? "Давайте начнем, а там посмотрим на динамику". Или: "Минимум 10 занятий!"

Устраивает ли такой ответ родителей? Чаще всего — нет. Но речь исправлять надо, и мама ребенка соглашается на занятия.

Конечно, логопеду важно дать родителям надежду, но, к сожалению, ни один специалист не даст вам полную и абсолютную гарантию быстрого результата. В этом вся сложность отношений с "педагогом речи".

Выход один — активно принимать участие в работе, присутствовать на занятиях, чтобы понимать, как продвигается работа. И обязательно заниматься с ребенком дома по заданиям логопеда.

Ведь любой речевой навык — это как танец, который не выучишь с хореографом всего за два урока.

"Тренировка и еще раз тренировка" — девиз любого логопеда. И это придется понять и принять любому родителю, который желает для своего ребенка красивой и правильной речи.

www.7ya.ru

Детский логопед. Как выбрать хорошего логопеда?

Если у маленьких детей есть проблемы с речью и нарушения дикции, то это нормально и естественно. В большинстве случаев они проходят сами по себе. Но иногда бывают случаи, когда есть острая необходимость обратиться к специалисту. Вот только выбрать его — задача не из лёгких. Детский логопед — основные критерии выбора специалиста. На что стоит обратить внимание.

Хороший детский логопед. Где искать?

Существует много объявлений логопедов, которые предлагают свои услуги в сми, в интернете и т.д.

Порекомендовать логопеда могут в поликлинике, в педагогическом центре, школе или детском саду.

Самый лучший способ, на мой взгляд, прислушаться к рекомендациям друзей и знакомых. Они смогут поделиться своим мнением и опытом.

Когда необходимо обратиться к логопеду?

  1. Если в 2 года ребёнок не говорит.
  2. В 3 года речь ребёнка невнятна и непонятна для окружающих людей.
  3. Ребёнок имеет маленький словарный запас для своего возраста.
  4. После 5 лет ребёнок говорит односложно, неверно согласует слова в предложениях.
  5. Если ребёнок готовится к школе.
  6. Ученик не справляется со школьной программой. Ему тяжело даётся письмо и чтение.

Очень важно получить консультацию специалиста вовремя. Лучше всего обратиться к логопеду при появлении первых признаков нарушения речевого развития и как можно раньше.

Таким образом мы сможем избежать негативное влияние нарушений речи на психическое развитие в целом.

На что стоит обратить внимание при выборе логопеда?

  • Обязательный пункт-это высшее образование. Логопед-дефектолог должен иметь диплом об окончании дефектологического факультета высшего учебного заведения.
  • Стаж логопеда. Желательно, чтобы был хотя бы какой-то стаж. Но это совсем не значит, что начинающий специалист совсем ничего не умеет.
  • Методики. Как правило, все специалисты придерживаются общепринятых методик и правил для коррекции речи. Иногда применяют свои личные разработки и подстраивают их под каждого ребёнка.
  • План работы. Спросите у педагога как будут проходить занятия, какие методы он будет использовать. Логопед должен рассказать вам о своём плане работы с малышом. Плюс ко всему должен пояснить что именно он собирается делать и в какой последовательности. Попросите учителя, чтобы он назвал вам авторов книг, пособий , развивающих карточек.
  • Истинный логопед никогда не скажет вам точную дату, когда речь (звукопроизношение и т.д.) будет исправлена. Здесь все строго индивидуально и зависит от множества параметров.

Детский логопед. Личное впечатление.

  • Очень важна первая встреча. Она то и может стать решающей.
  • Обратите внимание как логопед устанавливает контакт с ребёнком. Посмотрите на реакцию вашего ребёнка. Идёт ли он с радостью на занятия или нет? Дети тонкие и чуткие психологи. Порой они сами могут сделать правильный выбор.
  • Опытный и грамотный дефектолог не станет критиковать вас и вашего ребёнка. Он не будет проявлять равнодушие, злость или раздражение. Он не делает поспешных выводов и осторожен в суждениях.
  • Речь самого специалиста должна быть четкой и правильной.

Совместная работа.

Логопед всегда даёт домашние задания и вы должны их выполнять. Без этого просто никуда.

К сожалению, многие родители не хотят заниматься с детьми дома. В таком случае не стоит спрашивать у педагога почему вы, спустя время, не получили желаемого результата.

Дети 2-3 лет быстро забывают приобретенные навыки на занятиях . И лишь постоянное повторение их дома поможет закрепить их. Обязательно мотивируйте своих малышей.

Проявляйте интерес и активность. Общайтесь с педагогом как можно больше после занятий.

Как правило, логопед приглашает родителей к себе в кабинет, чтобы они посмотрели на занятие. Кстати, первая консультация желательно должна проходить в присутствии родителей. Потому что ребёнку в присутствии мамы или папы легче вступить в диалог.

Для хорошего логопеда-дефектолога не бывает трудных детей. Все детки индивидуальны и уникальны.  У всех есть свои сильные стороны, положительные качества. А вот увидеть эти стороны и использовать их во благо — это и есть залог успешной логопедической работы.

Расскажите есть ли у вас опыт поиска логопеда-дефектолога. Понадобился ли вам детский логопед? Насколько опыт был удачен?

micrusha.ru

Как выбрать логопеда ребенку | Полезные советы от Тёмы

Как выбрать логопеда ребенку 5 30434

Для маленьких детей проблемы с речью и дикцией абсолютно естественны. И в большинстве случаев они проходят сами по себе или при минимальной помощи родителей. Но бывают случаи, когда есть необходимость обратиться профессионалу. Вот только выбрать его – задача не из простых. Как же найти хорошего логопеда?

Где лучше искать логопеда?

Речь не зря считают одним из главных отличий человека от животного. Это крайне сложный механизм высшей нервной деятельности, который неразрывно связан с психикой и мышлением. Потому педиатры уделяют столько внимания нарушениям речи у детей. Ведь они показывают, что развитие ребенка требует коррекции и вмешательства. При этом возможные проблемы, которые вызывают затруднения с речью у малыша, обширны: от неправильного формирования речевого аппарата до аутизма. Поэтому родителям нужно быть очень внимательными и реагировать, как только замечают проблемы с дикцией, произношением, освоением словарного запаса, построением осмысленных или тем более сложных предложений у своего ребенка. В этом случае переоценить хорошего логопеда, который найдет причину проблем с речью и предложит эффективный способ их решения, невозможно!

Но где его найти? Вариантов масса – на рынке предложение специалистов подобного профиля велико. Направлений, по которым стоит осуществлять поиск, как и в случае с подбором няни, несколько:

объявления в интернете и СМИ;

рекомендации знакомых.

 

Но выбрать предпочтительный способ поиска здесь невозможно. Каждый ребенок уникален, и если какой-то специалист справился с его проблемами, это не значит, что он без труда исправит нарушения речи у другого малыша. А в итоге отзывы друзей, например, могут не сработать. Потому лучше поиск логопеда проводить по всем имеющимся каналам: от объявлений в интернете до специализированных рейтингов и результатов профессиональных конкурсов – и обязательно сравнивать их. Кстати, кто-то в данном случае отметит, что в хорошем детском саду уже есть штатный логопед. Но, как показывает опыт, у него обычно недостаточно времени, чтобы индивидуально решать сложные проблемы – при его загрузке сил чаще всего хватает только на исправление простых, классических проблем речи. Исключения, конечно, бывают, но они же исключения…

Как оценить логопеда?

Где бы вы ни нашли такого специалиста: в государственной поликлинике, частном центре или по совету знакомых родителей – в любом случае при знакомстве с ним стоит обратить внимание на ряд важнейших моментов. Среди них:

образование
 

Специалисты бывают разные. И эта банальная истина лучше всего проявляется как раз в образовании логопеда. Одно дело получить подобную специальность, учась в специализированном, в данном случае педагогическом или медицинском, высшем учебном заведении, и совсем другое – пройдя краткие курсы логопеда, где учат в основном постановке звуков у детей. Потому интерес к диплому профессионала обязателен. Уточните, на кого учился, в каком вузе и как учился. Также обратите внимание на его квалификацию (у нее несколько официальных градаций). Кстати, даже если она высшая, не забудьте узнать, как часто человек посещает курсы повышения квалификации, профильные семинары и конференции – все это будет говорить о его стремлении развиваться в своей области.

опыт
 

Даже лучшие теоретические знания – ничто без практических навыков. Потому выясните, как долго работает логопед. Причем важна не просто длительная практика (хотя бы от 2-3 лет), но и ее характер. Об этом можно узнать из его портфолио, где описаны реальные случаи из практики: возраст детей, конкретная проблема с формированием речи, причины, пути выхода из ситуации, как быстро удалось их реализовать и т.п. Естественно, лучше выбирать логопеда, который работал с похожими на случай вашего ребенка – все-таки исправление, допустим, заикания требует иного подхода, чем общая задержка в развитии речи малыша. Впрочем, хороший и порядочный специалист и сам отметит, что определенные проблемы он в принципе не решает, специализируясь на других.

методы работы
 

Стоит узнать, как конкретно логопед намерен решать существующие нарушения речи. Необходимо, чтобы он рассказал о своей методике, приемах, которые он использует на занятиях, выписывает ли он домашние задание и в чем они обычно заключаются. Хорошо, если приведет примеры упражнений или даже покажет видео занятий с детьми. Конечно, неспециалисту сложно понять, насколько эффективны приведенные методы и применимы ли они вообще к вашему случаю (вдруг они эффективны, но для другой проблемы речи?), но общая открытость преподавателя должна расположить к себе. Да и проверить его приемы не так уж и сложно – достаточно консультации у одного-двух других логопедов и прочтения ряда статей в профильных изданиях.

график работы
 

Описание будущего курса лечения ребенка невозможно без описания графика работы. Как часто проходят занятия, сколько длятся (в возрасте 2-3 лет обычно достаточно урока до 30 минут), насколько регулярно нужно выполнять домашние задания (от них зависит качество усвоения материала). Узнайте, проводит ли логопед занятия только у себя в кабинете или практикует и выезд на дом – это может пригодиться, например, на случай плохой погоды, когда маленького ребенка лучше не выводить на улицу, чтобы не рисковать подхватить простуду. А вот уточнять, когда будет результат, особого смысла нет. Здесь все строго индивидуально, ориентировочно и зависит от множества параметров. Поэтому лишь после начала курса специалист сможет составить план результативности.

личное впечатление
 

Эффективность занятий во многом зависит от того, насколько комфортно ребенку с конкретным человеком. Поэтому оцените его характер, темперамент, насколько он умеет расположить к себе и заинтересовать. А лучше это проверить при помощи «очной ставки»: познакомьте их, чтобы они составили впечатление друг о друге, о котором также нужно узнать у каждого в приватной обстановке. Хотя, даже если первое общение прошло хорошо, понаблюдайте за поведением ребенка после двух-трех занятий – если малыш не хочет туда идти, капризничает, боится, есть повод задуматься. Кстати, нелишне поинтересоваться возможностью личного присутствия на уроке – это поможет и вам в реальности увидеть работу логопеда, и сделает обстановку для малыша в первое время более комфортной.

А вот про стоимость занятий говорить не будем. Потому что цена давно ни о чем не говорит. Да, подозрительно дешевые услуги логопеда вызывают справедливые сомнения – не может хороший специалист низко оценивать работу. Но и высокая ставка не является гарантией квалификации или достижения результата. Потому старайтесь найти золотую середину и ориентироваться на свой бюджет.

Работайте сами и контролируйте!

Отдельно стоит обратить внимание на пару важных моментов, которые позволят оценить вам работу логопеда уже во время курса лечения. Один из них – те самые домашние задания. Во-первых, они важны сами по себе: сколько их, на что направлены, какие упражнения в них заложены и что они развивают в малыше. А во-вторых, не меньше значит… как полно вы их выполняете. Это звучит банально, но вы с ребенком дома, между регулярными занятиями со специалистом, обязаны делать все, о чем он говорит. Только в таком случае вы сможете спросить с него, если спустя время не получили обещанного результата. Практика подтверждает грустное правило: огромное количество родителей не хотят или не могут заниматься с ребенком дома. По их мнению, «раз я плачу такие деньги, логопед должен все решить сам!» – и потом предъявляют массу претензий, почему нет видимых достижений у «пациента». Но это в корне неправильно! Дети возраста 2-3 лет быстро забывают приобретенные навыки – и лишь их повторение в быту поможет закрепить их. Разумеется, все достижения надо отмечать. Успех сильно мотивирует детей и позволяет почувствовать им уверенность в своих силах.

Ну, а если все занятия идут хорошо, ребенок доволен, они ему нравятся, а вы в свою очередь добросовестно выполняете все поручения логопеда, но при этом прогресс неочевиден или мал относительно длительного периода времени, это повод задуматься о причинах такого положения. Выход: покажите ребенка другому специалисту. Причем не только логопеду, но и психологу или неврологу – проблемы с речью могут быть связаны с нарушениями других отделов нервной системы. Лишь комплексная оценка ситуации и методов ее исправления поможет найти выход из кризиса. Кстати, можно не стесняться и рассказать нанятому логопеду о своих сомнениях. Если он согласится с вами, что улучшение ситуации идет излишне медленно, сам предложит показать малыша специалистам другого профиля и выразит готовность сотрудничать с ним, а также выскажет пожелание переработать программу, это можно считать хорошим знаком.

P.S. И главное: не теряйте времени! Чем раньше обнаружена и диагностирована проблема в развитии речи, тем легче ее решить. Потому при первых признаках, что ребенок испытывает затруднения с выражением мыслей, стоит обратиться к специалисту. Чем позже начнутся занятия, тем дольше они будут длиться.

Расскажите в комментариях: а есть ли у вас опыт поиска детского логопеда – и насколько он был удачен?

5 30434

mir-tema.ru

Как выбрать логопеда для ребенка?

Помощь логопеда для ребенка может понадобиться в любом возрасте, но чаще всего найти логопеда решают родители совсем маленьких деток, у которых имеются проблемы с речью. Но как сделать правильный выбор логопеда среди такого большого количества кандидатов?

Личностные качества логопеда

Самым важным моментом при выборе логопеда являются его личностные качества. Ведь от того, как специалист взаимодействует с детьми и с малышами какого возраста чаще всего работает, зависит результат занятий с вашим чадом.

О жалобах на того или иного логопеда всегда можно посмотреть на популярных форумах.

Квалификация логопеда

Образование дефектологи получают либо в педагогических ВУЗах, либо в медицинских. В любом случае, если вы решили найти логопеда для ребенка высокой квалификации, не стоит стесняться попросить у него диплом об образовании.
 
Основа обучения в логопедии - практика. Ее длительность может быть и два, и три месяца. За это время будущий дефектолог получает незаменимый опыт работы. Главный критерий, по которому выставляется оценка - прогресс у детей в произношении звуков.

Обратите внимание на оценки в дипломе. Специальность логопеда получить не так легко - студенты проходят многочисленные практики и семинары. Плохие отметки, прежде всего, расскажут об отношении человека к своей профессии.

Таким образом, оценки покажут вам, стоит ли доверять своего ребенка выбранному логопеду.

Смотрим на опыт работы и категорию логопеда

Как и в любой сфере деятельности, лучший специалист тот, у которого имеется серьезный опыт работы. У логопедов есть еще один критерий оценки - категория. Если опыт работы у логопеда 5 лет и больше, а в графе "Категория" написано "Первая" или "Высшая", значит, такому логопеду можно смело доверять. В случае опыта работы 1-2 года и второй категории рекомендуется найти логопеда в специализированных центрах или в специальных сервисах по подбору репетиторов и тренеров.

Отзывы о логопедах

Отзывы о логопедах расскажут вам и то, какого прогресса и за какой промежуток времени достигли дети, и о том, как логопед общается с малышами. Узнать эту информацию можно у родителей, чьи дети уже прошли коррекцию речи. Найти таковых можно в школах, в детских садах и на специальных форумах.
Очень важно вовремя понять, что вашему чаду необходимы занятия с логопедом. Ведь чем старше ребенок, тем сложнее ему будет переучивать звуки.

Кстати, наука логопедия появилась в начале XX века, но специалисты появились лишь в 30-е годы. Именно тогда к работе с речью стали подходить более ответственно.

В каждом детском садике имеется свой логопед, который поможет вовремя обратить внимание на какие-либо проблемы с речью. Родителям стоит просто не игнорировать замечания и предпринять меры.

Поделиться в соц. сетях -

upstudy.ru

Как выбрать хорошего логопеда для ребенка?

В настоящее время каждый родитель старается максимально правильно и полноценно заботиться о своем ребенке, давать все то, что ему требуется для нормального роста, развития и функционирования.

Конечно же, с течением времени возникает необходимость обучения ребенка чтению, письму и так далее, но первоначально потребуется освоить с ним алфавит, научить правильно выговаривать буквы, слоги и слова, когда его речь как раз находиться на стадии формирования. Однако иногда с этим бывают трудности, и у ребенка могут возникать какие-то серьезные или незначительные дефекты речи, которые в любом случае необходимо корректировать.

Именно поэтому чаще всего с какими-либо нарушениями речевого развития детей обращаются к логопеду, который в процессе занятий с ними корректирует или полностью устраняет эти изменения. При этом стоит отметить, что любое нарушение исчезает быстрее, если вовремя обратиться к специалисту, поэтому лучше всего на самых ранних этапах, когда только был замечен дефект у ребенка, начать посещать логопеда, так что можно записаться к детскому логопеду вот ссылка. Однако также стоит помнить, что профессионала всегда нужно выбирать по нескольким критериям:

1. Обратите внимание на образование, ведь оно должно быть высшим, а лучше всего, если были пройдены какие-то дополнительные обучающие курсы и программы, которые повышали квалификацию специалиста, которые позволяют при этом работать с какими-либо особыми проблемами и дефектами.

2. Конечно же, опыт работы тоже имеет значение, ведь более опытный логопед сможет определить проблему, а также выяснить причины нарушения и с ними справиться. Но в то же время молодо специалист будет знать какие-то современные способы и методы устранения того или иного дефекта.

3. Также стоит обратить внимание на то, какие методы используются в процессе работы с ребенком, ведь любой родитель может присутствовать на занятии и ознакомиться с какими-либо особенностями ведения диалога и в общем поведения логопеда.

4. Можно узнать и о том, какими дополнительными инструментами будет пользоваться логопед при работе с ребенком с нарушениями речи, ведь чем богаче, чем больше этим материалов, тем лучше, ребенку будет интереснее, потому что будет разнообразие.

doloipryshi.ru

Все, что вы должны знать о логопедах

Первые слова из уст наших детей – это событие, которого с нетерпением ждут любые родители. И пускай они звучат неумело и едва отличимы от недавнего лепета, они воспринимаются с умилением и восторгом. Однако радости наступает конец, если с годами речь ребенка по-прежнему напоминает младенческий лепет, а словарный запас остается на прежнем уровне. Ведь это большой повод для беспокойства: если вовремя не научить ребенка говорить, у него могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками. Наивно думать, что речь может исправиться сама или ребенок просто лениться выговаривать звуки. Без помощи специалиста, репетитора-логопеда, ему просто не справиться.

Кто такой логопед?

Ошибочно полагать, что логопед – это врач. Это специалист педагогического профиля, однако местом его работы вполне может выступить поликлиника или больница. Он опирается, на медицинские показания, но его главная задача состоит в том, чтобы научить правильному произношению, т.е. устранить симптом, а не лечить. Массажи и упражнения, которые он использует в своей работе, не являются лечебными процедурами, и лекарств он не назначает. А вот методики, которые он использует, построены на основных педагогических принципах.

Когда нужно обращаться к логопеду?

1. До 2 лет ваш ребенок так и не заговорил

Стоит отметить, что по медицинским показаниям не говорить до 4 лет – это норма. Однако это правило распространяется лишь в том случае, когда ребенок реагирует на ваши слова, мимикой и жестами дает понять, что он вас слышит. Если вы понимаете, что никакого отклика на ваши действия нет, то это серьезный повод для беспокойства, поскольку у него могут наблюдаться серьезные проблемы со слухом или задержки в развитии, и чем раньше начать их исправление, тем лучше. 

2. В 4 года словарный запас вашего ребенка остается на прежнем уровне

Предложения ваш ребенок строит из 3-4 слов, половину смысла сказанного предпочитает выразить жестами, а на вопросы отвечает односложно «да» или «нет». Возможно, причиной этому послужило то, что вы сами избаловали своего ребенка: договариваете за него мысль сами, «сюсюкаетесь» с ним, - говоря иначе, пресекаете любую возможность начать говорить подобно взрослому. Изменить тактику общения никогда не поздно, но пренебрегать помощью специалиста не стоит, поскольку такая картина может свидетельствовать о проблемах психического характера.

3. Заикание

Если у вашего малыша началось заикание, помощь логопеда необходима. Причина этого недуга кроется, как правило, в сильном эмоциональном напряжении, и нередко требует вмешательства со стороны педиатра и невролога. Однако не стоит отчаиваться - благодаря современным методикам и дыхательной гимнастике избавиться от заикания можно даже в самых тяжелых случаях. Более того, логопедами также успешно исправляется заикание взрослых.

4. Косноязычие

Под косноязычием логопеды подразумевают неправильное произношение звуков. Например, вместо «р» ваш ребенок произносит «л» («колова» вместо «корова»), картавит, пропускает «л» в начале слова («ук» вместо «лук), вместо звука «ш» использует «с» или «ф». Конечно, на определенном этапе взросления все дети допускают ошибки в произношении – тревогу нужно бить тогда, когда проблема остается в возрасте 5 лет и выше. Не стоит надеяться, что все пройдет само – так вы обрекаете своего ребенка на трудности в общении со сверстниками, а это чревато и другими, более плачевными последствиями.

5. Проблемы с чтением и письмом

Если до поступления в школу осталось всего ничего, а ваш ребенок при чтении все еще путает буквы и слоги, не стоит грешить на неусидчивость и невнимательность. Это может быть признак более серьезной проблемы – дислексии. Более того, неправильное чтение в будущем отразится и на письме, и может привести к дисграфии – явлении, при котором ребенок допускает грамматические ошибки, путает буквы, схожие по написанию. Почему два этих нарушения неразрывно связаны? Все дело в слуховом восприятии – ваш ребенок может попросту плохо слышать звуки, а выражать их письменно, соответственно, ему тяжело. Ситуация исправляется  тренировкой речевого слуха и буквенного зрения. На это потребуются месяцы упорной работы, но первые результаты не заставят себя долго ждать.

Как работает логопед?

Занятие у логопеда проходит в игровой форме, доступной каждому ребенку. Специалист подбирает игру в зависимости от проблемы, которую следует скорректировать: игры для развития связной речи, для правильного звукопроизношения, слухового восприятия, для развития моторики, исправления ошибок при чтении и письме, устранения заикания и т.п. Игры чередуются со специальной гимнастикой для артикуляционного аппарата, упражнениями и логопедическим массажем. Длительность занятия варьируется от возраста ребенка: до 3-х лет не более 15 минут, до 7 лет не более 30 минут, для детей старше – 45 минут. Занятия большей продолжительностью не рекомендуются – самый эффективный отрезок составляет полчаса.

Что такое логопедическое заключение?

Поскольку логопед не является врачом, ставить диагноз он не может. Чтобы разобраться в данном вопросе, скажем, что под диагнозом подразумевается заключение о болезни и состоянии пациента на текущее время. Для этого врач проводит специальную диагностику. Логопед, в свою очередь, обходится только беседой и тестами, а фиксирует исключительно симптомы. Так составляется логопедическое заключение, основываясь на которое составляется индивидуальная программа корректирующих занятий.

Когда лучше всего обращаться к логопеду?

Как только начали замечать, что речь вашего ребенка чем-то отличается от речи его сверстников. Основные причины, по которым нужно обращаться к логопеду мы указали выше, однако главным образом каждому любящему родителю следует помнить о возможных последствиях проблем с речью: трудности в общении, комплексы, нереализованные таланты и желания, одиночество. Помня об этом, будьте бдительны и не пренебрегайте возможностью провериться у специалиста. Особенная осторожность требуется за год до поступления в школу – исправление дефектов речи требует месяцев работы, и вы не должны упускать время.

Где можно найти логопеда?

  • в детской поликлинике
  • в детском саду
  • в школе
  • на нашем сайте.

Как выбрать логопеда?

Получить профессию логопеда в наше время не составляет труда: дефектологическое образование предлагает огромное количество вузов, далеко не каждый из которых соответствует современным стандартам качества. Поэтому при выборе логопеда основным критерием профессионализма выступает его опыт – именно он являются надежной гарантией оказания помощи. Ведь проверить работу логопеда сразу нельзя, а говорить о результатах можно только спустя месяцы. За это время вы уже успеете потратить немалую сумму, поэтому вопрос о честности и добропорядочности логопеда встает в первую очередь. По этой причине мы советуем вам не обходить стороной студентов и молодых специалистов – их услуги стоят намного дешевле, но качество может оказаться ничуть не хуже тех, кто занимается коррекцией уже много лет. На нашем сайте представлен большой выбор анкет логопедов, обладающих настоящим профессионализмом.

moeobrazovanie.ru

Как выбрать логопеда для ребенка. Наш ребенок.

Логопед или дефектолог нужен сейчас большинству детей. Отставание от норм советского периода тотально. Говорящие дети в 1,5 года сейчас редкость.

Я не очень понимаю разницы в этих специалистах. Та хорошая работа, что я видел – специалисты перетекали из дефектолога в логопеда и обратно. Для меня речь - это сложное соединение трех частей пазла: моторика, мышление, общение.

Сначала частный случай. Красочное описание типичного занятий с дефектологом от внимательной и думающей мамы. К сожалению, частое. Ребенок над специалистом издевается или специалист не попал в потребности ребенка?

“Сегодня были с сыном у дефектолога, и я посмотрела на все происходящее с точки зрения уровней развития, о которых вы говорили. Дефектолог пытается чему-то учить сына, понятиям "большой-маленький", словам, цветам, сортировке... Сын ничего не выполняет из ее заданий. Почти ничего. И у него совсем нет мотивации. А я плачу за это деньги.

Например, она разбирает перед ним матрешку, и сын должен показать, где большая, а где - маленькая. А сын просто берет одну из матрешек и много раз открывает ее (откручивает) и закрывает... Игнорируя все вопросы. И как дефектолог ни пыталась вытащить из него анализ размера матрешек... Он только брал каждую и открывал-закрывал.

Она ждет, что он положит фигурки животных на соответствующие картинки. А он вообще не слушает преподавателя, просто теребит в руках каждую фигурку, а когда надоест - кладет абы куда, без раздумий. И в определенный момент отшвыривает все со словами: "Все! Все! Все”. Мне пока непонятно, как компенсировать его отставание в развитии. Но явно это надо делать через сенсомоторный уровень».

Итак, на что обратить внимание при выборе логопеда.

1. Если логопед приходит, раскладывает свои методички и выдергивает ребенка из его деятельности по созданию домика для собачки, игры с кастрюлями или с веревочкой, например, то смотрите, что она предлагает взамен. Если методичку, на которую ребенок не реагирует эмоционально – задумайтесь. Ребенок усваивает хорошо при эмоциональном включении. И не только ребенок – мы тоже так лучше воспринимаем. Если его нет – ребенок устает и отключается.

При хорошем раскладе звуки ребенок говорить научится, но при эмоциональном включении могут опять возникнуть трудности. Т.е. в спокойной обстановке с логопедом (если ребенок вообще согласится заниматься) ребенок научился говорить правильно. А вот когда ребенок будет заниматься чем-то своим и в игре, эмоционально включится, начнет вам на эмоциях говорить, то навык опять “слетит”.

Анастасия Платонова о занятиях логопеда с её ребенком пишет так: «Занималась она с ним, пока Даня выделывал фортеля на шведской стенке - только так это работало». Любому навыку надо учиться в максимально приближенных условиях к тем, в которых вы его собираетесь использовать. Речи нужно учиться в эмоционально насыщенной среде.

Мне вспоминается история, которую нам рассказывали в институте. Наш профессор по теории и методике физической культуры была консультантом в сборной страны по большому теннису. Она рассказала, как одна из спортсменок совершала много двойных ошибок на подаче. Тренировала подачу на каждой тренировке, но на игре опять ошибки. Выяснилось, что на тренировке выполняла подачу с пульсом ниже, чем у нее был на игре. Изменили методику, научилась выполнять подачу с пульсом выше и получили результат.

2. «Я работаю по методике...». Т.е. есть шаг 1, шаг 2, шаг 3 и косность. А если ребенок находится на 5-м шаге, то первые 4 занятия будет скучно. Ребенок заскучает. Получается, что специалист не может подогнать методику под ребенка, а подгоняет ребенка под методику. Утрирую, но именно это называется отсутствием индивидуального подхода.

3. Спросите, почему у ребенка нет качественной речи. В чем логопед видит причину проблем в развитии речи. Например, ребенок глотает звуки. В чем причина: дыхание не поставлено, артикуляционный аппарат плохо работает или с удержанием внимания проблема - он все время торопится «на поезд»? Как будут действовать на проблему выбранные упражнения? Как могут включиться в работу сами родители? Куда будет полезно еще походить ребенку?

И опять обращусь к комментариям: "Олег, меня зовут Наташа. Я - логопед. Часто обращаются родители с молчащими детками, отправляю к прикладному кинезиологу. Что думаете?"

Что я думаю? Думаю, что вы молодец. Хочется уметь все самому, но это невозможно. Я, как кинезотерапевт, в свою очередь отправляю к логопеду. Очень часто нужен комплексный взгляд и работа команды.

4. Спросите, какая методика подходит именно вашему ребенку и почему логопед решил использовать ее? Вот у психотерапевтов есть разные методы – телесная психотерапия, психоанализ и т.д. Среди детей есть визуалы, есть тактильные/моторные ребята, есть слухачи. Как специалист будет подбирать вашему ребенку схему работы и по каким критериям? Как будет ее адаптировать? Важный вопрос, на который хочется получить ответ. Хочется понимать, что происходит.

5. Ребенку должно быть интересно на занятиях. Тогда он будет стараться. Если ребенку скучно, то он ничего делать не захочет. Если ребенку скучно – это проблема логопеда, а не ребенка. Нормальное взаимодействие с ребенком выглядит так: “Фёдор потом вечером спрашивал, когда ещё придет дядя с ним поиграть”.

Мастер, грамотный, умный, но не нашли общего языка с ребенком. Это нормально, так бывает и не надо этого бояться. Для меня это основной фактор для нахождения своего специалиста. Чтобы говорить, нужна потребность делиться своими мыслями и переживаниями, нужно доверие. Если было скучно, то и делиться нечем. Не доверяю - закрываюсь. Зачем тогда вообще говорить. Я умею говорить, но не говорю о том, что мне совершенно неинтересно. Дальше я буду отказываться от такого рода занятий.

www.ourbaby.ru

Как выбрать логопеда / дефектолога для ребенка

Довольно частый вопрос – ребенок не хочет заниматься с логопедом. Сначала частный случай. Красочное описание типичного занятий с дефектологом от внимательной и думающей мамы с текущего практикума. К сожалению, частое. Ребенок над специалистом издевается или специалист не попал в потребности ребенка?

“Сегодня были с сыном у дефектолога, и я посмотрела на все происходящее с точки зрения уровней развития, о которых вы говорили. Дефектолог пытается чему-то учить сына, понятиям “большой-маленький”, словам, цветам, сортировке… Сын ничего не выполняет из ее заданий. Почти ничего. И у него совсем нет мотивации. А я плачу за это деньги. Например, она разбирает перед ним матрешку, и сын должен показать, где большая, а где – маленькая. А сын просто берет одну из матрешек и много раз открывает ее (откручивает) и закрывает… Игнорируя все вопросы. И как дефектолог не пыталась вытащить из него анализ размера матрешек… Он только брал каждую и открывал-закрывал…
Она ждет, что он положит фигурки животных на соответствующие картинки… А он вообще не слушает преподавателя, просто теребит в руках каждую фигурку, а когда надоест – кладет абы куда, без раздумий. И в определенный момент отшвыривает все со словами: “Все! Все! Все”. Мне пока непонятно, как компенсировать его отставание в развитии. Но явно, это надо делать через сенсомоторный уровень.”

Итак, по пунктам.

Как выбрать логопеда для ребенка? Рынок богат. Что, на мой взгляд, значит “хороший логопед, дефектолог“?

1) Если логопед приходит, раскладывает свои методички и выдергивает ребенка из его деятельности по созданию домика для собачки, игры с кастрюлями или с веревочкой, например, то смотрите, что она предлагает взамен. Если методичку, на которую ребенок не реагирует эмоционально – задумайтесь. Ребенок хорошо усваивает информацию при эмоциональном включении. И не только ребенок – мы тоже так лучше воспринимаем. Если его нет – ребенок устает и отключается.

При хорошем раскладе звуки ребенок говорить научится, но при эмоциональном включении могут опять возникнуть трудности. Т.е. в спокойной обстановке на занятиях с логопедом (если ребенок вообще согласится заниматься) ребенок научился говорить правильно. А вот когда ребенок будет заниматься чем-то своим и в игре, эмоционально включится, начнет вам на эмоциях говорить, то навык опять “слетит”.

Анастасия Платонова о занятиях логопеда с её ребенком пишет так: – “Занималась она с ним, пока Даня выделывал фортеля на шведской стенке – только так это работало.”

Любому навыку надо учится в максимально приближенных условиях к тем, в которых вы его собираетесь использовать. Речи нужно учиться в эмоционально насыщенной среде.

Мне вспоминается история, которую нам рассказывали в институте. Наш профессор по теории и методике физической культуры была консультантом в сборной страны по большому теннису. Она рассказала, как одна из спортсменок совершала много двойных ошибок на подаче. Тренировала подачу на каждой тренировке, но на игре опять ошибки. Выяснилось, что на тренировке выполняла подачу с пульсом ниже, чем у нее был на игре. Изменили методику, научилась выполнять подачу с пульсом выше и получили результат.

2) «Я работаю по методике…». Т.е. есть шаг 1, шаг 2, шаг 3 и косность. А если ребенок находится на 5 шаге, то первые 4 занятия будет скучно. Ребенок заскучает. Получается, что специалист не может подогнать методику под ребенка, а подгоняет ребенка под методику. Утрирую, но именно это называется отсутствием индивидуального подхода.

3) Спросите, почему у ребенка нет качественной речи. В чем логопед видит причину проблемы речи ребенка. Т.е, например, ребенок глотает звуки. В чем причина: дыхание не поставлено, артикуляционный аппарат плохо работает или с удержанием внимания проблема и все время торопиться «на поезд»? Как будут действовать на проблему ребенка выбранные логопедом упражнения? Как могут включиться в работу сами родители? Куда будет полезно еще походить ребенку?

И опять я обращусь к вашим комментариям. Из комментариев: “Олег, меня зовут Наташа. Я – логопед. Часто обращаются родители с молчащими детками, отправляю к прикладному кинезиологу. Что думаете?”
Что я думаю? Думаю, что вы молодец. Хочется уметь все самому, но это невозможно. Я, как кинезотерапевт, в свою очередь отправляю детей на занятия к логопеду. Очень часто нужен комплексный взгляд и работа команды.

4) Спросите, какая методика подходит именно вашему ребенку и почему логопед решил использовать ее? Как у психотерапевтов есть разные методы – телесная психотерапия, психоанализ и т.д. Есть визуалы, есть тактильные/моторные ребята, есть слухачи. Как специалист будет подбирать вашему ребенку схему работы и по каким критериям? Как будет ее адаптировать? Важный вопрос, на который хочется получить ответ. Хочется понимать, что происходит.

5) Ребенку должно быть интересно на занятиях с логопедом. Значит он будет стараться. Если ребенку скучно, то он ничего делать не захочет. Если ребенку скучно – это проблема логопеда, а не ребенка. Нормальное взаимодействие с ребенком выглядит так: “Фёдор потом вечером спрашивал, когда ещё придет дядя с ним поиграть”.

Мастер, грамотный, умный, но не нашли общего языка с ребенком. Это нормально, так бывает и не надо этого бояться. Для меня это основной фактор для нахождения своего специалиста. Чтобы говорить нужна потребность делиться своими мыслями и переживаниями, нужно доверие. Если было скучно, то и делиться нечем, не доверяю – закрываюсь. Зачем тогда вообще говорить. Я умею говорить, но не говорю о том, что мне совершенно не интересно. Дальше я буду отказываться от такого рода занятий.

P.S. Логопед или дефектолог нужен сейчас большинству детей. Я не очень понимаю разницы в этих специалистах. Та хорошая работа, что я видел – специалисты перетекали из дефектолога в логопеда и обратно. Отставание от норм советского периода тотально. Говорящие дети в 1,5 года сейчас редкость. Для меня речь это сложное соединение трех частей пазла: моторика, мышление, общение. Моторика обеспечивает желание поделиться своей мыслью. Понимание специалиста с чем работаем и определяет род занятий.
Ищите своего специалиста!

olegleonkin.ru


Смотрите также