Мотор тестер как выбрать


Re: Автодиагностика. Мотор-тестер. — DRIVE2

Диагностика. Что есть диагностика? Почему чтение ошибок мы называем диагностикой? Почему столько «диагностов» последнее время развелось?
Типичный «диагност»: Имеет ноутбук или андройд устройство, купил шнурок или блютус адаптер, который почему-то называет сканером и трёт ошибки за деньги. Ну да ладно, это его дело, это на его совести. И даже не моё дело, кто его клиенты и почему они просто так отдают человеку деньги, это тоже их дело.

Прикольно то, как эти «диагносты» выдают вердикт. «Ошибок нет, всё исправно, езди». Нет, я не говорю, что все поголовно такие, кто-то что-то соображает и даже, что-то может сказать о проблеме в авто просто подключившись сканером через шнурок к контроллеру. Кто-то даже в состоянии посмотреть параметры, выдаваемые сканером и сделать какое-то заключение. Но обычно таки люди не занимаются «диагностикой» на коммерческой основе. А так, что называется «Себе, да друзьям». Речь именно о правильном использовании сканера. Что можно увидеть по одному лишь сканеру, да только направление дальнейших поисков и не более. Точный диагноз не установить, за исключением очень редких случаев и наличие головы на плечах при этом, необходимо.

И так, какой вывод можно сделать? Купив шнурок, я не становлюсь диагностом. Как, купив скальпель, не стану хирургом или, купив, фотоаппарат, не стану фотографом. Это нужно понять, осознать и принять. Чтение ошибок, не диагностика. Удаление ошибок, не ремонт. А брать деньги просто за чтение ошибок, лично я бы приравнял к мошенничеству.

Дак, что же такое диагностика? Да, сегодня мы привыкли называть диагностикой, подключение сканера к контроллеру. Типа нарицательного имени. Ну, допустим. Привыкли называть это «Компьютерная диагностика». А диагностика, это весьма широкое понятие, которое можно охарактеризовать двумя словами: «Поиск неисправнсти». И вот тут «компьютерная диагностика», нам только помощник, но не главный инструмент. Не главный, но один из главных. Главным инструментом в диагностике, я считаю голову диагноста. Как часто говорят, вырву из любого контекста: «Подключали диагностику, она ничего не показала». Как не показала? «Диагностика» выдала вам кучу циферок и иногда даже кучу графиков, как ничего не показала? Но действительно, она ничего и не покажет. Что-то показать вам сможет только диагност. Делает диагностику, ищет неисправность диагност, а не сканер или любое другое оборудование. Диагност смотрит параметры, анализирует их и уже ставит диагноз.

И так, мы разобрались, что "диагностика" это более широкое понятие, нежели чтение ошибок. Тогда на вооружении настоящего диагноста должен быть не только сканер, а ещё и множество других инструментов. Один из таких инструментов, осциллограф, лучше автомобильный осциллограф — мотор-тестер. По своей сути это тот же осциллограф, только заточенный, так сказать, под нужды автомобильного диагноста. Чаще всего мотор-тестер имеет несколько каналов, более двух. Для одновременного исследования нескольких сигналов. Очень часто нужно исследовать несколько сигналов, с разных датчиков ЭСУД или не посредственно датчиков мотор-тестера. Так же автомобильный осциллограф, это чаще всего приставка к компьютеру. Возвращаемся к "компьютерной диагностике". Будь то персональный компьютер или ноутбук. Программное обеспечение позволяет записывать сигнал, анализировать его, если мотор-тестер понавороченее, то его программное обеспечение позволяет производить различные тесты по снятым сигналам.

Я расскажу про свой мотор-тестер, не сочтите за рекламу. Это был осознанный выбор, хотя и хотелось сэкономить. Так получилось, что мне повезло, дёшево и функционально, кроме того ещё и отечественный продукт.
Один из моих походных наборов с диагностическим оборудованием.

Полный размер

Скромный наборчик.

Пока, что приходится метаться на чемоданах между СТО и своим гаражом. Так, как свой собственный уголок пока ещё в процессе обустройства. Выглядит, примерно вот так:

Полный размер

Ужоснах

Ну да ладно, вернёмся к мотор-тестеру.

Diamag 2 вот он красавец

. Да, нету красивой коробочки, он небольшой и на первый взгляд не похож на профессиональный инструмент. Однако, эта простенькая коробочка, мало чем уступает более продвинутым (продвигаемым, даже так скажем) аппаратам. Имеет несколько каналов, широкий набор возможностей. Программное обеспечение так же имеет широкий функционал. При этом интерфейс очень простой и понятный. Подключился, записал сигнал, запустил тест, сиди анализируй.

Вот про мотор-тестер и его практическое применение немного и поведаю. С помощью МТ я могу подключиться напрямую к любому датчику в электронной системе управления, хоть двигателем, хоть тормозной системой, да какой угодно системы, где используются датчики. Более того, при помощи набора датчиков, входящих в комплект к МТ или сделанных самостоятельно, можно посмотреть работу исполнительных механизмов, чего никаким сканером сделать вы не сможете.

К примеру, с помощью датчика давления, вкрученного в цилиндр вместо свечи,

Датчик давления в цилиндре, катушка через высоковольтный провод подключена к импровизированному разряднику.

Можно посмотреть процессы, происходящие в цилиндре, во время работы двигателя.

Полный размер

Осциллограмма с датчика давления в цилиндре.

Например, реальные углы открытия, закрытия клапанов, перекрытия, давление в цилиндре, утечки, забитость выпускного тракта. Более того, можно увидеть подсос не учтённого воздуха. А при помощи скриптов, встроенных в программное обеспечение, можно проанализировать более детально правильность установки фаз ГРМ, опережение зажигания.
Кстати, угол опережения зажигания, полученный при снятии осциллограмм с датчика давления или датчика разряжения, является реальным, а не тем, что вы увидите в сканере. Вот тут и будет полезно то, что мотор-тестер имеет несколько каналов. Сняв осциллограмму давления в цилиндре или разряжения во впускном коллекторе совместно с сигналом с ДПКВ, мы сможем увидеть повреждение (проворот) демпфера. Кстати пик давления на осциллограмме, есть реальная ВМТ. При помощи датчика давления или датчика разряжения, можно настраивать фазы ГРМ, если у вас есть разрезные шестерни. Опыт такой есть.

Я упомянул несколько раз датчик разряжения. Что это? Это ещё один датчик, с помощью которого можно анализировать разряжение во впускном коллекторе.

Полный размер

ДР во впускном коллекторе.

С помощь осциллограмм с этого датчика, так же можно судить о правильности установки фаз ГРМ. Можно судить о работе газораспределительного механизма в целом. Можно судить о компрессии в цилиндрах.

Вот осциллограмма с датчика разряжения, снятая мной недавно с притащенного мне автомобиля. Эту осциллограмму, я снял уже после того, как потанцевал с бубном вокруг этого автомобиля и завёл его.

Полный размер

Что можно по ней судить? Ну к примеру правильно установленные метки ремня ГРМ. Тут прямо эталон 21124-го мотора. Можно судить о компрессии по нижним вершинкам. Обратите внимание лёгкий разбег. Порядок цилиндров именно по осциллограмме разряжения 4213. Замер механическим компрессометром показал компрессию 1ц-14,5 2ц-14 3ц-14,2 4ц-14,5. (на минуточку, пробег автомобиля выше 220 тыс по одометру и при нынешнем хозяине не капиталился. Масло не жрёт, нареканий к работе не было, пока не заглох :D) Сходится? Сходится. К этим значениям мы ещё вернёмся.
Различных датчиков и приспособлений может быть бесконечное множество. Зависит от навыков и пытливости ума диагноста. Датчик вибрации, датчик пульсации для анализа давления топлива и работы форсунок. Токовые клещи для анализа соответственно токов, системы питания бортовой сети, работы генератора, работы стартера. Есть датчики для анализа высокого напряжения в виде прищепок на высоковольтные провода (емкостные датчики) или индуктивные датчики для работы с индивидуальными катушками и не только.
Ну и конечно же щупы-пробники и разветвители.
К примеру разветвитель для снятия сигнала датчика фаз.

Полный размер

Или вот сигнал с ДПДЗ. Как я делал разветвители, я описывал вот тут..
А вот и сигнал снятый с ДПДЗ. Отличный сигнал.

Полный размер

Нареканий нет.

А вот сигнал с неисправного ДПДЗ.

Полный размер

Или сигнал с ДМРВ, который и по сканеру уже шкалит.

Полный размер

Время переходного процесса никуда не годится.

Полный размер

И на перегазовке чуть, чуть не дотягивает до 4 вольт, а исправный должен скакнуть выше 4 вольт.

Или вот щуп пробник в разъём ДПКВ.

www.drive2.ru

Что такое мотор-тестер? - Motor-Tester.ru

Диагностика современного автомобильного двигателя подразумевает комплексное исследование его работы. Для ее проведения используются три основных типа диагностических приборов.

  1. Для контроля работы электронной системы управления двигателем (ЭСУД) применяется автосканер. Он «общается» с электронным блоком управления (ЭБУ) двигателя. Другими словами, отображаемые сканером параметры отнюдь не являются истинными, это то, что «видит» при своей работе ЭБУ.
  2. Четырехкомпонентный газоанализатор. Используется для извлечения диагностической информации из состава выхлопных газов.
  3. Для непосредственного измерения параметров различных узлов двигателя, системы зажигания и элементов ЭСУД используется мотор тестер. Иначе говоря, при помощи мотортестера диагност производит реальные измерения тех или иных параметров работы мотора. К ним можно отнести напряжения, токи, а также осциллограммы различных электрических сигналов, в том числе системы зажигания. Кроме того, можно оценить баланс цилиндров, состояние механической части и многое другое.

Следует отметить, что в отличие от сканеров, привязанных к той или иной ЭСУД, мотор-тестер одинаково успешно применяется на любых двигателях, начиная от карбюраторных и заканчивая новейшими, с непосредственным впрыском топлива и электронным управлением. Фактически мотортестер представляет собой мощный универсальный измерительный инструмент, научившись пользоваться которым, можно работать с любыми двигателями и даже с электронными устройствами.

Прообразы нынешних мотортестеров появились довольно давно. В основном они представляли собой комплексы электроизмерительных приборов для измерения тока, напряжения, угла замкнутого состояния контактов, оборотов двигателя и т.п. В их состав мог входить и осциллограф, позволяющий наблюдать быстротекущие электрические процессы, например, в системе зажигания. К сожалению, с помощью такого комплекса было невозможно оценить состояние механических узлов двигателя.

Бурное развитие микроэлектроники и компьютерной техники произвели революцию в мире мотортестеров. Современный мотортестер представляет собой ни что иное, как приспособленный для работы с автомобильным двигателем многоканальный цифровой осциллограф, как на базе персонального компьютера, так и портативный.

Смысл работы осциллографа очень простой: он отображает изменение амплитуды (уровня) сигнала во времени. Основным компонентом любого цифрового осциллографа является аналого-цифровой преобразователь (АЦП). Напряжение с датчиков или щупов поступает на вход АЦП, преобразуется в цифровой код, запоминается и выводится на экран в виде картинки (осциллограммы). Этот процесс происходит с очень большой частотой, поэтому любой кратковременный всплеск будет замечен и запомнен. К сожалению, человеческий глаз не всегда способен уловить очень короткие всплески сигнала, и в этом случае цифровой осциллограф просто незаменим, потому что он запоминает все изменения сигнала. В дальнейшем, после получения осциллограммы, диагност может спокойно ее рассмотреть и проанализировать.

Здесь нужно обратить внимание на один очень важный момент. Размер экрана ограничен, поэтому одна картинка будет сменяться другой по мере заполнения экрана. Частота смены картинок называется частотой развертки. Если эта частота не будет совпадать с частотой сигнала, то изображение на экране осциллографа будет "плыть". И картинка станет стабильной только тогда, когда частота развёртки будет кратна частоте исследуемого сигнала. Отсюда возникает важное понятие – синхронизация.

Итак, синхронизация – это привязка частоты развертки к частоте исследуемого сигнала с целью получения стабильного изображения на экране. В осциллографах синхронизация осуществляется двумя способами. Во-первых, осциллографы имеют встроенную схему синхронизации, использующую исследуемый сигнал и осуществляющую привязку непосредственно к нему. Во-вторых, сигнал синхронизации можно подать извне. Для этого существует специальный вход, и такая синхронизация называется внешней.

Поясним сказанное на простом примере. Допустим, нам необходимо снять мотортестером осциллограмму высокого напряжения. Но ведь двигатель работает, и частота его вращения постоянно меняется. Следовательно, нам необходимо взять в качестве привязки к оборотам двигателя какой-либо сигнал, по «команде» которого будет двигаться наш виртуальный электронный луч на экране компьютера. Забегая вперед, скажу, что чаще всего в качестве такого сигнала используется импульс высокого напряжения первого цилиндра.

Осознание роли синхронизации очень важно, потому что в мотортестерах она используется точно так же, как и в осциллографах. Более того, мотортестер в отличие от осциллографа дает несравненно большие возможности для синхронизации, выбор ее типа – очень важный и творческий момент, и мы поговорим об этом отдельно.

Рисуя осциллограммы на экране, мотортестер предоставляет диагносту возможность увидеть изменение напряжения, тока или давления во времени. Зная работу системы управления двигателем, диагност может определить, в каком состоянии находится система. В отличие от сканера, мотортестер позволяет диагностировать силовые узлы (высоковольтные цепи зажигания), механические дефекты системы газораспределения, и получить реальные данные, которые выдают датчики автомобиля.

Подводя итог, ответим на поставленный в заголовке вопрос. Мотортестер – один из трех основных типов автодиагностических приборов, представляющий собой многоканальный цифровой осциллограф и позволяющий производить непосредственные измерения тех или иных параметров двигателя.

motor-tester.ru

О сломанном коромысле, дырявом усилителе и выборе мотортестера

Сегодня у нас будет очень насыщенный урок: я постараюсь убить сразу двух или даже больше зайцев. Во-первых, я отвечу на вопрос, который с завидной регулярностью приходит ко мне в электронную почту, а во-вторых, мы продолжим обучение диагностике двигателя и рассмотрим два интересных и достаточно редких случая.

Начнем с вопроса. «Алексей, какой мотортестер купить лучше всего? Autoscope? Вроде дороговато… Diamag? А нормальный ли он, можно ли им работать? Может быть, поискать MotoDoc? А что вы думаете насчет MT10?» В той или иной вариации этот вопрос приходит ко мне в почтовый ящик практически ежедневно.

Я не претендую на истину в последней инстанции, пожалуйста, не принимайте мои слова как руководство к действию. И не собираюсь делать обзор рынка мотортестеров России. К тому же у меня нет опыта работы всеми продаваемыми приборами. Но все-таки постараюсь выразить свое мнение по вопросу покупки мотортестера.

Начнем с того, что всерьез рассматривать стоит только приборы с датчиком давления в цилиндре. Если такого датчика в комплекте прибора нет – даже не думайте о покупке: именно с его помощью добываемая информация представляет для диагноста наибольшую ценность.

Продолжим. MotoDoc – безусловно, хороший прибор. Четыре дифференциальных канала, многоуровневая защита «от дурака», безразличие к полярности питания, пожизненная гарантия. Все это замечательно, но прибор снят с производства, а когда появится новый – пока неизвестно. Можно дешево купить прибор б/у, он прослужит еще долгое время. Но такая покупка – лотерея: может повезти, а может и нет.

Далее. На первое место по популярности в России заслуженно вышел Autoscope IV. Среди несомненных достоинств этого прибора – знаменитые тесты Андрея Шульгина, которые автор постоянно совершенствует. Прибор стал намного более простым в применении в отличие от предыдущей версии, получил удобный кронштейн для установки под капот, провода с подсветкой щупов и много дополнительных опций. Пожалуй, единственный весомый недостаток Autoscope IV – это цена. Но здесь уместно напомнить, что хорошие вещи дешевыми не бывают.

Diamag 2. Я бы сказал, что это бюджетная альтернатива дорогим мотортестерам. Несмотря на свою низкую цену, он располагает не намного меньшими возможностями, чем более дорогие собратья: в нем также реализованы тесты, основанные на идеях Андрея Шульгина, и даже ряд собственных тестов. Несомненный плюс - наличие экспресс-диагностики. Из минусов я бы назвал повышенную чувствительность к возникающим при работе с прибором помехам и применение недорогих комплектующих.

Часто меня спрашивают, что выбрать: Autoscope IV или Diamag 2? Вроде по цене приборы очень даже разные, как быть? Я бы ответил совсем просто: есть Лада Гранта и есть Мercedes С-класса. Оба автомобиля имеют сходные размеры и выполняют, по сути, одни и те же функции – перемещение человека из точки А в точку Б. Но кто-то тратит большие деньги на Мercedes, а кто-то довольствуется Грантой. Это не значит, что Гранта плохая: она просто соответствует своей цене, и не более того.

Так и с мотортестерами. Применять при диагностике двигателя можно любой из них, но нужно понимать, что уровень комфорта при работе с прибором будет адекватно соответствовать его цене.

В подтверждение последнего тезиса я приведу два интереснейших примера. Это примеры диагностики двигателя, выполненные как раз мотортестером DiaMag 2.

Первый случай – автомобиль Daewoo Matiz, известный трехцилиндровый двигатель F8CV. Жалоба клиента на шумную работу двигателя.

Первое, что было сделано, это съем осциллограммы во впускном коллекторе датчиком разрежения при прокрутке стартером с отключенной подачей топлива. Результат очень нагляден:

Все. Налицо сильный износ в механизме газораспределения. Обратите внимание на то, что волны разрежения от двух цилиндров практически идентичны, а один из цилиндров имеет явный дефект. После снятия клапанной крышки выяснилось, что в результате масляного голодания износились ось коромысел и само коромысло выпускного клапана второго цилиндра. Причем износ был настолько велик, что коромысло легко можно было шевелить рукой:

Второй случай произошел с автомобилем ВАЗ 2115 с широко известным восьмиклапанным двигателем. Клиент пожаловался на нестабильный холостой ход и «протраивание».

Пойдем самым простым путем: выполним тест «Эффективность работы цилиндров» и оценим результат. Все как обычно, разброс производительности форсунок, проблемы с компрессией… Однако насторожил вот этот момент:

Порассуждаем. Это был момент резкого открытия дросселя. Первый цилиндр показал эффективность намного ниже остальных. С одной стороны, известно, что при «перегазовке» проявляются дефекты системы зажигания. Но если бы это была система зажигания, то эффективность цилиндра упала бы ниже нуля, ведь воспламенения нет!

А здесь есть воспламенение. И график выше нуля. Но цилиндр отработал очень плохо. Нестыковка: на графиках чуть раньше этого момента мы видим нормальную, в общем-то, работу первого цилиндра, а тут… И ведь не зажигание? А что же это?

Первый цилиндр… Что на этом моторе отличает его от остальных? Ну конечно, близость к нему патрубка для вакуумного усилителя тормозов! Спрашиваем клиента о тормозах и получаем ответ, что для срабатывания тормозов нужно нажимать на педаль дважды. Оставляем за скобками рассуждения на тему «разве можно так ездить», глушим патрубок и вновь выполняем тест:

Все, один серьезный дефект нашли. Дефект действительно серьезный, ведь с тормозами не шутят. И одновременно очень интересный: даже в обучающем курсе «Diamag помощник диагноста», рассказывая о тесте «Эффективность работы цилиндров», я не упомянул о подобном дефекте. Теперь вот восполнил этот пробел.

А дальше – все как обычно. По результатам теста форсунки 2 и 3 цилиндров под замену, компрессию во втором цилиндре – искать:

Хотя, пожалуй, с компрессией можно не торопиться. Сначала заменить форсунки и посмотреть, не в результате ли смыва масляной пленки снизилась компрессия во втором цилиндре.

Проливка форсунок на стенде подтвердила вывод о необходимости их замены, сделанный на основе нашего теста.

Разумеется, в рамках одной статьи я не могу рассказать все тонкости анализа графиков эффективности цилиндров. Об этом очень обстоятельно рассказано в обучающем курсе «Diamag помощник диагноста». Изучите его!

Андрей Бурмистров, Алексей Пахомов

pakhomov-school.ru

Работаем мотор-тестером | дефект двигателя системы зажигания

Знаете ли вы, какой дефект двигателя самый сложный в диагностике?

Опытные мастера скажут не задумываясь. Да, все верно: спорадический. То есть любой, вызванный какой угодно причиной, но проявляющийся не постоянно, а случайно. Зачастую во время визита на СТО дефект себя не выдает. Какие шаги предпринять для поиска, что делать, какой элемент заменить – вопросы не самые простые.

Однако находить спорадические дефекты можно. Для этого лучше всего использовать самый интересный диагностический прибор мотор-тестер. К интересующим нас датчикам либо электрическим цепям системы управления двигателем подключаем щупы мотортестера, запускаем съем и ждем, когда дефект проявит себя «во всей красе». После чего останавливаем съем и анализируем полученную осциллограмму.

Именно таким образом была обнаружена неисправность на автомобиле ВАЗ 2110 с двигателем 21114, объемом 1.6 л, 8 клапанов, оснащенным системой управления Январь 7. Проблема заключалась в том, что двигатель мог в любой момент заглохнуть. После остановки легко запускался вновь и работал, как ни в чем не бывало. Ладно, если это происходит на месте, а в движении управлять таким автомобилем не только некомфортно, но и просто опасно. Забегая вперед, скажем, что неисправность была откровенно банальной, но найти ее оказалось не так-то просто.

Ну что ж, автомобиль на посту диагностики, начинаем. Совершенно очевидно, что для нормальной работы двигателю необходимы топливо, надежное искрообразование и компрессия в цилиндрах. Последняя никак не может спорадически пропадать, поэтому будем исследовать системы подачи топлива и зажигания.

Так как обе эти системы получают управляющие сигналы от блока управления двигателем, самое первое, что приходит в голову, это подключить сканер и оценить параметры потока данных. Подключаем Сканматик. В первую очередь нас интересуют частота вращения и время впрыска. Если в момент проявления дефекта они есть, то блок управления «видит прокрутку» и пытается открыть форсунки. Откроются они или нет – второй вопрос, но главное – пытается ли это сделать блок. Быстро выяснилось, что в момент остановки двигателя до самого конца сканер отображает частоту вращения, УОЗ и время впрыска. Ага, взять крепость с налета не удалось. Переходим к осаде.

Будем использовать мотор-тестер USB Autoscope III, больше известный как осциллограф Постоловского. Для начала исследуем систему зажигания. Как известно, на этом двигателе имеет место система зажигания типа DIS с двумя катушками, конструктивно расположенными в одном корпусе. Ключи управления катушками и цепи контроля тока находятся внутри ЭБУ. Разъем блока катушек имеет три вывода: на один из них подается +12 В из бортовой сети при включении зажигания, еще два – это выводы первичных катушек, коммутируемые на «массу» внутри ЭБУ. Подключив щупы мотортестера к этим трем выводам, мы сможем контролировать питание катушек и первичное напряжение. Тем самым выясним, не в системе ли зажигания кроется дефект, приводящий к внезапной остановке мотора.

Итак,  канал 4 осциллографа (осциллограмма зеленого цвета) подключаем к выводу питания, канал 5 (красный) – к первичной цепи цилиндров 1-4, канал 6 (фиолетовый) – к первичной цепи цилиндров 2-3. Запускаем двигатель и ждем. Ура, заглох! Теперь нужно внимательно рассмотреть полученную осциллограмму и выяснить, виновна ли в остановке двигателя система зажигания.

motor-tester.ru

какой мотортестер лучший ?? - Мотор-тестеры, осциллографы

Кто какими мотортестерами работает ?

Про SMP4000 что скажите?

Если денег на SMP4000 хватает - берите не пожалеете. Диагностирует все возможные системы (при наличии доп. адаптеров). Считаю его лучшим консольным мотортестером. Эксперная система, предлагаемая за доп. деньги - IMHO вещь бесполезная.

Затем Bosсh FSA. Выбор адаптеров также довольно широкий, хотя некоторые способы вызывают, прямо скажем, сомнение. Например предлагается снимать сигнал с вторички индивидуальных катушек при помощи кусков ВВ провода между выводом вторичной обмотки и свечой, но там ведь еще диод стоит! Я пробовал так снимать сигнал - чушь полная.

OTC Vision Premier мотортестер с немного другой идеологией, но по возможностям также весьма неплохой. Комплектация и выбор доп. адаптеров заметно беднее. Просмотр вторички на COP только поочередно на каждой катушке.

Из переносных:

Лучший - PDA (Interro System). Есть доп. комплект адаптеров COP\CIS. Весь набор режимов классического мотортестера, кроме измерения опережения зажигания. Однако из-за портативности возможности отображения сигнала невысокие, низкое разрешение экрана, медленное обновление картинки, грубая прорисовка.

KES-200 (Launch) - Менее устойчивая синхронизация. Огромное количество адаптеров заставляет много заниматься преключениями. Для COP универсальный адаптер, что не всегда удобно, да и "меряет" он веьма условно. По комплектации заметно богаче и почти втрое дешевле PDA. В целом своих денег стоит.

Ну и наконец отечественный производитель.

Автомастер АМ1 - консольный мотортестер. Режимы классического мотортестера. Измерение абсолютной и относительной компрессии, давления топлива, температуры двигателя, относительной производительности форсунок, баланс мощности.

Мотодок-2. Интересный мотортестер на базе ПК. Оригинальные методики тестирования. Довольно глубокая диагностика "механики" двигателя, компрессия, фазы ГРМ, вакууметр. Хорошее быстродействие. Невысокая цена, мобильность (при работе с ноутбуком).

Подробнее - обзорная статья по мотортестерам:

ТУТ

Edited by VAG

www.oktja.ru

Мотортестер, ваш помощник. Часть 1 -

Мотортестер – один из трех основных диагностических приборов, на которых базируется вся процедура современной моторной диагностики. Он является инструментом, позволяющим снимать информацию непосредственно с двигателя. Если сканер образно можно назвать «глазами блока управления», то мотортестер – это «глаза диагноста».

Какого рода информацию позволяет получать мотортестер?

Это формы напряжений и токов различных устройств, в том числе системы зажигания. Это осциллограммы давлений в цилиндре, во впускном коллекторе, в картере двигателя. Кроме того, возможна оценка состояния механической части двигателя путем выполнения тестов неравномерности вращения и относительной компрессии.

Методик применения этого прибора очень много, мотортестер не есть нечто незыблемое, нечто консервативное в плане применения,  как сканер. Мотортестер - это универсальный инструмент, который можно применить где угодно и как угодно. В этом цикле статей будут показаны некоторые аспекты применения прибора, во всяком случае, известные автору аспекты, описаны методики применения, в том числе и нестандартные.

История создания мотортестера

Некие прообразы мотортестеров, которые можно сравнить с современными приборами лишь с большой натяжкой, появились достаточно давно. Конечно, по нынешним меркам они выглядят весьма комично, но, тем не менее, эти приборы позволяли измерить ток, напряжение, угол замкнутого состояния контактов в распределителе зажигания.

Позднее к этому набору добавился электронно-лучевой осциллограф, позволяющий визуально оценить процесс высоковольтного пробоя. Такой прообраз современного мотортестера достаточно успешно применялся на станциях для диагностики двигателей. Насколько полноценно выполнялась диагностика с применением подобных приборов – сказать сложно; возможно, для двигателей тех лет выполняемых ими функций было достаточно.

Настоящая революция в мире мотортестеров произошла, конечно же, с появлением компьютера. Современный мотортестер чаще всего представляет собой приставку к компьютеру и работает с ним в паре: можно выделить аппаратную часть (адаптер) и программную часть прибора. Существуют и портативные версии мотортестеров, они бесспорно имеют свои плюсы вроде компактности и мобильности. Но огромный минус заключается в графических возможностях их дисплеев. Как правило, они монохромные, с низкой четкостью отображения по сравнению с монитором компьютера. Поэтому следует отдавать предпочтение приборам, построенным по схеме «компьютер + приставка».

Принципы работы мотортестера

Чтобы понять, как формируется изображение на экране современного мотортестера, а фактически на мониторе компьютера, нужно вспомнить, как устроена электронно-лучевая трубка и как работает осциллограф. В основном этот прибор используется для работы с электронными устройствами.

Основой осциллографа является электронно-лучевая трубка (ЭЛТ). Она представляет собой запаянную стеклянную колбу, из которой удален воздух, с установленной в ее горловине электронной пушкой. Дно колбы покрыто люминофором – веществом, которое светится при бомбардировке его электронами. Электронная пушка формирует узкий пучок электронов, так называемый электронный луч, и направляет его на экран. Люминофор под воздействием пучка электронов начинает светиться, и в итоге на экране возникает яркая точка.

Трубка снабжена отклоняющей системой, которая способна изменять направление движения луча, тем самым перемещая его по экрану. На горизонтальные отклоняющие пластины Х1 и Х2 подается пилообразное напряжение, иначе называемое напряжением развертки, в результате чего луч совершает относительно медленное перемещение от левого края экрана к правому, затем быстрое перемещение обратно. Поэтому при отсутствии входного сигнала на экране осциллографа видна горизонтальная полоса.

На вертикальные отклоняющие пластины Y1 и Y2 после необходимой обработки подается исследуемый сигнал. Теперь при движении луча по горизонтали он будет отклоняться вверх или вниз, формируя картинку, представляющую собой визуальный аналог этого сигнала, называемый осциллограммой.

Что является очень важным моментом в рассмотренной схеме работы?

Важным является тот факт, что частота сигнала должна совпадать с частотой пилообразного напряжения, только в этом случае «картинка» на экране ЭЛТ будет стабильной. В противном случае увидим просто светящийся экран. Поэтому частота «пилы» постоянно подстраивается под частоту сигнала с помощью синхронизирующей схемы. Она, основываясь на входном сигнале, вырабатывает опорные импульсы для генератора пилообразного напряжения.  Генератор в свою очередь формирует пилообразное напряжение, подаваемое на горизонтальные отклоняющие пластины. В результате на экране осциллографа наблюдается стабильное изображение. Отсюда вытекает понятие синхронизации осциллографа.

Синхронизация – это привязка частоты горизонтальной развертки к частоте исследуемого сигнала.

Само слово «синхронизация» происходит от греческого «хронос» (время). Синхронно – это одинаково во времени, в один момент времени. Понятие синхронизации – очень важное понятие, необходимо до конца осознать его, потому что в мотортестерах выбор типа синхронизации и работа с ней являются одной из важнейших составляющих работы с прибором.

Говоря о синхронизации, следует классифицировать ее по признаку происхождения. Если источником синхронизации является сам исследуемый сигнал, то такая синхронизация называется внутренней. В этом случае синхронизирующая схема вырабатывает опорные импульсы для генератора пилообразного напряжения, основываясь на периоде исходного сигнала. Если же оператор подает на соответствующий вход прибора некий опорный сигнал извне, то синхронизирующая схема работает на его основе. Такая синхронизация называется внешней и применяется при исследовательских и конструкторских работах, в основном с радиоэлектронной аппаратурой.

Синхронизация мотортестера осуществляется аналогично осциллографу. В различных приборах она реализована по-разному, но общая идея остается неизменной: синхронизация может быть либо внутренняя, от исследуемого сигнала, либо внешняя, путем подачи в прибор синхронизирующих импульсов. Ими могут служить, например, высоковольтные импульсы в системе зажигания.

Для дальнейшего разговора нужно ввести понятие канала осциллографа. Канал – это совокупность цепей усиления и обработки сигнала, от входа осциллографа до вертикальных отклоняющих пластин. Она включает в себя входные цепи, усилители, фильтры, через которые проходит исследуемый сигнал от входа до вывода его на экран. Количество каналов – один из важных параметров осциллографа. Попросту говоря, от количества каналов зависит, сколько сигналов одновременно будет возможно наблюдать на экране.

Каков основной недостаток электронно-лучевого осциллографа? К сожалению, большинство таких приборов имеют всего один канал. Связано это в основном со сложностью реализации нескольких лучей в электронно-лучевой трубке. Существуют осциллографы с двумя каналами обработки сигнала и с отображением одновременно двух сигналов на экране, но нужно понимать, что эти сигналы прорисовываются одним электронным лучом по очереди.

Два сигнала – это уже хорошо, но на практике при диагностике двигателя требуется увидеть одновременно три, четыре, пять и даже более сигналов. Сложность в реализации многоканальности является большим недостатком классических осциллографов и ограничивает их применение в качестве мотортестеров.

Что же принципиально представляет собой современный компьютерный мотортестер?

Фактически это некая виртуальная модель электронно-лучевого осциллографа. Конечно, там нет ЭЛТ, а информация выводится на монитор компьютера. Реализация многоканальности в этом случае не представляет собой больших трудностей: количество каналов ограничено только наличием соответствующих цепей обработки сигнала  в адаптере и разумной необходимостью. Обычно количество каналов мотортестера не превышает 4-8.

Подавляющее большинство современных мотортестеров представляют собой комплекс из подключаемой к автомобилю аппаратной части (адаптера) и компьютерной программы. Связь между компьютером и адаптером осуществляется разными способами: через USB-порт, посредством сетевого кабеля либо с применением беспроводной связи Wi-Fi.

Тот факт, что мотортестер представляет собой виртуальную модель осциллографа, наложил отпечаток на вид окна программы. Такое окно содержит поле осциллограмм, представляющее собой фактически экран ЭЛТ и имеющее зачастую те же атрибуты в виде измерительной сетки и различных шкал, кнопки включения каналов, кнопки выбора типа синхронизации, полозок уровня синхронизации, кнопки включения фильтров. Конечно, есть и специфические элементы типа выпадающих меню или  измерительных линеек, но, в общем и целом, экран монитора отображает виртуальную модель осциллографа.

Мотортестер, ваш помощник: итоги 1 части

Современный мотортестер представляет собой виртуальную модель электронно-лучевого осциллографа и состоит из компьютерной программы и адаптера для подключения к автомобилю. Как и при работе с осциллографом, при использовании мотортестера необходимо применять тот или иной тип синхронизации. Многоканальность мотортестера обусловлена наличием нескольких цепей обработки сигнала и отсутствием сложностей с отображением осциллограмм сигналов на экране монитора.

Все материалы цикла "Мотортестер, ваш помощник":

Мотортестер, ваш помощник. Часть 2

Мотортестер, ваш помощник. Часть 3

Мотортестер, ваш помощник. Часть 4

Мотортестер, ваш помощник. Часть 5

Мотортестер, ваш помощник. Часть 6

Мотортестер, ваш помощник. Часть 7

Мотортестер, ваш помощник. Часть 8

pakhomov-school.ru

трахтатъ. часть первая.: uncle_sem — LiveJournal

О выборе оборудования. Памятка для начинающих.

Побуду в тренде – напишу «трактат» для начинающих по выбору оборудования для диагностики. Давно хотел, кое-какие наброски были уже...

Для начала –  очевидный для профессионалов, но не для многих начинающих факт: диагност должен разбираться в предмете. То есть если он диагностирует систему управления двигателем – то он должен понимать, как работает сам двигатель и данная система управления. И понимать это достаточно хорошо. Без этого понимания – не будет диагностики, будет максимум – чтение ошибок. А это не диагностика, это вытягивание денег из клиента.

Также, я подразумеваю, что у будущего диагноста есть какой-никакой слесарный опыт (не обязательно уметь перебирать двигатель с закрытыми глазами, но нужно хотя бы очень хорошо и в деталях это себе представлять, и хотя бы присутствовать при нескольких таких ремонтах), ну и что инструмент – отвертки, ключи, и т.д. у него есть. Тут, впрочем, должно и так быть понятно, как выбирать и что покупать.

Начну с простого и однозначного: манометр, точнее комплект для измерения давления топлива, компрессометр и вакуумметр. Для чего всё это нужно? Измерение давления топлива нужно чтобы не полоскать мозги клиенту на тему «я хер знает что у тебя, съезди проверь давление топлива». Есть подозрения на давление? Взял и проверил. Компрессометр – аналогично, чтобы подозревая отсутствие компрессии можно было предъявить клиенту документальное подтверждение в цифрах, а не «чо-то мне кажется тут компрессии нету». Вакуумметр – может пригодиться для оценки работы двигателя по разрежению на впуске и для проверки показаний мап-сенсора. В природе существуют также «совмещенные» измерители давления и разрежения – они полезны при тестдрайве машин с турбиной или компрессором, опять же – для контроля реального абсолютного давления во впускном коллекторе и оценки показаний мап-сенсора.

Далее, как ни странно, я расскажу о банальных тестерах (мультиметрах). Фактически идеальным тестером на данный момент является UNI-T ut-61e. Именно модель E – она из всей линейки самая быстрая, точная и приятная в работе. К сожалению – у данного тестера нет измерения температуры. Ну и денег стоит – баксов 40-50, скорее 50. Есть более дешевые варианты, например HoldPeak HP-890CN, или даже какой-нить HYELEC MS8233E. У всех без исключения дешевых приборов есть минус – отсутствие линейной шкалы. А она нужна для проверки ДПДЗ например, и любых других датчиков с быстроизменяющимся сигналом. Если потенциометр изношен и «шумит», то тестер с линейной шкалой показывает данную проблему быстро и однозначно.

Существуют и «специализированные автомобильные» мультиметры. Не знаю. То что я видел – либо без линейной шкалы, либо по космическим ценам. А по сути там как правило добавлен-то только тахометр и измеритель угла замкнутого состояния контактов. Ну прямо скажем – не так чтобы самые нужные функции.

К мультиметру я настоятельно рекомендую докупить сразу силиконовые щупы. Их стоимость может сравниться со стоимостью самого мультиметра, но когда у вас на морозе из-за задубевшей изоляции отвалится провод у единственного тестера – вы поймёте что оно того стоит.

Кроме тестеров могут пригодиться и токоизмерительные клещи постоянного тока. Они бывают двух видов – в виде приставки к мультиметру, и в виде отдельного прибора. Приставки могут пригодиться и для осциллографа, но не так удобны в автономном применении. Из автономных клещей могу привести в пример Mastech MS2109A/2108A или те же HYELEC MS2108A. Насмотря на неоднозначное название – при проверке показывают весьма неплохую точность, и по сути обычно являются клонами того же мастека за меньшие деньги. Мастек 2109 может также измерять температуру, что может явиться хорошим дополнением для «основного» тестера без данной функции.

Применение клещей имеет свои нюансы, например – у них может «уплывать» ноль, а показания зависеть от положения клещей относительно провода. Ну и на малых токах – точность плохая. Для малых токов существуют другие клещи, которые стоят других денег. Из приставок можно посмотреть на продукцию фирмы APPA, как «классику жанра», Appa 32 как пример, ну либо приобрести вместе с мотортестером либо рекомендованные производителем мотортестера. Альтернативные варианты также производят многие, и Hantek – например СС-65, и даже различные безымянные производители - типа всяких CP-05.

И тут мы плавно переходим к осциллографам и мотортестерам.

Что такое мотортестер? Это осциллограф с определенными возможностями, ориентированными на диагностику двигателя. При этом для автомобильной диагностики осциллораф вполне может «не блестать» параметрами - ни полоса ни максимальная частота особо не важны, если мы не говорим о ремонте электронных блоков и анализе сигналов кан-шины. Для ремонта электроники обычно требуются гораздо более мощные приборы, причем обычно автономные, настольные - но это я уже ухожу от темы.
И осциллоргафы и мотортестеры бывают трёх «формфакторов» : автономные стационарные, автономные портативные, и приставки к компьютеру. Стационарные автономные мотортестеры по большому счету уже канули в лету (осциллографы же – живут и здравствуют, но для автодиагностики подходят слабо, поэтому о них пока забываем), большинство мотортестеров сейчас идут в виде приставки к компьютеру.

Тут нужно заметить, что стационарные мотортестеры, конечно, вполне еще существуют до сих пор, и технически представляют из себя опять же стационарный компьютер и измерительный блок к нему. Но производят их крупные и дорогие брэнды, типа того же БОШа, соответственно стоимость их заоблачна, и позволить себе их могут только очень крупные сервисы, которым мотортестер по большому счету не особо-то и нужен – разве что чтобы лишние деньги куда-то деть, соответственно число их крайне невелико.

Как ни странно, самые продвинутые и быстроразвивающиеся мотортестеры разрабатываются на просторах бывшего СНГ. Если говорить об относительно недорогих, но в то же время функциональных моделях, то можно выделить МТпро и Диамаг. Считается, что у диамага проще интерфейс, но тут уж на вкус-на цвет. По параметрам и функционалу они примерно одинаковы. На фото также приведен usb autoscope Постоловского, который отличается шикарным функционалом, что, к сожалению, отразилось на цене...

Автономные портативные мотортестеры выпускаются зарубежными производителями, и вообще говоря особого интереса не представляют по причине достаточно ограниченного функционала – в сравнении с продвинутыми СНГ-овскими аппаратами. Иногда их встраивают в автономные сканеры, о которых речь пойдёт ниже.

А вот портативные осциллографы, также выпускаемые, в частности, нашими китайскими друзьями, как раз представляют интерес для экспресс-диагностики. Точнее, исходя из соотношения цена/возможности, интерес для автодиагностики представляют именно НЕДОРОГИЕ модели, потому что, как я уже писал выше, для большинства задач мотортестеру не нужны высокие частоты и широкая полоса – за что и берут деньги производители осциллографов. А вот тот же весьма недорогой двухканальный DSO-203 вполне позволяет проверить работу системы зажигания (по вторичному напряжению), работу и синхронизацию датчиков коленвала и распредвала, работу других датчиков, оценить сигнал с датчика разрежения на впуске, то есть фактически – закрыть большинство простых повседневных решаемых мотортестером задач. Огромный плюс таких приборов – скорость подготовки к работе. Фактически это секунды – нужно подключить нужные датчики к осциллографу и щелкнуть выключателем. Не нужно загонять машину в бокс, не нужно разворачивать оборудование, подключать ноут, запускать софт и т.д. - взял, включил, работаешь. Минус - функционал. О всевозможных анализах - как правило можно забыть. Либо возможности анализа сильно хуже чем у МТ на базе компьютера. (тут я замечу, что лично мне кажется более логичным использование для экспресс-проверок именно автономных приборов, без компьютера. потому что если уж мы приволокли ноут или подтащили стойку - то там уж пофиг какой осцилл подключить)

"Взрослый" мотор-тестер нужен для решения более серьезных проблем, для чего и нужны всевозможные плагины и скрипты с возможностями анализа. И тут при выборе важно наличие этих плагинов и скриптов (впрочем, в основном производители быстренько навёрстывают отставание), ну и самое главное - интерфейс. И вот тут - каждый выбирает для себя. где удобнее, где проще, где понятнее. а для этого нужно скачать софт от выбранных приборов и запустить в деморежиме.

Я лично считаю, что «в хозяйстве» нужно иметь оба прибора – и осциллограф и мотортестер, а если бюджет начинающего диагноста ограничен (а это, как правило, именно так) – можно на первых порах обойтись и без мотортестера, тем же ДСО-203 или еще каким недорогим двухканальным осциллом. Либо поискать б/у мотортестер подешевле.

При выборе мотортестера не стоит гнаться за большим числом каналов. Во-первых, при увеличении числа ИСПОЛЬЗУЕМЫХ каналов падает частота дискретизации, что на и так не блещущем параметрами мотортестере, может слишком фатально сказываться на качестве картинки. То есть сигналов-то вы снимете кучу, но вот форма сигнала там будет такая, что эти осциллки ничем не помогут в работе. При этом нужно заметить, что обычно частота дискретизации - она делится на число каналов. Но если канал не используется – то он и не учитывается, и общая частота делится между используемыми каналами. То бишь, оставляя один используемый канал – мы заюзаем по максимуму все ресурсы осцила для этого одного канала. Для двух каналов – они поделятся пополам, и т.д. то есть вообще говоря при правильном подходе к разработке большое число каналов как минимум не вредит. Ну не включай больше чем нужно, делов-то.

Совершенно необходимый минимум это два канала. Один канал – ну это просто игрушки. Да, он позволит например проверить одиночный датчик или там катушку. Но даже на банальной классической системе зажигания например – всё. Сразу опа. Или там синхронизация датчиков коленвала и распредвала. С одним каналом просто делать нечего. Но два канала - это абсолютный минимум. Сколько же реально нужно каналов в жизни? Давайте посчитаем! Датчик коленвала, распредвала, датчик давления в цилиндре, синхронизация по искре (как пример). То есть 4 канала – это такой оптимум, меньше которого стоит брать мотортестер только в случае если он в чем-то другом выдающийся. Впрочем, как правило, мотортестеры-приставки сейчас выпускаются почти все с числом каналов не менее 6-8, так что проблемы выбора в данном случае не существует – они почти все и подходят под критерии разумной необходимости.

Для осуществления хоть каких-то проверок что осциллографу, что мотортестеру нужны датчики (щупы для снятия сигналов со штатных датчиков автомобиля как правило идут в комплекте как минимум с осциллографом). Датчики производители мотортестеров обычно предлагают либо за дополнительную плату, либо в составе комплектов с мотортестером. Для осциллографов производители таких датчиков не предлагают, потому что это не их прямое назначение. Какие используются датчики? Для снятия сигналов с системы зажигания применяются емкостные и индуктивные датчики. Их можно условно поделить на «линейки» и «прищепки». Соответственно прищепки используются обычно для одновременной установки всех датчиков на все высоковольтные провода и дальнейшего анализа, а линейки – как правило, для экспресс-анализа. Об изготовлении обоих видов этих датчиков я писал. Существуют также датчики разрежения, датчики давления в цилиндре и некоторые другие. Я бы рекомендовал в комплекте с мотортестером ОБЯЗАТЕЛЬНО покупать датчик давления и, в некоторых случаях, датчик разрежения – если он не на основе пьезопластины. Датчик разрежения из пьезика делается элементарно, поэтому особого смысла тратить на него финансы, опять же, нет. Датчик давления «на коленке» не сделаешь, нужны как минимум токарные работы, так что нафиг-нафиг, оно получится не сильно дешевле, а результат будет под вопросом.

Приобретая несколько приборов, или датчиков, озадачьтесь совместимостью разъемов. Скажем у DSO мелких – разъемы тоже мелкие, и для «стандартных» датчиков понадобятся переходники. Входные параметры осциллографов и мотортестеров как правило стандартные, поэтому об электрической совместимости датчиков заморачиваться обычно не нужно.

uncle-sem.livejournal.com

С чего начать диагностику: сканер, мотор-тестер или газоанализатор?

На дворе 21 век, век электроники и компьютерных технологий. Диагностика автомобиля, основанная на органах чувств сегодня уже неактуальна. Какое оборудование стоит выбрать для современной диагностики автомобиля?

Необходимо знать, что из всех типов приборов для диагностики можно выделить три основные группы. Это диагностические сканеры, мотор-тестеры и газоанализаторы. Начнем по порядку.

Сканеры

Диагностические сканеры - это устройства, считывающие показания датчиков и сообщения об ошибках, возникающих в электронном блоке управления автомобиля. Для работы с автомобилем сканер подключается к автомобильному диагностическому разъему и считывает информацию, выдаваемую ЭБУ. Сканеры также делятся на два типа - портативные (со встроенным дисплеем) и выполненные в виде отдельного модуля, который подключается к персональному компьютеру или ноутбуку. Оба типа имеют свои преимущества и недостатки.

Любой сканер позволяет нам:

  • Считывать и расшифровывать коды неисправностей, записанных в памяти автомобиля.
  • Просматривать идентификационные данные систем.
  • Просматривать сигналы с датчиков.
Не стоит забывать, что сканер не является измерительным прибором. Он отображает только те значения, которые видит электронный блок управления.

Мотор-тестеры

Мотор-тестер является измерительным прибором. Принципы работы двигателей в разных марках машин практически одинаковые, благодаря этому мотор-тестеры можно использовать на любых автомобилях. Как и сканеры, мотор-тестеры могут быть выполнены в виде отдельных приборов, либо в виде модуля, подключаемого к компьютеру.

В отличие от сканера, устройство считывает данные не с ЭБУ, а напрямую с датчиков и двигателя. Тестеры позволяют снимать напряжения и токи датчиков и исполнительных механизмов, осциллограммы высокого напряжения, осциллограммы давления в цилиндрах, давление топлива, возможность померить стартерный ток и многое другое.

Мотор-тестером можно проверить обрывы или межвитковые замыкания форсунок. Можно измерить стартерный ток и сделать выводы об аккумуляторе и стартере. С помощью осциллограмм напряжения генератора можно сделать вывод о его состоянии.

Газоанализаторы

Газоанализатор - прибор, который измеряет состав выхлопных газов транспортного средства, благодаря чему можно сделать выводы о работе двигателя. Опытный диагност может сузить круг поиска неисправности с помощью анализа выхлопа.

Выводы

Все три типа приборов имеют разный принцип работы, дают нам разную информацию и ни в коем случае не подменяют друг друга. Для профессиональной диагностики неисправностей транспортного средства рекомендуем иметь на вооружении все три типа диагностического оборудования. Понравилась статья? Сохраните себе!

elm327rus.ru

тестеры - Компьютерная диагностика автомобиля своими руками

Мотор-тестеры это универсальные электронные приборы, предназначенные для проведения измерений параметров работы двигателя. Параметры измеряются с помощью специальных датчиков и пробников, входящих в комплект прибора. Как правило, мотор-тестеры позволяют измерять следующие параметры:

- частота вращения коленчатого вала;

- температура масла;

- напряжение аккумулятора;

- напряжения в первичной и вторичных цепях системы зажигания;

- пульсации напряжения генератора;

- ток стартера;

- ток генератора;

- угол замкнутого состояния контактов;

- время накопления и ток размыкания в первичной цепи катушки зажигания;

- частоту, длительность и скважность импульсов,

- угол опережения зажигания;

- величину разряжения/давления во впускном коллекторе.

Обычно мотор-тестер в своём составе имеет цифровой осциллограф, представляющий измеряемые величины (ток, напряжение, частота вращения коленчатого  вала, разряжение и т.д.) в графическом виде, а также в виде гистограмм. Некоторые мотор-тестеры имеют возможность записи кадров изображения в память прибора для последующего сравнения и анализа. Настройка параметров развёртки осциллографа производится автоматически при выборе режима измерений. Цифровой осциллограф - это мощный инструмент в руках опытного диагноста. Например, по форме осциллограммы во вторичной цепи зажигания   можно выявить неисправные элементы тракта (свечи зажигания, высоковольтные провода, крышка распределителя…) и даже отклонения состава смеси в цилиндрах.

На некоторых мотор-тестерах (DSN-PRO) реализован также режим имитации сигналов датчиков.

Мотор-тестеры условно можно разделить на три группы: большие или консольные, средние и портативные.

Консольные мотор-тестеры (SUN, DASPAS) - это стационарные устройства, выполненные на базе персональных компьютеров, в котором датчики, как правило, располагаются на специальной поворотной консоли. Эти мотор-тестеры имеют большое количество измерительных входов, позволяющих   проводить измерения нескольких однотипных параметров одновременно и анализировать их с помощью многоканального осциллографа.

Например, в режиме проверки запуска двигателя проверяются: изменения напряжения на клеммах 1 и 15 катушки зажигания и клеммах аккумуляторной батареи, обороты, развиваемые стартером, ток поотребления стартера, а также величина разряжения во впускном коллекторе.

Принципиальное отличие мотор-тестеров высшей группы сложности состоит в реализации некоторых специальных функций, таких как:

- измерение относительной компрессии по цилиндрам;

- измерение мощностного баланса цилиндров;

- наличие встроенной базы данных заводских допусков измеряемых

параметров для различных моделей двигателей автомобилей;

- наличие экспертной системы, анализирующей результаты измерений

(в случае полного заполнения протокола измерений). Экспертная система

подсказывает также возможные пути поиска неисправностей.

Следует отметить, что функции измерения относительной компрессии и мощностного баланса могут быть реализованы в полном объёме только на автомобилях с механическим распределителем зажигания, а поскольку в настоящее время такие системы практически не применяются, то эти режимы утратили своё практическое значение.

Косвенно мощностной баланс цилиндров можно оценить по неравномерности вращения коленчатого вала двигателя.

В состав мотор-тестеров высшей группы сложности входит 4 или 5-компонентный газоанализатор. Результаты его измерений тоже используются анализирующей программой.

Мотор-тестеры средней группы сложности отличаются от консольных отсутствием базы данных, анализирующей программы, а также меньшим количеством измерительных входов и режимов измерений. Например, может отсутствовать режим измерения разряжения во впускном коллекторе или, вместо многоканального, встроен одноканальный осциллограф.

Портативные мотор-тестеры по своим функциям аналогичны, а иногда и превосходят мотор-тестеры среднего класса. Они выполняются в виде переносных устройств с жидкокристаллическим экраном. Питание приборов осуществляется от сети 220В или бортовой сети автомобиля, что позволяет их использовать даже в «полевых условиях».

Для более качественного отображения и анализа результатов измерений   портативные мотор-тестеры имеют возможность передавать данные на персональный компьютер, или непосредственно на принтер для распечатки. Возможно также сопряжение с газоанализатором через персональный компьютер. Многие производители ввиду большой конкуренции стремятся оснастить свои приборы оригинальными режимами анализа. Например, статистический анализ изменений параметров работы высоковольтного тракта для различных режимов работы двигателя.

 

autoscaner.by

Пара слов о мотортестерах Статьи

Пара слов о мотортестерах 01.11.2017 11:52

Диагностика автомобильного двигателя ставит перед собой задачи в комплексном исследовании его работы. Для проведения исследования используются в основном три типа диагностических приборов:


1. Сканер.
Необходим для контроля работы электронной системы управления двигателем. Он задействован с электронным блоком управления двигателя. Если говорить проще, то минус сканера в том, что отображаемые сканером параметры отнюдь не являются истинными. Это «видит» при своей работе электронный блок управления;


2. Четырехкомпонентный газоанализатор.
Он используется для замеров информации из состава выхлопных газов;


3. И главный гость этой статьи – мотор-тестер. Для непосредственного измерения параметров различных узлов двигателя, системы зажигания и элементов электронной системы управления двигателем используется именно он. Иначе говоря, при помощи мотор-тестера диагностируют реальные измерения тех или иных параметров работы мотора. К ним можно отнести напряжения, токи, а также осциллограммы различных электрических сигналов, в том числе системы зажигания. Кроме того, можно оценить баланс цилиндров, состояние механической части и многое-многое другое.


Необходимо выделить, что в отличии от сканеров, привязанных к определённых ЭСУД, мотор-тестер одинаково успешно используется на любых двигателях (начиная от карбюраторных и заканчивая новейшими, с непосредственным впрыском топлива и электронным управлением). Грубо говоря мотор-тестер представляет собой универсальный измерительный инструмент с помощью которого, можно работать с любыми двигателями и даже с некоторыми электронными устройствами. Так же стоить выделить сравнительные моменты подключения. Сканер подключается только к диагностической колодке и информацию мы получаем только от электронного блока управления, при работе же с тестером идёт подключение непосредственно к электрической цепи. При этом не важно каким способом: контактным или бесконтактным. Важно при всём выше сказанном учесть, что мотор-тестер и сканер являются лишь частично взаимоисключающими приборами.
Измерительная же часть мотор-тестера сильно совпадает с измерительной частью автомобильного осциллографа. Отличия от автомобильного осциллографа заключается в том, что он может не только отображать осциллограммы любых измеряемых цепей, но и производить комплексные оценки работы двигателя сразу по нескольким параметрам, таких как динамическая компрессия, разгон, сравнительная эффективность работы цилиндров и т.д. Эти преимущества позволяют существенно снизить время на поиск неисправностей.
Несмотря на высокую стоимость мотор-тестера, он пользуется популярностью из-за его эффективности и многозадачности. Покупая тестер вы хоть и платите солидную стоимость, но тем не менее вы её компенсируете тем, что вам не приходится приобретать дополнительные устройства для диагностирования автомобиля, такие как газоанализатор, автомобильный осциллограф или стробоскоп.

Современные мотор-тестеры выполняют следующие функции:
 

1. Универсальный автомобильный осциллограф - снятие и отображение осциллограмм.

Так же этот режим используется для проверки сигналов от датчиков электронных систем управления и проверки управляющих сигналов от электронных блоков управления к исполнительным устройствам;

 

2. Осциллограф зажигания - снятие и отображение осциллограмм первичных и вторичных цепей систем зажигания.

Функционал этого режима полностью зависит от того, какие системы зажигания поддерживает тот или иной прибор. Поддержка той или иной системы заключается в поддержке со стороны программного обеспечения прибора и наличии датчиков, необходимых для снятия осциллограмм первичной и вторичный систем зажигания;

 

3. Специальные мотор-тестерные режимы – именно это главное, что отличает мотор-тестер от автомобильного осциллографа.

В частности, это тесты - тест "Баланс мощности", тест "Эффективность цилиндров" ("Неравномерность вращения"), тест "Относительная компрессия" и другие.

 

4. Измеритель и осциллограф неэлектрических величин – всё чаще становится неким стандартом, тем более, что соответствующие датчики используются при проведении ряда специальных тестов, таких как:

-       температура (масла, охлаждающей жидкости),

-       давление (давление в цилиндре, давление масла, давление топлива, давление наддува в турбированных системах, давление выхлопных газов и пр.),

-       разрежение (во впускном коллекторе),

-       детонация и пр. - могут измеряться при помощи специальных датчиков, преобразующих соответствующую физическую величину в напряжение;

 

5. Мультиметр - измерение различных электрических величин - напряжения, тока, сопротивления, частоты, скважности и пр.

 

6. Имитатор сигналов - встречается редко, но популярность его использования в диагностике с каждым разом растет.

  А сейчас давайте рассмотрим два популярных мотор-тестеров по параметрам и их функционалу: Диамаг 2 и МТ Про 4.1

DIAMAG 2

Характеристики мотор-тестера:

  1. Количество каналов 6
  2. Диапазоны измерений ±-0.1...±500 Вольт
  3. Максимальная частота дискретизации
  •    в режиме самописца 1 мГц
  •    в режиме осциллографа 1 мГц

Интерфейс HiSpeed USB 2.0 

Мотор-тестер работает как с 32 битными операционными системами (Windows XP, Windows VISTA, Windows 7),
так и с 64 бит Windows 7 и т.д.

Все шесть каналов абсолютно одинаковые, но 4,5,6 каналы имеют дополнительные функции:
На 4м канале - пиковый детектор, а 5 и 6 каналы могут работать в режиме дифференциального входа (аппаратно).
Таким образом 4,5,6 каналы используются как адаптер зажигания при диагностике системы зажигания.

Диапазон измерений ±-0.1...±500 Вольт разбит на 12 поддиапазонов, это вместе с 12 битным разрешением,
позволяет производить плавную регулировку усиления входного сигнала. Благодаря этому полностью отпадает необходимость в дополнительных усилителях/адаптерах.

Максимальная частота дискретизации 1 мГц во всех режимах - её также можно плавно регулировать.

Все переключения диапазонов, частоты и т.д. реализованы программно, никаких тумблеров и переключателей.

Мотор-тестер обладает очень низким уровнем собственных шумов.

Для защиты входов прибора стоят защитные диоды.

Осциллографы собираются на автоматической линии монтажа. Все комплектующие импортные.

Мотор-тестер имеет очень прочный корпус из алюминия, который защищает его от механических повреждений, а также является экраном от помех.

Для нового прибора разработано полностью новое программное обеспечение

В ПО реализованы все функции которые должны быть в современном мотор-тестере:

  • Анализ эффективности работы цилиндров по сигналу с ДПКВ  
  • Полностью автоматический анализ системы зажигания. (Не надо делать никаких настроек уровней синхронизации и т. д.)
  • Экспресс диагностика (автоматическая настройка диапазонов, инверсии и т. д.)
  • Сравнение работы цилиндров по сигналам с различных датчиков, в том числе: с датчика разряжения во впускном коллекторе, с датчика разряжения в выхлопной трубе, с датчика разряжения в топливной рампе, форсунок, первичного и вторичного зажигания и т. д.
  • Анализ компрессии по падению напряжения АКП.
  • Анализ давления в цилиндре (скрипт PX): расчет степени сжатия, определения наличия нагара в цилиндре, проверка правильности установки фаз (ремня) ГРМ, контроль работы клапанов, оценка утечек рабочей смеси в цилиндре, проверка забитости катализатора и т. д.
  • Оценка относительной компрессии в динамике.
  • Проверка производительности форсунок.
  • Проверка работы генератора и системы зарядки аккумулятора (вых. напряжение и ток генератора, определение неисправностей выпрямительных диодов, зависания щеток и т.д.).
  • Многофункциональная линейка для измерения фаз ГРМ.
  • Можно также создавать свои настройки каналов, под любые датчики и т. д. Все готовые настройки активируются одним кликом мыши.
  • Практически для всех имеющихся в современных двигателях датчиков заведены готовые настройки. Вам только нужно выбрать нужный из списка. Так же в ПО заведены настройки для всех имеющихся тестов: для анализа классической и распределенной системы зажигания, анализа эффективности (скрипт Шульгина), работы с датчиком разряжения и давления и т. д. (Это сбережёт ваше время, а также будет очень полезно начинающим пользователям).

Мотортестер MT Pro 4.

 


 

Диагностический комплекс MT Pro 4.1 позволяет эффективно выявлять неисправность в следующих системах: 

Система зажигания: 

  • определение состояния свечей и свечных проводов (нагары, обрывы, пробои)
  • определение режимов работы и неисправностей катушки зажигания (межвитковые замыкания, контроль правильности подключения, пробои)
  •  диагностика датчиков системы зажигания (индуктивный, холла)
  • определение углов опережения зажигания (без стробоскопа)


Система топливоподачи:

  • электрическая проверка топливных форсунок (межвитковые замыкания обмоток форсунок, длительность фазы впрыска и т.д.)
  • проверка работы датчиков температуры, положения дроссельной заслонки, датчика кислорода, датчика массового расхода воздуха и т. д.
  •  проверка работы исполнительных механизмов (регулятора холостого хода и т.д.)


Система газораспределения: 

  • оценка относительной компрессии по цилиндрам в режиме стартерной прокрутки
  • измерение компрессии в динамике (на работающем двигателе) и в режиме прокрутки
  • определение правильности установки ремня ГРМ
  • контроль работы клапанов  


Система питания и зарядки: 

  • проверка работы генератора и системы зарядки аккумулятора


Функциональные возможности:

  • одновременное отображение на экране данных с 1,2, 3 …7, 8 аналоговых каналов и 1 логического канала
  • возможность синхронизации от сигналов практически всех электрических цепей автомобиля
  • продолжительное время регистрации сигнала (ограниченно доступным дисковым пространством)
  • возможность сохранения данных о полученных сигналах и поддержка отчетов


Технические характеристики комплекса MT Pro 

Аналоговые каналы: 

  • Количество универсальных аналоговых каналов 8
  • Количество одновременно включенных каналов:
    • в режиме осциллографа 1, 2, 4 или 8
    • в режиме самописца 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
  • Входной диапазон канала ±1000 В
  • Поддиапазоны канала ±2, ±5, ±16, ±30, ±80, ±200, ±500 и ±1000 В
  • Количество поддиапазонов канала 8
  • Входное активное сопротивление канала не менее 1 МОм


Логические каналы: 

  • Количество универсальных логических каналов 1
  • Количество одновременно включенных каналов 1 (видим только в режиме самописца)
  • Входной диапазон канала ±1000 В
  • Поддиапазоны канала ±2, ±5, ±16, ±30, ±80, ±200, ±500 и ±1000 В
  • Количество поддиапазонов канала 8
  • Разрядность ЦАП задания порога сравнения 12 бит
  • Входное активное сопротивление канала не менее 1 МОм
  • Опционально подключаемый детектор импульсов да


Максимальная частота дискретизации: 

  • В режиме осциллографа 
    • 2 МГц (в 1-но канальном режиме)
    • 1МГц (в 2-х канальном режиме)
    • 250 КГц (в 4-х канальном режиме)
    • 125 КГц (в 8-ми канальном режиме)
  • В режиме самописца 
    • 500 КГц (в 1-но канальном режиме)
    • 250 КГц (в 2-х канальном режиме)
    • 166 КГц (в 3-х канальном режиме)
    • ...
    • 70 КГц (в 7-ми канальном режиме)
    • 60 КГц (в 8-ми канальном режиме)


Разрядность АЦП: 

  • В режиме осциллографа 16 бит
  • В режиме самописца 12 бит (4 младших бита игнорируются)


Глубина памяти: 

  • В режиме осциллографа до 262 144 выборок / канал
  • В режиме самописца до 2,8 миллиардов выборок / канал


Максимальное время регистрации сигнала в режиме самописца: 

  • При частоте дискретизации 500 КГц до 95 минут
  • При частоте дискретизации 500 Гц до 66 дней


Гальваническая развязка: 

  • Тестовое напряжение изоляции 1КВ в течение 60 секунд
  • Сопротивление изоляции не ниже 1000 МОм
  • Ёмкость изоляции не выше 60 пФ


Прочие характеристики: 

  • Напряжение питания
    • от USB порта 4,5 - 5,5 В
    • от внешнего ИП 9 - 24 В (опционально)
  • Потребляемая мощность не более 150 мА
  • Интерфейс связи с ПК USB 2.0 Full Speed
  • Габаритные размеры измерительного блока 230x158x33 мм
  • Масса измерительного блока не более 1,2 кг


Режимы работы: 

  • Осциллограф (функционально подобен обычному аналоговому осциллографу)
  • По кадровый (данные каждого измерения (кадра) в реальном режиме времени отображаются на экране ПК и автоматически записываются на винчестер для дальнейшего просмотра / анализа)
  • Самописец (данные измерения в реальном режиме времени отображаются на экране ПК и непрерывным потоком записываются на винчестер для дальнейшего просмотра / анализа)

 


eobd.ru

Методика измерения динамических характеристик автомобиля

Методика дает возможность быстро и качественно измерить параметры автомобиля в гаражных условиях без специального оборудования и длительной подготовки.

Список параметров которые мы получим после тестирования:

  • ускорение;
  • скорость;
  • мощность на колесах;
  • состояние сцепления;
  • общие потери;
  • мощность;
  • крутящий момент;
  • КПД двигателя;
  • расход топлива;
  • время разгона.

Также есть возможность сравнить результаты двух разных заездов друг с другом


Проведение теста

Нужно сделать следующее:

  • Выбираем ровный участок дороги, не загруженной транспортом;
  • Подключаем ​ USB Autoscope​ к датчику АБС (или скорости) и топливной форсунке;
  • Настройка ​ USB Autoscope​ ;частота 50кГц, два канала; 4 АБС (или скорости) 5 топливной форсунке;
  • Заводим автомобиль, двигатель работает на холостых;
  • Включаем запись;
  • Трогаемся с места на первой передачи и набираем скорость примерно 20км/час;
  • Переходим на вторую передачу и плавно увеличиваем скорость до 30км/час. Стараемся удержать эту скорость примерно 5-10 секунд. ​Очень важно точно удерживать скорость 30км/час​, поскольку это будет влиять на точность результата
  • Отпускаем педаль газа полностью и ждем когда скорость упадет примерно до 20км/час;
  • Начинаем медленно давить на педаль газа чтобы возобновилась подача топлива;
  • Газ в пол, набираем обороты “до отсечки”;
  • Выжимаем сцепление и пускаем автомобиль накатом примерно 8-10 секунд.

Так будет выглядеть набор скорости для правильной калибровки датчика АБС на участке, выделенном рамкой



Методика измерения динамических характеристик автомобиля с помощью скрипта DINO-ABS - Краткое описание

Скрипт DINO-ABS

Для измерения динамических характеристик автомобиля можно использовать штатный датчик ABS с не ведущего колеса. Итак, имея скорость автомобиля, обороты двигателя и зная вес, можно получить относительную мощность и крутящий момент. Чтобы использовать скрипт PSS-ABS, нам нужно записать с помощью USB Autoscope, два сигнала: сигнал с датчика ABS и сигнал топливной форсунки. Используя данные с ABS для расчета скорости и ускорения, а данные с топливной форсунки (обороты и относительный расход топлива). Версия скрипта PSS-ABS может работать с автомобилями, где установлена МКПП и мощность не более 300 л.с.

Заезд для замера происходит следующим образом. · Плавно трогаемся с места, переходим на вторую передачу, плавно набираем скорость до 30 км/ч и удерживаем эту скорость примерно 5-10 секунд. · Отпускаем педаль газа полностью и ждем, когда скорость упадет до 20км/час. · Плавно начинаем давить на педаль газа примерно до 1500 об/мин, а затем в пол и до 6000 об/мин.

Выжимаем сцепление, выключаем передачу, пускаем автомобиль накатом на нейтральной передаче 5-10 секунд. Останавливаем запись, Запускаем скрипт.


В окне конфигурации есть 7 граф для выбора или вода данных:

  • Канал датчика ABS ---- выбираем канал на котором записан сигнал датчика ABS
  • Канал форсунки --- выбираем канал на котором записан сигнал форсунки
  • Вес автомобиля ,кг ---- учитывая пассажиров топлива и багажа в автомобиле
  • Библиотека ABS ---- (если есть значения калибровки в библиотеке)
  • Калибровка ABS ---- (калибровку скрипт вычитывает автоматически ,потом можно воспользоваться чтоб не делать заезд на калибровку датчика ABS)
  • Считать данные с файла ---- для сравнения на вкладке ВСХ предыдущих заездов
  • Дополнительно ---- выбор расширенных функций скрипта

Производительность форсунки ---- водим значение статической производительности (по номеру на форсунки).

Тип впрыска ---- выбираем тип впрыска соответствующий данному автомобилю.

Количество форсунок ---- сколько на данном автомобиле форсунок.

Настойка оборотов ---- выбираем сколько импульсов на оборот колен-вала (если оставляем графу пустой определение автоматическое)



На вкладке report отображается следующая информация:

  • Название скрипта и версия
  • Ошибки
  • Совет

Общие данные:

  • имя файла
  • длина записи
  • вес автомобиля

Каналы --- что было ведено в окнах конфигурации

Вкладка динамика


На вкладке динамика есть несколько графиков,а именно:

  • обороты двигателя об/мин.
  • ускорение в G.
  • скорость автомобиля в км/час.
  • мощность кВт/час
  • продолжительность открытия форсунки мс.
  • условное передаточное число (по графику визуально можно определить. пробуксовывает сцепление ,или была ли пробуксовка колес).

И несколько зон:

  • зеленная зона участок где калибруется датчик ABS.
  • автомобиля.серая зона участок где происходит измерение динамических характеристик
  • оранжевый участок ,данные для подсчёта общих потерь


Вкладка ВСХ отображает графики крутящего момента ,мощности ,оборотов ,относительного расхода топлива.

Вкладка динамика


график ускорения -- это изменение ускорения автомобиля в единицах измерения G


график скорость -- изменение скорости автомобиля


график мощность --- это мощность вырабатываемая двигателем без учёта потерь


график продолжительности открытия форсунки


график изменения оборотов двигателя


график условного передаточного числа дает возможность визуально определить пробуксовку сцепления между ДВС и трансмиссией,а также пробуксовка колес с дорогой


На вкладке есть четыре графика и подсвеченная строка в которой отображается максимальная мощность и крутящий момент.

++ график мощности на вкладке (Передача1 кВт) отображает отношение оборотов к мощности с учётом общих потерь в киловаттах

++ график крутящего момента на вкладке (Передача1 Н.м) отношение оборотов к крутящему моменту в ньютонах

++ график оборотов в единицах

++ график относительного удельного расхода топлива также в относительных еденицах


motor-tester.ru


Смотрите также