Микрофон для записи голоса в домашних условиях как выбрать


Запись голоса в домашних условиях. Полный гид.

Запись голоса – процесс сам по себе не очень сложный, а базовое оборудование не требует больших вложений. И все же, качество звука напрямую зависит от звукозаписывающего оборудования и методов его использования.

Нижеследующий текст содержит информацию по записи голоса с использованием компьютера и программного обеспечения. Информация также может приниматься во внимание для подкастов, озвучивания видео, записи аудиокниг и других аналогичных мультимедийных проектов.

Оборудование первой необходимости:

  • Микрофон: именно он  нужен для захвата звука. Качество микрофона будет иметь значение для итогового результата.
  • Наушники: необходимы, чтобы иметь возможность прослушивать материал.
  • Микрофонная стойка: на нее устанавливается микрофон для удобства работы.
  • Антивибрационное крепление снижает уровень вибраций и тряску микрофона.
  • Поп-фильтр: зачастую микрофон улавливает большой поток воздуха от взрывных согласных типа "Б" и "П", которые могут перегружать сигнал. Поп-фильтр рассекает этот поток и данные проблемы исчезают.
  • Акустическая среда: в комнате, где будет происходить запись, не должно быть никаких лишних источников шума, иначе все они запишутся вместе с голосом. Соответственно, об акустике нужно позаботиться заранее.

Какой микрофон нужен для записи?

Существует несколько типов микрофонов:

  • USB микрофон. Такой микрофон подключается напрямую к компьютеру через USB порт. Для начинающих это один из самых лучших вариантов, характеризующийся небольшой стоимостью. По типу капсюля такие микрофоны, как правило, являются конденсаторными.
  • Динамический микрофон для броадкастинга. В большинстве случаев используется на радиовещании. Обладают теплым звучанием и меньшей чувствительностью. Уровень записи окружающих шумов у них из-за этого меньше, но и говорить при этом приходится непосредственно в микрофон, с максимально близкого расстояния.
  • Конденсаторный студийный микрофон с большой мембраной. Часто такие микрофоны используются на звукозаписывающих студиях для записи вокала и инструментов, так как имеют насыщенные и детализированные средние и  верхние частоты.

Достоинства и недостатки USB  микрофонов

Плюсы:

  • USB микрофон подключается к стандартному USB порту компьютера
  • Возможна запись напрямую на компьютер без привлечения дополнительно оборудования
  • Сравнительно невысокая стоимость

Минусы:

  • Не может использоваться как профессиональный микрофон, так как является USB устройством, и, соответственно, не всегда обладает поддержкой ASIO .
  • В большинстве своем такие микрофоны зависят от компьютера, а потому назвать их универсальными нельзя.

Достоинства и недостатки динамического микрофона для бродкастинга

Плюсы:

  • В сравнении с микрофонами с большой мембраной, динамический микрофон удобнее в работе, так как имеет свойство сглаживать при записи взрывные звуки.
  • Для работы микрофон для броадкастинга не требует фантомного питания. (Про фантомное питание будет рассказано далее).

Минусы:

  • Несмотря на теплое звучание, динамический микрофон имеет низкую детализацию верхних и средних частот.
  • Из-за меньшей чувствительности говорить в микрофон придется с максимально близкого расстояния.
  • При работе с компьютером потребуется дополнительное оборудование.

Достоинства и недостатки конденсаторного микрофона с большой мембраной

Плюсы:

  • Детализированное звучание с насыщенными верхними частотами.
  • С правильными настройками микрофона можно записать звук великолепного качества.

Минусы

  • Ультра-чувствительный капсюль такого микрофона более восприимчив к вибрациями и нежелательным шумам.
  • Для работы с компьютером потребуется дополнительное оборудование.
  • Требуется фантомное питание для работы.

Что такое фантомное питание и зачем оно необходимо?

Для нормальной работы некоторым микрофонам нужен электрический ток напряжением от +1,5 до +52 вольт. Как правило, используется +48 V. Именно он и называется фантомным питанием. Работа с ним совсем не сложная, поэтому игнорировать этот аспект не стоит.

Как подключить к компьютеру микрофон без USB интерфейса?

Аудио-интерфейс – вот лучший способ подключить профессиональный 3-пиновый XLR микрофон к компьютеру. Аудио-интерфейс – это устройство, подключаемое к компьютеру  посредством шины PCI, USB, FireWire или Thunderbolt. Большинство аудио-интерфейсов оборудованы назначаемыми микрофонными XLR входами, выходами на наушники и некоторыми другими разъемами и элементами управления для удобной работы.

Правда ли, что аудио-интерфейсы обеспечивают лучшее качество звука?

Подключение микрофона напрямую к внешнему аудио-интерфейсу даст чистый и ровный звук, но для получения высочайшего качества звучания рекомендуется использовать дополнительное внешнее оборудование, как на студиях. USB микрофоны не поддерживают подключение к внешним источникам.

Какое дополнительное оборудование стоит использовать для записи?

Существует множество внешних устройств, которые можно использовать: микрофонные предусилители, динамические процессоры, микшеры и др. Качественный микрофонный предусилитель обеспечит чистый звук и поспособствует выявлению лучших звуковых характеристик микрофона. Динамические процессоры (компрессоры, экспандеры и лимитеры) помогут сгладить аудио сигнал так, чтобы он звучал в треке ровно и чисто. Под настройками  микшера подразумевается управление микрофонными преампом и динамическим процессором. Некоторые из них разработаны специально для вокала и имеют специальные инструменты (де-эссеры), которые делают их незаменимыми.

Что такое де-эссер и зачем он нужен?

Де-эссер подавляет свистящие и жесткие звуки – «С», «З», «Ш». Устройство находит проблемные частоты и делает их тише, сглаживая тем самым звучание.

Поп-фильтр – что это?

Микрофоны для записи  очень чувствительны, они улавливают все нюансы, включая свистящие и взрывные звуки. Слова, начинающиеся с букв «Б», «П», создают столь резкие звуки, что могут перегрузить капсюль. Слова на букву «С» порой создают свистящие звуки. Самый эффективный способ предотвратить их появление в записи – использовать поп-фильтр.

Поп-фильтр представляет собой небольшой экран, который крепится к микрофонной стойке или даже к поверхности стола при помощи специальной прищепки. Положение поп-фильтра можно менять благодаря гибкой гусиной шее.

Какая стойка необходима для записи?

Если во время работы вы собираетесь сидеть за столом, то хорошим решением  станет пантограф или настольная стойка. Последний вариант – это уменьшенный вариант обычной микрофонной стойки. Пантограф более сбалансирован, он крепится к краю стола специальным винтом. Пантограф удобен тем, что гибок в использовании и может быть установлен практически под любым углом.

Для тех, кто хочет работать стоя, существуют напольные микрофонные стойки. Их высота может регулироваться, что очень удобно.

Зачем нужно антивибрационное крепление («Паук», Shock Mount)?

Антивибрационное крепление – это специальная система, к которой крепится микрофон, в результате чего возникновение шума и вибрации сводится к нулю. Крепление устанавливается на микрофонную стойку. Вид антивибрационного крепления зависит от того, какой микрофон вы собираетесь использовать. Иногда подобные крепления поставляются в комплекте с микрофоном.

Как организовать помещение?

Профессиональные студии звукозаписи обычно оборудованы специальной вокальной камерой, которая позволяет вести запись без лишних шумов. Известно, что жесткие поверхности (пол, потолок, стены, столы) отражают звук на все пространство помещения. Комнатам с высокими потолками и необычных форм особенно характерна данная проблема. В повседневной жизни вы можете и не замечать подобных звуков, однако чувствительный микрофон обязательно их распознает.

Наилучший способ создать хорошую атмосферу для записи звука в помещении – использовать звукопоглощающий материал. Можно воспользоваться изоляционным фильтром. Это своего рода стенка, покрытая абсорбирующим материалом, которая устанавливается сзади и по бокам микрофона. В большинстве своем такие фильтры очень тяжелые, поэтому нужно заранее позаботиться об устойчивости стойки.

Существует еще один способ минимизации шума – использование акустических панелей. Они бывают разных форм и размеров, что достаточно удобно.

Зачем мне  использовать наушники?

При записи голоса наушники необходимы для того, чтобы микрофон не улавливал звук из ваших акустических систем. Важно записывать в тихой комнате, а наушники позволят прослушивать без помощи АС. Если запись будет вестись с включенной АС, то качество звука ухудшится, может возникнуть неприятный свист из-за обратной связи (Feedback). Кроме того, велика вероятность нарушения слуха и непосредственно самого оборудования.

Какой тип наушников мне нужен?

Самый лучший тип наушников – закрытые. Как видно из названия, задняя поверхность чашек этих наушников целиковая, что предотвращает попадание внешнего шума и прочих звуков.

Можно ли обеспечить наушниками несколько людей?

Да, но для этого понадобится сплиттер-усилитель для наушников, который позволить направить один разъем джек для наушников с аудио интерфейса или компьютера на несколько наушников. Одно из преимуществ работы со сплиттером-усилителем для наушников – возможность независимо понизить или повысить громкость на разных наушниках. То есть, если работают три человека, то они смогут выстроить необходимый уровень громкости для каждого отдельно.

Как мониторить звук без наушников?

Вместо того, чтобы подключать компьютер к компьютерным или домашним АC, лучше воспользоваться студийными мониторами. Пара хороших студийных мониторов обеспечит вам достаточное представление о качестве звучания во время редактирования вашей записи. Классические АС очень сильно изменяют звук, делая его более привлекательным, тогда как студийные мониторы гарантируют ровные частоты, воспроизводя звук таким, каким он есть.

Какой использовать софт?

Конечно, в первую очередь стоит исходить из собственных предпочтений. Большинство программ имеют специализированные инструменты для работы с голосом. Также существуют программы, которые осуществляют импорт видео файлов.

Лучше всего использовать тот софт, работа в котором не вызывает у вас вопросов. То есть, если  нет необходимости в создании сложного микса, то совершенно необязательно начинать борьбу со сложным ПО.

Как плагины влияют на звучание?

При  микшировании плагины необходимы, их нужно рассматривать как внешнее оборудование. Профессионалы применяют плагины виртуальных процессоров для пост-продакшн и достижения идеального звучания. Интересная фишка такого подхода заключается в том, что вы сможете экспериментировать до тех пор, пока не получится идеальный вариант.

Кроме того, существует много функций, которые могут быть реализованы через плагины, не считая настройки эквалайзера и динамической обработки. Плагины предлагают огромный выбор интересных эффектов, одни из наиболее востребованных эффектов – реверберация и эхо.

Зачем нужно использовать эффекты?

Добавление эффектов и звуков может значительно преобразить микс, особенно если вы работаете над проектом самостоятельно и не планируете прибегать к помощи профессионалов. Используя коммерческую музыку, нельзя забывать об авторских правах. Это может повлечь некоторые сложности, если вы планируете размещать треки в сети, особенно на Youtube. Способ избежать такой ситуации – воспользоваться бесплатной музыкой. Звуковые эффекты можно использовать для акцентирования  каких-то моментов, чтобы звучание было таким, каким вы его себе представляли. Существуют большие библиотеки звуков, многие из них включают звуковые сэмплы, которые позволяют создать атмосферу нахождения в городе, на пляже и любом другом месте.

Есть ли какой-либо другой способ записи?

Конечно, можно вести запись и другими способами. Например, использовать цифровой рекордер. Данные устройства обладают встроенными конденсаторными микрофонами. Некоторые модели также обладают дополнительными входами, для подключения внешних микрофонов. Это отличный вариант для тех, кто часто путешествует, но при этом хочет получить качественный результат. Карманный рекордер можно использовать и для создания собственной коллекции звуков.

Ключевые моменты:

  • Микрофон – это не единственное устройство, которое вам понадобится;
  • Наушники необходимы для мониторинга звука;
  • Работать с микрофонной стойкой удобнее;
  • Звуковая изоляция помещения очень важна, используйте звукопоглощающий материал;
  • Поп-фильтр поможет отсечь резкие звуки;
  • Не нужно игнорировать плагины и звуковые эффекты;
  • По типу подключения есть 2 вида микрофонов: USB микрофоны и аналоговые;
  • USB микрофон подключается к компьютеру напрямую;
  • Конденсаторные микрофоны обладают насыщенными и яркими частотами;
  • Лучший способ подключить аналоговый микрофон к компьютеру – использовать аудио интерфейс;
  • Аудио интерфейсы – это внешние инструменты, которые подключаются к компьютеру по USB, Thunderbolt и другим портам;
  • Работать лучше с теми программами, которые вы хорошо знаете ;
  • Лучшая микрофонная стойка, если вы работаете за столом, – пантограф;
  • Антивибрационное крепление («паук») – система, которая предотвращает тряску и вибрацию микрофона;
  • Изоляционный фильтр – это неплохой способ отфильтровывать ненужные звуки;
  • Закрытые наушники лучше подходят для записи вокала;
  • Усилитель для наушников позволит передать сигнал на несколько разных устройств;
  • Студийные мониторы дадут вам точную картинку звучания вашего трека;
  • Для управления инструментами можно использовать дополнительное внешнее оборудование;
  • Микрофонные преампы – это усилители, которые усиливают сигнал с микрофона;
  • Компрессоры делают тихие  части трека громче, а громкие – тише;
  • Для записи также можно использовать портативные рекордеры.

За основу статьи взят материал bhphotovideo.co

www.dj-store.ru

Микрофоны для студии звукозаписи: полный гайд для новичков

Что вы увидите, зайдя на сайт любого музыкального супермаркета?

Тысячи и тысячи микрофонов.

Но нужно ли столько вашей домашней студии звукозаписи?

Конечно, нет.

Однако, если вы не знаете:

  • различные типы микрофонов,
  • инструменты, которые они записывают,
  • какие производители лучше других…

Как, чёрт возьми, вы собираетесь понимать, какие микрофоны вам НЕ нужны…

Чтобы понять, какие вам требуются?

Ответ… никак. Вы сделаете несколько глупых покупок и в процессе потратите кучу времени и денег.

Поэтому чтобы разделить с вами головную боль первого выбора…

Я составил всеобъемлющий гайд, в котором собрал всё, что нужно новичкам для того, чтобы выбрать правильный микрофон для домашней студии.

Звучит неплохо, да? Тогда начнём.

Первое…

2 основных категории микрофонов

Одной из первых вещей, которые мы узнаем…

Будут 2 всеобъемлющие категории студийных микрофонов:

  1. Конденсаторные
  2. Динамические

95% микрофонов, которые вы когда-либо будете использовать…

Будут принадлежать к одной из этих категорий. Это просто.

Сложнее понять 8 КЛЮЧЕВЫХ РАЗЛИЧИЙ.

Давайте их обсудим. Начнём с…

1. Частотная характеристика

Прописная истина новичка гласит:

Конденсаторные микрофоны больше подходят для высокочастотных инструментов… например:

  • акустической гитары
  • тарелок
  • пианино

А динамические микрофоны лучше работают с низко- и среднечастотными инструментами, такими как:

  • барабаны
  • электрогитары

На самом деле, всё гораздо сложнее, но для начала сойдёт и так.

2. Размер и вес диафрагмы

Конденсаторные микрофоны лучше работают с высокими частотами, потому что…

Они используют меньшую, более лёгкую диафрагму для улавливания звука.

Поскольку в высоких частотах МЕНЬШЕ энергии, чем в низких, в них нет столько силы, чтобы сдвигать больший вес.

Поэтому более тяжёлые диафрагмы динамических микрофонов гораздо менее отзывчивы к ним.

3. Внутренняя схема

Преимуществом тяжёлой диафрагмы является то, что…

Большая масса генерирует больше энергии при движении, и внешний источник питания становится не нужен. Поэтому динамические микрофоны называют “пассивными”.

Конденсаторные микрофоны, в свою очередь, “активные” и нуждаются в “фантомном питании” для усиления низкого напряжения.

Но это ни в коем случае не недостаток.

Благодаря фантомному питанию, конденсаторные микрофоны могут достигать большего коэффициента усиления и записывать более мягкие звуки.

4. Долговечность диафрагмы

К сожалению, более лёгкие диафрагмы конденсаторных микрофонов, помимо прочего, более хрупкие.

На высоких уровнях звукового давления (УЗД) они теоретически могут повредиться.

Поэтому более сильная диафрагма динамических микрофонов лучше для громких инструментов вроде барабанов.

5. Долговечность в целом

Не только диафрагма динамических микрофонов, но и их конструкция в целом сильнее, чем в конденсаторных.

Если уронить динамический микрофон на пол, то ему, скорее всего, ничего не будет. Если же уронить конденсаторный микрофон — шансы, что он выживет, невелики.

Это причина, по которой динамические микрофоны — отличный вариант для сцены.

6. Влагостойкость

Ещё одна причина, почему динамические микрофоны отлично подходят для сцены…

Они хорошо справляются с изменениями окружающих условий, такими как влажность.

Конденсаторные микрофоны, напротив, испытывают проблемы при резких перепадах влажности.

7. Запас усиления до появления обратной связи

Третья причина, по которой динамические микрофоны хороши на сцене…

В них больше запас усиления до появления обратной связи.

В живых условиях, когда много микрофонов записывают много звуков в непосредственной близости друг от друга… обратная связь становится проблемой.

Но поскольку динамические микрофоны в общем менее чувствительны, чем конденсаторные, они лучше и в сопротивлении обратной связи.

8. Ценник

Сравнивая лучшие динамические микрофоны с лучшими конденсаторными…

  • динамические микрофоны стоят максимум 400–500 $ за штуку. Однако…
  • конденсаторные микрофоны могут стоить 5–10 тысяч баксов КАЖДЫЙ.

Кого-то это может напугать…

Не беспокойтесь, есть множество доступных вариантов и для бюджетных студий.

Далее…

Что лучше для студийной записи?

Многие новички делают НЕПРАВИЛЬНЫЙ вывод, что конденсаторные микрофоны чем-то лучше динамических для студийной записи.

Такой вывод вообще сделать не то чтобы трудно.

Но на самом деле… НЕТ лучшего микрофона, и НИ ОДИН микрофон не будет хорош для ВСЕГО.

Поэтому помимо этих практически всеобъемлющих категорий…

Студии звукозаписи используют разнообразные микрофоны, у каждого из которых есть своя задача.

В следующем разделе поговорим о каждом из них в подробностях…

9 подкатегорий микрофонов

Вам следует знать 9 подкатегорий микрофонов:

  1. Конденсаторные с большой диафрагмой
  2. Конденсаторные с маленькой диафрагмой
  3. Динамические 
  4. Басовые
  5. Ленточные
  6. Мультидиаграммные
  7. USB
  8. Поверхностные
  9. Направленные

Давайте подробней поговорим о каждой. Первые в списке…

1. Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой

Вы очень много раз видели их в кино.

Ну, знаете классический сценарий?

Когда молодая поп-звезда записывает свой первый студийный альбом?

Микрофон, который вы видите, ВСЕГДА конденсаторный с большой диафрагмой.

Он не только хорошо смотрится в кадре… Это стандартный микрофон для записи вокала.

И поскольку он отлично подходит многим другим инструментам…

Обычно это первый микрофон в списке покупок для новой студии.

В этом посте можно почитать мои рекомендации:

Классический пример:

Далее…

2. Конденсаторные микрофоны с маленькой диафрагмой

Также известные как “микрофоны-карандаши”…

Конденсаторные микрофоны с маленькой диафрагмой используются для записи инструментов, богатых высокими частотами, такими как тарелки и акустическая гитара.

Так же, как в конденсаторных микрофонах с большой диафрагмой используется меньшая диафрагма, чем в динамических микрофонах

В конденсаторных микрофонах с маленькой диафрагмой она ещё меньше.

В итоге такие микрофоны — лучшие для записи этого красивого высококлассного блеска.

В домашних студиях они идеальны для вокалистов и авторов песен.

Если вы поёте и играете на акустической гитаре, пара конденсаторных микрофонов с маленькой диафрагмой станет отличным дополнением к записывающему голос микрофону.

Вот какие я рекомендую:

Классический пример:

Следующее…

3. “Практичные” динамические микрофоны

Вообще практичные динамические микрофоны — это не “официальная” категория микрофонов…

В этой статье будем считать, что она таковой является.

Потому что среди множества динамических микрофонов, специализирующихся на одной конкретной задаче…

Есть несколько избранных моделей, так называемых “классических”, которые НАСТОЛЬКО многофункциональны, что могут работать практически с чем угодно.

Например, они считаются стандартными для записи:

  • электрогитары
  • барабанов
  • рок-вокала

Именно поэтому… в закромах профессиональных студий спрятан десяток таких микрофонов.

Для небольших коллекций микрофонов в домашних студиях достаточно одного такого.

Вот какие я рекомендую:

Классический пример:

Далее…

4. Басовые микрофоны

Хоть средний динамический микрофон и справляется нормально с басовыми инструментами…

Для записи ДЕЙСТВИТЕЛЬНО низкого звука…

Большинство звукоинженеров предпочитают микрофон, специально созданный для этого.

Известные как басовые микрофоны или микрофоны для бас-барабана

Они отличаются уникальными частотными характеристиками, такими как:

  • повышение уровня низких частот
  • небольшой диапазон средних частот
  • повышение эффекта присутствия

При использовании с басовым барабаном они улавливают как глухой звук барабана, так и звук удара педали.

Также они хороши с басовыми кабинетами, да и вообще практически с любым низкочастотным инструментом, который вы себе можете представить.

Для домашней студии всегда полезно иметь как минимум один, по понятным причинам.

Вот что я рекомендую:

Классический пример:

Далее…

5. Мультидиаграммные микрофоны

Обычно имеющие форму конденсаторного микрофона с большой диафрагмой…

Мультидиаграммные микрофоны с их уникальной конструкцией с двойным капсюлем…

Имеют возможность переключения диаграмм направленности:

  • Кардиоидной
  • Всенаправленной
  • “Восьмёркой”

Это делает их весьма универсальными, особенно для стереозаписи.

Хоть это и НЕ главный приоритет для новичков…

Чем раньше вы ознакомитесь с мультидиаграммными микрофонами, диаграммами направленности микрофонов и стереозаписью, тем быстрее будет расти качество ваших записей.

Классический пример:

Как только это произойдёт…

Вы будете чаще использовать и следующий тип микрофонов:

6. Ленточные микрофоны

Среди всех микрофонов из этого списка, ленточные микрофоны — ЕДИНСТВЕННЫЕ, не являющиеся ни динамическими, ни конденсаторными.

Они входят в свою собственную категорию, потому что:

Вместо использования диафрагмы они используют тонкую алюминиевую ленту для улавливания звука.

Другие примечательные особенности этих микрофонов:

  • Долговечность, сравнимая с динамическими микрофонами
  • Чувствительность на высоких частотах, сравнимая с конденсаторными микрофонами
  • Диаграмма направленности “восьмёркой”

Высоко ценящиеся профессионалами за свой уникальный звук… они редкий гость в домашних студиях из-за высокой цены.

Но если вы захотите попробовать, загляните в этот пост:

Классический пример:

Далее…

7. USB-микрофоны

Вы вряд ли встретите их в профессиональной студии… а до 2005 года их вообще не существовало.

Но благодаря недавнему росту популярности домашних студий и подкастов

USB-микрофоны сейчас встречаются чаще, чем когда-либо.

По сравнению с обычными микрофонами, которым нужны предусилители, интерфейсы и т. д…

USB-микрофоны подключаются прямо к ноутбуку без дополнительного оборудования. А некоторые даже с планшетами работают!

Эта простота в использовании делает их идеальными для тех, кто хочет окунуться в домашнюю запись… не тратя деньги на “настоящую” студию.

Вот какие я рекомендую:

Классический пример:

Идём дальше…

8. Поверхностные микрофоны

Вы вряд ли встретите такой в домашней студии…

А некоторые владельцы студий и не слышали о них.

Но для многих профессионалов поверхностные микрофоны, также известные как PZM-микрофоны, — незаменимое устройство в их записывающем арсенале.

Вот как они работают:

Вместо стойки они крепятся на плоскую поверхность комнаты, например, на пол или на стену.

Пока остальные микрофоны страдают от “прочёсывания” (когда прямой и отражённый сигналы смешиваются)…

Поверхностные микрофоны лишены этого недостатка… потому что у стены прямой и отражённый сигнал автоматически смешиваются.

Вне студии они используются:

  • В конференц-залах, где их кладут на стол
  • В театрах, где их кладут на сцену

В студии они используются как

  • Комнатные микрофоны, закреплённые на стене
  • Микрофон басового барабана, крепящиеся на обечайке

Когда у вас будет внушительная коллекция микрофонов, советую попробовать и этот.

Классический пример:

Последние в списке…

9. Направленные микрофоны

Обычно не использующиеся в студиях звукозаписи…

Направленные микрофоны можно часто встретить в фильмах и в телевизоре, и люди часто интересуются, для чего они нужны.

Обычно их используют в новостных репортажах и при съёмках дикой природы…

Эти микрофоны известны благодаря своей уникальной способности изолировать звук.

Это происходит благодаря резонансной трубке с отверстиями для отсеивания сторонних шумов. Чем длиннее трубка, тем ýже угол улавливания.

Используя эти микрофоны, можно записывать прямо из источника звука в гораздо более шумном окружении.

Продвинутые звукоинженеры иногда их используют в студии, а нам они вряд ли когда-либо потребуются.

Ну, вы теперь хотя бы знаете, что это такое.

Классический пример:

Далее…

НАЗНАЧЕНИЕ микрофонов

Теперь, когда мы знаем 9 ТИПОВ студийных микрофонов…

Давайте взглянем на них с другого ракурса и отсортируем их по НАЗНАЧЕНИЮ, чтобы понять, какие микрофоны лучше работают с разными музыкальными инструментами.

Для начала, самый популярный “инструмент” в истории…

1. Вокал

Когда кто-нибудь запускает свою домашнюю студию звукозаписи…

Первый вопрос, который всегда встаёт на тему микрофонов…

Какой микрофон лучший для записи голоса?

И это неудивительно. Вот только проблема…

Нет единственно правильного ответа на этот вопрос.

И поэтому… чтобы найти нужный ВАМ, почитайте этот пост:

Классический пример:

Далее…

2. Акустическая гитара

Следующий по частоте записи в домашних студиях инструмент — это, конечно…

Акустическая гитара.

Потому что… в сочетании с вокалом этот инструмент может играть роль целой аккомпанирующей группы.

Что весьма полезно в студии с ограниченными ресурсами.

Однако…

Это преимущество выходит не таким и дешёвым, потому что акустическая гитара — один из самых сложных источников звука, который вы можете записывать.

К счастью, первый шаг очень простой:

Начинайте с правильных микрофонов.

Чтобы узнать, какие я рекомендую, загляните в этот пост:

Классический пример:

Далее…

3. Электрогитара

Для большинства музыкальных инструментов…

Рекомендуемые микрофоны будут принадлежать одной категории.

Однако с электрогитарами дело обстоит по-другому.

Потому что если посмотреть на лучшие за всё время микрофоны для записи этого инструмента…

Это будут и динамические, и конденсаторные, и ленточные.

Конечно, мы не говорим только о старых микрофонах. Они все входят в особый список классики на все времена.

Чтобы узнать, что это за модели, посмотрите этот пост:

Классический пример:

Далее…

4. Барабаны

Больше, чем какой-либо другой инструмент…

Акустические барабаны с большим отрывом являются самым сложным инструментом для записи…

Особенно в типичной домашней студии, где ресурсы ограничены.

Поэтому в большинстве случаев звукоинженеры домашних студий используют более простой, но при этом не такой хороший вариант…

Виртуальные или электронные барабаны.

Однако если вы хотите записывать акустические барабаны дома, это можно сделать. И это начинается с выбора правильных микрофонов для разных частей барабанной установки.

Чтобы узнать, какие микрофоны для барабанов я рекомендую, почитайте этот пост:

Классический пример:

Далее…

5. Бас-гитара/бас-барабан

Как мы уже говорили ранее…

Есть категория микрофонов, целиком и полностью предназначенная для низкочастотных инструментов.

Известные как “микрофоны для бас-барабанов”, они могут использоваться не только для басовых барабанов, но и для басовых кабинетов, и для большинства других инструментов с глубокими басами.

Список микрофонов в этой категории весьма короткий…

И есть хорошие новости: они все довольно дешёвые и позволяют достигать профессиональных результатов.

Чтобы посмотреть, что это за микрофоны, посмотрите этот пост:

Классический пример:

Далее…

ПРОИЗВОДИТЕЛИ микрофонов

В заключительном разделе этого поста давайте обсудим БРЕНДЫ.

Чем глубже вы погружаетесь в мир аудиозаписи, более очевидным становится тот факт, что небольшая группа из 6–7 крупных брендов производит практически ВСЕ лучшие микрофоны.

Вот они, в произвольном порядке:

Перейдите по любой ссылке и узнаете, какие у каждой компании лучшие микрофоны.

Когда вы прочтёте все эти статьи, вы будете знать 95% лучших микрофонов в индустрии звукозаписи.

И шансы, что вы сделаете глупую покупку, сведутся к нулю 🙂

ru.ehomerecordingstudio.com

Микрофонная запись акустических инструментов

Гитара

  Сегодня мы начинаем цикл статей о записи различных источников звука с помощью микрофона, либо микрофонных систем. Мы уже писали о микрофонах, о микрофонных системах (стереопарах), настала очередь поговорить об их применении.

 Обычно достаточно расположить микрофон в непосредственной близости от источника, чтобы получить адекватную записанный сигнал.

 Однако, нужно понимать, что каждый источник звука по-своему уникален. Обладает определенным спектром, направленностью, а также другими индивидуальными характеристиками.

 Для начала разберем запись акустической гитары. Я думаю большинству наших читателей будет наиболее интересен именно этот инструмент.

  

Рисунок 1. Акустическая гитара.

 

Акустическая гитара – инструмент с богатым, широким звучанием. Записать его, одновременно и просто, и сложно. Масло-масляное, но! Акустическая гитара – это в первую очередь акустический инструмент! Поэтому разговор о записи гитары мы начнем не с микрофонов, а с помещения, в котором вы будете производить эту запись.

Тут нет ничего сложного, однако стоит запомнить, глухое помещение подчеркнет нижние частоты, «тело» гитары, «звонкая» комната, наоборот вытянет прозрачность, «воздух».

В любом случае, переглушать помещение не стоит.

 Имея профессионально подготовленное помещение, записать инструмент можно и одним микрофоном. Мы же в основном рассматриваем случаи «домашней» звукозаписи.

Основной ошибкой записи акустических гитар дома, т.е. частного случая записи акустических инструментов, является отсутствие помещения необходимого объема. Ко всему прочему, многие начинают запись, расположив исполнителя ближе к углу, чаще всего жилой, комнаты.

В нашем случае, лучшим вариантом, будет максимально центральное, относительно помещения, расположение исполнителя.

Так же хорошим вариантом будет применение акустических экранов, для последующей работы с «сухим» звуком.

Учитывайте, что работа с записью без отражений, предполагает наличие у пользователя, необходимых навыков обработки звука.

 Теперь рассмотрим микрофоны.

Чаще всего, гитара снимается широкомембранным микрофоном, установленным в районе розетки. Начинающих, может немного запутать эта ситуация. Микрофоны продаются инструментальные, а запись ведется на вокальный.

Вокальные, широкомембранные микрофоны, используются в качестве основного микрофона, дополняя их маломембранными, инструментальными, можно создать картинку, требуемую в конкретном случае.

Как мы уже говорили в предыдущих статьях, микрофоны с большой диафрагмой, позволяют «уловить» больше нюансов исполнения, звучание инструмента будет более воздушным.

Несмотря на это, есть определенные модели инструментальных микрофонов, которые отлично справляются со своей задачей.

 Разберем типичные схемы расстановки микрофонов для записи акустической гитары.

 1. Самый простой и наиболее часто используемый вариант.

Микрофон с большой диафрагмой, установлен напротив розетки, но направлен при этом на 10-12 лад инструмента. Расстояние до исполнителя, подбирается экспериментально.

В результате, мы имеем достаточно глубоко звучащий инструмент, а поворот микрофона позволяет избежать излишнего «гудения» по басу.

2. Во втором варианте мы добавляем инструментальный микрофон-«карандаш», и направляем его в область 3-5 лада. Этот микрофон добавит нам воздушности и артикуляции, смешивая их по вкусу можно получить гораздо больше вариантов звучания, чем при использовании одного микрофона.

3. Следующим вариантом, добавим инструментальный микрофон, расположенный сзади исполнителя, и направленный на нижнюю деку, в районе ее соединения с обечайкой, ниже уровня локтя исполнителя. Подмешивание звука с этого микрофона, позволит выделить низ, сделать его мягче, объемнее. Однако, не ошибитесь с фазировкой.

  

Рисунок 2. Варианты установки микрофонов

 

Переходим к рассмотрению стереосистем

 4. Наиболее часто используемой системой, для записи инструментов будет система «XY». Установленная в районе 10-12 лада, дает хорошее сбалансированное звучание, и стереокартинку без всяких преобразований.

5. Микрофонная система «MS», так же применяется довольно часто. Точка установки остается той же. Как мы уже писали ранее, система позволяет регулировать ширину стереобазы и обладает отличной моносовместимостью. Для использования такой системы, необходимо использование программного либо аппаратного MS-конвертора.

6. Довольно редко, но все же применяются системы, по типу AB, ORTF, NOS, и их варианты. В основном такие системы применяют для съема комнаты. Запись инструмента при этом ведется более направленными микрофонами.

7. Совсем уж экзотический вариант – система Blumlein. Установленные на одной оси два микрофона с диаграммой «8», дают очень широкое и воздушное звучание, однако для использования такой системы необходимо подготовленное помещение.

Так же, довольно часто используются различные комбинации одиночных микрофонов, стереосистем, а также одиночных микрофонов со стереосистемами. Смешивание их сигналов, позволяет добиться звучания, которое больше подходит в определенной композиции, выделить или приглушить необходимые частоты, расширить звучание или сделать его камерным.

Хотелось ы заметить, что в каждом конкретном случае, точка установки микрофона подбирается индивидуально, мы даем лишь общую рекомендацию.

 От расстановки микрофонов, перейдем к их согласованию и обработке.

 В первую очередь, всегда контролируйте фазу приходящего сигнала. ВСЕГДА! Гораздо проще озаботиться этим на этапе записи, чем потом исправлять на «посте». Так же в качестве рекомендации – сопровождайте запись комментариями в каком положении стоят микрофоны, даже если сведение будите делать вы сами. Проще записать, чем потом вспоминать как стоял и куда был повернут микрофон.

 Перейдем к частотной обработке.

 Несмотря на то, что эквализация звука, тема неблагодарная, очень субъективная, да и вообще, все разговоры о музыке — это вкусовщина, попробуем разобраться с некоторыми моментами, на которые стоит обратить внимание. На просторах интернета есть куча различных табличек с параметрами частотной коррекции для каждого инструмента, напомним основные.

 В первую очередь давайте обратим внимание на проблемные частоты. Для акустической гитары, это будет диапазон 200-500 Hz, на него нужно в первую очередь обратить внимание.

Так же нужно обратить внимание на область в районе 240 Hz, в этой области сосредоточена основа звука инструмента.

Добавить в звучание плотности, полноты – поможет область в районе 80 Hz.

Если вам нужно увеличить читаемость, можно поработать с диапазоном от 2-2.5 до 5 kHz, с акцентом на 3-3.5 kHz.

Частенько, инструменты обладают неприятными, резковатыми призвуками в районе 1 kHz.

Очень удобно настраивать инструменты в VST плагине FabFilter. Эквалайзер из этого пакета, имеет очень наглядное представление своей работы. Есть возможность прослушивания очень узкой полосы, что помогает выявить проблемные частоты и паразитные резонансы.

Несколько советов по эквализации.

 1. Сначала крутим в минус, и только потом в плюс. Грубо говоря, сначала вырезаем лишнее, и только потом поднимаем частоты, усиливая требуемый диапазон. Да и вообще, нужно стараться работать в минус, «отсекая все лишнее». Если вы правильно все сделали, прибавлять даже не потребуется.

2. Настроив инструмент «соло» всегда проверяем в миксе. Олично звучащий в «соло» инструмент, может ужасно звучать в полном миксе, и наоборот. Поэтому не удивляемся, что гитара, которая отлично лежит в миксе, хорошо звучит в аранжировке, может совершенно не звучать сама по себе.

3. Делайте A|B сравнения. Уши имеют свойство «замыливаться». И через 10-15 минут кручения ручек, вы уже не совсем верно воспринимаете общую картинку.

 И помните… Лучшее – враг хорошего!

Успехов в работе. Берегите себя...

Автор статьи Альберт Сафронов, компания Поп-Мьюзик

pop-music.ru

7 лучших микрофонов для пения и записи вокала до 700 $ — eHRS

Когда дело касается микрофонов, первый вопрос, который возникает у каждого новичка:

Какой микрофон лучше для записи вокала?

По правде говоря…

В списке САМЫХ “лучших” вокальных микрофонов не будет НИЧЕГО дешевле 3000 $. Для домашней студии это неподъёмно.

Но есть и хорошие новости…

Есть много хороших вариантов за гораздо меньшие деньги.

В сегодняшнем посте — мой список 7 отличных вокальных микрофонов до 700 $.

Первый микрофон — это…

1. Shure SM58

На протяжении долгого времени Shure SM58 остаётся самым популярным вокальным микрофоном в мире.

Посмотрите фотографии с концертов ваших любимых певцов: в 90% случаев у них в руках будет SM58.

Потому что… сопротивление к “заводке”, жёсткий корпус и эргономичный капсюль делают его отличным микрофоном для живых выступлений.

Это так же хорошо работает и в студии…

Вы бы никогда не подумали, что профессиональные студии с неограниченным бюджетом будут использовать микрофон за 100 $ для записи вокала. Но они это делают.

Поэтому этот микрофон Shure — очевидный выбор для ЛЮБОЙ новой студии.

Динамические микрофоны вроде SM58 хороши для определённых жанров музыки. Но обычно для вокала используются конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой…

Поэтому следующий микрофон в списке…

2. Rode NT1A

Когда речь заходит о вокальных микрофонах средней ценовой категории, микрофоны Rode — самые лучшие.

Поэтому Rode NT1A — первый из двух конденсаторных микрофонов в списке.

В категории “лучшие дешёвые вокальные микрофоны” это — очевидный фаворит.

Сочетание цены, качества звука и репутации в целом делают этот микрофон очевидным выбором в качестве первого вокального.

В домашних студиях по всему миру нет ничего популярнее.

  • Посмотреть текущую цену — (Amazon)

Мы рассмотрели лидеров среди динамических и конденсаторных микрофонов. Теперь — 2 альтернативы каждому.

Первое, динамические микрофоны…

3. Shure SM7B

В мире динамических микрофонов…

Shure SM7B — один из немногих, СПЕЦИАЛЬНО разработанных для записи вокала.

2 его основных задачи:

  1. Радиотрансляции
  2. КРИЧАЩИЙ рок-вокал

Особенно рок-вокал — для него этот микрофон эталонный.

На самом деле, первая версия этого микрофона, SM7, использовалась почти всеми рок-звёздами с момента выхода в 1976 году.

Самый известный пример — легендарный альбом Майкла Джексона Thriller.

Следующий динамический микрофон, вероятно, ещё более знаменит…

4. Sennheiser MD421

Хоть его и не принято считать “вокальным микрофоном”…

Sennheiser MD421 широко известен как лучший динамический микрофон в мире.

Он отлично подходит для вокала, да. Но кроме этого…

Он работает с электрогитарой, барабанами, басовыми инструментами, перкуссией и вообще со всем, что вы можете себе представить.

Поэтому если вам нужна многофункциональность, я советую этот микрофон.

Теперь — к конденсаторным микрофонам…

5. Rode NTK

Большинство экспертов сходятся во мнении… для вокала ничто не подходит лучше тёплого винтажного звука лампового микрофона.

Поэтому в списке лучших микрофонов для записи вокала… у нас должен быть как минимум ОДИН, верно?

Единственная проблема… большинство ламповых микрофонов стоят от 3000 $.

Но есть несколько исключений. В категории “до 700 $” нет ничего лучше Rode NTK.

Если тот самый “тёплый ламповый звук” — то, что вы ищете, я рекомендую этот микрофон.

  • Посмотреть текущую цену — (Amazon)

Теперь — ещё один конденсаторный микрофон, известный за свою многофункциональность…

6. sE Electronics sE2200a II

Среди всех микрофонов из списка больше всего вопросов вызывает sE Electronics sE2200a II.

Он и не классический, и не вокальный. Однако…

Если и есть один тип микрофонов, который должен быть в каждой студии… то это разнонаправленный конденсаторный микрофон с большой диафрагмой.

Потому что… Они чертовски многофункциональны. Помимо того, что они хороши для вокала, они обязательны для стереозаписи.

Вообще, большинство микрофонов в этой категории безумно дорогие. Но одним заметным исключением является… sE Electronics sE220a II.

Если вам нужен микрофон, который хорош не только для вокала, я советую эту модель.

  • Посмотреть текущую цену — (Amazon)

Последний микрофон в этом списке — особенный…

7. Neumann TLM 102

Среди тех, кто записывается дома, некоторые называют его “Священный Грааль вокальных микрофонов”…

Потому что по цене меньше 1000 $ Neumann TLM 102 не сравним ни с чем.

Если вы уже слышали о компании Neumann…

То вы наверняка знаете, что они считаются производителями лучших микрофонов в мире

ОСОБЕННО когда дело касается вокальных микрофонов.

Единственная проблема — это их цена. Большинство флагманских моделей стоят от 3000 $ и больше.

Но выпустив линейку микрофонов TLM, Neumann сделала “классический звук” гораздо доступней для обычных пользователей.

Среди микрофонов TLM самый популярный — Neumann TLM102.

Похожий микрофон немного подороже, на который стоит обратить внимание, — это Neumann TLM103 — (Amazon/Музторг).

Вот и всё

Ну что, чуваки, на этом список заканчивается. Надеюсь, вам понравилось.

ru.ehomerecordingstudio.com

Обработка аудио для ютуба и стримов: как сделать дикторский голос программными средствами | Микрофоны | Блог

Создание видеороликов, трансляция подкастов и стримов — все это становится популярнее с каждым годом. Растущая конкуренция выдвигает больше требований к качеству контента, особенно к технической части — мало кто будет терпеть хрипящий звук и едва различимую речь, которую заглушает фоновая музыка. В этой статье рассматриваются базовые методы обработки голоса, которые помогут сделать его сопоставимым по качеству с речью профессионального диктора или радиоведущего.

Общие советы

Стоит сразу оговориться: хорошего результата не получится без хороших «сырцов» — исходный материал должен быть качественным. В идеале, речь должна не только записываться на хороший микрофон и звуковую карту, но и быть начитанной с дикцией, произношением, интонациями, выразительностью, характером, манерой и правильным дыханием. Возможные дефекты речи — ярко выраженная картавость или гнусавость — обработкой не исправляются.

Идеально, если речь записана в акустически обработанной комнате. Если таковой нет, можно обойтись акустическим экраном для микрофона. Расстояние до микрофона индивидуально и зависит от громкости голоса, экспрессии и динамики. Главное, чтобы не было перегрузов или откровенно тихого сигнала. Оптимальное значение — от -18 до -12 дБ.

На микрофоне обязательно должна быть либо ветрозащита, либо поп-фильтр. Взрывные согласные сложно поддаются компьютерной обработке, так что лучше приобрести недорогой аксессуар, который избавит от большинства проблем с ними.

Набор неплохих бесплатных плагинов от DAW Reaper можно скачать с официального сайта — там есть все необходимое. Для тех, кто всерьез увлечется звукорежиссурой, можно посоветовать более продвинутые пакеты плагинов от Waves, Fabfilter, Softube — их существует множество на любой вкус.

Обработку стоит выполнять на студийных мониторах или в наушниках студийного уровня. Без качественного контроля будет сложно разобрать, что вообще происходит с аудиосигналом.

Обрабатываем звук для оффлайн-видео

Итак, голос записан, и теперь нужно его обработать.

Начать стоит счистки материала: убрать все шумы в паузах, если необходимо — вдохи, вздохи и другие артефакты. Можно сделать все вручную, а можно поставить нойз-гейт. Он должен находится в самом начале цепи обработки. Настроить гейт очень просто: параметр threshold означает порог его срабатывания, здесь нужно взять самый громкий участок с шумами и сделать уровень thrershold чуть выше его. Attack — как быстро гейт «открывается» для пропуска полезного сигнала, release — как быстро он «закрывается» для удаления шума. Главное, чтобы гейт не откусывал слишком тихие слова.

Следующий шаг — шумоподавление. Нужно найти участок записи без какого-либо сигнала, чтобы на нем присутствовал только шум цепи звукозаписи. Если уровень шума ниже 50 дБ (как на скриншоте выше) — можно смело махнуть на него рукой и не делать ничего, такой шум никто не услышит. Если шум явно заметен, можно использовать специальные плагины (например, reafir от Reaper или denoiser в Cubase) для его удаления, либо подрезать эквалайзером пару самых шумных частот — точно так же, как будут удалятся резонансы в следующем пункте.

Фильтрация и удаление резонансов. Бывает, что низкий мужской голос начинает неприятно бубнить в районе 100–200 Гц, либо высокий женский тембр в сочетании с не самым лучшим микрофоном неприятно режет по ушам. Так и проявляются резонансы. Избавиться от них просто: нужно поставить в цепь обработки эквалайзер и узкой полосой с большим усилением (10–30 дБ) “пройтись” по всему частотному спектру, вычисляя самые неприятные места с режущим ухо свистом, звоном или гудением. Их необходимо ослабить узкой полосой на 3–5 дБ. Главное здесь не перестараться — удаления всего двух-трех основных резонансов обычно хватает для дикторского голоса.

Поиск и подрезание резонанса

Помимо этого, можно вовсе удалить целые куски спектра, в которых нет никакого полезного сигнала. Это делается с помощью low-pass и hi-pass фильтров, которые обрезают высокие и низкие частоты соответственно.

Чаще всего проблемы встречаются в следующих областях:

●     Ниже 75–100 Гц — здесь находится, в основном, низкочастотный бубнящий шум. Можно смело применить hi-pass фильтр и обрезать все до этих значений.

●     100–150 Гц — тут нередко находятся гудящие частоты, особенно это касается мужского вокала, записанного в небольшой комнате. Можно подрезать их узкой полосой.

●     800–1000 Гц — здесь может располагаться «гундосый» назальный тон, который также имеет смысл подрезать узкой полосой.

●     4–9 кГц — тут находятся сибилянты — шипящие согласные звуки «с-с-с», «ш-ш-ш», «щ-щ-щ», которые могут неприятно свистеть при записи. Для борьбы с ними обычно используется деэссер — специальный прибор, который смягчает резкость свистящих согласных. Но можно не заморачиваться, найти самую неприятную частоту и также подрезать ее узкой полосой.

●     Выше 16 кГц — в человеческой речи редко присутствует что-то полезное выше этой частоты, так что можно смело применять low-pass фильтр.

Так выглядит эквалайзер после вырезания резонансов и ненужных частот

Добавление недостающих частот. Теперь, когда остался только полезный сигнал, нужно сделать его четче и ярче. В качестве отправной точки будут полезны следующие данные:

●     180–240 Гц — прибавление 3–5 дБ широкой полосой в этой области сделает мужскую речь более полной и читаемой. Для женской речи это будет 200–300 Гц.

●     1.5–2 — 5 кГц — это самый важный диапазон для голоса, так называемая область разборчивости. Человеческий слух наиболее чувствителен именно к этим частотам, стоит прибавить их широкой полосой на 3–8 дБ.

●     9–11 кГц — эти частоты отвечают за яркость голоса. Их очень часто не хватает в речи, записанной даже на студийный микрофон, особенно в заглушенной комнате, которая с аппетитом пожирает верха вокала. Нередко приходится значительно прибавлять этот диапазон — на 6–12 дБ, чтобы придать речи ясности. Но нужно следить за шипящими согласными.

●     Выше 12 кГц — это область «воздуха», поднятие которой позволит сделать речь более натуральной и яркой. Обычно для этой и предыдущей области частот используется параметр эквалайзера hi-shelf, который выглядит как «планка» и позволяет моментально «осветлить» голос.

При эквализации низких частот лучше использовать узкие полосы, а при высоких — широкие, это сделает работу эквалайзера менее заметной.

Компрессия. Компрессором убирается разница между громкими и тихими участками записи. В итоге голос будет звучать равномерно, от хлопков и кашля слушатель не будет вздрагивать, а при шепоте ему не придется прибавлять громкость. Понять работу компрессора поможет аналогия с громкой музыкой в комнате, которая не нравится соседу за стенкой. Параметр threshold будет тем критическим уровнем громкости музыки, при превышении которого сосед начинает тарабанить по батарее монтировкой; attack — как быстро он бежит к батарее при превышении этого уровня; ratio — насколько нужно убавить громкость, чтобы успокоить соседа; а release — как долго сосед перестает возмущаться после убавления громкости. Сосед-компрессор заставляет несчастного меломана держать уровень громкости музыки в определенных пределах. Начать настройку можно со следующих значений:

●     Ratio: 4:1 (таким образом, если сигнал превышает порог на 4 дБ, то он скомпрессируется до 1 дБ выше порога)

●     Attack: как правило, для голоса хорошо работает быстрая атака в районе 5–10 мс, она позволяет компрессору срабатывать мгновенно. Если при этом компрессия начинает съедать согласные — атаку нужно увеличить.

●     Release: если в компрессоре есть функция авторелиз, можно ей и воспользоваться. Если нет — начать стоит с 40–50 мс.

●     Output или make-up: если в компрессоре есть функция автомейкапа, можно применить ее. В противном случае компенсацию громкости можно выполнить вручную на слух — главное, чтобы итоговый сигнал не попадал в красную зону.

●     Threshold: здесь нужно смотреть по уровню громкости исходного трека. Начать можно с -8 дБ.

Есть проверенный метод настройки компрессора «на слух» для новичков: нужно выкрутить ratio и threshold на максимум, attack и release — на минимум. Так будет лучше слышно, что прибор делает с сигналом. Далее подбирается атака, потом релиз, а параметрами ratio и threshold регулируется уровень до желаемых значений. Как правило, уровень компрессии отображается на индикаторе «вверх ногами», ведь компрессор работает на понижение сигнала. Параметр threshold следует установить таким образом, чтобы компрессор срезал около 6 дБ для тихого голоса и около 12 дБ для громких участков.

Лимитеринг. Это операция позволяет ограничить максимальный уровень громкости. Сигнал на мастер-шине не должен зашкаливать, и лимитер выступает в роли очень жесткого компрессора, который не позволяет сигналу выбраться за пределы установленного значения. Как правило, среднее арифметическое уровня сигнала (RMS) должно быть около -16 дБ. При рендере на мастер-шине нужно выставить уровень -0.5 дБ, потому что финальная конвертация аудио может сделать звук громче и добавить искажений. При отсутствии лимитера его роль может сыграть компрессор: достаточно выставить ratio на максимум, threshold на -0.5 дБ, и атаку на минимум.

Лимитер и компрессор в роли лимитера

Если фоновая музыка в видео заглушает речь, нужно выставить RMS музыки и RMS голоса одинаковыми, после чего убавить музыку на 5–10 дБ. Если в некоторых местах слова все еще неразборчивы, можно применить к музыкальной подложке эквализацию. Достаточно посмотреть на эквалайзер для речи и сделать все наоборот в эквалайзере для музыки: например, если в речи 5 кГц приподнято широкой полосой, то в музыке эти же 5 кГц нужно убавить.

Обрабатываем звук в онлайне

У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов.

Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.

Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio

Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:

1. Шумоподавление. В отличие от оффлайн-видео, звук к которым нередко записывается отдельно на качественный микрофон, в стримах часто используется не самое лучшее оборудование. Недорогой микрофон вкупе со встроенной звуковой картой и включенной функцией Microphone Boost в настройках звука Windows будут сильно шуметь. Для того, чтобы избавиться от этого шума, можно использовать встроенный в OBS фильтр Noise Suppression. У него всего одна настройка — уровень шумоподавления, начать стоит со значения около -20 дБ.

2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.

●     Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.

●     Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.

●     Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.

3. Эквалайзер. Здесь все то же самое, что и для оффлайн-видео: нужно отфильтровать лишние частоты, вырезать пару самых противных резонансов и добавить частот в области разборчивости. Также стоит посмотреть на индикатор: если звук после обработки эквалайзером «пикует» в красной зоне, нужно прибрать выходной Gain, если, наоборот, слишком тихий — прибавить.

4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.

При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).

Дайте послушать результаты!

Разобраться в обработке звука по тексту бывает непросто, но результат того стоит. Смотрите сами. Точнее, слушайте.

Качественный звук в современных видео и стримах значит ничуть не меньше, чем видео в высоком разрешении. А порой и больше — ведь многие ставят ролики на фон, смотря их вполглаза и воспринимая происходящее в основном на слух.

При этом стоит учесть, что данное руководство дает лишь базовые настройки в качестве точки отсчета. Конечный результат должен подбираться аудиально, ведь главный инструмент в работе звукорежиссера — это его собственные уши.

club.dns-shop.ru


Смотрите также