Светодиодные лампы для школы как выбрать


Можно ли устанавливать светодиодные светильники в школу

Когда речь заходит о выборе светильника для класса в школе, в первую очередь, на ум приходит следующий вопрос – «Можно ли в школе использовать светодиодные светильники?» В статье мы постараемся дать ответ на этот вопрос, собирая данные из разных источников. Для начала, хотелось бы упомянуть про то, что государство начинает понемногу переводить бюджетные учреждения на светодиодное освещение. Если Вы ещё не в курсе об этом, то почитайте сначала статью про постановление правительства о замене светильников на светодиодные.

В профессиональной среде бытует мнение, что светодиодные светильники для школы находятся под запретом. Это мнение не безосновательно, ведь в своде правил 52.13330.2011, а именно в пункте 7.18 написано следующее: «В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания». Ни слова про потолочные светодиодные светильники для школы. На данный момент СП 52.13330.2011 уже не актуален, сейчас действует редакция 2016 года. В редакции 2016 года в пункте 7.1.3 написано следующее: «В дошкольных образовательных организациях, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания. Использование светодиодных источников света в указанных помещениях не разрешается». Хотя тут говорится про светильники для дошкольных образовательных учреждений, конкретно про школы нет ни слова.

Светодиодные светильники в школах СанПиН

Какая информация, на тему потолочных светодиодных светильников для школы есть в СанПиН 2.4.2.2821-10? Изначально в пункте 7.2.2 не было ни слова про светодиодные светильники, но 25 декабря 2013 года было подписано постановление, о внесении изменений В САНПИН 2.4.2.2821-10 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ". Нам интересен 23-ий пункт этого постановления, там написано следующее: «Пункт 7.2.2. изложить в редакции: "7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.".».

Светильник светодиодный для образовательных учреждений, СП 251.1325800.2016 и СП 256.1325800.2016

Существует также свод правил 251.1325800.2016, который описывает правила проектирования зданий общеобразовательных организаций. 26 июня 2018 года начнёт действовать изменение №1 к СП 251.1325800.2016, в котором говорится, что пункт 8.3.2 будет изложен в новой редакции: «В качестве источников света в ОУ помещений зданий ОО применяются люминесцентные лампы (кроме галофосфатных), светодиоды и иные источники света в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устанавливающими требования к искусственному освещению, и в соответствии с [11]». ОО – общеобразовательная организация, ОУ – осветительная установка.

Помимо этого, существует свод правил 256.1325800.2016, который описывает правила проектирования и монтажа для электроустановок жилых и общественных зданий. 27 июня 2018 года начинает действовать изменение №1 к СП 256.1325800.2016, в котором пункт 5.3.7 подвергается изменению, там теперь так же будет допускаться использование светодиодов в качестве источников света.

Какие светодиодные светильники использовать для установки в школу

Основные правила, которых следует придерживаться, если собираетесь купить светильники для школ:

1. Светильники должны быть безопасны. Люминесцентные лампы иногда имеют свойство выпадать из светильников, поэтому они должны быть надёжно закреплены. Хотя мы рекомендуем использовать светодиодные светильники – это избавит Вас от этой проблемы, а также от вредной ртути, лампы с которой требуют специальной утилизации.

2. Коэффициент пульсации потолочных светильников для школы не должен превышать 10%, у всех моделей нашего производства этот коэффициент не превышают 1%.

3. Потолочные светодиодные светильники для школы должны излучать качественный свет, приближенный к дневному. Для этого отлично подойдёт белый дневной тип свечения – 5000 К. По Вашему запросу, мы можем изготовить любой другой из доступных на рынке.

4. Освещение должно быть равномерным, не создавать ярких пятен, поэтому мы рекомендуем использовать матовые рассеиватели, но подойдёт и микропризма, она тоже очень хорошо рассеивает свет.

5. Светильники должны быть просты в обслуживании. Светодиодные светильники Пересвет не требуют никакого обслуживания. Про них можно смело сказать – поставил и забыл. Не требуется замена ламп или дросселей. Светильники проработают 25 лет и более после их установки.

Нормативы освещения в школе

Немаловажный вопрос – какая освещённость должна быть в школе? Сколько люкс должно быть в классе на парте, в кабинете труда, в кабинете черчения? В классных комнатах, в лабораториях общеобразовательных организаций, в кабинете информатики, в кабинете труда требуется 400 люкс на уровне 0,8 м (на парте/столе). В кабинетах черчения и рисования требуется 500 люкс на парте/столе. В спортивном зале школы достаточно 200 люкс на полу. Это требования для основных помещений школы, если нужна более подробная информация, можно ознакомиться с ней в СП 52.13330.2016 в Таблице Л. 1.

Цены на светильники для школы

Разброс цен на светильники потолочные для школы очень велик. Самое главное не покупать китайские дешёвые светильники для установки в школу. У таких светильников неприятная температура света – 6500 К, они обладают высоким коэффициентом пульсации – может доходить до 40%, а также у них нет электромагнитной совместимости – это значит, что износ электронных компонентов светильника будет гораздо выше, он будет оказывать негативное влияние на сеть, создавать радиопомехи, создаёт электромагнитные помехи, которые мешают работе других приборов.

Наша компания предлагает купить светодиодные светильники для школы по невысоким ценам и с отличным качеством. Мы используем драйвера производства завода Аргос (Россия), светодиоды производства LG (Южная Корея). Для заказа светильников, или консультации по освещению в школе, Вы можете позвонить по нашему телефону +7 (343) 346-38-20, либо отправить заявку на нашу электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

esvetilnik.ru

Требования к светодиодной продукции для школ

Какие светодиодные светильники  для школ и дошкольных общеобразовательных учреждений.

 

Требования к светильникам для школы, особенности кратко:

светильники:

  • цветовая температуры не более 4000 кельвин
  • угол светильников должен быть не менее 90°
  • рассеиватели, снижающие габаритную яркость до 5000 кд/м2
  • Не рекомендуется использовать в осветительных установках светодиоды мощностью более 0,3 Вт

освещенность:

  • норма освещенности Е для учебных классов 500 люкс
  • коэффициент цветопередачи CRI не менее 80
  • равномерность освещенности U не менее 0,60
  • дискомфорт блескости UGR не более 40
  • коэффициент пульсации не более 10%

подробнее:

"Руководителям Управлений
Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации,
на железнодорожном
транспорте


исх. № 01/11157-12-32 от 01.10.2012


Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих
источников света


Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
сообщает, что в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2011 года к обороту на
территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания
мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в
целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки
электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут
быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.


Для организации общего и местного искусственного освещения в общественных помещениях
рекомендуется использовать в качестве источников света люминесцентные и светодиодные
лампы.


На российском рынке представлены модели компактных люминесцентных ламп (далее - КЛЛ)
более чем 40 производителей, которые различаются по мощности, световым характеристикам,
формам, срокам службы, размеру, цене. Объем потребления энергосберегающих ламп в
Российской Федерации постоянно возрастает. Импорт компактных люминесцентных ламп достиг в 2011 году 107 млн. штук.


В связи с развитием современных энергоэффективных источников света, в том числе
светодиодов и осветительных приборов на их основе необходимо обеспечить гигиенические
нормы освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования и в
детских оздоровительных организациях.


Наиболее острым вопросом в использовании КЛЛ по-прежнему является проблема их утилизации
и безопасности использования. Каждая такая лампа может содержать до 3-5 мг ртути,
находящейся в агрегатном состоянии в виде паров. Опасность представляет неаккуратное
обращение с отработанными лампами. Разрушенная или повреждённая колба лампы
высвобождает пары ртути, которые могут вызвать тяжёлое отравление.


В настоящее время на территории Российской Федерации производятся лампы с применением
технологии Amalgam. В составе такой лампы ртуть находится не в чистом виде (жидком и/или
парообразном состоянии), а в виде амальгамы — химического раствора ртути в другом металле,
т.е. в твердом агрегатном состоянии. При нагревании амальгамы до 60 0С и выше пары ртути
высвобождаются и участвуют в процессе свечения лампы. Такое технологическое решение
исключает попадание паров ртути в помещение с комнатной температурой при нарушении
целостности стеклянной колбы.


Кроме того, в продаже доступны КЛЛ, выполненные в силиконовом контуре поверх лампы.
Силиконовая прокладка предохраняет трубку и колбу, являясь смягчителем удара при падении,
ограничивает распространение ртути.
Для минимизации загрязнения закрытых помещений при повреждении КЛЛ, рекомендуется
использовать лампы, изготовленные по указанным технологиям.


Кроме компактных люминесцентных ламп на рынке осветительного оборудования Российской
Федерации с 2010 года предлагаются светодиодные источники освещения, которые имеют ряд
преимуществ. Светодиодные лампы экономичны и имеют энергопотребление на 80% меньше чем
у ламп накаливания, обладают высокой ударной и вибрационной устойчивостью. В светодиодных
лампах отсутствует газонаполнение, они почти не нагреваются, срок их службы может доходить
до 100 000 часов. Такие лампы не содержат ртути, что делает их безопасными в плане
загрязнения окружающей среды.


С целью определения возможности применения светодиодного освещения и светодиодных
светильников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения РАМН ФГБУ
«Научный центр здоровья детей» РАМН при участии сотрудников ГП «Научно-технологический
центр уникального приборостроения РАН» и Научно-исследовательского института строительной
физики Российской Академии Архитектуры и строительных наук были проведены исследования
психофизиологического воздействия светодиодного освещения и светодиодных светильников на
организм человека.


Проведенные исследования показали возможность применения светодиодного освещения и
светодиодных светильников в жилых и общественных зданиях.


В связи с этим, органы управления образованием по субъектам Российской Федерации,
юридические лица и индивидуальных предпринимателей, образовательные и детские
оздоровительные организации, проектные организации должны быть уведомлены о возможности
обеспечения гигиенических норм освещенности, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях
начального профессионального образования» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические
требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных
зданий», в учреждениях общего и начального профессионального образования, а также в
детских оздоровительных учреждениях, путем применения светодиодных источников света и
осветительных приборов на их основе, при соблюдении ряда условий.


При использовании в системах общего освещения в помещениях общественных зданий и в
учебном процессе, светильники со светодиодами должны соответствовать ряду качественных и
количественных показателей освещения.


1. Условный защитный угол светильников должен быть не менее 90°. Указанный параметр
предъявляет требования к конструктивным особенностям осветительной арматуры для
ограничения слепящего действия светодиодных ламп и измеряется транспортиром и угольником.


2. Габаритная яркость светильников не должна превышать 5000 кд/м2. В связи с тем, что
габаритная яркость открытых светодиодов чрезвычайно высока, использовать светильник с
открытыми светодиодами для общего освещения помещений нельзя. Осветительная арматура
должна иметь в своем составе эффективные рассеиватели, снижающие габаритную яркость до
вышеуказанных значений. Указанный параметр измеряется яркомером.


3. Допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников Lmax:Lmin должна
составлять не более 5:1. Может быть оценена после измерений яркомером, как отношение
максимально измеренной яркости к минимальной.


4. Цветовая коррелированная температура светодиодов белого света не должна превышать
4000°К. Оценить цветовую температуру светодиодного источника можно по маркировке на цоколе
или упаковке лампы.
Цветовая температура – это температура черного тела (излучателя Планка), при которой его
излучение имеет ту же цветность, что и излучение рассматриваемого объекта. Она определяет
цветовую тональность (теплую, нейтральную или холодную) освещаемого этими источниками
пространства.


5. Не рекомендуется использовать в осветительных установках светодиоды мощностью более 0,3 Вт. Мощность смонтированных светодиодов указывается в маркировке лампы, расположенной на цоколе или на упаковке.


В паспортных данных на светильники со светодиодами, предназначенные для установок общего
и местного освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования,
должна быть указана информация о величине габаритной яркости, неравномерности яркости по
выходному отверстию светильника и величине цветовой коррелированной температуры.


При проведении надзорных мероприятий следует обращать внимание юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей на необходимость своевременности, полноты и
достоверности осуществления производственного контроля за выполнением требований,
предъявляемых к общему, местному и комбинированному освещению в зданиях и помещениях.


Руководитель Г.Г. Онищенко
16.10.12"

 

скачать оригинал письма в PDF

конец цитаты

 

Светодиодные светильники фирмы Вартон

соответствуют требованиям Соответствует письму Главного Санитарного врача РФ №01/11157-12-32 от 01.01.2012г (СанПиН 2.4.2.281-10, СанПиН 2.4.3.1186-03, СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03)

и подходит для применения в образовательных учреждениях перейти на страницу сайта со светильниками для образовательных учреждений ссылка

e14.su

Светодиодные световые приборы в образовательных учреждениях

С 50-х годов двадцатого века и до недавнего времени в учебных заведениях безальтернативно применялись люминесцентные лампы. Светодиоды, только появившиеся в начале двухтысячных, во-первых, не могли конкурировать с разрядными лампами по световому потоку. Во-вторых, были дороже. А в-третьих – недостаточно изучены, чтобы их разрешили использовать в помещениях, где дети проводят целый день. С момента появления светодиодов каждые 10 лет их эффективность увеличивалась в 20 раз, а стоимость, наоборот, снижалась в 10 раз (Haitz’s Law). Световая отдача светодиодов 0.08$ сейчас составляет 110 лм/Вт. Научных исследований на тему безопасности новых источников света также накопилось большое количество. Теперь стало возможно рассмотреть, какие характеристики должны быть у светодиодных светильников, чтобы их можно было применять в образовательных учреждениях: школах, колледжах, институтах.

Рассмотрим особенности освещения классных комнат и аудиторий. Если представить себе класс с рядами парт, полный школьников или студентов, то каким должно быть освещение в нём? Любой человек может сформулировать ответ на этот вопрос, если вспомнит, как сам часами сидел на занятиях.

Рис. 1. Освещение в учебном классе.

Светильники для учебных заведений должны:

  • Обеспечивать на партах, столах, доске преподавателя оптимальную и равномерную освещённость. При недостаточной освещённости глаза устают, при избыточной тоже устают. Люди должны комфортно читать и писать, различать мелкие детали учебных пособий.
  • Обеспечивать хорошую цветопередачу, не искажать цвета освещаемых объектов.
  • Быть комфортными для глаз, не слепить даже при прямом взгляде на светильник. И взрослые, и дети, задумавшись, часто водят глазами по потолку, это не должно приводить к кратковременному ослеплению и «зайчикам» в глазах.
  • Быть одного цвета. Светильники или лампы разного цвета вызывают неприятное ощущение что «что-то не так», отвлекают.
  • Не мигать, не пульсировать, не гудеть и не жужжать. Частая ситуация с вышедшими из строя люминесцентными лампами – они входят в циклический режим или в резонанс, при этом сложно концентрировать внимание.
  • Быть безопасными при повреждении. Бывает, что энергия юности находит выход в неожиданном направлении. Если светильник разбился, не должны: выливаться ртуть, лететь осколки, бить ток.
  • Специалисту останется к вышесказанному добавить, что светильник должен быть энергоэффективным.

По всем требованиям проходит светодиодный светильник, и по некоторым пунктам даже намного лучше, чем люминесцентная лампа. Но! Важное уточнение: проходит не любой светодиодный светильник, а только качественный! Именно дешёвые, ненадёжные светильники вредят и теме светодиодного общего освещения, и глазам, вызывают опасения. К сожалению, рынок наводнён некачественными светильниками, и чтобы сделать правильный выбор, нужно знать, из чего сделаны светильники и как они работают.

Люминесцентные лампы в своё время тоже встречали с опасениями – были сомнения и по спектральному составу излучения, и по яркости, и по безопасности… Но, в итоге люминесцентные лампы вытеснили лампы накаливания из области общего освещения и доминировали 50 лет. Теперь их вытесняют новые источники света.

Устройство светодиодного светильника для общего освещения.

Основа светодиодного светильника – светоизлучающий кристалл или чип. Именно он при протекании тока генерирует излучение. Цвет излучения зависит от материалов кристалла. Чаще всего в светильниках общего освещения используются люминофорные белые светодиоды: кристалл излучает синий свет, который заставляет светиться жёлтым люминофор, нанесённый на кристалл или внутреннюю поверхность линзы. Смешение синего света от чипа и жёлтого от люминофора мы воспринимаем как белый свет.

Рис. 2. Строение белого люминофорного светодиода марки Cree (США).

В зависимости от типа и толщины слоя люминофора светодиод может иметь различную цветовую температуру излучения: от тёпло-белой (2600-3500 К) до холодно-белой (5000-8000 К). Чем меньше пик в левой, синей части спектра (это свет от самого кристалла) и чем больше доля люминофорного излучения (это правый пик на рис. 3), тем более «тёплым» будет свет.

Рис. 3. Примерный вид спектров излучения белых люминофорных светодиодов (в относительных единицах).

Линза светодиода позволяет вывести больше света из кристалла, перераспределяя его излучение в пространстве, а также защищает его от механических воздействий. Для формирования нужной кривой силы света (КСС) в светильнике могут быть дополнительно установлены отражатели или линзы вторичной оптики.

Светодиоды располагают на печатных платах из алюминия, стеклотекстолита, или гетинакса, получаются светодиодные линейки. Линейки и источник питания соединяют между собой и устанавливают в корпус светильника.

Рис. 4. Вид светодиодного потолочного светильника GALAD Юниор 600 без рассеивателя.

Каковы ключевые моменты, характеризующие качество светодиодного светового прибора?

1. Марка и тип светодиодов.

Производство светодиодных кристаллов – высокотехнологичный процесс. Методом металлоорганической эпитаксии на сапфировой подложке по очереди выращивается несколько слоёв, каждый из которых имеет свой состав, а толщина – от нескольких микрометров до сотых долей микрометра. Здесь важны и чистота и качество исходных материалов, и точность резки, и тщательность последующей сортировки по параметрам (биннирования).

Рис. 5. Строение кристалла светодиода с указанием материала слоёв и их толщины. Кристалл с контактами на подложке.

Купив светильник с поддельным или просто низкокачественным «ноунейм» светодиодом, нельзя быть уверенным ни в его эксплуатационных, ни в светотехнических характеристиках. Его световой поток может быть меньше заявленного, он может иметь другую цветовую температуру (а значит, возможно, большее количество вредного для зрения синего света в спектре излучения), выйти из строя через несколько месяцев работы. Нередки в подобных изделиях механические дефекты: неаккуратно припаянные контакты, неотцентрованные кристаллы и тому подобные вещи.

Рис. 6. Дефекты некачественных светодиодов: кристалл находится не по центру, кристалл сколот, присутствуют остатки клея и токопроводящих частиц.

Кристалл светодиода чрезвычайно чувствителен к перегреву. При подобных дефектах кристалл нагревается неравномерно, в нём возникают механические напряжения и происходит деградация, которые в лучшем случае приводит к спаду светового потока, а в худшем – к выходу светодиода из строя. Температура кристалла влияет и на срок жизни люминофора: из-за перегрева люминофор и соприкасающиеся с ним материалы быстрее диффундируют друг в друга, и снижается эффективность излучения. Естественно, дешёвый люминофор более чувствителен к нагреванию, и быстрее деградирует.

Зарекомендовавшие себя производители светодиодов (Nichia, Cree, Osram, Lumileds, Seoul Semiconductor, Honglitronic и др.) гарантируют соответствие всех параметров заявленным в технической документации, и их светодиоды работают, как указано в паспорте. Без неприятных сюрпризов.

2. Система линз и/или отражателей, рассеиватель.

В светильнике должна быть продумана светоперераспределяющая часть. Сами по себе светодиоды обладают высокой яркостью при малых размерах. На такие источники света нельзя смотреть напрямую: чрезмерная яркость, во-первых, вызывает кратковременное ослепление и «зайчики» в глазах, что само по себе дискомфортно. А во-вторых, хоть свет люминофорных светодиодов и воспринимается нами как белый, но имеет в своём составе синюю составляющую, а с синим светом нужно быть особенно осторожным. Исследования показали [1, 2], что именно свет коротковолновой части спектра наиболее опасен для сетчатки глаза и при прямом наблюдении может вызывать её повреждение. При этом важно упомянуть, что стекловидное тело детского глаза более прозрачно, чем у взрослых, на сетчатку попадает больше синего света. Поэтому детские глаза особенно уязвимы. В светильнике для детей не должны применяться холодно-белые светодиоды (больше синего в спектре), а яркость светильника должна быть максимально равномерной.

Чтобы снизить слепящее действие, нужен рассеиватель, который сгладит и выровняет яркость по всей своей площади. Но одного рассеивателя мало, здесь также имеет значение количество, мощность и расположение светодиодов.

Рис. 7. Светодиодные светильники: а). 4 линейки по 8 светодиодов и призматический рассеиватель б). 4 линейки по 20 светодиодов и призматический рассеиватель в). 14 линеек по 14 светодиодов и рассеиватель микропризма-опал.

Чем меньше светодиодов в светильнике и чем они мощнее, тем ярче они будут, и с любым рассеивателем неравномерность яркости выходного отверстия светильника будет велика. Отчётливо будут видны светящиеся точки, полосы, либо «кресты», в зависимости от типа используемого материала. Поэтому наилучшим вариантом с точки зрения равномерности яркости будет большое количество маломощных светодиодов и матовый либо опаловый рассеиватель.

3. Блок питания.

Светодиоды управляются током. Чем выше ток, тем выше излучаемый световой поток (cм. рис. 7). В технической документации для каждой конкретной модели указан диапазон рабочих токов, при соблюдении которого гарантируется соответствие всем заявленным параметрам.

Рис. 8. Зависимость светового потока (в отн. ед.) от тока для белого люминофорного светодиода мощностью 0,3 Вт.

Некоторые недобросовестные производители намеренно используют более дешёвые маломощные светодиоды, но задают через них повышенный ток, «разгоняют» их, чтобы они светили ярче. Такой светильник на первый взгляд будет неотличим по светотехническим характеристикам от «правильного». Но кристалл маломощного светодиода не рассчитан на большие токи, светодиод перегревается, в нём растёт количество дефектов – участков, которые не излучают свет. Чем выше температура, тем сильнее деградирует кристалл, и тем быстрее заканчивается срок службы светодиода. Вместо 50 тысяч часов такой светильник может отслужить, например, лишь 2 тысячи.

Кроме того, именно схемотехническое решение драйвера определяет коэффициент пульсаций светового потока светильника, а также его защищённость от скачков напряжения в сети и высоковольтных микросекундных импульсов.

Какие научные исследования проводились по теме светодиодного освещения в школах в России? Каковы их результаты?

В 2012 году в Москве в центре образования «Феникс» №1666 был открыт первый в России демонстрационный и методический ресурсный кабинет по светодиодному освещению в школах. Кабинет был создан НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН при поддержке Роснано, Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Некоммерческого Партнерства Производителей Светодиодов и Систем на их основе (НП ПСС).

Евгений Долин, генеральный директор НП ПСС (ныне АПСС) в интервью журналу «Энергосовет» рассказал об исследованиях, проведённых при поддержке Роснано: «Сначала обследовались взрослые, и было чётко установлено, что при соответствии параметров световой среды нормам офисного освещения воздействие светодиодного освещения ничем не отличалось, а по ряду показателей было позитивнее, чем люминесцентных ламп. Люди меньше уставали, повышалась производительность труда, уменьшалось время «врабатывания» в тестовую задачу. Затем провели обследование в школе на разных возрастных группах. Там эффект был настолько разителен, что сомнений не осталось – правильно созданные светильники со светодиодами, собранные в световую установку под руководством профессионалов, дают только положительный эффект. У детей в конце года в группе, обучавшейся под светодиодами 2 месяца, острота зрения выросла в 80 % случаев, а не снизилась, как это обычно бывает весной, особенно у подростков». [4]

Рис. 9. Первый в России демонстрационный и методический ресурсный кабинет по светодиодному освещению в школах, ГОУ Центр образования «Феникс» №1666.

Сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН под руководством Текшевой Л. М. провели в центре образования «Феникс» масштабное исследование среди учащихся 4-11х классов – 16 классных коллективов, всего 370 человек. Исследовательский коллектив состоял из гигиенистов, психофизиологов, офтальмологов-педиатров, а также врачей диагностической клинической медицины. Изучалось влияние двух типов освещения, с люминесцентными лампами и светодиодного, на изменения функционального состояния систем детского организма (психоэмоциональное состояние, умственная работоспособность) и состояния зрительного анализатора. В обоих кабинетах были созданы равные условия: уровень освещённости – 400 лк; коэффициент пульсации – не более 10%; показатель дискомфорта – не более 15 у.е. При этом коррелированная цветовая температура источников света составляла в обоих случаях 4500 К.

Рис. 10. Светораспределение использовавшихся в работе светильников с люминесцентными (а) и светодиодными (б) источниками света и относительные спектры их излучения (в).

По результатам исследования, при работе в классе со светодиодными светильниками по сравнению с освещением люминесцентными лампами:

  • Наблюдаются более высокие количественные и качественные показатели умственной работоспособности у учащихся начальных классов, а у учащихся 5–11 классов к тому же и значительно меньшая (в 2–2,5 раза) распространённость случаев явно выраженного утомления.
  • У большинства школьников в процессе занятий отмечается меньшая распространённость дискомфортных эмоциональных состояний, а у младших школьников – и меньшая распространённость жалоб неврозоподобного характера.
  • Более 90% участников образовательного процесса (учащиеся и педагоги) оценивают освещение светодиодными источниками света как комфортное.
  • Комплексная оценка состояния зрения и умственной работоспособности учащихся 5–11 классов при работе с компьютерами показала, что светодиодная световая среда эффективно снижает негативное воздействие от компьютерной нагрузки по сравнению с люминесцентной.
Таким образом, исследования показали, что светодиодное освещение в учебных классах по сравнению с люминесцентным создает более благоприятную световую среду для зрительной и умственной работы учащихся разного возраста, их психофизиологического и функционального состояния. [5, 6]

Что говорится о применении светодиодных светильников в образовательных учреждениях в действующих российских нормативных документах?

  • Официальный информационный портал по энергосбережению, который является частью государственной информационной системы (ГИС) «Энергоэффективность» и площадкой для раскрытия информации в рамках федерального законодательства, https://gisee.ru

    Допускается ли использование светодиодного освещения в школах? В СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10 «Изменения и дополнения № 1 к санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» отражено, что «в учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания», что, разумеется, нельзя отнести к запрету каких-либо осветительных устройств, а скорее к рекомендации. Таким образом, в образовательных учреждениях, в том числе в школах, можно применять любое осветительное оборудование, удовлетворяющее требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». […]Таким образом, в школах можно использовать любое осветительное оборудование, включая светодиодные лампы, если их качество удовлетворяет установленным законодательством требованиям.

  • Официальный сайт Управления Роспотребнадзора по городу Москве http://77.rospotrebnadzor.ru

    О применении светодиодных ламп в образовательных учреждениях В соответствии с требованиями ФЗ от 23.11.2009 № 261-Ф «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 2010 года на рынке осветительного оборудования Российской Федерации предлагаются светодиодные источники освещения, которые имеют ряд преимуществ. Они более экономичны, обладают ударной и вибрационной устойчивостью. В светодиодных лампах отсутствует газонаполнение, они почти не нагреваются, срок службы может доходить до 100000 часов. Самое главное, что такие лампы не содержат ртути, что делает их безопасными в плане загрязнения окружающей среды. Проведенные исследования светодиодных светильников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения РАМН ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН при участии сотрудников ГП «Научно-технологический центр уникального приборостроения РАН» и Научно-исследовательского института строительной физики Российской Академии Архитектуры и строительных наук показали возможность применения светодиодного освещения и светодиодных светильников в жилых и общественных зданиях. В соответствии с письмом № 01/11157-12-32 от 01.10.2012 г. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г. Г. Онищенко при использовании в системах общего освещения в помещениях в учебном процессе светильники со светодиодами должны соответствовать ряду качественных и количественных показателей освещения:

    1. Условный защитный угол светильников должен быть не менее 90° для ограничения слепящего действия светодиодных ламп.
    2. Габаритная яркость светильников не должна превышать 5000 кд/м2. Использовать светильники с открытыми светодиодами для общего освещения помещений нельзя. Осветительная арматура должна иметь в своем составе эффективные рассеиватели, снижающие габаритную яркость до требуемых значений.
    3. Допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников Lmax:Lmin должна составлять не более 5:1.
    4. Цветовая коррелированная температура светодиодов белого света не должна превышать 4000 К.
    5. Не рекомендуется использовать в осветительных установках светодиоды мощностью более 0,3 Вт.
    В паспортных данных, а также на упаковке и маркировке цоколя ламп должна быть указана информация о величине мощности, габаритной яркости, неравномерности яркости по выходному отверстию светильника и величине цветовой коррелированной температуры.
  • Таким образом, государство официально поддерживает распространение светодиодных светильников и ламп и разрешает их применение в образовательных учреждениях прямым текстом. Есть лишь ряд требований, которым должен соответствовать светильник. И все эти требования абсолютно логичны и направлены на создание комфортного, качественного освещения в учебных помещениях.

    Однако, среди действующих государственных стандартов существует свод правил СП 256.1325800.2016 “Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа” Актуализированная редакция СП 31-110-2003 (Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 августа 2016 г. № 602/пр). В подразделе 5.3.7 данного документа указано: “Для общего освещения учреждений дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (включая компактные) лампы и лампы накаливания, в том числе галогенные. Применение светодиодных источников света в указанных помещениях не допускается».

    Наличие противоречащих друг другу нормативных документов затрудняет внедрение светодиодного освещения в образовательных учреждениях. Сейчас светотехническое сообщество активно обсуждает и пытается разрешить эту коллизию.

    Какие светодиодные светильники российского производства подходят для использования в школах и других образовательных учреждениях?

    1. Светильник GALAD Юниор был специально спроектирован для общего освещения школ, центров образования, колледжей и высших учебных заведений.

    Светильник GALAD Юниор:

    • соответствует требованиям ГОСТ-Р-54350-2015, предъявляемым к светильникам для детских учреждений;
    • соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
    • соответствует требованиям письма Руководителя Роспотребнадзора Г.Г.Онищенко от 01.10.2012 № 01/11157-12-32 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света».

    Рис. 11. Светильник GALAD Юниор 600 LED-35/П/М/4000

    GALAD является ведущим производителем светотехнической продукции и входит в крупнейший в России светотехнический холдинг БЛ ГРУПП. Светильники под маркой GALAD выпускаются на двух крупных российских заводах: Лихославльском заводе светотехнических изделий «Светотехника» (ЛЗСИ) и Кадошкинском электротехническом заводом (КЭТЗ). В изделиях GALAD применяются светодиоды компаний Cree, Nichia, Osram, Honglitronic и источники питания собственной разработки, Helvar, Аргос, Mean Well. Прежде чем пойти в серийное производство, новая модель светильника испытывается в испытательных центрах холдинга, а после выхода на рынок – в независимых лабораториях.

    В октябре 2016 года светильник GALAD Юниор 600 LED-35/П/М/4000 был испытан по программе независимых исследований Проверено[Lumen] и показал полное соответствие характеристик заявленным в каталоге. [9]

    Подтвержденные характеристики для GALAD Юниор 600 LED-35/П/М/4000

    ЗаявленныеИзмеренные
    Световой поток, лм31503164
    Мощность, Вт3535,6
    Коэффициент мощности0,980,98
    Световая отдача, лм/Вт9088,9
    Номинальное значение Тцв, К40004000
    Индекс цветопередачи, Ra> 8083,5
    Коэффициент пульсаций светового потока, %20,4
    Защита от пыли и влаги, IP20
    Срок службы, лет10
    Гарантия, лет3
    Темп. диапазон,°С+1…+35
    Диапазон напряжений, В198…264
    Материал корпусаЛистовая сталь, окрашенная порошковой краской
    Тип рассеивателяМикропризма-опал

    В Испытательном центре ООО «ВНИСИ» светильник исследовался по параметрам равномерности яркости выходного отверстия, и также прошёл все испытания на соответствие требованиям, указанным выше.

    Рис. 12. Вид включённого светильника GALAD Юниор 600 и визуализация его габаритной яркости

    Измеренные характеристики для GALAD Юниор 600

    ПараметрИзмеренное значение
    Габаритная яркость L под углом (С=0°, γ=0°), кд/м23260
    Габаритная яркость L под углом (С=0°, γ=60°), кд/м22570
    Габаритная яркость L под углом (С=0°, γ=80°), кд/м22520
    Защитный (условный защитный) угол, в продольной/поперечной плоскостях, γз ,°90

    Таким образом, по результатам испытаний светильник полностью удовлетворяет условиям Российских нормативных документов и может быть рекомендован для использования в образовательных учреждениях.

    В 2016 году светильники отечественного производства GALAD Юниор LED были установлены в кабинете машинного вязания Центра внешкольного образования «Творчество» городского округа Самара. В нем занимаются дети в возрасте от 7 до 18 лет, а дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды - до 23 лет. В кабинете машинного вязания обучаются и педагоги, в нем часто проводятся мастер-классы в рамках мероприятий городского, областного и всероссийского уровней. И ученики и преподаватели довольны новым освещением. Они особенно подчёркивают хорошую цветопередачу светильников, что особенно важно при работе с большим разнообразием цветной пряжи.

    Рис. 13. Светильники GALAD Юниор 600 в кабинете машинного вязания ЦВО «Творчество» г. Самара.

    2. Светильник GALAD Вектор предназначен для освещения классных досок в образовательных учреждениях.

    Он устанавливается на специальных кронштейнах над доской. Линейка светодиодов (мощность каждого менее 0,2 Вт) полностью скрыта от глаз. Отражатель спроектирован таким образом, что весь свет попадает на доску, создавая на ней равномерное заливающее освещение.

    Рис. 14. Светильники GALAD Вектор LED-20-4000.

    Характеристики для GALAD Вектор LED-20-4000

    ПараметрЗначение
    Световой поток, лм1900
    Мощность, Вт20
    Коэффициент мощности, не менее0,95
    Световая отдача, лм/Вт95
    Номинальное значение Тцв, К4000
    Индекс цветопередачи, Ra> 80
    Коэффициент пульсаций светового потока, %2
    Защита от пыли и влаги, IP20
    Темп. диапазон,°С+1…+35

    Заключение

    1. Исследования показывают, что освещение качественными светодиодными светильниками не хуже, а напротив, во многом гораздо лучше, чем светильниками с люминесцентными лампами.
    2. На уровне государственных стандартов и норм использование светодиодных светильников в образовательных учреждениях разрешено, если они соответствуют ряду условий.
    3. На российском рынке световые приборы, удовлетворяющие полному списку этих условий, присутствуют, и процесс замены устаревших осветительных систем на современные и эффективные уже идёт.

    Ошуркова Е. С.

    ЛИТЕРАТУРА 1. Retinal damage induced by commercial Light Emitting Diodes (LED), Imene Jaadane, Pierre Boulenguez, et al. 2. Потенциальная опасность освещения светодиодами для глаз детей и подростков, П.П. Зак, М.А. Островский, «Светотехника» №3, 2012. 3. Проблемы надежности светодиодов, И. В. Васильев, А.Т. Овчаров, Т. Г. Коржнева,https://alternativenergy.ru/tehnologii/321-neispravnosti-svetodiodov.html 4. О светодиодах, безопасности и нормативной базе. Интервью с Е. В. Долиным, «Энергосовет» №6, 2013. 5. Гигиенические аспекты применения светодиодных источников света для общего освещения в школах, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, Л. М. Текшева, М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва, «Гигиена и санитария» №5, 2013. 6. Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения с люминесцентными лампами и светодиодными источниками света в школах, Л. М. Текшева, «Светотехника» №5, 2012. 7. Открыт первый в России ресурсный кабинет по светодиодному освещению учебных помещений, 12 марта 2012, http://www.rusnano.com/about/press-centre/news/75766 8. Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения с люминесцентными лампами и светодиодными источниками света, Л. М. Текшева, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва, 2010. 9. GALAD Юниор 600 LED-35: результаты испытаний светильника для образовательных учреждений (окт. 2016), «LUMEN&Expertunion», http://www.lumen2b.ru/galad-unior-600/

    galad.ru

    требования к светильникам в школах

    Требования к светильникам в школах

    С февраля по март 2017 года вступили в силу новые строительные правила подготовленные Минстроем России, а именно СП-251 и СП-261, в них есть интересные и даже кардинальные сообщения по части возможности использования светодиодных LED светильников в медицинских и образовательных учреждениях, а именно:

    СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ И СОГЛАСОВАННЫЕ СВЕТИЛЬНИКИ ПО СанПиНу КАК ДЛЯ ШКОЛ ТАК И ДЛЯ ДЕТСКИХ САДОВ перейдя по ссылки http://stsled.ru/ofisnye-svetilniki/189/index.php?bitrix_include_areas=Y&clear_cache=Y

    "5.3.7 Для общего освещения учреждений дошкольного, школьного и профессионально- технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (включая компактные) лампы и лампы накаливания, в том числе галогенные. Применение светодиодных источников света в указанных помещениях не допускается"

    Такие нормативы были утверждены еще два года назад летом 2016 года, но в силу вступили только сейчас, поэтому в последние месяц мы стали не однократно слышать от наших партнеров то что проект в котором изначально были заложены светодиодные LED светильники пересогласовывается на люминисцентные светильники.

    Но 19 января 2017 состоялась конференция по вопросу применения светодиодных LED светильников в общественных помещениях, на котором было принято что СП 251.1325800.2016 и СП 256.1325800.2016
    являются документами рекомендательного характера, а не обязательного и не могут препятствовать их применению
    Руководствоваться следует СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, который уточнен Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 1 октября 2012 г. N 01/11157-12-32 "Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света", где говорится:

    Органы управления образованием по субъектам Российской Федерации, юридические лица и индивидуальных предпринимателей, образовательные и детские оздоровительные организации, проектные организации должны быть уведомлены о возможности обеспечения гигиенических норм освещенности, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования" и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий", в учреждениях общего и начального профессионального образования, а также в детских оздоровительных учреждениях, путем применения светодиодных источников света и осветительных приборов на их основе. Специализированный светильник для школы тут http://stsled.ru/ofisnye-svetilniki/189/

    Также в постановление правительства от 28 августа 2015 г. N 898 прописаны ТРЕБОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

    " запрет на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26 - 38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;

    запрет на приобретение дуговых ртутных люминесцентных ламп;

    запрет на приобретение ламп люминесцентных со встроенным пускорегулирующим аппаратом (компактных люминесцентных ламп)"

    Если подвести итоги, то все остается как и раньше, при надобности
    ссылайтесь на протокол Минстроя 19.01.2017, он вносит необходимые коррективы в напугавшие многие пункты СП 256 и СП 251.
    У нас многолетний опыт в подборе светильников для образовательных учреждениях, вам достаточно только сказать какое помещение вам необходимо осветить и наши специалисты предложат вам эконом вариант, для этого вам необходимо оставить заявку на нашей почте.

    stsled.ru

    Настольная лампа для школьника. Как выбрать настольную лампу для школьника

    С наступлением осени перед родителями всех школьников встает важнейшая задача – подготовить ребенка к учебе и сделать так, чтобы его учебный процесс протекал как можно эффективнее и безопаснее. А поскольку дети выполняют большинство своих домашних заданий в стенах родного дома необходимо обеспечить им нормальные условия, которые подразумевают правильную организацию учебного места.

    Особое значение придается выбору правильного освещения способствующего сохранению у ребенка хорошего зрения и не мешающего комфортному усвоению школьного материала.

    Как правило, в качестве основного источника освещения применяется настольная лампа. Выбор такого светильника – дело хоть и несложное, однако относиться к нему пренебрежительно нельзя. Качественная настольная лампа для школьника может быть самой различной формы и мощности, поэтому подбирать ее необходимо исходя не только из личных предпочтений ребенка, но и с учетом того, как организовано учебное место.

    Глаза ребенка очень чувствительны, а значит источнику света, который будет стоять на письменном столе, нужно уделить особое внимание. В этой статье мы подробно рассмотрим процесс выбора и покупки настольной лампы и дадим несколько ценных советов по ее эксплуатации.

    Рад приветствовать всех читателей на сайте «Электрик в доме» сегодня я бы хотел опубликовать статью на тему выбора настольной лампы для школьника. Чем следует руководствоваться и на какие моменты стоит обратить внимание при покупке.

    Как выбрать настольную лампу для школьника

    Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уставал как можно меньше и не страдал от проблем со зрением, то тогда постарайтесь отнестись к выбору локального освещения со всей серьезностью. Мы подготовили для вас несколько рекомендаций следуя которым, вы сможете приобрести отличную настольную лампу с минимальными финансовыми и временными затратами. Итак, приступим.

    Финансовая сторона вопроса

    Большинство родителей идут в интернет с одним единственным вопросом, сколько стоит настольная лампа для школьника? Старайтесь никогда не приобретать дешевые настольные лампы.

    Разумеется, у каждой семьи есть свой определенный бюджет, который может не предусматривать больших затрат на такую продукцию, однако помните – нет никакой гарантии, что источник освещения, приобретенный вами по низкой цене, прослужит вам длительное время. Лучше приобрести изделие среднего класса, характеристики которого, хоть и не будут хватать звезд с неба, но зато смогут удовлетворить большинство потребностей в качественном освещении.

    Эстетический вид и дизайн

    Каждый человек хочет, чтобы все, что находится в его доме, было красивым и стильным, однако дети любят постоянно отвлекаться на мелкие детали, так что приобретать броскую и вычурную настольную лампу не стоит. Купите светильник, изготовленный в офисном стиле, дизайн которого не будет предусматривать наличие ярких цветов.

    Организация рабочего места от этого не пострадает, зато ребенок сможет по-настоящему сосредоточиться на выполнении домашних заданий, и не будет обращать внимание на окружающую обстановку.

    Функциональные характеристики лампы для школьника

    Перед тем как выбрать настольную лампу для школьника, подумайте над тем, какие функциональные особенности светильника будут для вас наиболее востребованы. Удобный переключатель, возможность регулировки наклона плафона, простота замены лампы – все это имеет огромное значение для обеспечения эффективного использования источника света. Мы выделили несколько элементов настольной лампы, на которые нужно обратить особое внимание.

    Способ крепления лампы к поверхности

    Основание настольной лампы должно быть прочным и тяжелым, дабы светильник не наклонялся и не скользил по столешнице. Также можно приобрести светильник на струбцине – крепление к краю стола позволит сэкономить учебное место. 

    Так настольная лампа для школьника крепится к столу с помощью кронштейна (струбцины).

    Крепление настольной лампы на рабочем столе с помощью прищепки.

    На рабочем столе ребенка лампа должна устанавливаться с левой стороны от него (если ребенок левша то справа).

    Размер светильника играет роль

    Забудьте о лампах небольшого размера. Источник света обязательно должен располагаться на ножке длинной не менее 40-50 см. В противном случае свет будет отражаться от поверхности тетради или стола, и попадать ребенку в глаза, а это очень вредно для зрения.

    Способ управления освещением

    Самыми удобными в эксплуатации считаются светильники, выключатель которых находится на основании или же плафоне. Кнопка включения/выключения должна иметь хороший ход и не западать.

    Регулировка положений и наклона

    В настоящее время огромной популярностью пользуются настольные ламы с возможностью регулировки высоты и поворота плафона. Светильники на хорошем гибком штативе очень практичны, и не потребуют много времени для своей подготовки к работе.

    Старайтесь выбирать высокие лампы (30-45 см), поскольку, чем сильнее рассевается свет, тем большая площадь стола будет освещена.

    Световые характеристики настольной лампы

    Первый критерий, на основании которого необходимо выбирать настольную лампу для школьника – качество света. Мы выделили для вас три основных составляющих, играющих решающую роль в процессе получения качественного света.

    Какой должна быть мощность лампочки?

    Ни в коем случае не пренебрегайте мощностью лампочки. Максимально допустимым значением считается 100 Вт (для ламп накаливания), однако это не значит, что следует останавливаться именно на этом варианте. Опытные офтальмологи считают, что для обеспечения комфортного освещения ученического стола вполне достаточно лампочки 60 Вт. Что же касается светодиодных ламп, при их выборе можно смело ориентироваться на мощность 8-10 Вт.

    Обязательно поинтересуйтесь у ребенка о том, как он себя чувствует при данном освещении в процессе выполнения домашних заданий. Попробуйте подобрать такую лампочку, свет от которой обеспечит глазам школьника максимальный комфорт и не будет, при этом, оказывать негативное воздействие на зрение. Если ребенку достаточно тех условий, которые создает лампочка мощностью 60 Вт, то оставьте ее. Если же нет – приобретите более яркую лампочку – 75-100 Вт.

    Цветовая температура свечения светильника

    Обязательно обращайте внимание на цветовую температуру светильника, которую он излучает. В последнее время стали очень популярны энергосберегающие и светодиодные лампы. Многие родители чтобы сэкономить на электроэнергии используют именно их. Но не все знают о такой характеристике как цветовая температура ламп и что одинаковые по мощности лампы могут излучать разный цвет, например белого, дневного или теплого света.

    Для тех кто не знает что это за характеристика у меня есть отдельная статья на эту тему цветовая температура светодиодных ламп, пожалуйста, заходите и ознакамливайтесь.

    Если использовать лампы холодного белого или дневного цвета в настольном светильнике глаза от такого освещения будут быстро уставать, что может негативно сказаться на зрении ребенка. Поэтому если Вы используете экономные лампы, то подбирайте их с теплой температурой свечения. Есть определенные требования и к цветовой температуре – она должна быть в пределах 2700-3200 К.

    Кроме того, старайтесь выбирать такой осветительный прибор, световой поток которого не выходит за рамки диапазона 400-700 лм.

    Что же касается обычных ламп накаливания, у них отсутствует такая характеристика как цветовая температура, так как все они светят теплым светом. А насчет номинальной мощности такой лампочки, то она чаще всего составляет 60 Вт.

    Форма и материал исполнения плафона

    Старайтесь не приобретать настольные лампы с чересчур вычурными формами плафонов. Оптимальный вариант – светильник, изготовленный в форме трапеции. Такая форма не мешает распределению светового потока и обеспечивается максимально комфортное освещение для детских глаз. Также не стоит забывать и о цвете лампы. Правильно подобранный оттенок способствует снижению нагрузки на зрение и помогает создать дополнительный эффект освещенности.

    Плафон, выбранный вами настольной лампы, должен быть изготовлен только из качественного пластика. Дело в том, что дешевая пластмасса не способна выдерживать воздействие высоких температур и может расплавиться в любой момент. Что же касается металлических плафонов, то их также не рекомендуется приобретать, так как об горячий металл очень легко обжечься.

    Какая настольная лампа лучше для школьника светодиодная или энергосберегающая

    Если подвести итог всему вышесказанному, то можно сделать следующий вывод – лучшей настольной лампой считается та, которая нравится школьнику и не вредит его здоровью. Выбрав подходящий светильник, не спешите его приобретать. Сначала проверьте наличие сертификатов, подтверждающих качество товара, и внимательно осмотрите конструкцию лампы.

    Особое внимание необходимо обратить на качество изоляции проводов, поскольку малейшая трещина в кабеле может привести к короткому замыканию и выходу осветительного прибора из строя. Не стоит забывать и о патроне – лампочка в него должна вкручиваться без особых усилий.

    В настоящее время многие продавцы советуют покупателям приобретать энергосберегающие люминесцентные лампы, излучающие холодный белый свет.

    При изготовлении таких лампочек использует ядовитая ртуть, поэтому мы рекомендуем вам не поддаваться на уговоры сотрудников торговых точек и не делать опрометчивых покупок. Лучше приобретите светодиодную лампу или самую обыкновенную лампу накаливания.

    Кстати сегодня очень популярны лампы со встроенными светодиодными панелями и несколькими уровнями яркости. Думаю приобрести себе такую, как только появится обязательно сделаю обзор.

    Безопасность превыше всего

    Настольная лампа – это не только средство, предназначенное для получения комфортного освещения, а еще и осветительный прибор. Использование такого светильника, особенно если в его устройстве есть какие-то неполадки, может быть сопряжено с большой опасностью. Перед покупкой обязательно проверьте исправность лампы, осмотрите провода и розетки.

    Кроме того, никогда не приобретайте продукцию, качество которой не подтверждено наличием соответствующих сертификатов безопасности. Настольная лампа для школьника должна быть надежной, удобной в использовании и практичной.

    Качественная настольная лампа может сыграть огромную роль в учебном процессе. От освещения зависит очень многое, так как большая нагрузка на детские глаза приводит к быстрой утомляемости и не позволяет ребенку нормально сосредоточиться на усвоении учебного материала.

    Не стоит бежать в ближайший магазин и приобретать первый попавшийся светильник. Внимательно изучите предлагаемый покупателю ассортимент, определите потребности ребенка в освещении и только потом делайте выбор.

    Похожие материалы на сайте:

    Понравилась статья - поделись с друзьями!

    electricvdome.ru


    Смотрите также